Сергий Радонежский: краткая биография, житие, молитвы

Новости Барнаула

Опросы

Спецпроекты

  • Газ на Алтае
  • Налоги для физических лиц
  • FITamic
  • FM-Продакшн
  • Все проекты
  • Правила поведения на сайте

  • Алтай
  • Барнаул
  • Коронавирус сегодня
  • Бийск
  • Рубцовск
  • Республика Алтай
  • Политика
  • Экономика
  • Правила жизни Искателей
  • Общество
  • Недвижимость
  • Происшествия
  • Мобильный репортер
  • Экология
  • Здоровье
  • Авто
  • Инфографика
  • Культура
  • Туризм
  • Спорт
  • Наука
  • Только о хорошем
  • Тесты и игры
  • Люди говорят
  • Образование
  • Кухня
  • Дача
  • Только на amic.ru
  • Подкасты
  • Вакансии
  • А это вообще законно?!
  • AmicМилосердие
  • Марафон победы
Прямой эфир

Что сделал для Руси Сергий Радонежский и что нельзя делать в день его преставления

8 октября день преставления одного из самых почитаемых на Руси святых – преподобного Сергия Радонежского. Его считают хранителем земли русской и великим чудотворцем. Рассказываем, кто такой Сергий Радонежский и почему его так любят в России.

Точная дата и год его рождения неизвестны. Русская церковь традиционно считает днем его рождения 3 мая 1314 года.

Родителей будущего святого звали Кириллом и Марией. Мальчику при рождении дали имя Варфоломей. Кроме него в семье было еще двое детей. Старший – Стефан и младший – Петр. Семья жила в селе Варницы под Ростовом. Когда Варфоломей был подростком, его семья, спасаясь от голода, переехала в Радонеж.

Как говорится в житии святого, еще ребенком Варфоломей “стал поститься строгим постом и от всего воздерживался, в среду и в пятницу ничего не ел, а в прочие дни хлебом питался и водой; по ночам часто бодрствовал и молился”. Такое поведение сына не нравилось его родителям, и они взяли с него обещание, что в монахи он уйдет только после их смерти. Так и произошло. В 23-летнем возрасте Сергий позвал своего брата Стефана жить в пустыню. Но тот недолго пробыл с братом: жизнь в пустыне оказалась слишком трудной, и Стефан ушел. Варфоломей призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг, назвавшись Сергием, так как в тот день (7 октября) праздновалась память мучеников Сергия и Вакха.

Вскоре к нему стали примыкать ученики. Сергий запретил им просить подаяние и ввел правило, что все они живут своим трудом. За свою жизнь Сергий основал пять монастырей. Самый известный – Троице-Сергиева лавра, а также Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин – рядом с Коломной, Высоцкий монастырь, Георгиевский – на Клязьме.

С именем этого святого связано много чудес. Одно из первых – удивительное обучение грамоте. Учиться Варфоломея отдали в семилетнем возрасте. Его братья быстро освоили чтение, а Варфоломей все никак не мог научиться. Родители ругались, учитель наказывал, а мальчик никак не мог выучиться и “со слезами молился Богу”.

Однажды в поле Варфоломей увидел молящегося монаха-черноризца, “старца благообразного, подобного ангелу”, рассказал ему о своей беде и попросил за него помолиться Богу. После молитвы старец дал мальчику кусок святой просфоры и велел съесть ее, предсказав, что теперь он будет знать грамоту лучше всех своих сверстников. Так и произошло. Сергий был очень образованным человеком. Он знал несколько языков, много читал и многое знал. Знания он передавал своим ученикам. И сегодня считается покровителем учащихся.

Считается, что Сергий примирял враждующих князей. В житии говорится, что святой “тихими и кроткими словами” мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца. И именно благодаря Сергию ко времени Куликовской битвы почти все русские князья перестали враждовать.

Сергий Радонежский имел дар предвидения. Он благословил князя Дмитрия на битву с татарским ханом Мамаем на Куликовом поле. Когда Дмитрий пришел к нему за советом, Сергий предсказал победу русскому войску. “Если враги хотят от нас чести и славы – дадим им; если хотят злата и серебра – дадим и это; но за имя Христово, за веру православную надо душу свою положить и кровь пролить”, – произнес Радонежский и пообещал молиться за победу русских воинов.

В помощь князю он отпустил двух иноков – Пересвета и Ослябю, хотя в те времена инокам запрещалось принимать участие в битвах. В итоге русское войско победило.

Чудес он совершил очень много. Перечислим только несколько:

Источник. В одном из монастырей монахи оказались вынуждены приносить себе воду издалека, возник ропот, и тогда преподобный, “нашедши в одном рву немного дождевой воды, сотворил над нею усердную молитву”, после чего открылся источник воды.

Читайте также:
Значение иконы Святой Елены в православии

Воскрешение ребенка. Один местный житель принес Сергию больного сына. Но ребенок умер. Убитый горем отец ушел за гробом. “Но пока он ходил, преподобный помолился над умершим, и дитя ожило”, говорится в житии.

Наказание за жадность. Богатый сосед забрал у бедного борова и “не хотел платить за него денег”. Когда Сергий обратился с увещеванием, богач пообещал “заплатить за взятую у бедного соседа свинью, а также исправить и всю свою жизнь”. Обещание не выполнил, и свиная туша, несмотря на то, что была заморожена, была изъедена червями.

В этот день следует хотя бы несколько часов освободить от мирских забот, сходить в храм, помолиться. В народе считают, что в этот день нельзя проводить генеральную уборку и большую стирку. Не рекомендуются работы на огороде.

Избегайте конфликтов и ссор.

А поскольку Сергий Радонежский – покровитель домашней птицы, сегодня нельзя забивать кур и готовить блюда из курятины.

Преподобный Сергий Радонежский – пример кротости, милосердия и доброты

В христианстве есть много чтимых мучеников, праведников, подвижников. Они оберегают верующих от всякого зла, болезней и скверны, доносят их молитвы до Господа, служат образцом морали и нравственности. И наша статья расскажет Вам об одном из таких духовных наставников. Вы узнаете, в чем помогает Сергий Радонежский, какое богословское толкование присуще его иконе, а также когда взывать к ней с просьбами.

Житие Сергия Радонежского – краткое содержание

Праведник родился в 1314 г. в с. Варницы (Ростовская обл.), в семье знатных бояр. У него было двое братьев, старшего звали Стефаном, а младшего – Петром. Самого же святого при крещении нарекли Варфоломеем. Несмотря на высокое общественное положение, родители подвижника были гостеприимными, добрыми и богобоязненными людьми – они с радостью принимали в своём доме странников, раздавали милостыню нищим и калекам. Не забывали отец с матерью и об образовании своих наследников – когда малышу исполнилось семь лет, его отдали «в учение».

Однако Варфоломею, в отличие от его братьев, нелегко давалась книжная премудрость. Желая исправить это, он взывал к Богу, прося вразумить его и даровать помощь в учёбе. И Создатель ответил на сердечные молитвы мальчика, послав к нему странствующего монаха-черноризца. Инок благословил отрока – и после этого он стал быстро и успешно осваивать все науки.

Даже в молодости Варфоломей был склонен к благочестивым размышлениям, духовному подвижничеству, старался всемерно помогать другим людям. Поэтому после смерти родителей юноша отказался от принадлежащей ему доли наследства и вместе со своим старшим братом Стефаном испросил у владыки благословения на пустынножительство. Удалившись в глухие леса под Радонежем, они воздвигли небольшую келью, а затем и маленькую церквушку Святой Троицы. Но через некоторое время Стефан оставил скит, не выдержав тягот отшельничества, и перешёл в Московскую Богоявленскую обитель (впоследствии став её настоятелем).

А Варфоломей продолжил закалять свой дух, с молитвой выдерживая все ниспосланные Господом испытания. Наконец, в 1337 г. (тогда ему было всего 23 года) подвижника постригли в монашеский сан. Церемонию совершил игумен Митрофан в день св. Сергия и Вакха (7, а по старому стилю – 20 октября). Именно поэтому будущий святой одержал имя Сергий.

В своей уединённой келье праведник провёл больше года, неустанно молясь, постясь и совершая иные труды во славу Спасителя. Постепенно слава о нём разошлась по Киевской Руси – и к отшельнику устремились те, кто мечтал о спасении души. Сначала в обители было всего двенадцать иноков – каждый из них жил в отдельном помещении, а вместе они сходились лишь для богослужения. В 1354 г. Афанасий (Волынский епископ) возвёл Сергия в сан иеромонаха и даровал ему звание игумена. Так зародилась Троице-Сергиева лавра.

Но, несмотря на эти перемены, святой Сергий Радонежский – чудотворец и праведник – продолжал оставаться таким же открытым, добрым и кротким. Он выполнял любую работу, служил братии, строго соблюдал все бдения и посты, носил бедную одежду. Во время лишений – недавно созданной обители часто приходилось страдать от недостатка продуктов – подвижник ободрял других иноков и был для них примером стойкости и терпения. По его молитве излечился тяжело больной крестьянин, а также бесноватый князь. Некоторые иноки свидетельствовали, что во время литургии преподобному помогал ангел. А во время засухи он указал послушникам источник, вода в котором начала чудесно прибывать. Как отмечали очевидцы, её в изобилии хватало всем, кто приходил в лавру, а некоторые, приложившись к роднику, обретали исцеление от недугов.

Читайте также:
Самая сильная молитва от одиночества Николаю Чудотворцу

Заботился св. Сергий и о своих духовных подопечных. По совету патриарха Филофея и митрополита Алексия он устроил быт монастыря так, как это было принято в Византии – вся собственность была общей, а деньги на строительство и другие нужды храма брались не из подаяний, а зарабатывались смиренным трудом. Подобный устав был непривычным для православного христианства, поэтому многие игумены осуждали начинания подвижника. Но его поддерживала и ободряла сама Пречистая Дева – как гласит предание, Она явилась праведнику во время всенощного бдения, благословив его обитель и пообещав, что отныне лавра ни в чём не будет нуждаться.

Поспособствовал подвижник и объединению князей в борьбе с татарами. Он напутствовал войско перед Куликовским сражением, а также отправил к князю Димитрию Донскому двух схимонахов – Андрея и Александра (в миру они носили имена Ослябя и Пересвет). Во время битвы Сергей Радонежский вместе со всеми иноками служил молебень, горюя о павших ратниках и благословляя победителей.

А в 1385 г. праведник отправился в Рязань – там его мудрые и добродетельные речи вразумили князей и предотвратили войну между Москвой и Новгородом. Это достижение преподобного высоко оценил митрополит Алексий, пожелав, чтобы св. Сергий стал его преемником. Но подвижник отказался от такой чести, предпочтя ей спокойную жизнь в своей обители.

Скончался старец 25 сентября 1392 г. Задолго до этого дня он предвидел свою смерть, назначив следующего игумена – преподобного Никона. А накануне успения праведник призвал к себе всех монахов, чтобы в последний раз даровать им свои наставления. Сергия Радонежского похоронили в основанной им церкви.

Однако на этом история не заканчивается. Через 30 лет, в 1422 г. иноки начали возводить новый каменный храм на месте старой деревянной кельи. И тогда подвижник явился во сне одному из благочестивых мирян, работавших на строительстве, велев передать всей братии и игумену такие слова: «Для чего оставляете меня во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?». Монахи открыли могилу праведника – и с удивлением узрели, что не только его тело, но и облачение осталось нетленными, хотя захоронение затопило грунтовыми водами. Мощи извлекли – при этом присутствовал звенигородский князь Юрий Дмитриевич, сын Димитрия Донского – и перенесли в собор, где они находятся и поныне. А в 1452 г. Сергий Радонежский был причислен к лику святых.

Богословское толкование – о чём говорит образ?

Значение иконы «Сергий Радонежский» очень возвышенно. На реликвии запечатлён старец с узким, боговдохновенным ликом. Его десница воздета в благословляющем жесте, а в левой руке сжат свиток – напоминание о том, что каждому христианину следует стремиться к совершенному познанию, просветлению и спасению души. Яркие, насыщенные тона натурального полесского янтаря, из которого изготовлена святыня, смягчают каноническую суровость черт, придавая праведнику мудрое и доброе выражение.

Икона Сергий Радонежский из янтаря

Поэтому созерцание иконы и вдумчивое изучение жития святого позволяет предупредить грех гордыни, тщеславия, надменности и высокомерия. Преподобный избегал учительства – примером для верующих была сама его жизнь, наполненная трудом и молитвой. Сравнивая с этим образцом свои поступки и намерения, Вы сможете переосмыслить многие события, сделать правильный выбор, улучшить отношения с родственниками, друзьями и близкими, стать терпимее, добрее, внимательнее и милосерднее, укрепиться в вере, научиться в любой нужде прибегать к заступничеству Господа и праведников.

По соизволению Создателя перед святынями преподобного старца происходили многие чудеса. Так, он явился замерзающим людям в Сергиевом посаде, отворив перед ними двери трапезного храма. А в 1870-тых гг. реликвия поспособствовала раскаянию диакона Иоасафа, страдавшего от алкоголизма. Склонившись перед образом, инок потерял сознание, а очнувшись, поведал, что перед ним предстал ангел. Небесный посланник снял с монаха стихарь и орарь (части священнического облачения), а затем ударил его мечом и сказал, что кара стала бы смертельной, если бы не заступничество святого Сергия.

Читайте также:
Икона прибавление ума Божией Матери: в чем помогает, молитва

Церковная служба — виды, содержание, значение

Православное богослужение — что это

Молитва, как частная, так и общественная (церковная служба), является одной из важнейших обязанностей человека по отношению к своему Творцу и Благодетелю. Она основана на осознании своего долга перед Богом, своей немощи без Него. Первое упоминание об общественной молитве находим в книге Бытия:

«у Сифа родился Енос; тогда начали призывать имя Господа Бога» (Быт. 4:26).

Помимо молитвенного обращения к Богу, общественное богослужение содержало различные обряды, жертвоприношения (Быт. 4:3-4) и совершалось в определённых местах. Впоследствии и содержание, и порядок богослужений менялись в соответствии с нуждами людей и особенностями времени. Возглавлялась служба священниками. Писание упоминает священников Мелхиседека, Иофора, далее — Аарона и его преемников.

Церковная, то есть совместная, молитва воспитывала в человеке благоговение к Богу, укрепляла веру. Богослужение открывало перед духовным взглядом человека тяжесть греховного падения, но внушало и надежду прощения, возвращения утраченного общения с Богом.

Новозаветное богослужение не содержит жертвоприношений животных, характерных для религии Ветхого Завета. Служба совершается в храме и имеет свою главную составную часть — Литургию.

Порядок богослужения в Православной Церкви

Современное церковная служба имеет свой суточный круг, состоящий из девяти последований:

  1. 9-й час.
  2. Вечерня.
  3. Повечерие.
  4. Полунощница.
  5. Утреня.
  6. 1-й час.
  7. 3-й час.
  8. 6-й час.
  9. Литургия.

Каждая из частей суточного круга имеет свой смысл и служится в соответствии с Уставом богослужения. Помимо будничных суточных служб есть праздничные службы. Устав разделяет праздничные службы на следующие: всенощное бдение, полиелейная служба, славословная и шестеричная службы. Церковная служба двунадесятых и великих праздников, а также воскресная служба включают всенощное бдение. Церковный день по древней традиции начинается с вечера.

Вечерня

Вечерня символизирует нашу молитвенную «жертву вечернюю» Господу и по Уставу должна начинаться после захода солнца. В этой молитве мы благодарим Бога за прошедший день, просим Его о прощении наших согрешений, и просим Его благословения на наступающий вечер.

Вечерней начинается суточный круг, она символизирует начало нашей истории. Начинается с чтения 103-го псалма, повествующего о сотворении мира Богом. В случае всенощного бдения совершается торжественное пение указанного псалма при открытых Царских вратах и сопровождается каждением. Мы вспоминаем блаженство человека в раю, его единение с Богом, гармонию всего сущего. Затем пение заканчивается, и врата закрываются, что означает изгнание прародителей из рая за согрешение. Следует Великая ектения, показывающая, что после грехопадения человеку положено трудиться и в молитве испрашивать у Бога всё необходимое. Далее следуют стихиры «Господи, воззвах», символизирующие плач и молитву падшего Адама, начало нашей истории в стране изгнания.

В случае бдения или полиелея совершается вечерний вход. Он символизирует приход в мир Искупителя, пророчества ветхозаветных праведников о Нём. Затем читаются праздничные паремии — отрывки из Ветхого Завета.

Далее следуют ектении и стихиры. Заканчивается Вечерня пением «Ныне отпущаеши…», знаменуя наступление новозаветного периода.

Повечерие

Повечерие по традиции служилось перед отходом ко сну. Помимо молитвенного прошения Божия благословения на сон грядущим, по слову Святых Отцов, содержит благочестивые размышления о времени покоя во гробе тела Господа нашего Иисуса Христа.

Полунощница

Полунощница символизирует постоянную готовность верующих к приходу Судии. Время её совершения — полночь. При этом также вспоминается усиленная ночная молитва Спасителя в Гефсиманском саду перед Крестными страданиями. Церковь призывает христиан подражать святым ангелам в непрестанном славословии Бога. Как повечерие, так и полунощница состоят из подобранных псалмов и молитв.

Утреня

Перед рассветом нового дня совершается Утреня. Мы просим Божиего благословения и помощи на предстоящий день. Вспоминается единство Церкви небесной и земной, молящиеся обращаются к святым с просьбами о помощи.

Утреня символизирует новозаветную историю человечества. Характерной её особенностью является начальный возглас священника «Слава Святей Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице…!».

Затем идёт шестопсалмие, последование из шести избранных псалмов, символизирующее плач кающегося грешника, а также тайну Вифлеемской ночи.

Кафизмы Псалтири, напоминающие нам о крестных страданиях Спасителя.

Читайте также:
Молитва Покрова Пресвятой Богородицы

В случае бденного и полиелейного порядка службы основной торжественной частью утрени является полиелей с пением величания, чтением Евангелия и помазанием прихожан святым елеем. Полиелей, следующий после кафизм, знаменует Воскресение Христово.

Канон, состоящий из 9 песней в честь праздника или святых дня.

Существенной частью является великое славословие (благодарность Богу за все Его милости), которое либо поётся, либо читается.

Сугубой и просительной ектениями завершается Утреня.

Часы — это краткие церковные последования, состоящие, чаще всего, из трёх псалмов и нескольких молитв, в память о священных событиях.

1-й час совершается сразу после Утрени, символизирующий предание Спасителя на суд первосвященников.

3-й час совершался около 9 утра по нашему времени. Вспоминается суд у Пилата и страдания Спасителя.

6-й час соответствует нашему полдню. Совершается в память распятия Спасителя.

9-й час знаменует смерть Спасителя на Кресте.

Божественная Литургия

Литургия — это главная церковная служба. Она является центром всего суточного круга. Литургия совершается в «воспоминание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Христос принёс Себя в жертву правосудию Божию за грехи рода человеческого, после чего уже не нужны все ветхозаветные приношения животных. Подобно тому, как те жертвы были лишь в ожидание Крестной Жертвы, нынешняя Литургия совершается в памятование об уже свершившейся Жертве. Главная цель Литургии — наше участие в Жертве, живое переживание её.

Совершается пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Чаще всего в течение года служится Литургия Иоанна Златоуста. Литургии Василия Великого совершается лишь несколько раз в году. Это случается в дни, требующие особенного молитвенного настроения. Она отличается от Литургия Иоанна Златоуста содержащимися в ней тайными и гласными молитвами священника, и их относительной продолжительностью.

Ход Литургии

Вслед за возгласом «Благословенно Царство…», свидетельствующим, что вкушение Небесной трапезы существенно важно для нашего спасения, следуют ектении и пение псалмов, вновь напоминающие нам о ветхозаветном ожидании Мессии.

Малый вход с Евангелием. Он символизирует выход Спасителя на проповедь Евангелия (Мф. 4:17). После нескольких тропарей следует чтение из Апостола и Евангелия.

Ектении, сугубая и заупокойная, в них мы просим Бога о наших нуждах душевных и телесных, о здравии живых и о упокоении усопших.

Далее следует Херувимская песнь, во время которой совершается Великий вход с будущими Дарами. Он знаменует выход Спасителя на Крестные страдания за род человеческий. Заходящие в алтарь священник с диаконом символизируют праведных Иосифа и Никодима, погребающих святое Тело Спасителя.

Затем просительная ектения и общее пение Символа веры после чего начинается самая важная часть Литургии — Евхаристический канон. Он включает в себя священные возглашения священника от лица Спасителя, тайные молитвы и протяжное пение.

Просительная ектения и пение «Отче наш…», мы просим Господа даровать нам честь причастия Святых Даров.

После возгласа «Святая святым» начинается причастие сначала духовенства, затем мирян.

Завершается Литургия прошениями о достойном сохранении полученного Дара. Весь суточный круг богослужения приготовляет нас к самому главному моменту — принятию Святых Христовых Тайн.

Литургия Преждеосвященных Даров

Литургия Преждеосвященных Даров отличается тем, что во время неё не совершается Таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. причастие совершается прежде заготовленными Дарами. Она служится только в некоторые будние дни Великого поста, гармонично соединена с Вечерней и имеет особое покаянно-утешительное настроение. Вместо чтений Апостола и Евангелия следуют ветхозаветные паремии, а вместо Евхаристического канона — умилительное последование «да исправится молитва моя…».

На практике вечерняя служба в церкви состоит из 9-го часа, Вечерни, Утрени и 1-го часа. Повечерие и Полунощница совершается в основном в монастырях. Утренняя служба в церкви включает 3-й, 6-й часы и Литургию.

Церковная служба: особенности в разные периоды года

Следует обратить внимание на имеющиеся особенности во время Великого поста, Пасхальной недели и некоторых дней года.

На период Великого поста в будние дни все службы удлиняются. Добавляются кафизмы Псалтири (на Утрени и на часах), поются Библейские песни. Само пение слышится в церкви меньше, в основном чтение, соответствующее покаянному характеру дней поста. Постовое богослужение содержит коленопреклонения и земные поклоны на каждом последовании суточного круга. Уникальный смысл имеют богослужения Страстной седмицы. Каждый день этой недели имеет свой священный смысл и уникальные элементы в богослужении.

Читайте также:
Сретение Господне: что за праздник, когда отмечают, история

Светлая (Пасхальная) седмица сообщает богослужениям торжество и радость о Воскресшем Христе. Все службы состоят исключительно из пения! Во всю Светлую седмицу не читаются псалмы, все каноны заменяются на пасхальный канон. На часах Повечерии и Полунощнице место псалмов также поются пасхальные песнопения. Богослужения этой недели намного короче обычного. Все они сопровождаются радостными возгласами: «Христос воскресе!», на что прихожане отвечают: «воистину воскресе!»

Следует отметить дни, когда служатся Великие, или Царские часы. Это — Навечерие Рождества Христова и Богоявления и Великая Пятница. Помимо особых псалмов в часы добавляются чтения Ветхого Завета, Апостола и Евангелия.

Православная служба наполнена красотой и гармоничностью. Оно научает христианина всем благочестивым чувствам и навыка. И главным образом — благодарению, покаянию и молитве.

Как проходит литургия в Православной Церкви

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

Литургия – это главное христианское богослужение, во время которого происходит главное таинство – Евхаристия: под видом хлеба и вина верующие вкушают Тело и Кровь Христовы. Перед началом службы прихожане пишут записки о живых и уже ушедших в мир иной. Этот обычай хорошо известен невоцерковленным людям, но смысл его часто остается «за кадром». Суть в том, что во время службы верующим предоставляется возможность несколько раз помянуть своих сродников и друзей, и записки – это одна из таких возможностей.

Служба начинается с чтения Часов – краткого богослужения, молитвенно освещающего определенное время суток (с шести часов утра до шести часов вечера). Пока чтец и прихожане молятся, священник совершает проскомидию. Это первая часть Литургии, состоящей из трех: Проскомидия, Литургия оглашенных и Литургия верных.

Проскомидия – подготовительная часть перед началом Литургии. На ней заготавливаются Хлеб и Вино, которые потом по молитвам священника претворятся в Тело и Кровь Христову. «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание (Лк 22:19). Так было установлено Таинство Евхаристии, где христиане под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Спасителя и становятся едины с Ним. Участие в этом таинстве — необходимое условие пребывания в Церкви для каждого христианина. Кроме этого, читаются молитвы за живых и мертвых (как раз тех, что упомянуты в записках). Из просфоры (хлеба, который употребляется для Таинства) вынимаются частицы, которые символизируют членов Церкви. Просфора выпекается из пшеничного квасного хлеба и обязательно должна быть составлена из двух частей (образ двух природ в Иисусе Христе – человеческой и божественной). Она символизирует тот хлеб, который Христос разделил между своими учениками на Тайной вечере. Вино (красное, без всяких добавок) смешивается с водой в знак воспоминания, что из раны Спасителя на Кресте излилась кровь и вода. Просфор используется пять, в знак памяти о чуде насыщения пятью хлебами, которое сотворил Христос. Первая просфора – Агничная. После чтения перед Закрытыми Вратами определенных молитв и облачения в священные одежды, священник чертит на ней копием изображение креста , вырезает середину (Агнец) и кладет на дискос (круглое блюдо). Затем священник надрезает Агнец с нижней стороны и протыкает его с правой стороны копием. После вино смешается с водой. Вторую просфору называют Богородичной, потому что из нее вынимается частица в честь Пресвятой Богородицы. Третья в честь Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, мучеников и всех, угодивших Богу. Из четвертой и пятой просфор вынимаются частицы за живых и мертвых. Вынутые частицы раскладываются на дискосе рядом с Агнцем. Священник ставит на дискос звездицу, покрывает его и чашу покровами, а затем все вместе большим покровом (воздухом). Незадолго до окончания чтения Часов, священник выходит из алтаря с кадилом для того, чтобы совершить каждение храма. Каждение является неотъем­лемой частью богослужения и выражает, во-первых, Божественную любовь, изливающуюся на весь род человеческий, а во-вторых — благодать Святого Духа, которая таинственно всех освящает и услаждает, а также способствует молящимся возносить свои молитвы к Престолу Всевышнего.

Часы прочитаны, начинается Литургия оглашенных. Свое название она получила потому, что на ней могли присутствовать не только члены Церкви, но и те, кто только готовился принять Крещение. С благословения иерея дьякон с амвона провозглашает начало службы. Священник гласом прославляет Святую Троицу, хор попеременно то левым, то правым хором (антифонно) поет псалмы, произносится Великия ектения (прощение у Бога милости и благ). По окончанию пения священник вместе с дьяконом , у которого в руках напрестольное Евангелие, выходят на амвон. Символическими действиями дьякон напоминает верующим, что сейчас они услышат святое Евангелие и поэтому должны стоять прямо (об этом напоминает возглас – «Премудрость, прости (прямо)). Так совершается Малый вход, обозначающий выход Иисуса Христа на проповедь – каждое обрядовое действие в Церкви глубоко символично и несет в себе глубокий смысл. После чтения Апостола и Евангелия совершается сугубая ектения, и это вторая возможность, когда можно помолиться за тех, кто нам дорог. Далее возносится ектения об оглашенных, и в древности, после этого все некрещеные удалялись из храмов. Сейчас же эта традиция не соблюдается.

Читайте также:
Молитва Казанской Божьей Матери о помощи, здравии и замужестве

Начинается Литургия верных. Дары с жертвенника переносятся на престол. Священник втайне молится, чтобы Господь сделал его достойным совершать это великое Таинство. В это время хор поет песнопение, которое называется Херувимская песнь. Потом священник, неся перед собой Святую Чашу, вместе с дьяконом выходит на амвон и произносит молитву о Патриархе, епископах и всех православных. После чего они совершают Великий вход в алтарь.

Раздается призыв возлюбить Святую Троицу, и верующие поют «Символ веры», которые напоминает о том, в чем состоит надежда и упование Церкви. Затем начинается «Святое Возношение». Верующие кланяются, благодарят Господа за все его блага и милость Его. Священник в тайной молитве просит Господа ниспослать Своего Святого Духа на людей в церкви и на Предложенные Дары. Также возносятся молитвы, чтобы верующие укрепились в добре, чтобы Бог позволил им обращаться к Себе со своими нуждами. Вслух священник благословляют присутствующих, и начинается просительная ектения. Поется молитва «Отче наш» всеми присутствующими.

Диакон опоясывается орарем, возглашает «Вонмем», и завеса Царских Врат задергивается, тем самым напоминая о камне, который был привален ко Гробу Господню. Священник, поднимая Святой Агнец, возглашает «Святая – святым». Верующие отвечают : «Един свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца», тем самым сознавая свое недостоинство.

Первыми причащаются священнослужители. Священник разламывает Агнец на четыре части: часть с надписью “IC” опускается в чашу, затем туда же наливается горячая вода (теплота). Другая часть с надписью “ХС” – для причастия священнослужителей, части с надписями “NI” и “КА” – для мирян.

Пока причащаются священнослужители, поется так называемый Запричастный канон. Наконец открываются Царские врата. Выходит священник с Чашей в руках, произносит особую молитву, причастники подходят, сложа руки крестообразно на груди и называя свое имя. После Причащения верующим дают запивку (вино, смешанное с горячей водой). Это нужно для того, чтобы во рту не остались частички Святых Даров. Священник заносит чашу в алтарь и опускает в нее частицы из принесенных просфор с молитвой, чтобы Господь омыл грехи всех, кто поминался на Литургии. Это последний раз, когда мы можем молитвенно помянуть своих сродников и братьев и сестер по вере. Совершается Отпуст, верующие подходят и целуют крест в руках священника. Желательно провести остаток дня благоговейно, храня полученную благодать и памятуя о Боге.

Церковная служба

Потребность в Господе возникает у человека в свое время, поэтому рано или поздно каждый переступает порог храма. Церковные богослужения проходят регулярно и всякий желающий может посетить храм и послушать пение и проповедь священника.

Именно для прихожан совершаются Божественные литургии, ведь это один из способ слышать Слово Господне и покаяться в собственных грехах.

Что такое богослужение?

Церковь имеет главную задачу — это повышение духовного уровня отдельного человека и всего общества в целом. Именно поэтому необходимы храмы — они являются сосредоточением духовной жизни и позволяют обществу христиан проводить общественные работы и принимать людей.

Но для любого общества и его функционирования необходим организованный порядок, поэтому и богослужения в храме проходят в определенное время и по своим законам. Верующий человек, который посещает храм регулярно должен разбираться в порядке проведения богослужений.

Читайте также:
Молитва Богородице "Нерушимая стена": текст на русском, как правильно читать

Богослужение — это особое время в храме, когда люди поклоняются Богу. Оно включает:

  • пение псалмов;
  • чтение акафистов;
  • проповеди священника.

Каждое действие в церкви имеет свою цель, так Божественная Литургия — это воскресное собрание, на котором совершается Таинство Причащения. Она считается самой важной и центральной в деятельности церкви, а прочие являются как бы подготовкой к ней.

Во время собрания христиане совершают сразу несколько действий: поклоняются Господу, исповедуют свои грехи, назидаются через Слово Божие, молятся за родных и близких, причащаются и укрепляются в вере и в теле церкви.

Важно! Для христианина необходимо регулярно посещать храм!

История и развитие служения

Начало процесса религиозных собраний было положено в Израиле, когда евреи поклонялись Иегове вначале в скинии, а после в Иерусалимском храме. В ходе их поклонения обязательно приносились кровные жертвы — священники резали животных за грехи человека.

С приходом на землю Иисуса Христа и после Его смерти на кресте потребность в совершении кровных жертв отпало — Христос стал агнцем, закланным за людей. И поклонение приобрело другой формат — верующие собирались вместе, причащались, пели псалмы и слушали проповедь апостола или лидера общины.

Апостолы и их ученики положили начало порядку проведения литургии, именно они указали необходимость регулярного совершения вечери любви — хлебопреломления.

В течение существования Церкви и нескольких расколов между ее Западным и Восточным крылом процесс богослужения несколько изменился, однако не утратил своей сути — поклонение Богу и единение как церковь. Порядок проведения собраний, а также порядок чтения молитв и акафистов, устанавливали святые отцы на церковных Соборах.

Особенности проведения и виды служб

В сутки в храмах совершается 9 богослужений, формируя собой суточный круг. Они совершаются:

  1. Вечером: 9-часовое, вечернее и повечернее;
  2. Утром: полунощница, утреня и 1-го часа;
  3. Днем: 3-го часа, 6-го часа и Божественная литургия.

Началом этого круга считается вечер, поскольку такой порядок заимствован у евреев, у которых начало новых суток приходится на 6 часов вечера, а не на полночь как в Европе. Поэтому первой службой считается вечерня, в процессе которой Церковь вспоминает историю человечества от Сотворения мира до Рождения Христа.

Краткий вид собраний выглядит следующим образом:

  • Вечерня — воспоминание событий Ветхого Завета.
  • Повечерие — общественные молитвы перед сном, во время которых вспоминают сошествие Христа в ад.
  • Полунощница — короткая молитва и чтение в полночь как напоминание о Втором пришествии и Страшном Суде.
  • Утреня — собрание, посвященное земной жизни Христа с включением многих благодарственных и покаянных молитв.
  • Служба 1-го, 3-го, 6-го и 9-го часа — короткие чтения и молитвы как воспоминания осуждения Христа священником Каиафой, напоминание о вынесении Спасителю смертного приговора, время распятия и смерти Мессии. Служба 1-го часа начинается примерно в 7 утра. Последние две службы проходят в полдень и в 3 часа пополудни.

Главным собранием является Божественная Литургия с причастием, которая совершается в предобеденное время между 12 и 3 часами дня, отчего иногда она зовется обедней.

На заметку! Частота проведения зависит от конкретного храма. Так в малонаселенных пунктах она может совершаться раз в неделю, а в мегаполисах — каждый день. По этим же причинам может быть изменен порядок и других служб, так полунощница и повечерие может проводится раз в год накануне Великого Поста и Пасхи.

Церковные уставы богослужениями также считают:

  • прочтение акафистов;
  • проведение обрядов и таинств;
  • чтения молитв;
  • подготовку к Святому Причастию.

По нуждам и требованиям прихожан в храме могут осуществляться специальные мероприятия, к которым относят Крещение, Соборование, Венчание, Отпевание. Их также называют требами, т.е. по требованию и совершаются они по определенному своему отдельному порядку, который объясняет священник непосредственно во время подготовки.

Божественная литургия

Поскольку самым важным таинством церкви является причастие или хлебопреломление, то и служба, на которой это таинство совершается считают самым важным в Церкви — это Божественная литургия.

Оно совершается чаще всего каждое воскресенье, но все же зависит от решения поместной епархии, которая учитывает нужду прихожан и необходимость таинства. Например, в монастырях Литургия проходит каждый день, поскольку смысл монашеской жизни — это посвящение Богу, а вот в маленьких деревнях литургия может совершаться раз в неделю и во время больших церковных праздников.

Читайте также:
Да воскреснет бог - молитва честному животворящему кресту Господню

Время проведения также отличается и зависит от решения священнослужителей, но происходит служба в промежутке от 7 до 10 часов утра. В крупных мегаполисах часто проводят две Литургии из-за большого числа прихожан, так в Москве в Свято-Троицкой Лавре она проходит в 7 и в 9 часов утра в воскресенье, тогда так в субботу и по будням такое служение одно в 7 утра.

Во время Пасхи и Рождества Христова литургии совершаются ночью и среди недели — в среду и пятницу. При этом по ночам литургия идет сразу после Всенощного Бдения.

Литургия состоит из 3 частей:

  1. Проскомидия — приготовление хлеба (просфор) и вина для причастия.
  2. Литургия Оглашенных — диакон служит всем присутствующим в храме, как крещеным и готовым к причастию, так и тем, кто просто пришел в храм. Хор в это время поет антифоны, а после диакон читает Апостолы и Евангелие.
  3. Литургия верных — на ней присутствуют только крещеные люди и готовые к причастию. Во время нее Дары перемещают на престол, освящают и верующие подходят к священнику для причастия.

После священник благословляет прихожан и завершает службу. Время проведения ее зависит от скорости чтения молитв и других факторов, но в среднем служба идет до двух часов.

Полиелейная служба

Помимо основных больших христианских праздников (Рождество, Пасха и пр.) существует ряд «средних», которые обозначаются в православных календарях красным цветом. Обычно это дни мучеников или дни памяти каких-то важных христианских событий. В эти дни служения проходят в особенном порядке и вместо Всенощного бдения проходит полиелейная служба.

В этой службе Вечерня и Утреня совершаются по отдельности четко по церковному уставу: вечером накануне праздника и утром. Служится 9-ый час, а после него священник начинает Вечерню со слов «Благословен наш Бог». Главным отличием является отсутствие каждения и закрытые царские врата. Во время службы не поются стихиры и лития, а также не благословляется хлеб.

Также и праздничная Утреня начинается с чтения царских псалмов — 19 и 20, и тропарей, а не как обычно с Шестопсалмия, которое читается гораздо позже в праздничный день. После служба продолжается в обычном порядке.

Как вести себя во время службы

Во время богослужения прихожанин должен вести себя достойно и помнить, что это святое место и тут посреди людей стоит сам Иисус Христос. Поэтому стоит заранее подготовить свое сердце к чтению Евангелия и псалмов, приготовится внимать слово священника и заранее исповедаться перед причастием.

Во время богослужения стоит внимательно слушать слова служителей, петь псалмы и молитвы, для этого стоит заранее приобрести соответствующие книги. Конечно, в первый раз человек будет чувствовать смущение, но достаточно аккуратно стать в конце зала и смотреть за тем, что и как делают люди, чтобы в другой раз уже полностью погрузиться и участвовать в служении.

Церковь — это своего рода больница для грешников, никто не приходит туда здоровым и святым, но каждый ищет совета и помощи. Не надо боятся или смущаться идти в храм, всегда можно попросить помощи и совета у священников или прихожан, главное приходить и искать Божьей мудрости.

Литургия и Причастие: как правильно подготовиться к воскресной службе в церкви?

Что происходит утром в воскресенье в храме? Что надо знать, чтобы придти на службу в церковь в воскресенье?

Литургия и Причастие в чем разница?

Литургия — это название церковной службы, а причастие это приём (с должной подготовкой) святых даров. Причастие, это как новая свежая рубашка — на грязное тело одевать нельзя. Причастие дается как награда за пост и усиленное чтение молитв.

  1. Как подготовиться к службе в церкви в воскресенье (к Литургии) правильно, если хотите причаститься?
  2. Когда приходить в церковь перед утренней воскресной службой (Литургией)? Когда начало воскресной службы утром?
  3. Что делать во время самого причастия?
  4. Что делать после того, как причастился?
Как подготовиться к службе в церкви в воскресенье (к Литургии) правильно, если хотите причаститься?

Если вы решили посетить храм в воскресенье «по полной», то следует заранее подготовится. Воскресная утренняя «самая сильная» служба в церкви называется Литургия (когда причащаются, то есть священник даёт «кровь и тело христово» =кусочек хлеба в вине). Можно много говорить о пользе причастия, но тут мы поговорим о том, как к нему приготовиться:

Читайте также:
Икона по дате рождения и имени: как найти своего Святого покровителя
-Готовиться нужно за пару дней.

— Надо попоститься хотя бы пятницу и субботу: не есть животной пищи, не грешить: не выпивать спиртного, не совершать «супружескую близость», стараться не материться, не обижать и не обижаться.
— в субботу прочитать на ночь 3 канона (займет времени около 40 минут) (канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, канон молебный ко Пресвятой Богородице, канон Ангелу-Хранителю) + ещё минут 35 «Последование ко Святому Причащению.»
— вечером надо также прочитать молитвы на сон грядущий (около 20 минут)
— после полуночи не есть, не пить и не курить, то есть лечь спать до 00-00.

Когда приходить в церковь перед утренней воскресной службой (Литургией)? Когда начало воскресной службы утром?

В церковь приходим примерно в 7-20 (но лучше смотрите расписание).
До этого времени надо:

  • быть строго натощак в т.ч. не курить. Можно только почистить зубы, и то стараться ничего не глотать.
  • прочитать утреннее правило (мин 15-20)
В самой церкви? когда идет Литургия и Причастие:
  • пишем записки за здравие и за упокой (можно простые)
  • подходим и целуем центральную икону.
  • ставим свечки кому хотим (я обычно ставлю 3 свечки: на главный подсвечник,святому на желанию и за упокой).
Во время самой службы свечки ставить не надо, так как это отвлекает всех.

— занимаем очередь на исповедь. Она начинается обычно в 7-30 (опять же смотрите расписание богослужений именно в вашем храме). Исповедуемся.
— занимаем место: мужчины в правой стороне храма, женщины в левой.
— Литургия идет около 2 часов. Всё это время слушаем молитвы, думаем « о жизни, что где сделали неправильно» и всё время повторяем «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешного».

Время обычно проходит быстро, когда идёт Литургия и Причастие.

Когда все начали читать «Символ веры» — значит скоро будет само причастие.
— Когда все начали читать «Отче наш» — значит причастие будет совсем скоро.
— Когда первый раз священник выносит 2 большие чаши – то просто клоним голову.
— Когда священник выносит малую чашу (она с причастием) – то кланяемся,становясь на колени.
— Могут понести по церкви подносы для милостыни. Пожертвуйте туда денежку, сколько не жалко.

Что нужно знать о службах в церкви истинно верующему христианину

Что такое богослужение

Богослужение началось со времен Ада и Еды, и выражалось в свободном прославлении Бога первыми людьми. В общем смысле богослужением называется почитание Господа, угождение ему, исполнение заповедей. Если скептики утверждают, что верить можно в душе, не посещая храма, то почему никто не получает зарплаты и не ест только в душе? А ведь одна из десяти заповедей, говорящая о субботе, подразумевает посвящение как минимум одного дня в неделю Богу, в период Нового Завета – воскресного.

Служба в церкви – неотъемлемая часть духовной жизни человека

Храмовые богослужения – это службы, состоящие из чтения и пения молитв и псалмов, чтения Святого Писания, священнодействий, которые чередуются и выполняют в определенном порядке. В храме богослужение совершается священником, получившим определенную власть через рукоположение. Если миряне при необходимости могут совершать ряд служб дома мирским чином, то Божественная литургия совершается только священником.

В лицах и действиях службы символически изображаются важнейшие события священной истории, которые совершались для спасения людей, начиная еще от Ветхого Завета. Чин, строй, порядок службы, особенности пения побуждают человека к покаянию, благодарению, славословию. Во время богослужения люди входят в общение с Господом через святые таинства, особенно таинство евхаристии.

Расписание проведения литургий

Время начала богослужения определяется отдельными правилами епархии, благочиния или конкретного храма и может отличаться в разных приходах. Нужно понимать, что вечерняя и утренняя служба – это одно целое. Вечернее богослужение зачастую вне праздников начинается примерно в 17:00, в некоторых храмах в 15:00 и раньше, в некоторых – в 18:00 и позже. Чтобы не опоздать, лучше предварительно узнать расписание служб у кого-то из клира. Всенощная на большие праздники, например, на Пасху, начинается поздно вечером.

Читайте также:
Молитва "Благослови душе моя Господа": текст на русском, как правильно читать

Виды и особенности богослужений

Все храмовые службы делятся на 3 круга:

  • суточный;
  • недельный;
  • годовой.

В суточный круг входит 9 богослужений. Моисей, когда описывал сотворение Господом мира, начинал день с вечера. Соответственно в Православной Церкви новый день начинается вечерним богослужением предыдущего дня.

В суточный круг входит 9 богослужений

В семидневный (недельный) круг входят службы, совершаемые на протяжении 7 дней недели. Все они посвящаются определенным событиям и святым. Годовой круг определяет службы всего года. Ежедневно почитается память определенных святых, вспоминается ряд событий, отмечаются праздники, проходят посты.

Утреня

Этот вид богослужения входит в суточный круг. Изначально оно проводилось рано утром, в настоящее время его проводят вечером сразу после вечерней, повечерия и полунощницы. В некоторых храмах может служиться рано утром. Чтения утрени посвящаются земной жизни Господа Иисуса Христа, благодарению Бога за прошедшую ночь.

Вечерня

Проводится по вечерам. Виды этого богослужения:

  1. Малая вечерня. Проводится в преддверии воскресения и праздника.
  2. Великая. Служится перед праздником, может совмещаться с утреней и первым часом во всенощное бдение.
  3. Вседневная. Может быть только в будние дни.

В субботу

В субботний день особенно прославляется Пресвятая Богородица, чтимая православными ежедневно на протяжении всей жизни. Почитаются святые, поминаются усопшие в вере миряне. Вечером проводится вечернее богослужение перед воскресной литургией.

В воскресенье

Этот день называется Малой Пасхой и вспоминает воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Обязательно служится Божественная литургия. Миряне могут приступить к таинствам исповеди и причастия. Важной частью литургии является пресуществление Святых Даров.

Всенощное бдение

Всенощной именуется служба, объединяющая последовательно вечерню, утреню и первый час. Она совершается накануне праздников. Раньше ее начинали поздно вечером и она длилась всю ночь, отсюда произошло ее название.

В наши дни из-за снисхождения к слабости людей всенощную сокращают и начинают с вечера так, чтобы она длилась около трех часов, а не всю ночь.

Длительность церковной службы

Сколько длится та или иная служба? Длительность зависит от ряда факторов:

  • праздник или будний день;
  • тип службы (вечерняя или литургия);
  • длительность проповеди священника;
  • количество исповедников и причастников.

В настоящее время вечернее богослужение длится в среднем около трех часов с возможными отклонениями. Если завтра будет совершаться литургия, то существует практика исповеди на вечерней перед завтрашним причастием. Если исповедников много, то исповедь продолжается и после завершения вечерней службы. Литургия длится около двух часов, но продолжительность также может меняться, особенно если много причастников.

Если человек регулярно посещает один и тот же храм, то он вникает в жизнь клира, особенности, расписание и длительность богослужений, постепенно начинает понимать смысл совершаемого.

Видео «О поведении в храме»

В этом видеоролике рассказывается, как правильно вести себя в церкви.

Правила посещения храма

Существует негласный свод простых правил посещения храма, которые обычно подсказывает человеку его собственно сердце:

  1. Утром на литургию нужно прийти до начала, чтобы не спеша помолиться, приложиться к святым иконам, поставить свечи. От завтрака перед службой следует отказаться.
  2. Нельзя входить в храм в состоянии алкогольного опьянения.
  3. Женщины должны быть одеты в юбки или платья длиной не выше колен, а также покрыть голову платком или шарфом. Другие головные уборы, равно как и штаны, женщинам не полагаются. Существуют свидетельства о том, что масса женщин находится в аду из-за того, что они носили мужскую одежду.
  4. Мужчины должны снимать головной убор перед входом в храм. Следует надеть штаны, отказавшись от шорт.
  5. Нельзя просто так разгуливать по храму, празднословить, покидать храм до завершения богослужения.

Богослужения, совершаемые в храме – неотъемлемая часть жизни православного христианина. Домашнее молитвенное правило не заменит службы в храме.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: