Иерархия ангелов и архангелов в православии: какой вид имеет

Небесная иерархия ангелов в ортодоксальном христианстве

С точки зрения веры существование ангелов является определенной и несомненной правдой. У христианина не должно возникать никаких сомнений относительно существования как ангелов, так и бесов. Тем не менее далеко не все знают, что в православии существует строгая ангельская иерархия.

Общая информация о небесной иерархии

В православной догматике различают две иерархии: небесную (невидимую) и земную (видимую). Если же мы примем во внимание Священное Писание, в нем найдем четкое указание на создание неба и земли. Святитель Василий Большой, архиепископ кесарии Кападокийской церкви, утверждает, что под «небом» следует понимать не что иное, как невидимый божественный мир бесплотных существ — ангелов. В это же время под «землей» подразумевается материальный, земной мир веществ, Земля.

Поэтому выходит, что ангельский мир был создан Творцом раньше, чем начал существовать материальный мир. Прямые указания на этот вопрос мы можем найти в одной из поучительных книг Ветхого Завета — в книге Иова. В ней обращается особенное внимание на такие слова:

Во что опущены устои ее, краеугольный ее камень кто заложил, когда звезды утра издали вопль, возликовали все Божьи сыны?

Таким образом под краеугольным камнем подразумевается Земля, а Божьи Сыновья — ангелоподобные существа, которые выполняют волю Божью.

Классификация Дионисия Ареопагита

Дионисий Ареопагит «О небесной иерархии»

Доктрина христианского вероучения Иоанна Дамаскина про небесную иерархию было полностью сформулировано и сохранилось в ортодоксальной церкви. В Священных Параллелях содержится структура небесных ангельских чинов. Неизмеримое число ангелов и их точный иерархический уклад подтверждается Святым Письмом, Отцами Церкви и богословами. Классификация и строение небесной иерархии лучше всего описана Дионисием Ареопагитом в его знаменитом произведении «О небесной иерархии».

Свою теорию он основывает на философии неоплатонизма, в которой фундаментальную роль играет понятие иерархии. Согласно науке величайших представителей неоплатонизма — Плотина и Прокла, всё подлежит строгому иерархическому порядку. Тогда более совершенные вещи предшествуют менее совершенным и выполняют относительно них функцию поддержки, защиты и управления. Дионисий заимствует эту теорию для структуризации ангельского мира.

На верхушке космического уклада он видит Бога. Все другие создания размещены на разных уровнях, принимая во внимание их большее или меньшее расстояние от Бога. Они словно лучи света, которые притягиваются к Богу, как к конечной цели всякого совершенства. В этом процессе возвращения к единству иерархические чины играют фундаментальную роль. Бог не влияет непосредственно на каждое естество, а действует на него через разные чины.

Именно на этой концепции Дионисий выстраивает свою богословскую и духовную платформы. Согласно ней низшие ангельские чины руководствуются, очищаются, просвечиваются и осуществляются высшими образами. Чем большее их участие в божественной природе, тем ближе они к ней находятся. Следовательно, ангельские чины способные исполнять роль посредников между Богом и людьми. Таким образом, зафиксировав общие принципы регулирования иерархической структуры космоса, автор предлагает свою классификацию ангелов. Он поделил их на три больших иерархии, каждая из которых вмещает три чины или хоры.

1. Высшая или первая небесная иерархия

Серафимы на фрагменте фрески Феофана Критского, XVI век, Афон

Первый уровень, или же степень иерархии, принадлежит наивысшим ангельским чинам — это серафимы, херувимы и престолы. Серафимы в переводе из иврита значит«подобные огню». Это божественные сверхъестественные существа, которые имеют шесть крыльев. Они крыльями закрывают свои лица, руки и ноги, летая перед Творцом. Пророк Исайя видел, как серафимы носились над Ковчегом Завета и пели ангельскую песню.

Херувимы так же, как и серафимы, являются божественными существами и находятся близко возле Творца. Они относятся ко второму ангельскому чину. В Библии они изображаются с пламенными мечами. Так, например, херувим с пламенным мечом охраняет вход к Эдемскому саду. Пророк и псалмопевец Давид в семнадцатом псалме описывает херувимов в качестве средства передвижения для Творца. В Книге Царств очень часто используется эпитет «Тот, который сидит на херувимах». В Книге Исхода также идет речь о литых золотых херувимах. Они были изображены на Ковчеге Завета, обращенные лицом друг к другу.

За херувимами идут престолы. Это — небесные Разумы, которые открывают Божественную истину и служат Божьему правосудию. Потом перед Тем, Кто Сидит на престоле возвышенном, стоят богоносные престолы. На них, как на разумных престолах отдыхает Бог. Отдыхая на них, Бог вершит Свой праведный суд. Так что в основном правосудие Божье вершится через них. Они слушают Его волю, прославляют Его и выливают силу Божью на престолы земных судей, дабы цари и владыки вершили праведный суд.

2. Средняя или вторая степень ангельской иерархии

Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Лаодикийском Соборе

Вторую степень иерархии господства занимают Господства, Силы и Власти. Они охраняют города, села, светскую и духовную власть, церкви, монастыри. Таким образом они служат Своему Творцу, выполняя Его святую волю. Господства, силы и власти назначены Богом не только оберегать города, епископов, церкви, земных правителей, а даже целые страны, государства.

Господство дарит земным правителям мудрость в управлении земными делами. Он учит владеть чувствами, избавляться от ненужных желаний и страстей, подчинять плоть духу. Также он помогает главенствовать над своей волей и преодолевать любое искушение.

Читайте также:
Молитвы Киприану от порчи, сглаза, колдовства

Силы наполнены Всевышней крепостью и осуществляют Высшую волю. Они создают и пребольшие чудеса и посылают благодать чудес угодникам Божьим. С их помощью они могут излечивать болезни, предсказывать грядущее и помогать тем, кто в этом нуждается. Силы укрепляют любого христианина во времена скорби и бед.

Власть имеет влияние на темные силы, укрощает дьявольскую силу. Также они защищают людей от насылаемых искушений. Власти не позволяют темным силам наносить кому-нибудь вреда в такой степени, в котором бы они того желали. Ещё духи способствуют труженикам в духовных делах и трудах. Власти защищают их, дабы они не потеряли духовного царства. Борются со искушениями и соблазнами, помогают отразить злые замыслы и клевету врагов.

3. Третья или низшая степень иерархии ангелов

Третью ступень занимают архангелы и ангелы. Их относят к низшим ангельским ступеням. Архангелы считаются выше и могущественнее ангелов, тем не менее принадлежат к третей ступени. Всего их насчитывается девять. Среди них выделяются три архангела — Михаил, Гавриил и Рафаил. Михаил верховодит небесными ангельскими силами. Гавриил же считается благим вестником, так как именно он принес весть о рождении Иисуса Христа. Рафаил в свою очередь считается исцелителем. Народная набожность видит в нем прообраз Ангела-хранителя.

Архангел Михаил

Имя «Михаил» переводится «Кто, как Бог». Это архангел Божьей справедливости, суда, благодати и милосердия. Он считается одним из сильнейших небесных духов. Архангел Михаил и его войско сражаются с падшими, которые взбунтовались против Святого Отца. Михаила обычно представляют с мечом в руках, которым он побеждает дракона. Иногда встречается изображение с весами, на которых он измеряет добрые и плохие поступки умершего.

Архангел Михаил сопровождает души во время перехода из тела на небеса.Церковь просит Михаила о помощи против Сатаны — врага Бога и людей. Во многих храмах после мессы присутствующие читают молитву к архистратигу Михаилу. Он является покровителем умирающих, фехтовальщиков, ювелиров, землемеров, рентгенологов, граверов, точильщиков. На его честь часто называют кладбищенские часовни.

Архангел Гавриил

Имя «Гавриил» дословно с древнееврейского переводится, как Господин Божий. Иногда встречаются варианты Господин от Бога, Божий Правитель. Один из семи архистратигов, «Левая Рука Господа». Гавриил считается Божьим вестником и посланцем. Его появление извещает о важных для всего человечества событиях, которые изменяют ход истории. Именно Гавриилу Господь доверил священную миссию принести благую весть о непорочном зачатии будущей матери Спасителя, о спасении рода человеческого. Имя архистратига Гавриила неотрывно связано с семьей Богородицы и фактом Благовещенья. Именно поэтому на следующий день после этого большого праздника, который христиане восточного обряда чествуют 7 апреля, происходит молитвенное собрание (собор) на его честь.

Первые упоминания об Гаврииле находятся в книге пророка Даниила. Гавриил объяснял ему значение видений, извещал о грядущем еврейского народа. Архистратиг появлялся в пустыне перед пророком Моисеем, где научил его грамоте. Извещая о зарождении мира и возникновении первого человека, он вдохновлял пророков на написание книги Существования. Гавриил известил праведников Иоакима и Анну о рождении от них Пресвятой Девы Марии. Появившись в храме перед старцем Захарией, он предрек о чудесном зачатии и рождении Иоанна Хрестителя — Божьего Предтечи.

По мнению некоторых отцов Церкви, Гавриил неотступно охранял Святое Семейство. Причем с самого момента сообщения отроковице Марии о ее священной миссии. Именно он был избранным посланцем Господа к святому Иосифу Обручнику. Он заверял его во сне в безгрешности Девы Марии. От Гавриила Иосиф получил предупреждение о кровавых замыслах Ирода и приказе спасать Младенца с Богородицей побегом в Египет. Архангел Гавриил был рядом с Сыном Божьим во все самые значительные моменты Его жизни. Полностью оправдывая значение своего имени «Божья крепость», он был рядом с Господом во время Его молитвы. В Гефсиманском саду вдохновлял и укреплял Его перед будущими страданиями. Из уст архангела Гавриила женщины получили известие о Воскресении Иисуса.

Во многих церковных книгах архистратига Гавриила называют «служителем чудес». Его многократные явления перед человечеством в старозаветные и новозаветные времена подчеркивают усердное выполнение Божьей Воли. Он сообщает роду людскому высшее знание, извещает о важнейших событиях в истории религии христианства. Православная Церковь призывает не забывать о служении архистратига Гавриила перед Господом, его заботу о христианах. Поэтому и зазывает старательно молиться к нему в дни, посвященные его памяти: 8 апреля, 26 июля и 21 ноября. Восьмого апреля был проведен первый Собор архистратига Гавриила (потом Благовещенье). Двадцать шестого июля — вероятно, в честь построения собора святого Гавриила в Константинополе. 21 ноября вспоминается во время празднования Собора архистратига Михаила.

Архангел Рафаил

Рафаил появился в Книге Товита, он является «одним из семи ангелов, которые всегда стоят перед Творцом и имеют доступ к Господней славе». В этой книге он выступает в человеческом облике и берет себе распространенное имя Азария. Помимо этого, он предлагает свое общество и опеку молодому Товиту, который путешествует с Ниневии до Раги в Мидии. Архангел спасает его от многих опасностей, выгоняет демона Асмодея и исцеляет слепого отца Товита. Также Рафаил освобождает от нечистого духа Сару — будущую жену Товита. Имя Рафаил означает «Бог лечит», «Исцеление Божье».

Читайте также:
Архангел Варахиил - молитва очень сильная

Поскольку слишком поспешно начали использовать имена семи Архангелов из еврейских апокрифов, то синоды в Лаодикее (361) и Риме (492 и 745) запретили их так называть. Они позволили лишь употреблять имена Михаила, Гавриила и Рафаила, потому что они встречаются в Святом Письме. Уже в VII ст. в Венеции существовала церковь названая в честь Рафаила. В этом же веке испанский город Кордова объявил его своим покровителем.

Святой Архангел Рафаил показывает доброту Провидения. Его чествуют как покровителя аптекарей, больных, врачей, эмигрантов, паломников, путешествующих, беглецов, путешественников и моряков. В иконографии его представляют как молодого мужчины в типичной одежде ангела. Его атрибутами являются крест, посох паломника, порой рыба и посуда.

Ангелы

Кроме архангелов, в христианском вероучении выделяют ангелов. Слово «ангел» в переводе из греческого языка значит «вестник». Они являются добрыми духами, которые выполняет волю Своего Творца. В то же время, одни из них оберегают людей вот зла, а потому их еще называют ангелами — хранителями. Ангелы-хранители даруются Господом человеку в праздником Таинстве Крещения.

Число духов точно не известно — один Господь знает точное количество. Знаем лишь, что их очень много — «тысячи тысяч». Такое бессчетное количество вовсе не нуждается физического пространства для них. Ведь они — бесплотные духи, которые не имеют физических размеров. То есть их природа не принадлежит к нашему трехмерному миру.

Следовательно, все вышеперечисленные ангельские чины, или же небесная иерархия, играют важную роль в христианской жизни. Они напоминают нам о Царстве Небесном и невидимом духовном мире. Этот мир никто из людей не может постигнуть своим умом.

Иерархия демонов

Фрагмент картины страшный суд, 1570, Мартин де Вос.

Идентификация демонов с мятежными ангелами постоянно наблюдается в Новом Завещании. Согласно Переводу Церкви, мятежные духи провинились грехом гордости, желая быть равными Отцу и независимыми от Него. Они узурпировали Божьи права и препятствовали плану спасения и самому мировому порядку. Состояние отделения мятежных духов от Господа через их непринятие Божьего господства имеет окончательный характер.

Поскольку их выбор — безотзывный, безвозвратный. Это потому, что они являются чистыми духами и для своих решений не нуждаются длинных размышлений. Их решение и выбор интуитивны, мгновенны и безвозвратны. Необратимость выбора, а не недостаток Божьего милосердия является причиной того, что их грех не может простить. Для них нет раскаяния после падения, как нет раскаяния для людей после смерти.

Изменить дьявола невозможно, разве только Бог уничтожил бы его и создал нового светлого духа. Но это тоже невозможно, потому что Бог не кается в своих решениях и не отказывается от своего создания. Поскольку существует иерархия у ангелов, существует иерархия и у демонов . В Новом Завещании вспоминается о Сатане, «князе бесовскому», который со своими демонами воевал против Михаила и его войска.

Однако среди добрых духов иерархия базируется на взаимном служении в любви. В то время как среди злых духов иерархический уклад держится на их взаимной злобе и естественной силе. Поэтому высшие по силе демоны руководят ниже от себя, держа их в страхе и повиновении. Точного числа мятежных духов ни Святое Письмо, ни Отдание не указывают. Однако есть отдельные намеки на очень большое число мятежных духов, которых потянул за собой Сатана, когда восстал против Бога.

И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю.

Таким образом, как у ангелоподобных существ, так и у бесов, существует своя определенная иерархия. Хотя, разумеется, они сильно друг от друга отличаются. Надеемся, что этот материал помог вам разобраться в этом вопросе.

Ангельские чины и особенности небесной иерархии

С давних пор люди пытаются понять, как устроена Вселенная. Представители науки изучают мир материальный. А тонкими сферами интересуются богословы, эзотерики и оккультисты. Как выглядит божественная иерархия? Каким образом Творец взаимодействует со своими ближайшими помощниками? Попробуем разобраться в этом.

Ангелы небесные

Ангелы живут в тонких мирах и не имеют плотного тела. При этом их возможности гораздо выше человеческих: эти создания, обладающие высшим разумом, могут следить за материальным миром, а иногда даже корректировать ход событий. По сути, они посредники между Богом и людьми, между духовным и физическим миром.

Для обычного человеческого глаза ангелы невидимы. Впрочем, священные тексты содержат немало свидетельств, когда ангел представал перед праведником или святым, чтобы сообщить ему повеление Божье.

Ангелы являют собой две стихии: воздух и огонь. С помощью огня они карают грешников либо очищают их души от скверны. Воздух же символизирует легкость и чистоту невинной ангельской души, а также полет как самый быстрый способ передвижения.

Само слово «ангел» происходит от древнегреческого слова, которое переводится как «вестник», «посланник». Ангелы в представлении большинства людей – это прекрасные существа в длинных белых одеяниях, символизирующих чистоту, и с крыльями за спиной.

Перед обитателями небесных сфер стоят разные задачи, каждая группа ангелов исполняет свою функцию. Некоторые заняты созданием галактик, другие отвечают за отдельные планеты, деятельность третьих сосредоточена на эволюции живых существ. Богословы утверждают, что каждый человек, живущий на Земле, имеет своего ангела-хранителя.

Читайте также:
Православная молитва чтобы все было хорошо

Девять чинов

Иерархия необходима для поддержания жизни во Вселенной. И в нашем мире все строится по принципу иерархии: Солнечная система, человеческое общество или муравейник. Стоит помнить, что физическая реальность является проекцией более высоких измерений. Значит, земная иерархия повторяет божественную систему, хотя несовершенный человеческий разум вносит свои искажения.

Небесное царство было создано как стройная система, где каждый элемент играет специфическую роль, определенную божественным замыслом. Это создает гармонию мироздания. Если порядок нарушен, возникает хаос, ведущий к гибели и разрушению.

Бог создал систему четкого распределения функций, чтобы творение было совершенным. Люцифер был низвергнут с небес, потому что он нарушил установленный порядок и хотел жить по собственным правилам, отбросив в сторону божественные законы.

Христианские богословы выделяют в небесной иерархии девять чинов, распределенных по трем группам. Эти чины, иначе именуемые ступенями, были описаны многими христианскими авторами, в их числе можно назвать Иоанна Златоуста, Фому Аквинского, Бонавентуру и Данте Алигьери.

При некоторых разногласиях большинство теологов придерживается системы, включающей три группы ангелов. В отдельных системах принято название сферы, круга или триады (поскольку каждая группа представлена тремя видами ангелов).

Христианская ангельская иерархия

Рассмотрим подробно систему, принятую в христианстве. Каждая сфера (триада) представляет собой особый тип ангелов. К первой сфере относится ближайшее окружение Бога. Вторую триаду представляют существа, отвечающие за устройство Вселенной и поддержание божественного порядка. В третью группу входят ангелы, которые связаны непосредственно с людьми.

Первая сфера

В триаду входят: серафимы, херувимы и престолы.

  • Серафимы являются наиболее приближенными к Господу созданиями. Название произошло от древнееврейского слова «пламенеющий». Именно такими увидел их библейский пророк Исаия. По словам пророка, серафимы имели шесть крыльев. Святой Дионисий Ареопагит поставил серафимов на первое место в иерархии и указал на их пламенную любовь к истине и свету.
  • Херувимы стоят на второй ступени после серафимов. По мнению богословов, херувимы воплощают в себе божественную мудрость. Их цель – передавать эту мудрость другим. В тексте Ветхого Завета встречается херувим с огненным мечом, охраняющий вход в райский сад. Израильский царь Давид упоминает, что херувимы служили Господу средством передвижения. Поэтому в Библии по отношению к Всевышнему часто встречается фраза «сидящий на херувимах». По поводу происхождения слова существуют разногласия. Согласно Талмуду, название происходит из арамейского языка и означает «подобный юноше». Другие исследователи склоняются к ассирийской версии, по которой херувим означает «молящийся, благословляющий».
  • Престолы – это ангелы, окружающие Бога, восседающего на троне. В православии их также называют Богоносные. Впрочем, это выражение следует понимать не буквально, а в переносном смысле. Они несут Бога внутри себя, служат ему верой и правдой. Кроме того, эти создания несут в себе эволюционное начало, выражая промысел Божий.

Мистик Ян ван Рюйсбрук, живший в Средние века, писал, что ангелы высшей триады никогда не вмешиваются в конфликты, возникающие между людьми. Но если верующий обращается к Творцу с молитвой, пребывает в состоянии благодати, стремится к Истине, то в эти моменты рядом с ним пребывают серафимы, херувимы или престолы. Именно они вселяют высшую любовь в людские сердца.

Вторая сфера

В состав второй сферы входят: господства, силы, власти.

  • Господства. Взаимодействуют с земными правителями, которые должны быть выразителями воли Всевышнего. Ангелы наставляют представителей власти, учат их мудрому управлению, помогают сдерживать гнев и другие греховные чувства. Господства также являются выразителями свободной воли. Именно они отвечают за воспитание ангелов, находящихся на более низких ступенях.
  • Силы представляют собой разряд ангелов, которые могут наделить праведного человека сверхъестественными способностями, например даром ясновидения или исцеления больных. Именно они помогали Иисусу Христу творить чудеса, чтобы явить славу Бога-отца. Также в задачу этих созданий входит поддержка человека в момент отчаяния и энергетическая подпитка для преодоления житейских невзгод.
  • Власти занимают особое положение в триаде. На них возложена важная задача: противостоять дьяволу и его свите. Власти могут предотвратить бесовские козни и оградить людей от влияния темных сил. Эти создания помогают бороться с различными искушениями и подавлять в себе греховные побуждения. Они ограждают праведников от нападок бесов, указывая путь в царство Божье. В момент, когда человека одолевают соблазны, эти ангелы приходят на помощь в борьбе со злом.

Третья сфера

Третий круг представлен началами, архангелами и ангелами.

  • Начала – так именуют ангелов, отвечающих за управление Вселенной и сохранение всего, что было создано Творцом. У них обширный круг интересов, начиная с движения планет и заканчивая погодными явлениями. Помимо этого, они посылают людям божественные откровения, способствуют развитию религий и духовному росту человечества.
  • Архангелы, иначе главные ангелы. Их можно назвать небесными наставниками, поскольку они передают людям знания, полученные непосредственно от Бога. Благодаря архангелам до нас дошли великие пророчества и тексты Священных Писаний.
  • Собственно ангелы ближе всего стоят к нам. Они всегда находятся рядом и направляют на путь добродетели. Ангелы этой триады выступают в качестве ангелов-хранителей. Они всегда готовы прийти на помощь, только обратись к ним с молитвой. Ангелы внимательно следят за поступками человека, оберегая его душу от нападок темных сил и поддерживая тех, кто случайно оступился.
Читайте также:
Защитная молитва от врагов видимых и невидимых

Иудаистские ангельские иерархии

Исследователи иудаизма полагают, что многие аспекты древнееврейской религии были заимствованы из мифологии Древнего Вавилона. Именно знания вавилонских жрецов о нижних и верхних духах легли в основу еврейской системы мироустройства. В дальнейшем эта система претерпела эволюцию, но сам принцип классификации, подразумевающий десять ступеней иерархии, остался неизменным. В различных традициях свой порядок ангельских чинов. Приведем для примера систему, описанную в книге «Мишне-Тора».

  1. На самом верху стоят ангелы, которые называются «хайот ха-кодеш». В переводе на русский язык термин означает «святые живые создания».
  2. Далее идут офаним («колеса»).
  3. Ступенькой ниже – арелим («доблестные, мужественные»).
  4. За ними следуют хашмалим («янтарные»).
  5. Название серафим означает «пылающие, горящие». Впоследствии оно перекочевало и в русский язык.
  6. Группа малахим олицетворяет «вестников, посланников».
  7. Следующая ступень получила имя Элохим. Это древнееврейское слово означает «благочестивые существа, боги».
  8. Ступенью ниже расположились бне элохим («сыны благочестивых существ»).
  9. Керувим («подобные цветущей юности»), в русском языке это название звучит как «херувим».
  10. Ангелы, именуемые ишим («человекоподобные»), замыкают систему.

Исламские ангельские иерархии

В Коране нет четкой системы, определяющей место каждого ангела в божественной иерархии, однако исламские богословы все же пытались выстроить систему, описывающую отношения Аллаха и его помощников.

  • На вершине иерархии — мукаррабун («приближенные»).
  • Затем идет группа ангелов, стоящих вокруг трона Аллаха. В нее входят четыре хамаля аль-арш («несущие трон») и карубин («те, кто рядом»).
  • Хафаза, они же «защитники, хранители». В этой группе у ангелов разные функции. Одни защищают в сложных жизненных ситуациях. Другие следят за поступками человека, записывая его дела и высказывания, чтобы свидетельствовать на Небесном суде.
  • В задачу мудаббират («те, кто разбираются с делами») входит слежение за состоянием мироустройства и соблюдением божественных законов.
  • Название муккосимат переводится как «те, кто распределяет». Это своего рода диспетчеры, рассылающие поручения Аллаха.
  • Отдельный отряд ангелов отвечает за природные явления. В его состав, в частности, входят заажират, которые управляют движением облаков.
  • Ангелы семи небес действуют в сферах, связанных с небесными телами (Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн).
  • Существуют ангелы, в задачу которых входит наблюдение за развитием ребенка в чреве матери. Их так и называют «ангелы утробы» – малаикат аль-архам.
  • А вот ангелов смерти на Востоке называют малаикат аль-маут. Они извлекают души из тел умерших. Другая группа ангелов охраняет врата ада и рая.
  • Существует воинство Аллаха, носящее имя джундалла. По приказу Всевышнего они помогают людям в военных действиях. Разумеется, для этого нужно заслужить Божье благословение.
  • Существуют также помощники Аллаха, которые называются таилят (слово означает «те, кто читает»). Эти создания постоянно напоминают верующим о мудрости Аллаха.
  • Отряд сайяхунов («путников») всюду следует за паломниками, оберегает и исполняет их просьбы.

Ангельская иерархия в оккультизме

Представители мистических и оккультных учений во многом опираются на общепринятую христианскую классификацию небесных существ, однако привносят изменения. Британский адепт Френсис Баррет в своей работе «Маг, или Полная система оккультной философии» расширил список ангельских чинов до 12 позиций, а число сфер до четырех. В последнюю группу он внес людей, причисленных к лику святых. Его иерархия выглядит так.

Первая сфера:

  • серафимы;
  • херувимы;
  • престолы.

Вторая сфера:

  • господства;
  • силы;
  • власти.

Третья сфера:

  • начала;
  • архангелы;
  • ангелы.

Четвертая сфера:

  • непорочные;
  • мученики;
  • исповедники.

Заключение

Задачи ангелов столь обширны, что мы затронули лишь ничтожную долю их деятельности. Ангелы – это важная часть небесной иерархии, которая обеспечивает порядок как на земле, так и на небесах. Они управляют космическими процессами и судьбой каждого отдельного человека. Без этих помощников Бога во Вселенной царил бы хаос.

Нужные слова и ваша вера – ключ к успеху в совершенном ритуале. Информацию я вам предоставлю, но ее реализация напрямую зависит от вас. Но не стоит переживать, немного практики и у вас все получится!

  • 6 молитв о любви Архангелу Чамуилу
  • Архангел (Архистратиг) Михаил святой: в чем помогает, кто такой, как выглядит
  • Молитвы Архангелу Рафаилу – чудодейственное исцеление

    Молитвы перед началом чтения Псалтири

    Разумно да будет, како подобает особь пети Псалтирь

    Аще иерей, глаголет:

    Благословен Бог наш, всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.

    Аще ли ни, глаголи умиленно:

    Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Аминь.

    Царю́ Небе́сный: Трисвятое. И по Отче наш:

    Тропари сия, глас 6-й:

    Поми́луй нас, Го́споди, поми́луй нас, вся́каго бо отве́та недоуме́юще, сию́ Ти моли́тву я́ко Влады́це гре́шнии прино́сим: поми́луй нас.

    Слава: Честно́е проро́ка Твоего́, Господи, торжество́, Не́бо Це́рковь показа́, с челове́ки лику́ют Ангели. Того́ моли́твами, Христе́ Бо́же, в мире упра́ви живо́т наш, да пое́м Ти: Аллилу́иа.

    И ныне: Мно́гая мно́жества моих, Богоро́дице, прегреше́ний, к Тебе прибего́х, Чи́стая, спасе́ния тре́буя: посети́ немощству́ющую мою ду́шу и моли́ Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего да́ти ми оставле́ние, я́же соде́ях лю́тых, Еди́на Благослове́нная.

    Го́споди, поми́луй. (40) И поклонися, елико ти мощно.

    Таже молитва Святей Живоначальней Троице:

    Всесвята́я Тро́ице, Бо́же и Соде́телю всего́ ми́ра, поспеши́ и напра́ви се́рдце мое́, нача́ти с ра́зумом и конча́ти де́лы благи́ми богодухнове́нныя сия́ кни́ги, я́же Святы́й Дух усты́ Дави́довы отры́гну, и́хже ны́не хощу́ глаго́лати аз, недосто́йный, разуме́я же свое́ неве́жество, припа́дая молю́ся Ти, и е́же от Теб е́ по́мощи прося́: Го́споди, упра́ви ум мой и утверди́ се́рдце мое, не о глаго́лании усте́н стужа́ти си, но о ра́зуме глаго́лемых весели́тися, и пригото́витися на творе́ние до́брых дел, я́же учу́ся, и глаго́лю: да до́брыми де́лы просвеще́н, на суди́щ и десны́я Ти страны́ прича́стник бу́ду со все́ми избра́нными Твои́ми. И ны́не, Влады́ко, благослови́, да воздохну́в от се́рд ца, и язы́ком воспою́, глаго́ля си́це:

    Читайте также:
    Молитва ко Пресвятой Троице: текст на русском, как правильно помогает

    Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Богу.

    Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Богу.

    Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Богу на́шему.

    Таже постой мало, дондеже утишатся вся чувства. Тогда сотвори начало не вскоре, без лености, со умилением и сокрушенным сердцем. Рцы сие: «Блажен муж. » тихо и разумно, со вниманием, а не борзяся, якоже и умом разумевати глаголемая.

    • Молитвослов
      • Молитвы
        • Молитвы утренние
          • Начало
          • Молитва ко Пресвятой Троице
          • Псалом 50
          • Символ веры
          • Молитва 1-я, святого Макария Великого
          • Молитва 2-я, того же святого
          • Молитва 3-я, того же святого
          • Молитва 4-я, того же святого
          • Молитва 5-я, святого Василия Великого
          • Молитва 6-я, того же святого
          • Молитва 7-я, ко Пресвятой Богородице
          • Молитва 8-я, Господу нашему Иисусу Христу
          • Молитва 9-я, к Ангелу Хранителю
          • Молитва 10-я, ко Пресвятой Богородице
          • Молитвенное призывание святого, имя которого носишь
          • Песнь Пресвятой Богородице
          • Тропарь Кресту и молитва за Отечество
          • Молитва о Живых
          • Молитва о усопших
          • Окончание молитв
        • Молитвы вечерние
          • Начальные молитвы
          • Молитва 1-я, святого Макария Великого, к Богу Отцу
          • Молитва 2-я, святого Антиоха, ко Господу нашему Иисусу Христу
          • Молитва 3-я, ко Пресвятому Духу
          • Молитва 4-я, святого Макария Великого
          • Молитва 5-я
          • Молитва 6-я
          • Молитва 7-я, святого Иоанна Златоуста (24 молитвы, по числу часов дня и ночи)
          • Молитва 8-я, нашему Иисусу Христу
          • Молитва 9-я, ко Пресвятой Богородице, Петра Студийского
          • Молитва 10-я, ко Пресвятой Богородице
          • Молитва 11-я, ко святому Ангелу Хранителю
          • Кондак Богородице
          • Молитва святого Иоанникия Великого
          • Молитва святого Иоанна Дамаскина, которую, показывая на постель твою, говори:
          • И хотя лечь на постель, говори сии тропари:
          • Молитва Честному Кресту
          • Также, вместо прощения:
          • Молитва
          • Исповедание грехов повседневное
        • Подготовка к Причащению
          • Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу
          • Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии
          • Канон Ангелу хранителю
          • Последование ко Святому Причащению
          • Благодарственные молитвы по Святом Причащении
          • ТРИ КАНОНА: покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, ко Пресвятой Богородице и к Ангелу Хранителю
        • Часы Пасхи
        • Тропари
          • Тропари воскресные, восьми гласов
          • Тропари, кондаки, величания и задостойники на двунадесятые праздники
          • Тропари и кондаки дневные на всю седмицу
          • Тропари, кондаки и величания на праздники Господские, Богородичны, святых и икон Божией Матери
          • Тропари, кондаки и величания общие
        • Молитвы святым
        • Молитвы разные
      • Каноны
        • Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу
        • Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии
        • Канон Ангелу хранителю
        • ТРИ КАНОНА: покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, ко Пресвятой Богородице и к Ангелу Хранителю
      • Акафисты
      • Псалтирь
        • Молитвы перед началом чтения Псалтири
        • Кафисма первая
        • Кафисма вторая
      • Богослужение
        • Часы Святой Пасхи

    При перепечатке ссылка
    на Православие.Ru обязательна

    Молитвы перед началом чтения Псалтири

    Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.

    • Гражданский
    • Церковнославянский
    • Аудио

    Разу́мно да бу́дет, ка́ко подоба́ет осо́бь пе́ти Псалти́рь.

    А́ще иере́й, глаго́лет: Благослове́н Бо́г на́ш, всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.

    А́ще ли ни, глаго́ли умиле́нно: Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же на́ш, поми́луй на́с. Ами́нь.

    Сла́ва Тебе́, Бо́же на́ш, сла́ва Тебе́.

    Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сы́й и вся́ исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

    Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй на́с, трижды.

    Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

    Пресвята́я Тро́ице, поми́луй на́с; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

    Го́споди, поми́луй, трижды.

    Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

    О́тче на́ш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хле́б на́ш насу́щный да́ждь на́м дне́сь; и оста́ви на́м до́лги на́ша, я́коже и мы́ оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ на́с во искуше́ние, но изба́ви на́с от лука́ваго.

    Тропари́ сия́, гла́с 6.

    Поми́луй на́с, Го́споди, поми́луй на́с, вся́каго бо отве́та недоуме́юще, сию́ Ти моли́тву я́ко Влады́це гре́шнии прино́сим: поми́луй на́с.

    Сла́ва: Честно́е проро́ка Твоего́, Го́споди, торжество́, Не́бо Це́рковь показа́, с челове́ки лику́ют А́нгели. Того́ моли́твами, Христе́ Бо́же, в ми́ре упра́ви живо́т на́ш, да пое́м Ти́: Аллилу́иа.

    И ны́не: Мно́гая мно́жества мои́х, Богоро́дице, прегреше́ний, к Тебе́ прибего́х, Чи́стая, спасе́ния тре́буя: посети́ немощству́ющую мою́ ду́шу и моли́ Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего да́ти ми́ оставле́ние, я́же соде́ях лю́тых, Еди́на Благослове́нная.

    Читайте также:
    Значение Тихвинской иконы Божией матери

    Го́споди, поми́луй, (40).

    И поклони́ся, ели́ко ти́ мо́щно.

    Моли́тва Святе́й Живонача́льней Тро́ице

    Всесвята́я Тро́ице, Бо́же и Соде́телю всего́ ми́ра, поспеши́ и напра́ви се́рдце мое́, нача́ти с ра́зумом и конча́ти де́лы благи́ми богодухнове́нныя сия́ кни́ги, я́же Святы́й Ду́х усты́ Дави́довы отры́гну, и́хже ны́не хощу́ глаго́лати а́з, недосто́йный, разуме́я же свое́ неве́жество, припа́дая молю́ся Ти́, и е́же от Тебе́ по́мощи прося́: Го́споди, упра́ви у́м мо́й и утверди́ се́рдце мое́, не о глаго́лании усте́н стужа́ти си, но о ра́зуме глаго́лемых весели́тися, и пригото́витися на творе́ние до́брых де́л, я́же учу́ся, и глаго́лю: да до́брыми де́лы просвеще́н, на суди́щи десны́я Ти́ страны́ прича́стник бу́ду со все́ми избра́нными Твои́ми. И ны́не, Влады́ко, благослови́, да, воздохну́в от се́рдца, и язы́ком воспою́, глаго́ля си́це:

    Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.

    Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.

    Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.

    Та́же посто́й ма́ло, до́ндеже утиша́тся вся́ чу́вства. Тогда́ сотвори́ нача́ло не вско́ре, без ле́ности, со умиле́нием и сокруше́нным се́рдцем. Рцы́ cиe: Блаже́н му́ж: ти́хо и разу́мно, со внима́нием, а не борзя́ся, я́коже и умо́м разумева́ти глаго́лемая.

    Разꙋ́мно да бꙋ́детъ, ка́кѡ подоба́етъ ѻ҆со́бь пѣ́ти ѱалти́рь.

    А҆́ще і҆ере́й, глаго́летъ: Бл҃гослове́нъ бг҃ъ на́шъ, всегда̀, ны́нѣ и҆ при́снѡ, и҆ во вѣ́ки вѣкѡ́въ.

    А҆́ще ли нѝ, глаго́ли ᲂу҆миле́ннѡ: Мл҃твами ст҃ы́хъ ѻ҆тє́цъ на́шихъ, гдⷭ҇и і҆и҃се хрⷭ҇тѐ бж҃е на́шъ, поми́лꙋй на́съ, а҆ми́нь.

    Сла́ва тебѣ̀, бж҃е на́шъ, сла́ва тебѣ̀.

    Цр҃ю̀ нбⷭ҇ный, ᲂу҆тѣ́шителю, дш҃е и҆́стины, и҆́же вездѣ̀ сы́й, и҆ всѧ̑ и҆сполнѧ́ѧй, сокро́вище бл҃ги́хъ, и҆ жи́зни пода́телю, прїидѝ и҆ всели́сѧ въ ны̀, и҆ ѡ҆чи́сти ны̀ ѿ всѧ́кїѧ скве́рны и҆ сп҃сѝ, бл҃же, дꙋ́шы на́шѧ.

    Ст҃ы́й бж҃е, ст҃ы́й крѣ́пкїй, ст҃ы́й безсме́ртный, поми́лꙋй на́съ, три́жды.

    Сла́ва ѻ҆ц҃ꙋ̀, и҆ сн҃ꙋ, и҆ ст҃о́мꙋ дх҃ꙋ, и҆ ны́нѣ и҆ при́снѡ, и҆ во вѣ́ки вѣкѡ́въ. А҆ми́нь.

    Прест҃а́ѧ трⷪ҇це, поми́лꙋй на́съ: гдⷭ҇и, ѡ҆чи́сти грѣхѝ на́шѧ: влⷣко, простѝ беззакѡ́нїѧ на̑ша: ст҃ы́й, посѣтѝ и҆ и҆сцѣлѝ не́мѡщи на́шѧ, и҆́мене твоего̀ ра́ди.

    Гдⷭ҇и поми́лꙋй, три́жды. Сла́ва ѻ҆ц҃ꙋ̀, и҆ сн҃ꙋ, и҆ ст҃о́мꙋ дх҃ꙋ, и҆ ны́нѣ и҆ при́снѡ, и҆ во вѣ́ки вѣкѡ́въ. А҆ми́нь.

    Ѻ҆́ч҃е на́шъ, и҆́же є҆сѝ на нб҃сѣ́хъ, да ст҃и́тсѧ и҆́мѧ твоѐ, да прїи́детъ црⷭ҇твїе твоѐ, да бꙋ́детъ во́лѧ твоѧ̀, ꙗ҆́кѡ на нб҃сѝ, и҆ на землѝ. Хлѣ́бъ на́шъ насꙋ́щный да́ждь на́мъ дне́сь, и҆ ѡ҆ста́ви на́мъ до́лги на́шѧ, ꙗ҆́коже и҆ мы̀ ѡ҆ставлѧ́емъ должникѡ́мъ на́шымъ: и҆ не введѝ на́съ во и҆скꙋше́нїе, но и҆зба́ви на́съ ѿ лꙋка́вагѡ.

    Тропарѝ сїѧ̑, гла́съ ѕ҃.

    Поми́лꙋй на́съ гдⷭ҇и, поми́лꙋй на́съ: всѧ́кагѡ бо ѿвѣ́та недоꙋмѣ́юще, сїю́ ти мл҃твꙋ ꙗ҆́кѡ влⷣцѣ грѣ́шнїи прино́симъ: поми́лꙋй на́съ.

    Сла́ва: Чⷭ҇тно́е прⷪ҇ро́ка твоегѡ̀ гдⷭ҇и, торжество̀, не́бо цр҃ковь показа̀, съ человѣ́ки ликꙋ́ютъ а҆́гг҃ли. Тогѡ̀ мл҃твами хрⷭ҇тѐ бж҃е, въ ми́рѣ ᲂу҆пра́ви живо́тъ на́шъ, да пое́мъ тѝ: а҆ллилꙋ́їа.

    И҆ ны́нѣ: Мнѡ́гаѧ мно́жєства мои́хъ бцⷣе, прегрѣше́нїй, къ тебѣ̀ прибѣго́хъ чⷭ҇таѧ, сп҃се́нїѧ тре́бꙋѧ: посѣтѝ немощствꙋ́ющꙋю мою̀ дꙋ́шꙋ, и҆ молѝ сн҃а твоего̀ и҆ бг҃а на́шего, да́ти мѝ ѡ҆ставле́нїе, ꙗ҆̀же содѣ́ѧхъ лю́тыхъ, є҆ди́на бл҃гослове́ннаѧ.

    Гдⷭ҇и поми́лꙋй, м҃.

    И҆ поклони́сѧ є҆ли́кѡ тѝ мо́щно.

    Мл҃тва ст҃ѣ́й живонача́льнѣй трⷪ҇цѣ.

    Всест҃а́ѧ трⷪ҇це, бж҃е и҆ содѣ́телю всегѡ̀ мі́ра, поспѣшѝ и҆ напра́ви се́рдце моѐ, нача́ти съ ра́зꙋмомъ, и҆ конча́ти дѣ́лы бл҃ги́ми бг҃одꙋхновє́нныѧ сїѧ̑ кни̑ги, ꙗ҆̀же ст҃ы́й дх҃ъ ᲂу҆сты̀ дв҃дѡвы ѿры́гнꙋ, и҆̀хже ны́нѣ хощꙋ̀ глаго́лати а҆́зъ недосто́йный: разꙋмѣ́ѧ же своѐ невѣ́жество, припа́даѧ молю́сѧ тѝ, и҆ є҆́же ѿ тебѐ по́мощи просѧ̀: гдⷭ҇и, ᲂу҆пра́ви ᲂу҆́мъ мо́й, и҆ ᲂу҆твердѝ се́рдце моѐ, не ѡ҆ глаго́ланїи ᲂу҆сте́нъ стꙋжа́ти сѝ, но ѡ҆ ра́зꙋмѣ глаго́лемыхъ весели́тисѧ, и҆ пригото́витисѧ на творе́нїе до́брыхъ дѣ́лъ, ꙗ҆̀же ᲂу҆чꙋ́сѧ, и҆ глаго́лю: да до́брыми дѣ́лы просвѣще́нъ, на сꙋди́щи десны́ѧ тѝ страны̀ прича́стникъ бꙋ́дꙋ, со всѣ́ми и҆збра́нными твои́ми. И҆ ны́нѣ влⷣко, бл҃гословѝ, да воздохнꙋ́въ ѿ се́рдца, и҆ ѧ҆зы́комъ воспою̀, глаго́лѧ си́це:

    Прїиди́те, поклони́мсѧ цр҃е́ви на́шемꙋ бг҃ꙋ.

    Прїиди́те, поклони́мсѧ и҆ припаде́мъ хрⷭ҇тꙋ̀ цр҃е́ви на́шемꙋ бг҃ꙋ.

    Прїиди́те, поклони́мсѧ и҆ припаде́мъ самомꙋ̀ хрⷭ҇тꙋ̀ цр҃е́ви и҆ бг҃ꙋ на́шемꙋ.

    Та́же посто́й ма́лѡ, до́ндеже ᲂу҆тиша́тсѧ всѧ̑ чꙋ́вства: тогда̀ сотворѝ нача́ло не вско́рѣ, без̾ лѣ́ности, со ᲂу҆миле́нїемъ и҆ сокрꙋше́ннымъ се́рдцемъ. Рцы̀ сїѐ: Бл҃же́нъ мꙋ́жъ: ти́хѡ и҆ разꙋ́мнѡ, со внима́нїемъ, а҆ не борзѧ́сѧ, ꙗ҆́коже и҆ ᲂу҆мо́мъ разꙋмѣва́ти глаго́лємаѧ.

    Молитвы перед началом чтения Псалтири

    Чтение Пластири – необходимая для каждого православного христианина практика. Она досталась нам еще с ветхозаветных времен, но не только не утратила своей актуальности, но и до сих пор не постигнута вся глубина этого творения. Но читать Псалтирь нужно вдумчиво, приведя все свои мысли в покой и настроившись на получение многотысячелетнего богатства христианской религии. Для этого настроя читаются молитвы перед началом чтения Псалтири, которые в книге находятся в самом начале.

    1. Что такое Псалтирь?
    2. Зачем нужны молитвы перед началом чтения Псалтири?
    3. Когда читают Псалтирь?
    4. Тексты молитв перед чтением Псалтири
    5. Тропари сия, глас 6
    6. Таже молитва Святей Живоначальней Троице

    Что такое Псалтирь?

    Пластирь – это своеобразный сборник, книга, в состав которой входят 150 псалмов – молитв, написанных Моисеем, Давидом и Соломоном во времена Ветхого Завета. Тогда пение псалмов сопровождалось игрой на псалтирионе – струнном музыкальном инструменте. От него и возникло название книги.

    Читайте также:
    11 самых сильных молитв Николаю Чудотворцу

    Псалмы – по своей сути являются молитвами, ведь они обращаются к Богу, но в то же время они являются и Словом Божьим, обращенным к людям. По содержанию подразделяются на несколько видов:

    • покаянные — 6, 24, 37 и другие;
    • благодарственные — 17, 29;
    • хвалебные — 103, 145;
    • учительные – 90;
    • пророческие — 2, 8, 15, 18, 21 и другие.

    Псалтирь полностью входит в состав Священного Писания. И судя по всему, эта книга написана под влиянием Святого Духа. Как говорил Иоанн Златоуст, псалмы – глаголы Святого Духа. Сложно представить что-то более нужное и полезное для верующего, чем Псалтирь.

    Зачем нужны молитвы перед началом чтения Псалтири?

    Читать молитвы перед чтением Псалтири принято для того, чтобы вдумчиво, без спешки приступить к познанию тех вещей, которые, к нашему великому счастью, по Воле Божьей, дошли до наших времен через многие тысячелетия.

    Нужно произносить молитвы перед чтением Псалтири дома, чтобы установить некую связь, прийти в соприкосновение с Божьей Благодатью, чтобы читать Псалтирь не для времяпровождения, а для пользы душе.

    Когда читают Псалтирь?

    Псалмы применяются во всех богослужениях нашей православной Церкви. Согласно канонам, она должна быть прочитана единожды за седмицу, а в Великий Пост – два раза.

    Во время чтения Пластири разрешается сидеть. Вставать необходимо только во время предварительных и заключительных молитв.

    Читать эту книгу можно в любое время и в любой обстановке. В прежние времена ее называли «дорожной книжицей», то есть каждый путешественник брал ее с собой как помощника и рассудителя во всех делах.

    Ежедневное чтение Псалтири – лучший способ избавиться от влияния нечистой силы, оградить себя от соблазнов и грехов.

    Тексты молитв перед чтением Псалтири

    Разумно да будет, како подобает особь пети Псалтирь

    Аще иерей, глаголет: Благослове́н Бог наш, всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.

    Аще ли ни, глаголи умиленно: Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.

    Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

    Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

    Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. трижды.

    Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

    Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

    Го́споди, поми́луй, трижды. Сла́ва, и ны́не:

    О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

    Тропари сия, глас 6

    Поми́луй нас, Го́споди, поми́луй нас, / вся́каго бо отве́та недоуме́юще, / сию́ Ти моли́тву / я́ко Влады́це гре́шнии прино́сим: / поми́луй нас.

    Слава: Честно́е проро́ка Твоего́, Го́споди, торжество́, / Не́бо Це́рковь показа́, / с челове́ки лику́ют А́нгели. / Того́ моли́твами, Христе́ Бо́же, / в ми́ре упра́ви живо́т наш, / да пое́м Ти: Аллилу́иа.

    И ныне: Мно́гая мно́жества мои́х, Богоро́дице, прегреше́ний, / к Тебе́ прибего́х, Чи́стая, спасе́ния тре́буя: / посети́ немощству́ющую мою́ ду́шу / и моли́ Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего / да́ти ми оставле́ние, я́же соде́ях лю́тых, / Еди́на Благослове́нная.

    Го́споди, поми́луй (40). И поклонися, елико ти мощно.

    Таже молитва Святей Живоначальней Троице

    Всесвята́я Тро́ице, Бо́же и Соде́телю всего́ ми́ра, поспеши́ и напра́ви се́рдце мое́, нача́ти с ра́зумом и конча́ти де́лы благи́ми богодухнове́нныя сия́ кни́ги, я́же Святы́й Дух усты́ Дави́довы отры́гну, и́хже ны́не хощу́ глаго́лати аз, недосто́йный, разуме́я же свое́ неве́жество, припа́дая молю́ся Ти, и е́же от Тебе́ по́мощи прося́: Го́споди, упра́ви ум мой и утверди́ се́рдце мое́, не о глаго́лании усте́н стужа́ти си, но о ра́зуме глаго́лемых весели́тися, и пригото́витися на творе́ние до́брых дел, я́же учу́ся, и глаго́лю: да до́брыми де́лы просвеще́н, на суди́щи десны́я Ти страны́ прича́стник бу́ду со все́ми избра́нными Твои́ми. И ны́не, Влады́ко, благослови́, да, воздохну́в от се́рдца, и язы́ком воспою́, глаго́ля си́це:

    Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.

    Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.

    Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.

    Таже постой мало, дондеже утишатся вся чувства. Тогда сотвори начало не вскоре, без лености, со умилением и сокрушенным сердцем. Рцы cиe: Блаже́н муж: тихо и разумно, со вниманием, а не борзяся, якоже и умом разумевати глаголемая.

    Молитвы перед началом и после чтения Псалтири, 4 предначинательных текста

    Богодухновенные псалмы читают священнослужители в храмах и православные миряне келейно. В уставе Православной церкви определены назначение и последовательность чтения молитвенных текстов для всевозможных случаев. В домашних условиях перед началом и в конце чтения Псалтири обязательны специальные молитвы: предначинательные и заключительные.

    Читайте также:
    Какой иконе молиться, чтобы забеременеть и родить здорового ребенка

    Зачем и почему нужно правильно читать Псалтирь

    Псалтирь, часть Ветхого Завета, – книга, в которой собраны Божественные Гимны (псалмы) общим числом 150. Автором псалмов назван царь Давид (предположительные годы жизни – 900-800 лет до Р. Х.) Давид был родом из колена Иуды, четвертого сына Иакова от Лии.

    Двенадцать сыновей Иакова образовали народ Израиля. В свою очередь, Иаков являлся внуком Авраама, от которого пошла еврейская нация. Давид был пастухом, когда после помазания Господом на царствование на него снизошел Святой Дух. Пресвятая Богородица также происходила из дома Давида.

    Псалтирь имеет определенную структуру, которая используется на богослужениях. Весь текст поделен на 20 частей – кафизм, каждая из которых, в свою очередь, имеет 3 подраздела, начинающихся со слов «Славься», называемых «славы»/статии. Количество псалмов, включенных в кафизму, колеблется от 6 до 9.

    Моление по Псалтири практиковалось до появления «Иисусовой молитвы» и акафистов. Богодухновенная книга очищает душу от греха, наполняет ее Святым Духом. На заре христианства знание этой книги наизусть было обязательным для принятия в монастырь. В России до XV века по ней учили читать. Она была самой распространенной книгой среди грамотного российского населения.

    В обряде Православной церкви большая часть псалмов прочитывается ежедневно, потому что они включены в богослужения суточного круга. Так, ежевечерняя служба начинается 103 псалмом, а заканчивается 33. В начале утрени читают 3, 37, 62, 87, 102, 142 псалмы, а в конце – 148, 149, 150-й.

    Прочтение нескольких кафизм ежедневно – установленный порядок богослужения. Обычно на вечерне читают одну кафизму, на утрене – две. В отдельные периоды года на утрене читают 3 кафизмы.

    В течение недели, по древней монашеской традиции, прочитывается вся Псалтирь. На «славах» принято поминать живых и усопших. В Великий пост на неделе Псалтирь прочитывают дважды.

    Типикон устанавливает чтение псалмов:

    • во время литургии;
    • молебнов при крещении, причастии, отпевании;
    • на всякую потребу по советам и наставлениям святых отцов.

    Обычай читать Псалтирь по усопшим берет свое начало в глубокой древности. Наибольшую пользу приносит чтение псалмов родственниками усопшего: оно свидетельствует о большой любви поминающих. Господь принимает это как жертву во очищение грехов умершего, и жертву за приносящих ее, потрудившихся в чтении.

    В домашних условиях читают ту же самую Псалтирь, но кафизму делят на 3 «славы». До и после кафизмы полагается прочесть особые молитвы.

    При келейном прочтении верующему следует придерживаться определенного порядка:

    • читать вслух, но тихо, чтобы слова молитв воспринимались не только умом, но и на слух;
    • обязательно перед горящей лампадой/свечой;
    • монотонно, без декламации, немного нараспев;
    • соблюдая ударения в произносимых словах, чтобы не исказить их смысл и не впасть в грех.

    Произносить псалмы можно стоя или сидя, но обязательно надо стоять на предначинательных и заключительных молитвах, а также на «славах». Непонимание текста некоторых псалмов святые отцы считают временным явлением: чем чаще верующий будет обращаться к Псалтири, тем явственнее для него будет ее содержание.

    Есть период, когда запрещено читать Псалтирь, как в храмах, так и келейно: от Великого четверга Страстной недели до Фоминого воскресения. При келейном богослужении кафизму делят на 3 «славы». До и после кафизмы полагается прочесть особые молитвы.

    Какие молитвы читать перед началом чтения

    Предначинательные молитвы перед чтением кафизмы необходимы для умиротворения душевных страстей. Православный верующий обретает способность вслушиваться и воспринимать Слово, вдохновленное Святым Духом. Это молитвенные обращения к Святому Духу, Троице, Господу.

    Святому Духу

    Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше И́стины, и́же везде́ сый, и вся исполня́яй, сокро́вище Благи́х и жи́зни пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

    «Трисвятое»

    Святы́й Бо́же, Святы́й Крепкий, Святы́й Безсме́ртный, помилуй нас (3 раза).

    Ко пресвятой Троице

    Всесвятая Троице, Боже и Содетелю всего мiра, поспеши и направи сердце мое, начати с разумом и кончати делы благими богодухновенныя сия книги, яже Святый Дух усты Давидовы отрыгну, ихже ныне хощу глаголати аз, недостойный, разумея же свое невежество, припадая молюся Ти, и еже от Тебе помощи прося: Господи, управи ум мой и утверди сердце мое, не о глаголании устен стужати си, но о разуме глаголемых веселитися, и приготовитися на творение добрых дел, яже учуся, и глаголю: да добрыми делы просвещен, на судищи десныя Ти страны причастник буду со всеми избранными Твоими. И ныне, Владыко, благослови, да, воздохнув от сердца, и языком воспою, глаголя сице: Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

    «Господня»

    Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твоё; Да приидет Царствие Твоё; Да будет воля Твоя и на земле, как на небе; Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

    Какие молитвы нужно читать на «славах»

    В местах прерывания кафизмы статией («слава») прочитывают молитвы:

    «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.

    Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза).

    Читайте также:
    Икона Николаю Чудотворцу — помощь в житейских невзгодах

    Господи, помилуй (3 раза).

    Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

    Спаси, Господи, и помилуй Патриарха (перечисляются имена здравствующих патриархов), и прости им вся согрешения вольная и невольная, и их святыми молитвами меня, недостойнаго, прости и помилуй!».

    На первой и второй статии поминают имена о здравии, на третьей – имена усопших и читают молитву:

    «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (по списку) и прости им вся согрешения, вольная и невольная, и даруй им Царствие Твое Небесное!». (земные поклоны) и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

    После третьей «славы» моление «Господи, помилуй» произносится 40 раз. При келейном молении между 20 и 21 «Господи, помилуй» можно прочесть собственное молитвенное обращение о самом сокровенном.

    Что нужно делать по окончанию чтения Псалтири

    При келейном чтении после окончания кафизмы следуют:

    • «Трисвятое»;
    • тропари и молитвы к кафизме;
    • «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего.Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Слава, и ныне. Го́споди, поми́луй (трижды). Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́ и святы́х Небе́сных сил безпло́тных, и преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших, и Свята́го проро́ка Дави́да, и всех святы́х, поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь».

    Как читать Псалтирь

    Среди книг Священного Писания книга Псалтырь занимает особое место. Написанная задолго до воплощения Господа Иисуса Христа, она единственная из книг Ветхого завета целиком вошла в богослужебный устав христианской Церкви и занимает в нем видное место.

    Особая ценность Псалтири в том, что в ней изображены движения человеческой души, стремящейся к Богу, даётся высокий образец молитвенного противостояния скорбям и искушениям и славословия Богу. «В словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояния души, все движения мысли, так что сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке», — говорит святитель Афанасий Великий. Благодать Святого Духа, проникающая каждое слово Псалтири, освящает, очищает, поддерживает молящегося этими священными словами, отгоняет демонов и привлекает Ангелов.

    Первые христиане глубоко почитали и любили Псалтирь. Они заучивали все псалмы наизусть. Уже в апостольские времена Псалтырь получила широкое применение в христианском богослужении. В современном богослужебном уставе православной Церкви принято деление Псалтыри на 20 разделов – кафизм. Псалмы читаются в храме ежедневно за каждым утренним и вечерним богослужением. В течение недели книга Псалмов прочитывается полностью, а Великий пост – дважды в течение седмицы. Псалмы входят и в молитвенное правило, предписанное мирянам.

    Для простого чтения псалмов, если христианин не принимает какого-то обета или постоянного дополнения к общепринятому правилу, благословение у духовника брать не нужно.

    Иеромонах Иов (Гумеров) объясняет:

    «Брать специальное благословение у священника на чтение Псалтири не надо. На это нас благословила Церковь: исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными (Еф.5:18-19)».

    Но обязательно надо взять у священника благословение, если мирянин возлагает на себя какое-то особое постоянное молитвенное правило или какой-то обет.

    Иерей Владимир Шлыков говорит, почему это нужно:

    «Прежде чем брать на себя какие-либо молитвенные правила, нужно посоветоваться со своим духовником или со священником, у которого Вы регулярно исповедуетесь. Оценив Вашу жизненную ситуацию и меру духовного преуспеяния, батюшка благословит (или не благословит) читать. Очень часто бывает, что человек берет на себя непосильное бремя, и в связи с этим у него возникают духовные проблемы. Если же молиться по послушанию и с благословения, то таких проблем можно избежать». «Священник является проводником благодати Божией. Поэтому, когда берут благословение, прикладываются не к руке священника, а к Руке Господа. Допустим, нам хочется получить Божие благословение, а как мы узнаем, благословил Он или нет? Для этого Господь оставил на земле священника, дал ему особую власть, и благодать Божия нисходит на верующих через священника. Кроме того, при личном общении Вы сможете задать батюшке все Ваши вопросы по поводу того, на что берете благословение. И священник посоветует, что будет полезно именно Вам. Через интернет можно дать только общий совет, но получить благодать, а также услышать от батюшки что-то конкретное можно только в храме».

    Псалтирь можно читать всегда, за исключением периода от Великого Четверга Страстной седмицы до Фоминой недели (антипасхи). В течении этих десяти дней отменяется всякое чтение Псалтири как в храмах, так и келейно.

    Псалтирь можно читать и про себя, молча, но лучше читать её негромко вслух, по совету святых отцов.

    Св. Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Произноси слова несколько вслух, когда ты молишься наедине, и это способствует сохранению внимания».

    Преп. Серафим Саровский советовал, что необходимо читать молитвы вполголоса или тише, чтобы не только ум, но и слух внимали словам молитвы («Слуху моему даси радость и веселие»).

    Названия псалмов читать не надо. Читать псалмы можно и стоя, и сидя (слово «кафизма» в переводе на русский язык «то, что читается сидя» в отличие от слова «акафист» — «не сидя»). Вставать обязательно нужно при чтении начинательных и заключительных молитв, а также на «Славах».

    Читайте также:
    Молитвы Николаю угоднику о помощи в делах

    Не надо унывать и смущаться, если вначале иногда смысл псалмов непонятен. Всегда можно посмотреть непонятные выражения в русском переводе, в толковании на Псалтирь. По мере чтения и нашего духовного взросления будет открываться всё глубже и ярче глубинный смысл псалмов.

    Священник Антоний Игнатьев советует желающим читать Псалтирь: «Для чтения Псалтыри на дому желательно взять благословение у батюшки. При чтении дома строго устава, как читать нет, гораздо важнее настроиться на молитву. Существуют разные практики чтения Псалтири. Мне кажется наиболее приемлемым чтение, когда Вы не зависите от объема прочитанного, т.е. не обязаны читать по кафизме или по две в день. Если есть время и душевная потребность в молитве – Вы начинаете читать с того места, где остановились в прошлый раз, сделав закладку».

    Если миряне прибавляют к келейному молитвенному правилу один или несколько избранных псалмов, то читают только их текст, как, например, пятидесятый псалом в утреннем правиле. Если же читается кафизма, или несколько кафизм, то перед ними и после них прибавляются особые молитвословия.

    Перед началом чтения кафизмы или нескольких кафизм

    Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

    Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

    Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)

    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Молитва ко Пресвятой Троице

    Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

    Господи, помилуй. (Трижды).

    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Молитва Господня

    Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.


    Господи помилуй
    (12 раз)

    Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

    Придите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

    На «Славах»

    Там, где кафизма прерывается пометкой «Слава», читаются следующие молитвы:

    Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.

    Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза)

    Господи, помилуй. (3 раза)

    Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу

    [Здесь можно читать молитвы с поминовением о здравии и упокоении или особые прошения. На первой и второй «Славе» обычно поминаются имена о здравии, на третьей Славе — имена о упокоении.

    Молитвы о здравии и упокоении на Славах:

    Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя), родителей моих (имена), сродников (имена), начальников, наставников, благодетелей (имена) и всех православных христиан.

    Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (имена) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.]

    И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

    И далее читаются следующие псалмы.

    После чтения кафизмы читают молитвы и тропари, указанные в кафизме.

    Молитва «Господи, помилуй» читается 40 раз.

    Иногда по желанию между вторым и третьим десятком (между 20 и 21 молитвой «Господи, помилуй!») произносится личная молитва верующего о самых близких людях, о самом насущном.

    И в конце всего молитвословия:

    Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

    Слава, и ныне. Го́споди, поми́луй. (3 раза)

    Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых Небесных сил безплотных, и преподобных и богоносных отец наших, и святаго пророка Давида, и всех святых, помилуй и спаси мя, грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

    Псалтирь в ассортименте представлен в Церковной лавке Спасского собора.

    💥Церковная лавка открыта ежедневно с 7.30 до 19.00.
    ☎Телефон (8332) 32-94-74.

    Как читать Псалтирь: 1 комментарий

    Здравствуйте! После каждой кафизмы следуют молитвословия, среди которых есть «Слава:» (с двоеточием) с последующим молитвословием и «И ныне:(с двоеточием)» со своим молитвословием. Как здесь следует читать? В первом случае я читаю «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу» и последующее молитвословие. А во втором продолжение:»и ныне и присно и во веки веков. Аминь.» и последующее молитвословие. Правильно ли я делаю? Если неправильно, поправьте.Спасибо.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: