Сочельник перед Рождеством в 2021: традиции, гадания, что можно делать и что нельзя

Что за праздник Рождественский Сочельник и какого числа будет в 2021 году

В начале 2021 года перед наступлением Рождества для верующих наступает знаменательная пора – Сочельник. Этот духовный праздник имеет большое значение для людей, почитающих церковные традиции, поэтому они с нетерпением его ждут. Если вы не знаете, какого числа он будет и как его правильно праздновать, то мы с удовольствием вам расскажем о событии и об истории его возникновения.

История возникновения Сочельника зародилась много веков назад. Как сказано в священном писании, в ночь, когда родился Иисус Христос, на небосводе зажглась Вифлеемская звезда. Она стала знамением того, что людям пришло с небес спасение. А ее расположение указывало на то место, где был рожден Спаситель. Волхвы (так называли древних мудрецов) отправились за указывающим им знаком и встретили в одной из пещер для скота Деву Марию с младенцем.

Необычное название «Сочельник» произошло от слова «сочиво». Это обычные лепешки из риса с разными начинками: маком, медом, черносливом, курагой и с пшеничными зернами. Их было принято подавать накануне Рождества и угощать ими родных и близких. В лепешке делали дырочку посередине, чтобы можно было рассмотреть через нее все вокруг. В народе говорили, что, если доведется увидеть через отверстие хорошего человека, тогда пройдет успешно. Помимо этой традиции, есть и другие, не менее интересные, которые верующие очень чтят и соблюдают до сих пор.

  • Когда и какого числа будет Рождественский Сочельник в 2021 году
  • Как праздновать и поздравлять в Сочельник на Рождество
  • Что можно делать и нельзя
  • Традиции в Сочельник
  • Что готовить на праздник
  • Как гадать в Рождественский Сочельник
  • Способы гадания на будущее в Сочельник
    • Тишина
    • По воску
    • Узнаем судьбу по предметам
    • По книге
    • По теням

Когда и какого числа будет Рождественский Сочельник в 2021 году

В России и во всех других странах, где есть православие, Сочельник отмечают в одну и ту же дату, неизменно перетекающую из года в год – 6 января. Он всегда происходит перед вторым по значимости днем для верующих – Рождеством.

В деревнях его называли Святовечером или Богатой кутьей, но эти названия уже порядком устарели. Верующие очень ждут Сочельник еще по одной причине – он знаменует окончание Рождественского Поста.

Католики тоже отмечают Сочельник, но в отличие от нашего в их странах он наступает немного раньше, 24 декабря, поскольку католическое Рождество отмечают 25 января. Как только на небосклоне взошла первая звезда, значит праздник наступил. Семьи садятся за праздничный стол и ужинают в теплом кругу. Католики, как православные соблюдают Пост, поэтому до появления первой звезды они его не нарушают.

Как праздновать и поздравлять в Сочельник на Рождество

Сочельник – семейный праздник, поэтому верующие испокон веков приводили его в скромной домашней обстановке и по этому поводу накрывают стол с различными блюдами.

Среди них обязательно были кутья, узвар и другие яства. Однако прежде чем трапезничать, многие накануне посещали церковь, где происходило главное действо. Для верующих в Сочельник проводилась и проводится церковная служба, где читаются молитвы из песнопений и псалмов. По времени действо длится около трех часов, затем прихожане приветствуют и поздравляют друг друга с Рождеством Христовым.

Если вы соблюдали Пост или просто хотите отметить Сочельник с родными, но не до конца знаете, как его провести, то вам помогут простые наставления:

  • посетите церковь. Если нет возможности отстоять службу, то зажгите свечки, поблагодарите Господа за все, что имеете;
  • соберите за столом всю семью. Приготовьте скромный семейный ужин. Если хотите удивить родных, то можно сделать русские блюда, которые традиционно готовили к этому дню наши предки;
  • украсьте дом: вырежьте ангелов из бумаги, поставьте иконы на видное место. У кого-то получается даже соорудить пещеру с яслями и младенцем;
  • подготовьте подарки для близких. Необязательно, чтобы они стоили дорого, достаточно вручить их с теплыми словами и от чистого сердца. По традиции в этот день нужно поздравлять друг друга и радоваться.

Сочельник – светлый и добрый праздник, поэтому в это время не нужно печалиться и грустить. Окружающие будут прославлять Иисуса, благодарить Господа за все блага, что у них есть.

Что можно делать и нельзя

Сочельник празднуют уже несколько веков, поэтому в народе существует несколько поверий, что можно, а что нельзя делать.

Если ослушаться и не взять во внимание, то можно обречь себя и свою семью на неприятности, а год будет неудачным. Вот список того, что делать точно не стоит накануне рождества:

  • физически трудиться, строить, рубить;
  • шить, стирать;
  • ходить на кладбище;
  • уходить далеко от дома;
  • не занимать в долг и не давать еду взаймы;
  • ссориться, ругаться с близкими;
  • ловить рыбу, забивать домашний скот и охотиться;
  • вести себя вульгарно, напиваться, громко веселиться;
  • грустить, плакать, печалиться;
  • выносить мусор и убираться в доме.

Для тех, кто постится, в Сочельник нельзя еще и вкушать пищу до того, пока на небе не зажжётся первая звезда. Как только она появилась, можно садиться за стол и ужинать. В Сочельник нужно и можно отдыхать, проводить время с близкими людьми, посещать церковь, устраивать семейные посиделки.

Традиции в Сочельник

Славяне отмечали канун Рождества по-семейному: вечером, после традиционного богослужения с чтением Евангелия, молитв и литургии вся семья съезжалась в родительский дом.

Хозяйка дома заранее готовила стол и стелила чистую белую скатерть. Под нее обязательно нужно положить немного сена, этот ритуал проделывали специально, веди младенец Иисус родился в кормушке с сеном для скота.

Так как христианство во многом переплетается с языческими обрядами, в сочельник было принято устраивать один знаменитый ритуал. В центр стола было принято устанавливать большую свечку с Рождественским Дидухом – небольшим оформленным снопом сена, помещенным в вазу или связанным веревками. Сено для Сочельника заготавливали еще по лету, во время покоса. Один сноп пшеницы специально не молотили либо отделяли от последнего снопа. Его откладывали до того, пока не наступит Рождество.

В дом Рождественский Дидух вносил глава семейства, а в другой руке у него было сено. Мужчину сопровождали по старшинству другие представители мужского пола: сыновья, братья. Они раскидывали сено по углам, таким образом происходило очищение дома от зла. Затем муж ставил Дидуха в угол, где он находился до самого Щедрого вечера (до 13 января). Затем талисман сжигали вместе со старыми тряпками. Рождественский Дидух знаменовал домашний оберег, поэтому его делали в каждом доме. Он мог отвлечь от дома болезни, несчастье и горе, поэтому к нему относились с почитанием. Со сжиганием тотема происходило очищение жилища от скопившегося негатива, плохой энергетики и злых духов.

Читайте также:
Молитва "Царица моя преблагая": текст на русском, как правильно читать

Что готовить на праздник

В каждом доме хозяйки по традиции готовили кутью. Иногда ее называют коливом и сочивом. Для ее приготовления понадобится вареная пшеница. Затем к ней добавляли мед, ячмень и другие вкусные ингредиенты.

После того, как семья рассаживалась за столом, каждый ее член должен непременно съесть хотя бы ложку кутьи и только потом пробовать другие блюда. Даже очередность подачи блюд играет определенную роль: непременно первыми в ход шли закуски, затем подавали супы. После съеденных щей, борщей, ухи закусывали пирожками и лепешками – сочнями. К чаю подавали сладкое. Это мог быть рулет с маковой начинкой, медовик, пироги, кисели, узвар.

В Сочельник на праздничном столе непременно были:

  • гороховая каша. Горох считается источником энергии;
  • капустник. Пирог с капустной начинкой символизирует чистоту и простоту души;
  • голубцы. Это знак Божьей любви к людям;
  • в кутью было принято добавлять кровь животного;
  • борщ. Поскольку готовят его из простых овощей, то он символизирует рутинную работу;
  • пампушки. Их принято подавать вместе с борщом;
  • каша. Это символ продолжения рода и силы духа;
  • рыба. Она еще с давних времен является символом веры;
  • блины. Знак солнца, оставшийся от язычества;
  • узвар. Он помогал очиститься от плохого;
  • пирожки. Они знаменуют счастье, здоровье и долголетие;
  • вареники. Они означают достаток в доме.

Если посчитать все перечисленные блюда, то их будет 12. Большее количество тоже вполне допускается, поэтому помимо представленных готовили холодец, грибные закуски, домашнюю колбасу, доставали из погребов соленья и варенья. Даже в небогатых семьях было принято накрывать праздничный стол из того, что есть. При трапезе гости вели себя сдержанно, ни один человек не вставал из-за стола, пока ужин не закончится. Каждое блюдо нужно было попробовать, чтобы не обидеть хозяйку.

Как гадать в Рождественский Сочельник

Незамужние девушки ждали Сочельник с нетерпением, поскольку наступала самая подходящая пора, чтобы заглянуть в будущее и узнать, что же там ждет: скорая свадьба, рождение ребенка, дорога, хлопоты и другие события.

В народе до сих пор говорят, что предсказания, выпавшие в рождественскую ночь, считаются самыми правдивыми и сбываются практически всегда. Перед тем, как ворожить на судьбу, нужно проделать следующее:

  • создайте полную тишину в помещении. Выберете самый укромный уголок в квартире, чтобы вас точно не смог кто-то побеспокоить;
  • уберите с видного места иконы, снимите крест, распустите волосы и не скрещивайте ноги. В противном случае вы спугнете духов, а предсказания будут неполными или ложными;
  • сконцентрируйтесь на поставленном вопросе или на мысли, которая вас тревожит. Не отвлекайтесь на постороннее.

Гадать в Сочельник на суженого, замужество любовь, деньги и прочие блага можно в одиночку либо вдвоем или втроем. Шумные веселые компании для ворожбы не подходят, иначе все превратится в потеху и смех, а духам не понравится такое обращение. Так что подумайте заранее о том, что вам больше всего хочется узнать и приступайте к выполнению обряда.

Способы гадания на будущее в Сочельник

Больше всего не терпится узнать дальнейшую жизнь, как она сложится и все ли будет гладко, а может чего-то уже стоит опасаться.

Существует несколько методов, как приоткрыть завесу тайны и хоть одним глазком заглянуть в будущее. Этими способами гадали еще наши предки, но они работают до сих пор в полную силу. Чтобы убедиться в этом, запоминайте обряды, а затем испытайте на себе.

Тишина

Когда наступит ночь перед Рождеством, распустите волосы и расчешите их, а затем встаньте около окна. В доме не должно быть ни звука, а вам нужно попытаться расслышать то, что происходит на улице. Это и будет вашим будущим на ближайший год. Если слышите пьяные разговоры и смех, значит год пройдет весело и без особых забот. Если из окна доносится ругань, значит будут ссоры в семье и с близкими. Если рядом проехала машина, а вы расслышали шум колес, значит быть дороге. Полная тишина за окном говорит, что год пройдет спокойно, без перемен.

По воску

Это одно из самых старинных гаданий, как гадать на свече, до сих пор не утратившее популярности. В народе его считают очень правдивым. Для его проведения вам понадобится стакан с водой с широким горлом и свеча (можно огарки). Растопите парафин, пока он не станет жидким. Затем тонкой струей влейте его в воду. Воск будет застывать и образует фигурки. С этими символами вам придется столкнуться в ближайшее время. Если вам выпал венок или цветы, то готовьтесь к скорой свадьбе, корона символизирует успех, змея — сплетни и разговоры за спиной, подкова говорит о счастливой жизни и т.д.

Узнаем судьбу по предметам

Для этого гадания приготовьте ножницы, монету, стакан, бумажную купюру, лук, кольцо и кусочек хлеба. Эти предметы будут символами, которые могут встретиться вам на жизненном пути.

Гадать нужно вдвоем, гадающему завязывают глаза, расставляют предметы на столе в новом порядке. Нужно взять в руки первую попавшуюся фигуру, она и будет символизировать, как пройдет год. Если вы вытянули стакан, то в семье муж будет пить, если ножницы — то будет много обновок и покупок, лук — к слезам и неприятностям, крупные деньги — к богатству, монетки — к мелким деньгам и тратам, хлеб — к богатой жизни и удаче.

По книге

Лучше всего будет, если вы возьмете книгу духовного содержания: Библию или Псалтырь. Закройте глаза и мысленно сформулируйте вопрос, на который хотите получить ответ. Он должен быть однозначным и понятным. Затем загадайте в уме номер страницы и номер строки снизу либо сверху. Отройте книгу в нужном месте и прочитайте ответ на ваш вопрос. Попробуйте истолковать прочитанное так, чтобы стало все понятно.

По теням

Вам понадобится чистый лист бумаги. Обряд нужно проводить с кем-то: подружкой или сестрой, можно втроем. Скомкайте чистый бумажный лист и положите его на плоскую тарелку, а затем подожгите. Обряд нужно проводить в темном помещении, чтобы от пламени отражалась на стене тень. Обратите внимание, на что она похожа. После сгорания поднесите оставшийся пепел к стене и посветите на него свечой. Внимательно рассмотрите появившиеся символы, картины и образы, они вам расскажут о том, что вас ожидает в будущем.

Читайте также:
Молитвы о здоровье ребенка Матроне Московской

Близится торжественный период, знаменующий скорое наступление Рождества. Проведите Сочельник в мире и согласии с окружающими, делайте добро от чистого сердца, и Господь это обязательно увидит, за что вам воздастся по заслугам. И напоследок есть одна хорошая примета: если в Сочельник вам доведется увидеть звезду, падающую с неба, то загадывайте желание, оно обязательно исполнится.

Рождественский сочельник: традиции и приметы, что можно, а что нельзя делать

6 января каждого года отмечается Рождественский сочельник. В этот день перед Рождеством Христовым, канун, или навечерие праздника, православные христиане готовятся к великому дню.

Рождественский сочельник завершает 40-дневный Рождественский (Филиппов) пост. В этот день проводятся главные приготовления к Рождеству.

История сочельника

В Православной Церкви празднование навечерия Рождества Христова было установлено в IV веке. В V-VIII веках были написаны священные песнопения, которые используются для рождественских богослужений. В тот период в храмах совершались Царские часы. На них было принято возглашать многолетие царю, его дому, всем православным христианам.

Название праздника произошло от слова «сочиво», или «сочни». Оба этих блюда готовились в канун Рождества. Сочиво представляло собой размоченные зерна пшеницы или ячменя, в которые добавлялся сок семян мака, подсолнечника, конопли, горчицы, орехов. Сочни – хлебные лепешки, в которых делали отверстия для глаз и использовали для гаданий. Через маску смотрели на улицу. Считалось, если пройдет хороший человек, то год будет успешным, а если плохой – наоборот.

Традиции и обряды на сочельник

В Рождественский сочельник православные христиане посещают богослужения в храмах: всенощное бдение и литургию.

Большое значение в сочельник придается ужину. С самого утра хозяйки тщательно убирают в доме, а стол покрывают сеном или соломой и застилают белой чистой скатертью, достают праздничную посуду. Солома и сено напоминают о яслях, где лежал новорожденный Иисус. По углам стола размещают денежные купюры и зубчики чеснока, которые символизируют здоровье и благополучие членов семьи. Под стол кладут топор, на который сидящие ставят ноги, чтобы обладать крепким здоровьем и духом. В центре размещают композиции из свечей и еловых веток.

По традиции, соблюдают пост и не едят до появления на небе первой звезды. Вернувшись из церкви, у образов зажигают лампаду, перед ними ставят восковые свечи и читают молитву, в которой прославляют Христа, просят благополучия и счастья для всех присутствующих.

Затем усаживаются за стол в торжественном и строгом молчании и ужинают. Во время ужина выключают свет и зажигают свечи, чтобы наполнить дом живым огнем, который является защитой от нечистой силы и всего дурного. Традиционно к столу подается 12 постных блюд, основное из которых — кутья, после чего приступают к остальным блюдам.

В канун Рождества в селах молодежь собирается большими компаниями, разукрашивает лица, надевает причудливые костюмы, ходит по домам и поет колядки. Важным атрибутом такого действия выступает Вифлеемская звезда, которую изготавливают из цветной бумаги и лент, а в центр помещают икону. В обрядовых песнях принято прославлять Иисуса Христа, семью хозяина дома. Колядующих одаривают конфетами, выпечкой и деньгами.

Что можно делать, а что нельзя

В канун Рождества желательно встать пораньше, умыться и прочитать молитву. Неплохо было бы сходить в церковь, помолиться за здоровье родных и близких, исповедаться и причаститься. Если вы с кем-то поссорились накануне праздника, то постарайтесь помириться. Заниматься приготовлением праздничных блюд нужно обязательно в хорошем настроении. Постарайтесь настроиться на позитивный лад. До 15:00 нужно закончить все приготовления. Именно в это время в храмах готовятся к торжественной службе.

Нельзя в этот день принимать пищу до заката, носить темные одежды, ругаться и ссориться, сквернословить, осуждать кого-то. Нельзя отказывать в гостеприимстве. В Сочельник принято привечать всех, даже незваных гостей. Верили, кто не откроет двери своего дома для путника и не угостит его, не будет счастлив весь год.

Приметы

С Рождеством Христовым связано немало примет. В этот день наблюдали за наличием и количеством инея, состоянием снежного покрова, уделяли внимание звездному небу:

Можно ли сокращать утреннее и вечернее молитвенное правило?

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Поучении о молитвенном правиле» писал: «Правило! Какое точное название, заимствованное из самого действия, производимого на человека молитвами, называемыми правилом! Молитвенное правило направляет правильно и свято душу, научает ее поклоняться Богу Духом и Истиною (Ин. 4:23), между тем как душа, будучи предоставлена самой себе, не могла бы идти правильно путем молитвы. По причине своего повреждения и омрачения грехом она совращалась бы непрестанно в стороны, нередко в пропасти, то в рассеянность, то в мечтательность, то в различные пустые и обманчивые призраки высоких молитвенных состояний, сочиняемых ее тщеславием и сластолюбием.

Молитвенные правила удерживают молящегося в спасительном расположении, смирении и покаянии, научая его непрестанному самоосуждению, питая его умилением, укрепляя его надеждой на Всеблагого и Всемилосердого Бога, увеселяя миром Христовым, любовью к Богу и к ближним».

Из этих слов святого явствует, что очень спасительно читать утреннее и вечернее молитвенное правило. Оно в духовном отношении вырывает человека из сумятицы ночных сновидений или дневных забот и поставляет его перед Богом. И душа человеческая входит со своим Создателем в общение. Благодать Святого Духа нисходит на человека, приводит его в нужный покаянный настрой, дарит ему внутренние мир и гармонию, отгоняет от него бесов («Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21), ниспосылает ему Божье благословение и силы жить. Тем более что молитвы писали святые люди: святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, преподобный Макарий Великий и другие. То есть сам строй правила очень полезен для человеческой души.

Потому, конечно же, читать ежедневно утреннее и вечернее молитвенное правило, если можно так выразиться, – необходимый минимум для православного христианина. Причем оно не занимает много времени. У того, кто вошел в навык чтения, – около двадцати минут утром и столько же вечером.

Если вы не успеваете почитать утреннее правило все сразу, тогда разбейте его на несколько частей. «Шапочку» от начала и до «Господи помилуй» (12 раз) включительно можно, например, почитать дома; следующие молитвы – во время пауз в работе или своих дневных занятий. В этом, конечно же, нужно исповедоваться, но лучше так, чем вообще не прочитать. Все мы люди, и понятно, что очень грешные и занятые. Окончание утренних молитв также вы сами себе регулируете. Это касается помянника. Вы можете прочитать расширенный помянник или сокращенный. На ваше усмотрение, в зависимости от имеющегося времени.

Читайте также:
Кто может быть крестными родителями у мальчика и девочки

Довольно распространенной ошибкой новоначального православного христианина является чтение вечернего молитвенного правила непосредственно перед сном. Вы качаетесь, шатаетесь, бормочете слова молитвы, а сами думаете, как бы лечь в кровать под теплое одеяло и уснуть. Вот и получается – не молитва, а мучение. Обязательная каторга перед сном.

На самом деле вечернее молитвенное правило читается несколько по-иному. Игумен Никон (Воробьев) писал о том, что после вечерних молитв можно оставлять время для того, чтобы поговорить и попить чайку.

То есть, по сути, вы можете вечернее молитвенное правило читать от начала и до молитвы святого Иоанна Дамаскина «Владыко Человеколюбче…» Если вы, дорогие братья и сестры, обратили внимание, то перед этим молитвословием есть отпустительная молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий… помилуй нас. Аминь». Это действительно отпуст. Вечерние молитвы до него включительно вы можете прочитать задолго до сна: в шесть, семь, восемь часов вечера. Потом заняться своими повседневными вечерними делами. Можно еще покушать и попить чайку, как говорил отец Никон, пообщаться с близкими.

А уже начиная с молитвы «Владыко Человеколюбче…» и до конца правило читается непосредственно перед сном. Во время молитвы «Да воскреснет Бог» нужно перекреститься и можно перекрестить свою кровать и дом на четыре стороны света (начиная по православной традиции с востока), ограждая себя, близких и свое жилище крестным знамением от всякого зла.

После прочтения второй половины вечерних молитв уже ничего не естся и не пьется. В молитве «В руце Твои, Господи…» вы испрашиваете благословение у Бога на хороший сон и предаете свою душу Ему. После этого следует ложиться спать.

Также хочется обратить ваше внимание, уважаемые братья и сестры, на правило преподобного Серафима Саровского. Многие его понимают как троекратное прочтение в день (утром, в обед, вечером) определенных молитв «Отче наш» (трижды), «Богородице Дево, радуйся…» (трижды) и Символа веры (единожды). Но это не совсем так. Кроме троекратного прочтения правила, преподобный Серафим говорил о том, что человек в первой половине дня должен почти все время читать Иисусову молитву или, если окружают люди, в уме «Господи, помилуй», а после обеда вместо Иисусовой молитвы – «Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго».

То есть святой Серафим предлагает человеку духовное упражнение в непрерывной молитве, а не просто облегчение вечернего и утреннего молитвенного правила. Можно, конечно, читать молитву по правилу преподобного Серафима Саровского, но только нужно тогда выполнять все предписания великого старца.

Потому, повторюсь еще раз, утреннее и вечернее молитвенное правило – необходимый минимум для православного христианина.

Главное помнить, что молитва – это путешествие внутрь себя к Богу. Потому следует начинать и утреннее, и вечернее правило так: встать, перекреститься, сказать «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Потом не спешить читать далее молитвы, но немного спокойно и безмятежно постоять, освобождаясь от суеты мирской. Как напечатано курсивом в начале утреннего правила: «Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным».

Также хочется обратить ваше внимание, дорогие братья и сестры, на довольно распространенную ошибку, которую мы часто совершаем.

О ней нас предупреждает в вышеупомянутом труде святитель Игнатий: «При совершении правила и поклонов никак нельзя спешить; надо совершать и правила, и поклоны с возможной неспешностью и вниманием. Лучше меньше прочитать молитв и меньше положить поклонов, но со вниманием, чем много и без внимания.

Избери себе правило, соответствующее силам. Сказанное Господом о субботе, что она для человека, а не человек для нее (Мк. 2:27), можно и нужно отнести ко всем благочестивым подвигам, а также и к молитвенному правилу. Молитвенное правило – для человека, а не человек – для правила: оно должно способствовать к достижению человеком духовного преуспеяния, а не служить бременем неудобоносимым (тягостной обязанностью), сокрушающим телесные силы и смущающим душу. Тем более оно не должно служить поводом к гордостному и пагубному самомнению, к пагубному осуждению близких и унижению ближних».

Преподобный Никодим Святогорец в книге «Невидимая брань» писал: «…Много есть духовных лиц, которые лишают себя спасительного плода мира от духовных своих деланий тем, что длят их, полагая, что потерпят ущерб, если не доведут их до конца, в уверенности ложной, конечно, что в этом и состоит совершенство духовное. Следуя таким образом воле своей, они много трудят и мучат себя, но не получают покоя истинного и мира внутреннего, в коем воистину обретается и упокоевается Бог».

То есть нам нужно рассчитывать свои силы в молитве. Следует сесть и подумать о том времени, которым каждый обладает. Если вы, к примеру, экспедитор в торговом предприятии и с утра до ночи находитесь в разъездах или вы замужем, работаете и еще вам нужно уделить время мужу, детям, организовать семейный быт, то, может быть, с вас достаточно утреннего и вечернего молитвенного правила и прочтения двух глав «Апостола», главы Евангелия в день. Потому что если вы возложите на себя еще и чтение различных акафистов, нескольких кафизм, то тогда у вас не останется времени жить. А если вы пенсионер или работаете где-то охранником или на другой работе, располагая свободным временем, то почему бы и не почитать акафисты и кафизмы.

Исследуйте себя, свое время, свои возможности, силы. Соразмеряйте молитвенное правило со своей жизнью, чтобы оно было не в тягость, а в радость. Потому что лучше меньше молитв прочитать, но со вниманием сердечным, чем много, но бездумно, механически. Молитва имеет силу, когда вы вслушиваетесь и вчитываетесь в нее всем своим существом. Тогда в сердце нашем забьет животворный родник общения с Богом.

Молитва перед сном — что и зачем читать

Духовная необходимость молитвенного правила

По учению Православной Церкви, важное влияние на душу христианина оказывает чтение утренних и вечерних молитв. В духовном плане молитвенные правила призваны отодвинуть человека от ночных сновидений и дневных хлопот. Регулярные молитвы должны настроить человека на нужную духовную «волну». Иначе он не сможет наладить связь с Господом. Святые Отцы говорят, что с помощью благодати Святого Духа верующий приводится в нужное покаянное состояние. Через молитву, и молитва перед сном не исключение, человек получает внутренний мир и спокойствие.

Читайте также:
Молитва от порчи Иисусу Христу

От христианина отгоняются нечистые силы, как сказано в Евангелие от Матфея (17:21):

«Сей же род изгоняется только молитвою и постом».

Молитвы, вошедшие в ежедневное правило, были написаны общепризнанными церковными авторитетами. Среди них святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, преподобный Макарий Великий и другие.

Исполнение правила — залог дисциплины

Для успеха в любом деле необходимы усердие и постоянство. Это относится и к духовной жизни. При постоянном труде в молитве христиане получают от Господа благодатную помощь. Поэтому Святые Отцы не советуют совершать «остановки» в молитвенном подвиге. Для этого и были установлены утренние и вечерние правила.

«Правило! Какое точное название, заимствованное из самого действия, производимого на человека молитвами, называемыми правилом! Молитвенное правило направляет правильно и свято душу, научает ее поклоняться Богу Духом и Истиною (Евангелие от Иоанна, 4:23). Между тем как душа, будучи предоставлена самой себе, не могла бы идти правильно путем молитвы. По причине своего повреждения и омрачения грехом она совращалась бы непрестанно в стороны, нередко в пропасти, то в рассеянность, то в мечтательность, то в различные пустые и обманчивые призраки высоких молитвенных состояний, сочиняемых ее тщеславием и сластолюбием.

Молитвенные правила удерживают молящегося в спасительном расположении, смирении и покаянии, научая его непрестанному самоосуждению, питая его умилением, укрепляя его надеждой на Всеблагого и Всемилосердого Бога, увеселяя миром Христовым, любовью к Богу и к ближним» (святитель Игнатий Брянчанинов,1807-1867).

Молитва перед сном: различные традиции

В каждой Поместной Церкви существуют свои устоявшиеся традиции молитвенных утренних и вечерних правил для верующих. Например, в Греческой Церкви для мирян установлен следующий порядок. Перед сном положено чтение сокращенного Повечерия с некоторыми элементами Вечерни. Утреннее правило составлено из молитв Полунощницы и Утрени.

В Русской Православной Церкви утреннее и вечернее правило отличается от церковных служб. Окончательно утвердившаяся норма молитв для мирян, используемая сейчас, появилась в 18-19 веке. Но нередко у православных возникает вопрос: можно ли менять эти молитвенные правила? Святитель Игнатий Брянчанинов давал верующим такой совет:

«Избери себе правило, соответствующее силам. Сказанное Господом о субботе, что она для человека, а не человек для нее (Евангелие от Марка, 2:27), можно и нужно отнести ко всем благочестивым подвигам, а также и к молитвенному правилу. Молитвенное правило – для человека, а не человек – для правила. Оно должно способствовать к достижению человеком духовного преуспеяния, а не служить бременем неудобоносимым (тягостной обязанностью), сокрушающим телесные силы и смущающим душу. Тем более оно не должно служить поводом к гордостному и пагубному самомнению, к пагубному осуждению близких и унижению ближних».

Когда читать вечернее правило

Само название молитвенного правила — вечернее — указывает на то, что верующие должны вечером совершать молитву Господу. Однако это не значит, что его обязательно нужно читать непосредственно перед сном. Например, игумен Никон Воробьев говорит, что вечерние молитвы можно читать в удобное для каждого время. Это может быть 6, 7, 8 часов вечера. Для этого молитвенное правило нужно разделить на два этапа. Сначала читать до молитвы святого Иоанна Дамаскина «Владыко Человеколюбче…» То есть закончить молитвословием «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий… помилуй нас. Аминь». После можно творить домашние дела, проводить время с родными, пить чай.

Непосредственно перед тем, как ложиться спать, следует продолжить чтение вечерних молитв с «Владыко Человеколюбче…». При чтении молитвы «Да воскреснет Бог» верующий может осенить крестом не только свою кровать, но и жилище на все четыре стороны. Это видимый знак того, что он просит Бога оградить его и родных от всякого зла. Словами молитвы «В руце Твои, Господи…» испрашивается благословение у Господа на ночной отдых после дневных забот. Тем самым христианин вверяет свою душу в руки Создателя.

Сотворив молитвы на ночь, православные уже ничего не кушают, а ложатся спать.

Молитва перед сном — сила и значение

Молитва перед сном не должна восприниматься как волшебное заклинание, благодаря которому, например, ночью не будут мучить кошмары. Вечернее правило не ритуал. Молитва для православных — это как доспехи для воина, собирающегося идти на борьбу с врагом. С помощью молитвы верующие обретают необходимые душевные силы.

О силе ночной молитвы так говорил святитель Иоанн Златоуст:

«Когда мы пребываем в молитве, то сила и власть лукавого не действуют на нас; когда же мы перестаем молиться, то одолевает нас противник».

Молитва на ночь: как правильно читать

Православная Церковь учит, что совершать молитвы и поклоны нужно не спеша и со вниманием. Для души человека будет больше пользы, даже если он прочитает меньше молитв. Важно сделать это внимательно, не рассеиваясь в мыслях на постороннее.

Поэтому для христианина чтение молитв должно стать творческим процессом. Так, молитвой на ночь может стать любая молитва из вечернего правила. Например, последняя молитва из правила или же молитва небесному покровителю.

Святитель Феофан Затворник считал главным в молитвенном правиле борьбу с холодностью сердца. Он даже советовал попробовать иногда заменять стандартные молитвы. Здесь должна ставиться задача не вычитать все правило на ночь. Святитель рекомендовал многократно возвращаться к месту, где произошло отвлечение мыслями в сторону. Тем самым добиваясь предельно сосредоточенного внимания на словах и смысле самой молитвы. И пусть за 15-20 минут, необходимые для прочтения всех молитв на ночь, будут прочитаны лишь начальные молитвы. Зато они будут «настоящими».

«Исследуйте себя, свое время, свои возможности, силы. Соразмеряйте молитвенное правило со своей жизнью, чтобы оно было не в тягость, а в радость. Потому что лучше меньше молитв прочитать, но со вниманием сердечным, чем много, но бездумно, механически. Молитва имеет силу, когда вы вслушиваетесь и вчитываетесь в нее всем своим существом. Тогда в сердце нашем забьет животворный родник общения с Богом» (иерей Андрей Чиженко).

Молитва перед сном святого Иоанна Дамаскина

Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет, или еще окаянную мою душу просветиши днем? Се ми гроб предлежит, се ми смерть предстоит. Суда Твоего, Господи, боюся и муки безконечныя, злое же творя не престаю: Тебе Господа Бога моего всегда прогневляю, и Пречистую Твою Матерь, и вся Небесныя силы, и святаго Ангела хранителя моего.

Вем убо, Господи, яко недостоин есмь человеколюбия Твоего, но достоин есмь всякаго осуждения и муки. Но, Господи, или хощу, или не хощу, спаси мя.

Читайте также:
Православная молитва от испуга ребенка - что читают бабки-шептухи

Аще бо праведника спасеши, ничтоже велие; и аще чистаго помилуеши, ничтоже дивно: достойни бо суть милости Твоея. Но на мне грешнем удиви милость Твою: о сем яви человеколюбие Твое, да не одолеет моя злоба Твоей неизглаголанней благости и милосердию: и якоже хощеши, устрой о мне вещь. Просвети очи мои, Христе Боже, да не когда усну в смерть, да не когда речет враг мой: укрепихся на него.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу: Заступник души моея буди, Боже, яко посреде хожду сетей многих; избави мя от них и спаси мя, Блаже, яко Человеколюбец.

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Преславную Божию Матерь, и святых Ангел Святейшую, немолчно воспоим сердцем и усты, Богородицу сию исповедающе, яко воистинну рождшую нам Бога воплощенна, и молящуюся непрестанно о душах наших.

Обязательно ли вечерние молитвы читать перед сном

На вопросы, посвященные личному молитвенному правилу христианина, отвечает настоятель Свято-Троицкого собора Саратова игумен Пахомий (Брусков)

Молитва – это свободное обращение души человека к Богу. Как соотнести эту свободу с обязанностью читать правило даже тогда, когда делать этого явно не хочется?

Свобода – это не вседозволенность. Человек так устроен, что если он себе позволяет послабление, возвращаться в прежнее состояние бывает очень тяжело. В житийной литературе встречается масса примеров, когда подвижники оставляли свое молитвенное правило ради оказания любви пришедшим братьям. Таким образом, они заповедь любви ставили выше своего молитвенного правила. Но следует помнить, что эти люди достигли необычайных высот духовной жизни, непрестанно пребывали в молитве. Когда же мы чувствуем, что не хотим молиться, это банальное искушение, а не проявление свободы.

Правило поддерживает человека в духовно развитом состоянии, оно не должно зависеть от сиюминутного настроения. Если человек оставляет молитвенное правило, он очень быстро приходит в расслабление.

Кроме того, следует помнить, что когда человек общается с Богом, между ними всегда стремится встать враг нашего спасения. И не позволять ему это сделать не является ограничением свободы личности.

В какой момент времени нужно читать утреннее и вечернее правило?

Об этом четко и ясно написано в любом православном молитвослове: «Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно перед Всевидящим Богом и, совершая крестное знамение, произнеси…». Кроме того, сам смысл молитв говорит нам о том, что утренние молитвы читаются в самом начале дня, когда ум человека не занят еще никакими мыслями. А вечерние молитвы следует читать на сон грядущим, после всяких дел. В этих молитвах сон сравнивается со смертью, постель – со смертным одром. И странно, поговорив о смерти, пойти смотреть телевизор или общаться с родственниками.

Любое молитвенное правило строится на опыте Церкви, к которому мы должны прислушиваться. Эти правила не нарушают человеческой свободы, а помогают получить максимальную духовную пользу. Конечно, из любого правила могут быть исключения, основанные на каких-то непредвиденных обстоятельствах.

Что еще, кроме утренних и вечерних молитв, может входить в молитвенное правило мирянина?

В правило мирянина могут входить достаточно разнообразные молитвы и чинопоследования. Это могут быть различные каноны, акафисты, чтение Священного Писания или Псалтири, поклоны, Иисусова молитва. Кроме того, в правило должно входить краткое или более подробное поминовение о здравии и упокоении близких. В монастырской практике существует обычай включать в правило чтение святоотеческой литературы. Но прежде чем добавить что-то к своему молитвенному правилу, нужно хорошо подумать, посоветоваться со священником, оценить свои силы. Ведь правило читается независимо от настроения, усталости, других сердечных движений. А если человек пообещал что-то Богу, это нужно обязательно выполнять. Святые отцы говорят: пусть правило будет небольшим, но постоянным. При этом молиться нужно от всего сердца.

Может ли человек сам, без благословения начать читать каноны, акафисты в добавление к молитвенному правилу?

Конечно, может. Но если он не просто прочитал молитву по стремлению сердца, а увеличивает тем самым свое постоянное молитвенное правило, лучше спросить благословение у духовника. Священник взглядом со стороны оценит его состояние правильно: на пользу ли будет ему подобное увеличение. Если христианин регулярно исповедуется, следит за своей внутренней жизнью, подобное изменение в его правиле, так или иначе, отразится на его духовной жизни.

Но это возможно, когда у человека есть духовник. Если духовника нет, и он сам решил что-то добавить к своему правилу, все-таки лучше посоветоваться на очередной исповеди.

В дни, когда служба длится всю ночь, и христиане не спят, нужно ли читать вечерние и утренние молитвы?

– Мы не привязываем утреннее и вечернее правило к определенному времени. Однако было бы неправильно вечерние молитвы читать утром, а утренние – вечером. Мы не должны фарисейски относиться к правилу и читать его во что бы то ни стало, игнорируя смысл молитвословий. Если вы не собираетесь спать, зачем испрашивать благословение Божие на сон? Можно заменить утреннее или вечернее правило иными молитвами или чтением Евангелия.

Можно ли женщине дома читать молитвенное правило с непокрытой головой?

– Я думаю, что женщине лучше совершать молитвенное правило в платке. Это воспитывает в ней смирение и показывает ее послушание Церкви. Ведь из Священного Писания мы узнаем, что жена покрывает голову не для окружающих, а для Ангелов (1 Кор. 11,10). Это вопрос личного благочестия. Конечно, Богу все равно, в платке или без него вы встаете на молитву, но это важно для вас.

Каким образом читаются каноны и последование ко святому Причащению: в один день накануне или можно разделить их чтение на несколько дней?

– Нельзя подходить к исполнению молитвенного правила формально. Свои отношения с Богом человек должен выстраивать сам, исходя из молитвенной подготовки, здоровья, свободного времени, практики общения с духовником.

Сегодня сложилась традиция при подготовке к Причастию читать три канона: Господу, Богородице и Ангелу Хранителю, акафист Спасителю или Богородице, последование ко святому Причащению. Я думаю, что лучше прочитать все правило в один день накануне Причастия. Но если тяжело, можно распределить и на три дня.

Читайте также:
Псалом 22: для чего его читают, текст на русском языке

Зачастую друзья, знакомые спрашивают, как подготовиться к Причастию, как читать Псалтирь? Что им отвечать нам, мирянам?

– Отвечать нужно то, что точно знаешь сам. Нельзя брать на себя ответственность что-то строго обязательно предписывать другому или говорить то, в чем не уверен. При ответе нужно руководствоваться общераспространенной традицией церковной жизни сегодняшнего дня. Если нет личного опыта, нужно прибегнуть к опыту Церкви, святых отцов. А если задали вопрос, ответ на который вам неизвестен, нужно посоветовать обратиться к священнику или святоотеческим творениям.

Прочитала перевод некоторых молитв на русский язык. Оказывается, раньше я вкладывала в них совершенно иной смысл. Нужно ли стремиться к единому пониманию, читать переводы или можно понимать молитвы так, как подсказывает сердце?

Молитвы следует понимать так, как они написаны. Можно провести аналогию с обычной литературой. Мы читаем произведение, понимаем его по-своему. Но всегда интересно узнать, какой смысл в это произведение вкладывал сам автор. Также и текст молитвы. В каждую из них автор вложил особый смысл. Ведь мы же не заговор читаем, а обращаемся к Богу с определенным прошением или славословием. Можно вспомнить слова апостола Павла о том, что лучше пять слов сказать на понятном наречии, чем тысячу на непонятном (1 Кор. 14, 19). К тому же авторами большинства православных молитвословий являются святые подвижники, прославленные Церковью.

Как относиться к современным молитвам? Можно ли читать все, что пишут в молитвословах, или предпочитать более древние?

– Лично меня больше трогают слова более древних канонов, стихир. Они кажутся мне более глубокими и проникновенными. Но многим людям нравятся и современные акафисты за их простоту.

Если Церковь приняла молитвы, относиться к ним нужно с благоговением, почтением и попытаться найти для себя пользу. Но понимать, что некоторые современные молитвы по своему содержанию не столь высокого качества, как молитвы, составленные древними подвижниками.

Когда человек пишет молитву для общественного употребления, он должен понимать, какую ответственность на себя берет. Он должен обладать молитвенным опытом, но при этом быть и хорошо образованным. Все тексты, которые предлагаются современными творцами молитв, должны подвергаться редактированию, проходить строгий отбор.

Что важнее – дочитать правило дома или прийти вовремя на службу?

– Пойти на службу. Если человек собрался в храм, то на первом месте должна быть общественная молитва. Хотя отцы сравнивали общественную и домашнюю молитву с двумя крылами птицы. Как птица не может лететь с одним крылом, так и человек. Если он не будет молиться дома, а только ходить в храм, то, скорее всего, молитва не пойдет у него и в храме. Ведь у него нет опыта личного богообщения. Если человек молится только дома, но в храм не ходит, значит, у него нет понимания того, что такое Церковь. А без Церкви нет спасения.

Чем мирянин может при необходимости заменить службу дома?

Сегодня издается большое количество богослужебной литературы, различных молитвословов. Если мирянин не может присутствовать на службе, он может по каноннику прочитать и утреннюю, и вечернюю службы, и обедницу.

Можно ли читать правило сидя?

Апостол Павел пишет: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6, 12). Устал или болеешь – можно сесть в Церкви, при чтении домашнего правила. Но следует понимать, чем при этом руководствуешься: болью, которая мешает молиться, или ленью. Если альтернативой чтению молитвы сидя является ее полное отсутствие, конечно, лучше читать сидя. Если человек тяжело болен, можно даже и лежа. Но если он просто устал или его борет лень, нужно побороть себя и вставать. Во время богослужений Устав регламентирует, когда можно стоять или сидеть. К примеру, чтение Евангелия, акафисты мы слушаем стоя, а во время чтения кафизм, седальнов, поучений садимся.

Православная Жизнь

В разные эпохи в Церкви существовали различные формы утренних, дневных, вечерних молитвословий. Для нашего времени характерна традиция прочтения некоторого сравнительно небольшого числа утренних молитв, а также молитв на сон грядущим, которые и составляют минимальное молитвенное правило верующего человека. При всей кажущейся простоте это одна из тем, которая у людей, живущих церковной жизнью, регулярно рождает вопросы. Как преодолеть себя и наладить регулярную молитву? Как превратить правило из некоего текста в неотъемлемую часть своей жизни? Своим пастырским и личным христианским опытом в этих вопросах делится игумен Нектарий (Морозов).

Сопротивляясь хаосу

Прежде чем говорить о молитвенном правиле, нужно сказать, хотя бы вкратце, в принципе о месте молитвы в жизни человека. Мы знаем, что назначением человека, в отличие от всех иных сотворенных Богом земных существ, является постоянное богообщение. А молитва является, безусловно, тем естественным и тем совершенным способом богообщения, который для нас доступен.

Молитва может быть общей, совершаемой в храме, может быть частной, но тем не менее назначение ее всегда одно: направить ум и сердце человека к Богу и дать человеку возможность к Нему обратиться и в то же время хотя бы отчасти — настолько, насколько в нашем состоянии это возможно — ответ Божий услышать. Но для того чтобы эту способность обращаться к Богу в себе взращивать, человек должен учиться молиться. Если человек молится, то молитва постепенно изменяет его состояние. И не случайно утренние и вечерние молитвословия, которые мы ежедневно совершаем, называются словом «правило»: можно сказать, что молитвенное правило действительно правит нашу душу — выправляет ее положение по отношению к Богу. Мы имеем множество различных стремлений, иногда совпадающих одно с другим, иногда противящихся друг другу, и наша внутренняя жизнь постоянно находится в состоянии неупорядоченном, в каком­-то хаосе, с которым мы иногда боремся, а иногда — и чаще всего — примиряемся, успокаивая себя тем, что это норма существования. А молитва выстраивает жизнь человека должным образом, поэтому когда человек молитвой не пренебрегает, всё в его жизни постепенно становится на свои места.

Почему так происходит? Потому что когда человек обращается к Богу, то он в молитве обретает прежде всего самого себя — такого, какой он есть, такого, каким он себя зачастую среди суеты, дел, множества разговоров и попечений даже и не видит. Встав в молитве перед Богом, каждый из нас начинает понимать, что в его жизни по-настоящему важно, что находится на втором или третьем месте, что не важно совсем… Если же человек о молитве небрежет, то этой внутренней ясности у него, безусловно, не возникает, и не выстраивается та система приоритетов, которая должна быть в жизни христианина — в которой важнее Бога и того, что связано с исполнением заповедей евангельских, ничего нет.

Читайте также:
Молитвы Ангелу-Хранителю на все случаи жизни

Нет регулярности — нет основы

Чтение молитвенного правила, с одной стороны, занимает совсем немного времени — это ничтожно малая доля нашего дня. С другой стороны, для человека, который молиться не привык, а привык тратить это утреннее и вечернее время на что-то другое, регулярно совершать этот труд оказывается нелегко. Так что приобретение навыка утром встать и прежде всех других дел помолиться, вечером преодолеть усталость, выключить, может быть, телевизор и прочесть необходимые молитвословия, является по сути самым простым и самым первым подвигом для человека, только-только к христианской жизни приступающего.

Что делать, если ежедневное молитвенное правило никак не удается наладить? Иногда, беседуя с человеком, приходится дать ему такой совет: «Если для Вас так сложно полностью читать каждое утро и каждый вечер молитвы, определите себе по крайней мере какую-то часть из утренних молитвословий, какую-то часть из молитв на сон грядущим, которую Вы в любом случае будете читать регулярно, потому что только регулярность является в данном случае залогом движения вперед». Не будет регулярности — не будет той основы, на которую человек в дальнейшем может опереться.

Случается иногда так, что человек приходит домой, у него был невероятно тяжелый день, он потратил все силы и может уже только упасть и заснуть. В таком случае следует хотя бы кратко, две-три минуты, помолиться и после этого ложиться спать. Старец Симеон Благоговейный говорил своему ученику, преподобному Симеону Новому Богослову, что достаточно тогда прочитать молитвы с Трисвятого по «Отче наш» и перекрестить свое ложе. Но нужно понимать: речь идет о ситуации исключительной, а не о повторяющейся из раза в раз. Более того, нужно иметь в виду, что враг порой наводит на человека сон именно перед чтением правила, а стоит закончить молиться или передумать молиться — и ты бодр, чувствуешь себя хорошо, можешь хоть заново день проживать. Так бывает и когда мы приступаем к духовному чтению или приходим на службу. Этому не нужно поддаваться. Самый простой совет: положить несколько земных поклонов и затем продолжить молитву. Такое действие, во-первых, разгоняет кровь и отгоняет сон, а во-вторых, когда враг видит, что человек в ответ на его усилия только усугубляет свою молитву, то он, как правило, отступает.

«Выигрывая время», проигрываем всё

Но не только сонливостью враг может во время молитвы искушать человека. Порой стоит только взять молитвослов и открыть первую страницу, как в памяти тут же всплывают какие-то дела, которые прямо сейчас необходимо сделать, так что возникает желание дочитать молитвы поскорее. И в этом случае имеет смысл, напротив, нарочито замедлить чтение молитв — и через несколько минут эта внутренняя суета, эта спешка прекращаются, а враг опять же отступает. Полезно в таких случаях напоминать себе, что те пять или пятнадцать минут, которые мы получим в результате спешки или пропусков каких-то молитв, на самом деле никакой погоды в нашей жизни не сделают, и этот «выигрыш времени» совершенно не окупит того вреда, который мы себе причиним, сделав свою молитву нерадивой и невнимательной. Вообще, когда мы становимся на молитву и нам начинают приходить в голову какие-то очень важные и серьезные мысли, нужно в этот момент очень ясно осознать, что мы предстоим сейчас перед Тем, в Чьих руках находится абсолютно всё — все наши обстоятельства, все наши дела, сама наша жизнь — и потому важнее этого предстояния ничего нет. Все мы прекрасно знаем, что можно порой сколько угодно трудиться, совершать вполне разумные и эффективные действия, а результата не будет никакого, потому что нет на это Божиего благословения. И наоборот, иногда стоит нам только приступить к какому-то делу, и трудному, и непонятному,— и всё как-то складывается, и мы это дело с помощью Божией совершаем.

Если приступить к вечернему правилу человеку обычно мешает усталость, то с утренними молитвами гораздо чаще возникает другая проблема. Человек изо дня в день не может встать по будильнику, вскакивает с постели уже перед самым выходом из дома, и правило остается непрочитанным. Или же просто время в утренние часы распределено так, что молитва туда никак не вписывается. В этом случае борьбу с собой, со своим нерадением стоит, наверное, начинать с того, чтобы всё равно к утреннему правилу приступать и все равно его прочитывать, пусть даже по времени это будет уже и не утро. Помню, как кто-то при мне подобный вопрос задавал архимандриту Кириллу (Павлову) — о том, что не успевает утренние молитвы прочитать прежде всех других дел, не успевает прочитать и потом. Отец Кирилл спросил: «Вечером можешь? Ну тогда читай вечером». Понятно, что утренние молитвы по смыслу своему вечером читаться не должны, но если человек понимает, что от них никуда не денется, все равно придется их читать, то он найдет, скорее всего, и время, и возможность их прочитать утром.

К слову, вечерние молитвы, если изо дня в день никак не получается прочесть их перед сном, можно начать читать за несколько часов до сна — допустим, когда мы приходим после работы домой. Вернее, читаются они в таком случае до молитвы «Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет», а затем читается «Достойно есть» и те краткие молитвы, которыми утреннее и вечернее правило обычно заканчивается, а с «Владыко Человеколюбче» молитвы читаются уже непосредственно перед отходом ко сну. Так молиться гораздо легче, потому что тогда мы уже не пугаемся того, что нам нужно будет предпринять значительный для нас молитвенный труд, на который у нас, может быть, не хватит сил.

Есть еще такая хитрость, о которой говорит преподобный Никодим Святогорец: когда становится трудно молиться, сказать себе: «Ну хорошо, хотя бы пять минут помолюсь еще». Молишься пять минут, потом говоришь себе: «Ну еще теперь пять минут». И как ни странно, таким простым способом можно обмануть и врага, и свою собственную плоть.

Читайте также:
Псалом 36: текст молитвы на русском, для чего читают

И еще очень хорошо постараться хотя бы утренние молитвы выучить наизусть. Они довольно легко учатся, поскольку мы их повторяем каждый день, и если мы употребим хотя бы те же усилия, которые употребляли в школе, когда учили стихи, то для нас скорее всего эта задача будет посильной. И тогда мы облегчаем себе жизнь: не получилось прочесть правило, не хватило времени — помолился дома хотя бы кратко, вышел за порог и продолжаешь молиться. Конечно, это не совсем правильно, да и не очень удобно читать про себя молитвы где-то на ходу, в транспорте, но тут нужно руководствоваться таким правилом: если у тебя есть свежий хлеб, ты ешь свежий хлеб, а если только сухари — значит, придется есть сухари, лишь бы не голодать.

Бывает и другой вопрос: «Мне очень сложно читать правило, я читаю и не понимаю». Когда ты что-либо не понимаешь, делать это, тем более изо дня в день, действительно трудно. Но что мешает понять? В отношении молитв нужно в этом случае просто предпринять небольшой, но очень важный труд, о котором часто говорит святитель Феофан Затворник: найти немного времени, сесть и разобрать молитвы, которые входят в правило, подчеркнув в тексте те слова, смысл которых непонятен. А затем — воспользоваться Интернетом, словарем церковнославянского языка, прийти в приходскую библиотеку и попросить соответствующую литературу, обратиться к священнику, в конце концов, — словом, найти, что эти непонятные слова обозначают. Причем слов и выражений, которые действительно могут являться препятствием для понимания смысла той или иной фразы в молитве, на самом деле немного, в остальном же нужно просто поставить себе задачу внимательно прочитать текст и приложить некоторые усилия к пониманию его смысла.

Чуть меньше, чем можем

Порой возникает обратная ситуация: человек читает правило регулярно, всё понимает, но этого объема молитвенного труда ему уже мало, и он хочет что-нибудь к нему прибавить. Мне это кажется совершенно естественным, и у многих людей, живущих церковной жизнью, рано или поздно этот вопрос возникает. Что имеет смысл к молитвенному правилу прибавлять? Наверное, здесь нужно смотреть на то, что человеку более созвучно, на его состояние души. Кому-то больше нравится читать Псалтирь, кому-то — акафисты и каноны, кто-то предпочитает молиться Иисусовой молитвой. И здесь вполне можно следовать своим предпочтениям, однако нужно помнить, что акафисты — в отличие от псалмов, где каждое слово является боговдохновенным — составлялись людьми и потому бывают разного богословского и литературного уровня. Среди них — особенно среди тех, что были написаны в XIX–XX столетиях — немало таких, читать которые не особенно душеполезно. Поэтому, наверное, каждому, кто думает о том, из чего свое молитвенное правило составить, стоит посоветоваться со священником, у которого он исповедуется, и показать ему те молитвословия, которые для дополнения правила выбраны.

Важный момент: если мы для себя определили какой-то объем молитвенного труда, он должен быть постоянным. А то бывает, что человек прибавил к правилу, допустим, кафизму, акафист Иисусу Сладчайшему, какое-то количество молитв Иисусовых, но то одно опускает, то другое, то третье, то всё вместе, то опять всё это начинает читать. Непостоянство колеблет саму основу нашей молитвенной жизни, поэтому лучше брать на себя немного меньше, чем мы можем совершить, но придерживаться этого неотступно. Немного меньше — потому, что когда мы трудимся регулярно, мы начинаем уставать, и если взять максимальный объем, то на него не будет хватать сил. Другое дело, что иногда нам просто хочется помолиться больше, чем мы молимся обычно, душа этого требует, — и в этом у нас, конечно, есть совершенная свобода.

Можно ли чем-то заменить утренние и вечерние молитвы? Нет, их желательно ничем не заменять. В нашей непостоянной жизни должны присутствовать какие-то константы, как бы некие столбики, к которым привязана наша жизнь в течение дня. А если человек отказывается от традиционного молитвенного правила и решает молиться по своему усмотрению, то, как показывает опыт, это приводит к тому, что сегодня он прочел кафизму вместо утренних молитв, завтра — акафист Божией Матери вместо вечерних молитв, а послезавтра не прочел ничего. Я не говорю, что так объективно и должно быть, но получается в основном почему-то именно так. Поэтому я советую утренние и вечерние молитвы читать в любом случае, а к ним уже что-то прибавлять.

Можно ли молиться нерассеянно?

К совершению молитвенного правила, по возможности, нужно готовиться. Не начинать молиться вдруг, но немного постоять и подождать, «дондеже утишатся чувства», как сказано в молитвослове. Желательно помимо этого напомнить себе несколько очень важных и притом совершенно естественных вещей. Вспомнить, во-первых, к Кому мы обращаемся. Поверьте, человек — такое существо, что может порой встать, зажечь лампадку, открыть молитвослов, начать читать молитвы и при этом совершенно не отдавать себе отчета в том, что он делает. Если потом его спросить: «Что ты сейчас делал?», он ответит: «Читал правило», и будет совершенно честен. Но мы должны стремиться не к чтению, а к молитве. Хотя бы краткое время — пусть две или пять минут из тех двадцати, что у нас занимает правило, — мы должны ощущать, что именно молимся, а не только лишь произносим слова. И для того чтобы поддержать в себе это стремление именно молиться, как правило, и нужна бывает подготовка.

Кроме того, что нужно вспомнить: мы обращаемся к Богу, нужно еще напомнить себе, кто мы такие. Именно для этого, наверное, в начале утреннего молитвенного правила и помещается молитва мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному». Иногда спрашивают: «Как научиться молиться с покаянным настроением?». Знаете, если человеку сказали, что он осужден за какое-то преступление и завтра его расстреляют, ему не надо объяснять, с каким настроением, какими словами просить о помиловании — он сам будет умолять, чтобы ему хотя бы жизнь сохранили. И когда у человека это чувство появляется, он молится должным образом; если же он крайнюю жизненную необходимость милости Божией для себя не осознаёт, то так и будет исполнять правило просто по долгу. И перед чтением правила обязательно нужно свое сердце постараться пробудить: вспомнить опасность того положения, в котором мы находимся; вспомнить, в каком удалении от Бога мы пребываем из-за своих грехов и той внутренней нечистоты, которая в каждом из нас присутствует. И в то же время вспомнить, что, невзирая на нашу удаленность от Бога, Господь Сам к нам близок, и поэтому каждое слово, нами в молитве произнесенное, Он слышит, на каждое слово готов откликнуться, но только в том случае, если на эти слова прежде того откликнулось наше сердце.

Читайте также:
Молитва Ефрема Сирина "Господи и Владыко живота моего": текст на русском, как правильно читать

Вместе с тем Господь от каждого человека требует лишь то, что человек может дать. И бывает так, что человек начинает свой молитвенный труд добросовестно, но по чувству долга, а не по сердечной потребности. Он знает, что нужно молиться для того, чтобы жизнь его постепенно изменилась, — и молится. И Господь такому человеку дает благодать. Но как только человек может больше, Господь ждет от него большего.

Порой человек говорит: «А у меня не получается молиться нерассеянно, что бы я ни предпринимал». Нужно уяснить, что молиться нерассеянно, всецело предаваясь молитве,— это удел Ангелов, а человек все равно в той или иной степени будет рассеиваться. И наша задача заключается не в том, чтобы требовать от себя полной нерассеянности, а в том, чтобы, когда мы спохватываемся и понимаем, что ум наш отбежал в сторону, возвращать его на место. Но ни в коем случае не должно быть того, чтобы мы позволяли себе устами произносить молитву, а в это время о чем-то размышлять.

Некоторые верующие люди, если отвлекаются в молитве, возвращаются к тому месту, на котором их ум отбежал, и дальше перечитывают заново. На мой взгляд, этого делать не нужно, потому что, по опыту общения с такими людьми, тогда обычное молитвенное правило может занимать и час, и полтора часа, а это совершенно не нормально. У кого-то из Оптинских старцев есть как раз таки предупреждение этого не делать — не перечитывать по десять раз одну и ту же молитву, потому что враг нас специально раз за разом будет сбивать, и наше правило превратится в абсурд. Поэтому чтение все же должно быть последовательным, непрерывным.

Если есть возможность, очень желательно утреннее и вечернее правило дополнить хотя бы очень кратким правилом дневным. Душа человека за день без молитвы успевает остыть — так же, как остывает печка, если в нее целый день не подкладывают дрова. И поэтому если в течение дня мы найдем пять-десять минут для того, чтобы обратиться к Богу с молитвой Иисусовой или прочесть, к примеру, один из псалмов, то очень себе утвердиться в молитве поможем. Известный подвижник ХХ столетия игумен Никон (Воробьев) советовал выделять себе одну минуту в начале каждого часа, чтобы обратиться мысленно к Богу и попросить ходатайства о нашем помиловании, спасении у Пресвятой Богородицы, Ангела-хранителя, святых. Таким правилом, если позволяет это характер нашей занятости, тоже можно руководствоваться. Кроме того, в молитвенное правило христианина входит обычно чтение Священного Писания, и это тоже та часть правила, которая может совершаться в течение дня.

Фото из открытых интернет-источников

Газета «Православная вера» № 18 (566)

Игумен Нектарий (Морозов)
Подготовила Елена Сапаева

Краткие вечерние молитвы — читать перед сном

  1. Короткие молитвы вечерние
  2. Вечерние тропари
  3. Молитва 5-я
  4. Молитва 6-я
  5. Молитва 7-я, святого Иоанна Златоуста
  6. Молитва 10-я, ко Пресвятой Богородице
  7. Молитва 11-я, ко святому Ангелу хранителю
  8. Кондак Богородице
  9. Молитва святого Иоанникия
  10. Молитва о прощении грехов
  11. Молитва Божьей Матери «Достойно есть» и прошение Господу

Каждый день Православная Церковь благословляет читать вечерние и утренние молитвы. Они дошли до нас с древних времен. Вы можете читать не сразу все правило, а разбивать его на две части, а лучше взять благословение у духовника или простого батюшки в храме, рассказы ему о себе и желании молиться ежедневно. Читайте сначала краткие молитвы как правило, но регулярно. Дорогие Братья и Сестры, хотим напомнить Вам, что если Вы хотите купить венчальные иконы по низкой цене, то это легко сделать на сайте нашего православного интернет магазина «Дом Иконы» или же если Вы хотите купить венчальную пару икон недорого, то это также легко сделать у нас!

Короткие молитвы вечерние

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, молитв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́луй нас. Ами́нь.
Сла́ва Тебе́
, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
Святы́й Бо́же
, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас.
(Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твое́го ра́ди.
Го́споди
, поми́луй. (Трижды).
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху
, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Вечерние тропари

Поми́луй нас, Го́споди, поми́луй нас; вся́каго бо отве́та недоуме́юще, сию́ Ти моли́тву я́ко Влады́це гре́шнии прино́сим: поми́луй нас.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху
.
Го́споди
, поми́луй нас, на Тя бо упова́хом; не прогне́вайся на ны зело́, ниже́ помяни́ беззако́ний на́ших, но при́зри и ны́не я́ко благоутро́бен, и изба́ви ны от враг на́ших; Ты бо еси́ Бог наш, и мы лю́дие Твои́, вси́ дела́ ру́ку Твое́ю, и и́мя Твое́ призыва́ем.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в
. Ами́нь.
Милосе́рдия две́ри отве́рзи нам
, благослове́нная Богоро́дице, наде́ющиися на Тя да не поги́бнем, но да изба́вимся Тобо́ю от бед: Ты бо еси́ спасе́ние ро́да христиа́нскаго.
Го́споди
, поми́луй. (12 раз)

Если вы только пришли в Церквовь и недавно молитесь к Богу — такого правила молитв на каждый день хватит. Главное в них — постоянство.

Можно продолжить краткое правило небольшими молитвословиями. Следующие молитвы — ясные по смыслу, в них мы просим Бога о прощении и о том, чтобы от нас из-за наших грехов не уходили Ангелы-Хранители.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Почаевская": история, значения, в чем помогает и как молиться

Молитва 5-я

Го́споди Бо́же наш, е́же согреши́х во дни сем сло́вом, де́лом и помышле́нием, я́ко Благ и Человеколю́бец прости́ ми. Ми́рен сон и безмяте́жен да́руй ми. А́нгела Твоего́ храни́теля посли́, покрыва́юща и соблюда́юща мя от вся́каго зла, я́ко Ты еси́ храни́тель душа́м и телесе́м на́шим, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

А также просим Господа избавить нас от искушений.

Молитва 6-я

Го́споди Бо́же наш, в Него́же ве́ровахом, и Его́же и́мя па́че вся́каго и́мене призыва́ем, да́ждь нам, ко сну отходя́щим, осла́бу души́ и те́лу, и соблюди́ нас от вся́каго мечта́ния, и те́мныя сла́сти кроме́; уста́ви стремле́ние страсте́й, угаси́ разжже́ния воста́ния теле́снаго. Даждь нам целому́дренне пожи́ти де́лы и словесы́; да доброде́тельное жи́тельство восприе́млюще, обетова́нных не отпаде́м благи́х Твои́х, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки. Ами́нь.

Следующие молитвы уникальные. Их можно читать целые сутки ежечасно по одной — 24 молитвы, по числу часов дня и ночи. Или просто периодически, разбивая.

Молитва 7-я, святого Иоанна Златоуста

Го́споди, не лиши́ мене́ небе́сных Твои́х благ. Го́споди, изба́ви мя ве́чных мук. Го́споди, умо́м ли или́ помышле́нием, сло́вом или́ де́лом согреши́х, прости́ мя. Го́споди, изба́ви мя вся́каго неве́дения и забве́ния, и малоду́шия, и окамене́ннаго нечу́вствия. Го́споди, изба́ви мя от вся́каго искуше́ния. Го́споди, просвети́ мое́ се́рдце, е́же помрачи́ лука́вое похоте́ние. Го́споди, аз я́ко челове́к согреши́х, Ты же я́ко Бог щедр, поми́луй мя, ви́дя не́мощь ду́ши моея́. Го́споди, посли́ благода́ть Твою́ в по́мощь мне, да просла́влю и́мя Твое́ свято́е. Го́споди Иису́се Христе́, напиши́ мя раба́ Твоего́ в кни́зе живо́тней и да́руй ми коне́ц благи́й. Го́споди, Бо́же мой, а́ще и ничто́же бла́го сотвори́х пред Тобо́ю, но да́ждь ми по благода́ти Твое́й положи́ти нача́ло благо́е. Го́споди, окропи́ в се́рдце мое́м ро́су благода́ти Твоея́. Го́споди небесе́ и земли́, помяни́ мя гре́шнаго раба́ Твоего́, сту́днаго и нечи́стаго, во Ца́рствии Твое́м. Ами́нь.

Го́споди, в покая́нии приими́ мя. Го́споди, не оста́ви мене́. Го́споди, не введи́ мене́ в напа́сть. Го́споди, да́ждь ми мысль бла́гу. Го́споди, да́ждь ми сле́зы и па́мять сме́ртную, и умиле́ние. Го́споди, да́ждь ми по́мысл испове́дания грехо́в мои́х. Го́споди, да́ждь ми смире́ние, целому́дрие и послуша́ние. Го́споди, да́ждь ми терпе́ние, великоду́шие и кро́тость. Го́споди, всели́ в мя ко́рень благи́х, страх Твой в се́рдце мое́. Го́споди, сподо́би мя люби́ти Тя от всея́ души́ моея́ и помышле́ния и твори́ти во всем во́лю Твою́. Го́споди, покры́й мя от челове́к не́которых, и бесо́в, и страсте́й, и от вся́кия ины́я неподо́бныя ве́щи. Го́споди, ве́си, я́ко твори́ши, я́коже Ты во́лиши, да бу́дет во́ля Твоя́ и во мне гре́шнем, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки. Ами́нь.

Список молитв к Божией Матери и Ангелу-Хранителю — нашим заступникам. Кондаки Божией Матери — краткие молитвословия Царице Небесной из акафиста, сильной древней молитвы.

Молитва 10-я, ко Пресвятой Богородице

Блага́го Царя́ блага́я Ма́ти, Пречи́стая и Благослове́нная Богоро́дице Мари́е, ми́лость Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего изле́й на стра́стную мою́ ду́шу и Твои́ми моли́твами наста́ви мя на дея́ния блага́я, да про́чее вре́мя живота́ моего́ без поро́ка прейду́ и Тобо́ю рай да обря́щу, Богоро́дице Де́во, еди́на Чи́стая и Благослове́нная.

Молитва 11-я, ко святому Ангелу хранителю

А́нгеле Христо́в, храни́телю мой святы́й и покрови́телю души́ и те́ла моего́, вся́ ми прости́, ели́ка согреши́х во дне́шний день, и от вся́каго лука́вствия проти́внаго ми врага́ изба́ви мя, да ни в ко́емже гресе́ прогне́ваю Бо́га моего́; но моли́ за мя гре́шнаго и недосто́йнаго раба́, я́ко да досто́йна мя пока́жеши бла́гости и ми́лости Всесвяты́я Тро́ицы и Ма́тере Го́спода моего́ Иису́са Христа́ и всех святы́х. Ами́нь.

Кондак Богородице

Взбра́нной Воево́де победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злых, благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице, но я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую, от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти; ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
Пресла́вная Присноде́во
, Ма́ти Христа́ Бо́га, принеси́ на́шу моли́тву Сы́ну Твоему́ и Бо́гу на́шему, да спасе́т Тобо́ю ду́ши на́ша.

Все упова́ние мое́ на Тя возлага́ю, Ма́ти Бо́жия, сохра́ни мя под кро́вом Твои́м.
Богоро́дице Де́во
, не пре́зри мене́, гре́шнаго, тре́бующа Твоея́ по́мощи и Твоего́ заступле́ния, на Тя бо упова́ душа́ мо́я, и поми́луй мя.

Молитва святого Иоанникия

Упова́ние мое́ Оте́ц, прибе́жище мое́ Сын, покро́в мой Дух Святы́й: Тро́ице Свята́я, сла́ва Тебе́.

Ограждайте себя крестным знамением и говорите молитву Кресту Господню — самую сильную защитную. Это совсем краткая молитву Кресту, ограждающая нас быстро силой Святого Креста Христова

Огради́ мя, Го́споди, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Твоего́ Креста́, и сохра́ни мя от вся́каго зла.

Молитва о прощении грехов

Можно читать в покаянии в любое время и особенно вечером.

Осла́би, оста́ви, прости́, Бо́же, прегреше́ния на́ша, во́льная и нево́льная, я́же в сло́ве и в де́ле, я́же в ве́дении и не в ве́дении, я́же во дни и в нощи́, я́же во уме́ и в помышле́нии: вся́ нам прости́, я́ко Благ и Человеколю́бец.

Следующими молитвенными словами заканчиваются и утренние, и вечерние молитвы:

Молитва Божьей Матери «Достойно есть» и прошение Господу

Досто́йно е́сть я́ко вои́стинну блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Го́споди
, поми́луй. (Трижды)

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, молитв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших и всех святы́х, поми́луй нас. Ами́нь.

Молитва самая сильная краткая на сон — ею вы отдаетесь в руки Самого Господа, Который защищает и хранит вашу жизнь.

В ру́це Твои́, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же мой, предаю́ дух мой: Ты же мя благослови́, Ты мя поми́луй и живо́т ве́чный да́руй ми. Ами́нь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: