Коляда – древний славянский праздник рождения Солнца

Славянский Праздник Коляда

Славянский Праздник Коляда — это древний языческий праздник, на который наши предки отмечали рождение нового Солнца, а предшествует Коляде событие — Карачун (Корочун) — день зимнего солнцестояния и начинается он за 3 дня до возрождения Коляды. Самый короткий день и самая длинная ночь в году, после которой начинает прибывать день. Это один из основных четырёх праздников древних славян, приуроченных к положениям Солнца (Коляда, Масленица, Купала, Радогощь).

В 2021 году Карачун приходится на 20, 21, 22 декабря

Давайте попробуем по порядку непредвзято разобраться, что же такое Карачун, Коляда и Рождество у славян.

Карачун — как правильно встретить преддверие Коляды?

Карачун (Корочун) — зимнее солнцестояние, солнцеворот (коловорот), один из важнейших периодов года, когда грань между Явью и Навью очень тонка. Дата зимнего солнцестояния приходится в период с 19 по 25 декабря. В эти дни высота подъёма солнца на небосклоне является самой низкой. После Карачуна Солнце начинает свой северный путь роста. В это время Земля находится в наименьшем удалении от Солнца.

Карачун – это последние три дня солярного цикла перед Колядой – рождением нового Солнца. Карачун не празднуют, но при его наступлении проводятся специальные обряды для очищения и освобождения от всего ненужного.

Жизнь на Земле во многом зависит от Солнца, поэтому приближение Земли к Солнцу и отдаление — это важнейшие астрономические события.

Момент солнцестояния — это критический момент перехода. Около трёх дней до и после солнцестояния Земля принимает огромный поток творческой энергии, это магическое, сакральное время перехода. Как и любое переходное время, оно предназначено для духовных практик. Считается, что это время — не для материальных дел. Это даты, в которых заложен глубинный смысл – познание себя и Бога, очищение Души и переход на новый этап её развития. Особенностей таких дней заключается в том, что у вас приоткрывается возможность для того, чтобы Править (Ладовать, т.е. приводить к Любви, Ладу, Порядку) ваши дух, душу и тело.

Зимнее солнцестояние — это наступление астрономического нового года. Это праздник возрождения, рождения нового солнца.

С этого момента начинается новый цикл времени. Момент солнцеворота, конец долгих ночей — это мистерия рождения нового, обновления, возрождения, переход от старой жизни к новой. Это день закладки надежд, прочного фундамента светлого будущего. Это одновременно и смерть и воскресение, мистерия перерождения старости в молодость.

В это энергетически особенное, заряженное время можно сжечь свои грехи, изменить судьбу, переродиться, как заново рождается обновлённое Солнце.

За пару недель перед солнцеворотом благоприятно избавляться от всего отжившего, мешающего, лишнего: очистить дом, очистить своё физическое тело (ПОСТ и русская баня), очистить свои обереги и очистить своё сознание от негативных моментов. Хорошо бы отпустить обиды, оставить ссоры, разрешить конфликты, благоприятно делать пожертвования, отдавать долги. В новую жизнь лучше вступать налегке. С благодарностью Богам, с чистыми мыслями, чистыми намерениями и пожеланиями счастья.

Женщины в этот день пекли хлеб – каравай в форме Солнца. Испекая каравай вы, тем самым, притягиваете энергию Солнца в свой дом, а аромат хлеба отгоняет всякую нечистую силу и наполняет дом благостной энергией. Особенно это актуально, как вы уже понимаете, перед рождением Бога Коляды.

Ночь перед этим днём — самая длинная в году. Это тёмное, женское, магическое время. Эта ночь открывает двери в новую жизнь. Хорошо подвести итоги прошедшего года, поблагодарить Богов за всё, что Они дают. Важно освободиться от забот, тревог, зажечь свечи, благовония и в гармоничном состоянии войти в новую жизнь.

В это время вместе с солнцем всё живое начинает свой путь роста, восхождения. Очень важно быть Богоцентричным, отстраниться от суеты, обратиться внутрь себя.

Молитва, медитация в это время будут иметь огромную силу, а также — ваши благие намерения, цели на будущее. Ритмы Вселенной в это время очень этому способствуют. Сила возрождающегося Солнца, мощная энергия созидания наполнит их.

Благоприятно встретить восход Солнца, выразить ему своё почтение, поздравить с рождением, поблагодарить за его дары. Важно почувствовать этот переходный сакральный период, поворот от тьмы к свету, от незнания к знанию, от смерти к бессмертию. Если сделать это осознанно (отбросить негативное, отжившее и создать намерение приобрести светлое) тогда впереди — действительно — светлый путь возрождения, роста.

Славянский Праздник Коляда

Коляда — очень древний праздник, который совсем не был связан с Рождеством Христовым. На самом деле ещё с языческих времён, когда не было навязано христианство на Руси, а люди верили в Родных Богов, уже существовал такой праздник. С тех времён многие обычаи позабылись и изменились, но всё же многих традиций, хотя и несколько в другом виде, придерживаемся мы и сейчас.

Славянский Праздник Коляда — это праздник победы сил света над тёмными силами. С Этого момент день начинает прибывать, как говорят в народе «на воробьиный скок» или «на заячью лапку».

Его неотъемлемыми чертами являются обряды перевоплощения-ряжения в гостей из иного мира. Перевоплощаются в животных, надевая на себя их шкуры, рога, уши и хвосты. Мастерят особые личины-маски, закрывающие лицо, чтоб народ не узнавал. А ещё обряжались в людей, противоположных по возрасту и полу, надевая на себя свойственные им предметы одежды и облика. Например, малые детки рядились в старичков.

Читайте также:
Сварожий Круг: славянский Зодиак и его характеристика

В зависимости от пола и возраста народ объединяется в небольшие сообщества — ватаги колядовщиков. Были ватаги детей, девушек, парней, мужчин, женщин. Изредка они объединялись в одну большую. Основательно подготовившись, колядовщики собирались у домов. Ватаги не заходили в дом, оставаясь у порога, а прежде чем начать действо, спрашивали разрешение у хозяев: «Хозяева, можно ли Коляду покликать?». Получив согласие, пели величальную песню хозяевам дома — песню, обобщённо описывающую, а иногда и явно преувеличивающую достаток и благополучие домочадцев. Затем распевали колядки — обрядовые песенки, играли на музыкальных инструментах, плясали, разыгрывали сценки. Обычно во главе колядующих были «козовод» и «коза» со свитой («лиса», «бык», «медведь» и другие «звери»). Колядовщиков следовало благодарить ценными и вкусными дарами, в том числе и куском круглого праздничного каравая, символизирующего солнце.

По сути, колядки — это заговоры-пожелания на благополучие нового года. В зависимости от того, насколько хорошо хозяева отблагодарили гостей, колядки могли быть как добрыми, так и злыми, даже угрожающими!

Если хозяева были щедры и рады колядовщикам, то, осыпая хозяев зерном, распевали вот такую колядку, наполненную тёплыми пожеланиями и суля благополучие:

Сею, сею, посеваю, с Колядою поздравляю.
Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю.
Сею, сею, посеваю, ячмень жито посываю,
Чтобы в поле уродилось, чтобы в хлеву удвоилось,
Чтобы дети подрастали, чтобы девок замуж брали.
Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю.
Кто нам даст пирога, тому полный хлев скота,
Овец с овсом, жеребца с хвостом!

Но если хозяева были скупы и негостеприимны к ватаге, то слышали в свою сторону вот такую колядку, с угрозами, чтоб неповадно было жадничать:

Кто не даст пирога — мы корову за рога!
Кто не даст нам яиц — мы тому разгоним птиц!
Не дадите хлеба — стащим с печки деда!
Не дадите лапку — стащим с печки бабку!

Колядки чередовались присказками и прибаутками:

Поможем зимушке-зиме теплом окутать землю!
— А чем помочь?
— Весельем!
— Смехом!
— Шуткой!
— Пословицей!
— Прибауткой!

Солнце на лето, зима на мороз.
Кого захотим, рассмешим до слёз!
Медведь в берлоге на другой бок поворачивается.
Для ватаги нашей карман выворачивается.

Собрав даров, колядовщики отправлялись пировать.

Суть праздника Коляды

Основное предназначение Коляды – это проведение обрядов, посвящённых возрождению молодого Солнца. Главными традициями, которые сохранились в той или иной степени и в наше время, являются:

— облачение в разнообразные наряды, в частности сделанные из шкур и рогов животных, использование масок;
— колядование, исполнение колядных песен;
— благодарение колядовщиков и одаривание их сладостями, продуктами, монетами и прочими вещами;
— игры молодых людей;
— гадания незамужних девушек.

Рекомендуемые записи

Осеннее равноденствие называли по разному: Таусень, Овсень или Радогощь Славянский Праздник Радогощь (Новолетие – Таусень, Вересень, Световит,…

Славянский Праздник Масленица (Комоедица, Красная горка, Красногор) – день весеннего равноденствия. Это один из основных четырёх…

Что такое Новолетие. Читает Елена Андреева. Есть одна памятная дата в календаре наших славных предков…

День рождения солнца: Солнечная коляда, или Спиридон Солнцеворот

В Древней Руси в самые короткие дни в году славили языческие божества и солнце — за то, что оно развернулось к весне. С принятием христианства в день солнцеворота стали поклоняться святителю Спиридону. Позже языческие и православные традиции переплелись. Вспоминаем народные приметы, сохранившиеся до наших дней.

Для благополучия в новом году

По языческим обычаям некоторых славянских народов коляда — праздник новолетия, окончания старого и начало нового года. По легенде, божество молодого солнца, управлявшее великими переменами, земными благами и радостями, подарило людям календарь — Коляды дар. В окрестностях Пскова Коляда — это и канун праздника, и песня, и мифологический женский персонаж.

В честь праздника устанавливали колесо с восемью раскрашенными спицами, в центре него зажигали свечу или факел. В печах в этот день гасили старый огонь и разводили новый — Колядин. На Руси было принято печь особое обрядовое печенье в форме коров-рогаликов или кренделя и баранки — символы жертвенного ягненка. Подобная традиция до сих пор сохранилась во Владимирской области.

Ряженые, которых называли «дружины Коляды», облачались в шкуры животных, танцевали, пели и колядовали по дворам — с пожеланиями благополучия. Взамен они требовали подарков, а скупым хозяевам предрекали разорение. Чехи, болгары и сербы тоже «ходили по коляду». Колядовали со дня зимнего солнцеворота до 6 января — Велесовых дней.

В честь молодого солнца

После принятия православия в России стали почитать Спиридона Тримифунтского. Этот святитель жил в III веке на Кипре, но память о «благочестивом старце, наделенном даром исцеления за праведность» дошла и до Руси. Однако многие языческие традиции в народе сохранились. По старинным поверьям 25 декабря шла борьба тьмы и света. Крестьяне помогали молодому солнцу чем могли: выпекали обрядовые круглые хлеба, водили хороводы, а после наступления сумерек жгли костры и с высоких холмов звали светило. «Колесо с горы катись — весной красной к нам вернись!» — с такой поговоркой с холма скатывали зажженное колесо.

Девушки собирались по домам за рукоделием, рассказывали сказки о Коляде, мастерили обрядовых кукол и беседовали о скором Рождестве. В это время молодые люди могли ухаживать за возлюбленными. Парень брал рукоделие приглянувшейся барышни и выходил на крыльцо. Если девушка позволяла проводить себя до дома, значит, соглашалась выйти парой на рождественские гулянья. А если вскоре возвращалась в избу, это означало отказ.

Читайте также:
Касикандриэра - жена Люцифера, роковая красотка, внешность

Для защиты и счастливой доли

В день солнцеворота на Руси жрецы разгоняли злых духов воем, подносили гостям братину — особую ритуальную чашу для вина — и произносили заговоры. По всей избе выкладывали знак солнца, это, по поверьям, защищало дом от нечистой силы. С той же целью в порог втыкали топор, в притолоку — серп.

  • Верования на Руси до Крещения
  • Тест на знание славянских традиций
  • Святки и колядки

Кур кормили из правого рукава гречихой, чтобы начинали раньше нестись, а заснеженные яблони отряхивали от снега: считалось, что так они раньше зацветут. Еще протаптывали дорожки к рябине, стучали лаптем по стволу и приговаривали: «День солнцеворот, катись в огород, с огороди — на красное угорье, подымяся над нашим подворьем».

В заговорах просили Спиридона Солнцеворота о счастливой доле, умываясь на заре снегом или талой водой. Из века в век просьбы оставались неизменными: «мужа милого, деток славных, полный стол, богатый кошель, крепкие углы, женские радости».

От Спиридона солнце на лето, зима на мороз. Приметы

Охотники на праздник Спиридона Солнцеворота старались в лес не ходить: по поверьям в этот день медведь в берлоге с бока на бок переворачивается. Другая примета — с какой стороны завоет ветер, с той стороны будет дуть до весеннего равноденствия. Если ветки можжевельника сгибаются — жди метели, а если погода ясная — то солнечно будет и на Святки, и в Новый год.

На Спиридона гадали и о будущем урожае: ветер с разных сторон предвещал полные закрома. Присматривались в этот день и к птицам: если воробьи носили в гнезда пух и перья — жди морозов. Срезав ветку вишни, ставили в горшок с землей и поливали. Если на Рождество веточки зацветали — можно было ждать богатый урожай. Однако главной традицией в этот день было не только провести все важные обряды, но и хорошенько повеселиться и порадоваться прибывающему дню.

Коляда – древний славянский праздник

Прошли последние деньки тьмы. После Зимнего Солнцестояния (солнцестояние – 21 декабря 2016) тьма начинает отступать под напором Света. На Руси это праздник Коляды – колядки

«Празднование Коляды своим весельеми оптимизмом выражало веру наших далёких предков в неизбежность победы добрых начал над силами зла»

Праздник в честь Коляды приходится на день зимнего солнцеворота 21-22 декабря. Имя Коляды и по сей день звучит в Колядках, маленьких песенках, славлениях, прославляющих Коляду, приносящего всем благо. При этом колядующие одевались так, чтобы их не узнали. Юноши и девушки «наряжались в хари (маски)» коней, коз, коров, медведей и других животных и ряженые ходили по дворам. Славили хозяев, желали благополучия дому и семье, а за это требовали подарки, шутливо предрекая разорение скупым. Иногда сами подарки: печенье, каравай — назывались Колядой.

С короткими песенками, которые проигрывались как сценки и пелись отдельно, а иногда были связаны действующими лицами, персонажами, дети проходили по дворам, навещая особо влюблённых и сосватанных. И когда набиралось достаточно лакомств, обойдены все дома, колядующие делили дары меж собою.

Сею, сею, посеваю, с Колядою поздравляю,
Счастья, радости желаю.
Сею, сею, повеваю, ячмень, жито посыпаю,
Чтобы в поле уродилось, чтоб в хлеву удвоилось,
Чтобы дети подрастали, чтобы девок замуж брали.
Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю.
Кто нам даст пирога, тому полный хлев скота,
Овец с овсом, жеребца с хвостом.
Кто не даст пирога, тому куричья нога,
Пест да лопата, корова горбата.

Знаком Коляды было колесо с восемью раскрашенными в яркие цвета спицами – знак солнца, а в центре помещался огонёк – пук соломы или факел. Призывая Коляду, как можно скорее прислать на землю тепло, снег посыпали цветными лоскутьями, втыкали в сугробы сухие цветы, заботливо сберегаемые с лета. В печах в этот день гасили на некоторое время все очаги и разводили в них новый огонь, называвшийся Колядин огонь.

Празднование Коляды происходило в декабре, наступала зима и морозы. Славление Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру наших далёких предков в неизбежность победы добрых начал над силами зла. Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых духов, праздновавшие его день жгли костры (Кроды), пели и плясали вокруг них.

С приходом на Русь иудохристианства древний, оптимистичный и жизнеутверждающий праздник Коляды был запрещён, а вместо него ввели иудохристианское якобы “Рождество” Христово. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года (А. Стрижев, «Народный календарь»).

Но правду не так просто искоренить, и древний обычай просто перешёл в иную форму. к сожалению, утратив истинный смысл, которому был посвящён изначально…

Также известно, что в древние времена бог Коляда даровал многим славянским родам систему исчисления сезонного времени для ведения полевых работ – Коляды дар – КОЛ(а)енДАРь – Даарийский Круголет Числобога. Этот календарь бытовал на Руси до введения христианства и несёт за собой огромный пласт знаний наших древних и мудрых Предков. В Лето 7208 (1700 год н.э.) наш древний календарь был запрещён лжецарём Петром Первым, издавшим указ об упразднении всех старых календарей, которые одновременно существовали на Русских землях. Он ввёл западноевропейский календарь от Рождества Христова, украв этим у народа 5508 лет Великого Наследия.

Читайте также:
Славянская магия: обряды и ведовство древних славян

Пробуждение России начинается с возрождения и понимания природы родных Традиций.

Возрождая правду об истинном смысле наших народных традиций и обычаев, мы налаживаем связь времён, пробуждаем генетическую память Русов, возрождаем культуру Великой Руси.

Давайте же вместе возродим правду о прошлом нашей Родины и будем праздновать свои родные праздники!

Как ВАЖНО ЗНАТЬ подлинную историю и Традиции своего народа… Знать, чтобы сохранить. И передать своим детям!

Автор: Учитель, руководитель детского фольклорного ансамбля «Жемчужинка» – Попова А.В.

Коляда – праздник славян, обряды и традиции: как славяне отмечали рождение нового Солнца

Доброго времени суток, друзья. Мы продолжаем тему зимних славянских праздников. На очереди еще один — ключевой, можно сказать — Коляда. Праздник, имя которого прошло через века и сохранилось по сей день.

Вы все, наверное, хоть краем уха, но что-то слышали про день Коляды. Но слышать одно, а знать — совсем другое. Давайте отмотаем пленку на много-много лет назад, и узнаем, что и как.

Коляда, что это за праздник

День Коляды — это очень древний праздник. Древний и крайне важный. У наших предков было 4 фундаментальных праздника. Все они связаны с яркими астрономическими явлениями — солнцестояниями и равноденствиями, это еще раз подчеркивает глубокую связь людей древности с природой.

Коляда связан с зимним солнцестоянием. Этот день, по сути своей, приветствие Нового Солнца, которое родилось после зимнего солнцеворота. В день Коляды люди радуются, что Свет вновь победил Тьму, что день начал прибывать (становиться дольше), а солнце повернулось на весну. В народе говорят: «день на воробьиный скок прибавился» или «на заячью лапку длиннее стал».

Но, это не только праздник. Коляда — это имя одного из древнеславянских богов. Это тоже надо помнить и учитывать.

Кто такой Коляда

Раз уж речь зашла о древнеславянской мифологии, давайте разбираться.

Коляда — солнечный бог. Бог мира, дружбы и пиршеств, повелитель перемен в жизни людей.

Он пришел в этот мир в 7-ом тысячелетии до нашей эры, чтобы спасти человечество от духовного вырождения.

Подарил людям первый календарь (календарь — Коляды Дар) и свои мудрые наставления.

Изображали Коляду по-разному:

иногда в образе младенца (символично — солнце-младенец);

а иногда в образе взрослого юноши/мужчины, часто с мечом в руке. Клинок этого меча опущен вниз, что символизирует мудрость и ее сохранение. Коляда — мирный бог.

Коляду наши предки представляли прекрасным младенцем, которого захватила в плен злая ведьма Зима. Согласно поверьям, она превращает его в волчонка (ср. синонимы «волка» — «лютый» с праславянским названием самого сурового месяца зимы: февраль — лютый). Люди верили, что только тогда, когда будет снята с него волчья (иногда и других животных) шкура и сожжена на огне (весеннее тепло), Коляда явится во всем блеске своей красоты.

У этого бога много имен: сербских, латинских, славянских, персидских и прочих – Каледа, Колодий, Calenda, Калёнда, Кадм. А этимология имени различна. Ученые всегда много споили на этот счет:

от слова «колед» (вокруг идущий),

или «коледа» (круговые яства),

возможно, от слова «коло» (колесо),

также зажженный пень – «колода»,

от латинского «calendae» в значении «первый день месяца».

Когда отмечают Коляду

Так как праздник тесно связан с плавающим астрономическим явлением, то он не имеет четкой даты. Скорее некую формулу, по которой его вычисляют. Но все это относительно. Давайте разберемся с датами.

Начнем с солнцестояния и преддверия Коляды — Карачуна. Эти два дня тесно связаны друг с другом. Один — логическое продолжение другого (и я настоятельно советую прочесть статью про День Карачуна). По сути своей, Карачун — начало Коляды, и плюс ко всему — зимнее солнцестояние, от него отсчет и идет.

Смотрим дату солнцестояния (в 2019 году — это 22-е декабря). От него отсчитываем несколько дней:

до полнолуния (если оно рядом, через пару тройку дней, то Коляда придется именно на этот день и будет называться «Сильной Колядой»;

до любого удобного дня (тут важно помнить, что Коляда имеет свою праздничную неделю, до и после самого события, и вот по этой святой неделе, его можно аккуратно сдвигать, на удобное время (без фанатизма, конечно).

Но это в идеале, я даже не уверена, что сейчас пользуются этой формулой. В наши дни праздник вычисляют проще — три дня после Карачуна. То есть (для 2019 года) 22+3=25.

Ко всему прочему, есть даже четкая дата: в ночь с 24 на 25 декабря. По сути, это Христианское Рождество. Скорее всего, из-за такого совпадения дат, часть обычаев и обрядов сохранилась и по сей день — один праздник «накрыл другой» и «законсервировал его», правда, частично.

В любом случае, важно одно: даты с 21-е по 25-е декабря — овеяны магической силой. Это даты разрыва Колеса Года, это время, когда формируется новая Явь, новый мир, если хотите. По сему, и отношение к ним особое.

Как празднуют Коляду: традиции и обряды

Как уже выше упоминалось, Коляда — это праздник имеющий свои святые недели — Святки. Примечательно то, что сам праздник не являлся святочным, в отличии от дня до него и дней после.

Читайте также:
Симаргл (Семаргл) - Бог славян

Кстати, о Святках. Помимо Зимних, есть еще и Летние. Так называемая Русальная неделя. Подробнее тут.

Главным атрибутом празднования Коляды являлся огонь и его зажжение. Похожие обряды мы можем увидеть у многих народов (у тех же германцев, например). Это символизирует возрождение солнца и то, начало нового солнечного цикла.

Также, неотъемлемая часть славянского праздника Коляды — обряд колядования. Я не буду ничего о нем писать в этой статье, дабы не перегружать ее. Но вы можете прочитать о колядовании в соответствующей статье блога.

Обряды на Коляду

Но, помимо колядования было еще несколько традиционных славянских обрядов.

  1. Обход дворов с «солнышком»;
  2. Пение обрядовых песен «колядок»;
  3. «Кормление мороза» (забавный обычай, который по сути своей является откупом). В ходе этого обычая старший в семье выглядывал в окно, звал Мороз и предлагал ему какую-нибудь вкусняшку (чаще всего ложку киселя или кутьи). А потом перечислял злаки, которые в новом году мороз не должен был «побить»;
  4. Гоняли «балду» – толстый обрубок бревна. Его поджигали и против движения солнца гоняли вокруг деревни. Если удавалось прокатить балду вокруг деревни и вернуть обратно в костер так, чтобы огонь не погас, то деревню в новом году ждало благополучие. Иногда, чтобы бревно точно не погасло, его умасливали или «кормили маслом»: в первом случае просто поливали маслом, а во втором, в бревне выдалбливали отверстие, в которое забивали паклю, пропитанную воском и маслом.
  5. Настоянной на углях ночного костра водой поили детей, домашнюю живность и всячески употребляли в быту.
  6. Считалось, что на второй день праздника нельзя пировать дома. Поэтому все ходили друг к другу в гости.
  7. Устраивали прыжки через костер – «Огненные чистилища». Прыгали как по одному, так и парами. Примечателен обычай так называемого «Огненного заклята» – клятвы на огне. Для закрепления этой клятвы нужно было взяться за руки, и перепрыгнуть костер не разжимая рук.
  8. Еще один интересный обычай на Коляду — преломление хлеба. «С кем хлеб преломил, — то тебе и брат».

В общем и целом, Коляда веселый, коллективный праздник. Да, славянские обычаи и традиции почти канули в Лету, но Коляда все еще остался с нами.

На этой ноте я попрощаюсь с вами, друзья. Еще увидимся =)

Коляда, праздник зимнего солнцеворота

Коляда уходит корнями в языческие времена и относится к одному из главных праздников чествования солнца:

  • Коляда — праздник нового солнца,
  • Масленица — встреча весны, относится к весеннему солнцестоянию,
  • Купало — летнее солнце,
  • Таусень (Радогощ) — осенний период, в современности нашел отражение в празднике осени или урожая. Коляда изображался ребенком, обозначал рождение нового солнца.

Накануне праздника Коляды (за 3 дня) славяне отмечали Карачун – день зимнего солнцестояния.

Бог Коляда

Коляда олицетворял новое, зимние солнце. Славянский бог покровитель чертога ворона и землепашцев, именно он подарил людям календарь «Коляды дар» ставший основой летоисчисления.

Историки считают что данный бог был сыном Даждьбога и рожден был для спасения людей от духовной деградации и вырождения, вместе с дарами принес людям мудрые веды. В современности Коляда спроецирован на праздник рождества.

Коляда символизирующий мудрость и мир изображается в виде мужчины с мечом в руках, где меч опущен вниз олицетворяет мир. Коляда обладал дипломатическим даром и умел в любой ситуации находить мирные пути решения.

Как бога зарождающегося солнца его изображали в виде младенца, младенец и поныне часто олицетворяет новый год.

Коляда олицетворяет молодое, только народившееся солнце сменяющее старое, уставшее за год. Олицетворяет начало нового периода, покровительствует переменам.

Карачун — праздник предшествующий встрече нового солнца

С 19 по 25 декабря наступает время когда солнце находится близко от земли, это время самого короткого дня. После зимнего солнцестояния день начнет прибавляться. В этот период грань между мирами наиболее тонка.

Карачун ознаменует окончание солярного солнца, этот период не является праздным. Перед встречей «нового года» важно избавиться от всего не нужного, изжитого себя и старого. Карачун это период очищения.

Считается что время, когда грань между мирами истончается предназначается для духовного развития, кроме того именно в этот период наиболее высока магическая энергия. Период перед Колядой посвящается налаживанию или ладу пространства вокруг и собственных мыслей.

С момента зимнего солнцестояния происходит перерождение года, уход старого и зарождение нового. Именно этот период более всего подходит для того чтобы запланировать дальнейшую жизнь, подвести итоги уходящего, проанализировать ошибки.

Традиции на К орочун

Подготовка к зимнему солнцестоянию начинается заблаговременно. Важно успеть убрать все старое. Обладающее негативной энергетикой. Принято навести полный порядок в доме, в жизни, голове. Начинается процесс с генеральной уборки дома. Очищая дом от физической грязи вы убираете и негативную энергию.

Помимо очищения важно выбросить все старое и порченное или починить. В новый год должно перейти только то, что работает и используется.

В новый период важно вступить налегке, без груза долгов и обид. Постарайтесь не только навести порядок в мыслях и квартире, простите обиды, помиритесь с теми, кто в ссоре. Отдайте долги. В новую жизнь важно перейти с легкостью на сердце и с благодарностью к богам за все хорошее что есть в жизнь, с надеждами и мечтами на будущее.

Читайте также:
Житие и чудеса святой великомученицы Параскевы Пятницы

Этот же период используется для очищения оберегов и создания новых защитных талисманов. Самый сильный талисман создающийся в период новогодних праздников – Солнцеворот. Кроме поворотника указывающего путь, в эти дни делают куклы-обереги на привлечение благополучия да богатства: Коляда да коза. Помимо привлечения удачи данные народные куклы хранят семью от раздора, печали да зла разного.

Перед Колядой пекли хлеб в форме солнца. Запах свежеиспеченного хлеба отгоняет зло, привлекает в дом энергию благополучия исходящую от рожденного солнца.

Традиции в самую длинную ночь в году

В самую длинную ночь славяне жгли благовония, свечи. Огонь олицетворяет очищение, обязательно зажгите дома свечу и пусть сгорят все обиды, тревоги, дурные воспоминания.

Хорошо поблагодарить богов за все дары, что вы получили в году и настроиться на лад с окружающим миром и своим внутренним я.

Ночь перед Колядой имеет сакральное значение. Важно осознано оставить все плохое и перейти в новый день настроившись на светлое будущее. С ростом солнца будет крепнуть все светлое и доброе что вы загадаете и начнете воплощать в жизнь.

Суть празднования Коляды

Главная суть древнего праздника — встреча новорожденного солнца, все обряды посвящены на укрепление его силы направленный на тепло и процветание земли на весь следующий год. Г лавным аспектом обрядов было веселье и щедрость.

С овременное рождество имеет связь с данным праздником. Сам же праздник Коляда празднуется лишь малой частью людей сохранившим далекие традиции. Большинство же отмечает новый год или рождество.

Традиции на Коляду

Колядки праздновали 21-25 декабря со второго дня зимнего солнцестояния, когда день на прибавление шел «на воробьиный скок» увеличился и до самого дня Велеса. Колядки это время щедрот, веселья, застолий, игр молодецких да обрядов магических, особо любили девы не замужние погадать.

Вместе с колядованием чествовали славяне и богиню женской доли — Ладу. Второе название праздника «щедротки» идет именно от благодарности за щедрость.

Символ рожденного солнышка — коло (колесо) с 8 ярко ряженными спицами центре которого зажигали огонь (с помощью факела, свечи, соломы). Во время обращения к солнцу люди посыпали яркие лоскуты на снег, ставили засушенные с лета цветы. Во время веселья всячески устраивали шум да гам. Стучали в колотушки, гремели кухонной утварью. Считалось что веселье и шум отпугивают нечесть из деревни. Отсюда пошла традиция взрывать питарды при встрече нового года.

Еще одной важной традицией славянских колядок было перевоплощение. Люди наряжались в зверей, прятали лицо под маской, наряжались в нищих, стариков, юродивых. Считалось что так их не найдет злые силы и в новое солнце будет удачным год.

Пение колядок

Распевание колядок — хвалебных песен с пожеланием достатка и добра имело обрядовое значение. Таким образом в дом призывалось благополучие в ответ на щедрость хозяев.

Колядующие собирались группами по желанию. Это могли быть отдельные ватаги детей, молодые парни или девушки, взрослые или старики. Бывало колядовщики собирались в одну веселую группу где предводителем была коза в сопровождении своей свиты: медведи, лисы, быки, волки и другие животные.

Пример колядки

В дом не входили, оставались за порогом. В начало спрашивали разрешения спеть колядку. Получив его выполняли песни. В колядках нахваливали благополучие и щедрость хозяев, призывали добро да достаток в дом, желали крепких и здоровых детей, хорошего урожая. После чего хозяева благодарили ряженных сладостями, чаще приготовленными самостоятельно, мелкими дарами, монетами.

Время Коляды это период формирования нового года, когда создается полотно «нового мира». В это время особенно тонка грань между мирами. Поэтому самое время для гадания и волшебства.

Коляда — зимний солнцеворот.

Праздник Коляда в стародавние времена начинали отмечать 21 декабря (1 коляденя по славянскому календарю). Это – начало зимнего солнцестояния, «остановка» смещения Земной оси относительно Солнца, кратковременный отдых нашей планеты, за которым сразу следует зимний Солнцеворот (22 декабря). С этого числа день начинает увеличиваться, ночь – убывать. (Древние славяне считали, что именно в этот день Майя Златогорка родила Бога Коляду – русского Хроноса, хранителя Вечности, хранителя Времени). До этого момента (Рождества Коляды, Рождества Солнца) день постепенно убывал, ночь росла, тьма сгущалась, а вместе с ней активизировались тёмные сущности-паразиты, питающиеся эмоциями людей, навевающие тоску, уныние, грусть о прошлом, жалость к себе, отчаяние, безнадёгу и т.д.

Наши предки прекрасно обо всём этом были осведомлены. Поэтому, чтобы жить в соответствии с природными циклами, славяне постились. Этот пост был чисто физическим и касался исключительно запрета на животную пищу. Чтоб душа, следуя за перешедшим на низкокалорийную диету телом, тоже маленько успокоилась, угомонилась, остыла от обуревающих её страстей и не питала своей энергией тёмные силы. Сразу оговорюсь, что у славян не было строгого деления постоянно живущих рядом с нами энергетических сущностей (духов) на тёмных и светлых. Наши предки старались ладить со всеми духами, разумно полагая, что всему своё время и что в хозяйстве всё сгодится! Чтоб нормально жить, необходимо соблюдать некий баланс сил. Быть очень злым – плохо. Но быть очень добрым – ещё хуже. В славянских верованиях и укладе жизни очень большое значение уделялось понятию адекватности, «зеркальности». Основным девизом было: «Относись к человеку так, как он относится к тебе». Если бы мы сейчас соблюдали этот мудрый принцип, то уберегли бы себя от многих бед, неприятностей, разочарований, огорчений. Мы бы и жили совсем иначе, если б относились к знакомым, чиновникам, властям так, как они относятся к нам. Ведь добро и зло – понятия относительные и в жизни часто меняются местами.

Читайте также:
Люцифер Денница или Морнингстар: имя Люцифера до падения

Взять, к примеру, сравнительно недавно присутствующий в каждом доме чугунный угольный утюг. Вещь несомненно хорошая, полезная и нужная. А если этим утюгом да по голове? То же самое ухват – любимый инструмент хозяйки для встречи хорошо выпившего или загулявшего мужа.

Рождественский (в преддверии рождения Бога Коляды) пост начинался 9 овсеня (29 ноября) и продолжался вплоть до 21 декабря. В Колядину седмицу (последние семь дней перед праздником), пост был особенно строгим. В последний день поста – 20 декабря – вообще не полагалось никакой еды. И только когда на небе появлялась первая, маленькая, робкая вечерняя звёздочка, на улицу выходили колядовщики и начинался праздник. Родился Бог Коляда! После строгого поста разрешалось есть только растительную пищу, квашения, фрукты, пироги с творогом, сладкие хлеба с вишневым вареньем.

Именно в эти дни вступал в свои права вновь избранный на вече князь, призванный защищать племенную землю семь лет от Коляды до Коляды. Старого князя провожали точно так же, как мы провожаем сейчас Старый год.

Обычай праздновать зимний Солнцеворот нашел своё отражение и в более поздних религиях, в частности, в Христианстве. Католики празднуют Рождество Иисуса Христа 25 декабря (хотя нигде не написано, что Он родился именно в эти дни), православные (из-за несоответствия календарей) – 7 января. А уж празднование 19 декабря Николы зимнего (Никола – Коля, Коляда!), Николая-угодника, чудотворца всем хорошо известно. (У нас в Комарёве, Болотове, Тарбушеве – престольный праздник).

Все эти дни, начиная с 21 декабря и до 11 января, насыщены таинственной и всемогущей магией Космоса. Солнце еще слабо, и не забивает своим излучением света далёких звезд. Космос открыт. Проси хоть царствия небесного! В это время хорошо загадывать и планировать, менять что-то в своей жизни, менять и саму жизнь! Спокойные дни озарения, ясности, понимания, принятия ситуации. Время волхвов, чародеев, мудрецов, колдунов. Время девичьих посиделок, любовной магии. Время надежд…

В эти дни славяне радуясь, что Солнце пошло на лето, от души гуляли, пели, плясали. Наши предки умели и работать, и отдыхать. (Мы сейчас, по моему убеждению, не умеем в полной мере делать ни того, ни другого). Скидывали с себя привычные одежды, привычные образы, перевоплощались, играя. Сейчас мудрые психиатры называют это ролевым тренингом, нейролингвистическим перепрограммированием, установкой, самовнушением и т.д. Славяне, разумеется, таких мудрёных слов не знали, зато с удовольствием рядились скоморохами, зверями, чудищами. (Нынешние ряженые на свадьбе – это всё оттуда, из тех далеких времен. Ведь в свадебную ночь тоже рождается новая жизнь!). Во время колядок князь наряжался пастухом, пастух – князем. В это время все были равны. Веселой гурьбой ходили от дома к дому. Никто не обижался. Только теперь психологи подтвердили великую, Космическую мудрость наших предков. Оказывается, очень полезно и даже необходимо периодически сбрасывать с себя привычные и уже изрядно поднадоевшие стереотипы и нормы поведения – менять поведенческие программы, как «заезженную» пластинку. Больной представит себя здоровым и станет таким. Умный и осторожный хоть раз в году позволит себе совершить глупость. Пастух, нарядившись князем, с удивлением обнаружит, что командовать, приказывать и самодурить – большого ума-то не надо! А спесивый князь, побывав в шкуре пастуха («От сумы, да от тюрьмы не зарекайся!»), возможно станет человечнее и добрее.

А ещё считалось, что в эти долгие, тёмные ночи особенно сильна связь человека с Родом, с предками. Можно попросить у них совета, помощи в трудной ситуации. Тонкая грань между их и нашим Мирами (между Навью и Явью) размывается и души предков, приняв человеческий облик и спрятавшись под масками (личинами) колядников, могут придти в наш мир, навестить родные места, дома, посмотреть на своих потомков, пообщаться с ними, поддержать их и надоумить случайной фразой, песней, поступком.

С наступлением темноты славяне собирались за околицей у больших костров. Пили, пели, плясали, веселились. Зазывали к костру и угощали всех прохожих. Как знать, может это ряженые души их предков?

Веселый, светлый праздник… Праздник Рода, племени. Наряжали ёлку. Именно наряжали – шли в лес, выбирали приглянувшуюся ёлочку, вешали на неё цветные ленточки, простые незамысловатые игрушки. Водили вокруг неё хороводы, пели песни, славили Коляду за то, что повернул Солнце к весне. Пусть до весны ещё очень далеко – всё равно на душе светло и радостно. Ведь самые короткие и тёмные дни миновали, и теперь день хоть на минутку, но будет прибавляться, а солнышко – всё смелее пригревать.

И всё же немного грустно – ведь еще один год позади! Хороший, плохой ли, но его из жизни не выкинешь (как и слова из песни). Особенно ясно это ощущаешь лет после сорока…

Почему наряжают именно ель? Очень просто – все деревья зимой спят, отдыхают. А ель (да ещё сосна) бодрствуют, находясь на пике своей силы. С любовью наряженная в лесу ель излучает энергию радости и счастья, радуясь вместе с людьми, щедро даря всем здоровье, веселье и долголетие. Ель – дерево Велеса, а Велес – один из самых чтимых Богов вятичей – наших предков. Соблюдая обряд почитания ели, люди приближаются к сильнейшему и самому близкому для нас духу Рода. Род, родник, родня, Родина. Какие теплые, по-настоящему родные слова! Мы не одиноки на этой земле. С нами всегда сила и помощь Предков. Ведь Род каждого из нас просуществовал десятки тысячелетий. И выжил! Значит, каждый из нас впитал в себя всю мудрость, всю хитрость, всю храбрость и всю силу своего Рода!

Читайте также:
Символ Рода:славянский оберег, его внешний вид и значение

Не рубите ель на новогодние праздники! Отбросьте этот чуждый, навязанный нам извне обычай. И вы сразу почувствуете, что стали сильнее и спокойнее. Может, оттого и живем мы все с кучей проблем, что дружно тащим срубленную ель в дом на Новый год. А она мстит нам, излучая энергию обиды и боли! Славянский мир справедлив. Боль – за боль.

Следуя древнему обычаю, в этот день садоводы стряхивают снег с яблонь, кустарников. Объясняют деревьям, домашней живности, пчелам и всей своей земле, что, несмотря на мороз, день прибавится. Поздравляют с Солнцеворотом.

Вообще, в эти 3-4 дня желательно побыть на природе. Зимнее солнцестояние. Природа замерла, а в мире покой и стабильность, постоянство и благодать. Тихой, мощной силой покоя пронизано всё вокруг. Небеса и звезды, Солнце и Луна, деревья и снег – всё излучает покой и тихую радость. Солнце двинулось к лету.

Конец старого – всегда начало нового. Вечный круг – «Коло», символ которого – вращающееся Небесное Колесо со спицами, сменяющими эпохи, дни, события и т.д.

В этот день хорошо ополоснуться родниковой, речной или любой другой природной водой, растереться снегом, смыть с себя старые грехи (благоразумно освобождая место для новых).

В одном печатном издании с удивлением прочитал: «Коляда» – от латинского слова «календа» (первое число месяца), от него произошло слово «календарь». Вот как! Почему мы во всём, даже в таких русских словах пытаемся (и очень радуемся, когда нам это удается) найти следы влияния европейских языков и таким образом приобщиться к европейской «культуре», к европейским «духовным ценностям». (Умышленно взял слова в кавычки, так как кроме пустой трескотни ничего за ними не вижу). Об опасности такого подхода к русскому языку давно ещё предупреждал великий русский учёный, знаток русского языка и русской (не немцами написанной!) истории М.В. Ломоносов. Он говорил: «Если так дальше пойдет, то скоро мою родную деревню Холмогоры от шведского «Хом гардия» почитать будут!»

Календарь – это дар Бога Коляды. Это же очевидно! Коляда вращает огромное космическое Колесов времени – Коло, которое, в свою очередь, вращает множество временных колёс и личных колёсиков (как шестерёнки в будильнике). Но, при более внимательном рассмотрении, все эти процессы друг от друга зависят и очень взаимосвязаны.

Славянское понятие КОЛО настолько всеобъемлюще, что его объяснение заняло бы несколько томов. И то это была бы лишь слабая попытка объяснить вечный круг движения Жизни. Это – понятие, ощущение вечного круговорота жизни всего и во всём должно родиться и вызреть в душе человека, и обычно оно приходит с возрастом.

Какой смысл вкладывали наши предки в понятие КОЛО? Попробуем разобраться.

Ночь, рассвет, утро, день, вечер, закат и опять ночь – КОЛО. Неделя: воскресенье, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота и опять воскресенье – КОЛО.

Месяц: новолуние, растущая луна, полнолуние, луна убывающая и опять новолуние – КОЛО.

Год: Весна, лето, осень, зима и обязательно опять, всему назло весна – КОЛО.

А теперь (прислушайтесь, историки и аналитики!) – этот же космический закон применим и к судьбе великих цивилизаций, государств. Империя: зарождается, набирает силы, достигая мощи, расцвета, величия. И вдруг, хотя никаких внешних предпосылок нет – неизбежное угасание, раздробление, закат (Египет, Римская, Османская империи, Золотая Орда, СССР). Историки ломают головы над причинами, а причина одна – КОЛО. Это же относится и к судьбе города, села, отдельного дома, человека, растения.

Этим же законом определяются отношения между мужчиной и женщиной. Первая встреча, знакомство, взаимный интерес, взаимное влечение, любовь. Хорошие, стабильные, здоровые отношения. Казалось бы – жить да жить: всё прекрасно, тепло и уютно. Но вдруг появляется первый ледок в лужицах по утрам. Это ерунда – к полудню ледок растает! Но вот и заморозки – снежинки полетели, ветер дохнул, а там и вьюга завыла! И это тоже – КОЛО.

Человек, не знающий космических законов, в подобных случаях обычно переживает, впадает в депрессию. А знающий – спокоен. Пусть воет вьюга в трубе и сугробы намело выше крыши – весна не за горами!

Расставаясь с любимыми, не ищите виновных. Это – КОЛО! Готовьтесь к новым встречам – они обязательно будут. Только нужно освободить для них место, выбросив из головы всякие упреки, сомнения, переживания. Так наши предки жгли на Масленицу соломенное чучело Зимы, зная, что счастье обязательно будет! Это же КОЛО – неизменный космический закон!

Понятие КОЛО настолько проникло в жизнь и образ мыслей славян, что в русском языке есть множество слов, имеющих в основе своей это общее объединяющее «Коло». Согласитесь, очень трудно приписать латинское происхождение таким словам, как колесо, кол, колдобина, кольцо, колпак, колено, колокол, колодец (изначально круглый), колдовать (кружить голову, водить по кругу), щеколда (круглый стальной прут, запирающий дверь), колчан (круглая сумка для хранения лука и стрел).

Читайте также:
Иван Купала праздник: какого числа в 2021 году

Разве латинские корни у слова «колобок» (круглый бок), околеть (закруглиться, закончить жизненный путь), околица (изгородь, окружающая деревню), частокол. Колыбель — круглая плетеная корзина, выстланная белым холстом, в которую укладывали ребенка…

Русский язык – несомненно, древнейший, и, возможно, прародитель всех языков. Возьмите иностранные слова: Колизей (сидеть по кругу и зрить, смотреть на арену), колье (круглое ожерелье), и даже Колорадо! Коло – круг, Ра – древнейший Бог солнца. А буквально – место, где кругом светит солнце. Колбаса, колба, коллектив – сравнительно новые слова. И к ним – венец аргументов – наша родная, такая русская колея – круглая выбоина в грунтовой дороге.

В свете сказанного попытаюсь истолковать смысловое значение названия города Коломны – построенного в 1177 году Рязанскими князьями для обороны северных границ Рязанского княжества. КОЛО-МНА. Коло – круг, мна – мять, подминать. Буквально – крепость, подминающая под себя всю округу.

Интересно также попытаться расшифровать смысловое значение слова кольчуга. Кол – круглые, стальные кольца. Чу – Чур Бог, хранитель рода, домашнего очага. (Вспомним – чур меня! Храни меня!). Га – у славян это слово всегда обозначало движение (нога, дорога, телега). Вот и получается, что кольчуга – это рубаха из стальных, круглых колец для защиты, оберега воина в пути, в походе! А про неё у славян есть пословица: «Тяжёлая кольчуга плечи не гнёт. Гнёт рабское рубище!»

(картинки взяты из интернета).

Метки: вера, история, обряды, обычаи

Коляда (25 декабря) – День Рождения Пути (первый день зимнего солнцеворота)

25 декабря – первый день зимнего солнцеворота, с этого дня солнце поворачивает к свету. И этот момент в годовом цикле есть День Рождения Пути.

Мало кто сейчас знает, что именно в этот день волхвы руссов каждый год на протяжении многих тысячелетий отправлялись в путь к Истине, ведомые Звездой. Волхвы, то есть поклоняющиеся звездам. И Звезда, именно, время и место Рождества Сына Божия – События, от века чаемого всеми поклонниками звезд, то есть ведающими.

Из песнопений церковной службы: “Поклоняющиеся звездам звездой научаемы поклониться Единородному”.

Почтение христиан к звездам живо и поныне.

“Светом проникшись внутренним
Светится Млечный мост,
Правит святую утреню
Хор православных звезд.”

Поэтому столь сходен дух христианской православной веры и ведической, славящей Правь. При всем различии ритуалов, сложившихся исторически. Ведическая вера почитает двенадцать малых богов (или Сил) соответствующих 12-и созвездиям зодиакального круга. Но – в отличие от языческого многобожия – ведизм полагает богов не самосущими, но исходящими от Всевышнего Триединого Бога. Подчеркивая этот важнейший момент, древнерусское богословие именует малых богов – прибоги, то есть творящие силы при Боге Всевышнем Триедином (Великий Триглав). Формула наидревнейшей на Земле веры ясно запечатлена во Влесовой Книге, начертанной рунами на буковых дощечках: «се бо тайна велика есе – якожде Сварог есе и Перуно, и Свендовит» (дощ. 11-а).

Согласно православному церковному канону, именно с 25 декабря богослужения начинают строиться таким образом, что ход их как бы предвосхищает празднование пришествия в мир Сына Божия. Читаются места из священного писания, толкующие о Боговоплощении.

И в народе с 25 декабря начинаются РОЖДЕСТВЕНСКИЕ СВЯТКИ, главный обряд которых – КОЛЯДОВАНИЕ. Длятся СВЯТКИ 12 дней, вплоть до Рождественской Ночи с 6 на 7 января.

Суть обряда колядования такова. В полночь собираются в храме 12 волхвов, чтобы отправиться в символическое странствие за «три-девять земель», встречать Спаса-Даждьбога. (Так звали Сына Сварога Небесного до Рождества. А после благовествования Апостола Андрея на Руси, стали звать именем, которое Сын Божий носил при жизни на земле). Волхвы-странники берут с собой подарки – приветствовать Божественное Дитя, которому предстоит родиться. Подарки не простые, со смыслом. Каждый из волхвов олицетворяет собой одну из 12 творящих энергий вселенной (12 малых богов, 12 созвездий Зодиака, 12 месяцев в Году). И каждый волхв выбирает такой подарок, чтобы он символически выражал его, скажем так, звездное Качество. Например, жрец Белояра, покровителя воинского искусства, дарил оружие: меч или лук и стрелы. Служитель Лады, богини разных полезных ремесел, дарил диковинные поделки-игрушки, богато украшенные резьбой. Волхв Китовраса, покровителя зодчих, дарил в подарок плотницкий инструмент, и так далее…

Народ в деревне собирался за праздничной трапезой. В канун 25 декабря постились, до первой звезды ничего не ели. Как только взошла звезда – подавали круглый пирог обязательно с крестообразной ямкой посредине, куда вкладывали посевные зерна, лечебные травы, облатку и т. п. символы деятельности, в которой хотели обрести удачу в грядущем году. Своего рода магическое действо, при котором не забывали почтить все 12 основных сторон жизнедеятельности общины. Кроме пирога-коляды (символа Нового Года), на праздничную трапезу подавали: курники – пироги с курицей; различным образом приготовленную птицу; обязательным было сочиво, которое раньше называлось коливо, а также другие блюда из пшеницы, зерновых и орехов. Славили братиной предков и желали блага потомкам. Пили братину посолонь, наливали в нее сурью, мед или вино, в разных славянских странах – по-разному. Первым «испивал» Царь, затем по кругу все домочадцы, оставшимся напитком снова «угощали» Царя. Со славами: будь благословен, Царь, ныне, присно и от века до века! Такое вино (сурью или просто воду), слитое с рождественского дубового полена (бадняк), которое изображало Царя, хранили бережно весь год в божнице за образами, пользовали им при исцелении.

Читайте также:
День Крещения Руси и память святого князя Владимира

После трапезы все жители деревни ждут гостей – колядующих. Когда-то их было строго 12, были то лучшие из лучших сельчан, люди знающие, мастеровитые, волхвы одним словом. Ныне число не соблюдают, присоединиться к колядующим может любой пожелавший. Мы же расскажем, как обычай все-таки воистину исполнялся. Итак, в полночь 12 волхвов выдвигались из храма в путь. Но прежде смотрели Божью Волю, пророчествовали о грядущем, ведь путь предстоял неблизкий, опасный. Для гадания нет лучшего средства, чем царственная птица – петух. Его выпускают в светлицу и разбрасывают перед ним пшеничные зерна. Петушок клюет по зернышку, а все смотрят и примечают. Прямо идет – значит светлый, прямой путь открыт, дорога стелется скатертью. Кругами клюет – предстоит путь окольный, полный перемен и препятствий. После того, как открылось Двенадцати будущее, отправляются они в символическое странствие за «три-девять земель». Идут по деревне строго посолонь, по солнышку. Начинают с самого высокого холма или горы на северной стороне деревни (обыкновенно там и стоял храм или капище), потом идут на восток и так далее. Обходят почетной процессией всю деревню по кругу. Это красивое зрелище, потому что идут по деревне колядники с зажженными факелами, с песнями, играют на музыкальных инструментах. Заходят в каждый дом, поют: Коляда родился, Коляда растет. Он приезжает на конях, ходит по дворам, собирает, пока не соберет, ищет, пока не найдет. А Кого он ищет? Царя! А кого он кличет? Кресеня-Коляду!

[Кресень или Крышень-Коляда – одно из иносказательных протоимен Сына Бога, как например, Мост, Врата, Агнец… Имя Кресень-Коляда означает единство Вечности (Крес, крест) и времени (Коло, год). Символ имени: крест в круге].

Порой, чтобы обмануть злые силы, в предрождественские дни выпущенные на волю через Дверь, открывшуюся меж мирами, чтобы не было помех в пути, мудрые волхвы рядятся в личины. А с другой стороны – это испытание хозяевам: ждут ли, узнают ли под масками добрых странников, вестников Божиих или же погонят их со двора, тогда не видать им в будущем году удачи. Но нет, конечно же, узнают добрые люди предвестников Великой Радости на земле, Рождества Сына Всевышнего, Спаса Даждьбога (одно из величальных протоимен Иисуса Христа в русском традиционном богословии), привечают гостей, называя: «Божьи слуги», «Божьи посланники», «Божьи угодники», «Гости небывалые», приходящие на землю только раз в году. А волхвы-колядники при входе в дом говорят: «мы в дом и Бог с нами!». Пируют с хозяевами, дарят им «подарки со значением», которое те пытаются разгадать. Ведь, если поймешь смысл послания – узнаешь будущее на ближайший год. Еще хозяева гостей кормят, поят и в дорогу обязательно дают еды с собой. Меры в хлебосольстве не знают, но отказываться нельзя. При выходе гости произносят радушным хозяевам: «мы отсюда, а Господь сюда!».

Народ по 12 святошным дням, по событиям забавным и курьезным, которые происходят в это сказочное время, гадают, соотнося каждый день – месяцу в будущем году. Как день проведешь – так и весь месяц будет. А еще: как встретишь Коляду – так и весь год проведешь.

Итак, перескажем еще раз символы древнерусского Нового Года – Коляды: Полночь, Рассветная пророческая птица – Петух, 12 волхвов, отправляющихся в путь на поиски Царя, неся ему подарки. Трапеза с Царем, которого изображает в обряде рождественское полено – бадняк. Вспомним речение Христа: «Я – Свет, который на всех. Я – все. Все вышло из Меня и все вернулось ко мне. Разруби дерево – Я там. Подними камень и ты найдешь Меня». (Апокрифическое, то есть признанное Церковью неофициально, Евангелие от Фомы, строка 81).

Из вышеназванных атрибутов древнего праздника, пожалуй, непонятным может оказаться только одно, почему Полночь?

На Северном Полюсе, на самом куполе мира, день зимнего солнцестояния – это Полночь Божьего Дня. Весеннее равноденствие – Утро. Летнее солнцестояние – Полдень, осеннее равноденствие – Вечер. А весь День Божий – это ГОД, КОЛО-КОЛЯДА. С точки зрения Северного Полюса Солнышко рождается на Юге, отсюда странствие волхвов на юг через восток. И еще, именно с момента зимнего солнцестояния Солнце, сдвигается, обращается навстречу к Северу. С каждым днем становится ближе Рассвет (весеннее равноденствие). Известно, что перед рассветом тьма сгущается. Но кричит солнечная птица – петух, предчувствуя близкое Утро. Пусть ночь еще кромешная, но от одного только радостного петушиного пения зло бежит, прячется в своих норах, чары колдовские развеиваются. Радость и покой вселяется в сердца людей, надеющихся, ждущих пришествие Спасителя.

Согласно преданию, и кровь, и обычаи мы, руссы, унаследовали от Арктов, жителей Полярного континента Арктида, ныне сокрытого под водой и льдом. Аркты были народом пророков и знали наперед время и место Первого Пришествия. Они провидели точное расположение звезд, под которыми Сын Божий родится в мир. И для События этого даже предуготована была определенная дата – “День, егоже сотворил Бог” – День Даждьбога.

Читайте также:
Язычество на Руси: не забыто, а живёт до сих пор

Солнце почиталось Арктами образом Сына Бога Всевышнего. (Именно образом почитали Солнце. А не то, что Солнце – это будто бы Он Сам и есть!) Современный писатель-мистик Даниил Андреев именно в этом смысле называет Солнце: Живая Икона.

Древние русы поклонялись Всевышнему как Триглаву, то есть Единому в Трех Лицах: Отцу (Его именовали Есь – Сущий), Сыну (Его называли Туисто – Двойной) и Духу (Он име­новался Рус, и следом этого сохранилось до сего времени слово парус, имеющее диалектный синоним подух).

Пророчество о том, что Всевышний некогда пошлет Сына своего на землю, чтобы спасти мир от зла, самое древнее на земле. Оно распространилось с севера на юг по всей планете и ныне можно встретить изложение его в той или иной форме в священных текстах древних традиций самых разных народов. Примером таковых служат Русская и Восточная Веды. Бхавишья Пурана индусов, написанная не раньше, чем за три тысячи лет до пришествия Сына Божьего Иисуса Христа указывает это Имя, место Его рождения, имя Его Матери и предсказывает Его страдания. (Бхавишья Пурана, пророчество Махараджа Шалевахина.) Согласно мнению известного индийского ученого из высшего сословия брахманов Гангадхара Тилака, древние предки народа Индии были посвящены в Знание Арьями – людьми полярного континента.

Далее, пророчества о пришествии в мир Сына Бога сохранила Авеста зороастрийцев, Кельтский и Хеттский эпос и другие писания, много более древние, чем хрестоматийный Ветхий Завет. Причем не только евразийские источники содержат пророчество. О Сыне Бога – Спасителе – упоминает и традиция американских индейцев. И африканский континент знаком с нею. Английский египтолог Джеймс Фрэзер свидетельствует: «В древнем Египте празднование рождения Солнца было особенно интересным. Его участники удалялись во внутренние приделы храма и в полночь выбегали оттуда с криком: “ДЕВА РОДИЛА! Свет прибывает!” (Ср.: “Я Свет миру.”)

Предания самых различных народов называют в качестве своего Истока северных предков. “Люди северной земли”; “белые боги, живущие во льдах”, “при­шед­шие оттуда, где один день длится целый год”; “оби­та­тели Подсолнечного Царства”; жители «земли, где витает Свет» (Свентовит русов, Шведатвипа индусов (Ригведа)), “жители Беловодья”, – так называют самые разные народы своих учителей, от которых их предание ведет Традицию. Главный символ веры этих народов выражен в именах: Триглав, Троян, Стрибог руссов, скандинавский Трискаль, индуистский Тримурти …

Итог вышесказанному подводит речение святого Августина Блаженного: “То, что теперь называется христианской религией, существовало у древних, и было присуще человеческому роду от самого начала веков до пришествия Христа, с которого времени истинная вера, уже существовавшая, стала называться христианство”.

Интереснейшая деталь: только русские иконописцы обязательно изображали Путь волхвов к Солнцу Истины. Религиозные живописные произведения Запада обыкновенно изображают волхвов подносящими дары. Русский же иконописный канон: все трое волхвов обыкновенно на конях. Так именно и на Рождестве Суздальском (16 в.).

Фигурка коня изображена и в левом верхнем углу дощечки 16а Влесовой Книги, говорящей о Рождестве. Пиктограмма коня, как и высокий пафос начальной фразы, отличает данную дощку от остальных. По-видимому, Посвященный далеких веков стремился дать ясный знак: речь идет о реальном длительном путешествии и о Событии, не сопоставимом по важности ни с каким другим. Такая пиктограмма коня присутствует и на знаменитом руническом “микоржинском камне”. Конь изображен идущим “с востока” (справа налево). Камень обнаружен археологами при раскопках на Днепре и отнесен к т.н. “черняховской культуре”, а это I-IV в. от Р.Х.

В известнейшем историческом повествовании «Слово о полку Игореве» сказано о тропе Трояновой. Это и есть та тропа, по которой волхвы однажды дошли до Христа. Добрались только трое, остальные, видимо, погибли в пути. В те времена в землях палестинских странники подвергались серьезной опасности. Кто же они были, эти трое жрецов-царей?

Церковное предание передает их имена: Бальтазар, Каспар и Мельхиор. А также великое разнообразие имен, схожих с данными, которые здесь мы, конечно же, приводить не будем. Слава Богу, Русская Северная Традиция сохранила имена трех волхвов, не искаженные иностранным озвучиванием.

Бальтазар – Балтов царь, так прозвали в народе жреца Перуна, первого из волхвов, он принес в дар Богомладенцу символ Солнца-Даждьбога – золото, как знак Сына Бога и свершившегося пророчества.

Каспар – Кощебор, то есть борец со смертью, владеющий искусством изгонять бесов. Он принес в дар – смирну, только истинным смирением побеждается смерть. Это был знак грядущего Подвига Спасителя.

И третий – Мельхиор – имя его означает: священник по чину Мельхиседека, волхв Макоши. Он принес ладан – символ Лады. В знак того, что Богочеловек рожден Девой.

В Велесовой книге на дощечке 16а есть подробный отчёт русских волхвов о странствии в Палестину к Божичу. А также запечатлена на буковой дощечке и древнейшая рождественская формула, произнесенная волхвами Богу живому:

И вот мы отправились в странствие, имея [дары] до Бога нашего, которому речена хвала: будь благословен, Царь, ныне, присно и от века до века!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: