Самадхи – методика кардинального изменения реальности

Самадхи – философская концепция как высшая цель жизни человека

Самадхи — высшая цель жизни многих йогов. Этот фильм представляет собой очерк, описывающий концепцию самадхи, средства достижения этого состояния и исследование его с точки зрения философского понимания мыслительных процессов и изменения состояния сознания.

Самадхи – Часть 1. Майя, иллюзия обособленного Я

Самадхи – Часть 2. Это не то, что ты думаешь

Желание, с которым человек вступает в медитацию, играет роль ключевого фактора. Глупец, засыпая, пробуждается глупцом. Но если человек погружается в медитацию с единственным желанием просветления, он выходит из медитации мудрецом

Свами Рама, «Жизнь среди гималайских йогов: духовные опыты.

Состояние самадхи. Как достичь самадхи

Состояние самадхи — это состояние просветления, при котором исчезает сама идея индивидуального сознания, и человек переходит в чистое состояние бытийности, объединяя наблюдателя и наблюдающего в себе или, иначе, прекращая существование самой концепции разделённости. Мы находим упоминание о самадхи уже в древних текстах Упанишад, которые относятся к философии веданты, но не в первых десяти Упанишадах, а в Maitrayni Upanishad, и позже термин «самадхи» уже вошёл в Упанишады, добавленные йогической традицией. Таким образом, самадхи даже больше связано со школой йоги и Патанджали, нежели с древними ведическими знаниями.

В традиции дзен также известно это понятие, но там считается, что самадхи, также как и ниродхи — состояние, схожее с самадхи, когда метаболизм физического тела замедляется настолько, что понижается температура, пропадает всякое восприятие времени, — не ведёт к высшему знанию. В ниродхи организм функционирует за счёт накопленной до наступления этого состояния энергии. Прежде её бы хватило на пару часов жизни, а при пребывании в ниродхи она распределяется, и её становится достаточно на поддержание физической жизнедеятельности организма в течение нескольких дней без какого-либо внешнего источника возобновления энергии.

Однако в дзен самадхи совсем не высшая форма просветления. Последователи дзен не считают, что искоренение фальши, ложного знания возможно с помощью достижения самадхи, поэтому для них «смерть Эго» остаётся высшей целью, и самадхи выступает как один из возможных этапов на пути к этой цели.

И всё-таки это мнение другой направленности, а мы вернёмся к йогической традиции, где говорится, что достижение состояния самадхи возможно с помощью практик дхьяны (медитации), и для того, чтобы подойти к этой стадии, нужно пройти весь восьмеричный путь традиции раджа-йоги, начиная с практик ямы, ниямы, переходя к занятиям асанами и пранаямой, и который в конце концов приведёт к более высоким уровням раджа-йоги — практикам дхьяны (медитации) и самадхи.

Уровни самадхи. Виды самадхи

Существуют несколько видов самадхи. Это только непосвященному глазу кажется, что самадхи только одно. Просветление связывают с состоянием самадхи. Это и верно, и неверно в одно и то же время. Самадхи как высшая ступень раджа йоги, главная цель всех практикующих воспринимается как нечто трудно достижимое, и поэтому редко кто серьёзно посвящает себя изучению, пусть и теоретическому, этого аспекта йоги.

Он для нас слишком отдалён, высоко расположен, недоступен. Именно трудности его достижения, связанные с переходом от одного ментального и духовного уровня к другому, практикой регулярной медитации и с соблюдением целибата, делают достижение состояния самадхи таким желанным и вместе с тем трудно осуществимым на деле. Бывает, проходят годы, прежде чем человек впервые соприкоснётся с этим состоянием хотя бы на краткий миг, но после этого он уже никогда не забудет удивительного опыта и будет стремиться к его повторению.

Это понятно и ожидаемо. Но то, с чем вы соприкоснулись, заглянув по ту сторону добра и зла, было только первой стадией самадхи. Внутри состояния самадхи их насчитывают несколько:

  • савикальпа самадхи,
  • нирвикальпа самадхи,
  • сахаджа самадхи.

Kevala nirvikalpa samadhi (кевала нирвикальпа самадхи) — стадия временная, в то время как sahajanirvikalpa samadhi (сахаджа нирвикальпа самадхи) будет продолжаться всю жизнь. Предшествующий им этап савикальпа самадхи — это только подход к настоящему просветлению и разотождествлению с самосознанием и эго. Такое состояние может продолжаться от нескольких минут до нескольких дней, в нём ещё сознание не растворено, оно не стало единым с Абсолютом, но уже прикоснулось и увидело его.

Нирвикальпа самадхи — это следующий уровень просветления, когда практикующий (йог) полностью слился с Абсолютом, его сознание перестало быть отдельным от Высшего. Абсолют и йог стали одним. Это поистине то состояние, когда человек открыл в себе Атман. Он не только понял это, но и осознал и проявил Атман, всё ещё пребывая в физическом теле.

Мы используем терминологию, позаимствованную из древних учений. Сам Патанджали использовал такие названия, как Samprajana Samadhi (upacara samadhi) для того понятия, которое известно как савикальпа, и Asamprajata Samadhi (apana samadhi) для нирвикальпа. Савикальпа определяется познанием через присутствие сознания, а нирвикальпа характеризуется полным разотождествлением с так называемым собственным сознанием и постижением знания напрямую, интуитивно, с выходом в трансцендентальность, полным поглощением и растворением в Абсолюте.

Нирвикальпа самадхи и савикальпа самадхи — это состояния просветления низшего уровня

Перед тем как более подробно говорить о состояниях «савикальпа» и «нирвикальпа», мы рассмотрим, что такое «викальпа» (vikalpa), т. к. в обоих словах можно заметить эту составляющую. Изучение и понимание этимологии слов помогает в конечном итоге постичь суть явления, пусть и умозрительно, т. к. практическое достижение этих состояний связано со временем, и поэтому могут уйти годы на то, чтобы осознать, что такое самадхи. Так что теоретическая основа для логического понимания этих явлений нужна.

Читайте также:
Медитация любви — как привлечь в свою жизнь счастье

Vikalpа — это один из видов мыслей, или, иначе, вритти. Викальпой называют движения ума, которые связаны с воображением и фантазией, но также для нашей темы её можно понимать как в общем отвлекающие мысли. Остальные 4 вида — это:

  • Pramana — прямое знание, эмпирическое, полученное из опыта.
  • Viparyaya — неправильное, ошибочное знание.
  • Nidra — движения ума, которые можно охарактеризовать как «сон без снов». Ум всё ещё присутствует, он не ушел в nirodhah, но в нём пустота, инертность, остальные 4 вида мыслей или движений ума в это время отсутствуют. Nidra, однако, не одно и то же, что йога-нидра.
  • Smriti — это движения ума, которые можно назвать памятью и воспоминаниями прошлого, с ясным осознанием целей внешней жизни и духовного пути.

Если мы говорим о нирвикальпе (nirvikalpа), то из самого слова можно понять, что происходит прекращение движения мыслей. Вместо викальпы приходит нирвикальпа, которая характеризуется полным отсутствием мыслей, божественным Ничто, полным единением с Абсолютом, когда внутренние и внешние мысли остановлены. Это состояние восторга, которое в индуизме называют Ананда, но оно не тождественно тому восторгу, который нам уже известен в земной жизни. Это абсолютно новый тип духовного экстаза, который невыразим словами.

Само состояние нирвикальпа самадхи ещё меньше может быть выражено через средства вербальной коммуникации, хотя для того чтобы каким-то образом представить читателю это состояние как одновременно духовно-философскую концепцию нам не остаётся никаких других средств, кроме использования слов. Но в целом ни одно из состояний самадхи не может быть полноценно передано посредством выстраивания цепочки вербального логического дискурса.

Это такие состояния, которые могут быть поняты и осознаны только в процессе непосредственного про-живания, через опыт пребывания в самадхи.

Савикальпа самадхи — это самадхи такого типа, когда в процессе концентрации на каком-то объекте, т. е. медитации на объект или образ, происходит открытие человеку Абсолюта, но лишь на некоторый период времени, с непременным возвращением в обычное состояние духа. Савикальпу можно переживать несколько и даже много раз в течение практики медитации. Если вы практикуете медитацию регулярно, то первый уровень «самадхи савикальпа» станет для вас в скором времени открыт. При достижении савикальпа самадхи ещё присутствует усилие. Только тогда, когда наступает окончание усилий, возможен выход в состояние нирвикальпа самадхи.

Кстати, говоря о савикальпа самадхи, нужно добавить, что достижение этого состояния не связано исключительно с типом медитации на объект. Это может быть медитация более высокого порядка, когда практикующий уже не использует свое внимание, сосредоточение внимания на внешних объектах для вхождения в состояние медитации. Ему бывает достаточно сосредоточиться на внутреннем состоянии — это может быть сам ум, осознавание «Я есмь», энергетические каналы нади и т. д.

Практика самадхи: как достичь состояния самадхи. Сахаджа самадхи

Между двумя вышеописанными состояниями самадхи и сахаджа самадхи как высшим состоянием самадхи существует принципиальная разница. Она состоит в том, что то состояние единения с Высшим, которое было достигнуто в нирвикальпа самадхи, не утрачивается, и человек, находясь в грубой физической действительности, сохраняет состояние высочайшего просветления, растворения в бытии. Оно уже не может быть утрачено. В этом виде самадхи адепт не утрачивает состояние озарения даже во время выполнения самых что ни на есть мирских дел. «Его тело стало инструментом души,» — как объясняют некоторые гуру. Он един с Абсолютом, а душа стала Атманом, он вышел из круга самсары. Пусть он до сих пор и находится в этом мире, но для того его душа и послана сюда, чтобы выполнять какую-то только ей присущую миссию.

Сахаджа самадхи, в отличие от савикальпа и нирвикальпа самадхи, больше не нужно ни достигать, ни входить в него — человек в нём пребывает постоянно. Редкие духовные учителя смогли этого достичь. Обычно даже нирвикальпа — это уже состояние, к которому идут, может быть, в течение нескольких жизней, и только в этом земном воплощении после 12 лет непрерывной практики медитации потенциально возможно достижение нирвикальпа самадхи с последующим достижением сахаджасамадхи.

Употребляя слово «достижение», мы не имеем в виду желание эго чего-то достигать. Просто за неимением более подходящих слов для описания высших состояний сознания приходится использовать более материалистические термины тогда, когда описание касается сферы не то что идеальной, но даже трансцендентальной.

Самадхи и просветление

Нужно заметить, что в философской концепции буддизма существует просветление Будды, именуемое Аннутара Самьяк Самбодхи, сходное понятию «самадхи». Оно в большей мере соответствует именно сахаджа самадхи в традиции йоги и индуизма. Только достигнув сахаджа самадхи, движение мыслей полностью остановлено. Но нужно задаться вопросом, почему мы постоянно подвергнуты атаке мыслей. Ответ кроется в таком понятии, как карма. До тех пор пока человек прорабатывает карму, поток мыслей полностью прекратить невозможно.

Во время медитации умелый практик останавливает поток мысленной активности, но лишь на какое-то время, а именно, на время медитации. Затем, когда он возвращается к своим повседневным занятиям, мысли приходят вновь как неизбежность. Если мы в состоянии контролировать их и особенно тот процесс, когда происходит эмоциональный отклик на некоторые мыслительные движения, то это уже большое достижение. Здесь и проявляется мудрость человека. Если он по-настоящему достиг определённой степени осознанности в своей жизни, он лучше управляет своими эмоциональными реакциями и направляет работу ума.

Читайте также:
Медитация прощения себя для женщин: нюансы проведения

Однако при всём этом человек не достигает просветления или самадхи. Состояние самадхи, сахаджасамадхи характеризуется тем, что больше не осталось кармических привязок, вследствие чего неосознанному потоку мыслей неоткуда появиться. Только при условии тотальной остановки бессознательного, неконтролируемого течения мыслей возможно говорить о состоянии высшего просветления — сахаджа самадхи.

Существуют разные взгляды относительно самадхи, и читатель волен решать, каким образом ему относиться к этим философско-психологическим концепциям, и всё-таки будем помнить то, что однажды сказал Шри Рамана Махарши: «Только самадхи может открыть Истину. Мысли набрасывают покров на Реальность, и поэтому она не воспринимается таковой в состояниях иных, нежели самадхи».

Медитации самадхи

Растущая популярность йога-занятий развила усиленный интерес к нирване как к наивысшей форме просветления и единения с абсолютным сознанием.

Созерцание собственного сознания или самадхи отличается исчезновением самостоятельной человеческой индивидуальности и слиянием с божественными силами. Этот термин пришёл из индуистских и буддистских направлений релаксации, поэтому он тесно соединён с практиками концентрации и медитации.

Подробное описание самадхи медитаций

Многие любители и неопытные практики йоги ставят перед собой важную дилемму: состояние самадхи — что это?

Кому-то, например, обычно думается, что речь идёт о разновидности экстаза или о процессе растворения в бессознательных слоях разума. Но это мнение ошибочное, поскольку сознание в момент достижения самадхи сохраняется, как и сама концентрация человека. Просто состояние такого типа выступает некой точкой невозврата, вне которой сознания на самом деле нет. Глубокий уровень сознания — это активность атмического тела без ментальной деятельности.

К базовым особенностям состояния самадхи можно отнести такие аспекты, как:

  • Возникновение интуитивных связей и новой формы восприятия реальности. Сознание же совершенно освобождается от физической среды.
  • Формирование максимальной отрешённости, транслирующей просветление и мир, а также выражающей покой, радость и блаженство.
  • Соединение с Богом через прямое уподобление Высшему Я. Субъект сливается с тем, что созерцает. Душа растворяется в сфере абсолютного сознания.
  • Исчезновение внешних объектов реальности так же, как и внутренних аспектов мира. Состояние отключает все основные виды чувств человека.

Категории самадхи

Историческая практика показывает, что основные виды самадхи разделяются по единому критерию — удерживание объекта в сознании для опоры сфокусированного внимания.

Сабиджа

Если этот объект имеет роль для сосредоточения субъекта, самадхи протекает с так называемым семенем. Данное состояние ещё именуется “Сабиджа”, и в нём внешний мир всё же ограничивает индивида, хоть и незначительно.

Сампраджнята самадхи

Если выход в экстаз сопряжён с различными объектами или идеями, на которых нужно фиксировать мысли, то самадхи такого типа также можно называть “сампраджнята самадхи” — состояние, дифференцирующее вещи. Это не более чем средство освобождения субъекта от страданий и разрушение впечатлений, а также процесс осознания истины.

У такой самадхи есть существенный минус: она способна уничтожить благую карму, которая была заработана человеком ранее.

Нирбиджа

Более высокие разновидности самадхи протекают без семени, это нирбиджа. На такой глубокой стадии просветления разрушаются все границы и блоки, пропадает необходимость в опорном объекте, а сознание достигает абсолютной чистоты.

Человеку доступно единение с Высшим Я, и это можно назвать “асампраджнята самадхи” — не различающее объекты состояние, в котором блокируются все ментальные функции.

Стадии самадхи

Если рассматривать просветление как многоуровневый процесс, то выделяют три ступени самадхи: савикальпа, нирвикальпа и сахаджа.

Савикальпа

Савикальпа самадхи представляет высокое, однонаправленное состояние сознания, которое связано с естественным принятием Бога. Здесь сохраняются впечатления жизни, а сознание перестаёт работать лишь частично. Человек на этой стадии освобождается от своей личности, постигает Великую Истину.

Савикальпа также понимается йогами как высший вид малой самадхи, при котором происходят изменения в уме человека, но двойственность субъекта и объекта остаётся. Такая ступень просветления легко осваивается благодаря медитативным практикам, а её продолжительность определяется усилиями человека.

Савикальпа самадхи в полной мере не считается освобождением от внешнего мира, поскольку внимание к Высшему Я очень быстро рассеивается и всё осознание себя и Бога как единого целого заканчивается. Определить вхождение в савикальпа можно за счёт ослабления дыхательного процесса, замедленного сердцебиения и потери ощущения массы своего тела.

Находясь на этой стадии, йог способен войти в состояние радости, т.е. постичь блаженное (сананда) самадхи. Также особым чувством выступает осознание на данном этапе себя самого — асмита самадхи.

Нирвикальпа

Нирвикальпа является полным погружением в блаженство, проводимым наряду с осознанием себя. На этой ступени ум уже не воспринимает различия между мирами, он не разделяет субъект и объект, переживая недвойственную Пустоту с Ясным Светом. У человека также останавливается дыхание и полностью отсутствует пульс.

Нирвикальпа самадхи выступает тоже временным процессом осознавания, который ограничивается собственным эго. Йог погружается в транс и не воспринимает внешнюю реальность, но по возвращении в тело его навыки и иллюзии снова обретают жизнь. Нирвикальпа отличается способностью человека ощущать мир без стандартных органов чувств, а также прекращением работы всех ментальных функций.

Достичь данного состояния помогает абсолютное управление сознанием и беспристрастность человека. В итоге, самадхи данного уровня позволяет даже прекратить цепь кармического перерождения. Йогу доступны все знания, высшая свобода и независимость, он способен перемещаться во времени и пространстве.

Читайте также:
Око возрождения: 5 тибетских упражнений для зарядки и восстановления здоровья

Естественно, нирвикальпа позволяет отстраниться от печали, страдания, сомнений, антипатий. Также это состояние отличается тем, что человек не просто ощущает божественное наслаждение, а становится им.

Если йог впервые достигает данной ступени самадхи, он может не вернуться на землю, пробыв слишком долго в иной реальности. Также есть вероятность забыть собственные навыки, возраст, имя.

Сахаджа самадхи

Наиболее идеальное состояние, высшее пребывание в естественной медитации без усилий после окончательного уничтожения эго. Это, кстати, главная практика в Лайя-йоге, потому что без Сахаджа нельзя представить полноценное освобождение человека от себя самого и единение с Источником всего Сущего. На этой стадии йоги пребывают в другом измерении реальности.

Сахаджа позволяет человеку функционировать в мире физическом, но его сердце всегда наполнено при этом божественным просветлением.

Саруба самадхи

В рамках Лайя-йоги также принято выделять Саруба самадхи. Это переход из физического тела в тело славы. Речь идёт о том, что элементы человеческого организма могут обретать способность растворяться и превращаться в золотое световое тело нематериального характера.

Что касается известной теории Йога-сутры, то согласно её постулатам самадхи достигается путём преодоления духовных промежуточных состояний.

Это такие ступени, как:

  • Савитарка — смешанное состояние перехода от слова к истинному смыслу и чувственному восприятию.
  • Нирвитарка — осознание умом самого себя, а также подсвечивание истинного знания объекта после очищения памяти.
  • Савичара — процесс концентрации на форме суждения без словесного размышления.
  • Нирвичара — наивысшая форма сверхсознания, духовное свечение, которое выводит из сознания идею, время и пространство, но сохраняет существенную природу мышления.
  • Ананда — причинное сознание, в котором объектом слияния выступает блаженство.
  • Асмита — высшая стадия атмического сознания, где в качестве объекта слияния рассматривается сама сознательность.

Как достичь самадхи

Основные средства, которые помогают человеку, достичь самадхи, это:

  • Глубокая и подлинная вера в Высшее Я.
  • Расширенные навыки памяти.
  • Фокусированность сознания.
  • Удовлетворённость.
  • Навык различения иллюзии и реальности.
  • Отрешённость от мира.
  • Всепоглощающая жажда освобождения.

Большое значение для ученика, изучающего самадхи, играет интенсивность его стремления к духовному росту, максимальная уверенность в просветлении. Иными словами, вера в то, что человек делает, мгновенно реализует весь потенциал этого действия. Кроме того, достичь единения с абсолютом возможно с помощью Божьей милости, если речь идёт о высших ступенях самадхи.

Следует обратить внимание, что настоящий приход в самадхи достигается только после соответствующих духовных ограничений. Нужно отказаться от негативных помыслов, перестать обманывать и всегда говорить правду. Необходимо принять мир и всё окружение в их исходном образе. Не рекомендуется уделять много времени плотским формам удовольствия и чревоугодию. Важно научиться правильно питаться и контролировать свою жизнь.

В свою очередь, такие вещи, как сомнения, сон, привычки, гордыня и болезни существенно мешают достижению данного состояния. Невозможно прийти к самадхи с помощью волевых усилий или только за счёт острого желания. Основную роль играет лишь накопленный опыт, по управлению сознанием. Как показывает практика, выход к полному просветлению возможен либо благодаря регулярным медитативным практикам, либо за счёт йоги.

Занятия самадхи-йогой

Самадхи-йога является крайним этапом восьмеричного пути в системе Аштанга-йоги. Поэтому термин “Самадхи” очень близко расположен к традиции дзен-буддизма, где достигается схожее состояние — сатори — достигаемое, однако, иными методами.

Аштанга-йога основывается на 8 ступенях, которые сначала сворачивают сознание, а потом помогают расширить его:

  • Яма — социальные правила гармоничного поведения.
  • Нияма — личные нормы действия человека (правила жизни и гигиены).
  • Асаны — безопасные и оздоровительные позы йоги в статистической форме.
  • Пранаяма — последовательные дыхательные упражнения, а также работа с энергетическим полем человека.
  • Пратьяхара — практика отключения всех основных чувств.
  • Дхарана — максимальная концентрация ума.
  • Дхьяна — однонаправленная и углубленная концентрация на внутренних образах в течение длительного времени.
  • Самадхи — стадия тотального познания объекта или Высшей Сущности, слияние с ним и осознание полной общей идентичности.

Каждая из стадий помогает продвинуться дальше, поэтому йог, освоивший Восьмиступенчатый Королевский Путь Постижения Единства полностью, способен достигнуть самых глубоких видов самадхи. На любом из этапов также представлено сразу несколько техник, формирующих тонкое восприятие реальности и гармонизирующих сознание. Первые пять стадий помогают устранять внешние помехи в процессе расслабления, а остальные — уничтожают психические проявления деятельности мозга и различные тревожные размышления.

Обретение самадхи также возможно в Бхакти-йоге. Основными условиями постижения этого состояния здесь выступают стабильная направленность ума на его осознание и искреннее служение Богу. Не менее действенными для достижения самадхи являются такие направления очищения сознания, как Карма-йога, Хатха-йога.

Отличие самадхи-йоги в том, что она не требует обязательного следования моральным принципам, а делает упор на очищении и укреплении организма. В принципе, не так уж и важно, вокруг каких концепций или идеалов будет сосредоточен набор методик, который поможет протекать сознанию спокойно и без помех. Вы можете выбирать любое понравившееся направление йоги, которое поможет трансформировать разум и перестроить его функциональные навыки.

Такие формы йога-практики, как Сватмарама, предлагают, например, отличные от Аштанги схемы занятий:

  • Шесть видов йогической чистки организма по методике Шаткармы. Сюда входят промывание носа, пристальный взгляд на свечу, применение подсоленной воды, укрепление мышц и последующее взбалтывание брюшных органов.
  • Практики для повышения энергетической проводимости организма и лучшего восприятия процессов внутреннего мира. Это асаны, пранаямы, бандхи (работа с энергетическими блоками), мудры (правильные позиции рук).
  • Практики для осознания собственной Высшей природы и погружения в Высшее, активации божественного начала в себе для получения абсолютной мудрости.
  • Глубокие медитации — Самьяма. Это синтез концентрации, созерцания и медитации, т.е. использование дхараны, дхьяны и самадхи одновременно.
Читайте также:
Александр Иваницкий: особенности медитаций и практик

С чего следует начинать йога-практику

Для начала рекомендуется установить правильный распорядок дня, занимаясь на восходе солнца или же ближе к заходу. Не нужно осваивать новые асаны непосредственно перед сном и на полный желудок. Желательно приобрести себе удобный коврик для занятий, свободную натуральную одежду. Уже потом можно переходить к комплексу статичных поз и динамичных упражнений по укреплению организма.

Естественно, достичь самадхи в первые дни занятий йогой не получится. Сначала нужно освоить многочасовые практики асан без усталости организма. Практикуйтесь постепенно и не забывайте про грамотное дыхание. Самостоятельный процесс обучения можно сочетать с видеокурсами или прочтением нужной литературы. Занимайтесь ежедневно, уделяя комплексному занятию хотя бы полчаса.

Медитация самадхи: как делать и что надо помнить

Медитации самадхи представляют весьма длительные расслабляющие сеансы, которые направлены на устранение граней между внешним и внутренним мирами. В процессе медитации состояние самадхи возникает внезапно, когда поток мыслей истощается, а переживания с идеями отходят на задний план.

Очень важно отметить, что медитация отличается от концентрации, потому что на занятии человек уделяет внимание усиленному и расширенному осознанию.

Цель медитации — выйти из состояния грубого сознания, отделяя своё иллюзорное “Я” от истинного и вечного.

По большому счёту, любая медитация выступает частью какого-либо йога-направления, ведь это самая настоящая тренировка ума.

Чтобы медитация проходила успешно и с каждым разом приближала человека к выходу в самадхи, следует постоянно совершенствовать себя. Нужно избавляться от негативных эмоций и мыслей, желания обидеть или отомстить. Основа здоровой медитации — это созидательная энергия, а не сила разрушения. Сеансы могут проходить как в коллективном, так и в индивидуальном формате.

Самая простая медитативная практика, которая позволяет работать над сознанием человека в трансе, это мантры. Речь идёт о прочтении особых звуковых сигналов, молитвы, очищающей голову от ненужных мыслей. Повторение мантр осуществляется в статичной асане, но не вслух, а про себя.

Когда человек уже научился работать с основными видами мантры, ему может понадобиться личный звук. Тогда на помощь приходит курс “Сахадж самадхи медитация”, который можно пройти под руководством опытного инструктора. Такие занятия значительно углубляют медитативный опыт, позволяют расслабиться и растворить внутренние блоки. Мантра совершенствует самовыражение человека, его способности к наблюдению, восприятие мира. В итоге индивид способен взаимодействовать с окружающим миром гораздо эффективнее.

Результаты такой медитации очень разносторонние:

  • Повышается работоспособность за счёт регулярного энергетического прилива;
  • Усваивается техника глубокого восстановления сил и повышения качества сна;
  • Исчезают психологическое напряжение, агрессия и хронические стрессы;
  • Умственный потенциал человека расходуется на все 100% даже вне практики;
  • Коэффициент IQ многократно возрастает вне зависимости от возраста человека;
  • Развиваются созидательные навыки, интуитивные способности, достигается внутренняя гармония.

Главный вопрос, который интересует всех, кому кажется привлекательной сахадж самадхи медитация: как делать эту практику. На самом деле освоить технику можно за три дня, потратив всего 1-2 часа ежесуточно. Опыт Самадхи весьма простой и может возвращаться к человеку в любой момент по его желанию. По факту человек просто учиться наблюдать свой ум, отпускает все привязанности и переходит в новое естественное состояние.

Полезные рекомендации для проведения медитации

  1. Многие ошибочно думают, что активация сердечного центра помогает достичь ступени нирвикальпа. Дело в том, что это разные практики. Погружение в глубины сердца позволяет добиться чувства единения с Внутренним Я, тогда как нирвикальпа самадхи требует выхода за пределы ума, чтобы было достигнуто слияние с Богом.
  2. Перед достижением истинной самадхи (в любой степени) нужно будет преодолеть множество внутренних духовных опытов. Если человек постоянно находиться в поиске, рано или поздно он будет готов к савикальпа самадхи. И, возможно, этой стадии хватит ему на несколько лет, а то и на всю жизнь. Нирвикальпа же достигается при высшей ступени устремления.
  3. Стадия савикальпа самадхи способна удерживаться человеком несколько часов подряд после регулярной практики. Больше 1-2 суток в этом состоянии не пребывают. Зато нирвикальпа самадхи способна длиться 7-10 дней. По велению божественной милости освобождённая душа может также оставаться на этой стадии до 3 недель или вовсе оставить земное тело навсегда.
  4. Погружение в самадхи есть разделение человека с телом. У субъекта пропадают чувства и ум, он ничего не ощущает, он просто есть. Самадхи — это состояние полного одиночества индивида, когда всё вокруг исчезает.
  5. Если вы находитесь в состоянии самадхи, другие люди вокруг вас не будут представать обычными физическими сущностями. Вы сможете увидеть их поток сознания, большой или маленький, в зависимости от близости человека к самадхи.
  6. Погружение в самадхи позволяет человеку познать большую любовь и сострадание. В этом состоянии индивид выступает центром и источником единого бытия, поэтому он способен творить, совершать научные изыскания, самоисцеляться и предсказывать грядущее. Самадхи позволяет превратить человека в настоящего гения.
  7. Существует ступень, которая гораздо выше и глубже все стадий самадхи. Это уже процесс абсолютного божественного преобразования. Когда человеку удаётся преобразовать сознание во внутреннем и внешнем аспектах, ему уже не приходится возвращаться в реальный мир обычным индивидом и страдать от невежества окружающих.
Читайте также:
Тибетская мандала: мастер-класс по созданию, советы и особенности

Самадхи напрямую подводит человека к долгожданной нирване. Благодаря некоторым усилиям и соблюдению всех необходимых условий каждый из нас способен достигнуть спокойствия и прояснения сознания, слиться с космическим абсолютом и уничтожить противоречия внешнего и внутреннего миров.

Особенности и принципы Дживамукти йоги: как стать здоровым и обрести гармонию

Освобождение души – так переводится с санскрита понятие «дживамукти», хранящее в себе два слова. Направление Дживамукти-йоги было основано супружеской парой Дэвидом Лайфом и Шэрон Гэннон в Америке. В 1970-х они проживали в Индии и были учениками таких великих духовных лидеров йоги как Свами Шивананда и Свами Нирмалананда. Дэвиду и Шэрон показалось, что жители Запада нуждаются в практике, лаконично вмещающей в себя преображение тела и души. Так, вернувшись из Индии в Нью-йорк, они создали свое уникальное направление йоги.

Основы: что это такое?

Основным принципом направления является Виньяса Шри Паттабхи Джойса и пять главных компонентов:

  1. Священные писания. Чтение первоисточников, т. е. многовековых книг на санскрите. Среди них «Йога-сутры» Патанджали – священный текст, повествующий о том, как справиться с психологическими трудностями на пути достижения озарения, «Хатха йога-прадипика» – свод правил по методике выполнения Хатха-йоги, «Бхагавад-гита» – книга, в которой Кришна говорит о трех ключевых правила йоги: бхакти-преданности, карма – служение, джняна – познание. Кроме того к главным священным писаниям относят Упанишады, которые объясняют идею недуальной сущности Бога;
  2. Бхакти (Преданность). Главный замысел практики всех течений йоги – постижение божественного начала. Учение приветствует терпимое отношение и понимание иных религий. Для придания практике возвышенного настроение часто обращаются к различным атрибутам религии – алтарям, изображениям религиозных сюжетов и иконам. Также на занятиях ученики поют песни, обращенные к Богу (Киртан), повторяют имя Бога (Джапа).
  3. Ахимса (Отказ от насилия). Главное моральное правило йоги – это отказ от жестокого обращения и пропаганда праведного вегетарианства. Учение защищает все живое, поощряет общественные движения и охрану природы.
  4. Музыка (Нада-йога). Для того, чтобы развить острый слух, во время практики асан в Дживамукти-йоге, ученики слушают вдохновляющую духовную музыку.
  5. Медитация. Без медитативной практики невозможно достичь успеха в йоге. Практика асан без медитации бессмысленна.

Особенности

Виньясы Паттабхи Джойса являются физическими упражнениями в учении. Они состоят из последовательного чередования асан Хатха-йоги, переход из одной асаны к другой синхронизируется с дыханием. Эти последовательности поз можно дополнить другими упражнениями, с виду напоминающими движения в танце.

Весь комплекс базовых асан во время освоения этой системы делят на четыре временных блока:

  • в течение первой недели прорабатываются стоячие асаны;
  • на следующей неделе практика направлена на выполнение наклонов вперед;
  • следующие семь дней посвящены прогибам назад;
  • с четвертой недели можно выполнять перевернутые позы, они как правило оказывают наиболее сильный эффект.

Практика содержит в себе пять основных поз: Тадасана, Урдхва Хастасана, Врикшасана, Уттанасана, Шавасана или поза мертвеца.

Справка! Учение Дживамукти-йоги особое внимание уделяет творческому подходу. Основатели этого направления подчеркивают, что именно через творчество человек обретает способность возвыситься над материальным и оторваться от повседневной суеты.

Авторы методики особенно призывают к многостороннему развитию человека. Во время каждого урока, ученики читают фрагменты древних текстов и затем обсуждают их, пропевают «ОМ» и молитвы на санскрите, слушают вдохновляющую музыку, прорабатывают дыхательные техники, совершают чередование асан и медитируют.

Польза

Дживамукти-йоги воспитывает способность полного контролирования духовного и физического состояния. Практика обучает специальным упражнениям и технике дыхания, которые могут осветлить карму, снять блоки с чакр и постичь умиротворение.

Весь комплекс упражнений не травмоопасен и эффективен. Асаны развивают физические способности человеческого тела, в первую очередь развивают равновесие и усиливают гибкость. Посредством упражнений улучшается здоровье, тренируются мышцы и уходит нервное напряжение. Они оказывают общеукрепляющее действие на организм.

Легендарный курс по медитации без оплаты
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.

Видео

Посмотрите эти видео уроки для начинающих:

Для кого?

Дживамукти-йога подходит людям, которые видят в йоге не только лишь силовую нагрузку, но и глубокую философию. Практика требует от ученика хорошую физическую подготовку, она не подойдет тем, у кого ослабленное состояние здоровья, а также людям пожилого возраста.

Учение Дживамукти-йоги подчеркивает, что каждое живое существо может достичь счастья и освобождения. Нужно лишь грамотно использовать ключи – тело и ум, которые откроют дверь к просветлению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Дживамукти йога: путь к развитию и освобождению

Йогические практики – это наилучшее средство для гармонизации души и тела. Они помогают человеку найти своё внутреннее «Я», и по-другому посмотреть на мир. С недавнешних пор я начал интересоваться данными учениями, но никак не мог избрать более подходящее себе направление, пока не натолкнулся на Дживамукти йогу. Что представляет собой данное учение, и как проходят занятия, я расскажу в данной статье.

История возникновения практики

Йога Дживамукти является авторской методикой, которая была разработана американской брачной парой. Шэрон Гэннон и Дэвид Лайф взяли за базу практику Виньяса Шри Паттабхи Джойса, и разнообразили её своими упражнениями, почти все из которых напоминают танцевальные движения. Заглавие данного вида йоги с санскрита переводиться как «освобождение души». Высшая цель практики – освобождение от законов кармы, и начало новейшей, «незапятанной» и просвещённой жизни.

Читайте также:
Медитация Пусть судьбы - как изменить свою судьбу и достичь мудрости

Во время путешествия по Индии, Шэрон и Дэвид изучали йогические практики и перенимали познания у наилучших мастеров в данной области. Они увидели, что в любом стиле находится своя философия, в то время, как их сограждане в Америке употребляли только физический нюанс йоги. По возвращению домой брачная пара решила показать людям настоящую сущность этих древних учений.

Чтоб сформировать собственный свой стиль йоги, Лайф и Гэннон долгое время изучали религию Индии, дыхательные практики, мантры. 1-ое открытое занятие было проведено в 1989 году. Оно больше походило на информационный урок, где в неформальной обстановке пара поведала всем интересующимся людям о Джувамукти йоге. Данный стиль стремительно обрёл популярность, и на нынешний денек существует огромное количество обучающих центров по всему миру.

Индивидуальности стиля

Йога Дживамукти припоминает прекрасный танец с плавными движениями, которые именуют «виньяс». Кроме выполнения упражнений, на уроках ученики медитируют, поют мантры, внимают музыку и изучают священные тексты. Адепты данного учения придерживаются вегетарианства, пропагандируют индийское религиозное движение Бхакти и интенсивно защищают природу.

Данный стиль учений содержит внутри себя, как духовные, так и физические нюансы, по этому практикующие люди сразу улучшают своё тело и разум. Они облагораживают своё психологическое состояние, освобождаются от навязанных обществом установок и ограничений, также приходят к чёткому осознанию наружного и внутреннего мира.

Кроме остального, Дживамукти йога помогает сделать работу чакр, которые могут быть ослаблены или совсем заблокированы. В итоге что, энерго потоки начинают верно циркулировать в человеческом теле, что положительно сказывается на его самочувствии и жизни в целом. Чтоб не препятствовать этому процессу, практикующий ученик должен не делать грешить и совершать нехорошие поступки.

Составляющие нюансы стиля

Техника Дживамукти содержит в себе 5 принципиальных качеств, которых должен придерживаться любой йог:

  • Исследование старых священных писаний, таковых как «Йога-сутра», «Хатхайога-прадипика», «Бхагавад-гита», «Упанишады». Они посодействуют преодолеть все препятствия, стоящие на пути к просветлению, научится сдержанности и осознанию, также узнать естество высших сил и собственного «Я».
  • Бхакти, что значит «преданность». Йогически практики помогают понять существование высшего божества, уверовать в него и стать преданным ему. Не считая того, человек должен обрести осознание и терпимость ко всем религиям, вне зависимости от его исповедания.
  • Ахимса. Термин переводится, как «отказ от насилия». Сначала это касается охраны природы. Йоги пропагандируют вегетарианство, и интенсивно защищают звериных. Но также Ахимса призывает к сдержанности, толерантности и осознанию.
  • Музыка – неотклонимая составляющая Джувамукти йоги. На уроках ученики прослушивают духовные произведения, вдохновляются ими и утончают собственный слух. Также они работают над речью, с помощью попеременного пения.
  • Медитация – более принципиальная составляющая йоги, без которой нереально достигнуть главной цели. Она нужна, как при личных, так и при групповых упражнениях.

    Шэрон и Дэвид настаивают на том, чтоб каждое занятие включало в себя все 5 составляющих йоги Дживамукти. Это соединено с тем, что во время выполнения асанов в организме начинают происходить биохимические конфигурации, которые благоприятно влияют на способность вхождения в медитативное состояние. Также во время медитации еще лучше усваиваются священные писания, причём не только лишь на сознательном, а и подсознательном уровне.

    Что даёт йога?

    Как было сказано выше, Дживамукти йога ориентирована сначала на развитие и улучшение тела и разума человека, по этому с течением времени он сумеет достигнуть главной цели – просветления. Но кроме этого, постоянные практики оказывают ряд положительных эффектов на организм, в число которых заходит:

    • укрепление здоровья и иммунной системы;
    • обретение подтянутой и стройной фигуры;
    • избавление от комплексов, ужаса, волнения и остального негатива, мешающего всеполноценно жить;
    • улучшение самочувствия на физическом и моральном уровнях;
    • увеличение оптимизма, выносливости и актуальной энергии;
    • обретение гармонии с собой и наружным миром;
    • увеличение психической стойкости, и способность сохранять спокойствие и здравый разум в всех ситуациях;
    • зание настоящего счастья и смысла бытия.

    Спустя несколько занятий ученики отмечают, что у их стало лучше самочувствие, они стали почаще улыбаться, и начали проще относиться к дилеммам и неприятностям. Почти все замечают, что боли в спине и суставах, которые ранее имели неизменный нрав, просто пропали. Не считая того, те, кто ранее мучился расстройствами сна, больше не испытывают схожих заморочек – они стремительно засыпают, и просто пробуждаются, чувствуя заряд бодрости без обычной чашечки утреннего кофе.

    Йогический стиль Дживамукти владеет увлекательной индивидуальностью – те, кто начал ею заниматься, навряд ли захочут закончить занятия. Эта практика принуждает учеников продолжать начатое, с каждым днём прикладывая всё больше усилий. Дело в том, что человек с первых уроков увидит положительные конфигурации в своём теле и духовном состоянии. К тому же обменяется его миропонимание, а потом и вся жизнь.

    Йога Дживамукти не различается сложностью и высочайшими требованиями. Узнать её индивидуальности и завладеть техников не составит труда. Но тем не наименее, данный стиль имеет некие противопоказания и предостережения. К примеру, тяжелобольным и старым людям не стоит практиковать Дживамукти из-за физических нагрузок и необходимости соблюдения вегетарианства. В свою очередь беременные дамы, также люди, имеющие заболевания ЖКТ, почек либо печени непременно должны проконсультироваться с доктором.

    Читайте также:
    Медитация Ом - техника произношения мантры

    Дживамукти йога

    Дживамукти йога – авторское направление в йоге, разработанное американской семейной парой. Главной целью практики является освобождение души от действия кармических законов в этой и в предыдущих жизнях. Достичь этого можно, изгнав любые негативные мысли, быть терпимым по отношению к другим религиям, придерживаться вегетарианства и исключить любое насилие в своих действиях.

    Дживамукти йога основана на сочетании физических упражнений и перерывов для прослушивания музыки. Базовые асаны хатха-йоги, выполняемые в определенной последовательности и плавно перетекающие из одной в другую, напоминают танец. Каждое занятие обязательно включает в себя пение мантр и медитирование.

    Для начинающих освоение базовых асан происходит в четыре этапа:

    • В первую неделю идет проработка стоячих поз.
    • Вторая неделя состоит из упражнений с наклонами вперед.
    • Третья семидневка включает работу над прогибами назад.
    • В четвертую неделю выполняются самые сложные и эффективные позы – перевернутые.
    1. Дживамукти йога: польза
    2. Дживамукти йога: для кого подходит?
    3. Видео практика «Час силы»

    Дживамукти йога: польза

    Дживамукти йога учит полностью контролировать свое тело и эмоциональное состояние. Выполняемые упражнения помогают развивать равновесие и гибкость тела, держать в тонусе мышцы, укреплять здоровье.

    С помощью регулярной практики нормализуются давление и работа сердечно-сосудистой системы, снимаются боли в шее и спине, улучшается осанка.

    В эмоциональном плане этот вид йоги помогает справиться с различными стрессовыми состояниями, избавляет от напряжения и страха, учит самообладанию в любой ситуации. Помогает оценивать любые жизненные ситуации с различных сторон. После посещения нескольких занятий у новичков появляется блеск в глазах и возникает состояние умиротворения.

    Дживамукти йога идеальна для тех, кто воспринимает йогу не только как упражнения. С ее помощью можно изменить качество жизни, поборов стресс. Упражнения выполняются интенсивно, поэтому перед началом занятий необходимо обязательно проконсультироваться с врачом. И, придя на мастер – класс, поговорите с преподавателем и расскажите об имеющихся травмах и серьезных заболеваниях.

    Дживамукти йога: для кого подходит?

    Практика дживамукти йога не относится к практикам, подходящим для любого желающего. Это йога для людей, имеющих базовую физическую подготовку и огромное желание совершенствоваться не только физически, но и духовно.

    Для тех, кто решил познать дживамукти йога, следует подобрать мастер-класс по своему уровню физической подготовки. Практика дживамукти йога делится на 3 класса: базовый, час силы и открытый класс.

    Базовый класс рассчитан на новичков. Здесь подробно изучают основы йоги, учатся медитированию.

    Для тех, кто не может проводить много часов в практиках, создан курс – час силы. Его продолжительность ровно один час.

    Открытый класс, рассчитанный на всех, длится полтора часа. На занятии большое внимание уделяют изучению древних священных писаний, читая их или распевая мантры, доброму отношению к себе и другим людям. Все это сопровождается музыкой.

    Дживамукти йога предусматривает утренние занятия, чтобы пробудить тело и ум. На эти занятия выделите минут 15. Они зарядят организм на целый день и настроят на состояние потока.

    Старайтесь тренироваться постоянно и не пропускать занятия. Асаны выполняйте в определенной последовательности и следите за дыханием. Неправильное выполнение асан может привести к травме. Все упражнения нужно выполнять осознанно, без автоматизма. Не отвлекаясь на посторонние мысли, ловите ощущения от асан.

    После завершения занятия обязательно расслабьтесь, полежав на коврике какое-то время.

    Видео практика «Час силы»

    Дживамукти-йога

    Представляет собой практику, построенную преимущественно на исполнении виньяс. Процесс выполнения всего комплекса виньяс являет собой некое подобие прекрасного танца, неторопливого и очень вдумчивого. Естественно, занятие построено не только на выполнении движений тела, практикующие также занимаются пением мантр, чтением священных текстов, медитациями и слушанием музыки. Дживамукти-йога — это путь к очищению, самопознанию, совершенствованию не только своего тела, но и прежде всего сознания и ума. Для того чтобы достичь желаемого результата по максимуму, практикующему надлежит освоить систему вегетарианства.

    Перевод термина «дживамукти» с санскрита имеет двоякую интерпретацию. Согласно первой, это «душа человека, которая сумела скинуть с себя оковы при жизни», согласно другой — это «практикующий, освободившийся от влияния законов кармы». В первую очередь практика эта носит ментальный характер. Основной целью данного учения является представление йоги как единой системы, вобравшей в себя и физическую, и духовную составляющую, результат которой — достижение просветления. По этой причине дживамукти-практика очень популярна среди приверженцев учения йоги, желающих не только развивать физические возможности своего тела посредством выполнения асан, но и привести в порядок свой внутренний мир, прийти к гармонии и с собой, и с окружающим миром. Добившись поставленной цели, ученику йоги откроется возможность формирования чёткого понимания себя, своего внутреннего мира, мира, который находится вне его. При этом физические возможности сами собой отходят на второй план.

    Если вы уже определились с тем, что вам подходит именно дживамукти-стиль, вы должны чётко отдавать себе отчёт в том, что это достаточно жёсткая практика. Осваивать этот стиль нужно постепенно, медленно совершенствуясь как физически, так и духовно. Нужно набраться сил и времени, а главное, терпения, а когда будут достигнуты первые результаты, не останавливайтесь на достигнутом. Дживамукти-йогу, как, впрочем, и любой другой стиль этого древнего учения, практикуют всю жизнь и не видят предела совершенствованию.

    Читайте также:
    Бхакти йога: особенности учения и правила проведения практики

    Дживамукти-йога: истоки

    Отправная точка развития данного направления — это путешествие по Индии двух американцев, Шэрона Гэннона и Дэвида Лайфу, во время которого им довелось практиковать дживамукти-йогу у истинных мастеров. По их утверждению, в Америке многие практикующие не придают особого значения главной составляющей йоги — философии. Так им пришла идея создания принципиально нового направления древнего учения. Вернувшись на родину, в Америку, эти два первопроходца, если можно их так назвать, принялись знакомить соотечественников с основами самосовершенствования и освобождения. Надо отдать должное Гэннону и Лайфу: среди западных людей они стали первыми, кто предпринял первые попытки преподавания и практических занятий йоги так, как то должно быть на самом деле, когда физические упражнения — это лишь средство на пути достижения высшей цели. Так на занятиях появились изучение религиозных писаний, пение мантр, дыхательные практики и многое другое.

    1989 год был ознаменован тем, что был сформирован дживамукти-стиль и проведено первое занятие публичного характера, однако оно всё-таки было кулуарным. Тогда-то миру и открылось это направление. На сегодняшний день, по прошествии уже практически трёх десятков лет, дживамукти-йогу практикуют по всему миру. Немцы, россияне, канадцы, англичане, американцы и многие другие народы знают и любят этот стиль и с удовольствием ездят по миру и обмениваются опытом.

    Приверженцы данного направления также являются вегетарианцами и яростными борцами за охранение природных ресурсов. Кроме того с этими адептами осуществляют тесное взаимодействие РЕТА и участники религиозного индийского движения Бхакти.

    Дживамукти-йога: специфика

    Каждый из нас, так или иначе, приходит к тому, что нуждается в освобождении, когда нам на определённом этапе развития приходится столкнуться с переоценкой ценностей и тем, что мы начинаем осознавать свою собственную ограниченность. Далее, естественно, последуют попытки сбросить эти оковы, для кого-то они станут мучительным жизненным этапом. Именно на решение этой задачи и направлена практика дживамукти-йоги.

    Как ни странно, мы сами, своими поступками, поведением, опутываем себя этими оковами. Именно это осознание пришло к Дэвиду и Шэрону, которые под этой эгидой приступили к изучению древних индийских текстов и пришли к обоснованному выводу, что дурные помыслы, поступки, эмоции разрушают чакры. Карма, если она полна негатива, ослабевает их или совсем блокирует. Занятия дживамукти-йогой способствуют свободному прохождению энергии сквозь наши чакры, а значит, мы встаём на путь освобождения от всего того, что нас так тяготит и мешает идти дальше.

    Данное учение сосредотачивает своих приверженцев на глубоком изучении текстов, содержащих священные писания. Ученикам будет предложено освоить асаны хатха-йоги, пранаямы, медитативные практики. Основная специфика дживамукти-йоги заключается в том, что она поощряет подход на творческом уровне к освоению. Основателями данного направления справедливо отмечено, что творческий подход позволяет ученикам в полной мере сконцентрироваться на духовной составляющей и максимально отстраниться от мира материального. Много времени в процессе практики отведено слушанию музыки и киртан в исполнении самих адептов.

    Дживамукти-йоги: практическое занятие

    Во время каждого занятия практикующие тщательно выполняют каждый из предложенных элементов. В основном занятие начинается с изучения одного определённого религиозного писания (на следующем занятие будет другое), далее, приняв необходимую позу, ученики погружаются в медитацию, затем наступает черёд исполнения асан, и только потом ученики поют мантры. Именно такой подход способствует комплексному развитию для гармоничного совершенствования разума и тела.

    Конечно, такая последовательность может отличаться в незначительных моментах, поскольку каждый мастер придерживается индивидуального подхода. К примеру, небезосновательно считается, что исполнение определённых асан способствует выработке в организме особых химических веществ, которые в свою очередь направлены на глубокое медитативное погружение.

    Дживамукти-практика: результат

    Выше уже было сказано, что основной результат — это то, что практикующему удаётся обрести душевное равновесие, поверить в себя, научиться не видеть границ и прийти к пониманию, что все препятствия создаёт себе он сам. Как ни странно, приходя на групповые занятия, многие люди не очень-то и рассчитывают на такие высокие достижения, однако под чутким руководством истинного мастера-йога они начинают добиваться первых успехов, а уже дальше всё получается само собой. Самое главное — не бросать начатое и не бояться трудностей!

    Не стоит пренебрегать теоретической частью занятий, она помогает настроить своё тело правильно и подготовить его к достаточно сложным физическим упражнениям. Асаны же помогут раскрепостить чакры и сбросить блокировки. Нельзя опускать и благотворное влияние, которое, несомненно, оказывают физические упражнения: в организме появляется бодрость, улучшается настроение, приходит ощущение счастья, пропадают страхи и тревоги, нормализуется сон, тело становится гибким и привлекательным.

    Хатха, виньяса и другие: как выбрать йогу

    Основательница платформы Your Om и онлайн-курсов #OmUniversity , автор подкастов «Разговоры по душам» Дарья Белоглазова рассказывает о самых популярных видах йоги и их различиях

    Согласно опросу 2017 года, который провели в Америке DOYOUYOGA, самые популярные стили йоги — это виньяса-флоу, хатха, йоготерапия, силовая йога, аштанга, инь-йога, Бикрам и Айенгара. Эти направления не делятся по принципу «для начинающих» и «для продвинутых», так как эта шкала существует в рамках любого направления. Главное — найти своего учителя, чьи голос, наставления, ритм класса и плейлист резонируют с вашим глубинным запросом. «Ваш человек» будет вдохновлять вас собственным примером на самостоятельную и осознанную практику — когда вы один на один с ковриком (и соседями, которые делают ремонт).

    Читайте также:
    Медитация на восстановление энергии - советы и рекомендации

    Йога стала групповой не так давно — в эпоху расцвета йога-студий, ретритов, медиа. Изначально асаны использовались как терапия, уникально подбираемая под каждого ученика. Более того, Шэрон Гэннон, создательница направления дживамукти-йоги, говорит, что «йога — наше естественное состояние. Но мы можем применять методы йоги, когда понимаем, что сопротивляемся своему естественному состоянию».

    Не бойтесь экспериментировать и будьте готовы к тому, что ваши ожидания не всегда будут оправданы. Как и во всем — дружбе, любви, работе, — не всегда все складывается с первой встречи. Так бывает, но редко.

    Хатха-йога

    Какое бы направление вы в итоге ни выбрали, оно является ответвлением хатха-йоги, так как цель любой практики — «читта вритти ниродха», остановка колебаний ума. Это заключил Патанджали в «Йога-сутрах» — одном из первоисточников йоги.

    Классы по хатхе отличаются особым вниманием к отстройке асан и медитативному состоянию в них. Во время класса асан разбирается немного, хотя это зависит от плана преподавателя. И музыка, и тип практики, и темп зависят также от него. Например, есть хатха, похожая по интенсивности на виньясу — или, наоборот, на спокойную йогу Айенгара.

    Однако, если вы попадете на класс, где хатха дается в более-менее классическом варианте, вы ощутите, что ваш фокус медленно скользит с тела на дыхание, с дыхания — на состояние сознания, с состояния сознания — снова на тело. Терапия психики через терапию физики — пожалуй, это направление можно обрисовать так. Хатха-йога опирается на первоисточники, на классику и на те анатомические акценты, которые изначально можно увидеть в рекомендованной литературе.

    Виньяса-флоу

    На фоне хатха-йоги виньяса-флоу покажется довольно интенсивной альтернативой, где во главе всего — поток (flow) и ваше состояние в нем. Это современное направление, которое появилось как свободное продолжение аштанга-виньяса-йоги, где асаны и переходы между ними (виньясы) повторяются. В случае с виньяса-флоу асаны всегда разные, а неизменным остается, как правило, только переход между ними: чатуранга дандасана > собака мордой вверх > собака мордой вниз. Все зависит от творчества преподавателя.

    Это практика с высоким темпом, которая способствует быстрому развитию гибкости, силы, освоению непростых балансов и похудению, если у вас есть такая цель. Главное в погоне за ней — не забывать про реальные возможности своего тела и самочувствие, чтобы не повредить поясницу и не травмировать колени. Если у вас болит спина или дискомфорт в грудной клетке, то лучше отдохнуть и пропустить асану: такая осознанность поможет вам стабильнее идти по выбранному пути, а мудрый преподаватель вряд ли будет, как фитнес-тренер, форсировать ваш собственный ритм.

    Если вы чувствуете, что склонны к пассивному образу жизни и вам не хватает внутреннего огня, тонуса и самомотивации, попробуйте окунуться в этот поток и посмотреть, что изменится уже через месяц практики.

    Вы можете попробовать этот стиль прямо сейчас вместе с известной Брайони Смит и ее 30-минутным комплексом для Alo Yoga.

    Аштанга-виньяса-йога

    Это йога воинов, сражающихся за осознанность с ритмом мегаполиса. Ее создал и продумал для индийской армии Тирумалай Кришнамачарья, а популяризировал на Западе его преданный ученик Шри Паттабхи Джойс, который был убежден: «Тело не жестко — жесток ум».

    В аштанге существует разделение на серии (уровни): первая серия способствует детоксикации и за счет этого раскрывает физический потенциал, вторая серия помогает оздоровить нервную систему, а третья — сформировать крепкое тело и устойчивое сознание.

    Как говорилось выше, в каждой из серии повторяются асаны и виньясы, поэтому она отлично подходит для оттачивания мастерства, которое потом можно было бы перенести с коврика в жизнь, полюбив дисциплину, ранние подъемы и здоровую вегетарианскую диету. Это происходит за счет того, что на классе вы учитесь не только сотрудничать со своим телом, но также контролируете дыхание с помощью определенных техник — уджайи и бандх.

    Особое внимание уделяйте коленям, спине (в частности, пояснице) и раскрытию таза, так как с ними связаны самые частые травмы на коврике среди тех, кто не умеет вовремя остановиться. Это происходит из-за спешки и стремления сделать так же (или лучше), чем соседи на коврике или даже учитель.

    На практику вас могут вдохновить Ларуга Глейзер ( здесь вы найдете половину первой серии ), Эдди Штерн (с ним есть классы в онлайн-школе The House of Yoga ) и сам Шри Паттабхи Джойс с его дисциплинирующим голосом .

    Бикрам-йога

    Бикрам-йога взяла свое название от имени создателя — Бикрама Чоудхури. В возрасте 13 лет он стал национальным чемпионом Индии по йоге, а в 17 лет заработал травму колена и услышал от врачей страшный диагноз, из-за которого он мог остаться инвалидом. Не приняв это на веру, Бикрам начал практику с наставлениями своего учителя в нагретом помещении и полностью восстановился.

    По его мнению, индийский климат — естественный для практики йоги, поэтому в северных странах для практики необходимо его создать искусственно, нагревая пространство до 38–40 градусов.

    Начальный класс Бикрам-йоги насчитывает 26 асан, которые, как и в случае с аштанга-виньясой, повторяются из раза в раз, а вся последовательность устроена так, что одна поза является логичным продолжением следующей и подготавливает к ней.

    Здесь важно не допустить обезвоживания организма, выпивать до класса не меньше 2 литров воды и приходить на практику пораньше (особенно осенью и зимой), чтобы организм успел сначала адаптироваться к комнатной температуре, а затем к жаре.

    Читайте также:
    Кали медитация - внутреннее обновление и перерождение

    Заранее проконсультируйтесь с врачом и с учителем в студии по поводу особенностей своего здоровья (или нездоровья).

    И не пренебрегайте рекомендацией пить в день практики как можно больше воды. Это позволит как следует очиститься вашим порам, внутренним органам и коже — вы будете удивлены тому, как улучшится ее качество.

    Йога Айенгара

    Б.К.С. Айенгар наравне с Шри Паттабхи Джойсом обучался аштанга-виньяса-йоге, но со временем он отошел от этого направления и сместил акцент в собственной практике на пропсы, анатомию и медленный ритм.

    Среди всех стилей эта практика является наиболее спокойной, так как отстройка поз (за 1,5 часа их разбирается немного) происходит не только с помощью тела, но также с использованием дополнительных приспособлений — ремней, блоков, валиков, стульев. Благодаря такому ритму получается максимально глубоко познать себя через позу, успокоить внутренний голос и ощутить мягкий терапевтический эффект.

    Если вы не любители рутины и чувствуете, что ваша потребность в йоге связана не со стремлением к внутреннему балансу, а с переизбытком энергии в конце рабочего дня, лучше посмотреть в сторону других направлений.

    Кундалини-йога

    Кундалини-йога подходит тем, кто не боится звуков собственного голоса и разговоров о чакрах. Здесь вместо асан практикуются крии (динамичные упражнения) в сочетании с мантрами, а активность урока напрямую зависит от темы, которую учитель предложит вам проработать.

    Например, одним из упражнений могут быть 11-минутные махи руками под мантру с концентрацией на одном из энергетических центров. Конечно, как и любое направление, кундалини — это целая философия со своей волшебной историей. Кто-то влюбляется в нее сразу, кого-то она пугает или смешит, а кто-то признается, что не готов к проработке тех эмоциональных блоков, которые неожиданно всплывают во время практики.

    Основатель Йоги Бхаджан популяризировал ее в Америке в 60-е в расцвет хиппи-движения и наркотической зависимости. Пациенты реабилитационных центров, в которых практиковалась эта йога, избавлялись от нее без регрессии. И до сих пор существуют программы вроде SuperHealth, которые в этом помогают.

    Йога критического выравнивания

    Это терапевтическое направление учителя из Голландии Херта ван Льюэна, который долгое время в теории и на практике исследовал закономерности возникновения болей в спине. Поэтому высказывание Боба Харпера «Вы молоды, пока гибок ваш позвоночник» здесь верно как никогда. Все внимание на классе уделяется оздоровлению этого несущего элемента скелета.

    Йога критического выравнивания уделяет особое внимание тем мышцам, до которых с трудом можно добраться при помощи привычных асан или фитнеса — постуральным мышцам. Для этого здесь используются дополнительные приспособления, которые помогают правильно расслабить внешний напряженный слой двигательных мышц, блокирующих движение позвоночника. Практика мягкая, но непростая за счет лечебного эффекта в режиме реального времени.

    В Хамовниках есть Critical Alignment Therapy & Yoga Institute, где сам Херт ван Льюэн часто проводит семинары и образовательные программы.

    Дживамукти-йога

    Слово «дживамукти» переводится как «освобождение души», что сразу нас погружает в глубинное значение тех практик, которые предлагает учитель во время класса. Каждый месяц тема класса меняется, но неизменной остается витающая в воздухе атмосфера, которая позволяет почувствовать, что ты — это искусство. Возможно, потому что создатели направления Шэрон Гэннон и Дэвид Лайф привыкли ко всему подходить творчески. И, являясь учениками Шри Паттабхи Джойса, они разнообразили аштанга-йогу своими цветами: современной музыкой, дополнительными асанами, чтением отрывков из первоисточников йоги.

    Ритм класса зависит от преподавателя, равно как и то, будете вы сегодня практиковать стойку на руках у стены или нет. Но если говорить про внеклассные ценности — среди практикующих и преподающих дживамукти вы чаще всего встретите веганов и экоактивистов, так как принцип ахимсы («ненасилие» к себе и окружающим) здесь мелькает гораздо ярче и чаще, нежели в других направлениях.

    Чтобы лучше прочувствовать, в чем ценность данного направления, вы можете посмотреть фильм «What is Real?», а можете вспомнить про любимые легинсы и прийти на класс на Анне Лунеговой, Сергею Дорофееву или Анне Щетининой, если вы живете в Москве.

    Инь-йога

    Это симбиоз даосской философии, теории о меридианах и хатха-йоги. Если ян — это солнечный принцип, активный и энергичный, то инь — это лунный принцип, пассивный и спокойный.

    Нахождение в асанах бывает довольно долгим — от 2 до 10 минут, — так как акцент в практике делается на растяжении соединительных тканей и разработке суставов на максимально возможную амплитуду. Именно поэтому основное внимание на практике уделяется бедрам, тазу, внутренней поверхности бедер, поясничному и грудному отделам.

    Главная задача — добраться до глубинных эмоций, чувств и физических блоков, помогая им раствориться и раскрепоститься во время класса, освободиться от того, что могло бы сдерживать на пути к полноценной жизни, к наслаждению и продуктивности.

    Этот стиль был сформирован мастером боевых искусств и преподавателем даосской йоги Паулем Зинком, а его популяризаторами на Западе сейчас являются Пол Грилли, Сара Пауэрс и Берни Кларк.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: