Кто такой Баал в христианстве и семитской культуре

Культ Ваала — кровавого бога и жестокого демона

Ваал или Баал, согласно мнению историков и археологов, — один из древнейших человеческих богов, которому поклонялись финикийцы и семиты. Согласно мнению многих магов, христианских и иудейских богословов, это один из страшнейших адских демонов.

Кто такой Ваал

Баал, известный как Ваал, Бел или Балу — древний бог семитских народов Средиземноморского побережья, отличался могуществом и жестокостью, был первым оформившимся глобальным богом-покровителем. В пользу факта свидетельствует, что Баал во многих семитских языках, в первую очередь, в финикийском, — слово, обозначавшее Бога в целом.

Существовало много разных ипостасей Баала, названных по местности, где ему поклонялись, или по сфере влияния. Примеры местных или стихийных наименований — Баал-Гал, Баал-Пеор либо Ваал-Хаддад (покровитель бури) или Баал-Шамим (бог Солнца). Баал-Шамиму принадлежал один из древнейших храмов сирийской Пальмиры, дошедший до современности почти идеально сохранившемся и уничтоженный исламскими террористами.

Особенностью культов Ваала историки называют присутствие в ритуальной деятельности жертвоприношений, в том числе человеческих, детских, и наличие масштабных оргий с участием практически всего населения, которые должны были обеспечить земле плодородие и символизировать ритуальный брак Баала с супругой — богиней Астартой. Сфера влияния Ваала в культурах, где демон занимал доминирующую позицию, была крайне широка.

Балу был богом-громовержцем, что ассоциировало его с древнегреческим Зевсом или римским Юпитером. Ваал покровительствовал солнечному свету, а в период расцвета финикийской культуры защищал мореплавателей, пиратов и торговцев. Римляне и греки проводили другие параллели, главной из которых было отождествление Баала с Кроносом или Сатурном — титаном, боровшимся с Зевсом и другими греческими богами, что объяснялось масштабным противостоянием культур друг с другом.

Когда начали закладываться основы иудаизма, культ Баала подвергся гонениям со стороны первых иудейских пророков. Наиболее известно убийство жрецов Ваала библейским пророком Илией, прославившимся искоренением язычества и прижизненным вознесением на Небеса. В связи с широкомасштабной борьбой произошла демонизация Баала.

Карфагенский Баал Хаммон

Изначальный центр культа Баала — древний финикийский город Тира, но наибольшего расцвета и известности достигла вера в древнем Карфагене. Последователи карфагенской религии обеспечили Баала кровавыми жертвами. Баал Хаммон — сын Дагона, божества плодородия, изображавшегося в форме рыбы. Супруга Дагона — богиня Танит со львиной головой, была жестоким проявлением богини Астарты.

Имя Баал-Хаммона возникло из-за смешения культов Баала и вавилонского Зевса-Аммона, в результате первоначально солнечный бог получил атрибуты воителя-громовержца. Схожесть с Зевсом обеспечивалась и наличием у обоих богов в качестве животного символа быка. Покровительствовал Баал не только войне, убийствам и огню, имея и более мирную ипостась как покровитель плодородия, семейных уз и достатка.

Жертвоприношение младенцев Баал-Хаммону.

В жертву Баалу приносились в первую очередь дети. Малышей до семи лет буквально бросали в огромный костёр в честь бога. Современные исследования говорят, что чаще Баал-Хаммону приносили в жертву погибших детей, предавая их огню, а жертвование первенцев — миф.С фактом жертвоприношения несовершеннолетних соглашаются все историки: подтверждается факт римскими и греческими указами, запрещающими карфагенянам приносить детей в жертву.

Один из наиболее масштабных актов жертвоприношения произошел во время осады Карфагена греческим полководцем Агафоклом. Карфагеняне решили, что Баал больше не покровительствует им, потому что народ перестал убивать в его честь собственных детей: долгое время в жертву приносились дети чужаков. В результате около двухсот представителей городской знати добровольно отдали собственных детей, а еще триста взрослых человек приняли решение войти в костёр. Кровавый бог принял подношение: осада стала тяжелой для войска Агафокла. Греческий завоеватель вынужден был отступить.

Историки и исследователи отождествляли Баала с Молохом из-за названия ритуала сожжения — «молх», крайне созвучного с именем. В честь Молоха тоже приносили в жертву детей.

Другие имена Баала, связанные с ним божества и исторические личности

Имя Баала во многих местностях было нарицательным, а различия в культурах народов, на территории которых был распространен культ Ваала, велики.

Современные историки и ученые, изучающие мифологию и религию древних народов, часто путают между собой отдельных богов и появившихся на основе древних культов демонов. Долгое время существовало заблуждение, благодаря которому демон Молох отождествлялся с богом Ваалом из-за неправильной трактовки одного слова.

Путали между собой Баала и Мелькарта — покровителя мореплавания. Были общие черты у Баала с египетским божеством Петбе, которого называли Пет-Баал — покровитель неба. Следует отметить имя Балу — так называли Ваала на территориях Эфиопии и южных африканских государств. В чернокожих племенах бог дал основу другим кровожадным, более странным и жестоким культам.

Читайте также:
Что нельзя дарить на Новый год 2020: список презентов

Есть определенное родство Баала с демоном Вельзевулом. Имя Вельзевула возникло позже и стало примером специальной словесной конструкции в древнеиудейской традиции, чтобы не называть имена языческих божеств. Баал-Зебуб или Вельзевул, ставший впоследствии Покровителем мух, был одним из небольших местечковых богов. Упоминался в Ветхозаветной Библии, Торе и в Евангелие.

Путают Баала и с Ваалберитом — одним из местных иудейских богов, который покровительствовал разного рода союзам.

Существовал гоетический демон Берит, не имевший с Баалом ничего общего.

Еще одним демоном, связанным с Баалом, был Бельфегор или Ваал-Фегор — один из высших демонических чинов в христианской традиции.

Имена, связанные с Баалом, брали себе и люди, принадлежавшие к царским родам. Имя известнейшего древнекарфагенского полководца Ганнибала переводится как Любимец Баала. Во время правления императора Гелиогабала (Солнечного Бога) в Древнем Риме произошла попытка внедрить культ Ваала вместо существовавшего древнеримского пантеона богов. Затея провалилась, а царствование Гелиогабала было коротким.

Оставил отпечаток Баал и в кельтской культурной традиции. Его отождествляют с исконно кельтским солнечным богом — Веленом. Связывают с Ваалом лунный праздник Белтейн, который отмечают во многих странах. Крайне популярно празднование в неоязыческих общинах.

Демон Баал — существо из средневековых гримуаров

Борьба с культом Баала была одним из основных направлений деятельности раннехристианских и еврейских пророков. Довольно быстро божество пополнило в авраамических религиях пантеон демонов. Идолослужение и поклонение Баалу каралось строго. В Средневековье это привело к тому, что имя Баала соотносилось с Сатаной как «Владыка ада».

Нахождение гримуара «Малого ключа Соломона», позволило упорядочить адскую иерархию, в которой Баал (Баэль) занимал первое место среди остальных демонов. Ваал считался королём Востока, мог представать перед вызывающим в виде жабы, кота или человека, иногда и во всех трёх сущностях сразу (3 головы, расположенные на паучьих ногах).

Согласно гоетической традиции, в силах Ваала предоставить человеку способность становиться невидимым и наделить сверхъестественной мудростью. Во власти Баала находятся шестьдесят шесть легионов духов ада, которые могут выполнить практически любую задачу.

Как призвать демона Баала

Культов Баала как бога сегодня не осталось. К его злобной и глубокой тёмной сущности, ставшей демоном в иудейской и христианской традиции, маги, алхимики, прорицатели, исследователи обращаются в течение столетий.

Ритуал призыва Баала необходимо выполнять, тщательно подготовившись к приходу демона. Сначала нужно подготовить защитную пентаграмму, лучше всего начертив знак мелом. Внимательно следует отнестись к целостности рисунка. После на лучи пентаграммы ставятся свечи, зажигаются и произносится инвокация.

Перед обрядом нужно озаботиться изготовлением Ламена — металлической пластины (знак описан в Гоетии). Символ обязательно должен быть на заклинателе в качестве медальона, иначе адский владыка не проявит должного внимания.

Призывать Баала следует исключительно в субботу. Текст инвокации звучит следующим образом:

LEPACA A’ARAB ZARAQ DORAK SAMALO ZARAQ
BAAL ROMERAК A’ARAB ZARAQ MILIOM BAAL REGINON
BAAL ROMERAK
A’ARAB ZARAQ MILIOM
BAAL REGINON
LEPACA A’ARAB ZARAQ DORAK BAAL SAMALO ZARAQ
HO DRAKON HO MEGAS

При желании получить от Баала таланты необходимо выпустить демона за пределы защитного круга, что может быть крайне опасно. Для немедленного изгнания Ваала в ад достаточно произнести словесную формулу с исконным именем Бога и его архангела Гавриила:

In nomine Adonai per Gabriel vade retro Baal!

Баал — типичный случай демонизации древних божеств, что оправдано с учетом жестокости культа. Прежде чем вступить на опасную дорожку связи с могущественным божеством или демоном, следует крепко задуматься.

Баал (Демон) История, этимология

Ваал (также называемый Ваел, Вельзевул и Повелитель мух) – один из семи князей ада, который также представляет грех обжорства. Кроме того, эта фигура несколько раз упоминается в Ветхом Завете, поскольку она ссылается на одного из главных мужских богов, которому поклонялись в Ханаане и Финикии..

В библейском и христианском контексте Баал (чье имя также означает «хозяин», «лорд» и «владелец»), имеет под своим командованием легионы демонов и действует как своего рода личный помощник сатаны. В средние века говорили, что Ваал был херувимом на небесах, который последовал за сатаной, когда его отправили в ад.

Это привело к тому, что его фигура рассматривалась как не менее важная, согласно демонической иерархии. Следует отметить, что демонологи считают, что те, кто его призывают, способны стать невидимыми, умными, обладающими сверхчеловеческим интеллектом и способными изменить свою внешность или тело.

  • 1 История
  • 2 Этимология
  • 3 Что представляет собой Ваал??
  • 4 Внешний вид
  • 5 Текущие ссылки
  • 6 Ссылки
Читайте также:
Эмоциональный всплеск - как научиться себя контролировать

история

По мнению некоторых авторов, имя Баал происходит от культа ханаанских и финикийских народов, которые были созданы множеством богов, которые распространились по Малой Азии..

Первоначально, в месопотамской традиции и мифологии, Ваал считался важным божеством, потому что его считали богом плодородия. Даже позже он приравнивается к египетскому богу войны Сифу.

Однако в Библии (в Ветхом Завете) он упоминается как один из ложных богов, который был взят у евреев за то, что он оставил свое поклонение Яхве. Фактически, согласно тексту, Иезавель и ее священники пытались ввести поклонение Ваалу среди израильтян..

Со временем его имя, как и имена других языческих богов, использовалось для обозначения разных демонов двора ада. Именно в этот момент некоторые авторы поднимают следующее:

-Ваал – это личность, которая напрямую конкурирует с фигурой Яхве, так что в конце концов его демонизация произошла в христианстве и иудаизме.

-Для других ученых Баал – это общее имя мужских богов, которым поклоняются в Малой Азии, поэтому это общий термин для обозначения этого набора. Вот почему и Ваал, и Вельзевул – это одно и то же лицо, хотя некоторые указывают, что это две разные фигуры..

этимология

Что касается вышеизложенного, вы можете найти несколько аспектов происхождения названия Belcebú:

-Это относится к божеству Баалу Себаоту, богу-воину, командующему армиями, который представлен как бык или теленок.

-Это происходит от слова Бааль Звув или Бааль Зебаб, что означает «Повелитель мух», уничижительный титул, используемый евреями по отношению к тем, кто совершал культы Ваалу, поскольку мясо, которое приносилось в жертву в храмах, оставалось гнить; по этой причине они всегда были полны мух.

-Другие включают, что, возможно, это связано с еврейским словом tsebal, что намекает на Великую Обитель или Подземный мир; это слово было заменено популярным tsebub (Муха). Это произвело изменение от “Владыки Великой Обители” к “Владыкам мух”.

Что представляет собой Баал??

-Согласно версии Баала и Вельзевула, представленной английским оккультистом Фрэнсисом Барретом, это является проявлением гордости..

– Для Михаэлиса Себастьяна, известного священника во времена инквизиции, Ваал был херувимом, который решил последовать за сатаной в ад.

– Для английского оккультиста Питера Бинсфельда Баал – принц греха обжорства.

-Похоже, что есть совпадение в том, что Ваал стал одной из самых важных фигур в демонической иерархии, поместив его в адский триумвират: сатана, Левиафан и Вельзевул..

-Для других оккультистов 18-го века Вельзевул является частью Ложной Троицы вместе с Люцифером и Астаротом..

-Считается, что путаница между Ваалом и Вельзевулом, а также другими фигурами в демонологии была представлена ​​первыми учеными, которые пришли к выводу, что Ваал имел в виду человека, когда он скорее означал набор богов. Уже в Новом Завете Вельзевул стал использоваться как синоним сатаны.

-Этот демон также был связан с колдовством и оккультизмом. Даже его имя фигурирует в нескольких записях судебных процессов в Салеме, США..

-Священники Ваала названы в Библии из-за столкновений, которые они имели против пророка Илии. Видимо, у этих священников были ритуалы и одежда, подобные тем, которые поклонялись Яхве..

-По-видимому, его культы характеризовались сожжением детей, нанесением увечий и половым актом..

внешний вид

Есть несколько аспектов, которые представляют Ваала, хотя это духовная сущность. Он может принимать форму опухшего лица с рогами, огненной лентой на голове и крыльями летучей мыши..

С другой стороны, самым известным изображением является гибридное существо с головой кошки, жабой и посередине человеческим лицом с короной. Эти головы опираются на спину и ноги паука.

В другой версии, более пунктуально связанной с Вельзевулом, как если бы это была отдельная сущность, он изображается как огромная муха.

Актуальные ссылки

Можно найти фигуру Ваала в нескольких недавних культурных проявлениях:

-В видеоигре Diablo II Баал предстает как «Господь разрушения», могущественная сущность и брат Диабло и Мефисто.

-В литературных произведениях, таких как Война ведьм, написано Maite Carranza, эта ссылка появляется с именем Baalat.

– В романе Принц подземного мира Роберта МакКаммона, появляется как Баал, сущность, которая хочет иметь весь контроль и власть в мире.

Читайте также:
Как стать вампиром в реальной жизни: что нужно сделать, заклинание

-В аниме Umineko no naku koro ni представлена ​​как женщина с парой длинных кос, которая воплощает в себе обжорство.

-Писатель английского происхождения Уильям Голдинг, был автором романа, в котором упоминается имя Вельзевула, Властелин мух. Там изображение представлено головой свиньи на щуке в окружении мух.

-Появился во вселенной Marvel как один из врагов Росомахи.

Кто такой Баал в христианстве и семитской культуре

Ассиро-вавилонское божество, объединял массу функций — считался богом-громовержцем, покровителем вод и войны, богом плодородия, солнца, неба. В культуре древних греков аналогом Баала можно считать Зевса. В древних семитских языках имя божества звучит как «Бел» или «Ваал» и переводится как «господин», «хозяин». Используется как нарицательное «владыка» в отношении как богов, так и властителей городов.

История происхождения

Поначалу слово «баал» использовалось больше как нарицательное. Так называли богов, покровительствующим тем или иным племенам или местностям. Существовали баал финикийского города Тира, баал ливанского города Сидона и так далее.

Святилища баалов были привязаны к источникам, горам, лесам и иным природным объектам. Слово «баал» использовалось как титул и в этом качестве было составной частью имен князей и властителей городов. Например, Балтазар, Текер-Баал. Имя Ганнибала, знаменитого полководца из Карфагена и заклятого врага Римской республики, переводится как «любимец Баала».

Полководец Ганнибал

Со временем Баал превратился в бога солнечного света, затем в верховного бога, сотворившего вселенную, затем в бога плодородия и часть фаллического культа. Частью культа Баала были оргии и ритуалы, во время которых впавшие в состояние экстаза жрецы наносили себе раны. В древнем городе Угарит Баала знали, как бога Балу, носившего прозвище Бык. Возлюбленной бога стала собственная сестра Анат. Изображался Балу как воин с рогатым шлемом на голове или в образе быка.

Под именем Баал-Цафон персонаж почитался в древней Финикии. Цафон или Цапану — название горы, где обитал этот бог. При этом приставка «баал-» использовалась и при именовании других богов, которые покровительствовали разным явлениям и областям жизни. Баал-Цафон считался родоначальником морских божеств и богом проточных вод. Женой персонажа называли богиню Астарту, известную в шумеро-аккадской мифологии под именем Иштар. Отцом бога считался Эла.

Богиня Иштар

Под именем Баал-Зебуб, он же Вельзевул, персонаж попал в христианскую мифологию, где стал злым духом и одним из подручных дьявола. Католики считают святого Франциска Ассизского небесным противником Вельзевула. В древнегреческом переводе Библии имя персонажа трактуется как «Баал мух», «повелитель мух» — Ваалзевув.

В Ветхом Завете персонаж упоминается как божество, которому поклоняются филистимляне, а в Евангелии — как князь бесов. В Библии утверждалось, что прислужники Баала совершали человеческие жертвоприношения и даже сжигали в жертву богу собственных детей.

Баал в культуре

Образ Баала часто встречается в мире компьютерных игр. В 2009 году вышла RPG «King’s Bounty: Принцесса в доспехах», где Баал — главарь демонов, которые захватили родной мир героини. Встреча с Баалом ждет игрока в финале.

Баал в игре «Diablo II: Lord of Destruction»

В вымышленной вселенной «Forgotten Realms» Баал — мертвый бог убийц. Один из троицы темных богов, которые украли скрижали судьбы и тем прогневили верховного бога. Преступников отправили в мир людей, где те оказались в телах смертных. Эта ссылка обернулась не только гибелью темных богов, но и катастрофой для вселенной «Forgotten Realms».

В серии игр «Baldur’s Gate» темный бог Баал — отец главного героя. На момент игры бог убит в смутные времена. Однако персонаж предвидел собственную гибель и позаботился наплодить потомков от смертных женщин. Внешне дети Баала не отличаются от обычных представителей собственной расы и не знают правды о собственном происхождении. Один из тех, в ком течет кровь Баала, может стать новым богом убийц. Саревок, потомок Баала, узнает об этом пророчестве и начинает убивать других отпрысков бога, чтобы остаться единственным наследником отца.

В игре «Diablo II: Lord of Destruction» Баал — последний из правителей Зла и повелитель разрушения. Под началом героя состоят орды демонов. Персонаж стремится добраться до Камня мира, который охраняет смертных от сил Ада. Баал желает уничтожить артефакт.

Экранизации

Баал — персонаж сериала «Эш против зловещих мертвецов», демон и противник героев во втором сезоне. Роль исполняет актер Джоэл Тобек. Бывшая жена Баала, демоническая женщина Руби, завладела отрубленной рукой главного героя. Из этой руки вырастает «злой клон» главного героя, который принимается крушить и убивать.

Читайте также:
Семейные отношения и психология современной семьи

Персонаж по имени Баал присутствует также в бразильском сериале «Supermax». Там это тоже демон, известный также как Nonato. Этот персонаж служил пастором и живет под зданием тюрьмы с несколькими женщинами.

Кадр из фильма «Баал — бог грозы»

В 2008 году вышел фантастический триллер «Баал — бог грозы» режиссера Пола Зиллера. Главный герой фильма — старый ученый, археолог Оуэн Стенфорд. Герой неизлечимо болен и стремится всеми силами спасти собственную жизнь. Медицина бессильна помочь Оуэну, и тот решил привлечь к делу фольклор.

У эскимосов существует поверье, согласно которому при помощи амулета бога грозы Баала можно открыть дверь, отделяющую мир мертвых от мира живых. Оуэн собирается таким способом не только победить недуг, но и стать богом. Герой собирает экспедицию и находит амулет, однако активация артефакта приводит к тому, что по всей земле начинается ужасающая буря.

Баал – почему бог семитов стал демоном?

Баал – один из самых известных богов Ближнего Востока. В истории человечества были случаи, когда верования одного народа переходили к другому. То же самое можно сказать о почитании бога Баала. Изначально представляя семитский пантеон божеств, он перешёл в мифологию египтян, прочно заняв особое место, отведенное ему.

Более того, со временем имя Баала стали связывать с кровожадным и коварным демоном, уничтожающим людей. Но не стоит забывать, что ближневосточные верования нам известны не слишком хорошо, а потому нельзя делать преждевременных выводов. Каким же на самом деле был Баал?

Баал – таинственный бог Востока

Баал – непростой для понимания и крайне таинственный бог. И дело не только в его особенностях, чертах характера и культе. Главная причина малоизвестности этого божества – в крайне скудной информации о нём. Семь древних табличек, на которых записаны сведения, находятся в плачевном состоянии.

Кроме того, текст на них записан в соответствии с древнейшими принципами одного из наречий, а потому содержит лишь согласные буквы. Переводы его, что в своё время делали различные исследователи (Вироло, Гинсберг, Гастер) значительно отличаются друг от друга. И всё-таки Баал не стал забытым богом.

Изначально словом “баал” обозначали уважительное отношение к человеку (его можно сравнить с понятием “господин”). По отношению к богу это имя используется с III тысячелетия до нашей эры. Древние семитские народности отождествляли его с грозой и силами плодородия. К Баалу обращались с просьбами послать богатый урожай, приплод скота, живительные дожди на иссушенные земли.

Терракотовая статуя Баал-Хаммона, сидящего на троне, I век
Местонахождение: Национальный музей Бардо, Тунис
© AlexanderVanLoon / ru.wikipedia.org

Почитание Баала в Угарите

Особой популярностью Баал пользовался в сирийском городе Угарите, который можно считать центром его культа. Именно в районе Угарита археологами прошлого века было найдено множество сведений о Баале, различные ритуальные предметы, связанные с его почитанием.

Такие вещи позволяют увидеть картину прошлого, в котором господствовал суровый бог гроз. Угаритские тексты нередко дают Баалу красноречивые и яркие характеристики, что выражаются в дополнительных именах бога. Например, он упоминается как “Сильнейший среди воинов”, “Мчащийся на облаках”, “Господин земли”.

Интересно, что почитание Баала постепенно распространилось из стран Ближнего Востока на запад. В Угарите его называли Балу, а в преданиях он выступает сыном верховного бога и богини-воительницы Анат.

Облик Баала в угаритской версии тоже был весьма примечательным – он носил рогатый шлем или сам изображался как мужчина с бычьей головой. На мой взгляд, в этом стоит видеть взаимосвязь с покровительством силам плодородия (бык на Востоке символизировал могущество и плодовитость).

Культ бога у других народов

Финикийцы называли Баала — Баал-Цафон или Бал. Он ассоциировался с проточной водой, был своего рода повелителем водной стихии. Его супругой называли богиню Астарту (Иштар), с которой Баал жил на высокой горе. А вот в Египте происходит слияние двух различных чужеземных религий – греческой и семитской.

В итоге Баал становится прототипом солнечного Гелиоса, которому поклонялись греки. Расцвет иностранных культов египтяне переживают при правлении Птолемеев. В Древнем Египте культ Баала приобрёл особое значение, ведь бога считали одним из творцов Вселенной.

Читайте также:
10 способов, позволяющих вспомнить свою прошлую жизнь

Статуэтка Астарты с рогатым головным убором
Местонахождение: Музей Лувр, Париж, Франция

Почитание его не было таким церемониальным, прежде. Египтяне устраивали в честь Баала сладострастные разгульные “вакханалии”, а жрецы божества нередко наносили себе порезы, считая, что так могут задобрить непростого покровителя, требующего крови и развлечений.

Но если у семитских племён Баал выступал вполне типичным воинственным богом, то в египетской интерпретации он несколько преображается. Исследователи часто говорят, что на определённом этапе в Египте Баала стали отождествлять с богом Сетом, могущественным воином-разрушителем и, пожалуй, самым коварным представителем пантеона. С удивительной лёгкостью “чужеземцу” Баалу удалось оттеснить других богов на второй план, что также часто сравнивали с нравом хитрого Сета, умеющего затмить конкурентов.

Стела Баала из древнего королевства Угарит в северо-западной Сирии, XV-XIII век до н.э.
Местонахождение: Музей Лувр, Париж, Франция

Баал – не бог, а демон?

Несмотря на все преобразования, Баал практически всегда выступает в легендах покровителем людей, их защитником, богом, что посылает на землю процветание и благополучие. Согласитесь, это далеко не демонические качества. Но почему же в библейских преданиях его упоминают как ипостась сатаны?

Ответ на этот вопрос и причины перемен в образе Баала следует искать не в мифологии, а в истории. Подобная участь постигла и супругу бога, красавицу Иштар, что некогда являлась богиней любви и плодородия, а превратилась в демоническую сущность.

С распространением христианства языческие семитские верования стали значительно преображаться. Сторонники новой веры умышленно добавляли негативные черты богам, которым поклонялись люди. Очень точным мне показалось сравнение подобного явления с информационной войной.

Бронзовая статуэтка Баала, XIV—XII век до н. э.
Найдена в Рас Шамра (Угарит), Сирия
Местонахождение: Музей Лувр, Париж, Франция

А ведь действительно: подобного рода войны велись и в далёкой древности, и Баал не смог выйти победителем из этого противостояния. Несмотря на это, в древних преданиях он воспевается как победитель и великий защитник земных народов, один из самых могущественных богов-покровителей.

Конечно, сведений о Баале не так много, а некоторые являются лишь предположениями именитых учёных. Не исключено, что не так долго осталось ждать до нового открытия, что сумеет рассказать нам о семитских божествам намного больше, а загадочные таблички будут расшифрованы точно, став источником новых знаний.

Кто такой Баал в христианстве и семитской культуре

«Баал» (bʿl) – общесемитский апеллятив со значением «господин», использующийся вместо собственного имени западно-семитского бога грозы в древнеближневосточных текстах начиная с конца III тысячелетия и вплоть до Римского периода. В угаритских текстах позднего бронзового века под именем Баала скрывается Хадду (или Хадад) — популярное в сиро-палестинских (или «ханаанских») религиозных традициях божество грозы и плодородия. Это имя, связанное также с царственностью и священными клятвами, появляется в теофорных именах собственных, им же скреплялись и заверялись дипломатические договоры. Баал почитался в западно-семитских религиях как могущественный бог и защитник людей на протяжении двух с лишним тысяч лет.

Образ Баала наиболее полно представлен в текстах позднего бронзового века из древнего сирийского города Угарит (совр. Рас-Шамра), где он почитался как покровитель царского дома и защитник города. С момента начала раскопок в этом прибрежном районе в 1929 году археологи уже извлекли на свет сотни мифологических, эпических и ритуальных текстов, написанных алфавитной клинописью. В этих текстах Баал предстает как могучий и яростный воин, добивающийся царства и первенства среди других богов. В угаритских текстах он часто наделяется такими эпитетами как «Всемогущий Баал» (aliyn bʿl), “Сильнейший из воинов” (aliy qrdm), «Скачущий на облаках» (rkb ʿrpt) и «Князь, господин земли» (zbl bʿl arṣ). Он является сыном бога зерна Дагана/Дагану и братом воинственной Девы Анат/Анату. Баал обитает на горе Цапану (Цафон) (spn), индентифицируемой с горой Джебель ал-Акра (гора Кассиус в античных источниках) — высочайшей вершиной Сирии. Отсюда он повелевает ветрами и штормами в море, что делает его также защитником моряков.

Бог бури Баал предстает и как могучий воин, и как податель природного плодородия (в виде росы и дождей). Его присутствие на небе обозначают темные темные тучи, завывания ветра, раскаты грома и цепи молний. Угаритские мифы повествуют о том, как Баал вышел победителем в борьбе с двумя могущественными первобытными силами: Морем (Йамм/Йамму) и Смертью (Мот/Муту). Также благословлялись его победы над драконами и морскими чудовищами: прямо бегущим змеем Латану, Туннаном и семиглавым Извивающимся Змеем. Многочисленные изображения Баала представляют его как бородатого бога с увенчанным рогами коническим шлемом на голове; он замахивается зажатой в правой руке булавой (или двойной секирой), а в левой держит молнии. Как царь(mlk) Баал правит вселенной с позволения Эля/Илу, седобородого предка богов и главы их собрания. В угаритских поэтических текстах Баал «царствует над богами», «отдает распоряжения богам и людям» и «радует множества жителей земных», посылая приносящие плодородие дожди. Исчезновение Баала приводит к печальным для мира последствиям: «не было росы, не было дождя, не было приливов обоих Океанах, не звучал приятно голос Балу»[1], как сказано в поэме об Акхите. Кроме того, Баал тесно связан с разведением скота, что подтверждается двумя угаритскими мифами, в которых описывается его соитие с коровой, в результате чего на свет появляется его сын-наследник.

Читайте также:
Как перестать ревновать парня - полезные рекомендации

Миф о том, как Баал достиг верховной власти над остальными богами, изложен на шести таблицах и состоит из трех основных эпизодов. Самый старший бог Эль/Илу возглавляет совет богов, а более младший бог должен занять место действующего владыки вселенной. Как сын Дагана, Баал/Балу имеет натянутые отношения с Илу, который не желает царствования Балу и поддерживает притязания своих собственных сыновей. В первом эпизоде балу сражается с Йамму (Морем) за господство над богами. После того, как с помощью выкованных богом Кусар-и-Хусасом двух волшебных палиц Йамму оказывается побежден, Балу испрашивает у Илу позволения построить дворец как символ своей божественной царственности. В конце концов, в этой политической интриге Балу получает поддержку Кусара, Анат и даже самой супруги Илу богини Асират, и второй эпизод цикла повествует о строительстве его дворца.

В третьем эпизоде рассказывается о борьбе Балу с богом Муту (Смертью), который оспаривает его право на власть. Муту требует, чтобы бог грозы «вошел в утробу смерти», то есть спустился в подземный мир. Балу немедленно подчиняется приказу Муту, но дальнейшее развитие событий остается неизвестным из-за лакун в сохранившемся тексте. Не ясно, на самом ли деле Балу умирает и оказывается в мрачных землях смерти. В любом случае, все небесные боги уверены в его смерти. Анат находит его тело «на благих полях царства смерти» (ysmt šd šḥlmmt). Далее следует описание похорон, повторяющее ритуал оплакивания, и приношения даров от Илу и Анат в честь погибшего Балу. После этих событий Илу и совет богов безуспешно пытаются найти замену Балу на место царя богов. В это же время Анат приходит к Муту с трогательной просьбой об освобождении своего брата. После того, как ее мольбы в течение нескольких месяцев остаются без ответа, она яростно нападает на Муту, крошит его тело на множество кусков и разбрасывает их на съедение птицам. После еще одной лакуны Илу видит вещий сон о том, что Балу возвращается на землю, из-за чего «с небес капает масло, а по руслам вади струится мед» дабы оживить иссушенные борозды полей. Затем Балу возвращается в собрание богов, поражает своих врагов и снова садится «на трон своего превосходства». Позже, «по прошествии семи лет», Муту возвращается, чтобы снова оспорить царство Балу, но богиня солнца Шапаш выступает посредником между враждующими богами и решает их спор в пользу Балу. Цикл мифов о Балу завершается описанием установления царствования Балу над небесными богами, землей и всем человечеством.

Среди исследователей продолжаются споры о том, следует ли причислять Баала к категории «умирающих и воскресающих богов», чья смерть и воскресение ритуально воспроизводилась в течение года. Несколько западно-семитских текстов действительно содержат намек на то, что Баал играл определенную роль в возвращении мертвых из царства смерти. Некоторые исследователи даже отождествляют Баала с господином рапаитов/рефаимов, обитающих в подземном мире теней почивших царей, однако, и по данному вопросу согласия тоже не существует. Угаритский миф о борьбе Балу с Прожорливыми и Разрушающими также повествует о поражении Балу и его исчезновении на семь лет. Фрагментарность соответствующих эпизодов в цикле о Балу не позволяет сделать конкретных выводов и по этому вопросу, но, возможно, Баала с большей степенью вероятности следует причислить к категории «исчезающих богов», поскольку этому способствуют определенные параллели в хеттской традиции. Ни один сиро-палестинский источник не содержит неопровержимых доказательств того, что смерть и воскресение Баала действительно воспроизводились в ежегодных ритуалах. Семилетнее отсутствие Муту в угаритской поэме приводилось как аргумент против сезонной модели конфликта между живительным дождем Баала и бесплодным господством Муту в летнюю жару. И все же большую роль смены времен года в драматическом противостоянии бога дождей и бога смерти нельзя отрицать. Акцент на темах плодородия, смерти и концепции божественной царственности в мифах о Балу отражает представления о шатком равновесии между могущественными силами, действующими в мире природы, богов и людей. В определенном смысле Баал лично репрезентирует хрупкость жизни, плодородия и политического порядка во враждебной вселенной.

Читайте также:
Эгрегор денег - правила работы с ним для быстрого обогащения

В Библии финикийский Баал предстает как самый значительный божественный соперник древнеизраильского Яхве. И в самом деле, оба бога имеют множество общих эпитетов и качеств. Подобно Баалу, Яхве изображается как посылающий молнии бог грозы, чей голос слышится в громе (Пс. 17:10-16). Яхве тоже скачет на облаках (Ис. 19:1; Пс. 67:5), правит морской стихией (ym) и побеждает первобытных драконов и морских чудовищ, например, Таннина[2] и Левиафана, змея изгибающегося (Пс. 73:13-14; Ис. 27:1, 51:9-10; Иов 26:12-13). Кроме того, он отвечает за человеческую плодовитость и природной плодородие и прочие земные блага, включая «росу небесную и тук земли, и множество хлеба и вина» (Быт. 27:28).

Библиография

Parker, Simon B., ed. Ugaritic Narrative Poetry. Atlanta, 1997. Замечательный и очень доступный английский перевод угаритских мифологических текстов.
Schwemer, Daniel. Die Wettergottgestalten Mesopotamiens und Nordsyriens im Zeitalter der Keilschriftkulturen. Weisbaden, 2001. См. с. 443 — 588.
Smith, Mark S. The Ugaritic Baal Cycle, I. Leiden, 1994. Первый том из запланированного трехтомного комментированного издания цикла о Баале.
Smith, Mark S. The Early History of God: Yahweh and Other Deities in Ancient Israel. 2D ed. Grand Rapids, Mich., 2002. Замечательное введение в проблему с сжатыми библиографическими ссылками на недавние исследования.
Van der Toorn, Karel, Bob Becking, and Pieter W. van der Horst, eds. Dictionary of Deities and Demons in the bible. 2d ed. Leiden, 1999. См. статьи «Baal» by W. Hermannб, pp. 132-139 и «Hadad» by J. C. Greenfield, pp. 377-382.

Краткая русскоязычная библиография

Синельченко В.Н., Петров М.Б. Баал-Хаддат // В мире мифов и легенд. СПб.: 1998;

Циркин Ю. Мифы Финикии и Угарита. М.: 2000.

Подготовлена Павлом Костылевым, 2014

[1] Перевод цитаты по изданию: Угаритский эпос / Пер. с угаритского, введ. и коммент. И.Ш. Шифмана. М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. С. 198. –прим. перев.
[2] В переводах Библии с еврейского языка слово תנין («морское чудовище») как имя собственное не употребляется. – прим. перев.

Пер. с англ. И.С. Анофриев
Энциклопедия религии (2005)

Бог и демон Ваал (Баал, Бел или Балу) – кто он, в чем его сила, как ему поклонялись.

Старейший демон, по мнению оккультистов или теологов – Ваал, определяется наукой как ранний прообраз единого верховного божества. Культ процветал у финикийцев и семитов, а в некоторых языках его имя стало синонимом слову «Бог». Прародиной считается город Тир, расцвета же он достиг при древнем Карфагене.

Сущность Ваала и его место в истории

Народы семитской группы, населявшие побережье Средиземного моря, возносили имя Баал (Балу, Бел, Ваал), наделяя существо, его носившее божественной силой и властью над людьми. Исследователи древнейших религиозных течений придерживаются мнения о том, что силами жрецов, объект поклонения стал одним из первых «всеобщих богов». Прямым свидетельством обширности территории, на которой процветал культ, является использование имени божества как префикса.

В письменных источниках отражено несколько имен-характеристик Ваала. Изучив тематическую страницу справочника «Википедия» , можно обнаружить следующие из них: Баал-Пеор, Баал-Гал, Ваал-Хаддад, Баал-Шамим, др. В честь божества возводились храмы, одно из древнейших мест почитания было обнаружено археологами недалеко от Пальмиры. Храм бога Солнца (Шамима) сохранился в идеальном состоянии, но был варварски разрушен исламскими радикалами уже в 21-м веке.

Древние служители культа связывали поклонение Ваалу с человеческими жертвоприношениями, исследователи полагают, что жертвами часто были дети. Также частью ритуала были массовые оргии, где участие принимали все взрослые жители. Совокупление символизировало связь бога с супругой Астратой, таким образом приверженцы культа надеялись получить божественную милость, дарующую высокий урожай.

Читайте также:
Что такое лунное затмение, его виды, что можно, а что нельзя делать

Историки проводят параллели между древним богом семитов и прочими античными божествами. Поклонники наделяли Ваала силами громовержца, верили, что он «отвечает» за плодородие, покровительствует торговцам и мореплавателям. Столь широкая «сфера ответственности» еще раз доказывает тот факт, что жители Средиземноморья распространяли учение о едином Боге, в контексте превосходства над прочими языческими божествами. Существуют также свидетельства тождественности Ваала с Кроносом (Сатурном) – титаном, низвергнутым Зевсом. Первые описания древнего бога в качестве демонической сущности можно встретить в иудейских источниках времен Ветхого Завета.

Кровавые жертвоприношения

Как и множеству античных верований, для культа Ваала характерны человеческие жертвоприношения. Исследователи придерживаются мнения, что жертвами являлись дети, не достигшие семилетнего возраста. Дохристианские источники отрицают факт сожжения первенцев, указывая на то, что огню придавали детей, умерших ранее от естественных причин. Сам факт детских жертвоприношений не отрицается историками, трудившимися в эпоху античности. Существует ряд греко-римских законов, устанавливающих запрет на подобные ритуалы для карфагенян.

Считается, что сжигание первенцев могло иметь место у поклонников бога Ваала только как крайняя мера. Яркий пример – длительная осада Карфагена войсками Агафокла, в ходе которой более пятисот человек было принесено в жертву.

Среди тех, кто расстался с жизнью порядка 300 взрослых жителей города и 200 детей, большинство из которых были первенцами и принадлежали к знатному сословию. Таким образом, жрецы просили помощи у покровителя, призывая его на защиту от захватчиков. Древние тексты говорят, что демон Ваал услышал просящих и защитил город от греческих войск.

От высшего божества до исчадий ада

Ранние проповедники иудейских теологических учений приложили максимум усилий в процессе искажения и уничтожения исторических фактов, затрагивающих конкурирующие религии. В отдельных источниках можно обнаружить смешение сущностей, яркими примерами является отождествление Ваала с Молохом, Петбе, Мелкартом, Вельзевулом.

Историки находят следы поклонения в регионах Африки. Считается, что бог-демон стал «прототипом» для местных «святых» черного континента, где в эпоху античности и позднее процветало множество жутких, кровавых культов.

Понять кто такой Ваал для представителей иудейского мира помогут главные религиозные книги: Тора и Библия. По одной из древних традиций народов Иудеи запрещается вслух произносить имена сущностей из иных миров. Именно с ней ученые связывают появление Вельзевула как иносказательного прообраза Баал-Зебуба, имя которого запретно для произнесения.

Позднее Вельзевул занял одно из низших мест «административной» иерархии ада. Этакий “менеджер среднего звена”, повелевающий земными приспешниками нижних миров – мухами. Отождествляли некогда главного бога целых народов с мелкими идолами, таким как:

  • Валберит – покровитель союзов – объединений в отдельных течениях древнего иудейского учения;
  • Берит – один из незначительных готических демонов.

Бальфегор – герцог ада, считался в определенный период истории одной из ипостасей Ваала. Здесь можно увидеть попытку вернуть былую значительность старому богу. Кельтский Велен также мог быть одной из личностей бога-демона.

Помнит мир и людей, боровшихся за свои традиции:

  • Ганнибал – чье имя переводится как любимец Баала;
  • Гелиогабал –древнеримский император, утвердивший высший статус Ваала, временно сместив пантеон «классических» богов Рима.

Изображение Баала в гримуарах

В эпоху расцвета христианства на территории Европы, совпавшую с историческим периодом известным как Средневековье, старых богов массово низвергали в нижние миры. Ваалу досталась роль владыки адских глубин.

«Малый ключ Соломона» – гримуар, содержащий информацию об иерархической системе ада, выделяет Ваалу место властителя шести легионов демонов. Существо рисуется трехголовым пауком, способным воплощаться в человека, кошку или жабу. Известный также как демон обмана и вероломства, он может даровать человеку великую мудрость и способность невидимости.

Призыв и изгнание Ваала

Несмотря на полное уничтожение сект и культов, связанных с карфагенским богом, в современном мире память о нем живет, а молитвы периодически возносятся из уст последователей оккультных учений. Призывная инвакация доступна каждому интересующемуся, звучит она следующим образом:

Призыв выполняется исключительно по субботам, перед совершением обряда требуется провести подготовку. До проведения обряда изготавливается медальон – Ламен, в соответствии с гоетским описанием. Символ обязательно должен присутствовать на призывающем для привлечения внимания вызываемой сущности. Далее мелом рисуется знак пятиконечной звезды, по лучам которой расставляются свечи.

Изгнать призванную сущность поможет призыв к христианскому Богу и архангелу Гавриилу, звучащий так:

Так как Ваал в Библии считается одним из высших и опаснейших демонов, ритуал его призыва следует выполнять с особой осторожностью. Следует понимать, что Ваал как демон высокого ранга может подавить разум слабого медиума и даже уничтожить его физически.

Читайте также:
Дружба между мужчиной и женщиной: психология отношений

Автор статьи:
Николай Костюк. Эксперт в области эзотерики и мировой культуры, кандидат философских наук.
E-mail для связи с автором: nkostyuk@taynoeznanie.com

Культ Баала

Культ Ваала, культ божества природных стихий у западных семитов.

Содержание

Этимология имени

Слово בַּעַל (баал; в русской традиции ваал) в семитских языках означает `хозяин`, `владыка`, `супруг`.

Оно применялось также в качестве теофорного элемента в именах собственных, таких как Эшбаал, Мерибаал, Иерубаал и других. В сочетании с топонимом термин баал обозначал местного бога (Баал-Хацор, Баал-Хермон); женская форма этого слова в аналогичном сочетании означала местную богиню (Баалат-Беер, Баалат-Гвал).

Самостоятельно этот термин выступал как обозначение верховного божества ханаанеев, основной функцией которого была функция бога погоды. Основой для культа Ваала была полная зависимость жизни Ханаана от дождей, рассматривавшихся как щедрость Ваала.

В ТАНАХе слово “баалим” (то есть множественное число от “баал” встречается 15 раз, при этом его нет ни в Торе, ни в поэтических текстах. [1]

Влияние культа Ваала на народ Израиля

Культ Ваала содержал практику человеческих жертвоприношений, обычно детей (см. ниже).

Израильтяне были подвержены влиянию культа Ваала еще до прихода в Землю обетованную.

Во время скитаний в пустыне в период Исхода они поклонялись Баал-Пеору, вкушали от заупокойных жертв и участвовали в культовых оргиях (Чис. 25:1–11; Пс. 106:28). Поселение в стране, зависимой от осадков, усилило тяготение к культу Ваала.

Форма поклонения Ваалу в эпоху Судей сложилась в Израиле (Судей 8:33), и особенно в Шхеме (Судей 9:4). Термин “Баал” передан эквивалентом “Эль-Брит» (Судей 9:46 и далее) в значении “бог союза” (не вполне понятно, какого). Там был устроен храм Баала (Судей 9:4, 46). В раввинистической литературе утверждается, что этот идол был то же самое, что Бааль-звув, “хозяин мух”, божество Экрона (2 Царств 1:2). [2]

О приверженности израильтян к поклонению Ваалу свидетельствуют неуклонные протесты пророков против него. Однако в целом в период Первого храма (примерно 950 г. до н. э. – 586 г. до н. э.) культ Ваала был второстепенным среди евреев и не играл какой-либо значительной роли.

Лишь во время царя Ахава он приобрел новый статус. Жена Ахава Изевель (Иезавель), дочь финикийского царя, ввела в столице Израильского царства Самарии культ тирского Ваала Мелькарта. В результате этого возобновились также служения различным местным ваалам, которые до того были искоренены или забыты.

И делал Ахав, сын Омри, злое в очах Г-спода (более) всех, кто был до него. (31) Мало было ему следовать грехам Йаровама, сына Невата: он взял себе в жены Изэвэль, дочь Этбаала, царя Цидонян, и пошел (в Цидон), и стал служить Баалу и поклоняться ему. (32) И поставил он жертвенник Баалу в капище Баала, которое построил в Шомроне. (33) И сделал Ахав Ашэйру, и Ахав делал то, что гневило Г-спода, Б-га Исраэлева, больше, чем все цари Исраэлевы, которые были до него. (34) В его дни Хиэйл, Бэйтэйлянин, (принявший проклятие), отстроил Йерихо: Авирамом, первенцем своим, он заложил основание его, и Сегувом, младшим сыном своим, поставил он ворота его, по слову Г-спода, которое Он изрек через Йеhошуа, сына Нуна. (II Ц. 16) [3]

В этом фрагменте явным образом упоминается обряд жертвоприношения детей при возведении зданий как часть культа Баала. Пророк Элияhу возглавил восстание против культа Баала и нанёс ему существенный урон:

И было, когда Ахав увидел Элияhу, то сказал ему Ахав: ты ли это, наводящий беду на Исраэйль? (18) Тот сказал: не я навел беду на Исраэйль, а ты и дом отца твоего, тем, что вы оставили заповеди Г-сподни, и ты следовал Баалам. (19) А теперь пошли собрать ко мне весь Исраэйль к горе Кармэль, и четырехсот пятидесяти пророков Баала, и четырехсот пророков Ашэйры, питающихся от стола Изэвэли. (20)
И послал Ахав ко всем сынам Исраэйлевым, и собрал пророков к горе Кармэль. (21) И подошел Элияhу ко всему народу, и сказал: долго ли вы будете колебаться между двумя мнениями? Если Г-сподь есть Б-г, то следуйте Ему, а если Баал, то следуйте ему. И не отвечал ему народ ни слова. (22)
И сказал Элияhу народу: я один остался пророком Г-сподним, а пророков Бааловых четыреста пятьдесят человек. (23) Пусть дадут нам двух тельцов, и пусть они выберут себе одного тельца, и рассекут его, и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают; а я приготовлю другого тельца, и положу на дрова, и огня не подложу, (24) И воззовите вы именем Б-га вашего, а я воззову именем Г-спода. И будет, тот Б-г, который ответит огнем, Он и есть Б-г. И отвечал весь народ, и сказал: хорошо слово это. (25)
И сказал Элияhу пророкам Бааловым: выберите себе одного тельца и приготовьте вы прежде, ибо вас много; и воззовите именем Б-га вашего, но огня не подкладывайте. (26) И взяли они тельца, которого он дал им, и приготовили, и взывали именем Баала с утра до полудня, говоря: о, Баал, ответь нам. Но не было голоса, и не было ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали. (27)
И было, в полдень Элияhу стал смеяться над ними и сказал: кричите громче, ибо он Б-г; (может быть) он занят беседою, или в отлучке, или в пути; а может он спит, так он проснется. (28) И стали они громко взывать, и царапали себя, по своему обыкновению, мечами и копьями, так что кровь лилась по ним. (29) И было, когда прошел полдень, они (все еще) бесновались до (поры) предвечернего жертвоприношения, но не было ни голоса, ни ответа, ни слуху. (30)
И сказал Элияhу всем людям: подойдите ко мне. И все люди подошли к нему. И он восстановил разрушенный жертвенник Г-сподень. (31) И взял Элияhу двенадцать камней, по числу колен сынов Йаакова, которому сказано было слово Г-сподне: Исраэль будет имя твое. (32) И построил (из) этих камней жертвенник во имя Г-спода, и сделал вокруг жертвенника ров, в котором можно было посеять две сеы (сеа – 1/3 эйфы) зерна. (33) И разложил дрова, и рассек тельца, и возложил на дрова. (34) И сказал он: наполните водою четыре кувшина и вылейте на всесожжение и на дрова. А (потом) сказал: повторите. И они повторили. И сказал: сделайте (так же и) в третий раз. И сделали они (так) в третий раз. (35) И потекла вода вокруг жертвенника, и наполнил он ров водою. (36)
И было, при приношении дара подошел Элияhу, пророк, и сказал: Г-споди, Б-же Авраама, Ицхака и Исраэля! Да познают в сей день, что Ты – Б-г в Исраэле, и (что) я, раб Твой, сделал все по слову Твоему! (37) Ответь мне, Г-споди, ответь мне! И будет знать народ этот, что Ты, Г-споди, – Б-г, и Ты обратишь (к Себе) сердце их. (38) И ниспал огонь Г-сподень, и пожрал всесожжение и дрова, и камни, и прах; и воду, что была во рву, вылизал.
(39) И увидел (это) весь народ, и пал на лицо свое; и сказали (люди): Г-сподь – Он Б-г, Г-сподь – Он Б-г. (40) И сказал им Элияhу: схватите пророков Бааловых: да не спасется ни один из них. И схватили их, и свел их Элияhу к потоку Кишон, и зарезал их там. (41) (II Ц. 18) [3]

Аталия (Гофолия), дочь Изевель, царствовавшая некоторое время в Иудее, пыталась насаждать культ тирского Ваала в Иерусалиме.

Читайте также:
Что нельзя дарить на Новый год 2020: список презентов

После того как Аталия была убита, и на престол вступил Иехоаш (II Ц. 11, 12), попытки насаждения культа Ваала в Иудее потерпели неудачу. С тех пор отправление культа Ваала среди евреев стало редким, но не исчезло совсем ещё ко времени, непосредственно предшествовавшему нашествию Навуходоносора:

(6) За это, вот, наступают дни, – сказал Г-сподь, – когда место это не будет больше называться Ѓато́фэт и Гэй-Бен-Инном, а Гэй Ѓахарига́ (Долиной убиения). (Иер. 19) [4]

Поклонение Ваалу окончательно прекратилось после возвращения из вавилонского пленения.

Отголоски культа Баала

Веельзевул, Вельзевул — модификация имени «Баальзвув» (בעל זבוב — «Повелитель мух»).

В период написания Нового Завета было одним из принятых имен Сатаны в иудаизме (Матф.10:25; Матф.12:24).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: