Мытарства души после смерти в православии: двадцать мытарств

Мытарства души после смерти: что происходит после смерти

Загробная жизнь и ее неопределенность — это то, что чаще всего приводит человека к размышлениям о Боге и Церкви. Ведь по учению Православной Церкви и любых других христианских доктрин, душа человека — бессмертна и она, в отличие от тела, существует вечно.

Человека всегда интересует вопрос, что же произойдет с ним после смерти, куда он отправится? Ответы на эти вопросы можно найти в учениях Церкви.

Смерть и христианин

Смерть всегда остается неким постоянным спутником человека: умирают близкие, знаменитости, родные и все эти потери заставляют задуматься о том, что будет, когда эта гостья придет ко мне? Отношение к концу во многом определяет течение человеческой жизни — ожидание ее мучительно или человек прожил такую жизнь, что в любую минуту готов предстать перед Творцом.

Читайте о загробной жизни в православии:

Стремление не думать о ней, вычеркнув из мыслей — это неправильный подход, ведь тогда жизнь перестает иметь ценность.

Христиане верят, что Бог подарил человеку вечную душу, в отличие от тленного тела. И это определяет течение всей христианской жизни — ведь душа не исчезает, а значит, обязательно увидится с Творцом и даст ответ за каждое дело. Это постоянно держит верующего в тонусе, не позволяя проживать дни бездумно. Смерть в христианстве является некой точкой перехода от жизни мирской к небесной, и вот куда дух направиться после этого перекрестка напрямую зависит от качества жизни на земле.

Православная аскетика имеет в своих трудах выражение «память смертная» — постоянное удержание в мыслях понятие конца мирского существования и ожидание перехода в вечность. Именно поэтому христиане ведут осмысленную жизнь, не позволяя себе тратить минуты впустую.

Приближение смерти с такой точки зрения, не является чем-то ужасным, но вполне логичным и ожидаемым действием, радостным. Как сказал старец Иосиф Ватопедский: «Я заждался поезда, а он все не приходит».

Первые дни после ухода

Православие имеет особое понятие о первых днях в загробном мире. Это не строгий догмат веры, но позиция, которой придерживается Синод.

Особыми днями после смерти считаются:

  1. Третий — это традиционно день поминок. Это время духовным образом связано с Воскресением Христа, которое произошло в третий день. Св. Исидор Пелусиот пишет, что процесс Воскресения у Христа занял 3 дня, отсюда и сформировалось представление, что человеческий дух также на третий день переходит в вечную жизнь. Другие авторы пишут, что число 3 имеет особенное значение, его называют Божьим числом и оно символизирует веру в Святую Троицу, поэтому и поминать человека надо в этот день. Именно в панихиде третьего дня у Триединого Бога просят отпустить умершему грехи и простить;
  2. Девятый — еще один день поминовения мертвого. Св. Симеон Солунский писал об этом дне как о времени вспомнить 9 ангельских чинов, к которым может быть причислен дух усопшего. Именно столько дней дается душе умершего для полного осознания своего перехода. Об этом упоминает св. Паисий в своих трудах, сравнивая грешника с пьяницей, который в этот период трезвеет. В этот период душа смиряется со своим переходом и прощается с мирской жизнью;
  3. Сороковой — это особый день поминовения, поскольку по преданиям св. Солунского, это число имеет особую важность, ведь Христос на 40 день был вознесен, значит и умерший в этот день предстает перед Господом. Также и народ Израиля оплакивал своего вождя Моисея именно такое время. В этот день должна не только прозвучать молитва-прошение милости для усопшего у Бога, но и сорокоуст.

Важно! Первый месяц, в который и входят эти три дня, крайне важен для близких — они смиряются с утратой и начинают учиться жить без близкого человека.

Три вышеперечисленных даты необходимы для особого воспоминания и молитвы об ушедшем. В этот период их горячие молитвы за усопшего доносятся до Господа и, в соответствии с учением Церкви, могут повлиять на конечное решение Творца относительно души.

Куда отправляется дух человека после жизни

Где же именно пребывает дух покойного? Точного ответа на этот вопрос нет ни у кого, поскольку это тайна, скрытая от человека господом. Каждый узнает ответ на этот вопрос после своего упокоения. Единственно, что точно известно — переход духа человеческого от одного состояния к другому — от мирского тела к вечному духу.

Тут гораздо важнее узнать не «куда», а «к кому», ведь неважно где будет находиться человек после, главное с Господом ли?

Христиане верят, что после перехода в вечность, Господь вызывает человека на суд, где определяет ему место вечного пребывания — небеса с ангелами и прочими верующими, или ад, с грешниками и демонами.

Учение Православной Церкви говорит о том, что лишь Господь может определить место вечного пребывания души и никто не может повлиять на Его суверенную волю. Это решение является ответом на жизнь души в теле и ее поступки. Что выбрала она при жизни: добро или зло, покаяние или гордое превозношение, милосердие или жестокость? Лишь поступки человека определяют вечное пребывание и по ним Господь судит.

По книге Откровение Иоанна Златоуста можно сделать вывод, что род людской ждет два суда — индивидуальный для каждой души, и общий, когда все мертвые воскреснут после конца мира. Православные богословы убеждены, что в период между индивидуальным судом и общим у души есть возможность изменить свой приговор, по молитвам своих близких, добрым делам, которые творят в его память, воспоминания в Божественной литургии и поминки с подаянием.

Мытарства

Православная Церковь верит, что дух по пути к престолу Божьему проходит определенные мытарства или испытания. Предания святых отцов говорят, что мытарства заключаются в обличении злыми духами, которые заставляют сомневаться в собственном спасении, в Господе или Его Жертве.

Читайте также:
Юрьев день: что это, даты, приметы и суеверия

Слово мытарства происходит от древнерусского «мытня» — места сбора штрафов. То есть дух должен заплатить некий штраф или быть испытан некими грехами. Помочь пройти это испытание могут собственные добродетели, которые усопший нажил, будучи на земле.

С духовной точки зрения, это не дань Господу, но полное осознание и признание всего того, что мучило человека при жизни и с чем он не сумел до конца справиться. Лишь надежда на Христа и Его милость может помочь душе преодолеть эту черту.

Православные жития святых содержат множество описаний мытарств. Их рассказы крайне яркие и написаны достаточно подробно, чтобы можно было живо представить себе все описываемые картины.

Особенно подробное описание можно найти у св. Василия Нового, в его житие, которое содержит рассказ блаженной Феодоры о ее мытарствах. Она упоминает о 20 испытаниях грехами, среди которых:

  • слово — оно может исцелить или убить, оно — начало мира, согласно Евангелию от Иоанна. Грехи, которые содержаться в слове не пустые высказывания, они имеют такой же грех, как и материальные, совершенные поступки. Нет разницы между изменить мужу или сказать об этом вслух, мечтая — грех одинаков. К таким грехам относятся хамство, непристойности, пустословие, подстрекательство, кощунство;
  • ложь или обман — любая неправда, сказанная человеком есть грех. Сюда относятся также лжесвидетельство и клятвопреступление, которые являются серьезными грехами, а также нечестный суд и обвес;
  • чревоугодие — это не только услаждение своего живота, но и любое потакание плотской страсти: пьянство, никотиновая зависимость или наркотическая;
  • лень, вместе с халтурой и тунеядством;
  • воровство — любой поступок, следствие которого — присвоение чужого, относиться сюда: кража, мошенничество, махинации и пр.;
  • скупость — это не только жадность, но и бездумное стяжание всего, т.е. накопительство. К этой категории относиться и взяточничество, и отказ в милостыни, а также вымогательство и лихоимство;
  • зависть — зрительное воровство и жадность до чужого;
  • гордость и гнев — они разрушают душу;
  • убийство — как словесное, так и материальное, доведение до самоубийства и аборты;
  • гадание — обращение к бабкам или экстрасенсам есть грех, там написано в Писании;
  • любодеяние — это любые похотливые действия: просмотр порнографии, рукоблудие, эротические фантазии и пр.;
  • прелюбодеяние и содомские грехи.

Важно! Для Господа нет понятия смерти, дух лишь переходит от материального мира в нематериальный. Но какой она предстанет перед Творцом, зависит лишь от ее поступков и решений в мире.

Дни поминовения

Сюда относятся не только первые три важных дня (третий, девятый и сороковой), но любые праздники и простые дни, когда близкие вспоминают об усопшем поминают его.

Читайте о молитве за усопших:

Слово «поминки» означает поминовение, т.е. воспоминание. И в первую очередь — это молитва, а не просто мысль или горечь от разлуки с мертвым.

Совет! Молитва совершается для того, чтобы испросить у Творца милости для умершего и оправдать его, если даже он того не заслужил сам. По канонам Православной Церкви Господь может изменить Свое решение об умершем, если за него активно молятся и просят его близкие, совершая милостыни и добрые дела в его память.

Особо важно совершать это в первый месяц и 40-й день, когда душа предстает перед Богом. На протяжении всех 40 суток читается сорокоуст, по молитве каждый день, а в особые дни заказывается заупокойная служба. Вместе с молитвой, близкие посещают в эти дни церковь и кладбище, подают милостыни и раздают поминальное угощение в память о покойном. К таким поминальным датам относятся и последующие годовщины смерти, а также особые церковные праздники поминовения умерших.

Святые отцы также пишут о том, что поступки и добрые дела живых могут также стать причиной изменения Божьего приговора умершему. Загробная жизнь полна тайн и загадок, никто из живых точно не знает о ней ничего. Но мирской путь каждого является тем показателем, который может указать на то место, в котором дух человека проведет всю вечность.

Мытарства души после смерти — куда попадают и где находятся души усопших

В христианской традиции понятие мытарства души после смерти — испытание на прочность, то, чем проверяют душу после того, как она покинет тело, и перед тем, как отправится в потусторонний мир, в Преисподнюю или на Небеса.

Мытарства души после смерти

Как гласят различные откровения, после кончины каждый дух проходит двадцать «мытарств», под которыми подразумеваются испытания или истязание каким-либо грехом. Через мытарства душа либо очищается, либо низвергается в геенну. Одолев одно из испытаний, дух перешагивает к другому, выше рангом, — до серьезных грехов. Пройдя испытание, душа усопшего имеет возможность продолжать идти по пути без постоянных бесовских искушений.

Мытарства после смерти, согласно христианству, ужасны. Одолеть их можно молитвами, соблюдением постов и крепкой, незыблемой верой. Есть свидетельство того, насколько страшны бесы и испытания после смерти — сама Дева Мария умоляла сына Иисуса уберечь её от мук мытарства. Господь отозвался на мольбы и забрал чистую душу Марии, чтобы своей божественной рукой обратить Деву Марию на Небеса. Икона Успения, почитаемая православными христианами, изображает спасение Божьей Матери от многодневных мук и вознесение на Небеса.

Тесты святых отцов и агиографические тексты о мытарствах души описывают эти проверки схожим образом. Индивидуальный опыт любого человека влияет на его собственные истязания и восприятие их. Тяжесть каждого испытания идет по возрастающей, от самых распространенных грехов до серьезных. Дух человека после смерти находится под малым (частным) судом, где жизнь просматривают и подводят итог всех деяний, совершенных живым. В зависимости от того, боролся ли судимый с падшими духами или поддавался страстям, выносят приговор.

Читайте также:
Как управлять сном человека с первого раза: как научиться

Первым мытарством идет празднословие — слова, сказанные попусту, любовь к болтовне. Вторым — ложь, распускание слухов, обман окружающих для собственной выгоды. Третьими оказываются клевета и неодобрение, наветы на чужую репутацию или осуждение поступков других со своего места. Четвертое — чревоугодие, потакание низменной страсти тела, голоду.

20 мытарств души блаженной Федоры, роспись перед спуском в пещеру в Киево-Печерской лавре.

Пятое — леность, праздность. Шестое — воровство, присваивание себе чужого имущества, не принадлежащего человеку в результате честного обмена. Седьмое — сребролюбие и скупость как символ чрезмерной привязанности к вещам материального, временного мира. Восьмое — лихоимство, то есть тяга к неправедным приобретениям, добытым нечестным путем. Девятое — обман, ложь в делах, неправый суд без справедливого суждения. Десятое — зависть, бич божий, желание располагать тем, чем обладает ближний и дальний. Одиннадцатое — гордость, чрезмерное самомнение, раздутое Эго, почитание себя.

Двенадцатое — гнев и ярость, символы несдержанности и отсутствия приличествующей христианину кротости. Тринадцатое — злопамятность, хранение в памяти чужих дурных поступков в свой адрес, желание свершить месть. Четырнадцатым мытарством идет убийство, лишение жизни другого человека. Пятнадцатым — чародейство, обаяние, призыв бесов, демонов и духов, пользование магией для собственных и чужих нужд как путь гибели души. Шестнадцатое — блуд, беспорядочное соитие с переменой множества партнеров в жизни, неверность перед ликом Господа.

Семнадцатым идет прелюбодеяние, предательство супруга. Восемнадцатый — проступок содомский, когда мужчина ложится с мужиком, а дама — с женщиной. За этот грех Богом оказались повергнуты в прах Содом и Гоморра. Девятнадцатое — ересь, впадение в сомнения, отвержение богоданной веры. Двадцатым и последним признается истязание — немилосердие и жестокость, хранение черствого сердца и отсутствие сострадания к людям.

Путь души, которая покинула физическое тело, лежит через эти испытания. Каждый грех, к которому был склонен при земной жизни человек, после смерти возвратится, а бесы, именуемые мытарниками, станут мучить грешника. Спастись от собственных грехов и ослабить муки поможет искренняя молитва, идущая от самых глубин кающейся души.

Куда попадает человек после смерти

Этот вопрос мучил разум людей с древнейших времён. Куда уходят умершие, куда попадает человек после кончины? Куда улетает душа после смерти физической оболочки.? Традиционный ответ дают все религии, говоря о другом царстве, загробном мире, куда проследует всякий умерший. Подобное название неслучайно: потусторонний — «по ту сторону», а загробный — «за гробом».

В христианской традиции мытарства происходят на третий день после смерти, длящийся для каждого столь долго, насколько сильны грехи. Прошедшая душа кланяется Богу, и в последующие тридцать семь земных суток после смерти путь души проходит через чертоги Небес и бездны Ада. Дух ещё не ведает, где ему придется остаться до прихода Страшного Суда. Ад или Рай — сообщается на сороковой день, и обжаловать приговор Небесного Суда невозможно.

Близким людям и родственникам усопшего стоит в течение последующих сорока дней после смерти дорогого человека просить помощи его душе. Молитвы — та посильная помощь, которую христианин оказывает другому на долгом посмертном пути. Это облегчает участь грешника и помогает праведнику, оказывается тем духовным золотом, что не тяготит дух и позволяет искупить грехи. Там, куда девается душа после смерти, молитва дороже злата, искренняя, чистая, честная, которая слышна Богу.

Преподобный Макарий Александрийский

Преодолев мытарства и окончив земные дела, отбросив их, душа знакомится с истинным миром по ту сторону бытия, одна из частей которого станет ее вечным домом. Если слушать откровение преподобного Макария Александрийского, молитвы по усопшим, поминовение, принятое свершать на девятый день после смерти (троекратно по три, священное божественное число, схоже с девятью ангельскими чинами), связано с тем, что после этого дня душа покидает Рай, ей показываются все бездны и кошмары Преисподней. Продолжается это до сорокового дня.

Сорок дней — общее число, примерная модель, на которую ориентируются в земном мире. Каждый случай индивидуален, примеры посмертного путешествия будут бесконечно варьироваться.

На всякое правило существует исключение: некоторые усопшие завершают пути раньше или позже сорокового дня. Сама традиция важной даты пошла от описания посмертного путешествия святой Феодоры, в котором её путь в глубинах Ада был завершен через сорок земных суток.

Где живут души людей после смерти

Христианские книги обещают, что физическая вселенная, подверженная тлену и умиранию, исчезнет и взойдёт на трон Царство Божье, вечное и неизбывное. В этом царствие души праведников и тех, чьи грехи были искуплены, воссоединятся с прежними телами, бессмертными и нетленными, чтобы навеки воссиять во славе Христовой и вести жизнь обновленную, святую. До того они пребывают в Раю, где знают радость и славу, но частичную, а не ту, которая придёт в конце времён, когда свершится новое творение. Мир появится обновленным и умытым, точно пышущий здоровьем юноша после дряхлого старика.

Там, где обитают души умерших людей, которые вели праведную жизнь, нет нужды, горя и зависти. Ни холода, ни опаляющего зноя, а счастье быть подле Него. Это то предназначение, которое Бог дал для людей, создав их на шестой день творения. Немногие могут ему последовать, но каждый имеет шанс на искупление грехов и спасение души, ибо Иисус милостив, и всякий человек дорог и близок к нему, даже заблудший грешник.

Тот, кто не принял божественного благословения, не спасся, вечно станет пребывать в Аду. Ад — Геенна Огненная, Тартар, Преисподняя, место где души подвергаются великим страданиям. До начала Апокалипсиса и наступления Страшного Суда грешники мучаются в духовном виде, а после свершения станут мучиться, воссоединившись со своими земными телами.

А куда уходит душа после смерти, пока не произошел Страшный Суд? Сначала проходит мытарства, после, вплоть до девятины, путешествует по Раю, где вкушает плоды его. На девятый день и до сорокового ее проводят по Аду, показывая муки грешников.

Читайте также:
Исполнение желаний силой мысли: практические знания

Куда уходят души умерших людей после этого? В Рай, Ад или Чистилище. Чистилище — место обитания не грешивших полноценно, но и праведности не соблюдавших. Это атеисты, сомневающиеся, представители иных религий, переметнувшиеся туда из христианской веры. В Чистилище, где находится душа после смерти, нет ни блаженства, ни мук. Дух пребывает между Небом и Землёй, ожидая шанс вновь прийти в земную жизнь и просуществовать ее достойно участи праведника или грешника: всё зависит от того, какой урок извлекла душа из прежней жизни и из видений Ада и Рая.

Все испытания, тяжести и горечи в мире представляются подготовкой к Небесному Царству. Первостепенными задачами всякого верующего и православного человека оказываются работа над собой, соблюдение заповедей, усердие и прилежность в творении добрых дел. Кротость, смирение и молитвы помогут преодолеть двадцать мытарств и войти в ворота Рая.

Какие мытарства проходит душа после смерти

Современный человек может практически все, но таинство смерти и сегодня остается загадкой. Никто не скажет точно, что ожидает после смерти физического тела, какой путь предстоит преодолеть душе и будет ли он. Тем не менее многочисленные свидетельства переживших клиническую смерть говорят о том, что жизнь по ту сторону реальна. А религия учит, как преодолеть путь в Вечность и обрести бесконечную радость.

Куда попадает душа после смерти

Согласно церковным представлениям после смерти душе предстоит пройти через 20 мытарств – страшных испытаний смертными грехами. Это позволит определить, достойна ли душа попадания в Царство Господне, где ждет ее бесконечная благодать и успокоение. Мытарства эти ужасны, даже Святая Дева Мария, согласно библейским текстам, опасалась их и молила сына о дозволении избежать посмертных мук.

Последовательно душа попадает с одного уровня мытарств на другой, каждый из которых страшнее и мучительнее предыдущего. Вот их список:

  1. Празднословие – страсть к пустым словам и разговорам чрезмерным.
  2. Ложь – намеренный обман окружающих ради извлечения собственной выгоды.
  3. Клевета – распространение неверных слухов о третьем лице и осуждение чужих поступков.
  4. Чревоугодие – чрезмерная любовь к пище.
  5. Праздность – лень и жизнь в бездействии.
  6. Воровство – присваивание чужого имущества.
  7. Сребролюбие – чрезмерная привязанность к материальным ценностям.
  8. Лихоимство – стремление добывать ценности нечестным путем.
  9. Неправда в делах и поступках – тяга совершать нечестные действия.
  10. Зависть – стремление завладеть тем же, что есть у ближнего.
  11. Гордыня – почитание себя самого выше других.
  12. Гнев и ярость.
  13. Злопамятность – хранение в памяти чужих проступков, жажда мести.
  14. Убийство.
  15. Чародейство – использование магии.
  16. Блуд – беспорядочные половые связи.
  17. Прелюбодеяние – измены супругу.
  18. Содомия – Бог отрицает союзы мужчины и мужчины, женщины и женщины.
  19. Ересь – отрицание Бога нашего.
  20. Жестокость – черствое сердце, невосприимчивость к чужому горю.

7 смертных грехов

Большинство мытарств – это стандартное представление о добродетелях человека, предписанных каждому праведнику законом Божиим. Душа сможет достичь Райских кущ, только успешно миновав через все мытарства. Если она не пройдет хотя бы одно испытание – эфирное тело застрянет на этом уровне и будет вечно терзаемо Бесами.

Куда попадает человек после смерти

Мытарства души наступают на 3 день после смерти и длятся столько, сколько грехов совершил человек при жизни земной. Только на 40 день после смерти будет принято окончательное решение о том, где душе провести вечность – в Адском пламени или в Раю, подле Господа Бога.

В Раю душа не знает беспокойств, не испытывает никаких желаний, земные страсти ей больше неведомы: единственная эмоция – это радость пребывания подле Господа. В аду же души терзаются и мучаются целую вечность, даже после Всемирного воскрешения их души, соединившись с плотью, продолжат страдать.

Что происходит через 9, 40 дней и полгода после смерти

После смерти все происходящее с душой неподвластно ее воле: новопреставленному остается смириться и принять новую реальность кротко и с достоинством. Первые 2 дня душа пребывает рядом с физической оболочкой, она прощается с родными местами, с близкими людьми. В это время ее сопровождают ангелы и бесы – каждая сторона пытается переманить душу на свою сторону.

За любую душу борются ангелы и демоны

На 3 день начинаются мытарства, в этот период родным стоит молиться особенно много и истово. После прекращения мытарств ангелы отнесут душу в Рай – показать то блаженство, которое может ее ожидать в вечности. На 6 дней забывает душа обо всех заботах и усердно кается в грехах, содеянных ведомо и неведомо.

Отобедать на 9 день лучше всего кутьей, сдобренной медом, символизирующей сладкую жизнь при Господе Боге. После 9-го дня ангелы покажут душе умершего Ад и муки, ждущие неправедно живших.

О том, что происходит с душой после смерти в каждый из дней, расскажет пастор В. И. Савчак:

На 40 день душа достигает горы Синай и третий раз предстает пред ликом Господним: именно в этот день окончательно решается вопрос о том, где проведет душа вечность. Поминовения и молитвы родных смогут сгладить земные грехи усопшего.

Спустя полгода после смерти телесной душа предпоследний раз навестит близких и родных: они уже не в состоянии изменить ее судьбу в вечной жизни, остается только вспоминать хорошее и молиться усердно о вечном покое.

Православие и смерть

Для верующего православного человека жизнь и смерть неразделимы. Смерть воспринимается спокойно и торжественно, как начало перехода в вечность. Христианин верует, что каждому воздастся по деяниям, потому они больше заботятся не о количестве прожитых дней, а о наполненности добрыми делами и поступками. После смерти душу ждет Страшный суд, на котором решится, попадет человек в Царство Божие или отправится прямиком в Геенну Огненную за тяжкие прегрешения.

Читайте также:
Как проучить мужа за неуважение: советы психологов

Икона Страшного суда в Храме Рождества Христова

Учение Христово наставляет последователей своих: не бойтесь смерти, ибо это не конец. Живите так, чтобы вечность провести пред ликом Божиим. В этом постулате заключена огромная сила, дающая надежду на жизнь бесконечную и смирение перед смертью.

На вопросы о смерти и смысле жизни отвечает профессор Московской духовной академии А. И. Осипов:

Душа ребенка

Прощание с ребенком – это огромное горе, но не стоит скорбеть излишне, душа не обремененного грехами малыша отправится в лучшее место. До 14-летнего возраста считается, что ребенок не несет полной ответственности за свои поступки, поскольку не успел достичь возраста желаний. В это время ребенок может быть слаб физически, но его душа наделена огромной мудростью: нередко малыши помнят свои прошлые перевоплощения, воспоминания о которых обрывками всплывают в их сознании.

Дети воспринимают смерть иначе, чем взрослые. После смерти родственника ребенок будет недоумевать – отчего же все горюют? Ему непонятно, почему возвращение на небеса – это что-то плохое. В момент собственной смерти ребенок не чувствует ни скорби, ни горечи расставания, ни сожалений – он часто даже не понимает, что расстался с жизнью, ощущая себя счастливым, как и прежде.

После смерти душа ребенка живет в радости на Первом Небе.

Душу встречает любивший его родственник или просто светлая сущность, любившая при жизни детей. Здесь жизнь максимально похожа на земную: у него есть дом и игрушки, друзья и родственники. Любое желание души исполняется в мгновение ока.

Душа самоубиенного

Самоубийство испокон веков считалось тяжким грехом – таким образом человек нарушает умысел Божий, забирая жизнь, дарованную Всевышним. Только Творец имеет право распоряжаться судьбами, а мысль о наложении на себя рук дана Сатаной, искушающим и проверяющим человека.

Гюстав Доре. Лес самоубийц

Человек, умерший своей смертью, испытывает блаженство и облегчение, а вот для самоубийцы мучения только начинаются. Один мужчина не смог смириться с гибелью жены и решил наложить на себя руки, чтобы воссоединиться с любимой. Однако оказался вовсе не рядом: мужчину удалось реанимировать и расспросить о той стороне жизни. По его словам – это нечто страшное, чувство ужаса не проходит никогда, ощущение внутренней пытки бесконечно.

Все люди, которых удалось спасти после смерти от самоубийства, описывают страшные картины. Душа находится в бесконечном падении, прервать которые не представляется возможным, языки адского пламени щекочут кожу и становятся все ближе и ближе. Большинство спасенных преследуют кошмарные видения до конца их дней. Если мысли о прерывании жизни своими руками закрадываются в голову, нужно помнить: выход есть всегда.

О том, что происходит с душой самоубийцы после смерти, как действовать, чтобы успокоить мятущуюся душу, расскажет канал Simplemagic:

Души животных

По поводу животных священнослужители и медиумы не имеют однозначного ответа на вопрос о последнем пристанище для душ. Однако некоторые святые мужи однозначно говорят о возможности приобщения зверя к Царству небесному. Апостол Павел прямо заявляет о том, что после смерти животное ждет избавление от рабства и страданий земных, придерживается этой точки зрения и Святой Симеон Новый Богослов, говоря, что, служа в бренном теле, вместе с человеком душа животного вкусит высшего блага после кончины физической.

Души животных найдут освобождение от рабской доли после смерти физической.

Интересна точка зрения на это счет Феофана Затворника: святитель полагал, что после смерти все души существ живых (кроме людей) присоединяются к великой Мировой Душе, созданной Творцом задолго до создания мира.

Время собирать камни

Думать о смерти и страшиться ее – совершенно нормально. Каждый человек желает заглянуть за завесу вечной тайны Жизни и узнать, что ждет за ее пределами. Танатология доказывают, что со времен Древнего мира к смерти готовились заранее, о ней думали как о части жизни, и в этом заключалась, пожалуй, самая большая мудрость наших предков.

После смерти душу ждет ровно то, что заслужил человек при жизни: от его поступков и деяний зависит бесконечность, которую он проведет по ту сторону. Прожитые достойно годы, прощеные обидчики, теплые отношения с близкими людьми помогут душе оказаться в лучшем месте, где ее ждут покой, всепоглощающая любовь и блаженство.

Смерть – неизбежная данность, с которой рано или поздно столкнется каждый. Но это не конец – умирает лишь физическая оболочка, а душа человека обретает истинное бессмертие, поэтому не нужно печалиться, стоит отпустить родную душу с легким сердцем, мечтая о том, что однажды удастся встретиться вновь – уже по ту сторону жизни.

Нужные слова и ваша вера – ключ к успеху в совершенном ритуале. Информацию я вам предоставлю, но ее реализация напрямую зависит от вас. Но не стоит переживать, немного практики и у вас все получится!

  • Есть ли жизни после смерти и какая она: мнение экстрасенсов и медиумов
  • Что такое аура у человека и как её увидеть
  • В чём связь астральной проекции и сновидения

    Список 40 мытарств души после смерти в православии

    Современные люди стали настолько развитыми, что могут получить практически все, кроме бессмертия. Поэтому все, что остается за гранью жизни остается загадкой. Никто не даст ответа, что происходит с душой после того, как она покидает физическую оболочку. Однако, есть люди, которые после перенесения клинической смерти начали утверждать, что после смерти есть продолжение. Существуют мытарства души после смерти, которые определят что будет дальше.

    Испытания для души

    Знания о посмертных испытаниях души в православии очень ценятся и каждый религиозный человек это понимает. Рассматривая вопрос жизни после смерти, становится ясно, что важно жить таким образом, чтобы дальнейшая вечность не стала адом.

    Читайте также:
    Как привлечь удачу и деньги к себе: талисманы, ритуалы и молитвы

    В каждой религии существует свое понятие рая и ада. Но святые люди, получавшие благодать и находящиеся сейчас подле Господа отвечали на многие волнующие вопросы. Отталкиваясь от этих ответов Церковь переняла опыт в понимании человеческой души и знания, позволяющие излечить ее от мытарств.

    20 мытарств души

    В церковном представлении существует 20 мытарств, а точнее страшные испытания, которые проходит человеческая душа после того, как покидает тело. Тайны мытарства дают понять достойна ли она попасть в рай, обрести покой и вечную благодать. Испытания настолько страшны, что согласно поверьям даже Дева Мария их боялась и просила сына дать возможно миновать этих мук.

    Однако все они неизбежны, ни для одного умершего. Душе можно помочь и сделать это могут только люди, которые на земле были к человеку ближе всего. За новопреставленного ставят свечи и молятся.

    Душа перемещается из одного мытарство в другое. И каждое из них становится страшнее предыдущих.

    Рассмотрим список по их последовательности:

    1. Празднословие. Любовь к пустословию. Разговорам, которые могут переходить все грани.
    2. Ложь. Человек при жизни намеренно обманывал других. Он мог получать от этого удовольствие и выгоду.
    3. Клевета. Уничижающее мнение о других деяниях. Распространение неправдивых слухов.
    4. Чревоугодие. Огромное пристрастие к еде.
    5. Праздность. Бездействие и большая часть жизни проведенная в лени.
    6. Воровство. Присвоение себе чужих вещей.
    7. Сребролюбие. Привязанность, обожание материальных ценностей.
    8. Лихоимство. Желание получать вещи преступными путями.
    9. Неправда в делах и поступках. Свершение нечестных деяний и тяга к ним.
    10. Зависть. Желание получить ту же ценность, что имеет сторонний человек.
    11. Гордыня. Превозношение своей личности выше других.
    12. Ярость и гнев. Проявление агрессии, совершение насилия над другими.
    13. Злопамятность. Память о чужих проступках, желание мести.
    14. Убийство. Насильственное лишение жизни человека.
    15. Чародейство. Владение магией и ее использование.
    16. Блуд. Половые связи имеющие беспорядочный характер.
    17. Прелюбодеяние. Измена законному мужу.
    18. Содомия. Однополые браки. Бог отрицает такие союзы.
    19. Ересь. Поклонение чужой религии и отрицание Бога.
    20. Жестокость. Неумение сострадать. Обладание черствым характером.

    Дни мытарства

    Итак уже на третий день начинаются испытания и длятся они ровно столько, сколько грехов человек совершил при своей жизни. Заканчиваются испытания на день 40 мытарств души. Только после этого вершится суд на котором и принимается решение, куда душа будет направлена.

    Попав в рай душа не будет знать терзаний, смятений, у нее не будет никаких желаний, кроме радости от того, что она находится подле Господа. Что же касается попадания в ад, то здесь их мучения и страдания будут вечными. И даже после того, как произойдет всемирное воскрешение, когда они будут во плоти, страдания не прекратятся.

    Что ждет душу после смерти по дням

    Мы определили когда после смерти душа проходит мытарства, но что происходит еще. Разберемся по дням. Первое, что нужно знать — покидая тело, душа уже не может себя контролировать. Умершему следует смириться с произошедшим и принять то, что с ней происходит.

    А что именно с ней происходит в первые дни:

    1. В первые дня два душа еще находится возле своей физической оболочки. Ей дается возможность попрощаться со своей земной жизнью и людьми, которые ее окружают. В эти дни возле нее находится ангел и демон, каждый пытается переманить на свою сторону.
    2. На третий день новопреставленного ждут мытарства. В эти дни всем близким нужно усердно молиться за усопшего, ставить за него свечи и вспоминать лишь о нем лишь хорошее. После того как мытарства окончатся, душу относят в рай, чтобы она увидела, какие блаженства ее могут там ожидать.
    3. С наступлением шестого дня забываются все заботы. Это период покаяния. Душа искренне должна покаяться в том, что ею было сделано при жизни и неважно было это целенаправленно или неведомо.
    4. Полное очищение от содеянного душой происходит на девятый день. Тогда она предстает перед Богом, а после будет отправлена ангелами в ад дабы узреть муки и терзания, которые там происходят. Родственникам важно усердно молиться за усопшего. Нельзя проливать слез, чтобы не утяжелить страдания. Следует просить помилования. Желательно отобедать кутьей с медом, это покажет, как сладко жить при Господе.
    5. По достижению сорокового дня душа снова предстает перед Богом. В этот день решается, куда будет направлена душа для проведения вечности. Молитвы, которые будут читать родные на земле помогут сгладить грехи сделанные человеком при жизни.
    6. Спустя шесть месяцев душе дается еще одна возможность навестить своих родных на земле. Но в этот период сделать что-то для изменения решения нельзя. Остается только продолжать читать молитвы о покое и чтить хорошую память.

    Важные напутствия

    Когда православный человек готовится покинуть жизнь, его исповедует священник и проводит причастие, а если это возможно соборует. Об этом следует заблаговременно позаботиться, ведь у человека может наступить беспамятство. После этого священнослужитель читает канон, который исходит от лица человека. Если человек находится в состоянии, он может сам прочесть канон. Так церковные слова готовят душу к предстоящим мытарствам. Если же человек уже отошел в иной мир, то незамедлительно нужно прочитать “Последование по исходе души от тела”.

    Наилучшим образом любовь родственников к усопшему может проявиться тем, что они откажутся от хлопот, уединяться и беспрестанно будут молиться. Хорошо до погребения прочитать псалтырь.

    Обязательно, сразу, как только настанет, смерть следует обратиться в церковь для заказа сорокоуста. Это ежедневное поминовение на протяжении сорока дней. Это принесет большую пользу для души, ведь все совершенные ранее грехи омываются Кровью Христа. Если ежедневные службы в вашей церкви не предусмотрены, обязательно обратитесь в другую.

    При наступлении третьего дня после погребения проводят отпевания. Конечно, лучше обратиться с этой просьбой в храм. Считается, что если в один день проводят несколько отпеваний, то лучше делать их совместными, так мольба будет горячее.

    Читайте также:
    Кто такой экзорцист и что такое экзорцизм

    Что чувствует душа

    Мысли о предстоящей смерти нормальны. Каждому человеку хочется знать, что находится за этой тайной завесой, что его ожидает. Существует наука танатология. Она занимается изучением осмысление смерти людьми. Доказывает, что наши предки к загробной жизни готовились заранее. Ее воспринимали как неотъемлемую часть жизни. И это было очень мудро с их стороны.

    Люди занимающиеся парапсихологией утверждают, что когда душа покидает тело, она испытывает те же ощущения, что и ощущал человек на момент умирания. Поэтому важно придерживаться уверенности и спокойствия до последнего вздоха.

    Важно знать и то, что с приходом смерти, душу ожидает то, что человек заслужил за свою жизнь, от того, какие поступки он совершал. Перед тем как отойти в мир иной важно покаяться, простить обидчиков, извинитесь перед теми, кого обидел и сохранить хорошие отношения с близкими. Именно эти люди помогут перенести то, что ждет душу с легкостью и достигнуть покоя и блаженства.

    Заключение

    Следует принять смерть, как то, что неизбежно. С этим придется столкнуться каждому. Но нужно и помнить о том, что это не конец, а выход из физической оболочки и продолжение пути, обретение истинного бессмертия. Не следует печалиться, чтобы с легким сердцем покинуть родных и позже встретиться с ними на другой стороне.

    Мытарства

    Мыта́рства — (“тамо­жен­ные посты”) — 1) места посмерт­ного испы­та­ния души, на каждом из кото­рых осо­быми демо­нами, мыт­ни­ками, взыс­ки­ва­ются опре­де­лен­ные виды грехов; 2) посмерт­ное испы­та­ние души, обна­ру­жи­ва­ю­щее её нрав­ствен­ное состо­я­ние, совер­ша­е­мое перед оком Бес­при­страст­ного Судьи, при непо­сред­ствен­ном уча­стии анге­лов и демо­нов, вли­я­ю­щее на опре­де­ле­ние Част­ного Суда.

    Мытар­ства – это образ­ное, сим­во­ли­че­ское пред­став­ле­ние част­ного суда: осо­зна­ние итогов земной жизни при посред­стве падших духов, кото­рым Бог попус­кает дей­ство­вать ору­ди­ями своего пра­во­су­дия.

    Следуя пра­во­слав­ному учению, после смерти чело­ве­че­ского тела ведо­мая анге­лами душа хри­сти­а­нина вос­хо­дит к Богу. На этом пути чело­ве­че­скую душу встре­чают падшие духи, родо­на­чаль­ники всех грехов и поро­ков. Они пре­пят­ствуют ее вос­хож­де­нию своими обви­не­ни­ями. Про­цесс этого обви­не­ния назван мытар­ствами или истя­за­ни­ями.

    Истя­за­те­лями (мыта­рями) на нем высту­пают падшие духи. Они обли­чают чело­ве­че­скую душу в соде­ян­ных ею грехах, стре­мясь обна­ру­жить гнез­дя­щи­еся в ней стра­сти. Изоб­ли­чая гре­хов­ные стра­сти чело­ве­че­ской души, они «ста­ра­ются найти в ней срод­ство с собою, свою гре­хов­ность, свое паде­ние и низ­ве­сти ее во ад» (свт. Игна­тий Брян­ча­ни­нов). На мытар­ствах чело­ве­че­ские грехи «при­зна­ются загла­жен­ными про­ти­во­по­лож­ными доб­рыми делами или соот­вет­ствен­ным пока­я­нием» (свт. Феофан Затвор­ник).

    Мытар­ства – удел хри­сти­ан­ских душ, обна­ру­жи­ва­ю­щих на них вер­ность или измену своему Спа­си­телю и Иску­пи­телю – Бого­че­ло­веку Иисусу Христу. «Неве­ру­ю­щие же во Христа и вообще все не веда­ю­щие истин­ного Бога этим путем не вос­хо­дят, потому что во время земной жизни живы только телом, а душой уже погре­бены во аде. И когда они уми­рают, бесы без вся­кого испы­та­ния берут их души и низ­во­дят в геенну и про­пасть».
    (Рас­сказ бла­жен­ной Фео­доры о мытар­ствах)

    «Как ни дикою кажется умни­кам мысль о мытар­ствах, но про­хож­де­ния их не мино­вать».
    cвя­ти­тель Феофан Затвор­ник

    В рас­сказе бла­жен­ной Фео­доры ука­заны сле­ду­ю­щие мытар­ства (Житие пре­по­доб­ного отца нашего Васи­лия Нового):

    1. Мытар­ство празд­но­сло­вия
    2. Мытар­ство лжи
    3. Мытар­ство осуж­де­ния и кле­веты
    4. Мытар­ство чре­во­уго­дия
    5. Мытар­ство лено­сти
    6. Мытар­ство воров­ства
    7. Мытар­ство среб­ро­лю­бия и ску­по­сти
    8. Мытар­ство лихо­им­ства (непра­вед­ных при­об­ре­те­ний)
    9. Мытар­ство неправды (непра­вый суд, обман в делах)
    10. Мытар­ство зави­сти
    11. Мытар­ство гор­до­сти
    12. Мытар­ство гнева и ярости
    13. Мытар­ство зло­пом­не­ния
    14. Мытар­ство убий­ства
    15. Мытар­ство чаро­дей­ства, оба­я­ния, при­зы­ва­ниябесов
    16. Мытар­ство блуда
    17. Мытар­ство пре­лю­бо­де­я­ния
    18. Мытар­ство содом­ских грехов
    19. Мытар­ство ересей
    20. Мытар­ство неми­ло­сер­дия и жесто­ко­сер­дия

    1. Мытар­ство духов огла­го­ле­ния и чрев­ного неистов­ства: ложь, кле­вета, закля­тия, клят­во­пре­ступ­ле­ния, празд­но­сло­вие, зло­сло­вие, пусто­сло­вие, кощун­ства, руга­тель­ства; блу­до­де­я­ние, пьян­ство, без­мер­ный смех, нечи­стые и непри­стой­ные цело­ва­ния, блуд­ные песни
    2. Мытар­ство духов лести и пре­ле­сти — к виде­нию очей: непри­стой­ное взи­ра­ние, непо­треб­ное любо­пыт­ство; необуз­дан­ное воз­зре­ние
    3. Мытар­ство духов-нашеп­ты­ва­те­лей — к чув­ству слуха: услаж­де­ние всем, что льстиво раз­дра­жает наш слух, при­стра­стие ко всему гре­хов­ному, что при­ни­маем через слух
    4. Мытар­ство страж­ни­ков над пре­ле­стью обо­ня­ния: страст­ное услаж­де­ние чув­ства обо­ня­ния, напри­мер, при­стра­стие к бла­го­вон­ным экс­трак­там из рас­те­ний и цветов, так назы­ва­е­мые «духи», масти, обык­но­венно упо­треб­ля­е­мые на пре­льще­ние блуд­ными жен­щи­нами
    5. Мытар­ство духов — к чув­ству ося­за­ния: без­за­ко­ния и мерз­кие дела, учи­нен­ные посред­ством рук
    6. Прочие мытар­ства: злоба, зависть и рев­ность, тще­сла­вие и гор­дость, раз­дра­жи­тель­ность и гнев, остро­жел­чие и ярость, блуд, пре­лю­бо­дей­ство и руко­блу­дие; убий­ство, чаро­де­я­ние и прочие деяния бого­мерз­кие и сквер­ные, о кото­рых свя­ти­тель не гово­рит подробно (согласно его учению, всякая душев­ная страсть и всякий грех имеет своих пред­ста­ви­те­лей и истя­за­те­лей).

    Мытар­ства, согласно свт. Иоанну Мило­сти­вому

    (Пролог, 19 декабря. Святой Иоанн Мило­сти­вый):

    1. Ложь
    2. Кле­вета
    3. Ярость
    4. Зависть
    5. Гнев
    6. Памя­то­зло­бие
    7. Гор­дость
    8. Сра­мо­сло­вие
    9. Непо­кор­ство
    10. Лихва
    11. Среб­ро­лю­бие
    12. Пьян­ство
    13. Объ­еде­ние
    14. Зло­пом­не­ние
    15. Волх­во­ва­ние
    16. Бра­то­не­на­ви­де­ние
    17. Убий­ство
    18. Воров­ство
    19. Неми­ло­сер­дие
    20. Блуд
    21. Пре­лю­бо­де­я­ние.

    На чем осно­вано учение о мытар­ствах и что они собой пред­став­ляют?

    Учение о мытар­ствах осно­вано на Свя­щен­ном Писа­нии и Свя­щен­ном Пре­да­нии Церкви. О жела­нии демо­нов власт­во­вать над чело­ве­ком Боже­ствен­ное Откро­ве­ние сви­де­тель­ствует неод­но­кратно. Напри­мер, о диа­воле сооб­ща­ется, что он «ходит, как рыка­ю­щий лев, ища, кого погло­тить» ( 1Пет. 5:8 ). Само собой разу­ме­ется, что жела­ние диа­вола погло­тить свою жертву не огра­ни­чи­ва­ется рам­ками её земной жизни, но рас­про­стра­ня­ется и на посмерт­ную жизнь. Именно в этом кон­тек­сте ста­но­вится понят­ным биб­лей­ское изоб­ра­же­ние ада под видом живого суще­ства с без­мерно рази­ну­той хищ­ни­че­ской пастью ( Ис.5:14 ), нена­сыт­ной утро­бой ( Сир. 51:7 ). Ведь в ад чело­век сходит не иначе как душой, то есть после раз­лу­че­ния души с телом. Соб­ственно, воз­мож­ность схва­тить и зато­чить чело­ве­че­скую душу в аду откры­ва­ется перед бесами только в этот период.

    Читайте также:
    Символы и знаки удачи, богатства и изобилия

    Сатана назван в Писа­нии князем, гос­под­ству­ю­щим в воз­духе ( Еф.2:2 ). Воздух же есть та над­зем­ная сфера про­стран­ства, сквозь кото­рую души почив­ших воз­но­сятся к Небу ( Деян.1:9 ). Именно здесь раз­во­ра­чи­ва­ется театр борьбы демо­ни­че­ских сил за овла­де­ние душой, кото­рую диавол, в сотруд­ни­че­стве с под­чи­нен­ными ему пад­шими духами, «под­сте­ре­гает в пота­ен­ном месте, как лев в лого­вище; под­сте­ре­гает в засаде, чтобы схва­тить бед­ного; хва­тает бед­ного, увле­кая в сети свои» ( Пс. 9:30 ).

    Но вот оказия! Просто так взять и пле­нить чело­ве­че­скую душу, ото­брав её у Вла­дыки владык, диавол не в состо­я­нии ( Иов. 2:6 ). Ведь хотя он и силь­ный, однако же не все­силь­ный, как Бог. Поэтому он и стре­мится добиться гос­под­ства над душой, желая выка­зать её недо­стой­ной и, глав­ное, неспо­соб­ной жить в Цар­стве святых.

    Поскольку диавол есть кле­вет­ник и отец лжи, да к тому же и «чело­ве­ко­убийца» ( Ин.8:44 ), постольку понятно, что если бы не вме­ша­тель­ство Бога, не попе­чи­тель­ство анге­лов, он, под вывес­кой спра­вед­ли­вого изоб­ли­че­ния, обо­лгал бы любого. Ведь «Когда гово­рит он ложь, гово­рит свое» ( Ин. 8:44 ).

    Отсюда и необ­хо­ди­мость в Боже­ствен­ной помощи, отсюда и молитва: «Гос­поди, Боже мой! на Тебя я уповаю… да не исторг­нет он, подобно льву, души моей, терзая, когда нет избав­ля­ю­щего [и спа­са­ю­щего]» ( Пс. 7:2 ).

    Задача оправ­ды­вать душу, вспо­ми­ная её добрые дела (мысли, жела­ния и пр.), воз­ла­га­ется Богом на анге­лов, так как «они суть слу­жеб­ные духи, посы­ла­е­мые на слу­же­ние для тех, кото­рые имеют насле­до­вать спа­се­ние?» ( Евр.1:14 ).

    Клас­си­че­ским при­ме­ром ангель­ского попе­чи­тель­ства о душе служит притча о бога­том и Лазаре: «Умер нищий и отне­сен был Анге­лами на лоно Авра­амово» ( Лк. 16:22 ). Пример же взятия души злыми демо­нами встре­чаем в повест­во­ва­нии о безум­ном богаче: «Бог сказал ему: безум­ный! в сию же ночь душу твою возь­мут у тебя» ( Лк. 12:20 ).

    Раз­ли­ча­ясь между собой иерар­хи­че­ским сте­пе­нями, злобой, ковар­ством, демоны, вместе с тем, раз­ли­ча­ются и направ­ле­ни­ями дея­тель­но­сти, свя­зан­ной с погуб­ле­нием душ. В данной связи опре­де­лен­ные виды грехов взыс­ки­ва­ются с душ не какими бы то ни было, но опре­де­лен­ными демо­нами, мыт­ни­ками. Всё это про­ис­хо­дит поэтапно, после­до­ва­тельно: сперва в одном месте с души спра­ши­ва­ется за одни виды грехов, затем, в другом за другие, и так — до окон­ча­ния испы­та­ний (иногда насчи­ты­вают два­дцать и более типов таких мест). Душа при этом тер­за­ется, терпит стра­да­ния и мучи­тель­ный ужас.

    Места, на кото­рых испы­ты­ва­ется вос­хо­дя­щая к Небу душа, по ана­ло­гии с теми местами, где с людей соби­рают налоги и пошлины, назы­ва­ются «мытар­ствами» (от слова «мытарь» — сбор­щик нало­гов, пода­тей). Такая парал­лель уместна не потому, что любой сбор­щик нало­гов апри­ори упо­доб­ля­ется демо­нам и наобо­рот, а в связи с тем, что в древ­но­сти мытари нередко вер­шили жесто­кость, неспра­вед­ли­вость и лихо­им­ство.

    В чем заклю­ча­ется раз­ли­чие под­хо­дов к интер­пре­та­ции мытарств?

    Пре­да­нию Церкви известно мно­же­ство опытов про­хож­де­ния мытарств. В прин­ципе, их объ­яс­не­ние сво­дится к двум, не про­ти­во­ре­ча­щим друг другу суж­де­ниям. По мнению одних, про­хож­де­ние мытарств суть испы­та­тель­ный этап, пред­ва­ря­ю­щий Боже­ствен­ное реше­ние — Част­ный Суд; а по утвер­жде­нию других, этот Суд как раз и начи­на­ется с мытарств.

    Так, по сви­де­тель­ству пре­по­доб­ного Мака­рия Алек­сан­дрий­ского, Божий Суд над душой совер­ша­ется на соро­ко­вой день по исходе из тела. До этого душа ещё дважды воз­во­дится на покло­не­ние Богу — в третий и девя­тый дни. При сем первые два дня она пре­бы­вает на земле; с тре­тьего по девя­тый обле­тает про­стран­ства Небес­ного Рая, а с девя­того до соро­ко­вого осмат­ри­вает адские бездны (чит. подроб­нее: Извле­че­ние из слова об исходе душ пра­вед­ни­ков и греш­ни­ков ).

    Анто­ний же Вели­кий, созер­цая вос­хож­де­ние душ, видел огром­ного вели­кана, стре­мив­ше­гося пре­гра­дить им путь к Небу. Вели­кану спо­спе­ше­ство­вали демоны. Какие-то души успешно пре­одо­ле­вали этот путь, а какие-то обру­ши­ва­лись вниз (чит. подроб­нее: Житие преп. Анто­ния Вели­кого ).

    Нечто ана­ло­гич­ное опи­сано у свя­ти­теля Гри­го­рия Двое­слова, правда, без ука­за­ния на при­сут­ствие демо­нов. Испы­та­ние души, по его иллю­стра­ции, заклю­ча­лось в пере­ходе через таин­ствен­ный мост над зло­вон­ной рекой, за кото­рой был рас­ки­нут пре­крас­ный бла­го­уха­ю­щий луг. Пра­вед­ные души сво­бодно пере­хо­дили через него, а греш­ные не пере­хо­дили и падали с моста (см.: Диа­логи. Собе­се­до­ва­ния о жизни ита­лий­ских отцов и о бес­смер­тии души кн. 4, гл. 36).

    Какой из двух под­хо­дов наи­бо­лее пра­виль­ный?

    И первая, и вторая оценка роли мытарств в опре­де­ле­нии участи души вполне соот­вет­ствует букве и духу Писа­ния:

    • И в первом и во втором случае Судьей при­зна­ётся Гос­подь, в соот­вет­ствии с Его точным пре­ду­пре­жде­нием: «У Меня отмще­ние и воз­да­я­ние» ( Втор.32:35 ); «Я воздам» ( Рим.12:19 ).
    • И первое, и второе объ­яс­не­ние согла­су­ется с фор­му­лой: «Бог пору­гаем не бывает. Что посеет чело­век, то и пожнет» ( Гал. 5:7–8 ); «чело­ве­кам поло­жено одна­жды уме­реть, а потом суд» ( Евр.9:27 ).

    Между тем, с опре­де­лен­ной долей уве­рен­но­сти можно ска­зать, что второй подход всё же острее фоку­си­рует вни­ма­ние на той нрав­ствен­ной истине, что воз­мож­ность пере­се­ле­ния в горние оби­тели свя­зана с внут­рен­ней спо­соб­но­стью души жить в един­стве с Богом и ближ­ними, жить по закону и нормам святых. Если же душа, в тече­ние жизни на земле, такой спо­соб­но­сти не выра­бо­тала, она и осуж­да­ется на муче­ния в аду. Что ей делать в Цар­стве святых? К тому же, этот подход оче­вид­ней сбли­жа­ется со сло­вами: «Легко для Гос­пода — в день смерти воз­дать чело­веку по делам его» ( Сир.11:26 ).

    Бывают ли случаи осо­бого вос­хож­де­ния к Небу?

    Исто­рия знает такие при­меры. А вообще, чем чище душа, тем сво­бод­ней её устрем­ле­ние выспрь. Поло­жим, душу Пре­свя­той Бого­ро­дицы, после Успе­ния, лично принял Хри­стос.

    мит­ро­по­лит Ила­рион Алфеев:
    Вне зави­си­мо­сти от того, насколько бук­вально вос­при­ни­ма­ются сви­де­тель­ства о мытар­ствах – будь то древ­ние или совре­мен­ные сви­де­тель­ства – учение о том, что после смерти чело­века ждет испы­та­ние, сле­дует счи­тать обще­при­ня­тым для пра­во­слав­ной тра­ди­ции. Это испы­та­ние в учеб­ни­ках по дог­ма­ти­че­скому бого­сло­вию назы­вают «част­ным судом», в отли­чие от того все­об­щего Страш­ного Суда, на кото­ром опре­де­ля­ется окон­ча­тель­ная посмерт­ная участь каж­дого чело­века.

    Читайте также:
    Как понять, что ты нравишься мальчику и он тебя любит

    Мытарства души

    В православной традиции принято поминать умершего человека на третий, девятый и сороковой день после смерти. Этот обычай очень тесно связан с представлениями Церкви о мытарствах души. Считается, что в первые три дня после завершения земного пути нематериальная сущность усопшего облетает все дорогие ей места и находится рядом с близкими людьми. На третий день принято хоронить и отпевать покойного. В этот момент душа в сопровождении ангела-хранителя отправляется на Небеса. До девятого дня она созерцает и познает все прелести Райской обители. Затем душа предстает перед Богом, после чего ей предстоит пройти самый ответственный экзамен. С 9 по 40 день она будет находиться в аду и проходить этап мытарств.

    Что такое мытарства?

    Это испытания, которые должна пройти душа на пути к Небесному Царству. Они представляют собой встречи с бесами, чью волю покойный исполнял при жизни и во славу которых совершал грехи. Слово «мытарство» дословно переводится, как «таможня». Таким образом, душа как бы проходит через таможенные посты, на каждом из которых особые демоны (мытники) взимают пошлину за определенный вид грехов. От того, насколько успешно она выдержит этот экзамен, зависит ее участь на Небесном Суде, который совершается на сороковой день после смерти.

    Количество мытарств души в православии

    Разные христианские источники говорят о различном количестве испытаний души. Некоторые отцы Церкви заявляют о более чем 30 грехах, страстях и душевных недугах, за которые покойному приходится держать ответ перед Всевышним. Блаженная Феодора рассказывала о 20 посмертных мытарствах, через которые проходит душа:

    • Празднословие и сквернословие. Это самый первый этап испытаний, на котором душа отвечает за речь, наполненную бранными словами, словесное осквернение святынь, разговоры сверх меры, сплетни, анекдоты, слухи, беседы на недушеполезные темы.
    • Оклеветание и осуждение. На этом «таможенном посту» душу пытают за ложные обещания, дачу неправдивых показаний, лицемерие, неискренние угодливые восхваления, уничижительное мнение о ближних.
    • Ложь. Здесь душа держит ответ за один из самых страшных грехов. Лживые заявления, умышленное искажение правды, борьба с истиной прямо противоречат девятой заповеди.
    • Чревоугодие. Демоны истязают душу за угождение своему желудку в ущерб душе и духовному развитию. К греху чревоугодия относится не только пристрастие к обильной, вредной и вкусной пище, но также тайноядение, замена постных продуктов заменителями мяса в пост, гурманство, регулярное и неумеренное употребление алкогольных напитков, курение, наркомания и другие пороки, связанные с отсутствием желания или воли ограничивать себя в чем-либо.
    • Гордость. На этом этапе мытарств душа истязается за отсутствие работы над своим духовным развитием, отвержение Бога, презрение к другим людям. Гордость считается одной из самых опасных страстей. Это связано с тем, что ее повод лежит не в материальном, а в духовном мире. Подверженный этому греху человек наслаждается своим падшим эго, утверждается в своей исключительности в противовес Богу и ближнему своему.
    • Леность. Душа подвергается испытаниям, связанным с отсутствием желания трудиться, впадением в уныние, пассивностью и равнодушием.
    • Воровство. Это мытарство является очень тяжелым для тех, кто при жизни занимался грабежом, присвоением чужого, вымогательством, получением платы за работу, которую не выполнял.
    • Сребролюбие и скупость. Этот этап подвергает душу испытаниям за жадность к деньгам, ненасытному увеличению материальных благ, страстью к накоплению и сохранению богатства. Сребролюбие считается тяжким грехом, нарушающим вторую заповедь, которая запрещает поклонение «золотому тельцу».
    • Лихоимство и мздоимство. Душе приходится отвечать за взяточничество, ростовщичество, спекуляции, вымогательства, злоупотребление властью, совершение обмана в сделках и торговле.
    • Зависть. Для людей, которые при жизни печалились о благе ближнего, это будет сложной частью мытарств. От греха зависти предостерегает 10 заповедь Божия. Это ненасытное чувство, которое убивает любовь к близким людям. При этом порок не приносит ни малейшего удовлетворения грешнику.
    • Тщеславие. Душа, дошедшая до этого этапа посмертных мытарств, встречается с бесами, которые испытывают ее страстями кичливого высокомерия, любви к славе, мании величия, крайнего эгоизма, неуступчивости, пренебрежительного отношения к другим людям.
    • Гнев и ярость. Мытники пытают душу за сильные возмущения, негодования, раздражительность, действия, проникнутые ненавистью, злорадством, отвращением. Согласно учению Церкви, гнев входит в число восьми наиболее пагубных страстей.
    • Злопамятство. Душа подвергается допросу о поступках, когда она не прощала причиненных обид. Это тяжкое испытание для мстительных людей, постоянно сеющих распри и раскол. Церковь считает злопамятность отвержением любви и отречением от Бога.
    • Разбойничество. С этого этапа начинаются самые суровые испытания. Душу призывают к ответу за нанесение увечий кому-либо, в том числе самому себе, намеренное отравление, покушение на убийство, умышленный аборт.
    • Волшебство и чародейство. Это мытарство спиритизма, которое представляет собой мистическую веру в возможность общения с умершими людьми. Также с души спрашивают за грехи гадания, призвания бесов, азарта.
    • Блуд. Истязанию подвергаются души, которые занимались любодеяниями, не состоя в законном браке, а также совершали грех соблазна, непристойного поведения, бесстыдства, половой распущенности, пошлости, порочного образа жизни.
    • Прелюбодеяние. Испытания ожидают тех, кто не хранил супружескую верность в течение жизни, а также души, обещавшие Христу хранить свою чистоту, но нарушившие обет.
    • Содомские грехи. Речь идет о греховных помыслах или деяниях, направленных на влечение к представителям своего пола, и других половых извращениях.
    • Идолопоклонничество. Это мытарство ереси, на котором демоны истязают человека за верования, противоречащие вероучению Церкви, богохульство, суеверия, осквернение святынь, сознательное упорное противление Божьей Истине.
    • Немилосердие и жестокосердие. Это мытарство души может оказаться самым непроходимым. Список страстей, которыми истязают усопшего, включает грех бездушия, отказ от помощи, ожесточенность на ближнего или Бога.
    Читайте также:
    Профессиональный стресс: почему возникает и как бороться

    Мытарствам души в православии не подвержены святые, принявшие мученическую смерть. Они сразу попадают на Небеса. Кроме того, согласно учению Церкви, души не проходят испытания в одиночку. Их сопровождают ангелы, которые помогают человеку проходить истязания злыми духами. Также помощь оказывают молитвы священников, родных и близких людей. Поэтому родственникам усопшего очень важно на протяжении 40 дней после смерти усиленно молиться во имя спасения его души.

    Что происходит с душой после смерти?

    Приблизительное время чтения: меньше минуты.

    Куда уходит душа после смерти? Какой путь она совершает? Где находятся души усопших? Почему важны дни поминовения усопших? Эти вопросы очень часто заставляют человека обращаться к учению Церкви. Так что же мы знаем о загробной жизни? «Фома» постарался сформулировать ответы согласно вероучению Православной Церкви на наиболее частые вопросы о жизни после смерти.

    Что происходит с душой после смерти?

    То, как именно мы относимся к своей будущей смерти, ждем ли ее приближения или наоборот – cтарательно вычеркиваем ее из сознания, стараясь не думать о ней вообще, напрямую влияет на то, как мы живем свою нынешнюю жизнь, на наше восприятие ее смысла. Христианин верит в то, что смерти как полного и окончательного исчезновения человека не существует. Согласно христианскому вероучению, все мы будем жить вечно, и именно бессмертие является подлинной целью человеческой жизни, а день смерти одновременно является днем его рождения для новой жизни. После смерти тела душа отправляется в путь навстречу к своему Отцу. Как именно будет пройден этот путь с земли на небо, какой будет эта встреча, и что последует за ней, напрямую зависит от того, как человек прожил свою земную жизнь. В православной аскетике есть понятие «памяти смертной» как постоянного удержания в уме предела собственной земной жизни и ожидания перехода в иной мир. Для многих людей, посвятивших свою жизнь Служению Богу и ближнему, приближение смерти было не надвигающейся катастрофой и трагедией, а наоборот – долгожданной радостной встречей с Господом. Старец Иосиф Ватопедский говорил о своей смерти: «Я заждался своего поезда, а он все не приходит».

    Что происходит с душой после смерти по дням

    Строгих догматов о каких-то особых этапах на пути души к Богу в Православии не существует. Однако традиционно в качестве особых дней поминовения выделяются третий, девятый и сороковой дни. Часть церковных авторов указывает на то, что с этими днями могут быть связаны особые этапы на пути человека в иной мир — такое представление не оспаривается Церковью, хотя и не признается в качестве строгой вероучительной нормы. Если же придерживаться учения об особых днях после смерти, то наиболее важные этапы посмертного существования человека выглядят следующим образом:

    3 дня после смерти

    Третий день, в который обычно совершаются похороны имеет и непосредственное духовное отношение к Воскресению Христа на третий день после Его крестной смерти и празднику победы Жизни над смертью.

    О третьем дне поминовения после смерти говорит, например, св. Исидор Пелусиот (370–437): «Если ты хочешь узнать и о третьем дне, то вот объяснение. В пятницу Господь испустил дух. Это один день. Всю субботу Он пребывал во гробе, потом приходит вечер. С наступлением воскресенья Он восстал из гроба — и вот тот день. Ибо из части, как ты знаешь, познается целое. Так и мы установили обычай поминать усопших».

    Часть церковных авторов, например свт. Симеон Солунский, пишет о том, что третий день таинственно символизирует веру усопшего и его близких в Святую Троицу и стремление к трем евангельским добродетелям: вере, надежде и любви. И еще потому, что человек действует и проявляет себя в делах, словах и помышлениях (в силу трех внутренних способностей: разума, чувства и воли). Ведь в панихиде третьего дня мы просим Триединого Бога отпустить усопшему грехи, которые тот совершил делом, словом и помышлением.

    Полагают также, что поминовение в третий день совершается для того, чтобы собрать и соединить в молитве тех, кто признает таинство тридневного Воскресения Христова.

    9 дней после смерти

    Еще один день поминовения усопших в церковной традиции – девятый. «Девятый день, — говорит свт. Симеон Солунский, — напоминает нам о девяти чинах ангельских, к которым — как нематериальный дух — мог бы быть сопричислен и наш усопший близкий».

    Дни поминовения существуют в первую очередь для усердной молитвы об умерших близких. Святой Паисий Святогорец сравнивает смерть грешника с протрезвлением пьяного человека: «Эти люди подобны пьяным. Они не понимают, что делают, не чувствуют своей вины. Однако когда они умирают, из их головы выветривается [земной] хмель и они приходят в себя. У них открываются душевные очи, и они осознают свою вину, потому что душа, выйдя из тела, движется, видит, ощущает всё с непостижимой скоростью». Молитва – это то единственное, как мы можем надеяться, что может помочь ушедшим в мир иной.

    40 дней после смерти

    В сороковой день также совершается особое поминовение усопшего. Этот день, согласно свт. Симеону Солунскому, возник в церковной традиции «ради Вознесения Спасителя», которое произошло на сороковой день после Его тридневного Воскресения. Также упоминание сорокового дня есть, например в памятнике IV века «Апостольские постановления» (кн. 8, гл. 42), в которых рекомендуется совершать поминовения усопших не только на третий день и девятый дни, но и на «сороковой день после смерти, по древнему обычаю». Ибо так оплакивал и израильский народ великого Моисея.

    Смерть не может разлучить любящих и мостом между двумя мирами становится молитва. Сороковой день является днем сугубой молитвы об ушедшем – именно в этот день мы с особыми любовью, вниманием, благоговением просим Бога простить нашему близкому все согрешения и даровать ему рай. С пониманием особого значения первых сорока дней в посмертной судьбе связана традиция сорокоуста – то есть ежедневного поминовения умершего за Божественной Литургией. В не меньшей мере, этот период важен для близких, которые молятся и скорбят об усопшем. Это время, в которое близкие должны примириться с разлукой и вручить судьбу усопшего в руки Божии.

    Читайте также:
    Советы психологов, как вернуть страсть в отношения с мужем

    Куда уходит душа после смерти?

    Вопрос о том, где именно находится душа, которая не перестает жить после смерти, но переходит в другое состояние, не может получить точного ответа в земных категориях: на это место нельзя указать пальцем, ведь бестелесный мир находится за гранью воспринимаемого нами мира материального. Проще ответить на вопрос– к кому уйдет наша душа? И здесь, согласно учению Церкви, мы можем уповать на то, что после нашей земной кончины наша душа направится к Господу, Его святым и, конечно, к нашим ушедшим родным и близким, которых мы любили при жизни.

    Где находится душа после смерти?

    После смерти человека Господь принимает решение о том, где будет находиться его душа до Страшного суда – в Раю или в Аду. Как учит Церковь, решение Господа является только и лишь Его ответом на состояние и расположение самой души, и то, что она чаще выбирала при жизни- свет или тьму, грех или добродетель. Рай и ад являются не местом, а скорее состоянием посмертного существования человеческой души, которое характеризуется либо пребыванием с Богом либо в противлении Ему.

    При этом христиане верят, что перед Страшным судом все мертвые будут вновь воскрешены Господом и соединятся со своими телами.

    Мытарства души после смерти

    Путь души к престолу Божьему сопровождается мытарствами или испытанием души. По преданию Церкви суть мытарств в том, что злые духи обличают душу в тех или иных согрешениях. Само слово «мытарства» отсылает нас к слову «мытня». Так называлось место для сбора штрафов и налогов. Своеобразной платой на этой «духовной таможне» являются добродетели умершего, в также церковная и домашняя молитва, которую совершают за него его ближние. Конечно невозможно понимать мытарства в прямом смысле, как некая дань, приносимая Богу за грехи. Это скорее полное и ясное осознание всего того, что отягощало душу человека при жизни и что он не мог до конца почувствовать. Помимо этого, в Евангелии есть слова, которые дают нам надежду на возможность избежать этих испытаний: «слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня на суд не приходит (Ин 5:24)».

    Жизнь души после смерти

    «У Бога нет мертвых», и те, кто живут земной и загробной жизнью для Бога одинаково живы. Однако то, как именно будет жить человеческая душа после смерти напрямую зависит от того, как мы живем и строим свои отношения с Богом и другими людьми при жизни. Посмертная судьба души – это, по сути, продолжение этих отношений или их отсутствия.

    Суд после смерти

    Церковь учит, что после смерти человека ждет частный суд, на котором определяется, где будет находиться душа до Страшного суда, после которого все мертвые должны воскреснуть. В период после частного и до Страшного суда участь души может быть изменена и действенным средством к этому являются молитва ближних, добрые дела, совершаемые в его воспоминание, и поминовение на Божественной литургии.

    Дни поминок после смерти

    Слово «поминки» означает поминовение, и, в первую очередь, речь идет о молитве – то есть о том, чтобы просить Бога простить умершему человеку все грехи и даровать ему Царствие небесное и жизнь в Божьем присутствии. Особым образом эта молитва возносится в третий, девятый и сороковой день после смерти человека. В эти дни христианин призван прийти в храм, молиться от всего сердца за близкого человека и заказать заупокойное богослужение, прося Церковь молиться вместе с ним. Девятый и сороковой день также стараются сопровождаеть посещением кладбища и поминальной трапезой. Днем особого молитвенного поминовения усопших считается первая и последующие годовщины его смерти. Однако, святые отцы учат нас, что лучшим способом помочь нашим усопшим ближним является наша собственная христианская жизнь и добрые дела, как продолжение нашей любви к усопшему близкому человеку. Как говорит святой Паисий Святогорец «Полезнее, чем все поминовения и заупокойные службы, которые мы можем совершить за усопших, будет наша внимательная жизнь, та борьба, которую мы совершаем ради того, чтобы отсечь свои недостатки и очистить душу».

    Путь души после смерти

    Безусловно, описание пути, который проходит душа после смерти, двигаясь из места своего земного обитания к Господнему Престолу и затем – в рай или ад, не стоит понимать буквально как некий картографически выверенный маршрут. Загробная жизнь непостижима нашим земным умом. Как пишет современный греческий автор архимандрит Василий Баккоянис: «Даже если бы ум наш был всесильным и всеведущим, он все равно не мог бы постичь вечности. Потому что он, будучи по своей природе ограниченным, всегда инстинктивно в вечности устанавливает некоторый временной предел, конец. Однако вечность не имеет конца, иначе она перестала бы быть вечностью! » В церковном учении о пути души после смерти, символически проявляется трудно постижимая духовная правда, которую в полной мере мы узнаем и увидим уже после окончания нашей земной жизни.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: