Как читать псалтырь в великий пост начинающему

Кафизма

Православные христиане могут молиться самыми разными молитвословиями как дома, так и в храме. Помимо общих для всех утренних и вечерних молитв, можно читать Псалтирь Царя Давида. Однако читается он не просто сплошным текстом, а с разделением на кафизмы, после которых поются особые молитвы и прошения за здравие или за упокой.

Что такое кафизма

Кафисма, что переводится с греческого как «сидение», представляет собой часть книги Псалтирь. Как становится ясно из перевода, во время чтения этих текстов можно сидеть, в отличие от большинства других молитвословий. При этом изначально, в византийской традиции, сидеть на кафизмах было не принято, а сидели после их прочтения.

Вся книга Псалтири разделяется на кафизмы, как на составные части. Всего их насчитывается двадцать штук, при этом длина всех кафизм приблизительно одинакова, хотя могут содержать разное количество псалмов.

Интересно! Наибольшее количество псалмов содержится в 118 кафизме. Их там 15, со 119 по 133 псалом.

При этом сама кафисма также имеет свои составные элементы — они называются «славами» или «статиями». Понятие славы происходит из текста «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу…», которые читаеются после каждого такого составного элемента.

Как читаются кафизмы в храме

В храме Псалтирь читается так, чтобы за недельный круг прочитывались все 20 кафизм. Читаются они как на вечерних службах, так и на утренних. Как правило, чтение идет по очереди, но бывают поправки на особые дни.

На богослужении кафизмы произносятся чтецами и поются хором. Чтец начинает словами «Слава Отцу и Сыну…», а следующую часть поет хор. Как разделяются кафизмы удобно видно в таблице:

Кафизма 1 Слава 2 Слава 3 Слава
I 1-3 4-6 7-8
II 9-10 11-13 14-16
III 17 18-20 21-23
IV 24-26 27-29 30-31
V 32-33 34-35 36
VI 37-39 40-42 43-45
VII 46-48 49-50 51-54
VIII 55-57 58-60 61-63
IX 64-66 67 68-69
X 70-71 72-73 74-76
XI 77 78-80 81-84
XII 85-87 88 89-90
XIII 91-93 94-96 97-100
XIV 101-102 103 104
XV 105 106 107-108
XVI 109-111 112-114 115-117
XVII 118:1-72 118:73-131 118:132-176
XVIII 119-123 124-128 129-133
XIX 134-136 137-139 140-142
XX 143-144 145-147 148-150

Важно! 151 псалом, который входит в Библию, также включается в 20 кафизму. При этом в церковных богослужениях данный псалом не используется.

Отдельно нужно заметить, что во время Великого поста порядок чтения Псалтири существенно видоизменяется. Основное отличие в том, что в этот период за неделю все двадцать кафизм прочитываются два раза.

Помимо чтения на вечерне и утрене, как и в другие дни церковного года, кафизмы читаются также на часах, когда уже прочитаны все основные псалмы. Расписание чтения в Великий пост (за исключением пятой недели) также представлены в таблице:

День Вечерня Утреня 1 Час 3 Час 6 Час 9 час
Вс 1 2, 3
Пн 4, 5, 6 7 8 9
Вт 18 10, 11, 12 13 14 15 16
Ср 18 19, 20, 1 2 3 4 5
Чт 18 6, 7 ,8 9 10 11 12
Пт 18 13, 14, 15 19 20
Сб 18 16, 17

Пятая неделя Святой Четыредесятницы отличается тем, что именно на ней полностью читается Великий покаянный канон Андрея Критского. Его чтение припадает на четверг, поэтому в этот день на утрене прочитывается только одна кафизма.

Страстная седмица отличается тем, что Псалтирь читается единожды, в промежуток с понедельника по пятницу, после чего Псалтирь не читается. На Светлой неделе кафизмы читать не положено вовсе.

Можно ли читать Псалтирь дома

Многие православные христиане также практикуют чтение Псалтири дома, в своей личной домашней молитве. Например, существует благочестивая традиция, когда такое моление совершают взамен посещения богослужения в храме, если на него не удалось попасть по каким-то объективным причинам.

Можно читать отдельные кафизмы или даже псалмы, включая их в состав своего обычного ежедневного молитвенного правила. Желательно перед началом такого молитвенного труда взять благословение у священника.

Для домашнего чтения во многих больших православных молитвословах есть удобное чтение Псалтири, которая разбита на кафизмы и содержит дополнительные молитвы о покаянии и прошения.

Как читать Псалтирь в Великий Пост

Среди верующих людей существует благочестивая традиция читать кафизмы из Псалтири в течение всего Великого Поста. Часто такие моления совершаются по соглашению — когда группа людей договаривается о чтении на определенное время. Таким образом за одни сутки прочитываются все кафизмы, что сделать одному человеку за такой промежуток времени не под силу.

Вообще нужно сказать, что моление кафизмами — один из самых древних способов молиться. Такая традиция намного древнее даже Иисусовой молитвы и всеми любимого чтения акафистов. До того, как православные аскеты начали читать акафисты и другие молитвы, существовало правило прочитывать Псалтирь про себя, наизусть.

Читайте также:
Молитвы покаяния в грехах: текст на русском, как правильно читать

Во многих древних монастырях действовало правило, согласно которому на послушание принимались только те, кто полностью наизусть смог выучить весь Псалтирь.

Интересно! В царской России не было книги более известной и популярной среди всего населения, чем Псалтирь.

Итак, для тех, кто решил дома самостоятельно читать кафизмы, полезно будет следовать таким правилам:

  1. Молиться лучше перед горящей свечой, лампадой. Такая традиция настраивает на молитвенный лад, помогает сосредоточиться, успокоиться и отогнать суетные мысли.
  2. Святой Серафим Саровский советовал читать кафизмы вслух, хотя был шепотом, но не про себя. Так текст молитвы будет восприниматься не только умом, но и на слух. В 50 псалме, который мы читаем каждое утро в составе обычного молитвенного правила, есть слова «Слуху моему даси радость и веселие». Эти слова означают, что молитва приятна даже самим своим звучанием.
  3. Если вы не можете читать на церковнославянском языке, выбирайте молитвословы с переводом Псалтири на русский язык. Это позволит избежать ошибок в прочтении древних текстов.
  4. В отличие от акафистов, кафизмы можно читать сидя. Вставать нужно только на начальных и окончательных молитвах, а также на «Славах» в середине.
  5. Во время любого моления, в том числе и чтения кафизм, нужно избегать излишней эмоциональности. Псалмы читаются спокойно, немного нараспев, медленно и монотонно. Излишняя чувственность тут неуместна.
  6. Если вы только начинаете молитвенное делание, смысл некоторых кафизм может оставаться для вас неясным. Не нужно этого смущаться.

Во-первых, всегда можно поискать толкования и пояснения к любой строчке каждого псалма. Во-вторых, есть такое известное выражение «Человек не понимает, но бесы понимают». Мы должны молиться, а дале, по мере нашего духовного роста, нам будут открываться все новые и новые грани древних текстов.

Очень хорошо перед началом чтения Псалтири взять благословение у священника. Важно не брать на себя чрезмерный и непосильный молитвенный труд — это не только не принесет никакой пользы, но может и навредить духовному здоровью человека. Поэтому перед тем, как брать на себя дополнительные труды, полезно посоветоваться с опытным священником.

Как читать Псалтирь

Среди книг Священного Писания книга Псалтырь занимает особое место. Написанная задолго до воплощения Господа Иисуса Христа, она единственная из книг Ветхого завета целиком вошла в богослужебный устав христианской Церкви и занимает в нем видное место.

Особая ценность Псалтири в том, что в ней изображены движения человеческой души, стремящейся к Богу, даётся высокий образец молитвенного противостояния скорбям и искушениям и славословия Богу. «В словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояния души, все движения мысли, так что сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке», – говорит святитель Афанасий Великий. Благодать Святого Духа, проникающая каждое слово Псалтири, освящает, очищает, поддерживает молящегося этими священными словами, отгоняет демонов и привлекает Ангелов.

Неусыпаемая Псалтирь – Онлайн Трансляция 24/7

Первые христиане глубоко почитали и любили Псалтирь. Они заучивали все псалмы наизусть. Уже в апостольские времена Псалтырь получила широкое применение в христианском богослужении. В современном богослужебном уставе православной Церкви принято деление Псалтыри на 20 разделов – кафизм. Псалмы читаются в храме ежедневно за каждым утренним и вечерним богослужением. В течение недели книга Псалмов прочитывается полностью, а Великий пост – дважды в течение седмицы. Псалмы входят и в молитвенное правило, предписанное мирянам.

Для простого чтения псалмов, если христианин не принимает какого-то обета или постоянного дополнения к общепринятому правилу, благословение у духовника брать не нужно. Но обязательно надо взять у священника благословение, если мирянин возлагает на себя какое-то особое постоянное молитвенное правило или какой-то обет.

Псалтирь можно читать всегда, за исключением периода от Великого Четверга Страстной седмицы до Фоминой недели (антипасхи). В течении этих десяти дней отменяется всякое чтение Псалтири как в храмах, так и келейно.

Псалтирь можно читать и про себя, молча, но лучше читать её негромко вслух, по совету святых отцов.

Св. Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Произноси слова несколько вслух, когда ты молишься наедине, и это способствует сохранению внимания».

Преп. Серафим Саровский советовал, что необходимо читать молитвы вполголоса или тише, чтобы не только ум, но и слух внимали словам молитвы («Слуху моему даси радость и веселие»).

Читайте также:
Православные молитвы о детях отца и матери

Названия псалмов читать не надо. Читать псалмы можно и стоя, и сидя (слово «кафизма» в переводе на русский язык «то, что читается сидя» в отличие от слова «акафист» – «не сидя»). Вставать обязательно нужно при чтении начинательных и заключительных молитв, а также на «Славах».

Не надо унывать и смущаться, если вначале иногда смысл псалмов непонятен. Всегда можно посмотреть непонятные выражения в русском переводе, в толковании на Псалтирь. По мере чтения и нашего духовного взросления будет открываться всё глубже и ярче глубинный смысл псалмов.

При чтении дома строго устава, как читать нет, гораздо важнее настроиться на молитву. Существуют разные практики чтения Псалтири. Одна из них, когда Вы не зависите от объема прочитанного, т.е. не обязаны читать по кафизме или по две в день. Если есть время и душевная потребность в молитве – Вы начинаете читать с того места, где остановились в прошлый раз, сделав закладку.

Если миряне прибавляют к келейному молитвенному правилу один или несколько избранных псалмов, то читают только их текст, как, например, пятидесятый псалом в утреннем правиле. Если же читается кафизма, или несколько кафизм, то перед ними и после них прибавляются особые молитвословия.

Перед началом чтения кафизмы или нескольких кафизм

Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи помилуй (12 раз)

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Придите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Придите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

Там, где кафизма прерывается пометкой «Слава», читаются следующие молитвы:

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза)

Господи, помилуй. (3 раза)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу

Здесь можно читать молитвы с поминовением о здравии и упокоении или особые прошения. На первой и второй «Славе» обычно поминаются имена о здравии, на третьей Славе – имена о упокоении.

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго ( имя), родителей моих ( имена), сродников ( имена), начальников, наставников, благодетелей ( имена) и всех православных христиан.

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих ( имена) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

И далее читаются следующие псалмы.

После чтения кафизмы читают молитвы и тропари, указанные в кафизме

Молитва «Господи, помилуй» читается 40 раз.

Иногда по желанию между вторым и третьим десятком (между 20 и 21 молитвой «Господи, помилуй!») произносится личная молитва верующего о самых близких людях, о самом насущном.

И в конце всего молитвословия:

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава, и ныне. Го́споди, поми́луй. (3 раза)

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых Небесных сил безплотных, и преподобных и богоносных отец наших, и святаго пророка Давида, и всех святых, помилуй и спаси мя, грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Державная икона Божией Матери

Явление Державной иконы

Державная икона Божией Матери явилась русскому народу в тяжелое для его истории время. 15 марта (по новому стилю) 1917 года от престола отрекся император Николай II. Верующие люди увидели в этом чудесном событии промысел Божий. Они истолковали это так, что теперь Российская Держава будет под заступничеством Пресвятой Богородицы.

Читайте также:
Какой иконе молиться, чтобы забеременеть и родить здорового ребенка

Крестьянке Евдокии Андриановой из деревни Перервы (на Москва-реке у Коломенского) несколько раз снились удивительные сны. В первый раз она услышала голос Богородицы. Царица Небесная сказала Евдокии, что в селе Коломенское есть церковь, в которой хранится старинный образ Богородицы. Нужно было сделать его “красным”, то есть восстановить, и пусть люди молятся перед ним. Во втором сне крестьянка увидела белоснежную церковь. В храме на царском троне восседала Богородица с Младенцем-Христом. Евдокия узнала этот храм, он располагался на противоположном берегу реки в селе Коломенское.

В 1917 году настоятелем Вознесенской церкви села Коломенского был священник Николай Лихачев. Он внимательно выслушал женщину и они вместе обошли весь храм в поисках иконы. Но в самом храме не было образа Богородицы, описанного Евдокией. После продолжительных поисков удалось найти потемневшую от времени икону в подвале храма. На иконе они увидели восседающую на троне Богородицу, на коленях у Нее находился младенец Христос. Одной рукой Он обращал благословение к взирающим на икону. Сама Богородица в руках держала скипетр и державу.

Митрополит Тихон, ставший позднее патриархом, писал Синоду:

“По сведениям, данным членом комиссии от церковно-археологического отдела при Московском обществе любителей духовного просвещения протоиереем Страховым, икона не древняя, приблизительно конца XVIII века (не старше), по форме (вверху овальная) иконостасная, средняя, из третьего пояса (пророческого). По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери. Икона, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенской церкви ранее нынешнего”.

Державная икона Божией Матери: дальнейшая участь

После обретения икона была отреставрирована в Алексеевском монастыре Москвы. Слава о чудесном явлении иконы быстро разлетелась среди верующих людей, которые приходили поклониться Пресвятой Богородице. Списки с иконы появились во многих храмах и монастырях. Державный образ Богородицы находилась в Коломенском по праздникам и воскресным дням. В остальное время ее возили по предприятиям и церквям, чтобы как можно больше верующих смогли приложиться к чудотворному образу. Икона Державная была принесена в Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Встречать образ вышла игуменья великая княгиня Елизавета Феодоровна с насельницами.

Иконе был написан акафист, в создание которого участвовал сам патриарх Тихон. Он многократно призывал верующих молиться перед этим образом Богородицы для укрепления веры и стойкости духа.

После установления Советской власти образ Царицы Небесной был помещен в хранилище Государственного Исторического музея. Державная икона Богородицы была возвращена Православной Церкви в 1990 году. В наши дни иконе можно поклониться в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском.

В 1995 году началось восстановление разрушенного Храма Христа Спасителя. Двумя годами ранее патриарх Алексий II благословил начало строительных работ возведением храма-часовни в честь Державной иконы.

Державная икона Божией Матери: в чем помогает

С разными нуждами молятся к Богородице перед Ее чудотворным образом. Но особенно часто обращаются при длительных и тяжелых болезнях, во время тяжелой материальной нужды, для защиты от недоброжелателей, при угрозе военных действий.

При этом не нужно придавать магического характера определенной иконе. Мы молимся не самой иконе, а Богородице. Она слышит каждого человека, обращающегося к Ней с чистыми помыслами и добрым сердцем. И это происходит вне зависимости от того, перед каким именно Ее изображением совершается молитва. Безусловно, история обретения той или иной иконы зачастую определяет “специфику” молитв перед ней. При этом молитва не является заклинанием, заговором, медитацией. Это искреннее обращение к Божией Матери как к Заступнице, Утешительнице, Целительнице.

«Перед самым октябрьским переворотом мне пришлось слышать признание одного близкого мне человека. Он рассказывал с величайшим волнением и умилением, как у него во время горячей молитвы перед явленным образом Богоматери на сердце вдруг совершенно явственно прозвучало: Россия спасена. Как, что, почему? Он не знает, но изменить этой минуте, усомниться в ней, значило бы для него позабыть самое заветное и достоверное. Вот и выходит… что бояться за Россию в последнем и единственно верном окончательном смысле нам не следует, ибо Россия спасена Богородичною силою. И об этом, поверьте, твердо знает вся православная Россия» (Сергий Булгаков).

Чудеса, совершенные по молитвам к Богородице

Множество чудес и исцелений происходят по молитвам к Богородице. Один из списков иконы Державная прославился мироточением. Икона была написана в 1991 году и освящена на Пасху 1993 года в храме Гроба Господня. А через год на образе Богородицы обнаружили капли мира. За это время икону многократно приносили во многие храмы. В августе 1997 года, после молитв у мироточивого образа, получила исцеление от рака кожи лица и слепоты жительница Бреста.

Читайте также:
Молитва на сон грядущий - короткая и длинная

Нина Павлова рассказывала о возвращении иконы Державная в Коломенское. Когда вынесли икону, Нина не смогла узнать икону. Вместо яркого образа Богородицы, она увидела “черную доску”. Но так как рассказчица знала каждую трещинку и шероховатость на иконе, в этом потемневшем образе Нина смогла распознать чудотворную “Державную”. А дальше произошло истинное чудо:

“когда икону Державной Божией Матери привезли в храм и начали служить перед нею молебен, то вдруг исчезла с нее чернота и икона воссияла яркими первозданными красками”.

В Николо-Перервинском монастыре города Москвы находится один из списков иконы Державная. Он отличается тем, что Богородица изображена на лазурном фоне. Ее взгляд настолько пронизывающий, смотрящий в самое сердце молящегося, что невозможно припасть к иконе без особого трепета и благоговения. С иконой связано одно из чудесных событий, произошедшее весной 1991 года. Настоятелю Никольского храма протоиерею Владимиру Чувикину сообщили, что икона Державной Божией Матери обильно мироточит. Благоухание и мироточение принесенного в храм образа продолжалось полмесяца. Это чудесное событие наблюдали многочисленные прихожане и посетители.

Державная икона Божией Матери: тропарь, кондак, величание

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Державной»

Гpа́да Сио́нска взыску́юще,/ под Твой покpо́в, Де́ва Чи́стая, днесь пpитека́ем,/ и никто́же возмо́жет на ны,/ я́ко несть гpад си́лен, а́ще не Су́щаго Бо́га,// и несть и́на кpе́пость, а́ще не ми́лость Влады́чицы Де́вы.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Державной»

Взбра́нной Воево́де победи́тельныя пе́сни прино́сим,/ я́ко дарова́ся нам Держа́ва Твоя́, и ничесо́же устраши́мся,/ не от ми́ра бо спасе́ние на́ше,/ но Превознесе́нныя Влады́чицы милосе́рдием огражда́емся/ и тому́ днесь ра́дуемся,// я́ко прии́де Засту́пница на стра́жу земли́ Своея́.

Величание Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Державной»

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чтим Держа́вный о́браз святы́ни Твоея́,/ и́мже подае́ши ве́лию ми́лость// всем, с ве́рою к нему́ притека́ющим.

Молитва

О, Держа́вная Влады́чице Пресвята́я Богоро́дице, на объя́тиях Свои́х держа́щая Содержа́щаго дла́нию всю вселе́нную Царя́ Небе́снаго! Благодари́м Тя за неизрече́нное милосе́рдие Твое́, я́ко благоволи́ла еси́ яви́ти нам, гре́шным, сию́ святу́ю и чудотво́рную ико́ну Твою́ во дни сии́. Благодари́м Тя, Засту́пнице, я́ко призре́ла еси́ с высоты́ святы́я Своея́ на чад правосла́вных, и, я́ко со́лнце све́тлое, увеселя́еши изнемо́гшия от печа́ли очеса́ на́ша пресла́достным зре́нием держа́вного о́браза Твоего́.

О, Преблагослове́нная Ма́терь Бо́жия, Держа́вная Помо́щнице, Кре́пкая Засту́пнице, благодаря́ще Тя, со стра́хом и тре́петом, я́ко раби́ непотре́бнии, мы припа́даем, со умиле́нием, с сокруше́нием серде́чным, со слеза́ми мо́лим Тя: вкорени́ в сердца́ всех нас пра́вду, мир и ра́дость о Ду́се Свя́те: водвори́ в стране́ на́шей тишину́, благоде́нствие, безмяте́жие, любо́вь друг ко дру́гу нелицеме́рную! Держа́вою Твое́ю всеси́льною поддержи́ нас, сла́бых, малоду́шных, немощны́х, уны́лых, подкрепи́, возста́ви! Я́ко да под держа́вою Твое́ю всегда́ храни́ми, пое́м, велича́ем и сла́вим Тя, Держа́вную Засту́пницу ро́да христиа́нского во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Значение Державной иконы Божией Матери, в чем помогает образ Богородицы

Икона Божией Матери под названием «Державная», согласно исторической справке, была найдена в день отречения Николая II от престола в 1917. На святейшем образе изображена Царица Небесная со скипетром и державой в руках. С момента обретения святейшей иконы Богородица взяла в свои руки бразды правления Россией, а также даровала милость народу, укрыв его своим покровом. Христиане почитают Пренепорочную Деву и молятся святыне в тяжелые для страны дни.

История происхождения

Державная икона Божьей Матери — чтимый Русской Православной Церковью образ. Это изображение символически связано с российской монархией и считается главной святыней монархистов. Святейший образ был найден, согласно историческим фактам, как раз в день отречения императора Николая II от своего престола, то есть 2 марта 1917 года.

Случилось это так: крестьянка, живущая близ Москвы, во сне увидела Богоматерь. Она велела ей сходить в Коломенское, найти черную икону, на которой изображена восседающая на троне Божья Матерь, и восстановить святыню. Женщина сделала все, как приказала ей Пренепорочная Дева. В Коломенском крестьянка зашла в Вознесенскую церковь и поведала о своем дивном сне батюшке. В подвале своего храма он отыскал почерневшую от старости икону с изображением Богоматери с младенцем, а в руках Дева Мария держала скипетр и державу. Из-за наличия царских регалий на изображении и называют этот образ — «Вседержавная».

Раньше святыня находилась в иконостасе разрушенной московской церкви, которая относилась к женскому Вознесенскому монастырю. На монастырской территории хоронили цариц и царских родственниц. Нарисовали эту икону в конце 18 века. Затем образ попал в Вознесенскую Коломенскую церковь. Когда святыню отыскали, ее отреставрировали в мастерской Алексеевского монастыря. В годы СССР образ длительный период времени хранился в запасниках Исторического музея. В 1990 святыня возвращена в Коломенское. Иногда святейший образ вывозят из коломенской Казанской церкви в другие храмы для поклонения.

Читайте также:
Икона Семистрельная: значение, в чем помогает

Описание и значение в православии

На иконе «Державная» изображена восседающая на троне Богородица в алой царской порфире с младенцем на коленях. На голове у Пресвятой Девы — корона, окруженная нимбом. В руках Божья Матерь держит царские регалии — скипетр и державу. Царица небесная на святейшем образе похожа на царицу земную. Тот факт, что святыню нашли в день отречения императора от престола, символизирует передачу царской власти Царице Небесной. Образ Богоматери появился, чтобы успокоить верующих, сказать им, что Россия будет спасена.

Так и случилось. Позже императора и его семью расстреляли, религию запретили на государственном уровне, а священников почти всех убили. В случившемся русские священнослужители обвинили простой люд и его грешную жизнь. Сам народ после революции получил возможность нормально жить, работать и не грешить.

Как и предупреждала Божья Матерь, взявшая в руки управление государством, Россия уцелела, спаслась, то есть не перестала существовать как государство.

Православное духовенство призывает народ покаяться, устыдиться своей счастливой жизни в годы СССР, попросить прощения за свои грехи, приведшие к расправе над царем, и снискать милость у Пренепорочной Девы.

О чем просят перед образом

В России почитают святейший образ Богородицы, молятся на него, просят помощи в тяжелых ситуациях. В честь иконы «Державная» построено огромное количество храмов. Святыми старцами написано несколько молитв, которые читаются именно перед этим образом. Христиане искренне верят, что «Державная» помогает в тяжелые для народа времена, спасает от бедствий, болезней и неприятностей.

Молиться перед святейшим образом нужно, когда человек не может устроиться на работу, все у него не ладится, кругом одни неприятности. Богородица никогда не оставит в беде раскаявшихся грешников, укроет их своим покровом. Если человек хочет получить Божью милость, ему нужно жить по Божьим законам, молиться всем сердцем Всевышнему.

Пренепорочную Деву можно попросить встать на стражу земли русской, спасти народ от бедствий, помочь в тяжелой ситуации. Верующие обращаются к Богородице, чтобы она помогла установить мир на земле, остановила междоусобицу. В силах Божьей Матери сохранить церковь, спасти ее от ереси. Христиане просят Пренепорочную Деву спасти их от греховного падения, клеветы злых людей, хворей душевных и телесных.

Где находятся чудотворные списки

Святейший образ под названием «Державная» находится в Казанской церкви в Коломенском. После распада СССР в России было построено несколько десятков храмов в честь этой почитаемой иконы. Например, со строительства часовни во славу «Державной» была возведена церковь Христа Спасителя в Москве. В честь святейшей иконы построили храм в мужском монастыре Екатеринбурга. Есть еще церковь в Чертанове, Санкт-Петербурге, Гдове, Самаре, Жуковском, деревне Гусино Смоленской области. В каждой церкви в честь иконы имеется своя копия «Державной».

Списки со святейшего образа можно увидеть и в других храмах. Например, в церкви Вознесения Господня, что в Москве, имеется почитаемый и чудотворный образ «Державной», который является точной копией оригинала.

В московском храме Ильи Пророка хранится список, созданный еще в 1920 известным художником Чернышевым. Копия «Державной» есть в церкви Успения Божьей Матери в Троице-Лыкове. Еще один список находится в храме Георгия Победоносца на территории Соловецкого монастыря.

Тексты молитв

Перед святейшей иконой «Державной» читаются молитвы, специально написанные для этого образа. Слова для моления придуманы святыми старцами, которые много лет верой и правдой служили Церкви, посвятили свою жизнь Спасителю.

Помолиться святейшей иконе рекомендуется в церкви. Образ «Державной» можно купить в церковной лавке и повесить дома на стенку. Молятся святейшей иконе при включенной лампадке или зажженной свечке. Желательно выучить текст молитвы наизусть.

Первая

В первой молитве Пренепорочную Деву благодарят за то, что в тяжелые для России времена она подарила народу икону, перед которой можно помолиться за спасение государства. Богородицу просят даровать милость, спасти от беды. Верующие молятся, чтобы Божия Матерь остановила врагов, вразумила их и наставила на путь истинный. Христиане просят, чтобы Пренепорочная Дева вселила в их сердца радость и правду, водворила в государстве тишину, спокойствие, любовь нелицемерную.

Люди уверены, что своею державою Богородица сможет остановить беззаконие. Верующие просят Божию Матерь поддержать их в минуты слабости, немощи, уныния. В конце молитвы христиане прославляют Богородицу.

«О, Державная Владычице Пресвятая Богородице, на объятиях Своих держащая Содержащаго дланию всю вселенную, Царя Небеснаго!

Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам, грешным и недостойным, сию святую и чудотворную икону Твою во дни сия лукавыя и лютыя, яко вихрь, яко буря ветренная, нашедшая на страну нашу, в дни уничижения нашего и укорения, во дни разорения и поругания святынь наших от людей безумных, иже не точию в сердце, но и устнами дерзостно глаголют: несть Бог, и в делех сие безбожие показуют.

Читайте также:
Святое воскресенье: значение молитвы, икона, в чем помогает

Благодарим Тя, Заступнице, яко призрела еси с высоты святыя Своея на скорби наша и горе нас, православных, и яко солнце светлое, увеселяеши изнемогшия от печали очеса наша пресладостным зрением Державнаго образа Твоего. О, Преблагословенная Мати Божия, Державная Помощнице, крепкая Заступнице! Благодаряще Тя со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, припадаем Ти со умилением, с сокрушением сердечным и со слезами, и молим Тя и стеняще вопием Ти: спаси нас, спаси! Помози нам, помози! Потщися: погибаем! Се живот наш аду приближися: се обышедше обыдоша нас греси мнози, беды мнози, врази мнози. О, Небесная Царице! Скипетром власти Твоея Божественныя разсей, яко прах, яко дым, нечестивыя козни врагов наших видимых и невидимых, сокруши велеречивыя помышления их и запрети им, и яко Мати всех, на путь правый и богоугодный настави их. Вкорени в сердца всех нас правду, мир и радость о Дусе Святе, водвори в стране нашей тишину, благоденствие, безмятежие, любовь друг ко другу нелицемерную. Державою Твоею всесильною удержи, Пречистая, потоки беззакония, хотящия потопити Землю Русскую в страшней пучине своей. Поддержи нас слабых, малодушных, немощных и унылых, укрепи, возстави и спаси, яко да под Державою Твоею всегда храними, поем и величаем Пречестное и Великолепое имя Твое, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Вторая

Во второй молитве верующие просят Пренепорочную Деву помочь им и не отвернуться от них. Христиане молятся, чтобы Божья Матерь попросила Спасителя сохранить мир в стране, избавить государство от междоусобицы, укрепить церковь, спасти ее от раскола и ереси. Верующие обращаются с просьбой к Богородице избавить их от грехопадения, клеветы злых людей, телесных и душевных хворей.

Люди верят, что Пренепорочная Дева может даровать им душевное смирение, чистоту помыслов, исправление греховной жизни, прощение прегрешений. В конце молитвы верующие прославляют Божию Матерь и Спасителя.

«Мира Заступнице, Мати всепетая! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею Державною, усердно молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Умоли, милосердная Мати Света, Сына Твоего и Бога нашего, сладчайшаго Господа Иисуса Христа, да сохранит в мире страну нашу, да утвердит державу нашу в благоденствии, и избавит нас от междоусобныя брани, да укрепит святую церковь нашу православную, и незыблему соблюдет ю от неверия, раскола и ересей. Не имамы иныя помощи, разве Тебе, Пречистая Дево; Ты еси всесильная христиан Заступница пред Богом, праведный гнев Его умягчая, избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от глада, скорбей и болезней. Даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление согрешений наших; да вси, благодарно воспевающе величие Твое, сподобимся Небеснаго Царствия, и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое имя в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Икона Божией Матери «Державная»

В России наряду с культурно массовым творчеством, особое место мире православного искусства занимают художественные образы главных мифических героев священной библии. Среди легендарных графических работ, созданные великими иконописцами в разные исторические сложившиеся времена, важное значение для всех религиозно верующих христиан имеет «Державная» икона Богородицы.

  1. История иконы
  2. Как выглядит «Державная» икона
  3. В чем помогает «Державная» икона Божией Матери
  4. Празднование иконы
  5. Молитва перед иконой

История иконы

Её появление на территории российского государства обусловлено давней легендой, в основе сюжета которой лежит один день из жизни обычной крестьянки. Её звали Евдокия. Она проживала в селе Коломенское, расположенное в Подмосковной области. И вот однажды, прямо во сне, к ней явился образ Божией Матери. Своим голосом, она призвала молодую крестьянку найти икону Пресвятой Богородицы «Державная» и установить её в близлежащем церковном храме для того, чтобы люди могли постоянно молиться, обращаясь за помощью. Перед тем, как выполнить положенные условия, Евдокия, на следующее утро после своего ночного видения сразу же обратилась к вознесенскому священнослужителю.
Поверив в слова русской крестьянки, он решил предоставить свою максимальную помощь для того, чтобы «Державную» икону Божией Матери смогли как можно быстрее отыскать, и чтобы впоследствии её смогли увидеть остальные граждане.

Читайте также:
В каких жизненных трудностях поможет икона "Скоропослушница"

Поиски священного антикварного полотна продолжались длительное время, пока в один прекрасный момент старинная, погрязшая пылью святыня не оказалась найденной в одном церковном подвале.

Интересным является и тот факт, что икона Вседержавная царица была найдена как раз во время отречения Николая 2 от своего царствования, то есть в 1917 году

На тот момент времени, граждане России переживали нелегкие и весьма суровые времена, которые были связаны с полной ликвидацией властного самодержавия. И появление «Державной» иконы в Коломенском, являлось для людей знаком божьего выбора, символизирующий подчинение временно без контрольных граждан к власти Небесного Царства.

Надо сказать, что образ найденной святыне своим величественным видом наглядно дает людям понять, что в мире всегда будет править один лишь Бог, и его влияние над человеческими судьбами останется неизменной.

Как выглядит «Державная» икона

«Державная» икона Божией Матери выглядит следующим образом: прямо посреди бумажного полотна рукотворно изображен царский трон, на котором восседает Божья Матерь, держа на своих коленях новорожденного Иисуса Христа. В обеих руках она держит два главных элемента, подтверждающие право на правление: державу и скипетр. На голове, как и положено самодержавной владыке, сверкает яркая корона золотого цвета, поверх которой, полукругом возвышается святой нимб.

Вскоре, после всенародного почитания и обращения к «Державной» иконе, люди стали замечать, как в их жизни появилась благодать. А главным знаменательным событием стало формирование святого источника.

Таким образом, оценив её истинную силу, православные верующие быстро осознали уникальные чудотворные свойства, лежащие в основе данной иконы. В итоге, появление на свет Пресвятой Вседержавной иконы Богородицы вдохновило последующих иконописцев на создание точных списков.

В чем помогает «Державная» икона Божией Матери

За всю историю существования святыни людьми удалось зафиксировать немало случаев, в которых людям удавалось полностью излечиться после неоднократных молитвенных обращений к «Державной» иконе Богородицы. Ведь её значение крайне велико.

Она помогает людям справиться с душевными психологическими неприятностями, настроив свое поведение к дальнейшим осознанным и целенаправленным действиям.

Кроме того, к ней можно обращаться, чтобы ускорить процесс восстановления после различных перенесенных травм, болезней или хирургических операций.

Отдельно следует упомянуть и про тех людей, которым после прочтения молитвы перед иконой пресвятой Богородицы «Державной» удалось построить крепкие серьезные отношения, которые в конечном итоге были навсегда скреплены нерушимыми узами брака.

Празднование иконы

Основным днем почитания «Державной» иконы принято считать дату 15 марта.

Помимо этого знаменательного события, в Коломенском Казанском храме 27 июля празднуется её возвращение данной святыни, которое на некоторое время являлось потерянным.

Молитва перед иконой

Во время прочтения молитвы, людям необходимо позаботиться о своих внутренних мыслях и намерениях. Они должны быть истинными и целенаправленными.

Текст молитвы выглядит следующим образом:

О Державная Владычице, Пресвятая Богородице, на объятиих Своих держащая Содержащаго дланию всю вселенную, Царя Небеснаго! Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам, грешным, сию святую чудотворную икону Твою во дни сии. Благодарим Тя, яко призрела еси с высоты святыя Своея на чад православных, и, яко солнце светлое, увеселяеши ныне изнемогший от печали очеса наша пресладостным зрением державнаго образа Твоего! О Преблагословенная Матерь Божия, Державная Помощнице, Крепкая Заступнице, благодарите Тя, со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, мы припадаем, со умилением, с сокрушением сердечным, со слезами молим Тя: вкорени в сердцах всех нас правду, мир и радость о Дусе Святе, водвори в стране нашей тишину, благоденствие, безмятежие, любовь друг ко другу нелицемерную! Державою Твоею всесильною поддержи нас, слабых, малодушных, немощных, унылых, подкрепи, возстави! Яко да под державою Твоею всегда храними, поем, величаем и славим Тя, Державную Заступницу рода христианскаго во веки веков. Аминь.

Икона Божией Матери «ДЕРЖАВНАЯ»

Одной из главных святынь современной России является икона Божией Матери «Державная», обретенная 2(15) марта 1917 года – в самый день отречения от престола страстотерпца царя Николая II.

Cогласно церковному преданию, этот чудотворный образ имеет особое промышление о конечных судьбах мира. Сама Богоматерь хранит мир до времени пришествия антихриста, Сама становится духовной Самодержицей нашей страны и охранительницей Престола для будущего Помазанника Божия. Образ является также залогом прощения русского народа, который через неисчислимые страдания, кровь и слезы должен прийти к покаянию.

Читайте также:
Молитва Трем ангелам — сильный оберег от проблем и неприятностей

В одной из книг, посвященных иконе, говорилось: «Зная исключительную силу веры и молитвы Царя-мученика Николая и Его особенное благоговейное почитание Божией Матери (вспомним собор Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе), мы можем предположить, что это Он умолил Царицу Небесную взять на Себя Верховную Царскую власть над народом, отвергшим своего Царя-Помазанника. И Владычица пришла в уготованный Ей всей русской историей «Дом Богородицы» в самый тяжкий момент жизни богоизбранного народа».

Явление иконы в 1917 году не было неким обновлением, а просто обнаружением старой иконы в подвале церкви Вознесения в селе Коломенском. К настоятелю храма отцу Николаю Лихачеву пришла жившая неподалеку от села Коломенского крестьянка Евдокия Адрианова. Ей в сновидении таинственный голос сказал: «Есть в селе Коломенском большая чёрная икона. Её нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». Через некоторое время крестьянка вновь во сне увидела белую церковь и величественно восседавшую в ней Женщину. Сновидения были настолько ясны и впечатляющи, что Евдокия решила идти в село Коломенское и сразу узнала виденную во сне Вознесенскую церковь.

Настоятель, выслушав её рассказ, показал все старинные иконы Богородицы в иконостасе, но ни в одной из них не нашла крестьянка сходства с увиденной во сне Женщиной. После долгих поисков в подвале, среди старых досок нашли большую старую чёрную икону Божией Матери. Когда её отмыли от многолетней пыли, то всем присутствующим представилось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне.

Андрианова с великой радостью и слезами поверглась ниц пред пречистым образом Богоматери, прося о. Николая отслужить молебен, так как в этом образе она увидела полное исполнение своих сновидений.

Название иконы соответствует ее иконографии. Богородица представлена как Царица Небесная и Царица Земная: облаченная в красное одеяние, напоминающее царскую мантию «цвета крови», и в зеленый хитон, Она восседает на престоле с полукруглой спинкой, в простертой правой руке – скипетр, левая возложена на державу, на голове – царская корона, окруженная золотым нимбом. На коленях Богородицы – отрок Иисус Христос в светлом одеянии, с благословляющей десницей, левой рукой указывает на державу; вверху в облаках – благословляющий Господь Саваоф.

Вскоре после появления иконы в селе Коломенском Воскресенский женский монастырь в Москве по записям в своих книгах установил, что икона эта прежде принадлежала ему и в 1812 г. перед нашествием Наполеона в числе других икон при эвакуации монастыря из Кремля была передана на хранение в Вознесенскую церковь села Коломенского, а потом не была возвращена. И о ней в монастыре забыли на 105 лет, пока не явила себя в положенное Господом Богом время.

Многие стали считать, что символ этой иконы Божией Матери в том, что отныне в России не будет законной земной власти, что Царица Небесная приняла на Себя преемство власти державы Российской в момент величайшего падения православного народа. Списки (копии) иконы разошлись по всей стране, появились служба иконе Божией Матери и дивный акафист, составленный с участием патриарха Тихона.

В день обретения иконы в Коломенском открылся целебный источник. Он вышел из земли на склоне, ведущем к Москве-реке, точно напротив обращенного к реке царского трона Рюриковичей, находящегося на гульбище храма Вознесения Господня.

Но вкоре жесточайшие гонения обрушились на почитателей «Державной» иконсы Божией Матери, молившихся перед ней по всей России. Списки иконы Божией Матери были изъяты из всех церквей, были арестованы тысячи верующих, осмеливающихся хранить у себя изображение «Державной» иконы Божией Матери, а составители службы и канона расстреляны. Подлинник иконы Богородицы Державная был изъят и более полувека хранился в запасниках Исторического музея.

Возвращение чудотворной иконы знаменательно совпало с освобождением России от богоборческого ига. В конце 1980-х годов стараниями митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима икона была негласно передана в Издательский отдел Московского Патриархата, где и пребывала в течение нескольких лет в алтаре домового храма преподобного Иосифа Волоцкого. 27 июля 1990 года, спустя несколько дней после первого поминовения Государя с Семьей за Литургией (17 июля 1990 г.), по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II духовенство и православные москвичи торжественно перенесли икону в Коломенское, в действующую Казанскую церковь, где образ был поставлен у правого клироса храма. С этого времени была установлена традиция чтения по воскресным дням перед чудотворной иконой Божией Матери «Державная» известного «Акафиста акафистов».

В обретении Державной иконы Божией Матери в коломенском храме Вознесения видется глубокий символический смысл.

Читайте также:
Молитва Богородице "Достойно есть": текст на русском

Символическое значение явления иконы «Державная» состоит в том, что гибель монархии послана народу в наказание, но сама Богородица хранит символы царской власти, что даёт надежду на покаяние и возрождение России и русского государства.

После объединения Русской церкви и Русской Зарубежной Церкви, в августе 2007 года икону провезли по русским приходам Европы, Америки и Австралии.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Державная» молятся о правде, сердечной радости, нелицемерной любви друг к другу, о мире в стране, о спасении и сохранении России, о покровительстве трона и государства, об избавлении от иноплеменных и о даровании исцелений телесных и душевных.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее «Державная»
О Державная Владычице, Пресвятая Богородице, на объятиих Своих держащая Содержащаго дланию всю вселенную, Царя Небеснаго! Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам, грешным, сию святую чудотворную икону Твою во дни сии. Благодарим Тя, яко призрела еси с высоты святыя Своея на чад православных, и, яко солнце светлое, увеселяеши ныне изнемогший от печали очеса наша пресладостным зрением державнаго образа Твоего! О Преблагословенная Матерь Божия, Державная Помощнице, Крепкая Заступнице, благодарите Тя, со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, мы припадаем, со умилением, с сокрушением сердечным, со слезами молим Тя: вкорени в сердцах всех нас правду, мир и радость о Дусе Святе, водвори в стране нашей тишину, благоденствие, безмятежие, любовь друг ко другу нелицемерную! Державою Твоею всесильною поддержи нас, слабых, малодушных, немощных, унылых, подкрепи, возстави! Яко да под державою Твоею всегда храними, поем, величаем и славим Тя, Державную Заступницу рода христианскаго во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4
Града Сионска взыскующе, под Твой покров, Дева Чистая, днесь притекаем, и никтоже возможет на ны, яко несть град силен, аще не Сущаго Бога, и несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы

Кондак, глас 8
Взбранной Воеводе победительныя песни приносим, яко даровася нам Держава Твоя, и ничесоже устрашимся, не от мира бо спасение наше, но превознесенныя Владычицы милосердием ограждаемся и тому днесь радуемся, яко прииде Заступница на стражу земли Своея.

Величание Пресвятей Богородице в честь иконы Ея «Державная»
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим Державный образ святыни Твоея, имже подаеши велию милость всем, с верою к нему притекающим.

Икона Богородицы « Державная »

Празднование:

История

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая «Дер­жав­ная», яви­ла се­бя рус­ско­му пра­во­слав­но­му на­ро­ду 2/15 мар­та 1917 го­да — в день от­ре­че­ния от пре­сто­ла им­пе­ра­то­ра Ни­ко­лая II, бу­ду­ще­го цар­ствен­но­го стра­сто­терп­ца, — в се­ле Ко­ло­мен­ском близ Моск­вы.
Некой кре­стьян­ке Ев­до­кии Адри­а­но­вой, жи­тель­ни­це де­рев­ни Пе­ре­рвы, бы­ло три­жды во сне от­кры­то, что есть по­за­бы­тый об­раз Бо­го­ро­ди­цы, через ко­то­рый от­ныне бу­дет яв­ле­но небес­ное по­кро­ви­тель­ство Ца­ри­цы Небес­ной рус­ско­му на­ро­ду. Она яс­но слы­ша­ла сло­ва: «Есть в се­ле Ко­ло­мен­ском боль­шая чер­ная ико­на, ее нуж­но взять, сде­лать крас­ной, пусть мо­лят­ся».
На­сто­я­тель хра­ма в Ко­ло­мен­ском, отец Ни­ко­лай Ли­ха­чев, к ко­то­ро­му об­ра­ти­лась Ев­до­кия, не стал пре­пят­ство­вать, и они вме­сте осмот­ре­ли все ико­ны, на­хо­див­ши­е­ся в церк­ви. Не най­дя ни­че­го по­хо­же­го в хра­ме, отец Ни­ко­лай пред­ло­жил по­смот­реть ико­ны в под­ва­ле церк­ви, по раз­ным при­чи­нам сло­жен­ные там, сре­ди ко­то­рых и вы­бра­ли са­мую боль­шую, по­кры­тую ве­ко­вой пы­лью. Очи­стив ико­ну от пы­ли, они к сво­е­му удив­ле­нию уви­де­ли изо­бра­же­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри, си­дя­щей на троне. По ме­ре при­ве­де­ния ико­ны в по­ря­док об­на­ру­жи­лось, что Мла­де­нец-Хри­стос на ко­ле­нях Бо­жи­ей Ма­те­ри про­стер бла­го­слов­ля­ю­щую ру­ку. В од­ной ру­ке Вла­ды­чи­ца дер­жа­ла ски­петр, в дру­гой — дер­жа­ву (зна­ки цар­ской вла­сти над ми­ром), на гла­ве Ее бы­ла ко­ро­на, а на пле­чах — крас­ная ман­тия или пор­фи­ра. При необык­но­вен­но су­ро­вом ли­ке Бо­го­ма­терь на иконе име­ла цар­ствен­ный вид — все ука­зы­ва­ло на то, что Вла­ды­чи­ца от­ныне при­ни­ма­ет на се­бя осо­бое по­пе­че­ние о мно­го­стра­даль­ном рус­ском на­ро­де.
Адри­а­но­ва сра­зу при­зна­ла ви­ден­ную во сне ико­ну, а свя­щен­ник тот­час же от­слу­жил пе­ред об­ра­зом мо­ле­бен с ака­фи­стом.
Слух о вновь най­ден­ной иконе быст­ро рас­про­стра­нил­ся не толь­ко в се­ле Ко­ло­мен­ском; бо­го­моль­цы сте­ка­лись в цер­ковь Воз­не­се­ния из Моск­вы и дру­гих мест, по­лу­чая от Бо­жи­ей Ма­те­ри бла­го­дат­ную по­мощь. В «Сер­ги­ев­ских лист­ках» опи­са­но при­бы­тие Дер­жав­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в Мар­фо-Ма­ри­ин­скую оби­тель в Москве, где ико­на бы­ла встре­че­на Ве­ли­кой кня­ги­ней Ели­са­ве­той Фе­о­до­ров­ной и дру­ги­ми сест­ра­ми с боль­шим тор­же­ством. Ико­ну для по­кло­не­ния во­зи­ли и в дру­гие церк­ви, а по вос­крес­ным и празд­нич­ным дням она оста­ва­лась в се­ле Ко­ло­мен­ском.
По неко­то­рым све­де­ни­ям, Дер­жав­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри до 1812 го­да пре­бы­ва­ла в Воз­не­сен­ском жен­ском мо­на­сты­ре в Москве. Спа­сая ико­ну от На­по­лео­нов­ско­го раз­граб­ле­ния, ее спря­та­ли в се­ле Ко­ло­мен­ском и, по всей ве­ро­ят­но­сти, за­бы­ли там на 105 лет, по­ка она не яви­ла се­бя в по­ло­жен­ное вре­мя.
Зна­ме­на­тель­но, что свя­той об­раз был об­на­ру­жен в осо­бое вре­мя — в на­ча­ле рус­ско­го ли­хо­ле­тья. Цар­ствен­ный вид ико­ны, ски­петр и дер­жа­ва слов­но под­чер­ки­ва­ют, что Вла­ды­чи­ца при­ня­ла на Се­бя и опе­ку, и окорм­ле­ние вер­ных чад Церк­ви Рос­сий­ской. Зна­ме­на­тель­на и алая пор­фи­ра Бо­го­ма­те­ри, цвет ко­то­рой на­по­ми­на­ет цвет кро­ви.
Служ­ба и ака­фист Дер­жав­ной иконе Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы со­став­ле­ны с уча­сти­ем Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на († 1925).
Ныне эта свя­тая ико­на на­хо­дит­ся в хра­ме Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в Ко­ло­мен­ском, ку­да бы­ла воз­вра­ще­на 27 июля 1990 го­да.

Читайте также:
Молитва Трем ангелам — сильный оберег от проблем и неприятностей

Молитвы

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Державной», глас 4

Гpа́да Сио́нска взыску́юще,/ под Твой покpо́в, Де́ва Чи́стая, днесь пpитека́ем,/ и никто́же возмо́жет на ны,/ я́ко несть гpад си́лен, а́ще не Су́щаго Бо́га,// и несть и́на кpе́пость, а́ще не ми́лость Влады́чицы Де́вы.

Перевод: Града Небесного [Царствия Небесного] ищуще, под Твое покровительство, Дева Чистая, сегодня прибегаем, и никто не сможет нас победить, потому что нет города сильнее, чем Божий (Сущего Бога), и нет другой силы, кроме милосердия Владычицы Девы.

Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Державной», глас 4

А́нгелов ли́цы благогове́йно Тебе́ слу́жат,/ и вся Небе́сныя си́лы немо́лчными гла́сы Тя ублажа́ют,/ Богоpо́дице Де́во;/ усе́pдно мо́лим Тя, Влады́чице,/ да пpебу́дет Боже́ственная благода́ть/ на честне́й ико́не Твое́й Деpжа́вней,/ и светоза́pный луч сла́вы чуде́с Твои́х да нисхо́дит от нея́/ на всех с ве́pою Тебе́ моля́щихся// и вопию́щих Бо́гу: Аллилу́ия.

Перевод: Собрание ангелов благоговейно Тебе служит и все Небесные силы неумолкающими голосами Тебя прославляют, Богородица Дева, усердно молим Тебя, Владычица, да пребудет Божественная благодать на почитаемой иконе Твоей Державной, и светозарный луч славы чудес Твоих да нисходит от нее на всех, с верой Тебе молящихся и взывающих к Богу: «Аллилуйя».

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Державной», глас 8

Взбра́нной Воево́де победи́тельныя пе́сни прино́сим,/ я́ко дарова́ся нам Держа́ва Твоя́, и ничесо́же устраши́мся,/ не от ми́ра бо спасе́ние на́ше,/ но Превознесе́нныя Влады́чицы милосе́рдием огражда́емся/ и тому́ днесь ра́дуемся,// я́ко прии́де Засту́пница на стра́жу земли́ Своея́.

Перевод: Высшей Военачальнице победные песни воспеваем, потому что даровалась нам Сила Твоя, и ничего не побоимся, потому что не от мира спасение наше. И защищаемся милосердием Превознесенной [очень уважаемой] Владычицы и этому сегодня радуемся, потому что пришла Заступница на стражу земли Своей.

Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Державной», глас 8

Взбра́нней Воево́де, Засту́пнице на́шей Держа́вней,/ пе́сни благода́рственныя прино́сим о дарова́нии нам ико́ны Ея́ святы́я,/ е́юже огражда́еми, ничесо́же устраши́мся,/ не от челове́к бо спасе́ние на́ше,/ но Преблагослове́нныя Влады́чицы милосе́рдием./ Те́мже днесь ра́дуемся и пра́зднуем све́тло,// я́ко прии́де Держа́вная на стра́жу земли́ Своея́.

Перевод: Обороняющей Военачальнице, Защитнице нашей Державной, песнопения благодарственные приносим о даровании нам иконы Ее святой, ею же защищаемы, ничего не устрашимся, ибо наше спасение не от людей, но по милосердию Преблагословенной Владычицы. Потому сегодня радуемся и празднуем светло, так как пришла Державная на стражу земли Своей.

Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Державной», глас 8

Избра́нней от всех родо́в Засту́пнице ро́да христиа́нского,/ покро́вом Своея́ бла́гости покрыва́ющей страну́ на́шу правосла́вную,/ благода́рственная пе́ния прино́сим Ти, Влады́чице,/ о явле́нии нам чу́дныя ико́ны Твоея́ Держа́вныя./ Ты же, я́ко Всеми́лостивая Засту́пница всех, с ве́рою к Тебе́ притека́ющих,/ от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти:/ ра́дуйся, Ма́терь Бо́жия Держа́вная,// Засту́пнице Усе́рдная ро́да христиа́нского.

Перевод: Избранной из всего человечества Защитнице рода христианского, покровом Своих благодеяний укрывающей страну нашу православную, благодарственные песнопения приносим Тебе, Владычица, в честь явления нам чудесной иконы Твоей Державной. Ты же, как Всемилостивая Защитница всех, с верой к Тебе приходящих, от всяких нас бедствий освободи, да взываем к Тебе: «Радуйся, Матерь Божия Державная, Защитница Усердная рода христианского».

Величание Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Державной»

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чтим Держа́вный о́браз святы́ни Твоея́,/ и́мже подае́ши ве́лию ми́лость// всем, с ве́рою к нему́ притека́ющим.

Ино величание Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Державной»

Досто́йно есть/ велича́ти Тя,/ Богоро́дице,/ земли́ Ру́сския Цари́цу Небе́сную/ и люде́й правосла́вных/ Влады́чицу Держа́вную.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: