Благословение молодых родителями в православной традиции

Благословение от родителей молодых

Благословение…Что означает это слово? Кажется, что это знак чего-то хорошего, доброго, вечного. От этого слова становится на душе теплее и светлее. Дословная расшифровка означает «восхваление будущего».

Цель благословения

Когда родители дают своё благословение молодым на счастливую семейную жизнь, они вкладывают в этот обряд всю доброту своей души и тепло отеческого сердца, желают молодожёнам здорового продолжения рода, терпения и понимания в супружеских отношениях.

  • Родители благословляют своих детей на дальнейшую самостоятельную жизнь, тем самым показывая, что одобрили их выбор и согласны на брачный союз между ними.
  • Папы и мамы, произнося искренние и трогательные пожелания своим детям, как бы передают им частичку супружеского счастья от старшего поколения. Им хочется правильно благословить дочь или сына, ведь с этого дня у молодожёнов начинается новая, взрослая, совсем другая жизнь.
  • Родители жениха принимают в свою семью новую дочь — невестку. И так же, соответственно, родители невесты обретают сына в лице зятя.

Сейчас так много разных свадебных обрядов и традиций. Одни дошли до нашего времени из глубины времён, другие, наоборот, только входят в моду, придя из-за границы. Как правильно благословить молодых? Что говорить при этом? Какой иконой это нужно сделать? Очень много вопросов. Ведь не каждый день мы женим своих детей, потому и не знаем всех тонкостей.

Этой статьей мы поможем разобраться в таком традиционно русском обряде, как благословение молодых, рассмотрим всё подробно и расскажем всё до мелочей.

Что означало благословение родителей в древности?

Давным-давно на Руси без родительского благословения свадьбы не играли, а тем более не венчались в церкви.

Это говорит о признании мудрости старшего поколения: родители прожили немало лет, познали жизнь со всех сторон и могут принимать верные решения. Если они видели, что избранник не пара их ребёнку, то не давали родительское благословение на брак. И, быть может, таким мудрым решением уберегали своё дитя от несчастливой судьбы. Когда выбор ребёнка приходился по душе родителям, они благословляли молодых на долгую и радостную совместную жизнь.

Дети, в свою очередь, должны были смириться с решением матери и отца, что говорило об уважении к старшим. Если молодёжь всё же принимала решение пожениться без одобрения родителей, то о таком браке говорили, что он не будет крепким и долговечным, семья разрушится; особо строгие предки могли отречься от своих непослушных детей.

Каков современный обряд благословения?

С тех пор много времени прошло, и сейчас уже никто не спрашивает у матери с отцом разрешения на выбор спутника жизни. Молодёжь знакомится, встречается, женится независимо от того, нравится родителям их вторая половинка или нет.

Но кое-что от обрядов древнерусских всё-таки осталось и применяется в наше время:

  1. В день бракосочетания, когда невеста уже собрана, а жених вот-вот за ней приедет, девушка получает от своих родителей первое благословение дочери перед свадьбой.
  2. Потом приезжает жених со своей свитой, происходит шумный и весёлый выкуп невесты. Перед тем как паре выходить из дома и ехать на регистрацию брака, происходит второе благословение матери невесты уже обоих детей.
  3. После торжественной регистрации в ЗАГСе новобрачные приезжают в дом жениха, где уже его родители должны благословить молодожёнов иконой (правда, сейчас всё чаще предпочитают производить это действие при входе в банкетный зал, в котором будет проходить свадебное гуляние).
  4. Когда слова благословения молодым все сказаны, они вместе с гостями проходят в зал для проведения праздничного мероприятия, а рушники с иконами ставятся на стол молодожёнов. По окончании гуляний следует бережно обернуть иконы рушниками и увезти в дом, где будут жить новобрачные.

Благословение родителями невесты

Родители выдают замуж свою любимую дочь. Это всегда очень волнительно и для мамы с папой, и для их ребёнка. Девушка покидает родительский дом навсегда и начинает свою самостоятельную жизнь вместе с будущим супругом. Конечно же, родителям хочется сказать в этот момент много по-отечески тёплых напутствий.

Слова благословения дочери перед свадьбой — это всегда очень трогательно. Здесь говорятся какие-то глубоко личные пожелания, часто обряд проходит со слезами на глазах (от волнения и счастья), поэтому лучше не делать это перед всей приглашённой публикой, а уединиться в комнате невесты.

Заранее родители невесты должны подготовиться к такому обряду. Желательно сходить в церковь и поговорить с батюшкой, он расскажет, как благословлять молодых маме невесты, какие слова подобрать для этого, какую купить икону для благословения молодожёнов.

  • Как правило, родителям невесты советуют приобрести икону Богородицы. Их существует великое множество, но издревле на Руси было принято молодых благословлять Казанской иконой Божьей Матери. Икона эта чудотворная, всегда покровительствовала всем христианам, широко почитается за чудеса, которые сотворила.
  • Благословить дочь перед свадьбой такой иконой особенно значимо. Она важна для женщин, хранительниц домашнего очага. В дальнейшем именно ей супруги будут молиться о благополучном зачатии и рождении деток, о защите своего дома и семьи от бед, напастей, недобрых и завистливых людей.
  • Также обязательно нужно приобрести рушник, которым родители будут брать икону, так как делать это голыми руками не положено. Ещё один рушник понадобится, чтобы стелить его на пол, когда молодые будут на него становиться. Рушники продаются и в церковных лавках, и в специализированных свадебных магазинах.
Читайте также:
Православная молитва от чревоугодия и обжорства

Итак, икона и рушник есть, жених приехал и выкупил невесту, остаются минуты до торжественной регистрации брака. Как не растеряться матери невесты? Как не забыть сказать самые важные и нужные слова?

Стоит помнить, это — не спектакль, а таинство. Подойти к этому моменту нужно со всей серьёзностью и ни на что не отвлекаться. Родители с молодыми закрываются в комнате, могут при этом ещё присутствовать крёстные отец и мать невесты, ну и фото- или видеооператор (всё-таки хочется такие моменты запечатлеть и оставить в памяти на всю жизнь).

1. На полу расстилается один рушник, молодожёны становятся на него коленями. Мама и папа держат икону в другом рушнике так, чтобы лик Пресвятой Богородицы обращался прямо на детей. Трижды иконою родители крестят молодых и говорят слова напутствия:

— Дорогие и любимые детки! Разрешите благословить вас на крепкую, долгую и счастливую жизнь. Своим хорошим семейным союзом радуйте друг друга и нас, ваших родителей. Пусть дом ваш всегда будет полной чашей, пусть звучит в нём громкий детский смех, живут мир и уют, спокойствие и согласие, любовь и взаимопонимание.

2. После этого родители могут прочитать трижды самую сильную молитву «Отче наш» или «Богородице Дево радуйся» как символ Божьего покровительства для их детей.

3. Невеста, потом жених прикладываются к иконе, крестятся трижды, обнимают родителей и покидают дом. При этом икона передаётся от матери невесте. При выходе собравшиеся родные, друзья и другие гости обсыпают молодых монетками, конфетками, зёрнами пшеницы и риса.

Благословение родителями жениха

Второе благословение новоиспечённые супруги получают после регистрации брака в ЗАГСе уже в родительском доме молодого мужа (или у входа в банкетный зал).

Мама и папа жениха также должны основательно подготовиться к этому обряду, приобрести два рушника и икону на свадьбу. Им надо купить образ Спаса Вседержителя. В православной иконографии такое изображение Иисуса Христа является наиболее распространённым. Одной рукой Спаситель держит Евангелие и указывает человечеству праведный путь спасения. Второю рукою он благословляет смотрящих на него. Такой самой почитаемой иконе молятся в любых нуждах, в радости и в горе.

  1. Благословение молодых родителями жениха проходит аналогично тому, что было в доме невесты. При входе в родительский дом или банкетный зал расстилается рушник, так называемый ковёр благополучия, на который становятся молодожёны.
  2. К ним подходят родители жениха, папа держит в руках икону Спасителя в рушнике, мама встречает молодых караваем.
  3. Обратив лик иконы на детей, папа трижды крестит их, потом говорят родители свои слова напутствия и пожелания.
  4. Молодые прикладываются к иконе, три раза крестятся. Икона передаётся от родителей жениха детям.
  5. После чего молодожёны ломают и съедает по кусочку каравая.

Несколько полезных советов на все случаи жизни

Всё это хорошо — обряды, традиции, их соблюдение. Но жизнь иногда вносит свои коррективы, и не всегда получается сделать всё по-правильному. Бывает, что дети живут совсем в другом большом городе, где учились, познакомились, встречались, начали работать и приняли решение создать семью.

Сейчас зачастую молодёжь сама себе устраивает свадьбы, организует всё по своему усмотрению, а родители приезжают как почётные гости. Нет родительского дома здесь, некоторые игнорируют обряд выкупа невесты, да и многое происходит уже совсем по-другому.

Как в таком случае устроить благословение молодых родителями? Мамы и папы новобрачных могут сделать это вместе после регистрации брака, перед началом празднования этого события в ресторане. Для этого хорошо было бы заранее договориться и приобрести иконы на свадьбу.

В этом случае лучше купить так называемый складень (книжечку, которая состоит сразу из двух образов — Казанской иконы Божьей Матери и Спасителя).

Вот несколько вариантов того, кто и что будет держать при проведении обряда:

  • Одна мама стоит с иконами, другая встречает детей караваем, папы стоят рядом.
  • Отец жениха держит в руках иконы, мама невесты — каравай. Мама жениха и папа невесты расстилают перед детьми на полу рушник и потом становятся рядом.
  • Мамы вместе стоят с иконами в руках, а папы — с караваем.

Если что-то не совсем получится, от волнения кто-то собьётся и забудет свои слова, не расстраивайтесь. Главное, чтобы благословение родителей было искренним, и они действительно желали детям счастья, по-настоящему, а не для публики, обрели для себя новую дочь или сына в лице зятя или невестки. Вот тогда у молодых обязательно всё будет в жизни хорошо.

Читайте также:
День Святого Духа 2021 года: значение, традиции и обряды

Какой иконой благословить сына или дочь перед свадьбой и на брак

Родители-христиане задолго до свадьбы своих детей задумываются, какой иконой благословить сына или дочь на брак. Для православных верующих благословение детей является не просто ритуалом, а действием, имеющим глубокую духовную силу.

Значение родительского благословения

В пятой заповеди Божьей говорится о том, что дети обязаны уважать родителей, и делают они это не ради отца и матери, а ради своей дальнейшей жизни и будущих детей. Родительское благословение при помощи икон является открытой дверью для счастья, мира и покоя в будущей семье.

Читайте о других заповедях:

Молодожены, выполняя повеление Божье, в покорности и смирении приходят к отцу и матери за благословением, вначале каждый сам по себе, а потом вместе, как будущие муж и жена. Обряд благословения повторяется несколько раз. Первый раз родители благословляют своего сына или дочь, затем молодая пара получает благословение родителей на сватании, перед венчанием и при первом вхождении в дом новой семьи.

Иконы для благословения детей перед браком

В каждой православной семье есть иконы, которыми родители благословляют своих детей на дорогу, учебу или от невзгод и болезни. Это могут быть святые лики Ангелов хранителей, Николая Угодника или Богородицы. Приходит время, и дети просят благословение родителей на свадьбу, получая его через молитвы иконам Божьей Матери и образа Спасителя.

Казанская икона Богородицы

Святой Казанский образ Богородицы является самым почитаемым среди православных христиан. Благодаря чудесам, происходящим после молитв у этого образа, верующие избрали его основным святым ликом для благословения своих детей.

Казанская икона Божьей Матери — заступница и покровительница русского народа.

Именно этот лик по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был отправлен в космическое путешествие, чтобы Покров Божьей Матери распространился над всей землей, даруя ей мир. Родители первый раз призывают покров Божьей Матери на будущую семейную жизнь дочери или сына, когда дают согласие на создание новой семьи во время помолвки.

Казанским образом священник встречает молодоженов в церкви и с ее помощью проводит обряд венчания, прося у Богородицы:

  • помазание на крепкую семью;
  • деторождение;
  • здоровья всем членам новой семьи;
  • мира;
  • благополучия.

Этой иконой мать благословляет дочь, давая напутствие, как построить счастливую семью.

Святой образ Спас Вседержитель

Каждая православная семья проводит молитвенные правила перед иконой Спасителя. Этот образ может быть священным наследием, передаваемым из поколения в поколение, от родителей детям, им просят у Иисуса Божьего покрова для будущей семьи, даруя ей радость и защиту в нуждах.

Отличительной чертой образа Спасителя является раскрытая Библия в правой руке Христа, левой рукой, сложенной для нанесения крестного знамения, Иисус благословляет молящегося перед ним христианина.

На заметку! Иконой «Спас Вседержитель» родители благословляют сына перед свадьбой, с ней молодая пара входит в общий дом.

На современные свадьбы покупают венчальную пару в виде складня из двух образов Божьей Матери и Спасителя, которую удобно хранить в любой квартире или доме. Главное условие при подготовке образов для венчания или благословения перед браком — освящение в храме, если святые лики куплены не в церковной лавке.

Родительское благословение

Перед выходом из отчего дома родители дают свое благословение детям, сына благословляют иконой Спасителя, дочь — образом Божией Матери.

Важно! Под образа для получения родительского благословения при помощи икон встают только крещеные жених и невеста.

В случае если один из молодых не был крещен в детстве или не принял православие в зрелом возрасте, необходимо просить батюшку провести прежде обряд крещения, а только потом готовиться к свадьбе. Некрещеные родители не должны держать святые иконы.

В православных семьях, где почитаются обычаи предков, молодожены перед выходом из дома встают на колени перед родителями, которые с троекратным крещением читают молитву и говорят короткое напутствие, после чего подносят образа детям для целования.

Важно помнить, что Святые лики обязательно держат на рушниках, купленных или вышитых самой невестой задолго до свадьбы. С этими образами свадебная процессия отправляется на церемонию бракосочетания и венчания.

По окончании свадьбы венчальные образа вешают или ставят в помещении так, чтобы перед ними было удобно совершать молитвы. В случае если молодые крещены были в детстве, но не познали Веру Христову, иконы заворачиваются в рушники и хранятся до времени воцерковления супругов.

Текст родительского благословения на свадьбу

Господь наш, Иисус Христос, молю тебя ради Пречистой твоей Матери, услышь меня и очистит меня от грехов, недостойную дочь Твою. Господь, во власти милости Твоей находятся дети наши (Имена), даруй им милость и спасение ради имени Твоего. Спаситель, прости им все прегрешения их, явные и невольные, которые дети совершили перед Тобой. Наставь их, Господи, на путь истинный, вразуми молодых на познание и исполнение заповедей Твоих, освети их Светом Христовым для спасения душ и исцеления тела. Господь, я призываю Твое благословение на каждое место, где они будут пребывать. Спаситель, храни детей наших под покровом Твоим от стрелы и пули летящей, от зноя, голода и холода, злых сил и колдовских чар, пусть минуют их несчастья и зло. Господи, очисти их от всякой скверны и зависимостей, исцели от внезапно нагрянувших болезней и испытаний, будь с ними в дни скорби и душевных страданий. Благослови, Творец Вседержитель, наших детей благодатью Духа Святого на долгие года жизненного пути, счастья, здоровья и чистоты. Даруй им, Боже, благочестие в семейной жизни и здоровых деток. Даруй и нам, родителям, недостойным и грешным рабам Твоим, благословить сына и дочь в любое время суток именем Твоим, вечным Царствием Твоим, стоящим в веки вечные. Аминь.

Порядок держания икон

Не существует единого порядка, кто держит образа, а кто каравай, на каждой свадьбе могут быть свои нюансы. Отцы могут держать караваи, а матери — иконы, а может мать невесты держать складень, а отец жениха — каравай.

Читайте также:
Вечерние молитвы на сон грядущий: 3 самых сильных

Родителям следует помнить, что это свадьба их детей, а не время делить первые роли. При благословении молодоженов главное — чистота и искренность пожеланий, ведь что человек сеет, то и жнет.

Маленькие советы

  1. Под образа и каравай следует приобрести несколько рушников. Каждая икона держится отдельным рушником. Под каждый каравай, а их может быть несколько, должно быть свое праздничное полотенце.
  2. Перед целованием иконы мать или отец троекратно крестят нею молодых, при этом совершая знамение сверху вниз, обратите внимание, слева направо, чтобы молодые получили православное крестное знамение, справа налево.
  3. Весь церковный обряд венчания должен предварительно оговариваться со священнослужителем, чтобы каждый присутствующий на венчании и держащий икону знал, что и как делать.

Внимание! В старину без родительского разрешения и благословения священник не имел права проводить обряд венчания. Непокорных детей, вступивших в невенчанный брак без родительского благословения, лишали наследства, принятия в обществе.

Молитвенное прошение перед Творцом со святыми образами имеет великую силу, ведь при этом частичка семейного счастья родителей передается по наследству детям, благословляя которых отец и мать просят заступничества Всевышнего Бога.

Преображение Господне: коротко о празднике

Приблизительное время чтения: 5 мин.

В нашей рубрике «Коротко о празднике» мы рассказываем о двунадесятых праздниках Русской Православной Церкви.

Что мы знаем о празднике

Дата: 19 августа
Статус: двунадесятый праздник

Событие: мы вспоминаем евангельское событие, когда на горе Фавор апостолы Иоанн, Петр и Иаков увидели Христа во всей Его Божественной, вечной славе.

История:

Приближались последние дни земной жизни Христа. Впереди — торжественный вход в Иерусалим, Тайная Вечеря, смерть на Кресте и Воскресение. Накануне этих страшных и великих дней Господь впервые прямо спросил своих учеников, за кого они Его считают. Тогда Петр твердо и без колебаний ответил: Ты — Христос, Сын Бога Живаго (Мф 16:16), выразив мнение всех апостолов. Значимость его слов заключалась в том, что до этого Сам Иисус никак явно не открывал перед ними Свою Божественную природу, ради того чтобы апостолы уверовали в Него как в Бога не вынужденно, а свободно. Ведь Он мог открыться перед учениками во всем Своем величии и славе уже в самом начале проповеди, но тогда апостолы исповедовали бы Иисуса как Бога просто из страха, под впечатлением от открывшегося перед ними.

Тогда же Господь, начиная «настраивать» апостолов к предстоящим событиям, сказал, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мф 16:21). Слова эти так опечалили апостолов, что Петр даже стал прекословить Учителю: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! (Мф 16:22).

По прошествии нескольких дней Господь, взяв с собой Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на гору Фавор, чтобы помолиться. И когда они оказались на вершине, Христос преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф 17:1–2). При этом явились два великих ветхозаветных пророка — Илия и Моисей, которые беседовали с Господом о Его будущих страданиях и смерти (Лк 9:31).

На гору опустилось светлое облако, из которого раздался голос Бога Отца: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф 17:5). Апостолы в ужасе упали на землю.

Когда же они услышали слова, обращенные к ним: встаньте, не бойтесь (Мф 17:7), и поднялись, то ветхозаветные пророки и облако уже скрылись, а перед ними стоял их Учитель — уже не сияющий ослепительным светом.

Читайте также:
Архангел Гавриил - хранитель какого учреждения, в чем помогает

Так Спаситель приоткрыл апостолам Свою Божественную природу, укрепив их в вере перед Своими грядущими мучениями и смертью на Голгофе и показав каждому, кто последует за Ним, тот свет, которым он преобразится в Царствии Небесном.

Икона праздника

Пророки Моисей и Илия — главные пророки Ветхого Завета. Моисей умер, не достигнув земли обетованной, Илия был взят на небо живым. Их явление, пишет Златоуст, означало, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».

Гора Фавор — пологая. Скалы на иконе — символ духовного восхождения верующего к Богу, а также образ крепкой, как камень, веры.

Апостолы, ослепленные светом, лежат на земле. Иаков и Иоанн закрывают рукой лицо, не смея взирать на Преображенного Спасителя, и только Петр смотрит на Христа, готовясь произнести слова: «Наставник! хорошо нам здесь быть».

Мандорла — круг света вокруг Христа, символ Божественной славы и величия.

Лучи света, исходящие от фигуры Христа — образ света Преображения: Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить (Мк 9:3).

Фаворский свет — свет Божественной славы, которым просияло лицо Христа во время Преображения. В XIV веке возник богословский спор о том, что это был за свет — тварный или нетварный. В итоге восторжествовала позиция святого Григория Паламы, который писал, что ученики Христа «видели, и видели доподлинно, то нетварное и Божественное Сияние, тогда как [Сам] Бог пребывал незримым в [Своей] пресущественной Сокрытости». И так как Сам Христос этим светом освятил человеческую природу, то и каждый уверовавший в Спасителя человек, по учению Церкви, может также сподобиться своего личного Преображения, восприняв нетварный, Фаворский свет. Таков величайший смысл этого двунадесятого праздника. Феофан Грек, знаменитый русский иконописец XIV века, написал одну из самых известных икон Преображения Господня. Сейчас она хранится в Третьяковской галерее.

Фаворский свет в палитре Феофана Грека будто бы «материализовался», вспышками присутствуя на каждом изображении.

На миниатюре Лицевого летописного свода Феофан Грек и Семён Чёрный расписывают церковь Рождества Богородицы в Москве.

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

19 августа; 1 день предпразднства (с 18 авг.) и 7 дней попразднства (по 26 авг.)

Историческое содержание

В православном календаре этот праздник называется «Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» и совершается сейчас 19 августа. Для многих любителей литературы он ассоциируется с замечательными стихами Бориса Пастернака.

Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры!

Эти стихи выражают настроение праздника – такого аристократически изысканного, блистательного. В народном же календаре, сверх меры озабоченном кулинарными проблемами, он именуется Вторым, или даже Яблочным, Спасом.

Начнем с первого уровня изучения этого календарного феномена – с выяснения смысла самого евангельского события «преображения». Что означает сам этот термин? Какое событие Священной истории и почему получило такое название?

Преображение: событие и смысл

Через восемь дней после торжественного исповедания ап. Петром своего Учителя Мессией (Христом), – пишет евангелист Лука, – Иисус, «взяв с Собою Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору помолиться. И во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала сверкающей белизны. И два человека беседовали с Ним, – это были Моисей и Илья, явившиеся в сиянии небесной славы. И говорили они об исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме.

А евангелист Марк уточняет: «Когда они спускались с горы, Иисус велел, чтобы они никому не рассказывали о том, что видели, до тех пор, пока Сын Человеческий не встанет из гроба. Они это исполнили, но между собой толковали: “Что значит встать из гроба?”» (Мк.9:9-10).

Исторический и богословский смысл этого важного эпизода Священной истории ясен. Вспомним о том, что Иисуса Христа не только простой народ, но даже ученики считали прежде всего земным царем-воителем. И лжемессианские иллюзии сохранялись у апостолов даже после Его Вознесения, вплоть до Пятидесятницы! Поэтому Господь приоткрывает им завесу будущего и являет Себя Сыном Божиим, владыкой жизни и смерти. Он заранее уверяет учеников в том, что близкие страдания – не поражение и позор, но победа и слава, увенчанная Воскресением.

При этом Христос прибегает к судебному правилу, сформулированному в Законе Моисея: «При словах двух свидетелей. состоится всякое дело» (Втор.19:15). Этим Он юридически опровергает нелепые обвинения со стороны книжников и фарисеев в нарушении им еврейского законодательства. Призывая Себе в «свидетели» самого Законодателя (!) и грозного пророка Илию, – которые говорят с Ним о Его «исходе» к смерти и Воскресению, – Христос удостоверяет апостолов в согласии Своего дела с Законом Моисея. Он надеется, что хотя бы ближайшие ученики не поддадутся отчаянию, но сами станут опорой сомневающимся. Таков смысл празднуемого события.

Читайте также:
Молитвы Архангелам на каждый день недели

На иконах праздника Иисус обычно предстает в ореоле «фаворского света» – сияния, явившегося апостолам. Слева и справа от Него – Илия и Моисей, который держит в руках “Скрижали завета” – каменные доски с десятью важнейшими законами. У их ног – апостолы, павшие на лица и прикрывающие их руками от нестерпимого света, устремляющегося к ним в виде изломанных лучей.

Преображение: единичное событие и ежегодный праздник

Но когда же произошло само событие преображения – неужели в конце лета, а не перед крестными страданиями Спасителя, как явствует из логики евангельского повествования?

Выдающийся отечественный историк, проф. С.-Петербургской Духовной академии В. В. Болотов убедительно доказал, что Христос преобразился перед учениками незадолго до Своей последней Пасхи, в феврале или марте по нашему календарю. При этом, анализируя историю нескольких праздников, он показывает, что в установлении календарных дат своих торжеств Церковь иногда руководствовалась «педагогическими» (миссионерскими) соображениями. Фиксируя праздники нарочито в дни языческих торжеств, Церковь хотела преодолеть местные традиции, пережитки прежних религиозных обычаев.

Так произошло и с праздником Преображения. Ранее всего, по мнению В. Болотова, он был учрежден в Армении и Каппадокии взамен местного почитания языческой богини Астхик (аналог греческой Афродиты) и приходился на шестую неделю после Пасхи.

Эта «миссионерская» логика была актуальна и в других странах. Так, в Греции и Италии окончание сбора винограда еще долго сопровождалось языческими «вакханалиями» – веселым праздником в честь хмельного бога Вакха. Чтобы вытеснить его из обихода (или «христианизировать») было решено праздновать в это время «Преображение», искусственно совместив с ним благодарственный молебен Богу за дарование «плодов земных». (Собрать максимальное количество селян, особенно живущих в дальних горных районах, в церкви можно было только по большим праздникам.) Это продолжение ветхозаветного обычая благословения «начатков» – первых плодов. В Константинополе праздник утвердился лишь при императоре Льве Философе (886–912 гг.), причем, был фиксирован в неподвижном, минейном календаре (причина происхождения даты именно 6 августа все еще остается под вопросом). А от византийцев он перешел к славянам.

Интересно, что этот восточный по происхождению праздник появился на Западе достаточно поздно. Здесь Festum Transfigurationis Christi, как он называется в католическом календаре, долго не был всеобщим. Только в 1457 г. папа Калликст III сделал его повсеместным и установил для него чин богослужения. Причем, это сделано в память важной победы христианского войска, собранного св. Иоанном Капистраном, над турками 6 августа 1456 г. В результате была снята осада Белграда и остановлена турецкая экспансия в Западную Европу.

В Православной Церкви Преображение имеет статус двунадесятого праздника. В Католической Церкви его литургический ранг ниже и соответствует праздникам в честь апостолов и евангелистов. Литовский философ и богослов Антанас Мацейна в связи с этим писал: «Основа возникновения праздника на Востоке – богословская: это размышления писателей и отцов Греческой Церкви о Боге как о Свете, Который сияет в глубинах бытия и поэтому человек может не только Его ощущать, но иногда даже ясно видеть. На Западе же стимул к его празднованию носил общественный характер» .

Хорошо! – воскликнет нетерпеливый читатель. – Это богословские тонкости! Но при чем же здесь яблоки?! Всё очень просто.

Действительно, предписанная Церковным уставом «Молитва в причащении гроздия в 6-й день августа» говорит только о благословении «плода лозного нового» (винограда). Но, заимствовав от греков календарь праздников и сопровождающих их обрядов, сформировавшихся в регионе Средиземноморья, россияне поневоле должны были «нарушить» устав и заменить виноград яблоками – основными плодами Севера. Отсюда странное, хотя и благозвучное название праздника – «Яблочный Спас», не имеющее никакого отношения к его богословской и исторической основе.

Для любознательных читателей:

Болотов В. В. Михайлов день. Почему собор св. архистратига Михаила совершается 8 ноября? (Эортологический этюд) // Христианское Чтение. 1892. № 11-12. С. 616-621, 644;
Дмитриевский А. А. Праздник Преображения Господня на Фаворской горе. СПб., 1913;
Рубан Ю. «Свет без пламени» // «Вода живая». С.-Петербургский церковный вестник. 2007. № 8.

Преображение Господне – 19 августа в 2021 году

Преображение Господне в 2021 году (19 августа) – двунадесятый праздник, который Православная Церковь отмечает 19 августа. В народе его обычно называют Яблочным Спасом.

Преображение Господне в 2022 году (19 августа)

Преображение Господне в 2023 году (19 августа)

Преображение Господне: история

Об этом событии повествуется в трех синоптических Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36). Незадолго до Своего страдания (Предание гласит, что Преображение произошло за сорок дней до Голгофы, поэтому промежуток между Преображением и Крестовоздвижением составляет сорок дней) Христос взял троих апостолов — Петра, Иакова и Иоанна — на гору в Галилее (по Преданию — гора Фавор), где, молясь, преобразился: одежда и лицо Его просияли белым светом. Возле Христа стояли пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним.

Читайте также:
Основные молитвы, которые должен знать каждый православный

В неизреченной радости апостол Петр простосердечно обратился ко Господу: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии». В этот момент апостолов осеняет светлое облако, из которого раздается глас Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

Сходя с горы, Христос заповедовал ученикам не рассказывать о дивном явлении до Его Воскресения.

Праздник Преображения Господня отмечается с IV века – времени, когда святая царица Елена построила храм Преображения Господня на месте события.

Богословское содержание Преображения Господня трудно переоценить. Выдающийся византийский богослов и один из величайших православных святых XIV века святитель Григорий Палама сформулировал учение о Фаворском Свете — одном из проявлений благодати, через которую человек соединяется с Богом. На этом учении зиждется исихазм — восточнохристианская практика так называемой умной молитвы.

Полемика святителя Григория с другим богословом того времени, Варлаамом, выявила серьезные противоречия между православным и западным богословием. Оппонент святителя Григория Варлаам в дальнейшем принял римокатоличество и стал епископом Иеракским, его учение было принято Римо-Католической Церковью.

Народное название праздника Преображения Господня — Яблочный Спас. В этот день по традиции освящаются плоды нового урожая. По уставу положено освящать виноград, но в России, где виноград не вызревает, — яблоки. На основе уставных требований сложился благочестивый народный обычай не есть яблок нового урожая до Преображения, так называемый «яблочный пост».

По уставу Успенского поста, на шестой день которого приходится праздник, в этот день позволяется есть рыбу.

Событие праздника и его эортологическая динамика

Данный праздник установлен в память Преображения Господа Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. О нем рассказывается в трех синоптических Евангелиях: Мф. 17: 1–6; Мк. 9: 1–8; Лк. 9: 28–36.

В последний год Своего общественного служения, находясь в Кесарии Филипповой, Господь в преддверии грядущих страданий начал открывать ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16: 21). Слова Учителя сильно опечалили апостолов, и особенно Петра, который стал прекословить Спасителю, говоря: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16: 22). Заметив скорбь учеников и желая облегчить ее, Иисус Христос обещал некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по Своем отшествии: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16: 28).

Спустя шесть дней Господь в сопровождении учеников отправился из Кесарии в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, Он взял с Собой трех учеников – Петра и братьев Иакова и Иоанна и взошел с ними на вершину помолиться. И апостолы, утомившись, уснули: «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном» (Лк. 9: 32).

Во время их сна Господь Иисус Христос преобразился: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9: 29). Очнувшись от сна, апостолы увидели Его в светлых одеждах с исходящим от Него ярким светом. Христос беседовал с двумя мужами – пророками Моисеем и Илией о предстоящих страданиях. Когда разговор подходил к концу, Петр проникся дерзновением и сказал Господу: «Наставник! хорошо нам здесь быть, сделаем три кущи, одну – Тебе, одну – Моисею и одну – Илии» (Лк. 9: 33). Но Иисус тотчас показал ему, что не имеет нужды в скинии, что Он есть Тот, Кто в продолжение 40 лет делал в пустыне палатки из облака его отцам. «Когда Он еще говорил, – повествует евангелист Матфей, – се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17: 5).

При этих словах апостолы в сильном страхе пали ниц. В это время слава Господня, а вместе с ней и пророки, скрылась от них. Господь подошел к лежавшим на земле ученикам, говоря: «Встаньте, не бойтесь» (Мф. 17: 7). Подняв глаза, апостолы никого не увидели, кроме Господа Иисуса. Они стали спускаться с горы. Дорогой Господь заповедал им никому не говорить о видении до тех пор, пока Он не примет страдания и смерть и не воскреснет в третий день. Апостолы выполнили просьбу Спасителя и умолчали до поры об увиденном.

Читайте также:
Молитвы Киприану от порчи, сглаза, колдовства

Несмотря на то, что вспоминаемое событие совершилось за 40 дней до распятия Спасителя, оно отмечается в августе, а не в феврале, так как иначе празднование приходилось бы на время Великого поста. По установленной традиции, временной промежуток в 40 дней отделяет Преображение от празднуемого 14 сентября Воздвижения Креста Господня, когда Церковь вновь вспоминает Христовы страсти и Его страдание на кресте. В связи с этим протоиерей Александр Шмеман замечает: «До своего оформления в отдельный праздник воспоминание Преображения, несомненно, было связано с пасхальным циклом, на что еще и сейчас указывают тропарь и кондак этого дня: ”…да егда Тя узрят распинаема”»[1].

Что касается хронологии установления праздника, то в исторической литургике существуют версии о его чрезвычайно древнем происхождении: «С 900 года его празднуют в Византии как… Преображение Спасителя»[2].

Однако более вероятно, что рассматриваемый праздник был установлен в IV веке: в это время равноапостольная Елена, мать Константина Великого, возвела на горе Фавор храм в честь Преображения Господня. И некоторое время Преображение было в Палестине местным празднованием. Лишь с V столетия празднование получило повсеместное распространение на христианском Востоке.

Праздник в православном богослужении

Отдельные сведения, связанные с диахронической специфичностью празднования Преображения Господня в Палестине, можно почерпнуть из труда А.А. Дмитриевского «Праздник Преображения Господня на Фаворе». Он, в частности, пишет: «К 6 августа, ко дню праздника Преображения Господня, жизнь на Фаворской горе принимает не только характер оживленный, но даже излишне игривый, чуждый совершенно царящему здесь в обычное время спокойствию и полному безмолвию… Для совершения торжественного богослужения в этот день прибывает со своей свитой или Назаретский митрополит, или даже из Иерусалима кто-либо из епископов-синодалов»[3].

Вечернее богослужение совершает владыка с местным и прибывшим духовенством. Специально приглашенные певчие стараются сделать всенощное бдение еще более великолепным с помощью нотных аниксандариев (стихи псалма «Благослови, душе моя, Господа»), кекрагариев (стихир на «Господи, воззвах») и доксастариев – славников. Кроме обычного торжественного малого выхода всех священнослужителей для пения «Свете тихий», «совершается и благословение хлебов на литии, причем когда стечение богомольцев в храме бывает значительное, для совершения литии и благословения хлебов выходят на монастырский двор под открытое небо».

Заутреня совершается обычным порядком по чину Великой Константинопольской Церкви, до великого славословия, после которого непосредственно следует литургия. Если ее служит архиерей, то, по принятому обычаю, облачение его происходит прежде – на средине храма, причем священные архиерейские одежды выносят из алтаря сослужащие с ним иереи после возгласа диакона: «Иереи, изыдите».

За литургией, а равно и на заутрене, произносятся на церковнославянском языке некоторые ектении и возгласы и читаются Апостол и Евангелие на трех языках – греческом, арабском и церковнославянском.

В конце литургии положен молебен и совершается крестный ход вокруг храма Преображения.

Локальной особенностью праздника является то, что палестинские христиане ко дню праздника Преображения приурочивают нередко крещение своих детей, а также и время совершения первого пострига над детьми, достигшими уже трехлетнего или даже большего возраста. Поэтому накануне на Фаворе в обители совершается обряд крещения. В самый день праздника на литургии по Евангелии архиерей читает молитвы «на пострижение власов» и кресто­образно совершает постриг детей, говоря: «Постригается раб Божий (имя рек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Затем произносится краткая сугубая ектения за восприемника и постригаемого и совершается отпуст.

На синхронном срезе Преображение Господне относится в Русской Православной Церкви к Господским, неподвижным праздникам и имеет все литургические особенности великого двунадесятого празднования. Помимо этого, располагает одним днем предпразднства (5 августа) и семью – попразднства (с 7 по 13 августа). Отдание совершается 13 августа.

Чин освящения плодов на Преображение Господне

В некоторой степени, которую нельзя, однако, преувеличивать, праздник Преображения связан и сопоставим с ветхозаветным праздником кущей. Подобная взаимность подтверждается и традицией совершать в оба этих торжества освящение плодов.

На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за дарование этих плодов. Часть урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства евхаристии. Очевидно, что в христианстве освящение плодов в день праздника Преображения приобрело особое символическое значение. В Преображении Христа показано то новое, преображенное и благодатное, состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Христа и которое осуществится в воскресении людей. И вся природа, которая пришла в расстройство с того момента, когда в мир через человека вошел грех, теперь вместе с человеком ожидает грядущего обновления. Поэтому несколько слов нужно сказать о разработанном в Русской Православной Церкви чине освящения плодов, который горячо любим православными людьми. С течением времени рассматриваемый праздник даже получил название Яблочного Спаса, поскольку в этот день освящаются яблоки – самый распространенный плод на Руси.

Читайте также:
Молитвы о сохранении беременности и рождении здорового ребенка

Итак, после заамвонной молитвы, при пении тропаря и кондака праздника, священник кадит плоды. Затем диакон возглашает: «Господу помолимся», и священник читает молитву «в причащение гроздия»: «Благослови, Господи» и молитву «о приносящих начатки овощей»: «Владыко Господи Боже наш». После – при пении тропаря – окропляет плоды святой водой. Затем следуют «Буди имя Господне» и отпуст праздника.

Иконография праздника

Основой для иконографии праздника Преображения Господня становится евангельское повествование.

На иконах, фресках, миниатюрах рукописей Спаситель, стоящий на горе, изображается в центре композиции, по сторонам от Него – пророки, у подножия горы – павшие ниц апостолы.

Одним из древнейших образов Преображения является мозаика апсиды церкви святого Аполлинария (Сан Аполлинаре ин Классе) в Риме (середина VI в.): фигура Христа в центре заменена изображением огромного четырехконечного креста в медальоне, над ним – десница Господа. По сторонам на облаках – полуфигуры Моисея и Илии, а ниже, посреди деревьев, изображены три агнца, по всей видимости символизирующие трех учеников Спасителя. Подобный вариант иконографии характерен для раннехристианского искусства, изобилующего сложными символами. Однако он не находит дальнейшего распространения.

Другой изобразительный тип демонстрируют мозаики монастыря святой Екатерины на Синае. В них представлено явление Господа во славе апостолам, то есть событие Нового Завета, при котором также присутствует пророк Моисей. Пророки и апостолы изображены здесь на золотом фоне, в белых одеждах. Стоящий в центре композиции благословляющий Спаситель окружен сиянием славы – из овальной голубой мандорлы исходят лучи света. Такая композиция получает широкое распространение в византийском и древнерусском искусстве[4].

Примерно с XII века она будет дополнена изображениями восходящих и нисходящих с горы апостолов во главе с Христом: церкви Благовещения в Грачанице (1321), Богородицы Перивлепты в Мистре (третья четверть XIV в.).

В более поздних памятниках появляется еще ряд иконографических деталей, делающих повествование о Преображении более подробным. Так, на некоторых иконах XVI–XVII столетий по сторонам от Христа изображаются не только пророки Моисей и Илия, но и восстание Моисея из гроба и перенесение на гору Фавор на облаке Илии. Обоих ветхозаветных праведников сопровождают ангелы (русские иконы конца XVI в.).

Весьма значима роль сцены Преображения в составе храмовых росписей и особенностях ее местоположения в пространстве храмов. Поскольку Преображение понималось как прообраз грядущих Христовых страстей, что нашло отражение и в святоотеческих толкованиях, и в богослужебных текстах, данный сюжет в нарушение хронологического повествования являлся элементом страстного цикла (церковь Спаса на Нередице; 1199; Новгород Великий). Более того, зачастую в русских иконостасах XVI–XVII веков Преображение становится обозначением страстного цикла, замещая его в праздничном ряду между композициями Входа в Иерусалим и Распятия.

Читайте также:

Новости Барнаула

Опросы

Спецпроекты

  • Газ на Алтае
  • Налоги для физических лиц
  • FITamic
  • FM-Продакшн
  • Все проекты
  • Правила поведения на сайте

  • Алтай
  • Барнаул
  • Коронавирус сегодня
  • Бийск
  • Рубцовск
  • Республика Алтай
  • Политика
  • Экономика
  • Правила жизни Искателей
  • Общество
  • Недвижимость
  • Происшествия
  • Мобильный репортер
  • Экология
  • Здоровье
  • Авто
  • Инфографика
  • Культура
  • Туризм
  • Спорт
  • Наука
  • Только о хорошем
  • Тесты и игры
  • Люди говорят
  • Образование
  • Кухня
  • Дача
  • Только на amic.ru
  • Подкасты
  • Вакансии
  • А это вообще законно?!
  • AmicМилосердие
  • Марафон победы
Прямой эфир

Преображение Господне. Как его надо отмечать и что нельзя делать в великий праздник

Преображение Господне отмечают православные 19 августа 2021 года. Этот праздник относится к числу двунадесятых, то есть самых важных, которые посвящены событиям из земной жизни Иисуса Христа. Согласно евангелию, в этот день Иисус предстал преображенным перед своими учениками. В чем смысл Преображения Господня, почему в этот день священнослужители облачаются в белое и почему 19 августа освящают яблоки — читайте в материале amic.ru.

Традиция празднования Преображения Господня зародилась еще в IV веке. 19 августа (6 августа по старому стилю) православные вспоминают событие, когда Спаситель явил свое Божественное величие своим близким ученикам – апостолам Петру, Иоанну и Иакову. Произошедшее описано сразу в трех Евангелиях — от Матвея, от Марка и от Луки.

За сорок дней до своей смерти на Голгофе Иисус Христос в сопровождении учеников Петра, Иакова и Иоанна отправился помолиться на гору Фавор. Во время молитвы на вершине горы ученики увидели, как Учитель их преобразился “и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет” (Мф 17:1-2).

Также перед глазами удивленных учеников предстали и два великих ветхозаветных пророка – Илия и Моисей, которые говорили с Господом о его последних днях жизни, страданиях и смерти. Апостолы были поражены и наблюдали за происходящим. Вдруг на гору опустилось светлое облако, из которого ученики услышали голос: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте“. Это был голос Бога Отца. Испугавшись, апостолы пали ниц.

Тогда Иисус сказал им встать и не боятся. Когда ученики поднялись с земли, то не было рядом уже ни ветхозаветных пророков, ни облака. Стоял пред ними только их Учитель, в привычном образе. Иисус запретил Петру, Иоанну и Иакову раскрывать тайну Преображения “доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых”.

Читайте также:
Псалом 139: текст молитвы на русском, для чего читают

“Преображение” переводится с греческого как “изменение формы”, “превращение в другой вид”. Смысл Преображения Господня в том, что так Иисус Христос показал, что нем соединяется сразу два естества – человеческое и божественное. Полное название праздника — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Как считает богослов Иоанн Златоуст, Господь преобразился для того, чтобы показать свое следующее пришествие на небесах во славе и будущее преображение человеческого естества. А явление Моисея и Илии (один из них был уже мертв, а второй был взят живым на небо), по мнению Златоуста, означало, что Христос властвует над смертью и жизнью, пишет “Фома”.

“Яблочный спас” — так в народе прозвали праздник Преображения Господня. “Спас” — это сокращение от слова “Спаситель” (еще одно имя Иисуса). По ветхозаветной традиции 19 августа верующие несут в храм плоды первого урожая, дабы освятить их и поблагодарить Бога за дары. В Израиле и Греции — это виноград. А в Древней Руси к этому времени поспевали яблоки. Их-то как раз и несли на освящение в церковь. Отсюда и название — Яблочный спас. Хотя, по сути, 19 августа можно освящать любые плоды, которые уже поспели к празднику.

Накануне Преображения Господня в храмах проходит Всенощное бдение. А утром 19 августа совершается полиелей — это самая торжественная часть Утрени, читаются каноны, которые подчеркивают величие события, которое произошло на вершине горы Фавор.

Также в праздничный день совершается литургия. Во время службы священники надевают белые одежды – они символизируют небесное сияние, тот самый фаворский свет, который увидели апостолы во время преображения Христа.

19 августа прихожане приносят в храм плоды нового урожая – виноград, яблоки, груши, колосья пшеницы для того, чтобы освятить. Чин освящения плодов в церкви имеет большое значение для верующих. Согласно Типикону, до Преображения Господня запрещается есть виноград и другие плоды нового урожая: “Если кто из братьев съест виноград раньше праздника Преображения, то за своё непослушание получит запрещение: не есть виноград весь месяц август (то есть до 1 (14) сентября), так как нарушил заповеданный устав, таким образом и все остальные научатся соблюдать устав святых отцов“.

Также на Яблочный Спас хозяйки пекли яблочные пироги, варили варенье и зазывали гостей.

19 августа нельзя употреблять мясо, молочные продукты и яйца. Ведь Преображение Господне выпадает на период Успенского поста, который продлится до 28 августа. Хотя в честь праздника можно позволить себе рыбу.

Также из-за поста в это день нельзя развлекаться, шуметь, ссорить и сквернословить.
Как и при остальных больших церковных праздниках на преображение нельзя убираться и стирать. Сделать это лучше накануне, при подготовке к празднику. Тяжелую работу тоже переносили на другой день. Запрещено шить и вязать.

Преображение Господне 2022: история и традиции праздника

Так Евангелие описывает одно из величайших событий в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа — Преображение.

Писание не уточняет, где именно это случилось, но Предание указывает на гору Фавор, что располагается в 9 км от Назарета. Хотя некоторые современные исследователи полагают, что с большей долей вероятности это произошло на другой вершине — Ермон, которая выше и была в те времена безлюдна, в то время как на Фаворе находилось римское укрепление. Впрочем, важно не место, а само событие, ведь это был первый раз, когда Господь явился перед людьми во всем Своем Божественном сиянии. Он знал, что предстоящие испытания уже близки, что апостолам предстоит проверить на прочность свою веру, и потому явил им чудо, позволив воочию убедиться в том, о чем они знали раньше лишь с Его слов.

Ведь, несмотря на большое количество чудес, совершенных Господом, ученики все равно в глубине души воспринимали Его как мудрого учителя, доброго человека, но все-таки не Бога. И вот на горе Фавор Он явил им Свою неземную суть, и совершилось это очень наглядно, информативно и доступно для понимания. Белизна одежд Спасителя стала такой, какую не мог создать ни один земной мастер. Очень важно было и присутствие при Преображении Моисея и пророка Илии. Своим присутствием они показали, что Господь не отвергает ветхозаветное учение, как считали фарисеи, а сами пророки, повинуясь Ему, показали, что Он есть Бог истинный. Кроме того, некоторые люди в то время принимали Иисуса за вернувшегося на землю пророка Илию, но сейчас все встало на свои места.

Господь показал Свою истинную Божественную суть апостолам и всем нам, христианам, маловерным и вечно сомневающимся.

Читайте также:
Архангел Иегудиил: кто он в православии, когда ему молятся

Когда отмечается

Праздник Преображения Господня или, как его называют в народе, Яблочный Спас, относится к двунадесятым праздникам (двенадцати главным событиям в жизни Иисуса Христа и Богородицы) и отмечается Православной Церковью 19-го августа (6-го по григорианскому календарю).

Конечно, сегодня невозможно точно определить дату этого события, однако христианские историки указывают, что, скорее всего, это случилось незадолго до Крестной Смерти Спасителя — примерно в феврале или марте. Но почему же тогда мы отмечаем Преображение в конце августа?

Дело в том, что, воцарившись в мире, христианская Церковь постаралась не столько запретить языческие праздники, сколько органично заменить их. Вопреки модному сейчас мифу о насилии над идолопоклонниками, которое якобы чинили носители новой веры, христианство входило в сознание людей постепенно, не руша большинства народных традиций (если они, конечно, не противоречили заповедям). Так, праздник урожая, отмечавшийся повсеместно в конце лета, превратился в День Преображения Господня — можно сказать, тоже преобразился. На юге в этот день праздновали сбор винограда, а в России, где он не растет, солнечную лозу заменили яблоки. Так появилось народное название Преображения — Яблочный Спас. Вот такое мирное сочетание народного дня сбора плодов и православного праздника.

История праздника

К славянам праздник Преображения и освящения даров земли пришел из Византии. А вот на Западе он появился довольно поздно — лишь в средневековье. Кстати, некоторые деноминации протестантов до сих пор отмечают Преображение весной.

Сегодня этот день празднуется Русской Православной Церковью повсеместно. По всей стране 19 августа звонят колокола, а люди идут в храмы и несут туда яблоки, чтобы освятить их и разделить с близкими.

Двунадесятый праздник Преображения Господня наполнен множеством народных традиций, органично сочетая их с православными. Как и тысячи лет назад, современные люди очень любят ритуалы и обряды, и чин освящения яблок, совершаемый после Божественной литургии, пришелся по душе всем.

Накануне праздника служится всенощная, а утром читаются каноны преподобных Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина. В этот день священнослужители облачаются в белые ризы, символизирующие сияющие одежды, в которых явился Своим ученикам Христос.

Праздник приходится на Успенский пост, однако в этот день разрешается его послабление: допустимо есть рыбу, растительное масло и пить вино. А еще, согласно традиции, это первый день, когда можно начинать вкушать плоды нового урожая. Раньше люди строго соблюдали это правило и до Второго Спаса не прикасались к яблокам. Затем съедались первые, освященные плоды, а уж после можно было печь яблочные пироги, варить варенье и просто наслаждаться сочными дарами садов.

О духовном смысле Преображения для каждого из нас говорит отец Игорь (Сильченков), настоятель Храма Покрова Пресвятой Богородицы села Рыбачье Алуштинского благочиния Симферопольской и Крымской епархии РПЦ МП: «В этот день мы читаем прекрасные слова молитвы кондака о том, что апостолы увидели славу Христову столько, сколько сердце их смогло ее вместить. И на это стоит обратить особое внимание. Наверное, на горе Фавор могли быть и другие люди, но они бы просто ничего не увидели. Они стояли бы рядом, но не увидели преобразившегося Христа.

Как тогда, так и сегодня люди живут бок-о-бок, едят одну и ту же еду, дышат одним воздухом, но один человек горит верою во Христа и дорожит каждой секундой своей жизни, ради того, чтобы посвятить ее Господу и спасению своей души, а другой равнодушно пройдет мимо храма и даже не заглянет туда, несмотря на великий праздник. Один человек никогда не боится, будет ли у него еда и одежда, что случится завтра и будут ли у него деньги, потому что знает, что единственное, что ему действительно необходимо сегодня, завтра и всегда — это спасение души, молитва и покаяние, и только это он боится потерять и этим дорожит, и этот человек видит Славу Божию и вмещает ее в свое сердце. А другой, тот, что не зашел в храм, потом спрашивает Бога, откуда в жизни взялось столько неудач и несчастий, почему ничего не получается: ни в работе, ни в семье, ни с детьми. А ответ очень простой: потому что он не молился и не просил Бога помощи обо всем этом. Человек не может вместить Благодать Божью, если душа его переполнена грязью, самооправданием, леностью. Такой человек, конечно, никогда не сможет увидеть Славу Божью. Каждый из нас начинает видеть ее и вмещать в свое сердце только тогда, когда остановится от земной суеты, осознает грехи и станет готовиться к покаянию».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: