Православные праздники 2021
Приблизительное время чтения: меньше минуты.
Можно сказать, что для верующего человека – каждый день праздник. Проснулся утром – это ли не повод для радости? Кроме того, в церковном календаре на каждую дату есть целый список имен святых и икон, почитаемых в этот день. Но есть в церковном календаре дни, отмеченные особо.
Главный из них – «праздников Праздник» – Пасха. Христово Воскресенье – центр православной веры, открывающий человеку величие и бесконечную любовь Господа. И вокруг воспоминания об этом главном в христианской истории событии строится церковный календарь постов и праздников. Недели в православном календаре считаются не от начала светского года 1 января и даже не от начала церковного 14 сентября. Отсчет ведется от Пасхи, и даты всех переходящих праздников определяются по дате Светлого Воскресенья. За десять недель до него начинается подготовка к великому дню, потом отсчитывается семь недель от Пасхи до Троицы, а дальше – от Троицы до начала нового подготовительного к Пасхе периода. Тем не менее, в календаре больше непереходящих праздников, дата которых неизменна из года в год. Все православные праздники делятся на великие, среди которых двенадцать главных по своему значению после Пасхи, средние и малые. Уточнить дату конкретного праздника всегда можно в церковном календаре, но многие даты верующие помнят или могут рассчитать, зная дату Пасхи: в 2021 году это 2 мая. Итак, двунадесятые православные праздники в 2021 году это:
- Рождество Христово – 7 января;
- Крещение Господне – 19 января;
- Сретение Господне – через 40 дней после Рождества, 15 февраля;
- Благовещение Пресвятой Богородицы – за девять месяцев до Рождества, 7 апреля;
- Вход Господень в Иерусалим – за неделю до Пасхи, 25 апреля в 2021 году;
- Вознесение Господне – через сорок дней после Пасхи, 10 июня в 2021 году;
- День святой Троицы – через пятьдесят дней после Пасхи, 20 июня в 2021 году;
- Преображение Господне – 19 августа;
- Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа;
- Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября;
- Воздвижение Креста Господня – через сорок дней после Преображения, 27 сентября;
- Введение во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря.
Все эти праздники делятся на Господские, то есть посвященные Спасителю, и Богородичные, посвященные Его Матери. Все двунадесятые, кроме Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресенья), отмечаемого непосредственно перед началом самой строгой и трудной в году Страстной недели, имеют от одного до нескольких дней предпразднества и попразднества, то есть периоды, когда на богослужениях в храме, как и в сам праздник, звучат посвященные ему песнопения. Пасха же и вовсе празднуется целую неделю, а период попразднества длится до самого Вознесения.
За двунадесятыми по важности вспоминаемых событий следуют великие православные праздники, даты которых и в 2021 году, и в другие годы одни и те же:
- Обрезание Господне – 14 января;
- Рождество святого Ионна Предтечи – за шесть месяцев до Рождества Христова, 7 июля;
- День первоверховных апостолов Петра и Павла – 12 июля;
- Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября;
- Покров Пресвятой Богородицы – 14 октября.
Стоит отметить, что среди списка двунадесятых и великих православных праздников есть два, отмечание которых предполагает не застолье и какие-то послабления в еде, а, наоборот, необходимость поститься. В память о страданиях Господа на Кресте в день Воздвижения и в память о мученической кончине пророка Иоанн Крестителя в день усекновения его главы верующие держат строгий пост. Впрочем, для человека, живущего в церковной традиции, воздержание в еде и усиление молитвы воспринимается не как тяжелая обязанность, а как возможностью проявить свою любовь к Богу. Может возникнуть вопрос, почему же эти две даты были установлены как праздничные, а не траурные? Дело в том, что вспоминая тяжелые и страшные эпизоды, верующие вспоминают и то, как Господь и святые были прославлены через эти события. Т
По той же самой причине праздники, посвященные мученикам, устанавливаются не только в дни их рождения или обретения/перенесения мощей, а и в дни их смертей. Помимо дней, посвященных памяти святых или каких-то событий из истории Церкви, в календаре есть также праздники, посвященные иконам Богородицы, некоторые из которых пользуются наибольшей любовью у народа (например, дни Казанской, Донской или Владимирской икон Божьей Матери). Все эти праздники относятся к средним или малым и отмечаются с большей или меньшей торжественностью в разных регионах и храмах. Более того, у каждого верующего есть свой небесный покровитель, а соответственно, в день его памяти – свой личный маленький праздник, именины.
В большой ли праздник, или в будний, когда ничего о поминаемых в этот день святых нам даже неизвестно, душа христианина должна желать встречи с Господом. Молитвы и богослужения и могут отличаться в разные дни по своей форме, но их суть и данные Богом таинства одинаковы во все дни года. Другое дело, что в день, великий и на протяжении веков значимый для миллионов верующих, острее чувствуется единение всей Христовой Церкви – и древней, и современной. И всегда жаль пройти мимо и не почувствовать особую атмосферу, которой обладает каждый из больших православных праздников.
лунный календарь на каждый день
Церковные праздники 2020
Православные Церковные праздники общецерковные торжества в православии, посвященные особому воспоминанию чередующихся священных событий и чтимых святых. Дни их празднования относятся к годовым (неподвижный и подвижный) и седмичному богослужебным кругам общественного богослужения в Православной Церкви. Каждый день календарного года посвящается Церковью воспоминанию того или иного священного события, празднованию памяти святых или прославлению чудотворных икон Пресвятой Богородицы. Православные христиане обязаны свято чтить свои праздники, заранее готовиться к ним молитвой и постом, в дни праздников посещать храм и причащаться, вместо своих домашних работ помогать немощным и нуждающимся.
Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов – неподвижного (минейного) и подвижного (триодного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n – 13 дней, – для XX–XXI вв.). Праздники второго фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается в пределах 35 дней («пасхальные пределы»): от 4 апреля (22 марта по ст. ст.) – до 8 мая (25 апреля ст. ст.).
Важнейшие праздники современного православного календаря именуются «двунадесятыми», или «дванадесятыми» (от слав. дванадесять – «двенадцать») (см. Двунадесятые праздники). Пасха, как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации. Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении «великими».
Общие для всех христиан праздники – прежде всего Пасха и Рождество Христово (последнего, в качестве особого календарного торжества, не имеет Армянская и другие монофизитские церкви). Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных и католиков (потому что основываются на одних и тех же событиях священной истории), но различаются датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также характером совершения.
Церковные праздники в 2020 году от Рождества Христова
(по старому и новому стилю)
6 (19) апреля, воскресенье – ПАСХА ХРИСТОВА
Двунадесятые переходящие праздники
- 30 марта (12) апреля, воскресенье – Вход Господень в Иерусалим
- 15 (28) мая, четверг – Вознесение Господне
- 25 мая (7) июня, воскресенье – День Святой Троицы. Пятидесятница
Двунадесятые непереходящие праздники
- 6 (19) января, воскресенье – Крещение Господне. Богоявление
- 2 (15) февраля, суббота – Сретение Господне
- 25 марта (7 апреля), вторник – Благовещение Пресвятой Богородицы
- 6 (19) августа, среда – Преображение Господне
- 15 (28) августа, пятница – Успение Пресвятой Богородицы
- 8 (21) сентября, понедельник – Рождество Пресвятой Богородицы
- 14 (27) сентября, воскресенье – Воздвижение Креста Господня
- 21 ноября (4 декабря), пятница – Введение во храм Пресвятой Богородицы
- 25 декабря (7 января 2021 года), четверг – Рождество Христово
Великие праздники
- 1 (14) января, вторник – Обрéзание Господне и память святителя Василия Великого
- 24 июня (7 июля), вторник – Рождество Иоанна Предтечи
- 29 июня (12 июля), воскресенье – святых первоверховных апостолов Петра и Павла
- 29 августа (11 сентября), пятница – Усекновение главы Иоанна Предтечи
- 1 (14) октября, среда – Покров Пресвятой Богородицы
Церковные памятные даты (по новому и старому стилю)
- 1 февраля (19 января) 2009 года – день интронизации Святейшего Патриарха Кирилла
- 24 (11) мая – день тезоименитства Святейшего Патриарха Кирилла
- 15 (2) мая 1944 года – день кончины Святейшего Патриарха Сергия
- 17 (4) апреля 1970 года – день кончины Святейшего Патриарха Алексия I
- 3 мая (20 апреля) 1990 года – день кончины Святейшего Патриарха Пимена
- 5 декабря (22 ноября) 2008 года – день кончины Святейшего Патриарха Алексия II
Юбилейные и памятные даты в 2020 году (по старому стилю)
- 1700 лет – преставления 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся: Кириона, Кандида, Домна, Исихия, Ираклия, Смарагда, Евноика, Уалента (Валента), Вивиана, Клавдия, Приска, Феодула, Евтихия, Иоанна, Ксанфия, Илиана, Сисиния, Ангия, Аетия, Флавия, Акакия, Екдикия (Екдита), Лисимаха, Александра, Или́я, Горгония, Феофила, Дометиана, Гаия, Леонтия, Афанасия, Кирилла, Сакердона, Николая, Уалерия (Валерия), Филоктимона, Севериана, Худиона, Мелитона и Аглаия (9.III ок. 320)
- – преставления мученика Севериана (9.IX 320)
- 1650 лет – преставления мучеников Урвана, Феодора и Медимна и с ними 77-ми мужей от церковного чина, в Никомидии пострадавших (5.IX 370)
- 1625 лет – преставления преподобного Макария Александрийского (19.I ок. 395)
- 1600 лет – преставления святителя Порфирия, архиепископа Газского (26.II 420)
- – преставления преподобного Иеронима Блаженного, Стридонского (15.VI ок. 420)
- 1475 лет – преставления преподобного Ефрема, патриарха Антиохийского (8.VI 545)
- 1450 лет – преставления святителя Иосифа, епископа Алавердского (15.IX 570)
- 1425 лет – преставления преподобного Иоанна постника, патриарха Цареградского (2.IX 595)
- 1400 лет – преставления святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского (12.XI ок. 620)
- 1225 лет – преставления преподобного Тимофея в Симво́лех (21.II 795)
- 1175 лет – перенесения мощей преподобного Феодора, игумена Студийского (26.I 845)
- – преставления мучеников 42-х во Амморее: Константина, Аетия, Феофила, Феодора, Мелиссена, Каллиста, Васоя и прочих с ними (6.III ок. 845)
- – преставления преподобного Илариона Нового (6.VI 845)
- 1150 лет – преставления равноапостольного Ростислава, князя Великоморавского (11.V 870)
- 950 лет – преставления преподобного Иеремии прозорливого, Печерского, в Ближних пещерах (5.X ок. 1070)
- 850 лет – знамения Пресвятой Богородицы, бывшего в Новгороде Великом в 1170 году
- – прославления иконы Божией Матери, именуемой «Зна́мение» (27.XI 1170)
- 775 лет – преставления мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и болярина его Феодора, чудотворцев (20.IX 1245)
- 750 лет – преставления благоверного князя Романа (Олеговича) Рязанского (19.VII 1270)
- 725 лет – явления иконы Божией Матери Курской-Коренной «Зна́мение» (8.IX 1295)
- – преставления святителя Василия, епископа Рязанского (3.VII 1295)
- 700 лет – со времени преставления святого Стефана Милютина, короля Сербского (30.X ок. 1320)
- 625 лет – сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (26.VIII 1395)
- – преставления преподобного Афанасия Высоцкого, Серпуховского, чудотворца (12.IX 1395)
- 600 лет – прославления Чирской (Псковской) иконы Божией Матери (16.VII 1420)
- – явления иконы Божией Матери, именуемой «При́зри на смирение» (16.IX 1420)
- – преставления преподобного Корнилия, игумена Палеостровского, Олонецкого (19.V ок. 1420)
- 575 лет – преставления преподобного Варнавы Ветлужского (11.VI 1445)
- 550 лет – явления Жировицкой иконы Божией Матери (7.V 1470)
- – преставления святителя Ионы, епископа Великопермского (6.VI 1470)
- – преставления святителя Ионы, архиепископа Новгородского (5.XI 1470)
- 525 лет – перенесения в Вильно Виленской иконы Божией Матери (15.II 1495)
- – преставления преподобного Саввы Крыпецкого, Псковского (28.VIII 1495)
- 500 лет – преставления преподобной Ангелины, деспотисы Сербской (30.VII ок. 1520)
- 475 лет – перенесения мощей преподобного Ефрема Перекомского, Новгородского, чудотворца (16.V 1545)
- – преставления праведного Артемия Веркольского (23.VI 1545)
- 450 лет – прославления Старорусской иконы Божией Матери (4.V 1570)
- – преставления преподобномученика Корнилия Псково-Печерского (20.II 1570)
- – преставления преподобного Арсения Новгородского (12.VII 1570)
- 425 лет – обре́тения мощей святителей Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского (4.X 1595)
- 325 лет – прославления Казанской (Тамбовской) иконы Божией Матери (8.VII 1695)
- 300 лет – преставления преподобного Иова, в схиме Иисуса, Анзерского (6.III 1720)
- 250 лет – прославления Казанской (Чимеевской) иконы Божией Матери (8.VII 1770)
- 225 лет – явления иконы Божией Матери, именуемой «Взыграние», Угрешской (7.XI 1795)
- – преставления святителя Георгия, архиепископа Могилевского (24.VII 1795)
- – преставления великомученицы Златы (Хрисы) (18.X 1795)
- 100 лет – преставления святителя Сильвестра, архиепископа Омского, исповедника (25.II), и всех новомучеников Церкви Русской, пострадавших в 1920 году
- – преставления преподобного Евмения Гортинского, Кудумского (10.VII 1920)
- – преставления святителя Нектария Эгинского, митрополита Пентапольского, чудотворца (9.XI 1920)
- 95 лет – преставления святителя Тихона, патриарха Московского и всея России (25.III 1925)
- – преставления святителя Ионы, епископа Ханькоуского (7.X 1925)
- 90 лет – преставления священномученика Василия, епископа Прилукского (25.I), и всех новомучеников Церкви Русской, пострадавших в 1930 году
- 75 лет – преставления священномученика Николая Троицкого пресвитера (25.II 1945), мученика Стефана Наливайко (30.I 1945), святой Хионии Архангельской исповедницы (4.X 1945)
- – преставления священномученика Иоанникия, митрополита Черногорско-Приморского (4.VI 1945)
- 70 лет – преставления святителя Серафима (Соболева), архиепископа Богучарского (13.II 1950)
- – преставления святого Сергия Правдолюбова исповедника, пресвитера (5.XII 1950)
- – преставления преподобного Лаврентия Черниговского (29.XII 1950)
- 65 лет – преставления святителя Николая исповедника, митрополита Алма-Атинского (12.X 1955)
- 60 лет – преставления преподобного Симеона Псково-Печерского (5.I 1960)
- – преставления преподобного Анфима Хиосского (15.II 1960)
- – преставления святого Георгия Седова исповедника (3.XII 1960)
- 50 лет – преставления преподобного Амфилохия Почаевского (29.IV 1970)
- – прославления преподобного Германа Аляскинского (27.VII 1970)
- – прославления равноапостольного Николая, архиепископа Японского (1970)
- 35 лет – преставления преподобного Зиновия Мажуги, митрополита Тетрицкаройского, в схиме Серафима (23.II 1985)
- 30 лет – прославления праведного Иоанна Кронштадтского (1.VI 1990)
- 25 лет – перенесения мощей преподобного Нила Столобенского (26.VI 1995)
- – обре́тения мощей преподобной Софии Суздальской (1.VIII 1995)
- – преставления преподобного Гавриила Самтаврийского (20.X 1995)
- – обре́тения мощей священномученика Константина Голубева пресвитера (7.XI 1995)
- 20 лет – обре́тения мощей преподобного Иова, в схиме Иисуса, Анзерского (29.V 2000)
- – обре́тения мощей праведного Алексия Бортсурманского (4.VIII 2000)
- – обре́тения мощей святителя Николая исповедника, митрополита Алма-Атинского (26.VIII 2000)
- – обре́тения мощей преподобного Сергия Сребрянского, исповедника (28.XI 2000)
- 15 лет – обре́тения мощей преподобного Рафаила Шейченко исповедника (9.VI 2005)
- – обре́тения мощей святителя Сильвестра, архиепископа Омского, исповедника (3.VII 2005)
- – обре́тения мощей священномученика Гермогена, епископа Тобольского (20.VIII 2005)
- 500 лет – со времени основания Антониево-Сийского монастыря (1520)
- – со времени основания Важеозерского Спасо-Преображенского монастыря (1520)
- – со времени основания Свято-Успенского Жировицкого монастыря (1520)
- 400 лет – со времени основания Алексеево-Акатова монастыря (1620)
- – со времени возобновления Богородицкой Площанской пустыни (1620)
- 150 лет – со времени освящения Покровского храма Московской Духовной академии (12.II 1870)
- – со времени учреждения Русской Духовной Миссии в Японии (1870)
- 75 лет – со времени победы в Великой Отечественной войне (1945)
О постах и трапезе (по старому и новому стилю)
Многодневные посты
- Великий пост – с 18 февраля (2 марта) по 5 (18) апреля
- Петров пост – с 2 (15) июня по 28 июня (11 июля)
- Успенский пост – с 1 (14) августа по 14 (27) августа
- Рождественский (Филиппов) пост – с 15 (28) ноября по 24 декабря (6 января 2021 года)
Однодневные посты
- Среда и пятница в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок
- Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) – 5 (18) января
- Усекновение главы Иоанна Предтечи – 29 августа (11 сентября)
- Воздвижение Креста Господня – 14 (27) сентября
Сплошные седмицы
- Святки – с 25 декабря (7 января) до 5 (18) января
- Мытаря и фарисея – с 27 января (9) февраля по 2 (15) февраля
- Сырная (масленица) – с 11 (24) февраля по 17 февраля (1 марта)
- Пасхальная (Светлая) – с 6 (19) апреля по 12 (25) апреля
- Троицкая – с 25 мая (7 июня) по 31 мая (13 июня)
О трапезе в праздники
По Церковному Уставу в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается трапеза с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.
Дни особого поминовения усопших
- Поминовение пострадавших в годину гонений за веру Христову – 27 января (9 февраля)
- Суббота мясопустная – 9 (22) февраля
- Суббота 2-й седмицы Великого поста – 1 (14) марта
- Суббота 3-й седмицы Великого поста – 8 (21) марта
- Суббота 4-й седмицы Великого поста – 15 (28) марта
- Радоница – 15 (28) апреля
- Поминовение усопших воинов – 26 апреля (9 мая)
- Суббота Троицкая – 24 мая (6) июня
- Суббота Димитриевская – 25 октября (7 ноября)
Не совершается браковенчание
Накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение постов Великого, Петрова, Успенского и Рождественского; в продолжение Святок, с 25 декабря (7 января) по 6 (19) января; в Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы (масленицы) и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы; в дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи – 29 августа (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня – 14 (27) сентября.
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Епитимья — это что? За какие грехи могут наложить епитимью?
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Далеко не секрет что для большинства православных христиан, такое слово как епитимья является своего рода дисциплинарным взысканием, которое в свою очередь накладывается на сильно провинившегося человека, однако такая интерпретация является не совсем правильной. Поэтому чтобы узнать действительно, что такое епитимья (определение), за какие греховные деяния ее можно получить, как именно ее накладывают и что это за собой влечет можно узнать из нижеприведенной статьи.
Что такое епитимья в православии
Следует понимать, что со слов священнослужителей епитимья является особым способом послушания способным помочь вылечить грешную душу, но это никак нельзя назвать наказанием.
Однако в современном мире уже не проводят такой единой епитимийной процедуры, то есть некоторые священнослужители не проводят епитимью или же назначают, но настолько тяжелую и непостижимую для человека, что в свою очередь может привести отнюдь не к созиданию, а к уничтожению и подавлению человека как православного верующего.
Вообще в традиции не существует каких-либо установленных правил, за счет которых можно было определить размер самой епитимьи. Храм иногда посещают не только глубоко верующие, но и те люди, которые далеки от жизни духовной. Они способны от чистого сердца раскаяться в совершенных ими греховностях, а также убеждены в том, что епитимья за прелюбодеяние или же любой другой вид наказания им просто жизненно необходим.
Некоторые священнослужители утверждают, что назначать такому человеку ежедневное прочтение Покаянного канона будет неправильно, так как из него греховник будет не в состоянии понять ни единого слова. В данном случае более простым вариантом будет лично передать ему самую обычную епитимью, к числу которых могут относиться каждодневное молитвенное обращение с поклонением дадут куда более эффективное средство дающий более значительный результат.
За какие грехи накладывают епитимью и что человек должен выполнить для ее избавления
Епитимьей называют различные исправительные работы, которые верующий человек должен выполнить. В число таких действий входит:
- Длительное произношение молебельного текста;
- Оказание милостыни действительно тем, кто нуждается;
- Придерживание длительного поста;
- Поклонения в период богослужения;
- Воздержание на некоторое время от выполнения супружеского долга и не только.
Все вышеперечисленное желательно успеть выполнить в сорокадневный срок, во время которого придерживаться четкого распорядка.
При этом наложить епитимью может лишь священнослужитель, хоть она и несет в себе какое-либо ограничение прав православного человека. Она представляет собой душевное врачевание, то есть другими словами можно сказать, что это таков урок, который назначают для избавления от греховных совершений, порождающих устремления к свершению подвигов во имя Всевышнего.
Добрые деяния и молебельное обращение, будучи назначенными в виде епитимьи должны представлять собой полную противоположность к свершению неподобающих деяний. Следует отметить, что тот человек, который более невоздержан и увлекается различными мирскими сотворениями, может получить значительно длиннее пост, в период которого грешник должен посещать храмы и соборы, читать более усиленную молебень, и по возможности совершать большее количество милосердных деяний.
Так давайте же разберемся, за какие греховности могут наложить эту повинность:
Епитимья за абортированных детей
- Для женщины подобного рода процедура представляет собой огромное согрешение, за что нести ответственность в равной степени будут оба супруга, в особенности, если они являются верующими православными людьми, вместе с тем осознавая насколько тяжело им, дастся бремя от этого деяния.
- Как правило, епитимья за аборт посылается человеку именно от Господа. Такого рода греховное деяние может быть прощено, но только в том случае если нечестивец готов к тому чтобы всю свою жизнь смиренно нести полученное наказание за содеянную провинность. То есть за такое прегрешение у человека могут возникнуть проблемы со здоровьем, различные трудности в семье и с детьми.
- Главное чтобы человек, на которого была наложена епитимья за грех понимал, что все, что с ним происходит это за совершенные им аборты и принимать это необходимо безоговорочно прося прощения у Всевышнего, каясь и естественно впредь больше не совершать подобных провинностей;
Епитимья за блуд
В седьмой Господней заповеди говорится о строгом запрете на всякое прелюбодеяние, что говорит о том, что если имеются какие-либо разлады в супружеской верности и прочих блудливых противозаконных влечениях. Однако преждевременно невозможно сказать какая епитимья подойдет, ведь все целиком и полностью зависит от определенного случая, решения наставника и человеческой воли на искупления содеянного греха.
Господь всегда с Вами!
Сотрите еще и видео, из которого Вы узнаете о добровольной епитимьи:
Епитимия
Епитимия́ (эпитимия, епитимья́) (от греч. ἐπιτιμία — наказание) – духовное лекарство, форма врачевания кающегося грешника, заключающаяся в исполнении им дел благочестия, определенных его духовником (либо просто священником. Епитимия – духовно-исправительная мера, направленная на исправление человека, она – средство помощи кающемуся в борьбе с грехом. Под епитимией в православной аскетической литературе также принято понимать Божественные наказания в виде скорбей и болезней, претерпевание которых освобождает человека от греховных навыков.
Епитимья обычно сводится к санкциям аскетического характера (дополнительный пост, поклоны, молитва) и отлучению от причастия на определённый срок. Такая серьёзная мера, как анафематствование, налагается только по решению церковного суда и только за проступки такого уровня, как организация раскола.
При назначении епитимии духовнику рекомендуется руководствоваться более духовным состоянием человека, чем тяжестью его прегрешений. Также обычно принимаются во внимание обстоятельства жизни согрешившего. Например, принято мягче относиться к совершившему блуд женатому юноше, чем к взрослому мужчине, уже много лет живущему в браке.
Св. Василий Великий говорит, что цель епитимии состоит в том, чтобы согрешивших «извлечь из сети лукавого» (Василия Великого Правило 85) и чтобы «грех всячески ниспровергать и истреблять» (Василия Великого Правило 29). Срок епитимий, по его взгляду, не есть что-либо важное само по себе, а всецело определяется духовной пользой кающегося. Епитимия должна простираться только до тех пор, пока она нужна для душевной пользы согрешившего человека, врачевание надо измерять не временем, но образом покаяния (Правило 2). Св. Григорий Нисский говорит: «Как в телесном врачевании цель врачебного искусства есть едина – возвращенье здравия болящему, а образ врачевания различен, ибо по различию недугов в каждой болезни прилагается приличный способ врачевания; так и в душевных болезнях, по множеству и разнообразию страстей, необходимым делается многообразное целебное попечение, которое соответственно недугу производит врачевание». Время покаянной епитимии само по себе и для св. Григория Нисского не имеет определенного значения. «Во всяком роде преступления прежде всего смотреть должно, каково расположение врачуемого, и ко уврачеванию почитать достаточным не время (ибо какое врачевание может быть от времени?), но произволение того, который врачует себя покаянием» (Григория Нисского Правило 8). Кто исцелился от греховной болезни, тот не нуждается в епитимии. Св. Иоанн Златоуст учит, что духовник есть отец, но не судья, исповедь есть врачебница, а не судилище, для заглаждения греха нужно исповедать его. Он советует врачевать страсть упражнением в противоположных ей добродетелях.
протоиерей Дмитрий Дашевский:
Образ епитимии может быть разный, например, делание добродетели противоположной греху. Вот, человек украл что–то, грех воровства, почему бы ему не предложить, предложить именно, раздать милостыню нуждающимся. У женщин очень часто специфический грех – искусственное прерывание беременности, но если она в своей жизни хоть кого-то сможет отговорить от этого греха, вот рядом будет человек, который будет колебаться: сделать или нет, в данном случае – поделиться тем, что она испытала потом – своими угрызениями совести…
епископ Каллист (Уэр):
Епитимью не следует рассматривать как наказание; еще менее – как способ искупить преступление. Спасение – свободный дар благодати. Своими собственными усилиями мы никогда не сможем загладить свою вину: Христос, единый посредник, – наше единственное искупление; или Он свободно прощает нас, или мы вообще не прощены. В исполнении епитимьи нет «заслуги», потому что по отношению к Богу человек никогда не может иметь никаких собственных заслуг. Здесь, как всегда, мы должны мыслить прежде всего в терапевтических, а не в юридических терминах. Епитимья – это не наказание и даже не способ искупления, но средство исцеления. Это pharmaсоn, или лекарство. Если сама исповедь подобна операции, епитимья – укрепляющее средство, которое помогает восстановлению организма в период выздоровления. Поэтому епитимья, как и вся исповедь в целом, существенным образом позитивна по своему предназначению: она не создает преграды между грешником и Богом, но служит мостом между ними. «Итак, видишь благость и строгость Божию» ( Рим.11:22 ): епитимья есть не только выражение Божественной строгости, но равным образом и выражение Божественной любви.
архимандрит Нектарий (Антонопулос):
Как учит Шестой Вселенский Собор, «грех – это болезнь души». Поэтому и епитимьи иногда бывают как наказания, иногда как лекарство, своего рода курс лечения при болезни души. Они налагаются главным образом для того, чтобы человек осознал масштаб греха и покаялся в нем искренне.
Кроме того, епитимий не являются некой данью, которую мы платим как выкуп за грехи, словно за «отпустительную грамоту» или для того, чтобы освободиться от угрызений совести. Они ни в коем случае не «выкупают» нас и не оправдывают перед Господом, Который не является беспощадным диктатором, требующим искупительных жертв. По большому счету, епитимий не являются наказаниями. Это – духовные лекарства и духовное закаливание, которые нам чрезвычайно полезны. Потому следует принимать их с благодарностью и соблюдать со тщанием.
Афанасий (Николау), митрополит Лимассольский:
Если священник скажет: «Знаешь, один год (или одну неделю, или один день) не причащайся», – это означает, что ты находишься под послушанием Церкви, и ты не оторван от нее, это является частью твоего лечения. Так происходит и с больным человеком, который с самого начала лечения идет на поправку. Лечение означает, что больной не брошен, а встал на путь своего выздоровления.
священник Михаил Воробьев:
Епитимья – это особое послушание, которое исповедующий священник предлагает исполнить кающемуся грешнику для его душевной пользы. В качестве епитимьи может назначаться запрет на причащение в течение определенного времени, увеличение повседневного молитвенного правила, дополнительное к правилу чтение псалтири, канонов, акафистов с определенным числом земных поклонов. Иногда в качестве епитимьи назначается усиленный пост, паломничество к святыням Церкви, милостыня, конкретная помощь ближнему.
В раннехристианскую эпоху епитимья назначалась в виде публичного покаяния, временного отлучения от полноты церковной жизни. Кающиеся грешники при этом разделялись на четыре разряда: плачущих, которые стояли у входа в храм и с плачем просили о прощении своих грехов; слушающих, которые стояли в притворе и слушали чтение Священного Писания и выходили вместе с оглашенными; припадающих, которые допускались в храм, находились в нем вовремя литургии верных и, падая ниц, выслушивали особую молитву епископа; вместе стоящие, которые присутствовали в храме вместе со всеми, но не допускались до причастия. Канонические правила, утвержденные церковными Соборами, определяли длительность епитимьи для каждой разновидности греха, причем за некоторые грехи предусматривалось пожизненное отлучение от Причастия, за исключением случая приближающейся смерти.
Епитимья накладывалась на грешников всех сословий. Святитель Амвросий Медиоланский подверг церковному покаянию Императора Феодосия Великого за жестокость в подавлении народного восстания. Была возложена епитимья и на Императора Льва Философа за его четвертый брак. Такому же наказанию за аналогичное преступление против нравственности был подвергнут Московский царь Иоанн Грозный.
Понимание епитимьи исключительно как церковного наказания, предназначенного для искупления грехов в земной жизни, было характерно для средневекового католичества. Можно сказать, что в Римо-Католической церкви такое отношение к епитимьи сохранилось и до настоящего времени.
Напротив, в Православной Церкви епитимья является не наказанием, а упражнением в добродетели, предназначенным для укрепления духовных сил, нужных для покаяния. Необходимость такого упражнения вытекает из необходимости длительного и упорного изживания греховных привычек. Покаяние – это не простое перечисление греховных поступков и желаний. Истинное покаяние состоит в реальном изменении человека. Приходящий к исповеди грешник просит Господа укрепить его духовные силы для праведной жизни. Епитимья, как составная часть Таинства Покаяния, помогает эти силы обрести.
Таинство Покаяния реально освобождает человека от греха, открытого на исповеди. Это означает, что исповеданный грех никогда более не будет поставлен в вину раскаявшемуся грешнику. Однако действительность Таинства зависит от искренности покаяния, причем сам кающийся грешник не всегда способен определить степень своей искренности. Склонность к самооправданию мешает грешнику определить истинные причины своих поступков, не позволяет изжить скрытые страсти, которые заставляют его повторно совершать те же самые грехи.
Епитимья помогает кающемуся увидеть истинное свое лицо, почувствовать отвращение к тому, что еще недавно казалось привлекательным. Упражнение в молитве, нелицемерный пост, чтение Священного Писания и святоотеческих книг дают почувствовать радость правды, добра, укрепляют стремление жить по евангельским заповедям.
архимандрит Тихон (Шевкунов):
Сейчас часто говорят, что епитимьи, отлучение от причастия, в том числе и для воцерковленных людей, неэффективны и вообще не нужны. Не соглашусь с этим. Епитимья необходима в духовной жизни. На этом настаивал, кстати, еще патриарх Пимен, он более чем тридцать лет назад призвал священников не быть теми, кого в древней Руси называли «потаковниками» — иереями, которые своей ложной снисходительностью попустительствуют греху.
Что такое епитимья?
При знакомстве с правилами церковной дисциплины нередко всплывает определение «епитимья», которое не всегда верующими людьми трактуется правильно.
Для чего нужна
Итак, что такое епитимья в православии? Это не кара за совершенный проступок, а лекарство, врачующее язву греха в душе.
В переводе с греческого «епитимья» означает «наказание по закону». Это есть добровольное исполнение православным христианином определенных ему священником исправительных действий: усиленное молитвенное правило, милостыня нуждающимся, строгий и длительный пост.
Даже после искреннего раскаяния в грехах на исповеди исцеление приходит не сразу, христианин только встает на путь исправления, где постепенно происходит его нравственное перерождение для спасения в вечности.
Внимание! Характер наложения епитимьи, степень строгости — строго индивидуальны для каждого грешника и напрямую связаны со складом его личности, с уровнем внутренней готовности верующего воспринять наказание.
Епитимья не есть наказание в прямом смысле этого слова. Это переданная через клирика Воля Всевышнего, врачевание души, урок, назначенный во благо исправления от греха. Отношение к его исполнению должно быть более чем серьезным.
Виды епитимьи
В качестве епитимьи обычно назначаются подвиги, которые прямо противоположны совершенному греху.
- рассеянному и увлекшемуся мирскими удовольствиями человеку определяется частое хождение в храм и присутствие на Литургии;
- невоздержанному в пище назначается более строгий пост (схожий с монастырским);
- сребролюбленникам вменяются дела милосердия.
Епитимья дается человеку ради его же блага, для того, чтобы он осознал глубину своего греховного поражения и отдаления от Творца.
Временные рамки ее действия, как правило, ограничиваются 40 днями и на протяжении этого времени необходимо строжайше выполнять все назначенное.
Распространенные виды епитимьи:
- чтение Иисусовой молитвы;
- сугубый пост;
- углубленное изучение духовное литературы (Жития святых, Акафисты, Псалтирь, Послания и другие источники);
- земные поклоны во время богослужения в храме или при чтении утреннего и вечернего молитвенного правила дома;
- временное исключение половой близости между супругами;
- запрет на Причастие (в исключительных случаях).
Совет! Если кающийся по каким-либо причинам не в состоянии исполнить прощение, то следует подойти к батюшке, наложившему наказание, за советом, как поступить в сложившихся обстоятельствах.
Кто накладывает добровольное исполнение наказания
Наложить епитимью может лишь духовник или священник того храма, прихожанином которого является наказуемый.
По окончании исполнения запрещения, священник, наложивший его, и ни кто иной, должен прочитать особую разрешительную молитву. В особых случаях (смерть клирика или смертный недуг кающегося) разрешить запрещенного дозволяется другому батюшке.
Важно! Ни один из посторонних священнослужителей или монахов не сможет полностью вникнуть в ситуацию согрешившего человека, не зная всех особенностей его жизни.
Поэтому не рекомендуется, раскаявшись, испрошать наложения запрещения, находясь в православном паломническом туре, к примеру, в иноческой обители. Наложение епитимьи дозволяется лишь духовному наставнику прихожанина.
Немного истории
Ранее, согрешивший и искренне раскаявшийся человек, последовательно проходил четыре ступени покаяния:
Этим людям было запрещено появляться внутри храма. Вне Церкви они должны были прилюдно и с рыданиями сокрушаться о совершенных грехах и умолять входящих в храм прихожан помолиться о спасении их душ.
Грешники стояли в церковном притворе — месте, где обычно висит доска объявлений, люди пишут записки, там же они оставляют верхнюю одежду. Хотя, на самом деле, это место означает образ земли, образ покаяния, место оставления земной жизни.
Согрешившие внимательно слушали текст Священного Писания и богослужебные проповеди. Когда начиналось Таинство Евхаристии, они, вместе с оглашенными, были обязаны покинуть Дом Божий.
- Коленопреклоненные (припадающие).
Людям разрешено было войти в церковный зал до самого амвона. В православных церквях амвон — это небольшое возвышение перед алтарем, с которого священники и диаконы произносятся проповеди, читают Евангелие, сюда же выходит клирик перед Причастием со Святой Чашей.
После удаления с Евхаристии слушающих и оглашенных, они припадали лицом ниц и служащий священник, с возложением на них рук, прочитывал специальные прошения, после чего и они выходили из зала.
Им было разрешено находиться в храме до окончании Литургии, но до Чаши с Кровью и Плотью Христа они не допускались. Так же им было запрещено приносить в церковь жертвенные дары.
Пройдя все покаянные ступени, раскаявшиеся грешники вновь принимались в церковную общину.
В ранней Церкви согрешившие люди отлучались от Причастия Святых Христовых Таин:
- раскольники и еретики — до момента отречения от греховных заблуждений;
- кровосмесители — на 12 лет;
- блудники — на 10-15 лет;
- убийцы — до 25 лет;
- мужеложцы — до 15 лет;
- клятвопреступники — до 10 лет;
- колдуны и чародеи — до 20-25 лет.
Современная Церковь
Мирянин подвергается строгому церковному наказанию за нарушение церковных канонов.
Чаще всего епитимья назначается за совершение абортов, колдовство, гадание на картах, прелюбодеяние, богохульство, алкоголизм.
Детоубийство
За лишение жизни не родившегося на свет ребенка несут ответственность муж и жена вместе, особенно если они исповедуют православие и осознают тяжесть совершенного действа.
Важно! Епитимья за детоубийство, как правило, посылается Самим Отцом Небесным.
Этот грех может быть прощен, если человек сознательно и смиренно готов пронести через всю жизнь наказание. Это может быть:
- полное бесплодие обоих супругов;
- проблемы в семье;
- болезни.
Важно понимать, что весь негатив, сопровождающий его житие на земле, послан за сделанные аборты.
Совет! Необходимо непрестанно каяться во грехах, выспрашивать прощения у Господа и более никогда не совершать подобного.
О деторождении в православной семье:
Блудодеяние
- любое нарушение супружеской верности;
- гомосексуализм;
- лесбиянство;
- разврат и прочие блудливые связи.
Внимание! В качестве епитимьи возможно отлучение от Причастия на срок до 7 лет.
Если человек осознает тяжесть совершенного грехопадения и принимает епитимью, то результат его исправления будет действенным. Но отлучение от Причастия — это более трудное «наказание», нежели, например, чтение канонов или строгий пост.
Богохульство
Современные мужчины чаще впадают в грех богохульства.
Женщины же обычно проклинают, но по своей природе это та же хула. При наступлении «черной полосы» в жизни, дамы яростно негодуют против Промысла Божиего и Его Правосудия, считая Творца несправедливым. Часто они забываются и предаются воле диавола, как следствие — извергают сатанинские проклятия.
Все это богохульство, достойное адских мучений.
Клятвопреступление
Встречаются люди, дающие клятву на Библии или Распятии. Они считают, что совершают сие действо во имя Господа, Его Пречистой Матери или святого.
На самом деле это согрешение направлено против Бога и ближних.
Важно! Этот смертный грех есть поругание величия Творца Неба и Земли.
Хищение
Присвоение в личную собственность чужих вещей без ведома их владельца.
Недостаточно лишь мыслей и желания вернуть украденное.
Важно! Необходимо не только возвратить вещь, но и возместить ущерб, который понес владелец за время отсутствия у него украденной вещи.
Незначительная (малая) ложь не влечет тяжелых последствий.
Конечно, она есть грех, но не тяжкий. Но если же с помощью обмана человеку нанесен материальный или моральный ущерб, то грех становится тяжким.
Грешник обязан во что бы то ни стало исправить его и возместить. Только тогда Господь простит за зло, причиненное ложью.
Грех — это болезнь души, требующая срочного врачевания. Но до сих пор в мире не существует пилюли от душевных терзаний. Поэтому вместо таблеток существует епитимья.
Что является грехом в православии:
Не существует в мире безвинных людей, каждый из нас в чем-либо грешен. Мы слабые существа и не способны соблюсти Заповеди Божии.
Важно! Епитимья — это не кара небесная, а духовное лекарство. Налагается она только после исповеди и лишь при условии искреннего раскаяния человека, готовности его к искуплению греха.
Если же раскаявшемуся исповеднику священник не считает должным дать «наказание», то его дает Сам Всевышний. Оно всегда бывает спасительным, но трудным и скорбным, во исцеление от грехов и страстей.
Епитимья
- Епитимья – наказание и искупление за грехи
- Что такое епитимья для христианина
- За что накладывают епитимью
- Епитимья при аборте
- Епитимья за измену (прелюбодеяние) и блуд
- Как исповедаться и получить епитимью
- Наложение епитимьи на исповеди
- Виды и возможные варианты епитимии
Епитимья — наказание и искупление за грехи
- Акафист Животворящему Кресту
- Акафист Семистрельной Божией Матери
- Акафист Иисусу Сладчайшему
Известно, что епитимья по стереотипному представлению — церковное наказание. Для многих православных верующих христиан это означает некое дисциплинарное взыскание для провинившегося перед Богом, то есть согрешившего человека. Но такое понимание не совсем верно. Это некое самонаказание, искупление определенной вины, чтобы загладить в земной жизни очень тяжелый грех, который может отразиться и в жизни после смерти.
Что такое епитимья для христианина
- Акафист Божией Матери Умягчению злых сердец
- Молебен о семье
- Молебен Петру и Февронии Муромским
Это принятый еще с древних, апостольских времен особый способ послушания. Он излечивает душу, это определенное лекарство для чувства вины и для изменения образа жизни. Сам Христос и апостолы оставили заветы Церкви, чтобы каждый христианин, переступивший грань заповедей Божиих, исповедался. Так, Господь говорил, что если вы видите согрешающего брата, увещевайте его наедине, затем с несколькими знакомыми, затем неким обществом верующих людей. Если же он не покается, то есть не признает себя виновным, путь будет вам как язычник, то есть чужой.
Однако Церковь не имеет единого списка епитимий за определенные грехи. Зачастую священники не назначают епитимьи вовсе, ограничиваясь разъяснениями, беседой, предложениями читать наставления об этом святых отцов Церкви.
Епитимия не должна быть тяжелой, непосильной человеку, ведь она будет чревата подавлением его желания жить и верить Богу, усталостью.
Когда Российская империя была православной страной, в Церкви был ряд епитимий для определенных грехов. В странах с сохранившейся традицией жизни в Церкви, не прерванной безбожными временами, как было в России, они сохранились и по сей день. Однако в нашей стране уже многие люди в принципе не знают, что тот или иной поступок является грехом. Тем не менее, и они имеют совесть, голос которой — голос Самого Бога — слышен в их сердцах. Так и получается, что люди, страдая от угрызений совести, приходят в храм и спрашивают хотя бы совета священника, просят отпустить им грех. Случается это, конечно, при особо страшных, смертных грехах. Каждый человек может от чистого сердца раскаяться в совершенном грехе, а кроме того, облегчить душу исполнением епитимии.
Сегодня Православная Церковь считает тяжелую епитимию неправомерной для любого современного человека. В нашем мире, полном соблазнов, нельзя назначать, как раньше, годами отсутствие причащения и длительные молитвы с поклонами. Епитимия сегодня чаще — регулярное исполнения хотя бы ежедневного молитвенного правила, установленного Церковью для каждого православного христианина.
За что накладывают епитимью
Перечень грехов, за которые накладывают епитимью — это смертные, то есть тяжелые грехи:
Аборт — убийство нерожденного ребенка,
Прелюбодеяние (измена в браке),
Блуд (секс вне брака),
Кроме того, лучше исповедоваться и принять епитимью при тяжелых грехах, если вас мучает раскаяние в тяжелых случаях
Обмана других с целью собственной выгоды.
Епитимья при аборте
Аборт — это убийство. Это намеренное умерщвление человека, уже зачатого вами. Конечно, есть сегодня женщины, которые рожают «лишь бы родить» или чтобы привязать к себе мужчину, выйти замуж. Но нужно «с умом» подходить не к тому, «оставить ли ребенка», а к средствам контрацепции. Церковь не запрещает неабортивные средства.
Чаще всего аборт делают в благополучных семьях, не желая «выходить из зоны комфорта» или женщины, не уверенные в любви своего сожителя. То есть здесь грех блуда и убийства идут рука об руку.
Греховность аборта подтверждается еще и тем, что сама совесть подсказывает женщинам не делать его. Когда убийство ребенка уже совершено, большинство женщин долгое время не находят себе места, мучаются нравственно, сожалеют о невозвратном. Многие семьи не имеют счастья после абортов.
Мужчины при этом не должны забывать, что епитимью за этот грех они должны нести вместе с женщиной. Если бы человек искренне отговаривал жену или сожительницу от аборта, мог бы окружить ее любовью, он бы не нес ответственности.
Поэтому особенно важно совершить назначенную священником епитимию — обычно это молитвенное правило.
Епитимья за аборт самая распространенная — это «Молитва жен, погубивших младенцев в утробе своей», которую читают сорок дней. Тем не менее, лучше взять на нее благословение у священника, непременно исповедавшись в грехе аборта.
Епитимья за измену (прелюбодеяние) и блуд
Седьмая заповеди Божия — не прелюбодействуй. Сегодня это слово не совсем ясно. Однако этим Господь запрещает половые отношения, то есть секс вне брака и с людьми, находящимися в браке.
Горе, которое приносит в семью измена, сродни смерти человека. А блудом, то есть половыми связями, люди разрешают целостность своей личности, своего тела. Многие, живя в гражданском браке, «пробуя» отношения только разрушают их. По статистике, большинство таких пробных сожительств заканчивается расхождением, развалом отношений.
Как исповедаться и получить епитимью
Наложить епитимью может только священник. Не стоит самостоятельно этим заниматься. Стоит рассказать о совершенном тяжелом грехе во время Таинства Исповеди.
Во время Исповеди человек называет свои грехи священнику -но, как сказано в молитве перед исповедью, которую прочитает священник, это исповедание Самому Христу, а священник — лишь служитель Бога, который подает зримо Его благодать. Прощение мы получаем от Господа: в Евангелии сохранились Его слова, которыми Христос дает апостолам, а через них — священникам, их преемникам, власть отпускать грехи: “Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся”.
В Исповеди мы получаем прощение всех грехов, которые назвали и тех, которые мы забыли. Ни в коем случае нельзя утаивать грехи! Если вам стыдно, назовите грехи в числе прочих коротко.
Исповедь, несмотря на то, что многие православные люди исповедаются раз в неделю или две, то есть довольно часто, называют вторым крещением. Во время Крещения человек очищается от первородного греха благодатью Христа, Который принял Распятие ради избавления всех людей от грехов. А во время покаяния на исповеди мы избавляемся от новых грехов, сделанных нами на протяжении жизненного пути.
Подготовка к исповеди — это, в основном, размышления о своей жизни и покаяние, то есть признание того, что определенные дела, которые вы делали, являются грехами. Перед Исповедью нужно:
Если вы никогда не исповедались, начните вспоминать свою жизнь с семи лет (именно в это время ребенок, растущий в православной семье, по церковной традиции, приходит на первую исповедь, то есть может четко отвечать за свои поступки). Осознайте, какие проступки вызывают у вас угрызения совести, ведь совесть, по слову Святых Отцов — голос Божий в человеке. Подумайте, как можно назвать эти поступки, например: брал конфеты, сохраненные на праздник без спросу, разозлился и накричал на друга, оставил друга в беде — это воровство, злоба и гнев, предательство.
Записывайте все грехи, которые вспомните, с осознанием своей неправды и обещанием Богу не повторять этих ошибок.
Продолжите размышления своим взрослым возрастом. На исповеди вы не сможете и не должны рассказывать об истории каждого греха, достаточно его названия. Вспомните, что многие поощряемые современным миром дела являются грехами: роман или связь с замужней женщиной — прелюбодеяние, секс вне брака — блуд, ловкая сделка, где вы получили выгоду, а другому отдали некачественную вещь — обман и воровство. Все это также нужно записать и обещать Богу больше не грешить.
Почитайте православную литературу об Исповеди. Образец такой книги — «Опыт построения Исповеди» архимандрита Иоанна Крестьянкина, современного нам старца, скончавшегося в 2006 году. Он знал грехи и скорби современных людей.
Хорошая привычка — анализ прожитого дня ежедневно. Этот же совет обычно дают психологи с целью формирования адекватной самооценки человека. Вспомните, а лучше запишите свои грехи, сделанные случайно или по умыслу (мысленно просите Бога простить их и обещайте не совершать вновь), и свои успехи — благодарите Бога и Его помощь за них.
Существует Канон покаянный ко Господу, который вы можете прочитать, стоя перед иконой, накануне исповеди. Он входит и в число молитв, которые являются подготовительными к Причастию. Есть и несколько православных молитв с перечнем грехов и покаянными словами. С помощью таких молитв и Покаянного канона вы подготовитесь к исповеди скорее, потому что вам будет легко понять, какие же поступки называются грехами и в чем вам нужно каяться.
Вот одна из покаянных молитв — исповедание грехов ежедневное, которое читается в составе православного вечернего молитвенного правила:
«Исповедаю Тебе, Единому Господу Богу моему и Творцу, прославляемой всеми Святой Троице, Которому поклоняются все люди: Отцу, Сыну, и Святому Духу все мои грехи, которые я сделал во все дни жизни моей, которыми грешил каждый час, во время сегодняшнего дня и в прошедшие дни и ночи: делом, словом, мыслями, обжорством, пьянством, едой втайне от других, праздным обсуждением людей и вещей, унынием, ленью, спорами, непослушанием и обманом начальства, клеветой, осуждением, небрежным и невнимательным отношением к делам и людям, самолюбием и эгоизмом, жадностью, воровством, ложью, преступным получением прибыли, желанием легкой выгоды, ревностью, завистью, гневом, памятозлобием, злопамятством, ненавистью, взяточничеством или вымогательством и всеми моими чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, другими грехами душевными и телесными, которыми Тебя, моего Бога и Творца прогневал и причинил зло моему ближнему; обо всем этом жалея, виновным себя перед Тобой, Богом моим признаю и сам раскаиваюсь: только, Господи Боже мой, помоги мне, смиренно умоляю тебя со слезами: все совершенные грехи мои по милосердию Твоему прости мне, и избавь меня от всех, которые я перечислил в молитве Тебе, по Твоей Благой воле и любви ко всем людям. Аминь».
Не стоит искать особого душевного подъема, сильных эмоций перед Исповедью и во время нее. Покаяние — это:
Примирение с близкими и знакомыми, если вы кого-то серьезно обидели или обманули;
Понимание, что ряд сделанных вами по умыслу или беспечности поступков и постоянное сохранение определенных чувств — неправедны и являются грехами;
Твердое намерение более не грешить, не повторять грехи, например, узаконить блудные отношения, прекратить прелюбодеяние, излечиться от пьянства и наркомании;
Вера в Господа, Его милосердие и Его благодатную помощь;
Вера в то, что Таинство Исповеди по Христовой благодати и силой Его Крестной смерти уничтожит все грехи ваши.
Почему отлучают от евхаристии, виды епитимьи и за какие грехи накладывают
Евхаристия – это спасительное церковное таинство, являющееся центральным моментом литургии, ее заключительным «аккордом», самое важное священнодействие в церковной практике. Несмотря на это, среди православного духовенства по отношению к прихожанам практикуется отлучение верующих от евхаристии, но применяется оно лишь в особых случаях, в качестве наказания за тяжкий грех.
Что такое епитимья
Это такая мера воздействия со стороны духовника, которая призвана исцелить душу христианина. Например, верующий человек совершил грех, за который ему очень стыдно и страшно. Он считает, что это невозможно просто так простить и забыть. Человек приходит на исповедь, приносит покаяние, и, если ему только сказать, что Господь простил его грех, принять этого не может. Нужно, чтобы духовник наложил на него еще какую-нибудь епитимью, чтобы он потрудился, что-нибудь сделал. И тогда у человека наступит ощущение того, что он выполнил надлежащее ему покаяние сполна. Его душа избавится от греха и успокоится.
Итак, епитимья – это форма покаяния. Есть такие грехи, которые священник не имеет права отпустить на исповеди просто так:
- отречение от Господа или хула на него;
- убийство;
- разврат;
- крайние формы унижения родителей;
- некоторые другие грехи (см. дальше).
В этих случаях требуется дополнительное покаяние в виде назначения епитимьи. В церковных правилах, в частности Василия Великого, написано, какое наказание за какие грехи нести. В древности это было отлучение от причастия на долгие годы. Например, если женатый человек изменял своей законной супруге, он не имел права 20 лет переступать церковный порог. То есть, молиться можно было, не входя в храм, а о причащении и речи не могло быть. Если в блуд попадал неженатый, отлучение от евхаристии налагалось на 15 лет.
Сейчас такие суровые наказания церковью не применяются, так как современному человеку они принесут больше вреда, чем пользы. Размер епитимьи зависит от способности, силы, возможностей каждого конкретного человека. Также учитывается степень покаяния. На двух людей, совершивших один и тот же грех, духовник, учитывая покаяние каждого из них, может наложить разные епитимьи.
Одного отлучить от причащения на два года, другого – на два месяца.
Все чаще духовники в качестве епитимьи назначают усиленное молитвенное правило, чтение Евангелия, поклоны, усиленный пост, если позволяет здоровье и обстоятельства жизни. К тем, кто сознательно идет на грех, духовник должен быть неуступчиво строг. Человеку, который побеждается страстью, но после кается, смиряется, склонив голову, просит прощения, духовник должен с рассуждением помочь снова приблизиться к Богу. Так поступали многие святые отцы.
Способы избавления
Таинство покаяния, то есть исповедь, избавляет христианина от совершенного греха полностью. Человек более не будет виновен в исповеданном проступке. Но на деле степень покаяния может быть разной. Если в душе страсти изжиты не до конца, кающийся грешник снова и снова совершает все те же неправедные деяния.
Епитимья, в частности отлучение от причастия, помогает человеку осознать степень своего нравственного и духовного падения, преодолеть привязанность к греху, почувствовать к нему отвращение. Самооправдание, свойственное падшей человеческой природе, не дает кающемуся грешнику во всей полноте осознать глубину своего падения. Поэтому упражнение в добрых делах, таких как пост, молитва, милостыня и воздержание, помогают осознать степень греховности своих дел и усилить покаяние.
Молитвы
Очень часто в качестве епитимьи духовник назначает расширенное молитвенное правило или чтение Евангелия. Например, назначается читать покаянный канон, Отче наш или другие молитвы на протяжении какого-либо периода. Кроме того, под молитвой могут подразумеваться и другие дела богопочтения, благочестия.
Благотворительность
От грехов и страстей хорошо очищает сердце человека милостыня, помощь, оказанная ближним. Она вселяет в сердце любовь, заставляет грешников раскаяться в своих прегрешениях по отношению к себе и ближним. Милостыня может быть не только материальная, но и духовная.
Длительный пост
Воздерживаясь от угождения своей плоти, держа ее в строгости и посте, кающийся грешник очищает и утончает свою душу. Это помогает ему более ясно увидеть свои грехи, осознать их, принести глубокое покаяние.
Пост включает в себя не только ограничения в пище, но и другие способы умерщвления плоти, самоутверждения.
Поклонение во время богослужения
Земной поклон – средство вернуть утраченную связь с Богом. Он символизирует собой блудного сына, который вернулся домой и упал перед Отцом Небесным на колени, прося прощения и возвращения в родную обитель. Таким поклоном-падением мы ввергаем себя в бездну покаяния, где милосердный Бог обязательно протянет нам свою руку для спасения от грехов.
Воздержание от супружеского долга
Есть в церковном календаре дни, когда общение супругов на их семейном ложе необходимо ограничивать с духовной целью. Если муж и жена нарушают данное предписание, священник может назначить им епитимью в виде временного отказа от исполнения супружеского долга.
Как правило, страсть, господствующая в душе человека, врачуется противоположным ей действием или добродетелью.
За какие грехи могут наложить
Запрет на причастие накладывается в наше время довольно редко. Причина для такой крайней меры должна быть достаточно веской. Как правило, это происходит, когда христианин совершает один или несколько смертных грехов. И, особенно, если упорствует в них, не имея духовных сил отказаться от пагубной привычки или не чувствует искреннего раскаяния в содеянном.
За аборт
В православии аборт считает более тяжким грехом, чем убийство. Объясняется это тем, что младенец в утробе матери пока еще некрещенный, таковым и умирает. Этот грех совершают люди, которые забывают, что каждый человек приходит в этот мир только по воле Божьей. И решать, кому жить, а кому нет, они не вправе. Считается, что Бог наказывает за абортированных детей, и такой грех оба родителя должны отмолить в церкви.
За блуд
Телесное невоздержание, любовь к плотским удовольствиям порой превосходит установленные Богом и обществом людей рамки. Под блудом подразумеваются не только беспорядочные половые связи мужчин или женщин, не связанных узами брака и ведущих свободный образ жизни.
Прелюбодеяние – это неверность своему партнеру в браке, мужу или жене. Считается более тяжким грехом, чем первый вид полового невоздержания. Потому что есть жена, муж, и такие проблемы можно решить гораздо проще, без измены. К блуду относятся также такие грехи как мужеложество, рукоблудие, скотоложество. Все они противоречат естественной природе человека, нарушают ее и считаются в православии одними из самых тяжелых грехов.
Богохульство
В последнее время участились случаи отречения от православной веры, одна из причин того – основание многочисленных сект. Христианский народ, забыв веру своих предков, начал искать истину в восточных, языческих религиях, обрекая себя на вечную погибель. В недрах самой православной церкви все чаще стали происходить расколы, появляться сектантские течения и верования. Таким людям категорически запрещено причащаться, пока они не откажутся от своих заблуждений.
Отречение от Бога – это самый тяжелый грех и искупление его, как правило, проходит для человека очень тяжело. Люди, вернувшиеся из сект, зачастую так и остаются духовными инвалидами. Они с трудом возвращаются в церковь, в нормальную жизнь. Наложение епитимьи может помочь, а может и оттолкнуть такого человека от православной веры. Поэтому священники в данном случае действуют с осторожностью, мягко относясь к человеку, который и так достаточно пострадал от обмана бесовских сил.
Клятвопреступление
Считается одним из самых постыдных грехов, совершаемых словом и причисляемых к крайней степени лжи. Это может быть нарушение данного обещания, подтвержденного клятвой при свидетелях, или присяги. В раннем христианстве, по правилам Василия Великого, клирикам, совершившим этот грех, запрещалось причастие на 10 лет, мирянам – на 6 лет.
В наше время такой грех может и не наказываться отлучением от евхаристии, чаще заменяется другими видами епитимий.
Воровство
Насильственное и незаконное присвоение материальных благ, принадлежащих по праву другим лицам – большой грех. Бог в своих заповедях запрещает человеку не только отнимать его имущество, но и просто позавидовать, пожелать себе такого же.
Под ложью подразумевается искажение истины. Обман может распространяться не только на окружающих, но и на самого себя. Лгать можно не только словами, но и поступками, мыслями, жизнью.
Магию
В православной церкви главной действующей силой является благодать Божья. Если человек обращается к оккультизму, он вступает во взаимодействие с иными, темными духовными силами, совершает грех. Тем самым отворачивается от Бога и Его помощи.
Алкоголизм или наркоманию
Пагубные привычки стали настоящим бичом современного человечества. Алкоголик или наркоман медленно убивает свое тело и душу. Посвящает всего себя не Богу, как заповедано нам, а ищет других утешений.
Рукоблудие
По сути, является самоудовлетворением своих плотских страстей. Считается противоестественным, нарушающим природу человека, действием. Оно также направлено против воли Творца, который создал мужчину и женщину, заповедал плодиться.
Покаянные стадии в прошлом
У первых христиан епитимья назначалась в виде временного отлучения от церковной жизни. Проходило такое наказание для грешников публично и делилось на несколько видов.
Кающимся христианам («плачущим») предписывалось стоять у входа в храм и с плачем молить Бога о прощении своих грехов. Им не разрешалось преступать порог храма.
Слушание
Другим грешникам («слушающим») разрешалось находиться лишь в притворе церкви. Здесь они стояли, слушали молитвы, отрывки из Святого Писания. Вместе с оглашенными обязаны были выходить из храма.
Припадание
Кающиеся грешники («припадающие») допускались на службу вместе с верными. Падали ниц во время оглашения особой молитвы, читаемой епископом.
Раскаяние
Последняя, и самая легкая епитимья ложилась на «вместе стоящих». Это такие христиане, которые могли присутствовать на литургии, но принимать причастие им не разрешалось. Как мы видим, до наших дней сохранился лишь четвертый, последний вид покаяния.
За что отлучают от причастия
Наиболее распространено в духовнической практике разовое недопущение до причастия. Причины для этого могут быть разными, их достаточно много. Например, если причащающийся:
- опоздал на литургию или отсутствовал на вечерней службе;
- нарушал пост в дни подготовки к принятию евхаристии;
- не вычитал полностью или частично каноны и правила к причастию;
- не примирился с враждующими;
- не понимает смысла таинства;
- многие другие.
Разовое недопущение к причастию происходит тогда, когда священник видит, что человек не готов именно в этот момент. Возможно, он кого-то не простил, не примирился или иная причина.
По церковным канонам возможно и более длительное отлучение от причастия:
- прелюбодеям (7-15 лет по церковным канонам);
- убийцам, в том числе сделавшим аборт (5-20 лет);
- оккультистам (так же, как и убийцам);
- еретикам, раскольникам (пока не покаются и не вернутся в лоно церкви);
- отрекшимся от веры (от 4 лет и до конца жизни);
- кровосмесителям (12 лет);
- мужеложникам (7-15 лет);
- скотоложникам (от 7 лет и до конца жизни);
- клятвопреступникам (6-10 лет);
- гробокопателям (10 лет).
Но ушли уже те времена, когда духовники неукоснительно следовали таким предписаниям. Сегодня люди и обстоятельства жизни совсем другие, чем раньше, поэтому и подход к кающимся на исповеди грешникам более щадящий и снисходительный.
В каждом конкретном случае священник принимает решение, исходя из личности, степени раскаяния и некоторых других факторов. Если человек первый раз пришел в храм и исповедуется в грехах, строгое наказание его может только оттолкнуть.
Поэтому задача священника состоит в том, чтобы удержать такого грешника в лоне церкви, постепенно и мягко воздействуя на его душу и сознание.