Молитва Матроне Московской о замужестве и личной жизни, самая сильная

Сильная молитва святой Матроне Московской о замужестве

Счастливый брак и крепкая семья – основа основ человеческой жизни.

К сожалению, все большее количество супружеских пар сегодня распадаются, об этом свидетельствует статистика. Согласно подсчетам, в некоторых регионах страны распадается около 95% браков, а из оставшихся – 3% находятся в хроническом предразводном состоянии.

Такие удручающие цифры говорят о том, что крепкая и дружная семья сегодня – скорее исключение, чем правило. Однако не стоит отчаиваться – у человека есть все возможности правильно построить свою жизнь, в том числе и семейную.

Все правила, которые помогут создать правильную семью, давно известны в основах православной веры. Верующие юноши и девушки могут призывать в помощь своих святых заступников и просить у них счастья в браке.

Так, можно читать молитву Матроне Московской о замужестве – эта святая помогла множеству пар.

Как молиться святой Матроне о счастливом замужестве

Как же правильно просить Матрону о замужестве?

Не существует единого и строго правила, как нужно обращаться к угоднице Божьей. Делать это можно и своими словами, и используя тексты из молитвослова.

Единственное, что нужно всегда помнить, так это то, что молитва не является каким-то волшебным средством для исполнения желаний. Обращаться к блаженной нужно с чистым сердцем и искренней верой в Бога, только тогда человек получит духовную пользу.

Молитва матери о дочери о замужестве также может быть обращена к Матроне. Каждая мать хочет, чтобы ее дети создали счастливую и крепкую семью, и старица обязательно услышит материнские молитвы.

Придя в храм, можно заказать специальную службу – молебен – перед иконой блаженной Матроны. Очень желательно прийти в указанное время и самостоятельно поучаствовать в богослужении. Обращаясь к любому святому, нужно осознавать, что без основательного пересмотра своей жизни, без стремления что-либо изменить в себе и без искреннего покаяния, все наши действия тщетны.

Блаженная оказывает помощь в замужестве всем, кто приходит к ней с искренней просьбой. У ее мощей всегда стоит очередь из паломников, которые едут не только со всех уголков России, но и из других стран.

Если вы решили молиться Матроне Московской о замужестве, сильная молитва с искренним упованием на волю Божью обязательно поможет любому человеку.

О жизни святой блаженной

Любимая и почитаемая всеми Матрона Московская жила не так давно. Сохранились даже прижизненные фотографии святой. Близость по времени, большая любовь к каждому человеку, богобоязненная жизнь и помощь всем нуждающимся – вот главные качества любимой всеми святой.

Родилась будущая угодница (по роду Матрона Никонова) в 1881 году в одном из сел в Тульской губернии. Ее родители были бедными крестьянами, которые всего растили четверых детей и вели благочестивую христианскую жизнь. С самого рождения маленькой девочки было ясно, что этот ребенок – особенный. Сохранилось свидетельство о том, что во время крестин Матроны над ней вдруг просиял столб яркого света, как будто отмечающий особое предназначение младенца.

Несмотря на то что от рождения девочка была слепой, она с раннего детства безошибочно находила в доме иконы и могла подолгу просиживать с ними. Был у нее и телесный знак богоизбранности – на груди особая выпуклость, по форме четко обозначающая крест.

Из-за физического порока девочку не любили и часто дразнили сверстники, поэтому она быстро потеряла интерес к играм с ними. Все больше времени проводила в храме. Уже с ранних юношеских лет все заметили в ребенке дар исцеления – стоило ей помолиться над больным, как отступали даже самые тяжелые хвори. Молва о необычной девочке быстро полетела по округе, и к бедному крестьянскому дому потянулись путники и паломники.

Читайте о святой Матроне:

Отличалась Матрона и даром предвидения – так, она предсказала пожар, который практически уничтожил всю деревню, не тронув при этом дом самой девочки.

С 1952 года Матрона живет в Москве. Чудом избежав ареста, она с Божьей помощью переживает тяжелые и голодные годы. Не имея даже прописки, живет как бедная странница, безропотно перенося лишения и притеснения.

Является ли блаженная Матрона Московская ясновидящей

Поскольку святая часто и много исцеляла людей, обладала очевидным даром предвидения, неоднократно предупреждала о надвигающихся бедах – многие ее считали ясновидящей и приходили к ней как к гадалке, чтобы узнать судьбу. Поскольку любые гадания глубоко противны Православию, блаженная никогда не занималась подобными вещами.

Еще молитвы Матроне Московской:

Матрона Московская – одна из немногих святых, которой был открыт дар ясновидения. При этом кощунственно ставить ее в один ряд с любыми другими современными гадалками или магами. Сила блаженной исходила от самого Бога, о чем она сама не раз свидетельствовала. Она всегда подчеркивала, что все исцеления совершает не она, а всемогущий Господь Бог.

Поэтому, приступая к молитве Матроне Московской о замужестве, нужно правильно понимать ее силу и не делать из нее инструмент для исполнения собственных желаний.

О блаженная мати Матроно, услыши и приими ныне нас, грешных, молящихся тебе, навыкшая во всем житии твоем приимати и выслушивати всех страждущих и скорбящих, с верою и надеждою к твоему заступлению и помощи прибегающих, скорое поможение и чудесное исцеление всем подавающи; да не оскудеет и ныне милосердие твое к нам, недостойным, мятущимся в многосуетнем мире сем и нигдеже обретающим утешения и сострадания в скорбех душевных и помощи в болезнех телесных: исцели болезни наша, избави от искушений и мучительства диавола, страстно воюющаго, помози донести житейский свой Крест, снести вся тяготы жития и не потеряти в нем образ Божий, веру православную до конца дней наших сохранити, упование и надежду на Бога крепкую имети и нелицемерную любовь к ближним; помози нам по отшествии из жития сего достигнути Царствия Небеснаго со всеми угодившими Богу, прославляюще милосердие и благость Отца Небеснаго, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Сильная молитва святой Матроне Московской о замужестве

Счастливый брак и крепкая семья – основа основ человеческой жизни.

К сожалению, все большее количество супружеских пар сегодня распадаются, об этом свидетельствует статистика. Согласно подсчетам, в некоторых регионах страны распадается около 95%!б(MISSING)раков, а из оставшихся – 3%!н(MISSING)аходятся в хроническом предразводном состоянии.

Такие удручающие цифры говорят о том, что крепкая и дружная семья сегодня – скорее исключение, чем правило. Однако не стоит отчаиваться – у человека есть все возможности правильно построить свою жизнь, в том числе и семейную.

Читайте также:
В каких проблемах вам поможет икона Святой Троицы

Все правила, которые помогут создать правильную семью, давно известны в основах православной веры. Верующие юноши и девушки могут призывать в помощь своих святых заступников и просить у них счастья в браке.

Так, можно читать молитву Матроне Московской о замужестве – эта святая помогла множеству пар.

Как правильно молиться святой Матронушке о замужестве?

Немало женщин, удачно построив карьеру и добившись многого, никак не могут устроить свою личную жизнь. Без родственной души все достижения кажутся бессмысленными. Молитва Матроне Московской о замужестве помогает одиноким девушкам и женщинам найти путь к достойному человеку, способному взять на себя ответственность и составить их счастье. Но молиться нужно от всей души и сердца, точно зная, что этот мужчина необходим в их жизни. Девушка или женщина также должна понимать то, что нужно читать молитву Матронушке о замужестве за тем человеком, который тоже хочет быть с ней. Женатому или нелюбящему ее человеку нельзя навязывать свою волю через моление – это грех.

Молитва Матроне о счастливом замужестве

Если Вы желаете встретить человека, с которым Ваш брак будет счастливым, плодотворным и крепким, заступница поможет в этом обязательно. Достаточно попросить ее об этом искренне, слова должны идти от души, и вскоре Ваши ожидания сбудутся. Обращение поможет в правильном выборе спутника жизни и наставит на путь истинный.

Молитву Матроне Московской о замужестве следует читать так:

«О, блаженная мати Матроно, душею на небеси пред Престолом Божиим предстоящи, телом же на земли почивающи, и данною ти свыше благодатию различныя чудеса источающи. Призри ныне милостивным твоим оком на ны, грешныя, в скорбех, болезнех и греховных искушениих дни своя иждивающия, утеши ны, отчаянныя, исцели недуги наши лютыя, от Бога нам по грехом нашим попущаемыя, избави нас от многих бед и обстояний, умоли Господа нашего Иисуса Христа простити нам вся наша согрешения, беззакония и грехопадения, имиже мы от юности нашея даже до настоящаго дне и часа согрешихом, да твоими молитвами получивше благодать и велию милость, прославим в Троице Единаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

О чем моляться блаженной

Еще при жизни постоянный поток верующих шел к ней с различными просьбами. Она постоянно помогала людям своими советами, врачевала их души и выступала заступницей за них перед Господом. И сейчас поток молитв к данной святой не иссекает. Одни просто молятся перед ее образом, другие едут на ее могилку, а третьи приклоняются к мощам. Но все точно верят в ее силу и идут к ней с самыми потайными просьбами:

У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа: t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!

о помощи в житейских и повседневных делах,
об исцелении физических и душевных недугов,
о встрече с верным спутником жизни и обретении взаимной и настоящей любви,
о сохранении брака и скорейшем замужестве,
об избавлении от наркотической и алкогольной зависимости,
о наступлении долгожданной беременности,
о благословении в учебе и работе,
об избавлении от страдания и горя,
о решении финансовых проблем и материальном достатке.

Женщины чаще всего обращаются с молитвой о любви и личной жизни к Матроне. Так как каждая из них мечтает об обретении взаимного чувства, а также верного и надежного плеча, то и обращают свои молитвы к данной святой. Многие говорят о том, что такие молитвы не остаются без внимания, так как цель каждой женщины – это рождение ребенка, а как известно – эта святая всегда покровительствовала малышам. А соответственно и будет стараться помочь сотворению полноценной семьи.

О жизни святой блаженной

Любимая и почитаемая всеми Матрона Московская жила не так давно. Сохранились даже прижизненные фотографии святой. Близость по времени, большая любовь к каждому человеку, богобоязненная жизнь и помощь всем нуждающимся – вот главные качества любимой всеми святой.

Родилась будущая угодница (по роду Матрона Никонова) в 1881 году в одном из сел в Тульской губернии. Ее родители были бедными крестьянами, которые всего растили четверых детей и вели благочестивую христианскую жизнь. С самого рождения маленькой девочки было ясно, что этот ребенок – особенный. Сохранилось свидетельство о том, что во время крестин Матроны над ней вдруг просиял столб яркого света, как будто отмечающий особое предназначение младенца.

Несмотря на то что от рождения девочка была слепой, она с раннего детства безошибочно находила в доме иконы и могла подолгу просиживать с ними. Был у нее и телесный знак богоизбранности – на груди особая выпуклость, по форме четко обозначающая крест.

Из-за физического порока девочку не любили и часто дразнили сверстники, поэтому она быстро потеряла интерес к играм с ними. Все больше времени проводила в храме. Уже с ранних юношеских лет все заметили в ребенке дар исцеления – стоило ей помолиться над больным, как отступали даже самые тяжелые хвори. Молва о необычной девочке быстро полетела по округе, и к бедному крестьянскому дому потянулись путники и паломники.

Читайте о святой Матроне:

Чудеса матушки МатроныИкона святойАкафист Матроне Московской

Отличалась Матрона и даром предвидения – так, она предсказала пожар, который практически уничтожил всю деревню, не тронув при этом дом самой девочки.

С 1952 года Матрона живет в Москве. Чудом избежав ареста, она с Божьей помощью переживает тяжелые и голодные годы. Не имея даже прописки, живет как бедная странница, безропотно перенося лишения и притеснения.

Жизнеописание святой Матроны Московской

8 марта (переходящая) – Обре́тение мощей – 8 марта (23 февраля) в невисокосный год/7 марта (23 февраля) в високосный год
2 сентября (переходящая) – Собор Московских святых
2 мая
5 октября – Собор Тульских святых

Матрона Московская родилась в Тульской области, в одном из сел. История ее появления на свет удивительна, ведь ее отдали бы на усыновление из-за бедственного положения ее крестьянской семьи. Но сон-провидение ее матери о белоснежной птице с незрячим женским лицом утвердил ее родителей во мнении, что ребенка необходимо оставить. Девочка родилась слепой, и уже с младенчества постилась и точно предрекала события. В подростковом возрасте она перестала и ходить, но с достоинством вынесла этот удар судьбы, смирившись с ним, как с промыслом Бога. В середине 20-х годов 20 столетия она с подругой уехала в Москву на заработки, жить у посторонних людей. До конца жизни женщина помогала людям – исцеляла, давала советы по выходу из тяжелых ситуаций, то есть еще при жизни уже была святой. От ее икон словно идет тихий умиротворяющий свет – Матрона слышит каждого, кто ней обращается от всего сердца.

Читайте также:
Как уйти в монастырь женщине и мужчине: пошаговые рекомендации

Кто может читать молитву о браке?

Чаще всего обращаются к помощи заступницы уже не молодые девушки, разведенные или вдовы. Святая Матрона поможет всем, но следует помнить, что привязать другого человека без его согласия нельзя. Если желанный для Вас человек уже состоит в браке или отказывается быть рядом – не искушайте судьбу, грех просить о чужом несчастье и отнимать свободу воли.

Обязательно к прочтению: Молитва Святой Марте

Дорогие братья и сестры! Предлагаем вам посетить уникальный ресурс https://www.slovo-pomoshi.ru/. С его помощью вы можете передать ваши чаяния в Петербургские храмы, часовни, монастыри, также обратиться к праведникам на месте их захоронения. Мы сами напишем записку, отнесем её в храм и отправим вам на почту фотоотчёт. Обращение к Богу с помощью треб помогло многим людям пережить горе, вернуть здоровье и радость мирской жизни.

Полезные статьи:

С мольбой о помощи могут обратиться не только сами женщины и девушки, за них могут просить:

мать или отец, если их чадо долго не может найти себе пару;близкие люди и родственники (братья, сестры);знакомые и друзья, которым не безразличны горести и печали Ваши;и каждый православный человек.

Молитвы Матроне о любви

Есть большое количество молитв данной святой, которые связаны с таким нежным чувством как любовь. Так одной из таких сильных молитв считают молитвенные слова на любовь мужчины. Для каждой девушки важно быть любимой и именно эта молитва поможет обрести данное чувство.

«О блаженная мати Матроно, услыши и приими ныне нас, грешных, молящихся тебе, навыкшая во всем житии твоем приимати и выслушивати всех страждущих и скорбящих, с верою и надеждою к твоему заступлению и помощи прибегающих, скорое поможение и чудесное исцеление всем подавающи; да не оскудеет и ныне милосердие твое к нам, недостойным, мятущимся в многосуетнем мире сем и нигдеже обретающим утешения и сострадания в скорбех душевных и помощи в болезнех телесных: исцели болезни наша, избави от искушений и мучительства диавола, страстно воюющаго, помози донести житейский свой Крест, снести вся тяготы жития и не потеряти в нем образ Божий, веру православную до конца дней наших сохранити, упование и надежду на Бога крепкую имети и нелицемерную любовь к ближним; помози нам по отшествии из жития сего достигнути Царствия Небеснаго со всеми угодившими Богу, прославляюще милосердие и благость Отца Небеснаго, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.»

Особое внимание необходимо уделить и сильной молитве Матроне Московской на любовь. Такая молитва должна идти от чистого сердца и быть искренней. А чувства о которых просят – безгрешными и чистыми. Текст данной молитвы звучит следующим образом:

«Обращаюсь с мольбою к тебе, Блаженная Старица Матрона Московская. Ты исцеляешь больных и лечишь греховные души. Помоги и мне обрести любовь взаимную в лице раба Божьего (нужно произнести имя возлюбленного). Обещаю тебе, что стану ему верной женой и не согрешу саднящей изменой. Да будет воля твоя. Аминь»

Есть также отдельная молитва о любви мужа к жене. Любовь мужа для любой женщины – это самый важный стимул в ее жизни. Если только в Вас закрались сомнения об охлаждении Вашего мужа к Вам, то следует сразу обратится с молитвой к данной святой. Если Вы искренне просите о чистой любви, а не о греховной связи, то Ваша просьба не останется без внимания.

Так же читайте: Николай Чудотворец самая сильная молитва от одиночества

Перед чтением данном молитвы стоит сходить в храм и подать 2 записки о здравии мужа и Вас. Далее перед ликом святой произнесите такие слова:

«Ниспошли мне, Матрона Московская, мужа любовь настоящую, крепкую, а не гулящую. Аминь.»

Далее купите 12 свечей и идите домой. Далее останьтесь сами и приступайте к мольбе при горении свечей. Шепчите следующие слова, обращаясь к Матроне:

«Прости меня, Блаженная Матрона, за ничтожное обращение. Усыпи холод душевный и возроди ослабшую любовь моего заблудшего мужа. Коли он перестал быть моим, помоги отпустить его. Коли он по- прежнему мой, подскажи как тоску усыпить. Не прошу любовь грешную, но молю о любви непорочной. Пусть муж мой вернется, а печаль отвернется. Да будет воля твоя. Аминь.»

Нашептывайте ее мысленно и много раз. Самое главное – это прошение о сохранении семьи.

Нужно также помнить некоторые правила о том, как просить у Матроны помощи в любви. Первоначально необходимо просить помощи у Господа, затем у Богородицы, а только потом обращаться к Матронушке. Основным в данном процессе должна быть искренняя вера и слова, которые идут от сердца.

Помните также, что необходимо не только обращаться за просьбой, но и благодарить за помощь и дарованную благодать.

Анафема

Ана́фема (греч. ἀνάθεμα — «отлучение» от ἀνατίθημι — «возлагать, накладывать» [1] ) — изначально — жертва богам по данному обету, посвящение божеству; позже — отделение (кого-либо от общины), изгнание, проклятие.

В русском языке имеет несколько значений:

  1. Отлучение христианина от общения с верными и от таинств, применяемое в качестве высшего церковного наказания за тяжкие прегрешения (прежде всего за измену православию и уклонение в ересь или раскол) и соборно провозглашаемое [2] .
  2. Проклятие (устаревшее) [3] .
  3. В русском просторечии употреблялось как бранное слово [4] ; имеет производное прилагательное анафемский, в современной речи практически не употребимое.

Согласно «Православной энциклопедии» (2000), «церковную анафему (или великое отлучение) не следует смешивать с „отлучением“ ( ἀφορισμός ), которое представляет собой временное исключение индивида из церковной общины с запретом участвовать в таинствах и (для духовных лиц) занимать церковные должности. Называемое иногда также „малым отлучением“, оно в отличие от анафемы служит наказанием за меньшие проступки, например: воровство, блуд, участие в получении церковной должности с помощью взятки и т. п., не требует соборного решения и не нуждается в соборном провозглашении для вступления в силу» [2] .

Читайте также:
Богородичная икона "Взыскание погибших": значение

Церковное право рассматривает анафему как форму наказания в виде лишения «прав и благ, находящихся в исключительном распоряжении Церкви», применимого лишь к членам церкви [5] [6] [7] .

Содержание

Происхождение термина

У языческих авторов (Гомер, Софокл, Геродот) означал «нечто, посвящённое богу; дар, приношение в храм», то есть чуждое обыденному употреблению.

В Септуагинте был использован для передачи древнееврейского термина ивр. חֵרֶם ‎ (херем) — нечто проклятое, отверженное людьми и обречённое уничтожению (Чис.21:2-3, Лев.21:27, Втор.7:26, Втор.13:15-17, Нав.6:17, Нав.7:11, Зах.14:11). В синодальном переводе Ветхого Завета переведён термином заклятое.

В Новом Завете слово «анафема» употребляется несколько раз апостолом Павлом:

9 Как прежде мы сказали, [так] и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.

В греческом оригинале это слово также встречается в книге Деяний, хотя и в другом переводе:

Слово «анафема» в данном случае переведено, как «клятвою».

При этом Павел считается с установившейся синагогальным значением анафемы и не употребляет его когда речь идёт об осуждении коринфского кровосмешения (1Кор.5:13), показывая что христианское отлучение есть нечто отличное от ветхозаветного термина херем. В Новом Завете слово анафема встречается шесть раз: дважды в указанном выше послании апостола Павла к Коринфянами, дважды в его послании к Галатам (Гал.1:8-9), один раз в книге Деяний и один раз в послании Павла Римлянам.

Иоанн Златоуст в 16-ой Беседе на Послание апостола Павла к Римлянам на вопрос «Что такое анафема?» отвечает — «анафема, то есть да будет отлучен от всех и будет чужим для всех». Сократ Схоластик в своей «Церковной истории» даёт следующее определение анафемы: «так мы, христиане, обыкновенно называем приговор против богохульника, когда свое мнение объявляем всем, выставляя его как бы на столбе» [8] .

Апостольские правила не употребляют слово анафема, заменяя его указанием «да будет отлучен от общения церковного». Епископ Смоленский Иоанн (Соколов) в своём толковании на 10-е апостольское правило пишет:

Церковное отлучение в правилах и древних обычаях Церкви имело три степени:

  1. отлучение от святых Таин, без лишения церковных молитв и духовного общения верных;
  2. не только лишение святых Таин, но и молитв и духовного общения верных;
  3. совершенное отлучение, или изгнание из самого общества Христиан с лишением всякого, не только духовного, но и внешнего с ними общения: анафема[9] .

Термин анафема впервые был употреблён в канонах Эльвирского собора (начало IV века), а сама каноническая формула «если кто-либо… да будет анафема» окончательно утвердилась в канонах после Гангрского собора (ок. 340 года) [2] .

Случаи анафемствования

Анафема до разделения церкви в 1054 году

Слово анафема входит в употребление с IV века (соборы Лаодикийский и Эльвирский) и становится господствующим в церковной практике начиная со времён Халкидонского собора (451 год). Традиционной формой анафемствования становится: «Имярек да будет анафема».

  • 325: анафема арианству на ПервомВселенском соборе.
  • 341: на Антиохийском соборе восемьдесят семь собравшихся прелатов предали анафеме Афанасия Великого. В свою очередь Афанасий предал анафеме осудивших его прелатов. Затем Афанасий был дважды отлучен от церкви тридцать седьмым папой Либерием. И папа Либерий и Афанасий Великий впоследствии были причислены к лику святых.
  • 518: Константинопольский ПатриархИоанн II подтвердил постановления Халкидонского собора и предал анафеме распространителя евтихиевой ереси епископа Севира Антиохийского.
  • 536: анафема Юлиану Галикарнасскому.
  • 633: на V Толедском Соборе анафема всем домогавшимся царского сана, без наличия на то прав по происхождению, а также «злословившим государя» [10] .
  • 680: Агафон (папа римский) предал анафеме лидера монофелитов Антиохийского Патриарха Макария, а также покойных Константинопольских Патриархов Сергия, Пирра, Павла, Петра и Папу Гонория I; каковые были анафематствованы и ШестымВселенским собором.
  • 754: анафема иконопочитания на иконоборческом соборе в Константинополе — Иоанн Дамаскин был четырежды подвергнут анафеме, но VII Вселенский собор подтвердил верность его учения.
  • 843: Константинопольский собор анафемствовал иконоборчество [11] .
  • 878: Папа Иоанн VIII предал анафеме патриарха Фотия.
  • 1054: Константинопольский Патриарх Михаил Кируларий и легатпапы Льва IX кардинал Гумберт предали друг друга анафеме.

В Русской Церкви

В православной (греческой) богослужебной традиции с 843 года существует особый чин Торжества Православия (Последования в неделю Православия, иначе Сино́дик), совершаемый в первую Неделю (воскресенье) Великого поста — ежегодное провозглашение догматов веры, анафемы ересям и еретикам, вечной памяти усопшим и многолетия здравствующим верным. В России чин Православия был введён в XIV веке на основе греческого синодика с прибавлением сначала имён «новых еретиков», как-то, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и других.

В 1766 году Святейший Синод одобрил новую редакцию «Последования в неделю Православия» (была напечатана в 1767), обязательную для всех епархий; чин стал совершаться только епархиальным архиереями в кафедральных соборах. Одновременно в число анафематизмов была включена анафема тем, кто помышляет, «яко православнии государи возводятся на престол не по особливому о них Божию благоволению и при помазании дарования Святаго Духа к прохождению великаго сего звания в них не изливаются».

В 1801 году чин анафематствования был сокращён: в нём перечислялись теперь только сами ереси, без упоминания имён еретиков, а из имён государственных преступников оставлены только Г. Отрепьев и И. Мазепа. Позднейшая синодальная редакция 1869 года содержала 12 общих анафематизмов; были опущены все имена и в 11-й анафематизм вставлена общая фраза о «дерзающих на бунт и измену» против «православных государей».

Согласно определению Синода от 2 — 4 апреля 1902 года № 1495, во всех храмах сельских и городских (не кафедральных соборах) стало совершаться «Последование молебнаго пения об обращении заблудших, певаемаго в неделю Православия и во иных случаях» — без анафематизмов.

В практике современного Московского Патриархата, видимо, начиная с 1919 года [12] , анафематствования [13] опускаются; совершается полностью с определёнными добавлениями в РПЦЗ [14] [15] .

В Московском царстве в XVI—XVII веков, а также в Российской империи XVIII века анафеме предавались не только преступники против веры и Церкви, но и государственные преступники; анафематствование часто влекло гражданскую казнь.

Некоторые случаи анафематствования в Русской церкви:

  • 1329: Феогност (митрополит киевский) посетил Новгород и, по настоянию великого князя Иоанна Даниловича, отлучил тверского князя Александра Михайловича, не желавшего ехать в Орду на суд к Хану, и псковичей, принявших его сторону.
  • 1375: стригольникам
  • 1378: святойКиприан, Митрополит Киевский и всея Руси, анафематствовал Дмитрия Донского[16] , который, несмотря на это, позднее был прославлен в лике святых.
  • 1490: (при митрополите Зосиме) и 1504 (при митрополите Симоне) на Соборах осуждена ересь жидовствующих. После чего еретиков жестоко казнили.
  • 1604: Гришке Отрепьеву
  • 1654: Анкудинов, Тимофей Дементьевич изобличён как самозванец и казнён (четвертован) в Москве. Предан анафеме и включался в список анафематствуемых в Неделю православия вплоть до времён Павла I.
  • 1656: на Соборе было осуждено двуперстное крестное знамение. Однако в 1929 и 1971 годах Русская Церковь это осуждение сняла, а старые русские обряды, в том числе двуперстие, признала равночестными новым и спасительными (см. ниже).
  • Соборы 29 апреля 1666; и в ноябре 1666 — мае 1667, последний под председательством Московского Патриарха Иоасафа II и с участием Патриархов: Александрийского Паисия и Антиохийского Макария 13 мая 1667 — раскольникам-старообрядцам[17] .
  • 1671: Разин, Степан
  • 1690: Собор под председательством Патриарха Иоакима анафематствовал «хлебопоклонническую ересь», осудил на сожжение сочинения Феодора Медведева и запретил читать многие произведения южнорусских учёных, «имеющих единоумие с папою и западным костелом».
  • 1708: Мазепа
  • 1713—1723: предан суду и анафематствован «иконоборец» Д. Тверитинов.
  • 1775: Пугачёв, Емельян (анафема снята перед казнью [18] ).
  • 1901: определение Святейшего Синода, констатировавшее отпадение от церкви графа Льва Толстого (см. Определение Святейшего Синода о графе Льве Толстом). При этом ни в одном из храмов анафема Толстому не провозглашалась [19] .
  • 1918: Святейший Патриарх Тихон предал анафеме тех, кто «гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово, и вместо любви христианской всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани[20] .
  • 30 декабря1959 года: Священный Синод РПЦ под председательством Патриарха Алексия вынес постановление (журнал № 23): „Бывшего протоиерея и бывшего профессора Ленинградской духовной академии Александра Осипова, бывшего протоиерея Николая Спасского и бывшего священнослужителя Павла Дарманского и прочих священнослужителей, публично похуливших имя Божие, считать изверженными из священного сана и лишенными всякого церковного общения Евграфа Дулумана и прочих бывших православных мирян, похуливших Имя Божие, отлучить от Церкви“ [21] .
  • 1970: Архиерейский СоборРусской православной церкви заграницей провозгласил анафему В. И. Ленину[22] .
  • 1983: Архиерейский СоборРусской православной церкви заграницей провозгласил анафему сторонникам экуменизма[23] .
  • В Определении Архиерейского собора 1994 года Русская православная церковь использовала формулировку «[сами] отлучили себя от Православной Церкви» в отношении последователей языческих, теософских, оккультных «сект» и новых религиозных движений[24] . Данная формулировка восходит к Определению 1901 года по Льву Толстому: «отторг себя сам от всякого общения с Церковию православною».
  • 1997: Якунин, Глеб Павлович[25] .
  • 1997: Филарет (Денисенко)[26] .
  • 2009: Епархиальный совет Псковской епархии (не упоминая имени правящего епархиального архиерея, которому, согласно канонам и нормативным документам РПЦ, принадлежит право налагать прещения) принял решение отлучить от Церкви журналиста Олега Дементьева «в связи с непрекращающейся гнусной клеветой и сатанинской ложью в адрес насельниц Спасо-Елеазаровского монастыря и в частности игумении Елисаветы (Беляевой)» [27][28] , создав прецедент использования положений пункта 3 главы XV «Основ социальной концепции Русской православной церкви» [29][30] . (Решение об отлучение Дементьева Псковской епархией не может вступить в законную силу до утверждения Патриархом — согласно Уставу РПЦ (пункт 5 главы VII) [31] и Положению о церковном суде (пункт 4 статьи 47) [32] ) [33] . Журналист подал в суд иск к Псковской епархии РПЦ о защите чести и достоинства, утверждая в числе прочего, что он не крещён, и предание его анафеме невозможно [34] .
Читайте также:
Молитва Иисусу Христу о помощи и содействии

Снятие анафемы в православии

По мнению авторов Православной энциклопедии (2000 год; непосредственный автор статьи — К. А. Максимович), анафема может быть снята при условии принесения покаяния анафематствованным лицом — органом, её наложившим; может быть снята и посмертно, в каковом случае допускаются все виды поминовения усопшего [2] [35] . Однако единственное известное из практики Русской Церкви снятие соборно наложенной анафемы — решение о снятии клятвенных запретов на придерживающихся «старых обрядов» Московского Собора 1667 года, зафиксированное в Синодальном определении 1929 года («разрушаем и уничтожаем и яко не бывшие вменяем») [36] и утверждённое Поместным Собором РПЦ 1971 года [37] — произошло по инициативе священноначалия РПЦ и безо всякого покаяния со стороны анафематствованных или даже каких-либо просьб со стороны последних.

Московский же князь Дмитрий Донской, анафематствованный законным Киевским митрополитом Киприаном за антицерковную деятельность, был безо всякой процедуры снятия анафемы прославлен в лике святых Поместным Собором РПЦ 1988 года [16] [38] .

Широко известное обоюдное снятие анафем патриархом константинопольским Афинагором и папой римским Павлом VI в 1964 году в Иерусалиме произошло на основе взаимной политической договорённости.

В католической церкви

  • 1080 г. — Папа Григорий VII вторично подверг императора Генриха IV анафеме
  • ок. середины XI века — Иоанн Итал, византийский философ XI века
  • 1179 г. — Нигилизм, предан анафеме папой Александром III
  • 1281 г. — Мартин IV (папа римский) предал анафеме византийского императора Михаила Палеолога как еретика и схизматика.
  • 1411 г. — Ян Гус
  • 1415 г. — Папа предал анафеме город Жатец
  • 1466 г. — Король Чехии Иржи (Георгий), был предан анафеме папой Павлом II и низложен.
  • 1453 г. — Жанна д’Арк, сожжена, впоследствии оправдана и в 1920 году причислена к лику святых
  • 1497 г. — Савонарола, Джироламо был отлучён от церкви папой римским Александром VI
  • 1521 г. — Мартин Лютер
  • 1541 г. — отлучение от католической церкви Генриха VIII
  • 1600 г. — Джордано Бруно, сожжён.
  • 1738 г. — Масоны
  • 1865 г. — Папа Пий IX, автор «Силлабуса» — «Списка важнейших заблуждений нашего времени», предал анафеме пантеизм, натурализм, рационализм, социализм, коммунизм, тайные общества, библейские общества, принципы свободы совести и отделения Церкви от государства, выступающих против Церковного государства, считающих протестантизм одной из Церквей и др.
  • 1897 г. — Лео Таксиль, известный писатель, критик клерикализма[39] .

С 1983 года в Римско-католической церкви после принятия нового Кодекса канонического права термин анафема больше не используется.

Примечания

  1. Древнегреческо-русский словарь Дворецкого
  2. 1234К. А. МаксимовичАнафема // Православная энциклопедия. Том II. — М . : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — С. 274-279. — 752 с. — 40000 экз. — ISBN 5-89572-007-2
  3. Анафема // Толковый словарь русского языка Ушакова
  4. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. Т. 1. А—Й. — стр. 37.
  5. Павлов А. С. Курс церковного права. Св. Троице-Сергиева Лавра. 1902. С. 419
  6. Цыпин В. Церковные наказания / Церковное право
  7. Позиция Митрополита Кирилла // «Комсомольская правда», 12.07.2000 г.
  8. Сократ Схоластик. Церковная история. VII. 34
  9. Цит. по «Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима (Милаша), епископа далматинско-истрийского» Перевод с сербского. М., 1993 г.
  10. Halduini Acta conciliorum, Правило 75
  11. Васильев А. А. История Византийской империи
  12. Достоверно известно, что по крайне мере в некоторых епархиях, в том числе в Москве собором архиереев во главе с Патриархом Тихоном, анафематствование совершалось в Неделю Православия 11/24 марта 1918 года с 11-м анафематизмом в новой редакции, принятой Поместным Собором 27 февраля (12 марта) 1918 года: вместо прежних слов («Помышляющим, яко православнии государи…») следующий текст: «Глаголящим хульная и ложная на святую веру нашу и Церковь, восстающим на святыя храмы и обители, посягающим на церковное достояние, поношающим же и убивающим священники Господни и ревнители веры отеческия, анафема.» (см. « Московскія Церковныя Вѣдомости ». 1918, № 6, стр. 4—5.)
  13. Анафематствования в позднейшей синодальной редакциина сайте ХХС
  14. Чин, бываемый в Неделю Православияв редакции РПЦЗ
  15. Аудио чинопоследования
  16. 12Послание митрополита Киприана игуменам Сергию и Феодору.
  17. Предел Освященного Собора1667 гласил:
Читайте также:
Икона Ксении Петербургской: когда обращаться к ней за помощью

Нападающим на Церковь Христову и учащим, яко Она разделилась на ветви, яже разнятся своим учением и жизнию, и утверждающим Церковь не сущу видимо быти, но от ветвей, расколов и иноверий соединитися имать во едино тело; и тем, иже не различают истинного священства и таинств Церкви от еретических, но учат, яко крещение и евхаристия еретиков довлет для спасения, и тем, иже имут общение с сими еретиками или способствуют им или защищают их новую ересь экуменизма, мняще ю братскую любовь и единение разрозненных христиан быти: анафема».

— “Православная Русь”, №10 (1271) 15/28 мая, 1984 г., Типография преп. Иова Почаевскаго, Св.-Троицкий Монастырь, Джорданвилль, Н. Й., США, с. 3, кол. 2.; цит. по: Экуменизм – путь, ведущий в погибель (Первое издание: Джорданвилль, 1992 г.)

Возродилось язычество, астрология, теософские и спиритические общества, основанные некогда Еленой Блаватской, претендовавшей на обладание некоей «древней мудростью», сокрытой от непосвященных. Усиленно пропагандируется «Учение живой этики», введенное в оборот семьей Рерихов и называемое также Агни Йогой.

Освященный Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует: все вышеперечисленные секты и «новые религиозные движения» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви.

— Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 29 ноября — 2 декабря 1994 года, Москва. М.: Издательство Московской Патриархии, 1995. С.178

Что такое анафема и чем она опасна?

В христианском мире анафема считается одним из самых страшных наказаний для человека.

Хотя на самом деле этот церковный акт несет в себе врачующую и воспитательную функцию, любой верующий в глубине души опасается быть подвергнутым анафеме, чтобы не лишиться всяких надежд на Спасение. Что же такое анафема? Чем она опасна и за что предают этой каре?

Термин «анафема» происходит от греческого слова ἀνατίθημι, что означает «накладывать, возлагать». Первоначально он использовался в качестве определения приношения в храм или подношения богам, однако при переводе Евангелия на греческий язык термин употребили для передачи древнееврейского выражения herem, означающего нечто проклятое, обреченное на уничтожение.

С тех времен анафему стали воспринимать в отрицательном смысле и трактовать как понятие «отверженного людьми».

Согласно православным канонам, анафема подразумевает под собой отлучение от церкви за какие-либо грехи и проступки. Считается, что негативные действия и мысли несут угрозу единству церкви и нарушают чистоту учений о вере, поэтому люди, особенно тяжело провинившиеся перед Богом, лишаются возможности касаться святых Таинств и общаться с другими верующими.

Анафеме предают путем соборного провозглашения, однако предоставляют возможность исправиться и вернуться в храм. Если человек осознал всю серьезность и неправомерность своих действий, допускается снятие наказания через публичное покаяние перед всеми прихожанами.

В католической церкви возврата к Богу не существует. Если верующий единожды был предан анафеме, он лишается всех надежд на Спасение и не может более быть причастным к церкви.

В давние времена людей, преданных анафеме, не просто изгоняли из храмов, но иногда и казнили. К примеру, в 1453 году отлучению от церкви подвергли Жанну д’Арк, после чего сожгли на костре. Такая же участь с преданием анафеме и сожжением постигла Джордано Бруно, но уже в 1600 году.

Под словами «предать анафеме» понимают полное отчуждение человека от церкви с исключением из церковной общины, запретом причащаться вином и хлебом, а для священнослужителей – невозможностью вернуться к занимаемой церковной должности.

Верующий, подвергнутый анафеме, теряет право посещать храм, исповедоваться, молиться вместе с другими прихожанами, а после смерти не может быть отпет и похоронен на христианском кладбище.

Нужно заметить, что перед преданием анафеме грешнику дают возможность осознать свою вину и исправиться. С ним ведут беседы, стараются внушить всю степень опасности, которую несут его действия и мысли, но если и тогда человек не пришел к покаянию, то его подвергают церковной каре.

Из-за большой серьезности наказания предавать анафеме может только синод, возглавляемый патриархом, или собор архиереев, а в особенно тяжелых случаях – Вселенский собор.

Чтобы быть подвергнутым анафеме, нужно совершить очень страшное догматическое либо дисциплинарное преступление. Как правило, в прошлом наказание постигало раскольников, лжеучителей, основателей, глав ереси (ересиархов).

В нашей время анафеме может быть предан верующий человек, член церковной общины, который активно проповедует ложные взгляды, публично искажает учение Божье, стремится расколоть единую Церковь на несколько течений. Кара постигает только тех, кто сознательно совершает проступки, но не касается людей заблудших, идущих на преступление против церкви по незнанию или непониманию.

Читайте также:
Державная икона Божией Матери: в чем помогает, молитвы

Одним из самых известных людей в России, подвергнутых анафеме, был Лев Толстой. Отлучение писателя от православной церкви состоялось по определению Святейшего Синода в 1901 году в связи с его публичными высказываниями и убеждениями, не совместимыми с церковным членством.

В своих произведениях Лев Толстой явно указывал, что не принимает некоторые догматы Церкви, отрицает учение о Святой Троице и божественность Иисуса Христа. Он считал, что церковь ставит свои интересы превыше христианских идеалов, и подвергал сомнению авторитет священнослужителей.

До самой смерти в 1910 году писатель так и не покаялся, в результате чего умер без причащения и отпущения грехов. Его супруга нашла священника, который провел церемонию погребения, но Церковь объявила этот обряд частной молитвой и не приняла в качестве отпевания.

Справка

Что такое анафема и кого ей предают

Анафема — высшее церковное наказание в Православной церкви. Она означает разрыв всяких отношений между церковью и человеком. По сути, анафема констатирует уже совершившийся факт: своими действиями человек оказался вне церкви и больше не ведет христианский образ жизни. Формально же, преданный анафеме не имеет права причащаться, его имя не может упоминаться за богослужением и его не могут отпевать по церковным обрядам.

Анафему часто путают с епитимьей — временным отлучением от церкви. В этом случае предполагается, что согрешившему нужно определенное время (его оговаривает священник), чтобы раскаяться, исцелиться и снова сделать свой путь к Богу прямым (покаяние переводится как «разворот»). При этом церковь о заблудшем может усиленно молиться. Кстати, Лев Толстой никогда анафеме не предавался. История, описанная Куприным в знаменитом рассказе «Анафема»,— выдумка. На самом деле Синод опубликовал Определение, в котором был зафиксирован факт «отпадения» Толстого от церкви.

В случае анафемы церковь никаких сроков не назначает. Ею церковь обозначает, что отчаялась дождаться от человека благоразумия и теперь единственный суд, который его ожидает,— суд Божий. Это чрезвычайно серьезное решение в православной традиции выносится соборно и провозглашается открыто. Тем не менее, если преданный анафеме раскается, церковь готова принять обратно. Правда, в истории такие случаи единичны.

Вообще, по канонам церковь может анафематствовать за две вещи: за ересь и за раскол. Ересь — это не просто глупость или ругательства в сторону церкви или Бога. Речь о разработанной концепции, которая серьезно искажает православное вероучение и потому вводит последователей в «прелесть» — то есть в заблуждение. Для того чтобы создать нечто подобное, нужен незаурядный ум и хорошее образование. Один из ярких примеров такой личности — ересиарх Арий. Он был предан анафеме на Первом Вселенском соборе в 325 году. Арий учил, что Христос — первое и совершенное творение Бога. Православные же уверены, что Христос имеет с Богом-Отцом одну сущность и именно это дает христианам основание верить в воскресение после смерти.

Раскол — это грех, который относится к разногласию не во внутренних, а во внешних вещах: учениях о догматах, таинствах и об обрядах. При этом истинность веры не нарушается. Главный грех раскола в том, что он разрушает единство церкви, которая, как верят христиане, есть Тело Христово.

Самый знаменитый раскол произошел в 1054 году, когда единая Вселенская церковь разделились на две. Тогда было разорвано литургическое общение: до сих пор католики и православные не могут причащаться друг у друга на литургии.

Существует третья причина анафематствования — политическая, когда церковь отлучала от литургического общения государственных преступников. Против подобных мер выступали самые различные церковные иерархи. Но тем не менее таких случаев было много как на Западе, так и на Востоке. В России, где традиционно была сильна «симфония государства и церкви», известно несколько громких политических анафем. В особом чине анафематствования они упоминаются как «Гришка Отрепьев», «Ивашка Мазепа», «Емелька Пугачев» и «Стенька Разин».

ХХ век тоже оказался богат на анафемы. Одна из самых известных произнесена святейшим патриархом Тихоном в 1918 году новой власти: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело: это — поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню гееннскому в жизни будущей — загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей — земной. Властию, данной нам от Бога, запрещаем вам приступать к тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной».

Если говорить о новейшем времени, то анафеме был предан известный правозащитник, диссидент Глеб Якунин. Его осудили за раскол и создание параллельной Апостольской церкви.

Одна из последних анафем в 1997 году была адресована Архиерейским собором Русской православной церкви бывшему иерарху Филарету (Денисенко). К тому времени, в ожидании покаяния и обращения, монах Филарет был лишен всех степеней священства и предупрежден о возможных последствиях его раскольнической деятельности. В соборном постановлении сказано, что «не имея священного сана, монах Филарет, к соблазну многих, дерзнул наименовать себя “патриархом Киевским и всея Руси-Украины”», своими преступными деяниями он продолжал наносить урон православию. Сейчас Филарет возглавляет самопровозглашенную Украинскую православную церковь Киевского патриархата.

Чтобы снять анафему, нужно пройти целый ряд довольно сложных процедур. В частности, человек должен обратиться в орган церковной власти, наложивший анафему, принести покаяние публично и доказать искренность своего решения. В истории были прецеденты посмертного снятия анафемы. По смыслу оно может произойти, если откроются факты, которые покажут, что анафема была наложена ошибочно. Так, в 1971 году Собор РПЦ снял анафему со старообрядцев, которые были прокляты как раскольники.

При этом само решение, кого предавать или с кого снимать анафему, остается, как правило, внутри поместной церкви и не является обязательным для других поместных церквей. Так, в 1965 году на Втором Ватиканском соборе патриарх Константинопольский Афинагор и папа римский Павел VI объявили о взаимном «снятии анафем». В ответ на это предстоятель РПЦ патриарх Алексий I направил в Стамбул телеграмму следующего содержания: «Телеграмма Вашего Святейшества, в которой Вы пишете о решении снять анафему 1054 г., нами получена. Ожидаем Ваших писем. Предварительно можем сообщить Вам, что рассматриваем решение Вашего Святейшества и Святого Синода Константинопольской Церкви как действие вашей Поместной досточтимой Церкви, обращенное к Церкви Рима. Богословского значения для всей Полноты Святой Православной Церкви этот акт, по нашему мнению, не имеет».

Читайте также:
Воскресная служба в православной церкви: как проходит, виды и особенности

Анафема – это. Значение слова, определение

Человечество на протяжении веков задается поиском цели бытия и смысла жизни, ищет ответы на вопрос о происхождении всего живого. Определенное мировоззрение, желающее познать высший разум, и есть религия. В мире существует множество вероисповеданий. Самые распространенные: христианство, ислам, буддизм. В каждой религии существуют правила поведения, моральные нормы, обычаи и ритуалы.

Значимым событием в первую неделю Великого Поста считается праздник Торжества православия, провозглашающий победу церкви над ересью. Во время этой службы происходит отлучение от церковного общения лиц, совершивших тяжкие прегрешения против храма, т. е. провозглашение анафемы.

Происхождение слова “анафема”

Слово “анафема” греческого происхождения, русское подобие этого термина – “проклятие”, получившее в Православной церкви вспомогательное значение – “осуждение на вечные муки”. В отличие от временного отлучения или епитимии, преданные анафеме исключаются из церковного общения и получают запрет на принятие таинств до своего полного раскаяния (в истории не известен ни один случай снятия анафемы с основателей еретического учения).

Посвященный божеству

В IV веке термин вошел в употребление в церковной практике. Значение слова “анафема” изменилось с течением времени. Изначально это было посвящение божеству, жертва по данному обету, затем – изгнание, проклятие, отстранение от церковного общения.

Слово “анафема” первоначально использовалось как название для изгнания из церкви, но превратилась в “отделенный, изгнанный, осужденный”. Слово происходит от греческого ἀνάθεμα, что означает “нечто, выделенное специально на зло”, из ἀνατίθημι – “предложение по обету дарения”, от ἀνά – “на”, и τίθημι, что значит “я положил”. Первично это “что-то вознесенное как приношение богам”; позже значение превратилось в “отделенного, изгнанного, отлученного от церкви”.

Библейское слово

“Анафема” – это значит, что человек (или вещь) проклят или обречен на проклятие или разрушение. Слово появляется в Библии шесть раз. Более современные переводы часто заменяют понятия “проклятый” или “вечно осужденный” словом “анафема”, в отличие от более старых версий. Термин “анафематствовать” также используется для описания действия: поставить проклятие на себя, чтобы оно начало работать в случае отказа выполнить обет. В своем рвении убить апостола Павла фарисеи анафематизируют самих себя, говоря: “. ни есть, ни пить, пока не убьют Павла” (Деяния 23:12).

Осужденное зло

Анафема – это (в широком смысле) что-то или кто-то, кого ненавидят или избегают. В своем другом основном трактовании – формальное отлучение. Последнее значение, его церковный смысл, основан на использовании Нового Завета. В Ветхом Завете анафема указывала либо на то (живое или неживое), что было освящено, либо на то, что было осуждено как зло, или проклято и отложено для жертвоприношения.

Анафема”(в значении “проклятие”), приписываемая папе Григорию XI, означало “подношение” или “ничего специального”, и происходит от глагола “предлагать”. В Ветхом Завете речь шла как об объектах, посвященных божественному использованию, так и о предметах, подлежащих уничтожению во имя Господа, таких как враги и их оружие во время религиозных войн. Поскольку оружие врага считалось нечистым, смыслом стало “все, что посвящено злу” или ” проклятие”. Изначально суть анафемы заключалась в отлучении от церкви нераскаявшегося еретика. К VI веку литургическое значение вновь стало означать формальное церковное проклятие, отлучение от храма и осуждение еретических доктрин.

В 1526 году слово “анафема” впервые появилось в английском языке и использовалось в значении “что-то проклятое”. Через некоторое время было принято значение “освященный предмет”, но широкого использования не получило.

Божье неудовольствие

В переводе с еврейского анафема обозначала вещь, предлагаемую Богу и запрещенную для обычного (не религиозного) использования. В ортодоксальном иудаизме значение слова изменилось на выражение Божьего недовольства всеми людьми, иудеями или язычниками, которые не соблюдают принципы теократии, поэтому должны быть изгнаны из общины. Такой подход сделал анафему инструментом синагогальной дисциплины.

Таинства католиков

В канонах, признанных католической церковью, значение анафемы – это исключение из общества верующих из-за ереси. Термин также использовался для обозначения отстранения, совершаемого с особой торжественностью, произнесенный с церемониями, с колоколом, книгой и свечой (их хранят для самых тяжких преступлений).

Анафема – это лишение прав и благ в церковном праве.

Взгляд Православной церкви

Православная церковь различает:

  • отделение от причастия храма (отлучение от церкви);
  • епитимию (покаяние), возложенную на человека;
  • анафему.

Во время епитимии человек остается православным христианином, хотя его участие в мистической жизни церкви ограничено, но те, кто предан анафеме, считаются полностью отлученными от церкви до тех пор, пока не покаются. Епитимия, или отлучение, ограничивается определенным периодом времени и зависит от покаяния. Однако снятие анафемы – обуславливается исключительно раскаянием осужденного. Две причины, по которым человек может быть предан анафеме – ересь (отклонение от официально принятого религиозного учения, иная трактовка доктрины) и раскол (отделение от юрисдикции Церкви и образование отдельного самостоятельного сообщества без изменения догматики).

Предать анафеме – совершить крайнюю меру, которой всегда должна предшествовать пастырская попытка урезонить нарушителя и привести его к покаянию.

Для православных анафема не является окончательным проклятием. Только Бог является судьей живых и мертвых, и до момента смерти всегда возможно раскаяние. В средневековой Западной Европе провозглашение еретиком влекло за собой смертную казнь, и до начала XIX века это применялось к протестантам Испании.

Публичное проклятие преследует двоякую цель: предупредить оступившегося, привести его к покаянию, а также предостеречь других от заблуждений с целью спасения души.

Публичное проклятие

“Предать анафеме” – что это значит? Оказаться вне тела Церкви. При анафематствовании предводителей еретиков их называли поименно, а тех, кто общается с основателями ереси и следует их учению, – “иже с ними”.

В России кроме инакомыслящих предавали анафеме и политических преступников, совершивших тяжкие преступления (убийство, насилие, грабежи). Самые известные личности – это Гришка Отрепьев, Ивашка Мазепа, Емелька Пугачев и Стенька Разин. Так к ним обращались при анафематствовании.

В советские времена Разина и Пугачева ставили в один ряд с революционерами и окружали ореолом романтики. Но на самом деле они были осуждены не только светской властью, но и церковной. Отмены анафемы они не получили, так как были казнены, хотя для Мазепы повешение было символичным.

Новое учение

Инакомыслящие были во все времена. Некоторые публично заявляли о том, что они атеисты (Милюков – политический деятель оппозиции), мировоззрение других ставило их вне Церкви (Писарев, Герцен, Чернышевский), но церковь их не проклинала, так как их суждения не представляли опасности и не вели за собой последователей. В отличие от Льва Николаевича Толстого. В 1880-х годах Толстой стал основателем нового учения, радикально отличавшимся от церковного – толстовства. Основные идеи:

  • всепрощение;
  • непротивление злу насилием (подразумевался отказ от военной службы и уничтожение оружия);
  • прекращение употребления алкоголя и табака;
  • всеобщая любовь;
  • отказ от мяса (вегетарианство);
  • нравственное самосовершенствование (опрощение).
Читайте также:
Молитвы, которые изменят вашу жизнь к лучшему

Проникнувшись его идеями, люди, искренне считавшие себя христианами, образовывали колонии в Харьковской, Симбирской и Тверской губерниях. Последователи были даже в Закавказье, Англии, Западной Европе, Южной Африке, Японии и Индии!

Формально Льва Николаевича предали анафеме, но официально его имя не было включено в список для анафематствования. Люди, далекие от церкви, воспринимали слово “анафема” резко отрицательно, поэтому отлучение Толстого выразили в более деликатных терминах: пока писатель не раскается, он пребывает вне Храма, его учения не являются церковными, т. к. Толстой пропагандирует свои собственные домыслы.

Коммуны толстовцев ликвидировали в СССР в 20-30-х годах ХХ века, а участников репрессировали. Только некоторые из них сохранились до начала Великой Отечественной войны.

Официально зарегистрированная организация новотолстовцев в России насчитывает всего 500 человек, правда, их учение сильно отличается от толстовства.

“Проклятые” люди

В мировой истории существуют еще несколько случаев анафематствования.

В 1054 году произошел Великий Раскол в истории христианства, приведший к разделению на Римско-католическую и Православную Церкви. Легат папы Льва IX кардинал Гумберт и Константинопольский Патриарх Михаил Кируларий “отлучили друг друга от Храма”. Преодолению раскола не помогло и снятие взаимных “проклятий” спустя тысячелетие в 1964 году.

В 1521 году предали “анафеме” Мартина Лютера Кинга за его критику развращенности римско-католического папства, сомнения в его непогрешимости и роли церкви в продаже индульгенций.

В 1667 году РПЦ анафематствовали всех староверов, т. е. тех, кто придерживался старинных церковных обрядов. Уникальным случаем в истории православия являлось признание неправоты в этом вопросе господствующей церкви и снятие запретов без покаяния самих староверов в 1971!

За жестокость, кровавые расправы, издевательства над невиновными, попрание прав и законности Патриарх Тихон в 1918 году предал анафеме большевиков и их лидеров. Посмертное отлучение и провозглашение персонального проклятия Владимиру Ленину совершил Архиерийский Собор РПЦ в 1970 году.

Есть еще пара значений термина:

  1. “Анафема” – это название британской рок-группы;
  2. Анафема – не очень популярное имя для девочки (чего только родители не придумают, чтобы быть оригинальными!).

Анафема это свидетельство, но не проклятие

О церковном понятии анафемы

Ни одно другое решение Церкви не вызывает такого отклика в светском обществе, как анафема. Одни возмущаются отсутствием “любви к ближнему” у церковной власти. Другие считают анафему проявлением отсутствия толерантности и средневекового варварства. Третьи предполагают, что анафема – это проклятие. Все эти мнения объединяет лишь одно – они демонстрируют непонимание истинного значения отлучения от Церкви. Высказывающие их люди считают, что такие решения никак не могут сочетаться с истинной христианской любовью.


Чин анафемы в День Торжества Православия

В Ветхом Завете слово “анафема” истолковывалось как заклятие и было одним из правил ведения войны. Как повествует “Книга Чисел” (гл. 21), воины должны были свою добычу посвятить Богу. Это производилось путем полного уничтожения материальных предметов и живых существ. Отступление от правила считалось кощунством и наказывалось. Хотя заклятие использовалось не всегда, например во время завоеваний закон не действовал.

Во время жизни Иисуса Христа отлучению от Синагоги подвергались последователи Спасителя (Ин.9:22). Апостол Павел отлучал от Церкви, ожидая второе Пришествие Спасителя:

“Кто не любит Господа Иисуса Христа,- анафема, маран-афа” (1Кор.16:22).

Маран-афа переводится с арамейского как “Господь близко” и указывает на будущее пришествие Господа. Ведь только Бог может вынести окончательный приговор грешнику.

Анафема как высшая мера наказания

Анафема (от греческого глагола “отлучать”) является высшей мерой наказания церковной власти за тяжкие преступления. Чаще всего предают анафеме за измену Православию, раскол, впадение в ересь. Также анафематствуют за мятеж и измену Родине. Отлученный человек перестает быть членом Церкви, не имеет права участвовать в таинствах. За него не совершается церковная молитва. То есть человек полностью передается на суд Божий.

Протоиерей Максим Козлов объясняет:

“В церковном значении анафема – то, что предано на окончательный суд Божий и о чем (или о ком) Церковь уже не имеет ни своего попечения, ни своей молитвы. Объявляя кому-то анафему, она тем самым открыто свидетельствует о следующем. Данный человек, пусть даже и именует себя христианином, своим мировоззрением и поступками сам удостоверил – к Церкви Христовой он не имеет никакого отношения”.

Предать анафеме

Ещё раз хочу обратить ваше внимание, что НИГДЕ в Слове не говорится о том, чтобы ПРЕДАВАТЬ АНАФЕМЕ кого-то сейчас. Это слово показывает пророчески то, что будет с человеком вследствие его действий. Благодать сейчас дает право каждому покаяться и примириться с Богом. Но только не тем, кто ОТРЕКАЕТСЯ от Бога, кто не принимает любовь истины для своего спасения. Суд для них готов. Анафема.

Анафема – это не проклятие. За что предают анафеме?

Если использовать светское определение (анафема – церковное проклятие), то можно запутаться в сущности отлучения от церкви. На самом деле первые упоминания об анафеме в христианстве встречаются в посланиях апостола Павла:

“Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема” (Гал.1:9).

То есть все те, кто относились к Иисусу Христу как к мудрому человеку и учителю, а не как к Сыну Божьему, предавались анафеме.

В 325 году на Никейском Вселенском Соборе анафеме был предан еретик Арий (пресвитер Александрийской церкви). Он был убежден, что Сын Божий не равен Богу-Отцу. Так же Церковь поступила с Несторием (патриархом Константинопольским). Он вводил в заблуждение верующих, утверждая, что Иисус Христос был человеком, в котором пребывал Бог. Божественная и человеческая природа в Нем якобы существовали раздельно, самостоятельно.

Также анафеме были преданы иконоборцы в VIII веке. Они боролись с идолопоклонством, к которому относили и иконы. Иконоборцы придерживались мнения, что Бога никто не видел, поэтому изображать Его нельзя. Христиане, которые считали догматы Церкви неверными и впадали в ересь, отлучались от Церкви Христовой.

Читайте также:
Иконы Божьей Матери - фото и описание к ним, значение

В 842 году впервые отмечался праздник Торжества Православия. В этот день же был совершен первый чин анафематствования. Все ереси и их последователи были преданы анафеме. Этот чин совершался до 1917 года в первое воскресенье каждого Великого поста. В наши дни этот чин не считается обязательным, но может совершаться по решению местного архиерея.

“Данный чин в качестве общецерковного на сегодня не восстановлен. Это представляется разумным, поскольку он нуждается в уточнении применительно к нынешней церковной ситуации. Какой резон предавать анафеме несуществующих ариан или преемников тех же несториан? Сегодня россияне буквально стонут от вакханалии враждебных Православию тоталитарных сект, псевдохристианских «учений» и лжехристов?” (протоиерей Максим Козлов).

Анафема – что это значит?

Итак, анафеме предают только глубоко заблуждающихся в вероучении людей. Этот крайний шаг свидетельствует о том, что “бывший” христианин не желает отступать от своих вероотступнических и враждебных Православию убеждений. Но анафема не является бесповоротным актом, который навсегда закрывает дорогу к Церкви и спасению. Для того, чтобы стать членом Церкви необходимо публично принести покаяние за содеянные прегрешения. И если церковная власть будет убеждена, что человек действительно раскаивается и он не опасен в своих суждениях для верующих, анафема снимается.

К сожалению, в истории Церкви нет покаявшихся в своих заблуждениях основателей той или иной ереси. Однако на Халкидонском соборе в 451 году была снята анафема с блаженного Феодорита и епископа Ивы Эдесского (последователи несторианства).

Как снять анафему

Анафема не препятствует возвращению в Церковь и, следовательно, не преграждает путь к спасению. Если виновный признает свои заблуждения, он может покаяться и присоединиться к Церкви. Снятие анафемы — сложный юридический процесс.

Для того, чтобы возвратиться в Церковь, потребуется публично покаяться, обратившись для этого к тому органу церковной власти, который предал анафеме. Если виновный искренне раскаялся, выполнил наказание, не может причинить духовный вред другим членам Церкви, анафему снимут. Возможно снятие анафемы после смерти, что дает право на церковное поминовение усопшего.
Что такое анафема?

Кого предавали анафеме в России

В конце XV века в чин анафемирования в Русской Православной Церкви входили «жидовствующие». В XVII веке были преданы анафеме самозванцы и мятежники, как “Гришка Отрепьев”, “Стенька Разин”, а также раскольники Аввакум (Петров) и его последователи.

Одним из печальных примеров анафемы был гетман Иван Мазепа – врага государства. Его отлучение было следствием измены Родине – гетман объединился с шведским королем Карлом XII во время Северной Войны. В те времена церковная и светская власть были тесно связаны друг с другом. Считалось, если кто-то восставал против власти государства, восставал и против Православия.

Анафеме также были преданы старообрядцы-раскольники, которые не согласились в реформой Патриарха Никона, проведенной в 1652-1658 годах. Нововведения подразумевали изменения в в богослужебных книгах, а также некоторых обрядах. Например, совершать крестное знамение стали не двумя перстами, а тремя. Патриарх считал, что русский обряд должен быть таким же, как греческий. Были предприняты бескомпромиссные меры по введению нового порядка. Это привело к несогласию со стороны некоторых верующих. Их впоследствии назвали старообрядцами и отлучили от Церкви.

Но в 1971 году Поместным собором Русской Православной Церкви анафемы были сняты. Это единственный случай, когда Русская Православная Церковь приняла решение об отмене анафемы.

Анафема Льва Толстого

Наиболее горячие споры будоражили умы верующих в случае анафемы великого писателя Льва Николаевича Толстого. Но насколько велик был его писательский талант, настолько он был горделив. “Очень горд” – сказал изможденный старец Амвросий (Оптинский) после тяжелого разговора с Львом Николаевичем. Писатель представлял Бога как некоего Абсолюта. Не верил в Богочеловека Иисуса Христа и отвергал догмат о Святой Троице. Толстой не признавал таинства, особенно Причастие. А также крайне негативно относился к Церкви, презирал иконы.

Святитель Феофан Затворник писал о Толстом:

“В его писаниях — хула на Бога, на Христа Господа, на Св. Церковь и её таинства. Он разрушитель царства истины, враг Божий, слуга сатанин… Этот бесов сын дерзнул написать новое евангелие, которое есть искажение евангелия истинного”.

Праведный Иоанн Кронштадтский о Толстом:

“Дерзкий, отъявленный безбожник, подобный Иуде предателю… Толстой извратил свою нравственную личность до уродливости, до омерзения… Невоспитанность Толстого с юности и его рассеянная, праздная с похождениями жизнь в лета юности, как это видно из собственного его описания своей жизни, были главной причиной его радикального безбожия; знакомство с западными безбожниками ещё более помогло ему стать на этот страшный путь, а отлучение его от Церкви Святейшим Синодом озлобило его до крайней степени, оскорбив его графское писательское самолюбие, помрачив ему мирскую славу… о, как ты ужасен, Лев Толстой, порождение ехидны…”

Льва Толстого предали анафеме в начале 1901 года.

Альтернативный взгляд

Отлучение от церкви, пожалуй, самое тяжёлое из наказаний для верующего человека. А самое радикальное из отлучений — анафема. Отступник полностью исключается из жизни духовной общины и теряет всякую надежду на Спасение. Так кого и за что подвергали столь жёсткой каре? И что же такое анафема: возмездие, остракизм или попытка наставить грешника на путь истинный и вернуть в лоно церкви?

Термин «анафема» восходит к греческому глаголу «анатифими», означающему «возлагать, передавать кому-либо что-либо». Сначала он использовался в качестве определения приношения в храм или жертвы богам, однако позже значение его начало меняться, приобретая оттенок проклятия или отторжения.

Защитники веры

Понятие «анафема» вошло в употребление с IV века и прочно укрепилось в церковной практике начиная с 451 года. Самый ранний текст анафемы относится к XI веку. Его центральная часть звучит так: «Да будет проклят он солнцем, и луною, и звёздами небесными, и птицами, и рыбами морскими, и четвероногими, и травами, и деревьями, и всеми Христовыми творениями! Да будет труп его оставлен на пожрание псам, и да не будет он погребён! Да ниспошлёт Господь на него глад и жажду, и гнев, и муки, и напасти злых ангелов, пока не попадёт он в глубины ада, где вечный мрак, неистощимый огонь, вечный дым, печаль без утоления и где изо дня в день растёт всяческое зло!… Да будут сыновья его сиротами и жена его вдовою! Пусть сыновья его в содрогании нищенствуют, будучи изгнанными из жилищ своих!». Разногласия между Римом и Константинополем по вопросам догматического, канонического, литургического и дисциплинарного характера, начавшие углубляться ещё в IX веке, привели к серьёзным расхождениям в правилах и принципах отлучения. В 842 году, за 200 лет до окончательного раскола, разделившего верующих на католиков и православных, был впервые совершён праздник «Торжества Православия в знак победы над всеми ересями, осуждёнными на Вселенских Соборах». Богослужебный чин праздника включал в себя провозглашение вечной памяти подвижникам веры, провозглашение многолетия царям, патриархам и иным ныне сущим защитникам веры и, наконец, объявление анафемы главнейшим ересям и их носителям.

Читайте также:
Воскресная служба в православной церкви: как проходит, виды и особенности

Бич для врагов

Различия в способах католического и православного отлучения от церкви тоже росли и углублялись, что, впрочем, не мешало отцам и той и другой конфессии периодически предавать друг друга взаимным анафемам. В 878 году папа Иоанн VIII ана-фематствовал патриарха Константинопольского Фотия, а в 1054 году патриарх Константинопольский Михаил Керуларий и легат папы Льва IX, кардинал Гумберт, обменялись взаимными анафемами. Собственно, этот год и считается датой окончательного раскола между католицизмом и православием. Столь серьёзное средство влияния, как анафема, было обречено превратиться в инструмент борьбы с разного рода отступниками, духовными конкурентами, а то и просто с противниками политическими и экономическими. Ведь вопрос стоял не только и не столько в «спасении» и «вечной жизни», сколько в определении нормальности и соответствия общепринятым канонам, а церковь играла в средневековом обществе роль не менее, а то и более значимую, чем государство. Для человека, живущего пятьсот лет назад, предание анафеме означало примерно то же самое, что для нас сегодня означала бы безвозвратная утеря паспорта или блокировка банковских счетов. Кого же предавала проклятию средневековая церковь? Попробуем разобраться и разделить объекты отлучения по типам. Самыми честными с точки зрения охраны канонических ценностей христианства выглядят анафемы различных религиозных и философских течений: таких, как арианство, монофелитство, иконоборчество, нигилизм или масонство. Вторым типом анафемы можно считать отлучение «классовых» противников. Среди примеров можно назвать проповедника Яна Гуса, отца лютеранства Мартина Лютера, итальянского философа Джордано Бруно, писателя Льва Толстого… Третий тип — государственные преступники, бунтовщики, предатели, самозванцы: Григорий Отрепьев (Лжедмитрий I), Степан Разин, Емельян Пугачёв, Иван Мазепа… Четвёртым и самым меркантильным типом анафемы можно назвать отлучения, которым предавались политические и экономические конкуренты. Примеров хватает и в католицизме, и в православии. В разное время иерархи католической церкви отлучали английскую королеву Елизавету I и её отца Генриха VIII. Король Чехии Йиржи (Георгий) был предан анафеме и низложен, а император Генрих IV отлучён вместе со всеми подданными. Чтобы выпросить папское прощение (тогда снятие анафемы ещё считалось возможным), он три дня простоял босиком у ворот замка в Каноссе. Папы вообще не любили мелочиться: Григорий XII анафематствовал ни много ни мало город Жатец. В православной практике тоже случались массовые анафемы. Так, по наущению Ивана Калиты митрополит Феогност отлучил от церкви Александра Михайловича Тверского и всех жителей города Пскова, давшего защиту опальному князю, до тех пор, пока отлученного не выдадут на суд в Орду.

Казнить нельзя помиловать

И всё же между католической и православной анафемой лежит огромная смысловая пропасть. Если католицизм с определённого момента начал рассматривать анафему исключительно как орудие необратимого наказания, то православие старалось не злоупотреблять этим аспектом. Более того, если отлученный от церкви грешник приносил публичное покаяние и отказывался от заблуждений, то «великое отлучение» с него могли и снять, ибо церковь не рассматривала анафему как карающий меч. Другими словами, актом предания анафеме православная церковь официально самоустранялась от спасения особо радикальных грешников, предоставляя их исключительно суду Божьему. Согрешившего лишали доступа к священным таинствам не потому, что желали наказать, а потому, что ему давали понять: по собственной инициативе, отказавшись от посредника между собой и небом, отныне он действует на свой страх и риск, представляет себя исключительно сам. Ситуация похожа на то, что происходит в суде, когда подсудимый отказывается от услуг адвоката и защищается своими силами. Вместе с тем, если согрешивший признавал ошибки и раскаивался, церковь была готова вновь принять его в своё лоно, допустить к исповедям, причастию, гарантировать последнее покаяние и погребение по православным канонам. У католиков же анафема превратилась в особого рода проклятье, она перестала быть мечом идеологическим и стала мечом разящим, а если меч занесён, то он должен нанести удар. И это вовсе не метафора. Католическая анафема запросто могла означать и смертный приговор. Так был обвинён в ереси и сожжён монах и философ Джордано Бруно. Так попала на костёр ставшая помехой королю Карлу VII Орлеанская дева, Жанна д’Арк. И это лишь два имени из огромного списка.

Неугодный Фидель

Именно потому, что католические иерархи были менее разборчивы в использовании анафемы, некоторые отлучения носят оттенок курьезности. Так, в XVII веке был предан анафеме меч с волнистой формой клинка, именовавшийся «фламберг». Его лезвие легче прорубало доспехи и наносило ужасные незаживающие раны. Пятью столетиями раньше папа Иннокентий II заклеймил как оружие дьявола и предал анафеме арбалет. К сожалению, подобные анафемы не имели отношения к гуманизму и налагались большей частью в интересах дворян. Для того ли благородный сэр с детских лет учился военному делу и покупал дорогие доспехи, чтоб умереть от арбалетного болта, пущенного вшивым подмастерьем какого-нибудь сапожника? Проще было объявить опасное для аристократии оружие дьявольским и отлучить его от церкви. Впрочем, действенность отлучений оставляла желать лучшего. И арбалет, и фламберг были слишком эффективны, чтобы отказаться от них из-за церковных запретов. Ровно то же самое можно сказать и про анафемы папы Пия IX, наложенные на пантеизм, натурализм, рационализм, социализм, коммунизм, библейские общества и даже на принципы свободы совести. Собор Русской православной церкви за границей в 1970-х годах отлучил от церкви Ленина и Сталина, а папа Иоанн XXIII анафематствовал Фиделя Кастро. Сегодня «великое отлучение» стало анахронизмом. Анафема играет какую-то роль лишь для людей глубоко верующих, для всех остальных она совершенно утратила всякий смысл, как увольнение с работы, на которую вы никогда и не устраивались.

Журнал: Загадки истории №45. Автор: Виктор Штерн

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: