Зикр: что это и как правильно применять, стадии и этапы суфийской практики

Зикр: что это и как правильно применять, стадии и этапы суфийской практики

Зикр ( арабск. ذکر «поминание») — исламская духовная практика заключающаяся в многократном произнесении молитвенной формулы, содержащей имя Аллаха. Зикр в исламе развился в основном как медитативная практика суфизма. Суфии называют зикр «столпом, на котором зиждется весь мистический Путь». Во время произнесения зикра исполнитель может совершать особые ритмизированные движения, принимать определённую молитвенную позу (джалса) и контролировать своё дыхание. Зикр нередко противопоставляют фикру, т. с. «безмолвным» размышлениям о себе и о Боге, или медитации.

Содержание

  • 1 Виды зикра
  • 2 Аналоги в других религиях
  • 3 Теологические основания
  • 4 Исламская практика
    • 4.1 Подготовка к зикру
    • 4.2 Роль шейха
    • 4.3 Позы зикры
    • 4.4 Формулы зикра
    • 4.5 Продолжительность зикра
    • 4.6 Стадии зикра
    • 4.7 Видения, сопровождающие зикр
    • 4.8 Критика зикра
  • 5 Практика в вере бахаи
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

Виды зикра [ править | править код ]

Зикр джахри (джали) — поминание вслух; зикр хафи — мысленное поминание про себя. Совершать поминание можно было либо в одиночестве, либо на общих собраниях представителей суфийской общины [маджлис аз-зикр]. Некоторые братства (такие, например, как шадилийа, халватийа, даркава и т. д.) подчёркивали преимущества уединенного зикра, который они называли «зикром избранников [Божьих]» (зикр аль-хавасс), то есть тех, кто приблизился к концу мистического «пути». Другие же (например, рахманийа в Алжире и Тунисе) указывали на «опасности» уединённого поминания и советовали сочетать его с коллективным зикром, который мог отправляться как во время больших «собраний» (хадра), так и в небольших «кружках» (халка) подвижников. Правила коллективного зикра в некоторых братствах предписывают их участникам определённые позы и контроль над дыханием. Такие «поминания» напоминают своего рода литургию, которая начинается с произнесения коранических айатов или молитв, завещанных основателем братства. Такой зачин обычно называется хизбом или вирдом.

Аналоги в других религиях [ править | править код ]

Практика повторения священных формул существует во многих религиях. Например, у православных монахов Синая (Египет) и Афона (Греция) и в русском православии есть так называемая «Иисусова молитва» [Источник?] , у индийцев — джа-пa-йога, у японцев — нембуцу. Нет никаких исторических сведений, указывающих на то, что они происходят из одного источника. Не отвергая возможной исторической связи между всеми этими видами «поминания», можно предположить, тем не менее, что данная ритуальная практика возникла и развивалась независимо в разных религиозных традициях — за исключением очевидной преемственности между исламом и верой бахаи.

Теологические основания [ править | править код ]

  • Слово зикр взято из Корана, где оно встречается, в частности, в следующих стихах: «Вспомни [узкур] твоего Господа, когда ты забудешь» (18:24) и «О те, которые уверовали! Упоминайте [узкуру] Аллаха частым упоминанием» [зикран касиран] (33:41).
  • Описывая «ночное восхождение» Мухаммада к Божиему Престолу (мирадж), Халладж говорит, что путь к Богу, который лежит через «сад зикра», в сущносги равнозначен «пути размышлений» о своей участи и о Боге (фикр). Большинство суфиев последующих поколений не разделяло это мнение, отдавая предпочтение путешествию через «сад зикра».
  • Суфийские авторы по-разному определяли роль и месго зикра в рамках суфийской духовной дисциплины. Так, аль-Халладж и аль-Калабази считали, что зикр — это способ заставить подвижника постоянно помнить о Боге и, тем самым, помочь ему оказаться в Божественном присутствии. Аль-Газали полагал, что зикр — это путь, который готовит мурида к восприятию излияний Божьей милости и высшего знания о Боге и мире. Ибн ‘Ата Аллах аль-Искандари считал его не просто подготовительной стадией мистического пути, но и своего рода постоянные «пропуском» в сферу Божественных тайн (лахут).

Исламская практика [ править | править код ]

Подготовка к зикру [ править | править код ]

Помимо вводной части — произнесения формул хизба и вирда — участники зикра, по словам аль-Газали, должны отрешиться от мира, принять аскетический образ жизни и иметь «искреннее намерение» (ният) следовать по пути. Рекомендовалось также умащать себя благовонными маслами и облачаться в ритуально чистую одежду.

Роль шейха [ править | править код ]

Важную роль в совершении коллективного зикра играет духовный наставник и руководитель суфийской общины. Он наблюдает за исполнением зикра во время совместных радений с тем, чтобы его последователи не позволяли себе симулировать экстатическое поведение или «работать на публику». Что касается индивидуального зикра, то его исполнитель должен полностью забыть обо всём окружающем и постоянно удерживать пред мысленным взором образ своего шейха.

Позы зикры [ править | править код ]

  • В суфийских руководствах оговаривается поза суфия во время индивидуального поминания (ему надлежит сидеть на молитвенном коврике скрестив ноги) и положение его рук.
  • Во время коллективного зикра приняты кружения дервишей

Формулы зикра [ править | править код ]

  • Как правило, зикр начинается произнесением первой части мусульманского символа веры (шахада), а именно: «Нет божества, кроме Бога» (ла илаха илла-Алаху). Согласно шазилийскому методу, произнесение этой формулы должно начинаться во «вместилище сердечного светила и месте средоточия духовного света», то есть в левой части груди, затем её нужно плавно «двигать» из нижней части груди наверх и вправо, пока она не вернётся в своё исходное место. Таким образом, она совершает полный круг в груди отправляющего зикр (закир).
  • Распространённой формулой зикра является так называемое «Имя величия», то есть Аллах. Её артикуляция должна сопровождаться двумя следующими движениями: произнося первый слог, состоящий из хамзы и краткого звука «а», подвижник ударяет себя подбородком в грудь, а затем, выдыхая слог «ллах», он запрокидывает голову назад. Ещё одна известная формула зикра связана с аль-Халладжем и его последователями. В ней в слове Аллах опускается начальный слог ал, поэтому она звучит как лаху, лахи, лаха. Ас-Сануси предупреждал, что эту формулу надлежит использовать с осторожностью и только тем, кто «осознаёт её возможные последствия». Другие формулы зикра обычно представляют собой одно из «прекрасных имён» Бога, а именно: Хува, [аль-]Хакк, [аль-]Хайй, [аль-]Каййум, [аль-]Каххар и т. д. Согласно аль-Газали, чтобы начать отправление «тихого» зикра, суфий должен уединиться в своей келье (завийа), где ему следовало постоянно произносить слово «Бог» (Аллах), пока это слово не проникнет в каждую клетку его тела.
Читайте также:
Утренняя медитация - правила и рекомендации, особенности применения

Продолжительность зикра [ править | править код ]

Продолжительность зикра регулируется либо шейхом братства, который руководит коллективным радением, либо, во время уединённого зикра, самим подвижником с помощью чёток (субха, мисбаха). Количество «воззваний к Богу» может быть разным, например, 300, 3 000, 6 000, 12 000, 70 000. В конце концов подвижник теряет счёт количеству повторений, и тогда его зикр становится беспрерывным и непроизвольным.

Стадии зикра [ править | править код ]

Согласно Ибн ‘Ата’ Аллаху, большинство из них различали три стадии поминания. Первая — это «зикр языка», который должен быть обязательно подкреплён «намерением сердца»; отсутствие такого искреннего намерения и полной сосредоточенности на имени Бога делает зикр бессмысленной и ненужной рутиной. На этой стадии подвижник обязан строго придерживаться правил поминания, предписанных ему его шейхом. Его задача заключается в том, чтобы «вселить Того, Кого он поминает (то есть Бога) в своё сердце». Когда эта задача исполнена, «воззвания к Богу» становятся непроизвольными и продолжаются уже без всяких усилий со стороны исполнителя поминания. Однако на этой стадии всё ещё можно различить три ключевых составляющих зикра: самого «поминающего» (закир), «поминание» (зикр) и «Поминаемого» (мазкур), то есть Бога.

После того, как первый этап пройден, суфий вступает в стадию «зикра сердца», на которой, согласно аль-Газали, «на его языке не остаётся и следа [поминаемых им] слов». Теперь органом зикра становится само сердце суфия. Эта стадия, в свою очередь, делится на два этапа: сначала суфий должен насильно «заставить» своё сердце «произносить» формулу поминания, в результате чего он может почувствовать даже физическую боль в груди. Однако со временем нужда в каких-либо усилиях с его стороны отпадёт, так как формула станет неотъемлемой частью биения его сердца. Теперь имя Бога начинает пульсировать вместе с пульсацией крови в артериях человека без участия его голосовых связок или мозга. Находясь в этом состоянии «Божественного присутствия», вызванном поминанием, суфий совершенно забывает об окружающем мире. Такое состояние является основой для следующей, третьей, стадии зикра, которая называется «поминанием сердечной тайны» (сирр). Будучи вместилищем Божественного знания, сердце лучше других органов подходит для того, чтобы стать местом «лицезрения» Бога (мушахада) исполнителем «богопоминания». Именно в «сердечной тайне» поминающего осознание им Божественной единственности (таухид) и неразделимости человеческого и Божественного начал достигает своего апогея. Суфийские авторы часто связывают эту стадию с состоянием «благодеяния» (ихсан), которое, как уже говорилось, следует сразу за состояниями внешнего подчинения [Божьей воле] (ислам) и внутренней веры (иман). Когда суфий достигает этого состояния, зикр становится неотъемлемой частью его организма. Более того, всё естество суфия становится, иногда даже помимо его воли, «языком, отправляющем зикр». В конечном итоге упомянутая выше триада зикра, состоящая из «поминающего», «поминания» и «Поминаемого», перестаёт существовать и сливается в единое целое. В акте добровольного самоуничтожения в Боге человек, отправляющий зикр, теряет ощущение множественности окружающего мира (фана ‘aн аз-закир би-Ллах), и тогда для него наступает не сравнимый ни с чем «момент истины». Индивидуальное «Я» суфия полностью растворяется во всепоглощающем Божественном единстве и единственности, которые не несут в себе и намёка на двойственность или множественность.

Видения, сопровождающие зикр [ править | править код ]

Во время зикра суфии могут впадать в состояние экзальтации джазба. В некоторых суфийских руководствах описываются звуковые и визуальные явления, которые соответствуют различным формам и стадиям зикра. В одном из таких описаний «зикp сердца» уподобляется «жужжанию пчёл», которое сопровождается особыми зрительными и цветовыми ощущениями. Аль-Газали, к примеру, говорил о видении «огней», которые «иногда проносятся как молнии, а иногда задерживаются, иногда надолго, иногда нет; иногда они следуют один за другим… а иногда сливаются в единое целое». Аль-Газали называет их «проблесками истины», которые Бог щедро ниспосылает Своим «избранникам». Некоторые суфии утверждали, что такого рода «световые явления» наиболее ярки на стадии «зикра сердечной тайны» и потому могут считаться его отличительной чертой. На этой стадии, согласно Ибн ‘Ата Аллаху аль-Искандари, «пламя зикра не угасает, его огни не иссякают… ты видишь, как одни огни поднимаются вверх, а другие опускаются вниз; тебя окружает пламя, из которого исходит обжигающий жар». Считается, что «поднимающиеся и опускающиеся огни» суть не что иное, как «Божественное озарение», вызванное правильно исполненным зикром.

Читайте также:
Медитация для похудения - совершенство нового образа

Критика зикра [ править | править код ]

В качестве примера этого явления можно привести экстатические танцы братства маулавийа, пронзительные выкрики «воющих дервишей» братства рифаия а также использование некоторыми суфийскими группами стимулирующих средств и наркотиков. В массовом сознании эти явления стали постепенно отождествляться с суфийским образом жизни в целом. Отчасти по этой причине в конце XIX — начале XX вв. суфизм и его ритуалы подверглись резкой критике со стороны таких мусульманских реформаторов-модернистов, как Мухаммад ‘Абду (‘Абдо) и Мухаммад Рашид Рида.

Практика в вере бахаи [ править | править код ]

В отличие от ислама, в вере бахаи практика зикра была определена самим основателем веры, Бахауллой. В своей Книге Законов, Китаб-и-Агдас (абз. 18), он дал такое указание:

Предписано, дабы всякий верующий в Бога, Господа Суда, ежедневно, омыв руки, а затем лицо, садился и, обращаясь к Богу, повторял девяносто пять раз «Алла-у-Абха». Так повелел Творец Небес, когда Он с величием и могуществом утвердился на престолах Имён Своих.

«Алла-у-Абха» — одна из форм Величайшего Имени Бога. «Алла-у-Абха» — выражение, которое по-арабски означает «Бог Преславен». Согласно исламскому преданию, среди множества имён Бога есть одно величайшее; однако это Величайшее Имя оставалось до времени сокрытым. Бахаулла возвестил, что Бахá и есть то самое Величайшее Имя.

Таким образом, зикр бахаи связан с повторением самого святого для бахаи Имени Бога, которое также ассоциируется с основателем их веры. По сравнению с суфийскими практиками зикр бахаи является очень простым, что следует приписать общей нелюбви Бахауллы ко «всему, что выходит за границы умеренности». Шоги Эффенди, Хранитель Веры, не советовал бахаи увлекаться такими практиками, как многократное повторение отрывков из Писаний или многочасовые молитвенные бдения. Бахаулла строго осудил тех, «что удалялись от мира в землях Индии, отказывали себе в том, что узаконил Бог, подвергали себя лишениям и умерщвлению плоти», и заявил, что они «не были помянуты Богом, Явителем Стихов».

Зикр: что это и как правильно применять, стадии и этапы суфийской практики

Зикр ( арабск. ذکر «поминание») — исламская духовная практика заключающаяся в многократном произнесении молитвенной формулы, содержащей имя Аллаха. Зикр в исламе развился в основном как медитативная практика суфизма. Суфии называют зикр «столпом, на котором зиждется весь мистический Путь». Во время произнесения зикра исполнитель может совершать особые ритмизированные движения, принимать определённую молитвенную позу (джалса) и контролировать своё дыхание. Зикр нередко противопоставляют фикру, т. с. «безмолвным» размышлениям о себе и о Боге, или медитации.

Содержание

  • 1 Виды зикра
  • 2 Аналоги в других религиях
  • 3 Теологические основания
  • 4 Исламская практика
    • 4.1 Подготовка к зикру
    • 4.2 Роль шейха
    • 4.3 Позы зикры
    • 4.4 Формулы зикра
    • 4.5 Продолжительность зикра
    • 4.6 Стадии зикра
    • 4.7 Видения, сопровождающие зикр
    • 4.8 Критика зикра
  • 5 Практика в вере бахаи
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

Виды зикра [ править | править код ]

Зикр джахри (джали) — поминание вслух; зикр хафи — мысленное поминание про себя. Совершать поминание можно было либо в одиночестве, либо на общих собраниях представителей суфийской общины [маджлис аз-зикр]. Некоторые братства (такие, например, как шадилийа, халватийа, даркава и т. д.) подчёркивали преимущества уединенного зикра, который они называли «зикром избранников [Божьих]» (зикр аль-хавасс), то есть тех, кто приблизился к концу мистического «пути». Другие же (например, рахманийа в Алжире и Тунисе) указывали на «опасности» уединённого поминания и советовали сочетать его с коллективным зикром, который мог отправляться как во время больших «собраний» (хадра), так и в небольших «кружках» (халка) подвижников. Правила коллективного зикра в некоторых братствах предписывают их участникам определённые позы и контроль над дыханием. Такие «поминания» напоминают своего рода литургию, которая начинается с произнесения коранических айатов или молитв, завещанных основателем братства. Такой зачин обычно называется хизбом или вирдом.

Аналоги в других религиях [ править | править код ]

Практика повторения священных формул существует во многих религиях. Например, у православных монахов Синая (Египет) и Афона (Греция) и в русском православии есть так называемая «Иисусова молитва» [Источник?] , у индийцев — джа-пa-йога, у японцев — нембуцу. Нет никаких исторических сведений, указывающих на то, что они происходят из одного источника. Не отвергая возможной исторической связи между всеми этими видами «поминания», можно предположить, тем не менее, что данная ритуальная практика возникла и развивалась независимо в разных религиозных традициях — за исключением очевидной преемственности между исламом и верой бахаи.

Теологические основания [ править | править код ]

  • Слово зикр взято из Корана, где оно встречается, в частности, в следующих стихах: «Вспомни [узкур] твоего Господа, когда ты забудешь» (18:24) и «О те, которые уверовали! Упоминайте [узкуру] Аллаха частым упоминанием» [зикран касиран] (33:41).
  • Описывая «ночное восхождение» Мухаммада к Божиему Престолу (мирадж), Халладж говорит, что путь к Богу, который лежит через «сад зикра», в сущносги равнозначен «пути размышлений» о своей участи и о Боге (фикр). Большинство суфиев последующих поколений не разделяло это мнение, отдавая предпочтение путешествию через «сад зикра».
  • Суфийские авторы по-разному определяли роль и месго зикра в рамках суфийской духовной дисциплины. Так, аль-Халладж и аль-Калабази считали, что зикр — это способ заставить подвижника постоянно помнить о Боге и, тем самым, помочь ему оказаться в Божественном присутствии. Аль-Газали полагал, что зикр — это путь, который готовит мурида к восприятию излияний Божьей милости и высшего знания о Боге и мире. Ибн ‘Ата Аллах аль-Искандари считал его не просто подготовительной стадией мистического пути, но и своего рода постоянные «пропуском» в сферу Божественных тайн (лахут).
Читайте также:
Тета хилинг: что это такое, самостоятельная практика

Исламская практика [ править | править код ]

Подготовка к зикру [ править | править код ]

Помимо вводной части — произнесения формул хизба и вирда — участники зикра, по словам аль-Газали, должны отрешиться от мира, принять аскетический образ жизни и иметь «искреннее намерение» (ният) следовать по пути. Рекомендовалось также умащать себя благовонными маслами и облачаться в ритуально чистую одежду.

Роль шейха [ править | править код ]

Важную роль в совершении коллективного зикра играет духовный наставник и руководитель суфийской общины. Он наблюдает за исполнением зикра во время совместных радений с тем, чтобы его последователи не позволяли себе симулировать экстатическое поведение или «работать на публику». Что касается индивидуального зикра, то его исполнитель должен полностью забыть обо всём окружающем и постоянно удерживать пред мысленным взором образ своего шейха.

Позы зикры [ править | править код ]

  • В суфийских руководствах оговаривается поза суфия во время индивидуального поминания (ему надлежит сидеть на молитвенном коврике скрестив ноги) и положение его рук.
  • Во время коллективного зикра приняты кружения дервишей

Формулы зикра [ править | править код ]

  • Как правило, зикр начинается произнесением первой части мусульманского символа веры (шахада), а именно: «Нет божества, кроме Бога» (ла илаха илла-Алаху). Согласно шазилийскому методу, произнесение этой формулы должно начинаться во «вместилище сердечного светила и месте средоточия духовного света», то есть в левой части груди, затем её нужно плавно «двигать» из нижней части груди наверх и вправо, пока она не вернётся в своё исходное место. Таким образом, она совершает полный круг в груди отправляющего зикр (закир).
  • Распространённой формулой зикра является так называемое «Имя величия», то есть Аллах. Её артикуляция должна сопровождаться двумя следующими движениями: произнося первый слог, состоящий из хамзы и краткого звука «а», подвижник ударяет себя подбородком в грудь, а затем, выдыхая слог «ллах», он запрокидывает голову назад. Ещё одна известная формула зикра связана с аль-Халладжем и его последователями. В ней в слове Аллах опускается начальный слог ал, поэтому она звучит как лаху, лахи, лаха. Ас-Сануси предупреждал, что эту формулу надлежит использовать с осторожностью и только тем, кто «осознаёт её возможные последствия». Другие формулы зикра обычно представляют собой одно из «прекрасных имён» Бога, а именно: Хува, [аль-]Хакк, [аль-]Хайй, [аль-]Каййум, [аль-]Каххар и т. д. Согласно аль-Газали, чтобы начать отправление «тихого» зикра, суфий должен уединиться в своей келье (завийа), где ему следовало постоянно произносить слово «Бог» (Аллах), пока это слово не проникнет в каждую клетку его тела.

Продолжительность зикра [ править | править код ]

Продолжительность зикра регулируется либо шейхом братства, который руководит коллективным радением, либо, во время уединённого зикра, самим подвижником с помощью чёток (субха, мисбаха). Количество «воззваний к Богу» может быть разным, например, 300, 3 000, 6 000, 12 000, 70 000. В конце концов подвижник теряет счёт количеству повторений, и тогда его зикр становится беспрерывным и непроизвольным.

Стадии зикра [ править | править код ]

Согласно Ибн ‘Ата’ Аллаху, большинство из них различали три стадии поминания. Первая — это «зикр языка», который должен быть обязательно подкреплён «намерением сердца»; отсутствие такого искреннего намерения и полной сосредоточенности на имени Бога делает зикр бессмысленной и ненужной рутиной. На этой стадии подвижник обязан строго придерживаться правил поминания, предписанных ему его шейхом. Его задача заключается в том, чтобы «вселить Того, Кого он поминает (то есть Бога) в своё сердце». Когда эта задача исполнена, «воззвания к Богу» становятся непроизвольными и продолжаются уже без всяких усилий со стороны исполнителя поминания. Однако на этой стадии всё ещё можно различить три ключевых составляющих зикра: самого «поминающего» (закир), «поминание» (зикр) и «Поминаемого» (мазкур), то есть Бога.

После того, как первый этап пройден, суфий вступает в стадию «зикра сердца», на которой, согласно аль-Газали, «на его языке не остаётся и следа [поминаемых им] слов». Теперь органом зикра становится само сердце суфия. Эта стадия, в свою очередь, делится на два этапа: сначала суфий должен насильно «заставить» своё сердце «произносить» формулу поминания, в результате чего он может почувствовать даже физическую боль в груди. Однако со временем нужда в каких-либо усилиях с его стороны отпадёт, так как формула станет неотъемлемой частью биения его сердца. Теперь имя Бога начинает пульсировать вместе с пульсацией крови в артериях человека без участия его голосовых связок или мозга. Находясь в этом состоянии «Божественного присутствия», вызванном поминанием, суфий совершенно забывает об окружающем мире. Такое состояние является основой для следующей, третьей, стадии зикра, которая называется «поминанием сердечной тайны» (сирр). Будучи вместилищем Божественного знания, сердце лучше других органов подходит для того, чтобы стать местом «лицезрения» Бога (мушахада) исполнителем «богопоминания». Именно в «сердечной тайне» поминающего осознание им Божественной единственности (таухид) и неразделимости человеческого и Божественного начал достигает своего апогея. Суфийские авторы часто связывают эту стадию с состоянием «благодеяния» (ихсан), которое, как уже говорилось, следует сразу за состояниями внешнего подчинения [Божьей воле] (ислам) и внутренней веры (иман). Когда суфий достигает этого состояния, зикр становится неотъемлемой частью его организма. Более того, всё естество суфия становится, иногда даже помимо его воли, «языком, отправляющем зикр». В конечном итоге упомянутая выше триада зикра, состоящая из «поминающего», «поминания» и «Поминаемого», перестаёт существовать и сливается в единое целое. В акте добровольного самоуничтожения в Боге человек, отправляющий зикр, теряет ощущение множественности окружающего мира (фана ‘aн аз-закир би-Ллах), и тогда для него наступает не сравнимый ни с чем «момент истины». Индивидуальное «Я» суфия полностью растворяется во всепоглощающем Божественном единстве и единственности, которые не несут в себе и намёка на двойственность или множественность.

Читайте также:
Медитация на деньги и денежный поток - ключ к изобилию

Видения, сопровождающие зикр [ править | править код ]

Во время зикра суфии могут впадать в состояние экзальтации джазба. В некоторых суфийских руководствах описываются звуковые и визуальные явления, которые соответствуют различным формам и стадиям зикра. В одном из таких описаний «зикp сердца» уподобляется «жужжанию пчёл», которое сопровождается особыми зрительными и цветовыми ощущениями. Аль-Газали, к примеру, говорил о видении «огней», которые «иногда проносятся как молнии, а иногда задерживаются, иногда надолго, иногда нет; иногда они следуют один за другим… а иногда сливаются в единое целое». Аль-Газали называет их «проблесками истины», которые Бог щедро ниспосылает Своим «избранникам». Некоторые суфии утверждали, что такого рода «световые явления» наиболее ярки на стадии «зикра сердечной тайны» и потому могут считаться его отличительной чертой. На этой стадии, согласно Ибн ‘Ата Аллаху аль-Искандари, «пламя зикра не угасает, его огни не иссякают… ты видишь, как одни огни поднимаются вверх, а другие опускаются вниз; тебя окружает пламя, из которого исходит обжигающий жар». Считается, что «поднимающиеся и опускающиеся огни» суть не что иное, как «Божественное озарение», вызванное правильно исполненным зикром.

Критика зикра [ править | править код ]

В качестве примера этого явления можно привести экстатические танцы братства маулавийа, пронзительные выкрики «воющих дервишей» братства рифаия а также использование некоторыми суфийскими группами стимулирующих средств и наркотиков. В массовом сознании эти явления стали постепенно отождествляться с суфийским образом жизни в целом. Отчасти по этой причине в конце XIX — начале XX вв. суфизм и его ритуалы подверглись резкой критике со стороны таких мусульманских реформаторов-модернистов, как Мухаммад ‘Абду (‘Абдо) и Мухаммад Рашид Рида.

Практика в вере бахаи [ править | править код ]

В отличие от ислама, в вере бахаи практика зикра была определена самим основателем веры, Бахауллой. В своей Книге Законов, Китаб-и-Агдас (абз. 18), он дал такое указание:

Предписано, дабы всякий верующий в Бога, Господа Суда, ежедневно, омыв руки, а затем лицо, садился и, обращаясь к Богу, повторял девяносто пять раз «Алла-у-Абха». Так повелел Творец Небес, когда Он с величием и могуществом утвердился на престолах Имён Своих.

«Алла-у-Абха» — одна из форм Величайшего Имени Бога. «Алла-у-Абха» — выражение, которое по-арабски означает «Бог Преславен». Согласно исламскому преданию, среди множества имён Бога есть одно величайшее; однако это Величайшее Имя оставалось до времени сокрытым. Бахаулла возвестил, что Бахá и есть то самое Величайшее Имя.

Таким образом, зикр бахаи связан с повторением самого святого для бахаи Имени Бога, которое также ассоциируется с основателем их веры. По сравнению с суфийскими практиками зикр бахаи является очень простым, что следует приписать общей нелюбви Бахауллы ко «всему, что выходит за границы умеренности». Шоги Эффенди, Хранитель Веры, не советовал бахаи увлекаться такими практиками, как многократное повторение отрывков из Писаний или многочасовые молитвенные бдения. Бахаулла строго осудил тех, «что удалялись от мира в землях Индии, отказывали себе в том, что узаконил Бог, подвергали себя лишениям и умерщвлению плоти», и заявил, что они «не были помянуты Богом, Явителем Стихов».

Ребефинг: как дышать, чтобы улучшить свою жизнь?

Дыхание дается нам от рождения, и поэтому мы редко задумываемся о его ценности. Но этот процесс можно использовать для регуляции психологического сознания, для «выравнивания» настроения и для гармонизации жизни в целом.

Первыми исследовали этот вопрос в семидесятые годы ХХ века ученые Леонард Орр и Сандра Рэй. Они заметили, что в стрессовых обстоятельствах у человека появляется повторяющееся дыхание. Но оно же дает облегчение, когда сложная ситуация уже миновала.

Был сделан вывод, что осмысленное дыхание влияет на человеческое сознание и психику. Более того, каждый человек появляется на свет уже с родовой травмой, но особые дыхательные методики возвращают его в ту энергетическую ситуацию и устраняют приобретенные комплексы, пагубные привычки, боль… То есть ребефинг («перерождение») — это техника дыхания, которая дает психологическое возрождение личности.

Читайте также:
Утренняя медитация по методу Сильва - применение техники

Как проходили опыты

Орр клал добровольцев в ванны и велел находиться там, пока они не почувствуют необходимость выйти. Но сам продолжал сидеть рядом, разрушая барьер этой «необходимости». Так люди получали опыт контроля над своим сознанием и телом.

Дальше — больше. Используя трубку и прищепки для носа, ученый имитировал для участников эксперимента нахождение в матке — чтобы вернуть сознание к пренатальному состоянию. Это должно было дать лечебный эффект.

Чуть позже исследователь обнаружил, что даже двухчасовой сеанс ребефинга без воды приносит не меньшую пользу, как с применением ванны. А иногда оказывается и еще более продуктивным. Из трансформационной практики (а она применяется и сейчас) был сделан главный вывод: особенное дыхание инсценирует полный опасности момент появления человека на свет и преодолевает тот животный страх, нивелируя «заодно» все имеющиеся барьеры и проблемы в психологическом плане.

Принципы ребефинга

Цель. Чтобы ребефинг принес пользу, следует четко определить, зачем вы к нему прибегаете, какую свою проблему хотите решить.

Релаксация. Без полного расслабления ребефинг не удастся. Нужно выключить «радио» в голове и настроиться на глубинную практику.

Доверие. Если в вас есть скептицизм, то ребефинг не получится. Сюда приходят лишь те, кто безоговорочно верит в методику. Настройтесь на исцеление.

Самоуправление. Прислушайтесь к себе, наблюдайте за ощущениями. Когда обнаружите «звоночек», проживайте его, а осознанное дыхание все сделает само.

Связное дыхание. Нужно усиленно вдыхать и расслабленно выдыхать. Такая методика создает непрерывный энергетический поток.

Правильный выход. Когда вы погружались в ребефинг, у вас была конкретная цель. А теперь выходите из практики «переродившимся», обновленным — без установок в голове, которые мешали жить!

Виды дыхания

Что это дает и как выглядит? В методике существуют 4 вида дыхания:

  • глубокое медленное (нужно для расслабления);
  • глубокое быстрое (активизирующее эмоции и показывающее «болевые точки»);
  • поверхностное быстрое (этап снятия блоков, интеграции состояния);
  • поверхностное медленное (ключевое — оно позволяет аккуратно и нетравматично выйти из сеанса).

Меняя виды дыхания, человек проходит все этапы методики. Но лучше это делать не дома, а под контролем опытного инструктора — он подскажет, как выполнять эту сложную технику.

Холотропное дыхание — это то же самое?

Развитие ребефинга привело к появлению похожих техник дыхания, среди которых наиболее известно холотропное.

Но это не одно и то же, просто некоторые инструкторы используют их в комплексных семинарах как взаимодополняющие процессы. Разница в этих техниках дыхания — в акцентах.

Первый этап — сам ребефинг с активным вдохом, который насыщает ткани кислородом, впускает энергию в организм и устраняет блоки. А холотропное дыхание делает ставку на выдох, избавляя человека от наносных мыслей и эмоций — словно от шлаков.

Критика

Но некоторые психологи поставили под вопрос «целительность» ребефинга и холотропного дыхания. Например, отечественный ученый Константин Бутейко подчеркивал, что гипервентиляция легких «вымывает» из крови углекислый газ, из-за чего сужаются сосуды мозга и отмирают нейроны.

Кроме того, противники методики считают, что эффект имитации рождения достигается в ребефинге вовсе не дыханием, а внушениями или даже галлюциногенными факторами.

Мы желаем вам оставаться в идеальном психологическом равновесии, которое не потребует коррекции извне. А для этого нужно постоянно заниматься саморазвитием и психологической гигиеной. Отличное подспорье в этом смысле — курс «Детоксикация мозга» от Викиум. Он научит вас справляться с собственными эмоциями, поможет уменьшить уровень стресса в жизни, улучшить сон и концентрацию внимания.

Отзыв: Ребефинг – Каждый лечит душу по-своему

Всем добра!
Хочу сегодня рассказать, а точнее поделиться своими ощущениями о психотехнике “Ребефинг”( в общем, очередная исповедь созрела))

Узнала о его существовании пару лет назад и была на нем два раза( в среднем, получается раз в год).
Честно сказать, техника довольно интересная и основывается на определённом ритме дыхания. Его называют “циклическим дыханием”, т. е. дыхание по кругу- вдох/выдох, вдох/выдох, без пауз. Удивительно, что когда начинаешь акцентировать внимание на дыхании, то понимаешь что без пауз мы не дышим. Тренер объясняла, что в эти микропаузы складываются все наши обиды, раздражение, боль, негатив и это копиться все больше и больше( думаю всем понятно к какому результату приводит эта постоянно сдавливаемая пружина).

По-моему стадий в Ребефинге 5, пишу по-моему потому что после 2 стадии я ” уходила”. Кому интересно, могут прочесть подробнее в более экспертных источниках, я лишь делюсь своим опытом).
Итак, первая стадия- это циклическое дыхание. Кстати, проходит ребефинг с закрытыми глазами(потому что глаза забирают 70% нашего внимание, а оно необходимо в этой технике), под музыку ( со стороны это “сектантское” собрание выглядит более чем забавно))).
Лично у меня с дыханием происходили те ещё причуды, то забывали сделать вдох, то вообще как дышать.
Дальше- больше, когда уже казалось бы налажен ритм дыхания, начинаются метаморфозы с телом. С одной стороны ощущение что Немет, будто вкололи слоновью дозу анестезии, с другой- скручивает. Лично у меня оба раза это был плечевой пояс, руки и язык( позже, проводя логические параллели я понимала почему именно эти зоны “схватывало”).

Читайте также:
Тибетская мандала: мастер-класс по созданию, советы и особенности

Но о том, что будет такой эффект предупреждают заранее и наставляют “дышать через проблемное место”. В первый раз у меня была глобальная паника( как так, я не знаю что делать, не справляюсь с собственным телом), я даже руку поднять не могла( условный знак для тренера, что что-то идёт не так). Хотелось плюнуть на все и открыть глаза, таким образом прекратив все. Но именно это осознание: что ты можешь в любую минуту все прекратить и понимание что не узнаешь итог всего, остановило от открытия глаз.
Благо что тренер контролирует ситуацию и всегда видит что происходит, приходит на помощь и успокаивая настраивает на правильное дыхание.

И уже в этот момент( где-то между 2-ой и 3-ей стадиями), когда действительно полностью расслабляешься- наступает полное спокойствие и умиротворение, я “уходила”.
Первые разы, после окончания- открываешь глаза – ощущения что ты спала. Получается что 3,4,5 стадии не помнишь, на этих этапах работает подсознание. Конечно, у опытных “дыхальщиков” эти стадии проходят осознаннее. Да и у меня после второго раза остались смутные воспоминания, но чётко их сформулировать не сумею.

Ощущения после ребефинга-непревзойденные, словно внутри все отмыли и проветрили( ” Разбить души твоей окна и вставить новые стёкла”, как нам когда-то пела Ева Польна). Лично на меня снизошло абсолютно спокойствие и любовь ко всему человечеству, длящееся довольно продолжительное время).

Скажу так, все мы люди, все мы человеки и нам ничего не чуждо. Но избавляться от скверны, накопленного зла тоже нужно. И каждый справляется по разному. Кто-то ходит к психологам, но мне эта тропа чужда( ну не могу я копаться в себе, вытаскивая все на свет божий и делиться эти с человеком, который просто лучше меня знаком с Фрейдом и Юнгом). Поэтому когда в жизни наступает очередной виток/поворот мне легче пойти в церковь, на йогу, заняться бегом или посетить ребефинг.

Кстати, сейчас в википедии написано что ребефинг опасен из-за гипервентиляции лёгких. Примечательно, но ещё год назад эта же гипер вентиляция расхваливась в вики на все лады. А я скажу так, наш организм (тело) лучше знает что делать и никогда сам себе вред не причинит(инстинкт).

Со своей колокольни советую хотя бы раз в жизни это попробовать.

Техника дыхания ребёфинг

В переводе с английского языка слово ребёфинг означает второе рождение.

Как и многие научные открытия, эта техника дыхания возникла совершенно случайно благодаря американцу Леонарду Орру.

История возникновения

Во время своего рождения Леонард не мог дышать, поскольку его горло было несколько раз обмотано пуповиной, в следствии чего во взрослом возрасте он начинал задыхаться, когда испытывал какое-либо волнение или тревогу. Однажды Леонард принимал ванну, но вода оказалась слишком горячей, и он обжёгся. Испугавшись, он стал задыхаться и тонуть. Инстинктивно Леонард начал усиленно и быстро делать вдохи. Такое дыхание вернуло его в момент получения родовой травмы и случилось чудо – он освободился от заболевания, которое возникло в результате этой травмы. Именно поэтому он назвал свою технику ребёфинг – второе рождение.

Что такое ребёфинг?

Ребёфинг – это дыхательная практика, которая является системой самопомощи. Ребёфинг позволяет восстановить связь между физическим телом и полевой структурой.

Полевая структура – это наше духовное тело, которое представлено нашими чувствами, переживаниями, мыслями и эмоциями. Именно полевая структура активна во время сна. Полевая структура первична по отношению к физическому телу, поэтому все зажимы тела начинаются с деформации полевой структуры.

Леонард Орр говорит о том, что нарушение связи между полевой структурой и физическим телом происходит тогда, когда человек делает что-то против своей воли.

Как правило, в ситуации, когда человека принуждают что-то делать, он испытывает дискомфорт и эмоциональное напряжение, но тем не менее продолжает совершать это действие. В следствие чего неприятные ощущения откладываются в теле в виде зажимов и постоянного напряжения, в результате чего энергия не может полноценно протекать в этом месте, что приводит к сбою в организме, физическим заболеваниям и преждевременному старению клеток в этом месте.

Если после пробуждения вы ощущаете, что ваше тело функционирует неполноценно, то этого говорит о нарушении гармонии между полевой структурой и физическим телом.

Вернуть физическое здоровье можно только после восстановления полевой структуры. Медикаменты лишь на время облегчают состояние человека, заглушая симптомы, но не исцеляя причины. Здорового образа жизни так же будет недостаточно.

Элементы ребёфинга

  1. Циркулярное дыхание

Циркулярным дыханием называют связное дыхание.
Существует несколько видов циркулярного дыхания, которые отличаются объёмом и скоростью вдоха, дыханием через нос или рот, вдыханием воздуха в разные части лёгких (нижняя, средняя, верхняя).

В процессе ребёфинга могут использоваться три разных способа дыхания:

  • Медленное и глубокое дыхание

Глубокое медленное дыхание является самым оптимальным, если вы впервые используете технику ребёфинга или находитесь в процессе перехода от одного проинтегрированного паттерна энергии к другому.

  • Быстрое и поверхностное дыхание
Читайте также:
Динамическая медитация Ошо - методы и их особенности

Такое дыхание лучше всего использовать, в случае напряжённого патерна. Поверхностное дыхание облегчает паттерн, а скорость дыхания ускоряет интеграцию. Если вы используете этот тип дыхания, то внимательно фокусируйтесь на деталях паттерна.

  • Быстрое и глубокое дыхание

Такой тип дыхания будет наилучшим в том случае, если вы испытываете сонливость во время практики.

  1. Полное расслабление

Чем более расслаблено тело в процессе практики, тем больше паттернов энергии удастся проинтегрировать.

  1. Концентрация внимания

Необходимо удерживать внимание на происходящем процессе, не зацикливаясь на интерпретациях ума.

  1. Полное доверие к происходящему процессу

Чем больше доверия к процессу, тем глубже происходящие процессы во время практики дыхания.

  1. Интеграция

Важная составляющая практики. Без интеграции невозможно целостно завершить процесс.

Значение дыхания в ребёфинге

Именно дыхание в ребёфинге позволяет открыть доступ к паттернам подавления на уровне физического тела. Циркулярное дыхание уравновешивает баланс праны и апаны. На вдохе прана течёт ко всем клеткам тела, а на выдохе апана течёт обратно, замыкая цепь.

В результате такого дыхания вы почувствуете не только поток энергии, но и те места, где энергия заблокирована в теле в следствие подавленных эмоций. Старые паттерны активизируются и у вас будет возможность их интегрировать.

Ребёфинг: техника дыхания в домашних условиях

Самостоятельная практика ребёфинга включает в себя пять элементов, описанных выше.

  • Циркулярное дыхание
  • Полная релаксация
  • Концентрация внимания
  • Полное доверие к процессу
  • Интеграция в радости

При этом Леонард Орр рекомендует на протяжении всей практики удерживать в уме позитивные мысли в соответствии с пятью элементами ребёфинга.

ПЕРВЫЙ ЭЛЕМЕНТ: Мое циркулярное дыхание просто, саморегулируемо, приятно и продолжается теперь всегда.

ВТОРОЙ ЭЛЕМЕНТ: Мое сознание знает, что расслабляться безопасно, и я полностью расслабляюсь сейчас.

ТРЕТИЙ ЭЛЕМЕНТ: Все, что существует, является блаженством, и я ощущаю безграничное разнообразие блаженства во всех деталях.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭЛЕМЕНТ: Все, что я в состоянии сделать, ведет к объединению сознания и тела.

ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ: Для меня просто и естественно наслаждаться всем теперь.

Практика ребёфинга считается завершённой, если результат отвечает следующим критериям:

  1. На поверхность вышло достаточное количество подавленного материала и было проработано.
  2. Всё, что было активизировано, было проинтегрировано, то есть вы должны чувствовать себя очень хорошо, лучше, чем прежде.
  3. Вы сами чувствуете, что два первых условия были выполнены.

Процесс выхода подавлений может растянуться на всю жизнь. Это всегда индивидуально и зависит от того, насколько много у человека подавленной негативности.

Важно!

Если вы никогда ранее не практиковали ребёфинг, то первые несколько практик выполните под руководством инструктора, который поможет вам справиться с выходом подавленных и негативных состояний, накопленных в течение жизни. Процесс выхода может быть для вас весьма неприятным и болезненным, поэтому вам понадобится помощь опытного специалиста.

Когда вы будете уверены в том, что справитесь самостоятельно, то можете практиковать дома без чьей бы то ни было помощи. Практика ребёфинга станет для вас эффективным способом самопощи.

Ребефинг: возрождаемся через дыхание

Как часто вы уделяете время своему дыханию? Вопрос, на который мало кто ответит «Часто» или «Довольно часто», потому что дыхание – это данность, то, что, как правило, не нуждается во внимании. Однако верна ли эта мысль?

Рождаясь, мы непроизвольно овладеваем функцией дыхания. В начале 1970-х годов ученый Леонард Орр заинтересовался именно этим процессом в целях регуляции психологического состояния. Можно ли посредством определенной техники дыхания менять свое настроение, а, может, даже жизнь? Орр вместе со своей ученицей и последовательницей Сандрой Рэй утверждали, что да. Давайте проследим, как создавался ребефинг, что он означает и как успел развиться до наших дней. Вдох-выдох, поехали!

Что такое ребефинг и как он появился?

Ребефинг в переводе с английского языка означает «перерождение» (rebirthing), и при его создании в основу легла именно цель как бы психологического возрождения личности. В 1962 году Леонард Орр заметил повторяющееся из раза в раз дыхание, возникающее при стрессовых, неприятных ситуациях. Однако это же самое дыхание словно приносило некое облегчение, ясность ума и последующих действий по происшествии ситуации. Он решил исследовать этот процесс более детально, приглашал других людей в качестве испытуемых, и вместе они приходили к поразительным выводам – действительно, после такого дыхания становилось гораздо легче. Так, Орр пришел к мысли, что осмысленное дыхание может воздействовать на сознание и психику человека.

Орр также полагал, что в самом начале пути каждый человек получает родовую травму, а специальные дыхательные техники могут вернуть его в первоначальное энергетическое состояние и подвергнуть изменениям то, что затрудняет условия жизни: наши комплексы, плохие привычки, установки, ощущения, боль и т. п.

Специально для исследования родового момента создатель ребефинга помещал людей в ванны с указанием лежать до тех пор, пока не настанет момент, когда им будет необходимо выйти. И в этот момент продолжать сидеть в ванной, таким образом разрушая барьер «необходимости». Орр верил (и оно подтверждалось практикой), что при таком моменте человек получает бесценный опыт, получая контроль над своим сознанием и телом.

Используя трубку и клипсы на носу, Орр и его последователи имитировали пребывание в матке с целью регрессии сознания, возвращения к тому состоянию и получения интегративного, лечебного эффекта. В 1975 году практик приобрел особняк в Сан-Франциско, получивший название «ТЕТА Дом», служивший базой проведения одногодичного семинара.

Читайте также:
Медитация Пусть судьбы - как изменить свою судьбу и достичь мудрости

В 1975 году Леонард Орр понял, что главный вывод, полученный из практики заключается в особенном дыхании, способном воссоздать момент рождения, полный чувства опасности. Задача ребефинга – преодолеть этот страх. Затем было обнаружено, что одно- или двухчасовой сеанс без воды может принести такую же пользу, а иногда оказаться и более продуктивным. Соответственно, практик перешел на «сухие сеансы», проводимые по сей день. Из года в год Орр старается совершенствовать дыхательные практики, его последователи также совершенствуются на семинарах.

В целом, можно отметить, что ребефинг представляет собой дыхательную методику психокоррекции, личностной трансформации, то есть главной целью этой методики служит поиск и выявление психологических барьеров и проблем и их нивелирование.

Давайте теперь посмотрим, какими принципами руководствуется ребефинг.

Принципы ребефинга

Безусловно, на первоначальном этапе вам нужно понять, зачем вам нужен ребефинг, какова ваша проблема. Только потом вы начинаете погружаться в практику, но делать это нужно осознанно. Это один из его принципов. Давайте посмотрим на них более пристально:

Релаксация

Самое главное – расслабьтесь. Погружаясь в состояние, необходимое для ребефинга, вам нужно как следует расслабиться. Выкиньте лишние мысли из головы, постарайтесь не думать ни о чем. Настройтесь на практику.

Доверие

Приступая к ребефингу, осознайте, что если у вас есть какое-то недоверие или скептицизм, то ваша попытка обречена на провал, потому что если вы выбрали этот метод, то вы ему верите – это аксиома ребефинга. Невозможно достичь чего-то в какой-либо области, не отдаваясь процессу полностью, а, следовательно, не доверяя ему. Настройтесь на исцеление, снимите с себя груз подозрения.

Самоуправление

Прислушайтесь к своему телу, станьте сознательно гибким, пойдите за своим чувством, ощущением и работайте именно с ним. Наше сознание устроено так, что оно всегда актуализирует самое важное и необходимое, поэтому постарайтесь просто прислушаться к нему. После обнаружения «звоночка», усильте его, сконцентрируйтесь на нем, и осознанное дыхание поможет вам провести нужную работу.

Дыхание без пауз

Или связное дыхание – метод, при котором вы дышите без пауз. При связном дыхании мы активно вдыхаем и пассивно выдыхаем, потому что именно на выдохе предполагается расслабление. Такая методика считается наиболее эффективной, так как она позволяет создавать поток – как дыхательный, так и энергетический. О техниках дыхания мы подробнее поговорим чуть ниже.

Правильный выход

Помните, зачем вы входили в ребефинг? Да, конечно, у вас была конкретная цель. Вот и выходите после практики «возрожденным», другим человеком, достигшим этой цели. Ну а если не другим, то хоть немного изменившимся, поменявшим какие-то свои установки, мешавшие прежде жить лучше. В конце концов, это и является целью ребефинга – получение нового опыта, перерождение.

Если вас заинтересовала тематика психологической релаксациии, регуляции, советуем вам пройти нашу онлайн-программу «Психическая саморегуляция». На этой программе вы за 6 недель научитесь справляться со стрессом, волнением, страхом и другими негативными эмоциями и состояниями, овладев актуальными и интересными техниками.

А далее мы перечислим виды дыхания, применяющиеся в ходе сеансов рефебинга.

Виды дыхания в ребефинге

Итак, как же правильно дышать, чтобы улучшить свою жизнь? В практике ребефинга существует четыре вида дыхания, в ходе которых участвуют как живот, так и грудная клетка, как нос, так и рот. При этом грудную клетку необходимо использовать, когда акцент ставится на чувстве, ощущении, живот – в случае необходимости применения силовых усилий.

Давайте рассмотрим основные виды дыхания:

  • глубокое медленное (дыхание, позволяющее расслабиться, применяется в начале для погружения в тета-состояние);
  • глубокое быстрое (основное, позволяет насытить энергией организм, чувства активизируются, всплывают главные «болевые точки»);
  • поверхностное быстрое (период разрешения проблем, блоков, барьеров, помогает интегрировать свое состояние, создать целостность и продуктивность);
  • поверхностное медленное (самое важное, позволяет мягко выйти из практики, поставить точку сеанса).

Попеременно меняя один вид дыхания на другой, вы проходите все этапы ребефинга. Однако если вы решили заняться им всерьез, рекомендуем вам найти инструктора, который поможет вам познакомиться с техникой осознанного дыхания. Только убедитесь в его профессионализме и достаточном опыте. Сам Орр рекомендует сначала пройти курс из десяти вводных занятий с инструктором. Более подробно о первых этапах практики можно познакомиться на официальном сайте ребефинга по России и СНГ.

Развитие движения ребефинга связано с появлением несколько иных видов дыхания, наиболее известный из которых холотропное дыхание.

Холотропное дыхание и ребефинг: одно и то же?

Нет, это не одно и то же, но это, можно сказать два взаимодополняющих процесса, использующихся некоторыми инструкторами как составные части единого комплексного семинара.

Разница между ребефингом и холотропным дыханием заключается в акцентах, которые ставятся во время практики.

Общая концепция такова: человек сталкивается с энергетическим блоком, генерирует какой-то энергетический барьер по ходу жизни (это может быть невысказанное чувство, выявленный страх, приглушенная агрессия, спрятанные слезы и т.п.). Впоследствии этот блок может вызывать проблемы со здоровьем, с общим психологическим состоянием (к примеру, считается, что из-за того, что мужчины не позволяют себе плакать и вообще показывать эмоции, как женщины, у них возникает гораздо большее количество заторов энергии, что приводит к ранней смерти). Чтобы не допустить «захламление» своей психики, необходимо производить дыхательный детокс, чему и может помочь сочетание ребефинга и холотропного дыхания.

Читайте также:
Александр Иваницкий: особенности медитаций и практик

Ребефинг – первый на данном пути – ставит акцент на активном вдохе, насыщает клетки кислородом, позволяет впустить энергию в организм и растворить блоки и барьеры, успевшие накопиться. Холотропное дыхание ставит акцент на выдохе, тем самым избавляя организм от ненужных мыслей, эмоций, в целом энергии, мы словно очищаем тело от токсинов. Таким образом, правильное сочетание обоих видов дыхательной практики поможет вам создать полноценную и наиболее эффективную практику.

Однако данный метод не был встречен позитивно абсолютно всеми. Некоторые ученые-психологи ставили под сомнение целебный характер ребефинга.

Критика дыхательных практик

В апреле 2000 года в США умерла 10-летняя девочка Кендейс Ньюмейкер (Candace Newmaker) во время радикальной ребефинг-терапии. Однако нужно понимать, что последователей этой практики создавалось значительное количество, и многие из них интерпретировали её вразрез основополагающим принципам. Проще говоря, любая дыхательная практика стала именоваться ребефингом. К сожалению, трагический случай, имевший место с Кендейс, никакого отношения к ребефингу не имел, но у многих ассоциируется именно с ним.

Ученый Бутейко Константин Павлович был в рядах противников холотропного дыхания, указывая, что при активном выдыхании под действием гипервентиляции происходит вымывание углекислого газа из крови, в результате чего сужаются сосуды головного мозга, что впоследствии приводит к отмиранию нервных клеток.

Также ребефинг критиковался за невозможность имитации ситуации рождения. Не отвергалось возникновение галлюциногенных образов и необычных состояний, однако все это вызывается не за счет гипервентиляции, а вследствие влияния извне – внушений инструктора, воздействующего на участников.

Дышать или не дышать?

Безусловно, дышать, без этого мы не выживем. Однако использовать ли нашу первоначальную функцию в целях разрешения жизненных проблем? «Почему бы и нет», – ответят последователи ребефинга и докажут его состоятельность примерами своих практик. «Ни в коем случае», – будет ответ скептиков, консерваторов или людей, успевших разочароваться в ребефинге. Главное, помните, если уж решились – позаботьтесь о профессионализме вашего инструктора. Ну а мы желаем вам оставаться в психологическом состоянии, не требующем как-либо коррекционных практик.

Для чего нужен ребёфинг

Исцеление Души через познание своего тела

В любой момент жизни тело воплощает особенности личности, ее психологических проблем и конфликтов. Что же происходит с душой и телом человека в ходе его жизни? Известно, что при рождении у каждого ребенка закладывается богатый спектр ощущений, его возможности жить и чувствовать колоссальны. В процессе развития его тело формируется как универсальный, общечеловеческий язык, выражающий и передающий чувства и отношения – от человека к человеку. Но постепенно издержки воспитания, сложности взросления, переживаемые стрессы у многих людей приводят к подавлению чувств и ощущений тела (чаще тех, которые негативны, разрушительны или неуместны), утрате глубины переживаний, оскудению диапазона эмоций, (или, напротив, к их хаотической и разрушающей интенсивности).

Эмоционально значимые переживания “врастают в память тела” и фиксируются в нем. Тело – запечатлевая маски и роли, избранные как способы защиты от тяжелых переживаний, – обретает “мышечный панцирь”, узлы и зоны хронических напряжений и зажимов. Они блокируют жизненную энергию, эмоции, силы, способности; ограничивают подвижность и ресурсы жизненности тела; снижают качество жизни и полноценность самой личности; ведут к заболеваниям и старению. Подавляя опасные либо негативные чувства и переживания тела, мы приходим к внутренним конфликтам, когда эмоции “отсекаются” от движения и восприятия, действия от мышления и чувств, понимание от поведения. Думаю – одно, чувствую – другое, делаю – третье.

Таким образом, травмы и разочарования, накапливаясь, влекут за собой разлад между чувствами, разумом и телом; потерю контакта с частями души и тела; с чувственной реальностью мира. Мы утрачиваем ощущение внутренней целостности, мир в душе, свежесть чувств и уже не можем по-детски любоваться цветком и ценить простые радости жизни. Недаром А. Лоуэн утверждал, что все наши личностные трудности исходят из предательства своего тела. В итоге, с возрастом мы все больше чувствуем трагичность существования, погружаемся в страдания, либо в “оценочное переживание жизни”, что подменяет нам радость подлинно чувственного восприятия и переживания реальности. Мы не столько живем, сколько размышляем о жизни, сожалея о собственных потерях.

Выход из подобных тупиков для каждого из нас возможен в итоге осознания своей жизни и судьбы, работы с собой, вырастания над собой прежним. В этом процессе мир телесности служит проводником, помогающим восстановить контакт с частями души, обрести себя и смысл жизни.

Оптимальные условия для процесса личностного роста и обретения мудрости поможет создать дыхательные практики или ребефинг. Развивая способность к телесно-чувственному опознаванию – как мосту между мыслями, действиями и эмоциями, дыхание запускает процесс их опознавания и трансформации, соединения их в единое целое, что позволяет найти внутренние ресурсы для необходимых изменений. Психологическая зрелость личности формируется в процессе освобождения жизни тела, развития осмысленного диалога с собственными чувствами и разумом. Телесно – чувственное осознание является ключом к поиску жизненных смыслов, продвижения к обретению себя, к полноценной самореализации.

Читайте также:
Медитация Хоопонопоно: решение проблем, лучшая практика очищения

Ребефинг – это способ стать и оставаться самим собой в любой ситуации, сбрасывая маски, защитные слои, которыми мы обзаводимся с детства. Она прокладывает путь к достижению большей осознанности, свободы и творчества в нашей жизни.

Что вы можете почувствовать в процессе дыхания:
– насколько свободно энергия “ходит” по вашему телу
– в каких местах у вас есть зажимы и блоки, которые мешают вашей нормальной жизни

В процессе дыхания вы сможете осознать и справиться с собственными эмоциями и чувствами:
– агрессией
– отвращением
– страхами
– печалью
– стыдом
– виной

Почувствовать и усилить в себе чувства:
– радости
– удовлетворения
– интереса и удивления
– благодарности

Агрессия как энергия – это желание уменьшить дистанцию и увеличить интенсивность контакта с человеком.

Отвращение – наоборот, хочется увеличить дистанцию и уменьшить интенсивность контакта.
В нашем социуме существует запрет на отверащение к членам семьи. даже если они ведут себы дивиантно, например, выпивают. Жена начинает бороться и менять мужа. Она подходит к нему ближе и чувствует бессилие, это и есть энергия дистанции.

Страх – это желание фиксировать дистанцию и постоянно следить, опасно пространство вокруг тебя или нет. Или нужно увеличить дистанцию и таким образом минимизировать что-то страшное. Или безопаснее отстраниться, т.е. отойти и сконцентрировать энергию в себе.

Печаль – позитивное чувство для завершения любых процессов. Если человек не умеет испытывать печаль, то он живет в двух крайностях: либо депрессия от утраты и расставания, либо “найду лучше!” и уходит от реального проживания эмоций. Тогда энергия печали будет в дальнейшем увеличивать его дистанцию с другими людьми. В зависимых отношениях (алкоголизм, наркомания, компьютер), всегда один партнер уйдет в зависимость, а второй партнер уходит в первого, т.е. начинает его спасать и забывает про себя, он полностью растворяется в первом зависимом партнере. Это касается и семейных отношений, где для мужа наркотик – это его работа, а его жена полностью в нем растворяется и т.д.

Стыд – это исчезание, “проваливаться мне сквозь землю!”, т.к. человек чувствует, что он не такой. “Меня нет и не было,вам показалось!”. Это принятое ребенком с детства отвращение к себе. Когда человек попадает в стыд, он плохо чувствует свое тело.

Вина – что бы не случилось, такой человек везде найдет свою вину: “я себя так наказываю”, отсутствует граница между виной и искупление, человек не может внутри себя остановиться и продолжает виноватить себя.

Нежность – желание уменьшить дистанцию. Нежностью можно перекормить, важно чувствовать границы себя и другого. Мужчинам это дается труднее, т.к. нежность может вызывать чувство стыда. Если посторонние люди чересчур внимательны к вам, может вам не хватает внимания от своих близких?

Радость – живой контакт, когда он насыщается, расставание происходит естественным образом.

Удовлетворение – люди не всегда чувствуют, удовлетворяют ли их отношения или нет. Зависть к еде, переедание – человек не чувствует границ в своей жизни. Когда человек борется с чувством отвращения внутри себя – он все делает “быстренько”: пьет, ест, работает и т.д. Когда человек пьет (алкоголь), он не чувствует удовлетворение внутри себя.

Интерес и удивление – умение принимать других и не осуждать их. “Я вижу, что вы – другой.”

Благодарность – умение завершать дела и процессы. Благодарностью мы что-то отдаем и заканчиваем процесс или контакт. Неумение благодарить – неумение гармонично ставить точку в отношениях.

Дыхание помогает:

  • полнее реализовать свой творческий потенциал
  • снять сдерживающие барьеры, осознаваемые и не осознаваемые, в теле и подсознании
  • стать независимым от внешних воздействий
  • быстро восстанавливать эмоциональное равновесие
  • повысить работоспособность
  • принимать людей и ситуации такими, как они есть
  • чувствовать радость от общения с людьми
  • эффективно делать выбор, когда это требуется
  • научиться слушать и доверять своему телу

Свобода и счастье – это естественное состояние человека. Для этого нужна всего лишь целостность и гармоничное мировосприятие. Техника дыхания позволит вам жить в мире с самим собой и окружающей вас реальностью.

Темы 6 занятий:
1. решение вашей насущной проблемы;
2. ваша самая негативная мысль о самом себе;
3. решение остальных ваших проблем, заявленных в анкете;
4. принятие решения и получение ответа да-нет;
5. страх смерти (этот страх лежит в основе всех страхов);
6. трудности рождения (то, как мы рождались, потом определяет сценарий нашей взрослой жизни, все наши победы и поражения).

Учимся мыслить положительно и работать с контекстами.
Учимся медитировать и разговаривать со своим телом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: