Молитва “Благослови душе моя Господа”: текст на русском, как правильно читать

Молитва “Благослови душе моя Господа”: текст на русском, как правильно читать

Внимательно прочитайте текст псалма

Псалом 102

На церковнославянском языке

На русском языке

1. Очищающаго вся беззакония твоя, / исцеляющаго вся недуги твоя.
2. Избавляющаго от истления живот твой, / венчающаго тя милостию и щедротами.

1. Исполняющаго во благих желание твое: / обновится, яко орля, юность твоя.
2. Творяй милостыни Господь, / и судьбу всем обидимым.

1. Сказа пути Своя Моисеови, / сыновом Израилевым хотения Своя.
2. Щедр и милостив Господь, / долготерпелив и многомилостив.

1. Не до конца прогневается, / ниже в век враждует.
2. Не по беззаконием нашим сотворил есть нам, / ниже по грехом нашим воздал есть нам.

1. Яко по высоте небесней от земли, / утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его.
2. Елико отстоят востоцы от запад, / удалил есть от нас беззакония наша.

1. Якоже щедрит отец сыны, / ущедри Господь боящихся Его.
2. Яко Той позна создание наше, / помяну, яко персть есмы.

1. Человек, яко трава дние его, / яко цвет сельный, тако оцветет.
2. Яко дух пройде в нем, / и не будет, / и не познает ктому места своего.

1. Милость же Господня от века и до века / на боящихся Его.
2. И правда Его на сынех сынов, / хранящих завет Его, / и помнящих заповеди Его / творити я.

1. Господь на небеси уготова Престол Свой, / и Царство Его всеми обладает.
2. Благословите Господа, вси Ангели Его, / сильнии крепостию, творящии слово Его, / услышати глас словес Его.

1. Благословите Господа, вся силы Его, / слуги Его, творящии волю Его.
2. Благословите Господа, вся дела Его, /на всяком месте владычества Его.

1. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
2. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

1. Он прощает все беззакония твои, / исцеляет все недуги твои.
2. Избавляет от погибели жизнь твою, / венчает тебя милостью и щедротами.

1. Исполняет благами желание твое, – / обновится, как у орла, юность твоя.
2. Творит милость Господь / и суд всем обиженным.

1. Он открыл пути Свои Моисею, / сынам Израилевым – желания Свои.
2. Щедр и милостив Господь, / долготерпелив и многомилостив.

1. Не до конца прогневается / и не навек негодует.
2. Не по беззакониям нашим Он соделал нам, / и не по грехам нашим воздал нам.

1. Ибо, по высоте неба от земли, / утвердил Господь милость Свою к боящимся Его.
2. На сколько отстоит восток от запада, / удалил Он от нас беззакония наши.

1. Как милует отец сынов, / помиловал Господь боящихся Его.
2. Ибо Он знает состав наш, / помнит, что мы – прах.

1. Человек – как трава дни его, / как цвет полевой, так отцветёт.
2. Ибо дыхание прекратилось в нем / – и не будет его, / и не узнает он более места своего.

1. Милость же Господня – от века и до века / на боящихся Его.
2. И правда Его – на сынах сынов / хранящих завет Его /
и помнящих заповеди Его, / чтобы исполнять их.

1. Господь на небе уготовал престол Свой, / и Царство Его всем владеет.
2. Благословляйте Господа, все Ангелы Его, / сильные мощью, исполняющие слово Его, / как только услышат глас слов Его.

1. Благословляйте Господа, все воинства Его, / служители Его, исполняющие волю Его.
2. Благословляйте Господа, все творения Его, / на всяком месте владычества Его.

1. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
2. И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Вчитайтесь, пожалуйста, в эти вопросы и попробуйте ответить на них для себя. Обсудите их с кем-нибудь

Как вы понимаете призыв благословлять Господа? Как мы можем на него откликнуться?
Возникало ли у вас желание благословлять Бога? Если «да», то в каких случаях?
Нужно ли нам побуждать себя благословлять Бога? Почему? Зачем?
Будет ли человек, побуждающий себя благословлять Господа, как-то отличаться от тех, кто этого не ищет? Если «да», то чем?

По-настоящему, мы не можем благословить Господа простым цитированием псалмов или молитв, написанных другими людьми. Тут дело не в правильных и красивых словах, а в наличии внутреннего побуждения благословить Бога.

Если мы просыпаемся утром и радуемся тому, что Господь подарил нам ещё один день жизни, то наши слова «Благословен Ты Господь Бог создавший этот день на радость нам!» – не будут формальностью. Чтобы стать тем, кто по-настоящему благословляет Бога, важно научиться замечать Божье присутствие в нашем мире и в нашей жизни.

Замечаете ли вы присутствие Бога в своей жизни?

Перечитайте снова этот псалом. Что даёт автору псалма «пищу» для благословения Господа? Что побуждает его благословлять Бога и призывать к этому других?
Есть ли люди, которых вы бы хотели призвать к благословению Господа? Почему?

Читайте также:
Молитва «Отче наш, Иже еси на небесех!»: текст на русском языке

Заключительные стихи 102-го псалма говорят о том, что благословлять Господа способно всё Его творение. В Псалтири мы находим поэтические тексты о том, как Бога славят звёзды, небеса, горы. Если окружающая природа на это способна, то тем более люди. Включить всех в дело радостного благословения Господа – одна из задач Церкви. Но мы не можем достичь этой цели принуждением. В этом деле главное средство – личный пример. Поэтому давайте будем сами учиться познавать Бога и благословлять Его.

Заканчивая это занятие, хочу предложить вам одно упражнение.

Попробуйте каждый день недели заканчивать фразу «Благословен Ты, Господь Бог…» новыми словами.

Сорокин Владимир Владимирович — преподаватель Общедоступного православного университета, основанного отцом Александром Менем, знаток некоторых древних языков. Ведет предметы Введение в Ветхий Завет, Основы ветхозаветной экзегезы и Библейские семинары. В его лекциях многие находят ответы на вопросы, возникающие при чтении Священного Писания.

В данных семинарах библеист подробно разбирает ветхозаветную книгу Псалмов, написанную, по преданию, царем Давидом и являющуюся собранием возвышенных священных гимнов, обращенных ко Творцу вселенной. В данном собрании содержатся материалы с нескольких курсов — с 2006 по 2012 гг. — которые, в общей сумме, включают в себя 192 лекции. Преподаватель подробнейшим образом разбирает книгу по главам, углубляется в особенности оригинального текста (в том числе языковые), и поясняет слушателям огромное количество деталей. Цикл будет полезен всем людям, которые всерьез интересуются Ветхим Заветом, его смыслом и духовным содержанием.

Предлагаем послушать первый семинар о 102 псалме

Молитва «Благослови душе моя Господа»: текст на русском, как правильно читать

Я издавна занимаюсь чтением и исследованием разных молитв. Сейчас я познакомлю вас с текстом «Благослови душе моя Господа», расскажу индивидуальности данной для нас молитвы и историю ее возникновения.

Значимость хоть какой молитвы

Молитва – это единственный метод обратиться к небесам с определенной просьбой. Считается, что некие из числа тех молитв, которые известны православным христианам, были дарованы самим Господом. Естественно, такие молитвенные тексты владеют большой силой. Конкретно их и следует применять, когда человек попадает в сложные актуальные происшествия.

Но схожее совсем не значит, что остальные молитвы, тексты которых были написаны святителями при жизни либо другими выдающимися деятелями, применять недозволено. Напротив, их тоже рекомендуется читать как можно почаще. К тому же, духовные наставники настаивают на том, что неважно какая молитва, адресованная небесам, владеет большой силой. Ведь ее сила на сто процентов зависит от того, как сильна вера человека.

Частично, конкретно по данной для нас причине и считается, что люди, в сердечко которых нет веры во Всевышнего, не могут достучаться до небес. Естественно, и они время от времени приходят к вере, стают праведными христианами. Но, их молитвы могут длительное время оставаться без ответа. И к этому нужно морально приготовиться. Ни при каких обстоятельствах недозволено упрекать небеса в чем либо либо просить очень многого. Принципиально осознавать, что таковых людей Господь будет испытывать еще довольно длительно.

Одним из ярких примеров в истории того, как неверующий грешник может стать праведником, является история царя Давида. Всем отлично понятно о том, что до определенного времени он не был праведником. Но потом конкретно он стал создателем известной молитвы «Благослови душе моя Господа», которая наиболее известна как Псалом Давида 102. Конкретно о нем мы и побеседуем.

История греха царя Давида

Предки смогли воспитать его достойным человеком, который был предан правителю. Служил ему верой и правдой, также почитал Господа. Когда предшествующий правитель скончался, конкретно он и занял трон. Его посчитали божьим помазанником. Опосля кончины Саула, который правил государством довольно длительно, почти все обрадовались тому, что новеньким правителем станет его прошлый слуга. Так как все отлично знали, что Давид владеет наиболее мягеньким нравом, он не запальчив, почитает веру.

Броско, что конкретно во время его правления церковь получила необыкновенную власть. Если ранее представители дворянства ощущали себя вольготно, то опосля смены царя ситуация поменялась. Давид на сто процентов подчинил светскую жизнь духовной. Не считая того, конкретно он отменил жертвоприношения.

Мужик был уверен, что никакие кровавые жертвы не могут угодить Господу. Ведь каждое творение он создавал с любовью. Как следует, убийство не обязано поощряться. Сначала данная реформа вызвала большой резонанс. Некие даже посчитали, что произойдет мятеж, и правителя свергнут. Но ничего подобного не вышло. Равномерно люди свыклись с идеей, что жертвоприношения вправду являются неверными. Наиболее того, они все таки поняли, что подобные ритуалы и совсем не могут иметь ничего общего с христианством. Как понятно, схожим промышляли еретики.

Читайте также:
7 отроков Эфесских: житие, о чем молятся

Давид был по-настоящему мудрейшим правителем. Под его управлением страна начала процветать. Но, как и хоть какой иной человек, он имел склонность к грехопадению. С самого начала пророков волновало то событие, что Давид категорически отказался распустить собственный гарем. Хотя его и предупреждали о том, что доблестный христианин не может иметь много жен. Но к схожим советам монарх оставался глух. Он очень очень обожал дам. При этом всех. Схожая любвеобильность рано либо поздно, но обязана была стать предпосылкой совершения греха. Конкретно так и вышло.

Встреча с женщиной

В один прекрасный момент, прогуливаясь по саду, правитель увидел купающуюся даму. Она была так прелестной, что мужик сходу в нее втюрился. Он отдал приказ своим слугам немедля доставить ее во дворец. Когда они выполнили приказ, то сделалось разумеется, что царю приглянулась не совершенно рядовая дама. Ее во дворце отлично знали. Так как Вирсавия приходилась супругой одному весьма известному воеводе, который был предан царю.

Долгие и длительные годы он сражался ради него и никогда не возражал ему, делал любой приказ. Вот лишь свою супругу он категорически отрешался приводить во дворец, так как осознавал, что она очень красива и может спровоцировать остальных парней. И сам правитель его поддерживал. Он говорил, что прекрасную супругу необходимо держать подальше от парней.

Совершение страшного греха

Но даже когда сделалось понятно, что женщина замужем, это не приостановило царя. Он сделал ее собственной наложницей. Через несколько месяцев сделалось понятно, что женщина не может возвратиться к супругу, так как забеременела от Давида. Тогда в голове царя созрел план.

Он отдал приказ своим верным слугам избавиться от супруга Вирсавии, который в то время был на поле битвы. Преданный своими товарищами, Урия был убит неприятельским войском. А Давид взял Вирсавию в супруги. Таковым образом, он решил скрыть собственный грех прелюбодеяния и убийства другого человека. Естественно, не он лишил Урию жизни. Но это сделали конкретно по его приказу. Таковым образом, можно утверждать, что правитель сделал два греха:

  • прелюбодеяние – зная, что дама является чьей-то супругой, он все таки возжелал взять ее силой и бросить в гареме;
  • предательство – Урия был преданным человеком, который верой и правдой служил царю. Он даже не подозревал, что конкретно тот сделал за его спиной.

Вот лишь Господь знал о том, какой величавый грех сделал правитель. Конкретно потому он наслал на его род проклятие. Сам правитель перевоплотился в беспомощного старика, тело которого покрывали язвы, а в замке начался мятеж. Его собственные сыновья начали биться вместе за трон. Когда начались подобные несчастья, Давид понял, какой величавый грех он сделал. И при всем этом пообещал при жизни его искупить.

С того времени он начал вести праведный стиль жизни. Наиболее того, он даже написал большущее количество псалмов и молитв. Как уже упоминалось выше, более известным является 102 псалом.

Происхождение псалма

Псалмы под номерами 102 и 103 являются парными. Конкретно по данной для нас причине их смысл перекликается. Очевидно, их создателем также является один и этот же человек. Наиболее того, эти два псалма постоянно читаются вкупе, так как они дополняют друг дружку. Достоверно понятно, что создателем данного текста является конкретно правитель Давид. Так как в Библии имеются точные свидетельства этого.

Но, невзирая на старания историков, не удалось узнать, в которой конкретно период правления монарха были написаны эти псалмы. Ведь в самом тексте нет никаких намеков относительно этого. Конкретно потому процесс определения времени написания значительно затруднен.

Хотя священнослужители убеждены, что данные тексты были написаны во время размеренного правления. А ведь таковых размеренных лет было не так много. Страну практически раздирали войны и восстания.

Считается, что все псалмы были написаны уже в конце правления Давида. Так как конкретно в те годы и установился мир на местности страны. И о данной для нас правде обширно понятно всем.

Истолкование псалма

При написании псалма правитель находился в умеренном духовном состоянии. Конкретно потому он мог тихо размышлять о величии Творца. Главный смысл псалма можно разъяснить по-разному:

  • восхищение Творцом – опосля того как Господь показал Давиду свою силу, тот уверовал в его могущество и справедливость;
  • представление закона, которому нужно следовать – хоть сначала Давид и был грешником, который вел безнравственный стиль жизни и совсем не прислушивался к воззрению священнослужителей, позднее он понял ошибку. И потому предпринял попытку донести до собственного народа тот закон, согласно которому нужно жить;
  • воспевание милости Творца – как понятно, Господь никогда не гневается длительно. Он наказывает свои творения, когда те совершают прегрешения. Но наказание никогда не продолжается длительно;
  • человек представляет собой пыль – в данном контексте не надо усматривать оскорбление плюсы человека. Быстрее напротив. Создатель псалма просто показывает на то, что величие человека даже недозволено сопоставить с величием Творца. Конкретно потому самолюбование и самовосхваление являются грехами.
Читайте также:
Очистка ауры молитвами от негативной энергии и зла

Если гласить в общем, то данный псалом Давид написал только с одной целью – прославить Господа. Его восхищение Творцом полностью уместно и понятно. Ведь за те грехи, которые он сделал в прошедшем, Бог мог его безжалостно наказать, отняв жизнь и послав душу в ад. А в аду, как понятно, душа весьма очень страдает. И эти муки она обречена испытывать целую вечность.

Но Господь показал милосердие. Некие священники связывают схожее с тем, что конкретно Давид был папой Соломона. А он, как понятно, в дальнейшем стал величайшим из царей. Может быть, конкретно потому Господь и не возжелал отымать у собственного раба жизнь, так как знал, что в дальнейшем он станет папой величавого человека. Не напрасно ведь молвят, что пути Господа неисповедимы.

Староверы — это те, кто верит «неправильно»?

Староверы: история раскола

На самом деле, староверы, их обычаи и традиции далеки от ложных представлений о том, что «староверы – это те, кто до сих пор приносит жертвы Зевсу и Перуну». Причиной раскола в свое время послужила реформа, которую решили провести царь Алексей Романов и патриарх Никон (Минин). Староверы и их отличие от православных началось с разницы в осенении крестным знамением. Реформа предлагала изменить двуперстие на трехперстие, упразднить земные поклоны, позднее реформа затронула все формы устава Церкви и порядка богослужения. Вплоть до эпохи правления Петра I в церковной жизни происходили изменения, которые староверы, ценившие старые обычаи и традиции восприняли как посягательство на традиционный и правильный, с их точки зрения, религиозный уклад.

Протопоп Аввакум призывал сохранить старую веру, в том числе, старообрядческий крест, и пострадать за «старую веру», если потребуется. Не принимали реформу патриарха Никона и в Соловецком монастыре, насельники монастыря обратились к царю Алексею Романову с челобитной в защиту старой веры. Староверы в России сегодня — это последователи тех, кто в XVII веке не принял реформу.

Кто же такие староверы и, в чем их отличие от православных, в чем разница между двумя традициями?

Староверы сохранили позицию древней Церкви по поводу исповедания святой Троицы, воплощения Бога Слова, а также двух ипостасей Иисуса Христа. Старообрядческий крест представляет собой восьмиконечный крест внутри четырехконечного. Такие кресты встречаются и в Русской Православной Церкви, наряду с Сербской Церковью, поэтому считать старообрядческий крест исключительно старообрядческим все же нельзя. При этом на старообрядческом кресте нет изображения Распятия.

Староверы, их обычаи и традиции во многом пересекаются с традициями тех, кто отнесся к реформе благосклонно и принял ее. Староверы — это те, кто признает крещение погружением, каноническую иконопись… При этом для Богослужения используются лишь церковные книги, изданные до 1652 года, при патриархе Иосифе или ранее. Имя Христа в этих книгах пишется, как Исус, а не Иисус.

Образ жизни

Считается, что в быту староверы очень скромны и даже аскетичны, а их культура полна архаики. Многие староверы носят бороды, не употребляют спиртных напитков, учат старославянский язык, а некоторые носят в повседневной жизни традиционную одежду.

«Поповцы» и «Безпоповцы»

Чтобы узнать о староверах больше и понять, кто они надо знать также и то, что сами староверы делят себя на «поповцев» и «безпоповцев». И, если «поповцы» признают трехчинную старообрядческую иерархию и таинства древней Церкви, то «безпоповцы» уверены — после реформы благочестивая церковная иерархия была утеряна, а потому многие таинства упразднились. Староверы-«безпоповцы» признают только два таинства и их главное отличие от православных заключается в том, что таинствами для них являются только Крещение и Исповедь, а разница между староверами-«безпоповцами» и староверами часовенного согласия заключается в том, что вторые также признают таинствами Евхаристию и Большое освящение воды.

В конце XX века «староверами» стали называть себя неоязычники, поэтому староверы в России сегодня — это не только противники реформы, но и сторонники различных религиозных объединений и сект. Тем не менее, неправильно полагать, что настоящие староверы, их обычаи и традиции каким-то образом связаны с язычеством.

О староверах на Правмире:

  • Купцы-староверы в 1917 году: пожертвовать для Родины всем
  • «Свобода веры, свобода проповеди — это очень важно для верующего человека»
  • Старый чин как признак новой эпохи
  • «Раскол» о расколе?
Читайте также:
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»: молитвы, значение, история, фото

Фильмы о староверах:

Чем отличаются староверы от православных христиан?

Староверы возникли на Руси после того, как патриарх Никон в XVII веке провел масштабные реформы, направленные на то, чтобы привести богослужения, обряды и саму церковную жизнь к единому образу. Не все согласились на перемены – часть прихожан и представителей духовенства оказались категорически против. Они заявили, что отказываются отступать от прошлых обычаев, сохраняя верность прошлым уставам и традициям.

Стороннему человеку достаточно сложно отличить православного христианина от старовера, так как различия многим могут показаться не такими уже принципиальными и значительными. Поэтому стоит подробнее рассказать о том, в чем заключается суть старообрядчества, чем они отличаются от православных.

  1. В чем разница между православными христианами и староверами?
  2. Допускается ли старообрядцам посещать православную церковь?
  3. Разрешено ли староверу становиться крестным для православного христианина?

В чем разница между православными христианами и староверами?

Православными христианами принято считать тех, кто признает учения официальной церкви – РПЦ. Старообрядцы тоже верующие, но они не согласились с реформами Никона, поэтому отошли от позиции официальной церкви.

Экспертами, специализирующимися на богословии, определено около десятка принципиальных моментов, по которым можно понять, в чем отличия между православными и староверами. Они касаются организации и проведения церковных церемоний, толкования Библии, внешнего вида, некоторых бытовых вопросов.

Фото: Flickr.com

Необходимо отметить, что и среди старообрядцев не существует однородности. Здесь выделяют определенные течения, представители которых отличаются уже между собой, оставаясь при этом старообрядцами. Отличия православных от старообрядцев заключается в следующем:

  1. Крест у старообрядцев, в отличие от православного, имеет 8 концов. К привычному для верующих крестику добавляется прямая перекладина сверху и косая в самом низу. Это момент, в котором согласия нет между самими старообрядцами. Существуют отдельные течения, которые признают другие формы креста для ношения и совершения богослужений.
  2. Старообрядцы признают исключительно земные поклоны. А у православных в обиходе еще и поясные.
  3. Одна из реформ Никона касалась категорического запрета креститься двумя пальцами, как было принято раньше. Появился специальный указ, который предписывал исключительно троеперстное знамение, то есть православные могут креститься только тремя пальцами, сложенными вместе. Старообрядцы категорически отказались подчиняться нововведению, сравнивая троеперстное знамение с кукишем. Двумя пальцами старообрядцы крестятся до сих пор.
  4. Нательным символом у старообрядцев издавна считался 8-конечный крестик, располагавшийся внутри 4-конечного. Принципиальное отличие от православных обычаев заключается в том, что на нем категорически не наносится изображение распятого Иисуса Христа, что повсеместно используется в христианстве.
  5. По-разному православные христиане и старообрядцы записывают имя Бога. Причем вариантов большое множество, они содержатся в молитвах и трудах богословов. По оценкам экспертов таких разночтений насчитывается более 60.
  6. В ходе проведения богослужения православные христиане держат руки по швам. Старообрядцы во время службы скрещивают руки на груди.
  7. В старообрядчестве утвержден категорический отказ от табачной продукции и алкогольных напитков. Только в нескольких старообрядческих толкованиях принятых моделей поведений допускается употребление спиртного по великим религиозным праздникам. Однако и в этих случаях максимум не более трех рюмок.
  8. Старообрядцы заметно отличаются от православных по внешнему виду. Если в православном храме женщины могут находиться в платках, шапках или косынках, завязанных сзади на узел, то в старообрядческих храмах женщинам предписано быть только в платке, заколотом булавкой под подбородком. В одежде старообрядцев не допускается наличие ничего яркого и разноцветного. Мужчинам рекомендовано носить рубашки на старорусский манер навыпуск. Образ дополняет пояс, который условно разделяет тело человека на верхнюю духовную часть и нижнюю, считающуюся грязной.
  9. Даже в повседневной жизни приверженец старообрядческой церкви не может носить галстуки. Их ассоциируют с Иудой Искариотом, называя Иудиной удавкой. Также строго запрещается брить бороды.

Это основные моменты, по которым можно отличить православного христианина от старообрядца. Остальные нюансы не такие существенные и принципиальные.

Допускается ли старообрядцам посещать православную церковь?

Старообрядцы могут беспрепятственно приходить в православный храм. Если они примут решение сами стать православными христианами, для этого потребуется принять таинство Миропомазание. Считается, что оно официально соединяет человек с его новым христианским верованием.

Более того, если старообрядец, не перешедший в православие, начнет в храме креститься двумя пальцами, ему никто не будет этого запрещать. В современном христианстве устоялось мнение, что не имеет принципиального значения креститься двумя или тремя перстами. Эти обряды официально признаны равночестными.

Единственный нюанс заключается в том, что, придя в православный храм и начав креститься двумя пальцами, когда все вокруг используют троеперстное знамение, для самого человека это будет не совсем красивым и нелепым.

Разрешено ли староверу становиться крестным для православного христианина?

Категорически отрицать такую возможность не следует, но возможной такая ситуация становится только в том случае, если старообрядец будет только одним из крестных родителей. Второй крестный обязательно должен быть представителем современной официальной православной церкви.

Читайте также:
Молитва Символ веры: текст с ударениями, слушать аудио

Также старообрядец должен при этом пообещать, что не будет предпринимать попыток воспитать крещеного ребенка в традициях, противоречащих официальной православной религии.

Кто такие староверы и в чем состоят их отличия от православных

Исторические сведения

С приходом к власти Алексея Романова начали активно продвигаться церковные реформы, которые вскоре привели к расколу русской церкви на две части. Инициатором нововведений стал митрополит Новгородский Никон, которого царь назначил на пост патриарха. Получив власть, он начал внедрять в церковный устав новые правила, тем самым полностью перекраивая догматы православной веры. Так, была изменена форма крестного знамения, поклонов и прочие аспекты, касающиеся богослужений.

Реформа длилась вплоть до прихода к власти Петра I. К этому времени разница между прежними церковными традициями и новыми стала довольно выраженной. Впоследствии эти отличия сыграли огромную роль в становлении русской культуры, а также повседневного быта.

Однако у Никоновских нововведений были противники, яро отстаивающие прежние православные обычаи. В церковной реформе они видели попытки разрушить тот уклад, который веками формировался после крещения Руси. Так начались массовые протесты и волнения. Одним из сторонников староверия был князь Григорий Потемкин, который окрестил новые традиции «злой верой».

После Московского собора, который состоялся в 1656 году, всех несогласных с реформой признали еретиками и отстранили от церкви. Итогом такой анафемы стало возникновение старообрядчества, которое мы знаем сегодня. Именно тогда возникло понятие «старообрядцы», а наряду с ним термин «новолюбцы», обозначающий сторонников Никоновских изменений.

Видео «Кто такие староверы?»

Этот документальный фильм посвящен старообрядцам.

Где живут староверы

Старообрядцы живут, как правило, общинами и выбирают для своих поселений места вдали от крупных городов. Подобная традиция сложилась не просто так, ведь после раскола они вынуждены были скрываться от гонений, а потому селились в глухих лесах, подальше от людских глаз. Это помогало им избежать стычек и конфликтов с представителями новой веры.

Сегодня старообрядческие поселения можно встретить в Приморском крае, Сибири и Поволжье. Староверы любят селиться у озер или рек, ближе к дикой природе. Такая отчужденность от цивилизации породила миф, что они поклоняются языческим богам, однако это не так.

Образ жизни староверов

Обычаи старообрядцев очень архаичны. Они ведут закрытый, часто аскетичный образ жизни. В быту члены общины довольно скромны, разговаривают на старорусском диалекте. Староверы не признают современные блага цивилизации и производят все необходимое для жизни своими руками.

Внешний вид

Глядя на внешний вид старообрядцев, можно подумать, что они сошли со страниц какой-нибудь древнеславянской сказки. Все мужчины бородатые, носят старорусские рубахи, обязательно навыпуск, подвязанные широким поясом. Женщины в платках, которые полностью скрывают волосы и сколоты под подбородком английской булавкой.

Среди староверческих нарядов не встретишь ярких красок, откровенных фасонов, галстуков или других модных аксессуаров. Девушки носят только юбки или платья в пол, волосы у всех заплетены в косы.

Согласно обычаям старой веры, женщины должны обшивать всю общину. Они сами ткут полотно, а затем шьют одежду всем членам семьи.

Крестное знамение

До раскола русской церкви все верующие крестились двумя пальцами (указательным и средним). Их складывали вместе, чуть изогнув, а остальные прижимали к ладони. Этот жест, пришедший к нам из греческого православия, часто встречается в иконографии. Он символизирует два основополагающих символов христианства: распятие и чудесное воскрешение Спасителя.

После Никоновских нововведений крестное знамение стало троеперстным, каким мы его знаем сегодня, однако староверы продолжают креститься двумя пальцами.

Поклоны во время служб

Во время богослужений, проводимых до церковной реформы XVII столетий, верующие совершали четыре вида преклонений:

  • обычные – до груди;
  • средние – до пояса;
  • «метание», или малый земной – практически до земли;
  • проскинеза – до самой земли.

В результате нововведений остались только поясные преклонения, а вот старообрядцы до сих пор пользуются всей системой поклонов.

Венчание и семья

Таинство Венчания у староверов стоит выше официального брака. При этом связывать себя семейными узами, если мужчина и женщина являются родными по крови до восьмого колена, строго запрещено. Богослужение по торжественному случаю проводят в любой день недели, кроме вторников и четвергов, придерживаясь православных традиций, существовавших до раскола церкви.

Таинство Венчания у староверов стоит выше официального брака

Аборты староверы не признают, считая их страшным грехом, а потому семьи у них многодетные. Большое количество детей не является помехой, а скорее, наоборот. Все члены рода заняты общим делом, помогая друг другу и распределяя все блага поровну. В понятие «родственник» для них может входить не одна деревня, а потому, чтобы не допустить кровосмешения, пару для своего ребенка родители ищут из дальних поселений.

Читайте также:
Молитва, чтоб ни в чём не было отказа

Старообрядческие традиции запрещают употреблять спиртные напитки и курить табак. Только на великие церковные тожества разрешается выпить пару рюмок алкоголя, однако подобным попущением практически никто не пользуется.

Таинство крещения

По староверческим обычаям ребенка крестят не позже десятого дня после появления на свет. Имя малышу дают исключительно по святцам, а крестными родителями должны быть только члены общины. Всю церковную утварь, необходимую для проведения ритуала, омывают проточной водой. Аналогично поступают с нательным крестиком после совершения крещения – очистив, его снова надевают на шею младенца.

Похороны у старообрядцев

Смерть для староверов – естественный процесс, которому не придают особенного значения. Сторонники старой веры также проводят исповедь и заупокойную службу, однако траура по почившему не устраивают.

Для омывания тела приглашаются члены общины того же пола, что и покойный. Затем умершего укладывают в простой деревянный гроб, наполненный древесной стружкой, а сверху накрывают домотканым саваном из натурального полотна. Хоронят, не закрывая гроб крышкой. Поминки по древним обычаям также не устраивают, а вещи почившего раздают нуждающимся.

Разница между староверами и православными

Прошло уже три века со времен раскола русской церкви, однако старообрядцы до сих пор продолжают придерживаться догматов старой веры. Это видно не только по древнему церковному уставу, который является для них каноническим, но также по образу жизни, соответствующему старорусским традициям.

Отличить староверов от православных христиан можно по ряду признаков:

  • осеняют себя крестным знамением, сложив только два пальца (средний и указательный);
  • во время Таинства Крещения трижды окунают ребенка в воду;
  • священные песнопения поют обязательно хором;
  • для чтения молитвослова облачаются в специальное молитвенное одеяние;
  • богослужения проводят исключительно по старым изданиям Святого Писания (до 1652 г.);
  • главной святыней является не четырех- или шестиугольный крест, а восьмиконечный;
  • на распятие обязательно наносят слова «Царь Славы»;
  • нательные крестики изготавливают без изображения лика Иисуса Христа;
  • во время священнодействий в храме все присутствующие складывают крест-накрест руки на груди;
  • совершая богослужения, пользуются полной системой преклонений, однако главным является земной поклон;
  • имя Христа пишут на старорусский манер с одной буквой «и» (Исус);
  • для изготовления икон используют только медь или древесину;
  • вместо четок с бусинками используют лестовки, характерные для старой веры.

Отличия православного и старообрядческого нательных крестиков

Сегодня староверами часто называют членов религиозных сект или организаций. Однако такое толкование понятия ошибочно, ведь настоящие старообрядцы не имеют ничего общего с современными религиозными течениями. Их история берет свое начало от крещения Руси и не меняется уже на протяжении десяти веков.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Чем отличаются староверы от православных

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Патриарх Никон в 17-м веке провел ряд реформ, вызванных потребностью привести Церковь к единому образу богослужебной практики. Некоторая часть духовенства с мирскими людьми не восприняли этих изменений, возгласив о том, что отступают от старых обычаев, и прозвали Никоновские нововведения «порчей верования». Они объявили, что желают сохранить в богослужении былые традиции и уставы. Следует отметить, что непосвященному человеку довольно трудно будет отличить старовера от православного верующего, ибо различиями между новой и старой верой не так уж велики. В этой статье вы сможете узнать о том, что представляют собой старообрядцы, чем отличаются староверы от православных и узнать ответы на наиболее интересующие вопросы православных людей.

Разница староверов и православных

Православные верующие – это те христиане, которые признают учения, выдвигаемые христианской Церковью.

Старообрядцы же представляют собой верующих людей, которые возжелали отойти от христианской церкви в силу своего несогласия с теми реформами, которые проводил Патриарх Никон.

Эксперты по церковной истории установили около десятка отличительных особенностей старообрядцев от обычных верующих христиан в вопросах проведения богослужения и других обрядовых церемоний, чтения и толкования Священного писания, бытовых вопросах, а также внешнем виде.

Следует отметить, что старообрядцы неоднородны, то есть среди них присутствуют различные течения, которые также вносят некоторые отличия, однако уже среди самих приверженцев старого верования.

Давайте же разберемся более подробно в чем отличаются староверы от православных христиан:

  • Имеет старообрядческий крест отличие от православного, но у старообрядцев по сей день приятно использовать форму христианского символа. Он, как правило, имеет восемь концов, а к нашему обычному крестику добавляются еще две небольшие перекладинки косая снизу и прямая сверху. Однако, согласно проведенным исследованиям некоторые толки старообрядцев признают также и некоторые другие формы креста Господнего.
  • Поклоны. В отличие от обычных христиан старообрядцы признают лишь земные поклоны, а вот вторые используют поясные.
  • Как необходимо креститься. Никон в период своей церковной реформы выдвинул запрет, согласно которому нельзя креститься двумя перстами по старому обычаю. Был дан указ всем выполнять православие крестное знамение троеперстное знамение. То бишь креститься по-новому – тремя пальцами, уложенными в щепоть. Старообрядцы в свою очередь не приняли данного положения, увидя в этом кукиш (т.е. фигу) и всецело отказались следовать нововведенному указу. Старообрядцы и по сей день выполняют двумя перстами крестное знамение.Нательный символ. Как описывалось ранее у старообрядцев постоянно присутствует восьмиконечный крестик, который располагается внутри четырехконечного. Главным же отличием является то, что на таком крестике никогда не наносится изображение распятого Спасителя.
  • Различия в написании имени Вседержителя. В некоторых молитвословиях имеются разночтения, которые согласно подсчетам, одного ученого-историка насчитывается около 62.
  • Старообрядцы в период проведения богослужения держат скрещенные руки на груди, а христиане держат руки пошвам.
  • Практически полный отказ от спиртных напитков и табачной продукции. Древнерусская Церковь православных староверов лишь в некоторых старообрядческих толках допускает принятие на великие праздники трех рюмок спиртного, однако не более этого.
  • Внешний вид. В старообрядческих Божьих храмах по сравнению с христианскими, не встречаются женщины и девушки в шапках, платках или же косынках, которые завязываются сзади на узел. Старообрядческие женщины должны находиться строго в платке, заколотом под подбородком при помощи булавки. В одежде не допускается ничего цветного и яркого. Мужчинам же следует одевать старорусские рубашки навыпуск и обязательно дополняя ее поясом, который будет разделять несколько частей тела на верхнюю, то бишь духовную и нижнюю, грязную. Мужчине-старообрядцу в повседневной жизни запрещается носить галстуки, считая их Иудиной удавкой, а также сбривать бороду.
Читайте также:
Архангел Задкиил - за что отвечает этот божественный персонаж?

Часто задаваемые вопросы

Некоторых христиан, и также и старообрядцев, могут интересовать масса вопросов, которые в повседневной жизни встречаются довольно часто. Рассмотрим некоторые из них.

Можно ли староверам ходить в православную церковь и можно ли креститься двумя перстами

Посещать Божий храм старообрядцам разрешается, а если же приверженцы старой веры изъявляют желание быть православными, то сперва им необходимо принять Миропомазание, то бишь Таинство, которое соединит человека с христианским новым верованием.

Креститься же двумя или тремя перстами на сегодняшний день не имеет какого-либо особого значения, так как эти два обряда были признаны равночестными. Но все же стоит заметить, что если посещать Божий храм и креститься там двоеперстием, когда все остальные крестятся лишь темя перстами, будет выглядеть нелепо и даже некрасиво;

Может ли старовер быть крестным у православного

Не стоит, полностью отвергать возможность присутствия в качестве крестного неправославного христианина во время выполнения православного обряда Крещения, однако это возможно лишь в том случае если старообрядец будет лишь одним из крестным, а второй крестный родитель обязательно будет христианином нового верования.

Также имеется еще одно условие при котором старообрядцу разрешается принимать участие в церемонии, если он не будет предпринимать каких-либо попыток воспитания дитя в неправославных традициях.

Господь всегда с Вами!

Читайте еще:

  1. Как почистить квартиру от негатива с помощью церковной свечи
  2. Протестанты, чем отличаются от православных
  3. Хлеб из монастыря святой Матроны, что с ним делать
  4. Артос в православии что это такое
  5. Иерусалимские свечи как использовать, как правильно зажечь
  6. Дивеевский монастырь
  7. Как попасть к отцу Власию в Пафнутьев-Боровский монастырь
  8. Мощи Святого Пантелеймона Целителя где находятся и от чего помогают
  9. Значение православного креста
  10. Епитимья — это что? За какие грехи могут наложить епитимью?
  11. Как освятить крестик: в церкви, дома
  12. Отличие греко-католической церкви от православной
  • Интересное в православии
  • интересное

22 thoughts on “ Чем отличаются староверы от православных ”

Вы слышали Библейскую притчу о говорящей ослице? Если нет, то в нескольких словах, история такова: обыкновенная, ничего не понимающая ослица вдруг заговорила, и вразумила заблуждающегося. Никогда не думал, что кто то захочет ей уподобиться! Но, дело в том, что это БОГ вложил в неё, и сотворил её говорящей в тот момент! Автор решил уподобиться ей, но Господь здесь явно не был, а третьего не дано.

Староверы отличаются тем, что не имеют никакого отношения к христианству и христианской религии. Старовер — человек придерживающейся старой веры — до христианской и почитающий на равных, но не поклоняющийся как раб, своих богов. Старообрядец — человек исповедующий каноны церкви до ее раскола. Люди вас дурачат и вводят целенаправленно в заблуждение.

Читайте также:
Чем отличается церковь от храма, собора и часовни

Алексей мне жалко твоей безграмотности

Уважаемый автор, чтобы рассказывать о предмете, нужно хотя бы в общих чертах иметь о нем представление. Вы же слишком небрежно излагаете свои мысли о том, о чем слышали где-то и от кого-то. Прочтите, для начала, Зеньковского «Историю русского раскола», а потом вякайте на весь мир. Доброго здоровья.

Алексей сам себе противоречит. Выходит, до «раскола» не было православия?

Уважаемый автор,почитайте труды Каптерева,Кутузова,Мельникова об истории раскола.Там Вы увидите истину.
А что касается православных и старообрядцев,то старообрядцы -это некогда оскорбительное название православных христиан не принявших новины навязанные нам с запада униатами и котоликами лукавым,а где то и вероломным (пример: псевдособор с псевдовселенскими патриархами низверженными из сана)образом.
Реформа Никона-это есть диверсия против русского народа и России в целом.Нужно вернуться к старым книгам и обрядам,и уйти от иудео-каталического влияния.

Автор статьи просто написал чушь . Старообрядцы с рождения Спаса нашего всегда верили в ХРИСТА . В 1650 г Никон посчитал что молитвы не правильные . и крестятся люди не правильно . А на иконах почему то двуперстное сложение у святых и у Нашего Спасителя тоже . И Старообрядцы просто не приняли изменения в новых канонах . Истинность двуперстия подтвердил Стоглавый собор на Руси в 1551 году осудивший неистинность проникшего в страну троеперстия . Но на тот момент было такое время а сейчас хоть как ты крестись ,лишь бы в Бога поверил и делал Благие поступки . .

Я из старинного староверского рода из Сибири. Как-то мне всегда претило креститься троеперстием — мало сказать, не комфортно. Хотя я себя и считаю православным(голос был голос ангела в ночи по моему запросу у Господа). Иногда бываю в церкви помолиться. Как-то неправильным мне кажется поить всех вином — св.дарами из одной ложки, хотя понимаю — это типа таинство церкви, но, как для нормального человека — это не гигиенично. В семье вольно-невольно соблюдали традицию предков: была своя и «мирская посуда». Хотя были уже православными. Поэтому я не понимаю, почему попы поят всех с одной ложки. Ведь Христос пустил чашу-братину только со своими учениками(13)перед смертью. Это было трагическим событием, которое должно означать прощание с единомышленниками, с приобщением к его Делу,тем более Он знал, какая трагическая судьба им уготована. Тогда евхаристия была оправданием, а не фарсом, как сейчас. То же самое считаю фарсом «умывание ног своим архиереям» патриархом. Может, во мне живет дух старовера? Не собирается же священник или патриарх умирать в данное время на Кресте, как Господь? Просто, какой-то канон никоновской реформы? Может хватит близирничать и тупо следовать тупым, ничем не оправданным канонам? Для меня, современного человека, данные каноны совершенно не приемлемы.Не пора бы одноразовую посуду для евхаристии прикупить? Столько заразы сейчас, а ложку облизывать после кого-то — это как? А Святые и Господь на на образах с двуеперстием изображены — посему, думаю, дьявол в деталях, как говорят, и троеперстие — суть кукиш, истинно говорю. А попы придумали со старух бабки доить, поэтому и говорят, что если 3 раза не был на литургии, то отлучат от церкви. А как же отшельники, столпники, затворники? Врут попы всё! В комнате своей затворись и с Господом общайся, а не как фарисеи на публику работать. Да и твори добро _ помоги нуждаемуся, накорми птиц в голодное время, кошечек, собачек и др..Пора реформировать Церковь, а то попяры на майбахах рассекают, а вВеликий пост семгу с икрой трескают(знаю, о чем говорю!)

Простите Христа ради! Но противопоставление старообрядчества и христианства — ересь несусветная. Кстати, Никон сам расколол Единую и Апостольскую Церковь, только в старом виде она и осталась. Спаси Христос, что прочитали!

Спасибо за статью теперь все понятно стало.

ПРАВИЛЬНО ИСТОЛКОВАЛ СУТЬ ПРОБЛЕМЫ ИВАН! ВЕРНУТЬСЯ НУЖНО К «НЕПРАВИЛЬНЫМ» СЛАВЯНАМ — ЯЗЫЧНИКАМ. В 988 ГОДУ НА НАШИ ЗЕМЛИ ВТОРГЛИСЬ ИУДЕИ С ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРОЙ И ЛЕГИОНЕРАМИ, НАСАЖДАЯ НАСИЛЬСТВЕННО ЧУЖДУЮ СЛАВЯНАМ ВЕРУ, ПЕРЕДЕЛЫВАЯ РУСИЧЕЙ В «ПРАВИЛЬНЫХ» СЛАВЯН И ОБОЗНАЧИВ ЭТО НОВШЕСТВО ПРАВОСЛАВИЕМ. И СКАЗАЛИ ЭТИМ ПРАВИЛЬНО ВЕРУЮЩИМ, — ОТНЫНЕ ВЫ — РАБЫ БОЖЬИ И ПРИДУМАЛИ КРЕПОСТНОЕ ПРАВО. И КНЯЗЬ ВЛАДИМИР УНИЧТОЖИЛ ИЗ 12 МИЛЛИОНОВ СЛАВЯН 9 МИЛЛИОНОВ, ЛЕТОПИСИ, ПАМЯТНИКИ ДОХРИСТИАНСКОЙ
КУЛЬТУРЫ, КАПИЩА — СВЯТИЛИЩА, НАРОДНОЕ ВЕЧЕ . А ВОТ ЯЗЫЧЕСКИЕ БОГИ НЕ ГОВОРИЛИ СЛАВЯНАМ, ЧТО ОНИ РАБЫ. ОНИ ГОВОРИЛИ, — ВЫ НАШИ ДЕТИ И МЫ ВАС ЛЮБИМ И ВСЕГДА ПОМОЖЕМ. ИСТОРИЯ ПОШЛА БЫ СОВСЕМ ПО ДРУГОМУ, ЕСЛИ БЫ НАМ НЕ НАВЯЗАЛИ ЧУЖУЮ ВЕРУ.

Читайте также:
Молитва на примирение с любимым

Верить надо в Бога!Не в людей,которые учат нас как правильно это делать..Деньги….Ну очень хотят денег…А,ведь,Бог это видит!Хотя,в России в деревнях еще остались искренне верующие попы,а не жирномордые чаплины с мерседесами!
Храни всех Господь!

Прошу автора удалить данную статью, так как в тексте имеются ошибки. Из-за безграмотности вы вводите непросвещенных людей в заблуждение. Я сама из семьи ПРАВОСЛАВНЫХ старообрядцев и являемся мы прихожанами Покровского старообрядческого храма (между прочим памятника культуры нашего города). Слово «ПРАВОСЛАВНЫХ» специально выделила, дабы показать, что старообрядцы это православные христиане, а в вашей «умной» статье идёт разделение на Православные христиане и Старообрядцы. То есть по вашему старообрядцы-кто? Не христиане? Не православные? Это грубейшая ошибка, оскорбояющая всех древлеправославных. Это во-первых. Во-вторых, мы делаем не только земные поклоны, но и поясные. Про скрещенные руки на груди во время богослужения я вообще промолчу… Про спиртные напитки и табакокурения. Вообще-то КАЖДЫЙ православный христианин (и нововер и староверов) должен бороться с этой пагубной привычкой, потому что это грех (почитайте «Опыт построения исповеди) Иоанна Крестьянина). И выпивать тоже нужно в меру, лишь немного вина за обедом для здоровья и поднятия настроения, как говорили святые отцы. А вы так написали, что старообрядцы могут позволить себе выпить лишь по-особому случаю…То есть новообрядцам не запрещено напиваться хоть каждый день? Простите, но это уже…опять таки вынуждена сослаться на книжечка, которую все знают- » Опыт построения исповеди» Иоанна Крестьянина. Про внешний вид мужчин вообще рассмешили)) Старорусские рубашки — это всего лишь дань РУССКОЙ традиции, а не старообрядческой в целом. Россия-многонациональная страна, и православные здесь не только русский народ. Не станет же бурят-старообрядец одевать старорусскую рубаху. Это же смех. И неправда, что женщинам запрещено одеваться в яркое. Хоть какого цвета одежда может быть, главное, чтоб она была целомудренной и закрыты руки и ноги, ну и без всяких вырезов естественно. А про платок, который закалывается под подбородком-это правда (хоть одну правду тут увидела). А вы вообще что-нибудь слышали про Собор 1971 года? Именно на этом Соборе старая вера была признана такой же спасительной, как и новая. В общем автора статьи на мыло! Я требую удаления этой статьи, так как она является пропагандой против древлеправославия и оскорбляет чувства верующих.

Доброго времени суток всем братьям и сестрам какой бы веры они не были… Выскажу лишь свое думание о услышанном увиденном и пишущих.. В начале…было слово… Вот и думаю я.. В начале были староверы… А остальное… после. Простите если кого обидел.

Валерий Комаров полностью тебя поддерживаю . Свою родную веру мы профукали .и теперь пожинаем плоды этой нынешней веры.

Добавить мне нечего — всё сказано Валерием К.

Чем отличается православная церковь от старообрядческой

Православные христиане нынешнего времени иногда задаются вопросом о том, чем отличаются прихожане старообрядческой церкви от них. Чтобы научиться их различать, необходимо знать не так уж много особенностей.

  1. Что такое старообрядческая церковь
  2. Как началась история православной церкви
  3. Сравнение двух направлений
  4. Перста
  5. Образ Иисуса
  6. Символы веры

Что такое старообрядческая церковь

Старообрядческой церковью называют общее количество разных организаций религиозного направления и течений богословья, которые возникли вследствие отделения от православной церкви. Данный раскол произошел во времена правления Патриарха Никона, который в 1650-1660 годах провел ряд богослужебных реформ, с которыми не согласилась часть служителей высокого ранга.

Православной церковью считается объединение верующих согласно религии восточной ветви христианства, которые принимают догматы Православной Церкви и подчиняются ее традициям.

Как началась история православной церкви

Само название Церкви – Православная – имеет глубокий смысл. В нем выражено такое понятие, как «правая вера», основой которой стали два столпа: Священное Писание и Священное Предание.

Существует еще несколько вариантов расшифровки данного слова, таких как «правильное прославление», «верное слово» и другие.

Кроме такого названия, существует и другое, греческое. Ортодоксия. При переводе слово звучит как единомыслие. То есть совокупность людей, которые мыслят и действуют одинаково.

Отцы православия – это Василий Великий, покинувший бренный мир примерно в 379 году, Григорий Богослов, умерший в 390 году, а также Иоанн Златоуст, которого смерть настигла в 407 году. Даты деятельности этих наставников в вере практически сходятся со временем, когда учение Христа-Спасителя начало распространяться. Это случилось после принятия христианства императором Константином Великим.

Начало Русской Православной Церкви пришлось на 988 год, когда великим князем Киевским Владимиром было принято решение крестить Русь. Это представляет собой только официальный переход страны к Вере Христовой. В действительности по всей стране уже жили христиане, хотя неизвестно, в каких они были условиях.

Читайте также:
7 смертных грехов - список табу в Православии

При крещении Руси было произведено и формирование первых епархий. Это растянулось на несколько лет. Так сформировались в:

  • 988 году Киевская епархия, которая и стала главной над всеми остальными;
  • 990 году Ростовская епархия;
  • 992 году Новгородская епархия.

В стране стали случаться бунты. Князья ссорились и, постепенно меняя карту мира, создавали собственные епархии, чтобы не зависеть от соседей.

К началу реформы Никона на Руси существовало 13 епархий. В те времена, православная церковь Руси полностью зависела от Константинополя. Там совещались самые важные чины, оттуда присылали новых митрополитов, которые, будучи греками в большинстве своем, не очень заботились о развитии веры на русских землях.

Велись войны. Русь, а после и Московское Царство, конечно же, пытались подчинить себе как восточные соседи-язычники, так и западные соседи-католики. Появлялись новые епархии, которые исчезали в облаке нового воинского противостояния.

В РПЦ происходили изменения, которые не всем кинулись в глаза. И первое – это формирование Патриархии. Возглавляющий данную организацию патриарх имел огромный вес в стране. В 1652 году на патриарший престол взошел Никон.

Он решил провести реформу для укрепления православия русского и поднятия престижа веры. Сюда вошли:

  • исправление текста в богослужебных книгах;
  • написание икон, похожих на византийские;
  • вместо Исус появилось написание Иисус;
  • ввел трехперстное вместо использования двуперстного крестного знамени;
  • земные поклоны были заменены поясными;
  • движение во время служения стало посолонь;
  • стал применяться не только восьмиконечный крест, но и шестиконечный;
  • была введена проповедь, которую священник проводит в конце каждой службы.

Сравнение двух направлений

Казалось бы, и православные, и староверы – христиане одной ветви. И все же, между ними есть разница, которая часто вызывает в прихожанах и священниках негативные эмоции. Ряд отличий этих верований делают Православную Церковь настолько же далекой от старообрядцев, как и от католиков.

Обратите внимание, если вам придется увидеть старообрядческое служение, что для литургии в их церквях не используется агнец, хлеб для проведения Литургии. Православные священники используют его в процессе проскомидии. Обычай достаточно новый, поскольку возник в 19-м веке, соответственно, не может использоваться старообрядцами.

Те, кто следует старой традиции, начинают служение и оканчивают его земными поклонами. Кроме того, в течение всей службы они совершают земные поклоны. В православии начальные поклоны, как и конечные, не используются. Земные поклоны во время служения были заменены на поясные.

Перста

Первое, что отличает православного от староверного христианина, – это крестное знамение. Старовер, совершая его, складывает пальцы (персты) так, что знак этот у него производится всего лишь двумя пальцами. Для православного христианина это недопустимо. Данный символ для него заключает в себе осенение и обращение ко всем трем ипостасям Бога: Отцу и Сыну, и Святому Духу. В связи с этим, крестное знамение у православных производится тремя пальцами.

Образ Иисуса

Изменения касаются также образа Спасителя. В книгах и на изображениях Христа вместо Исус (как у староверов) стали использовать другую, более современную форму, которая выглядит как Иисус. При этом изменились и начертания, которые изображаются на кресте в верхней части. На иконах староверов данная надпись выглядит как ЦРЬ СЛВЫ (что должно обозначать Царь Славы) и ИС ХС (Исус Христос). Православные иконы на восьмиконечном кресте имеют надпись ИНЦИ (что расшифровывается как Иисус Назарей Царь Иудейский) и ІИС ХС (Иисус Христос).

Сами иконы могут тоже выглядеть по-разному. Старообрядцы продолжают творить их в стиле, который сформировался в Древней Руси и Византии. Образы Православной Церкви немного отличаются, приняв веяния иконописцев запада.

Еще одна особенность иконописного мастерства – литье образов. В православии это категорически запрещено. Староверы же нередко пользуются данным методом обработки материалов для создания икон.

Символы веры

«Символ Веры» – одна из главных православных молитв. Читая ее ежедневно, христиане открывают душу свою и помыслы о Вере своей, дабы быть ближе к Нему. Как оказалось, данная молитва у православных христиан несколько отличается от того варианта, который привычен для старообрядцев.

Православная «Верую» звучит намного мелодичней, ее слова не мешают друг другу, не спотыкаются. Противопоставление понятий происходит без лишних связок. В старообрядческой форме данные связки присутствуют. Не заметить их невозможно. Понятия «рожденна, несотворенна», как это использовано в православной молитве, у староверов звучит как «рожденна, а не сотворенна».

Кроме этого, староверы не принимают утверждение православных о необходимости исповедоваться Духу Святому, поскольку он – истинная суть. Православный вариант указывает лишь на «Бога истинна от Бога истинна», что говорит лишь об Отце и Сыне.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: