Дживамукти йога: путь к развитию и освобождению

Дживамукти йога: путь к развитию и освобождению

Стили йоги

Дживамукти-йога

Представляет собой практику, построенную преимущественно на исполнении виньяс. Процесс выполнения всего комплекса виньяс являет собой некое подобие прекрасного танца, неторопливого и очень вдумчивого. Естественно, занятие построено не только на выполнении движений тела, практикующие также занимаются пением мантр, чтением священных текстов, медитациями и слушанием музыки. Дживамукти-йога — это путь к очищению, самопознанию, совершенствованию не только своего тела, но и прежде всего сознания и ума. Для того чтобы достичь желаемого результата по максимуму, практикующему надлежит освоить систему вегетарианства.

Перевод термина «дживамукти» с санскрита имеет двоякую интерпретацию. Согласно первой, это «душа человека, которая сумела скинуть с себя оковы при жизни», согласно другой — это «практикующий, освободившийся от влияния законов кармы». В первую очередь практика эта носит ментальный характер. Основной целью данного учения является представление йоги как единой системы, вобравшей в себя и физическую, и духовную составляющую, результат которой — достижение просветления. По этой причине дживамукти-практика очень популярна среди приверженцев учения йоги, желающих не только развивать физические возможности своего тела посредством выполнения асан, но и привести в порядок свой внутренний мир, прийти к гармонии и с собой, и с окружающим миром. Добившись поставленной цели, ученику йоги откроется возможность формирования чёткого понимания себя, своего внутреннего мира, мира, который находится вне его. При этом физические возможности сами собой отходят на второй план.

Если вы уже определились с тем, что вам подходит именно дживамукти-стиль, вы должны чётко отдавать себе отчёт в том, что это достаточно жёсткая практика. Осваивать этот стиль нужно постепенно, медленно совершенствуясь как физически, так и духовно. Нужно набраться сил и времени, а главное, терпения, а когда будут достигнуты первые результаты, не останавливайтесь на достигнутом. Дживамукти-йогу, как, впрочем, и любой другой стиль этого древнего учения, практикуют всю жизнь и не видят предела совершенствованию.

Дживамукти-йога: истоки

Отправная точка развития данного направления — это путешествие по Индии двух американцев, Шэрона Гэннона и Дэвида Лайфу, во время которого им довелось практиковать дживамукти-йогу у истинных мастеров. По их утверждению, в Америке многие практикующие не придают особого значения главной составляющей йоги — философии. Так им пришла идея создания принципиально нового направления древнего учения. Вернувшись на родину, в Америку, эти два первопроходца, если можно их так назвать, принялись знакомить соотечественников с основами самосовершенствования и освобождения. Надо отдать должное Гэннону и Лайфу: среди западных людей они стали первыми, кто предпринял первые попытки преподавания и практических занятий йоги так, как то должно быть на самом деле, когда физические упражнения — это лишь средство на пути достижения высшей цели. Так на занятиях появились изучение религиозных писаний, пение мантр, дыхательные практики и многое другое.

1989 год был ознаменован тем, что был сформирован дживамукти-стиль и проведено первое занятие публичного характера, однако оно всё-таки было кулуарным. Тогда-то миру и открылось это направление. На сегодняшний день, по прошествии уже практически трёх десятков лет, дживамукти-йогу практикуют по всему миру. Немцы, россияне, канадцы, англичане, американцы и многие другие народы знают и любят этот стиль и с удовольствием ездят по миру и обмениваются опытом.

Приверженцы данного направления также являются вегетарианцами и яростными борцами за охранение природных ресурсов. Кроме того с этими адептами осуществляют тесное взаимодействие РЕТА и участники религиозного индийского движения Бхакти.

Дживамукти-йога: специфика

Каждый из нас, так или иначе, приходит к тому, что нуждается в освобождении, когда нам на определённом этапе развития приходится столкнуться с переоценкой ценностей и тем, что мы начинаем осознавать свою собственную ограниченность. Далее, естественно, последуют попытки сбросить эти оковы, для кого-то они станут мучительным жизненным этапом. Именно на решение этой задачи и направлена практика дживамукти-йоги.

Как ни странно, мы сами, своими поступками, поведением, опутываем себя этими оковами. Именно это осознание пришло к Дэвиду и Шэрону, которые под этой эгидой приступили к изучению древних индийских текстов и пришли к обоснованному выводу, что дурные помыслы, поступки, эмоции разрушают чакры. Карма, если она полна негатива, ослабевает их или совсем блокирует. Занятия дживамукти-йогой способствуют свободному прохождению энергии сквозь наши чакры, а значит, мы встаём на путь освобождения от всего того, что нас так тяготит и мешает идти дальше.

Данное учение сосредотачивает своих приверженцев на глубоком изучении текстов, содержащих священные писания. Ученикам будет предложено освоить асаны хатха-йоги, пранаямы, медитативные практики. Основная специфика дживамукти-йоги заключается в том, что она поощряет подход на творческом уровне к освоению. Основателями данного направления справедливо отмечено, что творческий подход позволяет ученикам в полной мере сконцентрироваться на духовной составляющей и максимально отстраниться от мира материального. Много времени в процессе практики отведено слушанию музыки и киртан в исполнении самих адептов.

Дживамукти-йоги: практическое занятие

Во время каждого занятия практикующие тщательно выполняют каждый из предложенных элементов. В основном занятие начинается с изучения одного определённого религиозного писания (на следующем занятие будет другое), далее, приняв необходимую позу, ученики погружаются в медитацию, затем наступает черёд исполнения асан, и только потом ученики поют мантры. Именно такой подход способствует комплексному развитию для гармоничного совершенствования разума и тела.

Конечно, такая последовательность может отличаться в незначительных моментах, поскольку каждый мастер придерживается индивидуального подхода. К примеру, небезосновательно считается, что исполнение определённых асан способствует выработке в организме особых химических веществ, которые в свою очередь направлены на глубокое медитативное погружение.

Выше уже было сказано, что основной результат — это то, что практикующему удаётся обрести душевное равновесие, поверить в себя, научиться не видеть границ и прийти к пониманию, что все препятствия создаёт себе он сам. Как ни странно, приходя на групповые занятия, многие люди не очень-то и рассчитывают на такие высокие достижения, однако под чутким руководством истинного мастера-йога они начинают добиваться первых успехов, а уже дальше всё получается само собой. Самое главное — не бросать начатое и не бояться трудностей!

Читайте также:
Кали медитация - внутреннее обновление и перерождение

Не стоит пренебрегать теоретической частью занятий, она помогает настроить своё тело правильно и подготовить его к достаточно сложным физическим упражнениям. Асаны же помогут раскрепостить чакры и сбросить блокировки. Нельзя опускать и благотворное влияние, которое, несомненно, оказывают физические упражнения: в организме появляется бодрость, улучшается настроение, приходит ощущение счастья, пропадают страхи и тревоги, нормализуется сон, тело становится гибким и привлекательным.

Что такое Дживамукти-йога? Основа стиля и 5 составляющих.

Дживамукти-йога учит быть счастливым, несмотря на весь предыдущий негативный опыт.

Основатели Дживамукти-йоги – супруги Дэвид Лайф и Шэрон Гэннон. В конце 1970-х они долго жили в Индии и учились у великих гуру Свами Шивананды и Свами Нирмалананды. Сама жизнь показала, что западным жителям необходима такая практика, которая бы гармонично сочетала бы в себе развитие тела и духа. По приезду домой в Нью-Йорк Дэвид и Шэрон разработали свой уникальный метод. Дживамукти Йога — «джива» (санскр.) — душа, «мукти» — освобождение, таким образом, душа, которая получает освобождение при жизни. В основе стиля — Виньяса Шри Паттабхи Джойса и 5 основных составляющих:

  • Священные писания. Источники изучения – древние санскритские тексты: «Йога-сутры» Патанджали (священный текст, в котором показано, как преодолеть ментальные препятствия на пути к просветлению). «Хатха йога-прадипика» (руководство по технике хатха-йоги). Бхагавад-гита (здесь Кришна излагает три основных пути йоги: бхакти – преданность; карма – служение; джняна – познание). Упанишады (фундаментальные священные тексты, разъясняющие концепцию недуальной природы Бога).
  • Бхакти (Преданность). Считается, что целью всех практик йоги является богопознание. И поэтому поощряется атмосфера взаимопонимания и терпимости между различными религиями. Чтобы создать возвышенное настроение, используются алтари, религиозные картины и иконы. Применяется киртан (религиозные песнопения) и джапа (повторение имени Бога).
  • Ахимса (Отказ от насилия). Отказ от насилия основной нравственный принцип йоги, поэтому пропагандируется Нравственное вегетарианство. Защита животных. Деятельность по охране окружающей среды и социальная активность.
  • Музыка (Нада-йога). На занятиях по дживамукти-йоге музыка используется, чтобы утончить слух путем прослушивания вдохновенной духовной музыки во время выполнения асан.
  • Медитация. Она необходима, без медитации никакие достижения в йоге невозможны. Например, без медитации просто нет смысла в асанах.

Дживамукти-йога — это простой метод освобождения. В первую очередь, освобождение идёт от последствий кармических действий в прошлых и в этой жизнях. Эти последствия вызывают образование блокировок в чакрах, которые можно устранить при помощи выполнения упражнений (прогибы вперёд и назад).

Асаны выполняются в определённой последовательности. Они плавно перетекают из одной в другую, сочетаясь с дыхательными практиками. Все эти компоненты йоги помогают человеку в его занятиях, создавая гармонию. Так, физические упражнения Хатха-йоги провоцируют биохимическое изменение в организме, которые, в свою очередь, улучшают способность к медитации и изучению древних канонических текстов. Мантры сподвигают человека на совершение благих поступков. А медитация помогает развитию концентрации и внимательности, необходимых при выполнении асан.

Дживамукти-йога учит быть счастливым, несмотря на весь предыдущий негативный опыт и сложные жизненные обстоятельства.

И обязательно скажите преподавателю о любых травмах, которые у вас были, и вообще о любых проблемах со здоровьем.

15-16 октября в Москва-Сити, более 30 часов практики с самыми яркими преподавателями со всего мира.

Конференция Yoga Journal – это уникальная возможность познакомиться с богатейшим миром йоги, поэкспериментировать с новыми стилями, усовершенствовать собственное мастерство, дополняя практику новыми техниками от преподавателей высочайшего уровня. Классы Конференции объединены темами: сила, осознанность, расслабление. Выбирайте то, что для вас имеет значение сейчас.

Хедлайнеры Конференции: Шэрон Гэннон и Дэвид Лайф – основатели направления Дживамукти-йоги.

На Конференции состоится российская премьера документального фильма «What is Real» («Что есть реальность») и презентация книги Шэрон Гэннон «Йога и вегетарианство».

Преподаватели Конференции: Руслан Клейтман, Сергей Агапкин, Густаво Пласа, Випул Бхатти, Садашива, Лена Сидерская, Нина Мел, Алексей Владовский, Елена Ульмасбаева, Сергей Сидоренко, Сергей Мироненко, Александр Дудов и многие другие.

Не пропусти главное событие в мире йоги!

Юлия Ященко, преподаватель Дживамукти-йоги.

Дживамукти-йога: практика освобождения тела и духа

Предисловие Стинга

Я пишу эти строки в полночь, где-то над Северной Атлантикой, на борту самолёта ОС-10 на высоте 10700 метров. В самолёте нет никого кроме нашей группы, технического персонала и меня. Сорок усталых парней отсыпаются после длинной серии ночных концертов. Каждый вечер в новом городе, иногда в другой стране или даже на другом континенте. Все эти месяцы никто из нас не спал в своей постели, и 9 часов полёта на борту ПС-10 — удобный случай ухватить немного сна.

Из всех пассажиров только я один не сплю. Пока персонал и товарищи по группе похрапывают и мечтают о доме, я стою на голове где-то между перегородкой и пустой секцией эконом-класса. Час назад, когда я начал заниматься йогой, стюардесса бросала на меня удивлённые взгляды. Поймите правильно: я устал не меньше других. Но, увидев свободное место на полу, я сразу понял, что мне нужно. Мне захотелось позаниматься йогой. В небольшом окошке виднеется полная луна. Я воспринимаю вибрацию двигателей, которая передаётся через пол и ощущается с головы до ног. Она звучит как звук ОМ, усиленный мощью мотора в 6000 лошадей. И я вибрирую в нём вверх тормашками, с перевёрнутой улыбкой на лице. Воистину, это — полёт. Говорят, когда ученик готов, приходит учитель. Мой путь к йоге начался в 1990 г. Первый мой учитель, Дэнни, пришёл ко мне в студию в Лондоне и спросил, не интересуюсь ли я йогой. Я не имел представления о йоге, но был достаточно заинтригован, чтобы попросить его что-нибудь показать. Что он и сделал. Я был поражён его спокойной уверенностью, силой и гибкостью. Но ещё больше я удивился, когда попробовал сам повторить некоторые из этих движений.

Читайте также:
Медитация очистка от негативных программ и создание успешного будущего

Я всегда думал, что нахожусь в довольно хорошей форме. Этого требует моя работа. Когда я был моложе, то занимался лёгкой атлетикой и каждый день бегал. Но вот смогу ли я с прямыми ногами наклониться вперёд и положить ладони на пол? Не тут-то было. Не получилось и выполнить простой круг “приветствия солнца” — пришлось тяжело сопеть и пыхтеть, как паровоз. А мой учитель дышал ровно и без усилий. Поэтому я попросил его на следующий день зайти ко мне домой и поучить меня йоге. Мой дом в Лондоне связан с именем выдающегося скрипача Иегуди Менухина. Я думаю, что это не случайно: ведь именно Менухин в 1950 году первым попросил Б.К.С. Айенгара провести в Лондоне курс йоги. (Тот сад, где они ежедневно занимались йогой, теперь выглядит как огромный парк с высокими старыми деревьями.) И именно Менухин в 1966 г. написал предисловие к книге Айенгара “Прояснение йоги” (Light on yoga).

Я считаю большой удачей заниматься йогой в доме, где чувствуется энергия их садханы, глубина их знаний и сила устремлённости к йоге. Хотелось бы верить, что часть этой устремлённости перешла и ко мне, поскольку вот уже 10 лет я занимаюсь йогой, 6 дней в неделю. Я уверен, что именно йога наделила меня той энергией и концентрацией, которые я просто не мог бы обрести иначе. Работа на эстраде связана с большими физическими нагрузками, а создание песен немыслимо без живого воображения. Но практика йоги расширила мои возможности. Благодаря йоге, которая теперь неразрывно связана с каждым аспектом моей жизни, я начал гораздо лучше справляться с обязанностями мужа и отца, и мне стало легче общаться с людьми. Практика йоги научила меня познавать своё “Я”, и мне удалось пережить ряд прозрений, Например, теперь я чувствую, что моё тело несёт в себе голографически полную запись всего, что оно пережило за 50 лет. Страхи, предрассудки, сомнения — всё это каким-то образом отразилось в структуре тела, сказалось на его мышцах. Если тело закрытое и жёсткое, если оно сопротивляется переменам, то я замечаю, что крепко держусь за эмоциональные раны, пережитые в прошлом. Но когда я уверен в себе, бесстрашен и открыт, это тут же проявляется в лёгкости движений тела. Практика йоги дала мне инструменты для обнаружения и проработки тех аспектов моего бессознательного, которые могли бы скрыто мешать мне всю оставшуюся жизнь. Одним из побудительных мотивов моего обращения к йоге было желание ощутить бесконечность “Я”, а также узнать и испытать на себе различные проявления физического тела — и приятные, и болезненные. Эти испытания происходят на эмоциональном, интеллектуальном, психологическом, физическом и духовном уровнях. Я чувствую, что между умом, телом и божественным Духом существует взаимопроникновение. То, о чём я думаю, влияет на тонкие тела и на физическое тело, и наоборот, состояние физического тела влияет на ум, эмоции, интеллект и на то, что я называю душой. И всё это нераздельно. Вот что я узнал.

Мы вошли в новое тысячелетие, и я рад, что у меня есть возможность выразить свою веру в метод дживамукти-йоги. В своё время Б.К.С. Айенгар блестяще описал все тонкости возможных проявлений тела, ума и дыхания. Дэвид и Шэрон в своей книге воссоздают текучий танец жизни — во внешних и внутренних практиках йоги. Для меня и моей жены Труди они много лет были друзьями и учителями, Дэвид и Шэрон поддерживали нас и советовали видеть в йоге не только систему упражнений, но и путь в бесконечное. Книга, которую вы держите в руках, — результат опыта, знаний и работы многих поколений учителей. Это учебник того, как сделать жизнь глубокой и наполненной смыслом. И это отличный подарок миру.

Я чувствую, что характер вибрации самолёта изменился. Мы начинаем снижаться, и на восточном горизонте появляется первый луч света. Под нами сияют огни Нового Орлеана, и я благодарю наступающий день. Я благодарю своих учителей и их предшественников. И я благодарен всем тем, кто будет читать эту книгу и продолжит свой путь к Самопознанию и Счастью.

Дживамукти йога: путь к развитию и освобождению

Дживамукти является современной разновидностью хатха-йоги, которую основал художник Дэвид Лайф и танцовщица Шарон Гэннон в 1980-м году.

Название происходит от санскритских слов Джива – индивидуальная душа, и Мукти – освобождение от вечного цикла смерти и возрождения.

5 принципов Дживамукти йоги

В Дживамукти йогу входят 5 основных принципов:

  1. Ахимса (ненасилие): сострадательный образ жизни, распространяющийся не только на людей, но и на животных, окружающую среду и всех живых существ, включая вегетарианство (веганство) и права животных.
  2. Бхакти (любовь и преданность): признание того, что Всевышний является целью всех йогических практик. Это может быть выражено через воспевание, установление высокого намерения и другие виды практик, выражающие преданность Всевышнему.
  3. Дхьяна (медитация): соединение с реальностью внутри себя, которая является вечной и неизменной. Обретение гармонии.
  4. Нада (музыка): развитие здоровья, как в теле, так и уме благодаря глубокому слушанию, это может быть музыка, тишина, или голос учителя.
  5. Шастра (священное писание): изучение древних учений йоги, в том числе пения на санскрите.

Цель Дживамукти Йоги

Цель Дживамукти йоги – напомнить Западной Цивилизации о первоначальном смысле йоги, которое заключается в том, чтобы практикующий обрел путь к просветлению, жил в гармонии и был наполнен состраданием ко всему живому на планете.

Преимущества Дживамукти йоги

Физические преимущества практики Дживамукти аналогичны тем, которые вы получаете от стандартных занятий: укрепление силы мышц, развитие баланса и гибкости, детоксикация организма, улучшение кровообращения, а также снижение уровня стресса. По словам Дэвида и Шарон, в списке очень много положительных физических преимуществ, но главное – «вы создаете тело света» и чувствуете гармонично.

Читайте также:
Символы рейки - особенности применения, дополнительные символы

Духовные преимущества Дживамукти йоги включают в себя растворение эго, осознание единства и обретение счастья. Практика данного вида йоги устанавливает прямую праническую связь с источником бесконечного блаженства.

Таким образом, Дживамукти йога – это не только практика асан и не просто физические упражнения для поддержания формы тела или для увеличения силы или гибкости, это также отличный способ, чтобы улучшить отношения с окружающим миром и обрести истинное понимание себя.

Классы Дживамукти йоги

Существует шесть типов классов и одна стандартизированная последовательность разминки, уникальная для метода Дживамукти.

1. Открытый класс: здесь варианты асан предоставляются как для начинающих, так и для продвинутых практиков. Также сюда включены пять основных принципов Дживамукти (музыка, преданность, медитация, писание, ненасилие).

2. Фундаментальный класс: здесь проходит выстраивание базовой структуры, акцент делается на выравнивание и правильное построение асан и использование дополнительного реквизита. Программа предназначена для начинающих практиков.

3. Духовный Воин: класс предназначен для занятых людей, у которых есть только час для практики. Здесь все проходит в достаточно быстром темпе – виньяса, пение, настройка намерения, Сурья Намаскар, выполнение различных асан, медитация и расслабление.

4. Виньяса для начинающих: это класс медленный с глубоким погружением практикующего в понимание сути выполнения Виньясы (последовательность поз). Класс следует определенной последовательности асан, но представлен в более медленном, более расслабленном темпе, чем в классе Духовного Воина.

5. Медитация: метод медитации в Дживамукти включает в себя произношение мантры и проходит в три этапа: выбери свое место; будь неподвижен; и сконцентрируйся. Мантра помогает сконцентрироваться.

6. Приватный класс: индивидуальное занятие, где сертифицированный тренер поможет вам полностью погрузиться в каждую асану и выполнить ее правильно.

7. Волшебная десятка: это серия из десяти простых упражнений, разработанных Шарон Гэннон, которые можно выполнить за десять минут. Отличный способ взбодриться.

Бхакти-йога

Существует несколько видов йоги. Одно из четырех основных направлений — бхакти-йога. Разновидностей этого направления существует несколько видов. Целью бхакти-йоги также, как и любого другого ее вида, является духовное просветление, одухотворение и очищение тела и разума.

Разновидности бхакти как философского учения

Данный вид йоги — это один из четырех основных типов. Йога позволяет человеку обрести гармонию с собой и окружающим миром, стать чище и здоровее, а также развить способности к единению с Вселенной.

Бхакти-йога основана на принципах духовного просветления. Существует несколько разновидностей этого учения:

  • шанта;
  • дасья;
  • сакхья;
  • ватсалья;
  • мадхурья.

Каждый из этих пяти типов имеют свои особенности. Так, шанта обозначает нейтральную позицию, дасья — полное подчинение, сакхья — отношения, основанные на дружбе, ватсалья — чувства матери, отца к своему ребенку, мадхурья — влюбленность.

В практике бхакти также есть и особенные процессы, которых йоги придерживаются:

  • киртана — воспевание священных имен и действий Бога;
  • шравана — слушание учений о Боге;
  • смарана — медитация на имя Бога;
  • пада-севана — служение Богу;
  • арчана — поклонение иконе мурти;
  • атма-ниведана — абсолютное подчинение Богу и готовность идти на преклонение и жертвы;
  • сакхья — открытие дружеских чувств к Богу;
  • дасья — удовлетворение потребностей Бога;
  • вандана — молитва Всевышнему.

Бхакти йога является одной из самых преданных из большинства религиозных направлений мира. Методика этого направления несколько отличается от привычной для европейского человека хатха йоги или иных подобных практик. Она несколько более широка в духовном понимании, чем другие ее разновидности.

Движение бхакти

По своей сути бхакти — это непреклонное служение Богу и полное удовлетворение его потребностей, а также готовность человека идти на жертвы, приносить себя в жертву ради Всевышнего. При этом само движение проповедует и любовь не только к Вселенной, но и ко всему живому в мире в целом. Бог в индийской культуре — обобщенное понятие безупречной силы, единого разума мира, который сам любит все, что живет на земле.

Целью движения бхакти является умение безусловно любить все живое, уметь приносить себя в жертву ради желаний

Божественного начала. Существует две группы приверженцев этого направления в йоге. Первая группа йогов склонны почитать божественный абсолют в виде того, что мы имеем на земле, то есть в виде всего, что нас окружает. Эта группа называется Пара Бхакти.

Вторая группа понимает свое предназначение как умение и желание любить Вишну, то есть верховного Бога. Они носят название гауни Бхакти. Данная группа намного менее развита и некоторые философы даже считают, что приверженцы этого направления более фанатичны, чем ара бхакти, поскольку они чтут лишь одно божество, то есть существует разногласие в этом понимании.

Также существуют движения, которые поклоняются Божественному по принципу бхакти-йоги. Это кришна, вишна, шива и шакти. каждый из них имеет определенное значение для индийской культуры в целом.

Здесь существует такое понятие, как атма ниведана. Это самоотречение, то есть способность человека самостоятельно отречься от чего-либо. То есть человек должен быть готов полностью очистить себя и посвятить учению и вере в Бога. При этом он становится единым с вечностью, просветленным и чистым.

Приверженцы бхакти-йоги верят, что Бог не терпит противоречий, но он любит всех, готов хранить людей и все, что есть живое на земле. Люди, которые практикуют данную практику, чувствуют себя под защитой Вселенной, чистого высшего разума.

Бхакти и кришнаизм

Духовные практики кришнаитов достаточно разнообразны. Сутью учения Кришны является постоянная ежедневная практика служения Всевышнему, полное самопожертвование ради него. Бог для них — Кришна. Отсюда и само название Кришнаиты.

Читайте также:
Медитация Кундалини - чем она является, правильное выполнение

Основатель движения кришнаитов — Шри Кришна Чайтанья, который оставил после себя множество священных писаний и рукописных стихотворений, которые почитают сторонники данного движения.

Поклонники Вишну разделяют бхакти-йогу на несколько видов: пада-севана, смарана, киртана, шравана, арчана, вандана, дасья, сакхья, атма-ниведана. При этом последняя является полноценной отдачей себя в службе Всевышнему, поклонение и единство с миром вечного разума.

Бхакти и ортодоксальные индусы

В Индии существует несколько направлений, в том числе и йоги. Бхакти — это лишь одно из самых распространенных. В нем признается лишь один Всевышний. Он видится людям как вечный чистый разум, единение всего живого и абсолютная любовь ко всему на земле. И люди, которые являются сторонниками данного направления, считают соей целью служить своему Богу, любить, как и он, все живое на земле, а также почитать самого Творца.

В Индии распространены касты, поэтому существует некоторое деление людей. Из-за этого нередко происходит недопонимание между кастами, которое неприемлемо для бхакти-йоги.

Обычно низшие касты принимают бхакти-йогу с открытым сердцем, зная, что их ждет лучшая жизнь. Они проводят дни в вере и делают все, как полагается по законам данного направления. Бхакти оказывает большое значение на сторонников данной веры. В последнее время поклонников этого направления йоги стало еще больше, оно воспевается и практикуется все шире во всем мире.

Высшая цель учения

Основной силой и верой практики бхакти-йога является связь человека с высшими силами, единение с Богом и абсолютное преклонение перед ним. Вселенная любит человека и все, что есть живое на земле. Также и человек обязан любить все, что находится рядом с ним, что его окружает, при этом он поклоняется Всевышнему, чтит его и обязан произносить специальные молитвы, читать священные тексты и почитать все его деяния.

Глубокие чувства, которые имеют сторонники направления, доказывают полное подчинение разума людей принципам этого движения. Люди верят, что их ждет чистая и светлая жизнь благодаря тому, что они с Всевышним едины и имеют большое чувство любви.

Основные принципы

Данное движение не подразумевает деление человека по классам и сословиям. Все люди становятся едины перед своей верой в чистоту и силу любви Вселенной. Бхакти доступна для каждого человека и не имеет никаких границ.

Основными принципами движения этого направления йоги являются:

  • единство для все людей;
  • отсутствие рамок и границ по полу, возрасту, социальному статусу человека;
  • служение Богу и полная готовность отдавать себя и преклоняться;
  • не требует развития собственной квалификации, все рассчитано лишь на помощь и любовь Всевышнего;
  • все практики йоги могу достичь совершенства при помощи бхакти, при этом оно может быть наивысшим.

Считается, что человек, который встал на путь данного направления йоги, обретает душевное равновесие и спокойствие, абсолютную уверенность в своей гармонии с собой и окружающим его миром.

Результаты этой практики показывают, что нет никакой разницы между теми, кто только встал на этот путь, и тем, кто является его сторонником длительное время. Все люди равны между собой и едины в своих намерениях любви и чистоты.

Принципы и методы, которые практикуются в этом направлении, едины для всех людей, независимо от социального положения, возраста и других факторов.

Считается, что Бог сам помогает человеку встать на правильны путь и указывает ему то, каким образом он должен себя вести и ощущать в этом мире. При этом человек должен полностью отдавать себя во служение Вселенной.

Бхакти устраняет все препятствия перед человеком, открывает для него мир без границ и условностей, без невозможностей достичь чего-либо. Устраняются все препятствия, в том числе и материальные. Человек обеспечивается всеми необходимыми для жизни ресурсами и навыками.

Связь бхакти-йоги и гаудия вайшнавизма

Одной из религиозных традиций внутри движения индуизма, является гауди вайшнавизм. Это движение представляет собой одной из направлений вишнуизма, при этом считается оно наравне с шиваизмом.

Традиции эти произошли от одного корня, но имеют и отличия. Основная черта вайшнаизма — поклонение Вишну и почитание его как сильный верховный разум.

Философия этого движения имеет некоторые сходства с Бхакти-йогой. Поскольку и в этом движении имеется связь с почитанием силу Божественного разума, полным преклонением перед ним и служение Вселенной.

Разновидности бхакти

Бхакти имеет несколько разновидностей. Отличаются они лишь некоторыми тонкостями и в целом имеют одну направленность. Пять главных подвидов бхакти-йоги:

  • шанта — придерживается нейтралитета;
  • дасья — ощущения подчинения себя, служения;
  • сакхья — ощущение чувства дружбы;
  • ватсалья — ощущение чувств отца и матери;
  • мадхурья — влюбленность.

Каждый человек в праве выбирать для себя приоритетное направление. При этом любой из перечисленных разновидностей должен прийтись по духу для каждого. Считается, что служение состоит не только в полном принятии законов Божественного начала, но и в принятии собственных границ, понимании и любви ко всему живому.

Практика бхакти-йоги для начинающих

Сама практика бхакти-йоги старинная и была различима во множестве направлений философских движений йоги в Индии и других странах. Бхакти пронизывает Индию вдоль и поперек, во всем можно увидеть ее принципы и проявления. Это очень просветленная и добрая практика, которая дарит человеку уверенность в своей свободе, гармонии, мире и любви.

Для тех, кто решил встать на путь данного направления йоги, не существует строгих правил или границ. Каждый здесь един и не имеет смысла различать людей по каким-либо критериям. Для каждого существует общие законы и требования.

Существует ряд упражнений, которые выполняют сторонники движения. Практикующий обязательно должен придерживаться контакта с Божественным началом во время практики, ощущать себя единым с миром и Вселенной.

При этом люди обычно отмечают, что практика дарит им возможность почувствовать не только свое тело, но и разум. В основном направленность и идет на разум, душу. Знаний для занятий никаких не требуется. Сами практики начинаются с ощущения, слушания специальных текстовых писаний священных создателей.

Во-первых, для практикующего важно посетить ашрам — это духовный центр просвещения для сторонников этого направления.

В этом же центре проводятся практики йоги. Здесь же человек сможет найти сторонников и приверженцев этого движения, с которыми можно будет поддерживать отношения, задавать интересующие его вопросы.

Читайте также:
Полезные советы, как правильно медитировать

Бхакти музыка и занятия

Существует специальная музыка для занятий бхакти-йогой. Ее можно скачать в интернете или приобрести на подготовленных аудио дисках. Заниматься под такую музыку намного приятнее, поскольку она направлена на улучшение качества проводимых занятий.

Йога вообще редко отделяется от музыки или иных звуков. Чаще всего люди прослушивают определенные композиции во время практики, выполнения асан или медитации. Бхакти-йога подразумевает использование таких композиций. Они помогают настроиться на нужный лад и быстрее освоить все техники йоги.

Популчрные композиции для такого направления это — альбом «Bhaishjaya», а также «Close Garmony». В них входит множество музыкальных произведений для занятий бхакти-йогой, а также подобранные для йоги мантры, которые направят человека на нужную волну.

Подобное направление подразумевает и использование специальных четок. Их можно купить в специализированных отделах или магазинах. Такие четки включают в себя бусины в количестве 109 штук. При этом очень удобно, отсчитывая бусины, читать мантру 108 раз, пропуская последнюю 109 бусину.

Медитация не требует прерывания своих обыденных рутинных дел, не обязательно удаляться далеко от дома для ее проведения. Необходимое состояние души и тела всегда можно приобрести в том месте, в котором находишься. Обстановка для медитации подходит абсолютно любая. Главное — желание медитировать, а остальное придет само.

Прием пищи в бхакти

Перевод самого слова бхакти означает любовь и преданность. Движение и основано на полной преданности и любви человека к Всевышнему и всему живому на земле. Вкушая пищу, необходимо заранее прочитать над ней маха-мантру, три раза. Пища предлагается в знак преданности и любви к Всевышнему сначала Богу, после чего можно самостоятельно вкушать ее.

Во время приема пищи хорошо запивать еду теплыми или горячими напитками. Это очищает разум и душу и согревает тело.

Общий порядок движется по нарастающей. Сначала необходимо принимать тяжелую и трудно перевариваемую пищу, затем переходить к более легкой. Таким образом телу будет легче усваивать и перерабатывать продукты.

Та еда, которая имеет кислый вкус, употребляется в середине принятия пищи. А горькая еда должна быть употреблена в самом начале трапезы, поскольку считается, что она освежает разум и полость рта.

Правильно распределять пищу — очень важно для сторонника йоги. Твердая еда должна занимать около двух третей желудка, остальная часть равномерно распределяется для воды и Воздуха. Поэтому люди, когда принимают пищу, должны обязательно удостовериться в том, что они сыты. Иногда мы не можем контролировать свои желания и перенасыщаем свой организм. Для йоги это неприемлемо. Обязательно оставлять особую часть своего желудка для движения, чтобы энергия могла свободно циркулировать в любой части человеческого тела.

Путь возрождения любви: Бхакти йога – описание и основы

Бхакти-йога является одним из главных направлений йоги и основана на служении Богу. Практические занятия не представляют сложности даже для начинающих и приносят ощутимую пользу.

Бхакти-йога, согласно учениям «Бхагавата-пурана» и «Бхагавад-гита», считается выше состояния просветленного и одним из главных направлений среди основных форм йоги: Хатха-йога, Карма-йога, Раджа-йога и Джняна-йога.

Что это такое?

На санскрите Бхакти-йога означает «бескорыстное служение». Эта разновидность йоги направлена на восстановление связи с Божественными силами. Чаще всего, в религиях проявление любви к Богу означает строгое подчинение его высшим силам, т. к. Бог мудрее и просветленнее, чем любой представитель человечества. В христианской религии наивысшими духовными знаниями обладал Иисус, в иудейской – Моисей, в мусульманской – Мухаммед.

У Бхакти-йоги несколько иной подход: Бога не нужно бояться, Бог – это наивысший разум, который понимает и любит всё на нашей планете. Понять Всевышнего можно через безусловную любовь, благодарность за свое существование и возможность взаимодействовать с высшими силами.

Девять ступеней

Обрести светлую и чистую любовь к Богу можно через девять ступеней познания Бхакти-йоги.

  1. Шравана – начальный этап, в который входит прослушивание священных текстов и искреннее восхваление Всевышнего.
  2. Киртана – следующий шаг, связанный с воспеванием Всевышнего и его основных благодеяний.
  3. Смарана – проведение систематических медитативных занятий с восхвалением Всевышнего и его благодеяний. Важно научиться правильной медитации, поэтому следует уделить этой ступени особое внимание.
  4. Пада-севана – обретение возможности служить Богу, после прохождения предыдущих трех этапов. Понимание истинной любви и верности.
  5. Арчана – ежедневное поклонение Всевышнему.
  6. Вандана – молитвы и поклонение Всевышнему через любовь и преданность.
  7. Дасья – поклонение и служение единому Богу, удовлетворение всех надобностей Всевышнего.
  8. Сакхья – открытие глубоких, искренних чувств к Богу, на основе дружественного отношения и перехода на более высокий духовный уровень.
  9. Атма-ниведана – полное подчинение Богу с помощью любви, готовность совершать пожертвования для Всевышнего.

Справка! Когда будут пройдены все девять этапов, человек почувствует глубокое чувство искренней любви и единения с Богом. Через полученный опыт приходит понимание и осознание самого себя. Человеку становятся доступными новые знания, и совершается переход на более высокий уровень духовного развития.

Основные принципы

В течение долгого времени Бхакти-йога совершенствовалась. Последователи этого направления выделяют несколько основных принципов, обязательных для исполнения:

  • употребление правильной растительной пищи (нельзя есть яйца, рыбу, мясо);
  • отказ от вредных привычек, также не следует пить кофе или чай;
  • ограничение в интимной близости (разрешается только в брачном союзе);
  • нельзя играть в азартные игры (карты, казино, лотереи и т. п.).
  • не рекомендуется голодание, которое может привести к смерти.
Читайте также:
Денежная медитация "Волшебное дерево" - зарядка талисмана

Все принципы этого направления йоги основаны на любви и построении правильного отношения к единому Богу.

Особенности

Почитателям Бхакти-йоги важно каждую минуту думать о Всевышнем, воспринимая его как господина, друга, сына и возлюбленного. Может показаться, что это легко выполнимое задание, но на самом деле от человека требуется полная отдача и концентрация на правильных мыслях, не обращая внимания на окружающую действительность.

Бог представляется человеком как личность, к которой можно легко обратиться. Его имя повторяется и восхваляется постоянно, предлагаются дары в виде цветов и пищи.

Свами Вивекананда

Наиболее известный последователь Бхакти-йоги – Свами Вивекананда. Согласно его идеологии, в Индии должны восторжествовать социальное равенство, свобода и независимость, вместо расизма и гонений. В его понимании, главной целью в жизни является помощь нуждающимся людям.

Практика

В этом направлении йоги выделяют две основные практические ступени.

Сначала человек должен научиться выполнять необходимые задания без осознания их истинного духовного значения.

Легендарный курс по медитации без оплаты
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.

Когда человек достигает автоматизма в действиях, к нему приходит осмысление чего-то большего. Таким образом, ему открывается поток энергии Бхакти. Как только это произошло, человеку можно уже не соблюдать все правила учения, а направить внутренние силы на ощущение связи между собой и Всевышним.

Особое значение имеют джапа-медитации, когда человек многократно повторяет заученные мантры. Эта практика доступна всем и проста в выполнении.

Можно освоить методику созерцания Божественного (Тратака).

Но самым действенным способом постичь истинную любовь Бога считается искренняя молитва, которая исходит из самых глубин души.

Видео

Посмотрите эти видео по теме Бхакти-йоги:

Путь возрождения любви

Следование принципам Бхакти-йоги дарует человеку истинное единение с Божественным началом через состояние любви и преданности. Данное направление признано мастерами Высшей йогой, т. к. другие виды подводят к пониманию Бхакти-йоги.

Это поклонение Всевышнему на основе любви и преданности, создание особых отношений между человеком и Божественным началом. Такое единение необходимо для познания Бога и внутреннего саморазвития.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Бхакти йога: особенности учения и правила проведения практики

Йога – это совокупа физических, психологических и духовных практик. С помощью их человек способен расширить сознание, придти к осознанию собственного «Я» и достигнуть внутренней гармонии. В индийской культуре существует некоторое количество видов схожих религиозно-философских учений, а более старой и увлекательной является Бхакти йога. О ней я выяснила совсем случаем, и опосля исследования инфы решила испробовать на практике. В статье я тщательно расскажу о особенностях данного вида йоги, и дам полезные советы для начинающих.

Главные понятия и разновидности практики

Бхакти считается наивысшей ступенью в йогической практике, постигнуть которую под силу далековато не любому человеку. Придётся сделать длинный и сложный путь для того, чтоб найти внутри себя высший дух, и соединить его со своим телом и разумом. Для этого нужно завладеть иными формами йоги в последующей последовательности:

  • Раджа;
  • Джнана;
  • Карма.

В кришнаизме Бхакти является наивысшим выражением любви к верховному божеству. Таковым образом, человек указывает ей свою признательность за подаренную жизнь, признаётся её в зависимости и полном руководстве. Приверженцы данного вида практик говорят, что через беспредельную любовь к божеству можно узнать правду бытия и избавиться от всего, что мешает обрести счастье и гармонию, как с своим «Я», так и с миром вокруг нас.

Во времена зарождения Бхакти, древнегреческие мудрецы пришли к последующему заключению: понятие «любовь» далековато не совершенно точно, а всеобъятное и обширное. В итоге, это «высочайшее» чувство разделили на 5 видов, любой из которых ориентирован на определённый объект. Им присвоили последующие наименования:

  • Шанта – нейтральность.
  • Сакхья – дружественная привязанность.
  • Дасья – прислуживание либо подчинение.
  • Ватсалья – чувства к родителям.
  • Мадхурья – влюблённость либо сексапильная страсть.

    Любой ученик, желающий узнать Бхакти, в праве без помощи других выбирать один из видов любви, который бы стопроцентно соответствовал его духовному состоянию и миропониманию. Человек должен признать абсолютное величие объекта поклонения, также полюбить его, как свою «вторую половинку», предназначенную судьбой, с которой он чувствует себя единым целым. Для доказательства собственной преданности, необходимо выполнить последующие 9 шагов:

  • Шраванам – зание божества средством прослушивания священных писаний, при всем этом следует повсевременно произносить его имя.
  • Киртанам – воспевание имени объекта поклонения и воспевание его деяний.
  • Смаранам – вхождение в медитативное состояние и концентрация на определённом виде божества, также его наилучших качествах и поступках, которые вызывают восхищение, и желание подражать.
  • Пада-севанам – глубочайшее, персональное служение, средством паломничества святыми местами, медитация на лотосных стопах высшего существа и омовения святой водой.
  • Арчанам – поклонение мурти под управлением наставника.
  • Ванданам – вознесение молитв с поклонами.
  • Дасьям – прислуживание божеству и рвение удовлетворить любые его потребности.
  • Сакхьям – обретение дружественных эмоций и равных отношений.
  • Атма-ниведанам – абсолютная жертвенность и подчинение объекту поклонения.

    Преодолев все шаги, человек достигнет просветления и сольётся с божеством. Он ощутит целостность собственной личности, и обретёт абсолютное счастье.

    Главные цели и особенности практики

    Бхакти йога является оптимальным и человечным учением, которое ориентировано на духовное развитие и открытие внутри себя связи с высшим божеством. Оно не просит выполнения экстремальных действий, таковых как голодание, отречение от физического тела либо самобичевания. Практикующие люди способны испытывать наиболее глубочайшие чувства, они еще ярче и возвышенней, чем те, которые принято считать «любовными».

    В базе Бхакти лежит глубочайшая медитация, благодаря которой ученик имеет возможность соприкоснуться душой с высшим божеством, и сделать с ним тесноватый и неизменный контакт. В итоге йог понимает главную правду, которая состоит в том, что он является нечто огромным, чем просто вещественным, смертным телом, ведь его душа вечна, а способности беспредельны.

    Читайте также:
    Техника медитации - разные приемы и нюансы применения

    Потребность в любви заложена в людях на духовном уровне, а её отсутствие приводит к внутреннему разрушению. Находясь в одиночестве человек равномерно «теряет» себя, что плохо отражается на его жизни в целом. Чтоб сделать лучше своё состояние, кто-то заводит домашних животных, и всячески их балуют, а кто-то стопроцентно посвящает себя обездоленным и нездоровым людям. Такие методы, помогают восполнить потребность в любви только отчасти, ведь связь с духовным «Я» как и раньше остаётся утерянной, а найти её можно только при помощи таковых практик, как йога Бхакти.

    Советы для начинающих

    Начать исследование йоги Бхакти можно, как без помощи других в домашних критериях, так и в храмах Кришны, где преподают духовные учителя. Не считая того, есть личные центры религиозно-философских учений, где собираются единомышленники для проведения медитаций. Они делятся опытом и помогают новеньким стать на путь просветления.

    Начинать практику Бхакти необходимо с чтения и прослушивания священописаний. Потом следует отыскать методы внедрения приобретенных познаний в настоящей жизни, и попробовать их воплотить. Тот, кто хочет постигнуть высшую цель йоги, должен стопроцентно следовать его законам, и поступать так, как того хочет Всевышний. Доказав свою преданность и бескорыстность, во время медитаций ученик сумеет просить совета у божества, и будет получать ответы на интересующие его вопросцы.

    Чтоб войти в медитативное состояние йоги читают мантры и внимают бхакти-музыку. Во время медитаций употребляют особые чётки, состоящие из 109 бусин – они помогают не сбиться во время повторения мантры. Текст повторяют 108 раз, перебирая по одной бусине, при всем этом 109-ю пропускают.

    Принципиально держать в голове, что медитацию недозволено проводить в нехорошем самочувствии, злобы, раздражённости либо вялости. В окружающей обстановке ничего не обязано отвлекать вас от концентрации на собственных идей и перебивать чтение либо прослушивание мантр. Для наилучшего расслабления можно зажечь ароматичные свечки либо благовония. Опосля медитации рекомендуется отдохнуть, а не приступать к выполнению каких-то дел.

    Бхакти-йога – возвышенный духовный путь для каждого человека.

    Бхакти-йога – метод служения Верховному Господу Кришне в определенном умонастроении, отношении. Бхакти-йога это признанный всеми авторитетами ведического мира метод достижения Абсолютной истины, метода выше и могущественнее просто не существует. И, что самое главное, бхакти-йога – это единственный метод самоосознания и духовной практики, который доступен в Кали-югу, во время, в котором мы живём.

    Чем практика бхакти-йоги превосходит все виды йог?

    Множество школ йоги вызывает некоторые смущение в уме человека, который глубоко не знаком с тем или иным видом йоги и не знает какой же путь ему выбрать. Сама по себе йога – это метод самоосознания, которое достигается путём различных практик, варьирующихся от школы к школе. Всего школ существует 4: карма, гьяна, раджа и бхакти-йога.

    Разумеется, в данной статье наиболее подробно будет рассматриваться бхакти-йога, но и остальные школы будут рассмотрены для более полного понимания преимуществ бхакти-йоги. А о том, чем же бхакти-йога превосходит остальные школы йоги, будет вся статья.

    Начнём перечисление преимуществ бхакти-йоги.

    Доступность

    О сын Притхи, предавшись Мне, даже люди низкого происхождения, женщины, вайшьи [торговцы] и шудры [рабочие] могут достичь высшей обители. Что же тогда говорить о благочестивых брахманах, о преданных и о праведных царях? Поэтому, раз уж ты оказался в этом бренном, полном страданий мире, целиком посвяти себя любовному служению Мне.

    Заниматься бхакти-йогой может каждый человек, вне зависимости от каких либо критериев, таких как пол, возраст, строение разума. Этот метод самоосознания доступен каждому человеку и не имеет каких-либо требований.

    В отличие от бхакти-йоги, другие виды йоги предъявляют вполне конкретные и жесткие условия для практики. Так, раджа-йога и гьяна-йога предназначены исключительно для взрослых мужчин, которые обладают брахманической или кшатрийской природой. Карма-йога доступна более широкому кругу людей, но она недоступна шудрам, а роль женщины и детей в ней сводится к роли прислуг.

    Бхакти-йога доступна даже детям, и это иллюстрирует Шримад-Бхагаватам в повествовании истории принца Дхрувы, который, желая обрести признание отца, начал поклоняться Верховному Господу и своей решимостью добился совершенства на этом пути.

    Простота

    Если человек с любовью и преданностью поднесет Мне листок, цветок, плод или немного воды, Я непременно приму его подношение.

    Раджа-йога – это мистическая йога, направленная на достижение мистических совершенств. И она требует абсолютной концентрации на практике. Просто для того, чтобы практиковать такой вид йоги, человеку приходится уходить в горы или леса, подальше от общества. И даже это не гарантирует успех.

    Гьяна-йога – это метод познания себя и мира путём изучения и приобретения знаний. Основным источником знаний являются священные тексты, объем, богатство и разнообразие которых просто ужасают воображение. И эти тексты недостаточно прочитать один раз, их необходимо выучить и повторять каждый день. Для этого, очевидно, потребуется забросить много остальных дел и полностью посвятить себя чтению и изучению различных текстов. Разве такой вид йоги посилен обычному человеку?

    Карма-йога – это вид йоги, основанный на выполнении дхармы и исполнении ритуалов, обрядов, жертвоприношений, аскез, благотворительности. Карма-йога регламентирует все сферы жизни человека, не говоря уже о распорядке обрядов и предписаний относительно других важных аспектов жизни человека. На самом деле, огромный труд в карма-йоге вызывает простое знание правил, не говоря уже о их исполнении. Человек в этом виде максимально ограничен правилами и предписаниями, которые касаются не только его личной жизни и распорядка дня, но и общественной жизни, в которой он обязан вести себя строго определенным образом в соответствии со строгим этикетом.

    Бхакти-йога отличается абсолютно простой практикой преданного служения Господу. По большей части, практика бхакти заключается в слушании, воспевании и размышлениях о Господе. Слушать истории, связанные с Господом, воспевать Его Святое Имя и вспоминать о Нём. Это доступно каждому человеку, практически в любой промежуток времени. Ко всему прочему, такой вид духовной практики не только позволяет не уходить из общества для достижения успеха, но и рекомендует находиться в обществе людей с похожим умонастроением.

    Упомянутые Мной личности не утруждали себя серьёзным изучением ведической литературы, не поклонялись великим святым, не соблюдали суровых обетов или аскез. Просто общаясь со Мной и Моими преданными, они достигли Меня.

    Эффективность

    Все нужды, которые удовлетворяет маленький колодец, может сразу удовлетворить большой водоем. Подобно этому, тот, кому известно высшее назначение Вед, обретает все описанные в них блага.

    Эффективность раджа-, карма- и гьяна-йоги ставится под сомнение по сравнению с бхакти-йогой. Почему? Потому что бхакти-йога является духовной практикой и дарует человеку вечные плоды. Плоды, которые человек не теряет никогда, ни при жизни, ни после смерти. Вечные плоды пути преданного служения остаются с человеком навсегда, так как главной целью такого духовного пути является Бог.

    Читайте также:
    Око возрождения: 5 тибетских упражнений для зарядки и восстановления здоровья

    В свою очередь, три других вида йоги преследуют материальные и бренные цели, которые пропадают со временем.

    Всё, чего можно достичь кармической деятельностью, покаянием, знанием, отречением, мистической йогой, благотворительностью, религиозными обязанностями и всеми прочими методами совершенствования, преданный легко достигает благодаря любовному служению Мне. Если Мой преданный желает достижения рая, освобождения или Моей обители, он без труда получает такие благословения.

    Человек, практикующий раджа-йогу, лишается мистических совершенств в момент смерти, и для получения их ему необходимо проделать весь путь заново.

    Карма-йога вручает человеку хорошую карму и возможность наслаждаться райской жизнью. Но и запас хорошей кармы человека сжигается по мере наслаждения его прекрасной жизнью, и он вновь попадает в эту жизнь, в которой ему вновь невероятно тяжелым трудом приходится зарабатывать себе право наслаждаться бренным миром. Такой круговорот с точки зрения разума бессмыслен и рано или поздно приведет человека в крайне печальное положение.

    Изведав райских удовольствий и исчерпав запас благочестивой кармы, они вновь возвращаются на бренную землю. Так те, кто следует законам трех Вед ради удовлетворения собственных чувств, получают в награду только череду рождений и смертей.

    Мудрый человек никогда не должен желать оказаться ни на райских ни на адских планетах, как не должен желать постоянно оставаться на земле, ибо из-за погружения в материальное тело он начинает глупо пренебрегать своими истинными интересами.

    Гьяна-йога, с одной стороны, хороша тем, что даёт возможность человеческому сознанию эволюционировать, но, с другой стороны, в момент смерти человек теряет накопленные в ходе философских поисков знания. Другая сторона гьяна-йоги заключается в опасности попадания в капкан невежественных знаний. Широкое разнообразие различных взглядов и большое количество размытых терминов поселяют в сердце человека, сконцентрированного на изучении священных текстов, большое количество сомнений, и эти сомнения могут привести человека к деградации.

    Требовательность

    Раджа-йога предназначена для получения мистических способностей и требует безоговорочного подчинения всей своей жизни мистической практике. Это означает не только уход из общества, но и крайне серьезное погружение в эту практику. Таким образом, этот вид йоги занимает всю жизнь человека не только в месте нахождения, но и по времени, и по энергии. Если не уходить из общества, раджа-йога невозможна.

    Карма-йога требовательна не только к знанию и проведению обрядов, ритуалов, жертвоприношений и прочего, но и к постоянному соблюдению мелких бытовых правил, которые для современного человека, хотя и не являются колоссальной преградой, как в примере с раджа-йогой, но явно вынудят потратить крайне много сил на их исполнение. Регламентация обрядов и ритуалов, ритма жизни, времени, определенной пищи, труда и прочего также должны строго выполняться. В принципе, это выполнимо для человека, который вырос в определенной культуре, который живёт и знает всё это с детства. Однако для человека, которому непривычен такой образ действий, это будет трудно.

    Гьяна-йога не столь требовательна от человека, так как она не требует в обязательном порядке ухода из общества или категорическое проведение определенных ритуалов. И в этом плане гьяна-йога нетребовательна, но всё ещё вынуждает человека постоянно и глубоко изучать различные тексты. Хотя основная трудность заключается в необходимости заучивания наизусть большинства текстов и осознания многих наук, таких как логика, стихосложение, грамматика и так далее.

    Требовательность бхакти-йоги заключается в предложении пищи Господу, воспевании Его Святых Имён, поклонению Господу, свободному изучению историй связанных с Ним. Всё это при обычном ритме жизни занимает час-два в день. Это абсолютно нетребовательная к кардинальному изменению образа жизни практика, которую можно практиковать без серьезных изменений в ритме жизни. Да, придётся вставать пораньше, читать молитву перед едой и предлагать еду, воспевать Махамантру, но это очень просто по сравнению с альтернативными видами йоги.

    Плоды и качества

    Плоды и качества, которые человек получает во время практики, отличаются в разных видах йоги ровно, как и способ их получения. Для карма-, гьяна- и раджа-йоги необходимые для совершения практики качества необходимо приобретать сознательно, очень сконцентрировано и находиться в состоянии постоянной бдительности относительно необходимости соблюдать определенные правила и форму практики, а также поддерживать существование. Это касается и труда, и семьи, и практики. Всего, что есть в жизни человека.

    Но тем, кто всегда поклоняется Мне с безраздельной преданностью, сосредоточив свой ум на Моем духовном образе, Я даю то, чего им недостает, и сохраняю то, что у них есть.

    В то же время, практика бхакти-йоги даёт возможность получить милость Господа, которая дарует защиту человеку от различных бед, невзгод и даёт ему возможность не отвлекаться от духовной практики слишком сильно, защищая как его разум от страстей, вожделения и желаний, так и защищая его семью и самого человека от опасностей, страхов и прочих беспокойств. Но всё это будет приходить к человеку настолько, насколько он предан Господу.

    „Вот Мой обет: если человек хотя бы однажды всерьез отдаст себя Мне со словами: „Мой дорогой Господь, с этого дня я Твой“ — и будет молить Меня о бесстрашии, Я без промедления избавлю его от всех страхов. С этой минуты он постоянно будет в безопасности“.

    Чайтанья-Чаритамрита. Мадхья-лила. 22.34.

    Читайте также:
    Око возрождения: 5 тибетских упражнений для зарядки и восстановления здоровья

    Что касается качеств – в отличие от иных видов йоги, человек, который практикует бхакти-йогу, естественным образом и без усилий приобретает духовные качества. Если в других видах йоги человеку ради обретения качеств приходится тяжело и долго трудиться, после чего постоянно поддерживать эти качества, то преданный получает необходимые качества в ходе практики, не прилагая дополнительных усилий. Они приходят к нему сами по себе.

    Глубина

    Бхакти-йога заключает собой взаимодействие со своей духовной природой и Повелителем духовной природы – Верховным Господом Кришной. Это наивысшая возможность, которая раскрывается перед человеком в этом мире. Такая глубокая практика раскрывает истинную природу человека, позволяя действовать исходя из своей настоящей природы, из природы Истинного «Я».

    В то же время остальные три вида йоги культивируют привязанность к определенным мирским, материальным вещам и критериям, которые только отдаляют человека от возможности познать своё истинное «Я». Мистические способности, философские знания и кармические последствия несут собой сугубо материальный признак и способны лишь косвенно поспособствовать становлению человека на духовный путь, но не могут дать прогресс.

    Природа души заключается в качествах Вечности или бессмертия, Знания и Блаженства или счастья. Таким образом, человек, занятый преданным служением, удостаивается возможности привнести в свою жизнь эти качества, раскрывая суть своей истинной природы.

    Высшая цель

    Я пребываю в сердце каждого живого существа, и от Меня исходят память, знание и забвение. Цель всех Вед — постичь Меня. Я – истинный составитель «Веданты» и знаток всех Вед.

    Даже если человек прилагает огромные усилия в мистической йоге, философских измышлениях, благотворительности, обетах, покаяниях, ритуальных жертвоприношениях, обучении других ведическим мантрам, личном изучении Вед или отречённом образе жизни, он всё равно не сможет достичь Меня.

    Высшая цель – познать Господа, приблизиться к Нему и служить Ему. Но только метод любовного преданного служения даёт такую возможность, так как, в действительности, только бхакти-йога ставит собой цель достижения Господа. Остальные виды йоги либо привлечены достижением материальных наслаждений, либо настолько косвенно затрагивают вопрос достижения Высшей цели, что никак не способствуют её достижению.

    Человек своими силами не может достичь Господа, подобно тому как ребёнок своим разумом не может познать действия взрослого человека или как обычный человек не может достичь общества царя. Для того чтобы достичь Господа, человеку необходима Его милость, добиться которой можно лишь став преданным. Однако для иных видов йог Высшая цель недоступна не только потому что они к ней не стремятся, но и потому что милость Господа получают преданные.

    Счастье, Бессмертие и Знание

    Тот, кто встал на этот путь, ничего не теряет, и ни одно его усилие не пропадает даром. Даже незначительное продвижение по этому пути оградит человека от величайшей опасности.

    Тот, кто преданно служит Господу, уже в этой жизни освобождается от последствий хороших и дурных поступков. Поэтому посвяти жизнь йоге, которая является совершенством всей деятельности.

    Сач-чид-ананда – свойства души, которые означают вечность, знание и блаженство. Ощущение духовного блаженства несравнимо с ощущением материального удовольствия и потому человек, хоть раз испытавший духовное счастье, более не будет прельщен материальным наслаждением или обладанием мистическими совершенствами. Духовные ощущения качественно многократно превосходят материальные, а потому тот, кто вкусил духовное, не будет стремиться к материальному. А это означает свободу и возможность черпать счастье из души. Фактически, из самого себя и из отношений с Господом, который вечно пребывает в сердце каждого живого существа.

    Бхакти-йога – лучшая духовная практика

    Друзья мои, и вы (якши и ракшасы), и неразумные женщины, и шудры, и пастухи, и птицы, и низшие животные, и даже самые грешные существа — все могут возродить свою изначальную, вечную духовную жизнь; для этого нужно просто встать на путь бхакти-йоги.

    Шримад Бхагаватам. 7.7.54

    Бхакти-йога привязана исключительно к Абсолютной Истине, Господу, который является не только источником материального творения, но и источником духовной энергии. Душа, по своей сути, является духовной энергией, а значит принадлежит Господу. Из этого исходит, что практика не только превосходит все остальные и благоприятна для человека, но и естественна для истинной природы человека. Ведь положение любого живого существа заключается в том, чтобы служить своему Творцу. И в награду за бескорыстное любовное преданное служение получить возможность наслаждаться не бренным, полным страданий материальным миром, а самим Верховным Господом — источником вечного духовного счастья. И в конце этого пути воссоединиться с Ним в вечной, духовной жизни, в которой нет страданий, а счастье абсолютное и вечное.

    Таков путь духовной жизни, посвященной Богу. Вступив на него, человек освобождается от оков иллюзии, и, даже если божественное сознание придет к нему лишь перед самой смертью, он получит право войти в царство Бога.

    Подготовка преподавателей хатха йоги. Курс

    Советы начинающим преподавателям йоги

    Время

    Чтобы стать хорошим преподавателем йоги нужно время. Конечно, курсы подготовки инструкторов дают необходимые знания. Но надо научиться использовать их на практике.

    Йога — это особый эгрегор, который не каждого принимает. Сначала многим бывает сложно. Начинающий инструктор должен выдержать проверку временем.

    Прежде всего, советую не бросаться в преподавание с головой. Самое разумное – не менять резко свою жизнь и, не увольняясь с обычной работы, проводить 1-2 занятия в неделю.

    Читайте также:
    Кали медитация - внутреннее обновление и перерождение

    Нужны ли вы в новом качестве?

    Это позволит понять, нужны ли вы людям в новом качестве. Если люди будут приходить на занятия, значит вы здесь нужны.

    Если понимаете, что преподаванием получается себя обеспечить, тогда можно уходить в это полностью. Если достаточного заработка нет, то лучше заниматься йогой в свое удовольствие без преподавания.

    Сейчас в сфере преподавания йоги предложение превышает спрос. Поэтому надо действительно уметь что-то лучше, чем другие. Курсы подготовки инструкторов йоги в этом, конечно, помогают.

    Те, кто получили профессиональную подготовку более конкурентно способны. Они легче находят место в клубах и быстрее набирают группы.

    Важность личной практики

    Однако надо понимать, что преподаватель йоги это не только замечательная профессия, но и непростой физический труд. Прежде всего надо постоянно быть в хорошей форме, что подразумевает регулярную личную практику.

    Необходимо выкраивать время на это. Раньше вставать или заниматься в дневное время. Думать, что только занятия с группой будут поддерживать вашу физическую форму, не совсем верно.

    Как правило, на группе выполняются простые базовые асаны, а в йоге необходимо постоянное развитие. Надо осваивать новые более сложные для себя варианты асан. На группе, особенно начального уровня, это делать невозможно.

    Энергия учителя

    Кроме того, во время проведения занятий мы делимся со своими учениками не только знаниями, но и энергией. Получаем мы её во время личной практики. Это тоже одна из причин заниматься либо дома, либо в какой-нибудь группе более сложного уровня. Иначе будет энергетическое опустошение.

    Ученики интуитивно чувствуют энергию учителя. Когда появляется это опустошения, то снижается количество учеников на занятиях. Это наводит инструктора на грустные мысли. Эти мысли формируют негативное поле и начинается кризис.

    Лучший способ выхода из кризиса — личная практика. Если кризис стал совсем глубоким, то лучше всего прекратить на время преподавание и поехать на какой-нибудь семинар по йоге. Не обязательно в Индию.

    Йога в Индии

    Помните, что несмотря на то, что йога зародилась в Индии, на русской почве она развивается немного не так, как на своей Родине. Индийский подход может показаться бессистемным и травмоопасным.

    Дело здесь не в том, что индусы неквалифицированные преподаватели. Нет, многие из них прекрасные Учителя, которые имеют обширные знания. Дело в том, что западный и восточный взгляды на мир в целом отличаются друг от друга.

    Наш ум больше подвержен анализу, то есть раскладыванию все на составные части. Индийский — синтезу, то есть объединению всего. Нам кажется, что они мешают все в кучу, но на самом деле, они дают полную и глубокую информацию. Только мы не можем уловить ее суть, потому что нам хочется все разбить на составные элементы.

    Так что, отправляясь в Индию не питайте иллюзий, что найдете идеального Гуру. Учителя вы, конечно, найдете. Но отношения с ним могу складываться по-разному в силу разного восприятия мира.

    Не мечтайте жить в Индии все время. Там и без нас проживает очень много людей. Мы нужны прежде всего там, где родились. Так что после того, как силы восстановятся, возвращайтесь на Родину.

    Сколько проводить тренировок?

    Не будьте жадными. Не проводите много занятий. По-моему мнению, лучше проводить максимум две тренировки в день с обязательным одним выходным днем в неделю.

    5 классов в день провести на «отлично» нереально. Это и ученики чувствуют. Лучше одну тренировку провести, но качественно. Людей на одно занятие тогда может больше прийти, или примерно так же, как на все пять. Меньше времени будет потрачено, а отдача одинаковая получится.

    Будьте лидером своей группы

    Чувствуйте свою группу. Представляйте, что группа — это ваше тело. Кто-то руки, кто-то ноги. Проводя занятие, управляйте этим телом. Чтобы чем-то управлять надо прежде всего это знать. Значит, вы должны понимать способности и потребности своих учеников и учитывать их, проводя занятия.

    Однако, надо понимать, что инструктор йоги ведущий, а не ведомый. То есть не надо потакать слабостям учеников. Если им что-то сложно, упрощать надо, но отказываться вовсе от каких-то элементов из-за того, что ученикам кажется это сложным, не стоит.

    Все время совершенствуйтесь

    Учитесь чему-то новому. Это могут быть профильные семинары, другие курсы инструкторов либо самостоятельное самосовершенствование: чтение книг по йоге, написание тематических статей, издание собственной книги.

    Взгляд со стороны

    Очень полезно фотографироваться в асанах. Тогда вы сможете увидеть себя со стороны.

    Еще полезней создавать и распространять в Сети видео по йоге. С одной стороны это поможет людям осваивать азы йоги, с другой стороны поможет вам увидеть себя со стороны и внести корректировки в свою практику.

    Интересно, кратко, вдумчиво. Наводит на интересные мысли. Вопрос, как выбрать преподавателя йоги в своем городе, чтобы попасть не к хорошо растянуто у человеку? Спасибо.

    Хотелось бы уточнить вопрос. Вы хотите чтобы инструктор не имел хорошую растяжку? Или вы хотите, чтобы преподаватель не только был растянутым, но и он умел преподавать йогу?

    Ольга, большое спасибо за статью. Кратко, емко и доходчиво. Для меня личная практика была открытием себя самой и стала постоянной. Через нее пришли и мантры , и медитации, и желание слушать и понимать философию йоги и ведические сказания, пришла астрология, нумерология и это, я точно знаю, только начало! Те знания, которые даете вы своим ученикам поистине бесценны. Вы даете направление, делитесь опытом и всегда готовы поддержать нас, учеников)

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: