Что такое чревоугодие и почему оно так опасно

Почему чревоугодие это грех и чем оно опасно

Узнайте все самое важное о чревоугодии, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Почему чревоугодие — грех?

Что такое чревоугодие — вопрос, часто задаваемый священникам и верующим. В наши дни понимание серьёзности этого греха неуклонно уменьшается, а его проявления становятся всё тяжелее. Чревоугодие это одна из страстей в аскетическом учении Православия. Проявляется чревоугодие в пристрастии к изысканной пище, алкоголю, табаку и в несоблюдении установленных церковных постов. С точки зрения христианства нет ничего дурного в том, чтобы вкусно поесть. Но одно дело отметить какое-нибудь радостное событие застольем. А если такое застолье каждый день, и человек без них уже не может, то это уже чревоугодие.

Зависимость от чего-либо мирского, иными словами страсть, всегда порицалась Церковью. Тем более такая приземлённая, сводящая человека до почти животного уровня, зависимость, как пищевая.

«Чревоугодие делает ум тупым, душу – плотскою, оно ослепляет и не позволяет видеть» — учит святитель Иоанн Златоуст в своих беседах (45-ая беседа, 1 часть).

Причины и проявления чревоугодия

Главная причина чревоугодия — излишняя любовь человека к себе (самолюбие), к своему телу, и недостаточная любовь к Богу (эгоизм). Начальная стадия этой страсти — неспособность контролировать себя. Желание кушать сверх того, что нужно для утоления голода и даже для сытости, нанося вред своему здоровью. Часто толчком к развитию чревоугодия становится влияние друзей или родственников, своим примером помогающие начать курить или выпить. Поэтому человек, твёрдо решивший встать на путь исправления от греха чревоугодия, должен научиться говорить “НЕТ”.

Многие даже православные люди не соблюдают посты, ссылаясь на рекомендации врачей и нежелание навредить организму. В таком случае следует посоветоваться со знакомым священником.

Однако, не стоит и переоценивать собственные силы в посте.

“Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание – чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство – чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость – чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения. Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, – здоровый и больной.”, — пишет о степенях воздержания преподобный Амвросий Оптинский (Письмо о хульных помыслах, и о том, как вести себя по отношению к ним).

Святые Отцы о чревоугодии составили много наставлений и предостережений.

«Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться, какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей», — пишет преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.

Выделяется и другой список:

  • стремление к потреблению слишком большого количества еды (обжорство);
  • пристрастие ко всяческим кулинарным изыскам;
  • излишняя привязанность к роскошным пиршествам;
  • зависимость от алкоголя;
  • неконтролируемая любовь к определённому виду съестного: шоколаду, кофе, газированным напиткам и т.д.;
  • нарушение постов;
  • тайноядение — грех, больше относящийся к проступкам в монашеской жизни.

Чревоугодие лишь начало

Святые Отцы нередко называют чревоугодие начальной страстью: только поборов её, имеет смысл начинать борьбу с другими страстями. Не победив малый грех, не победишь и великий.

От греха чревоугодия разрушается здоровье как телесное, так и духовное. Но главная опасность чревоугодия в том, что она влечёт за собой множество других грехов. Например, пьянство побуждает человека к сквернословию, святотатству, богохульству, блуду, гневу а иногда и к убийству. За объедением следует уныние. За пристрастием к изысканной пище идёт жадность, тщеславие, сребролюбие и воровство.

Не случайно чревоугодие считали одним из смертных грехов ещё в ветхозаветные времена. Например, чрезмерное влечение к пище и комфорту заставило народ Израильский роптать во время лишений в пути из рабства Египетского в землю обетованную. Многие евреи даже хотели вернуться назад, к безбожной и рабской, но сытой жизни. В Новом Завете Иисус Христос прямо заповедует ученикам воздерживаться от пьянства и объедения.

«И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом», — говорит апостол Павел в послании к Ефесянам (5:18).

Не меньшую, а с течением времени и гораздо большую, опасность представляет пьянство.

“Какую участь имеют подверженные сей слабости? Их постигают телесные болезни, бедственная жизнь, преждевременная старость и – смерть; а греховные поползновения, отчуждающие душу от Бога и лишающие Его благодати, – всего опаснее. Душа – вечна; надобно более всего о ней иметь попечение!” — так пишет о винопитии преподобный Лев (Наголкин), основатель и вдохновитель оптинского старчества.

Как бороться с чревоугодием

Ни один грех человеку не побороть без Божьей помощи. Поэтому первое условие избавления от страсти чревоугодия это молитва. Следующее средство борьбы — это самодисциплина и сила воли. Нужно заставлять себя придерживаться определённого распорядка питания, прилагать усилия, чтобы держать пост. Стараться избавиться от пагубных привычек пьянства, курения и регулярного объедания.

Читайте также:
Значение, которым обладает тату с треугольником

Мерой исполнения возложенных на себя обязательств касательно борьбы с чревоугодием является совесть. Ведь для каждого человека нужно индивидуальное количество пищи, общие стандарты для всех и на все случаи установить невозможно. Поэтому святитель Иоанн Златоуст говорил, что постник не тот, кто потребляет малое количество пищи, а тот, кто употребляет пищи меньше того, что требуется для его организма. В этом и заключается воздержание.

К любому посту необходимо подходить разумно. Очевидно, что беременным, кормящим грудью и тяжело больным поститься нельзя, или умеренно по желанию.

Чревоугодие

Чревоуго́дие – при­страст­ность к еде, про­яв­ля­ю­ще­еся либо в обиль­ном потреб­ле­нии пищи (объ­яде­ниях), либо в чрез­мер­ной изби­ра­тель­но­сти по отно­ше­нию к пище, чрез­мер­ном услаж­де­нии её вкусом (гур­ман­стве). Cтрасть «чре­во­уго­дие» выде­ля­ется в числе восьми особых гре­хов­ных стра­стей.

Чре­во­уго­дие – нару­ше­ние второй запо­веди, один из видов идо­ло­по­клон­ства. Так как чре­во­угод­ники воз­вы­шают чув­ствен­ное удо­воль­ствие, то, по слову апо­стола Павла «их бог – чрево» ( Флп.3:19 ), т.е. чрево – их кумир, идол.

Формы про­яв­ле­ния чре­во­уго­дия:

  1. вле­че­ние к потреб­ле­нию чрез­мерно боль­шого, неоправ­дан­ного физио­ло­ги­че­ски коли­че­ства пищи – мно­го­яде­ние (чре­во­бе­сие, чре­во­не­истов­ство);
  2. чрез­мер­ное вле­че­ние к осо­бого рода пище­вым изыс­кам, к гур­ман­ству – гор­тан­обе­сие;
  3. чрез­мер­ное вле­че­ние к засто­льям и пир­ше­ствам;
  4. чрез­мер­ное вле­че­ние к алко­голю, пьян­ство;
  5. при­стра­стие к опре­де­лен­ного рода пище­вым про­дук­там (слад­кому, пече­ному, аро­ма­ти­зи­ро­ван­ным гази­ро­ван­ным напит­кам, шоко­ладу и пр.);
  6. нару­ше­ние постов;
  7. тай­но­яде­ние.

Воз­мож­ные послед­ствия чре­во­уго­дия:

Послед­ствия чре­во­уго­дия могут ска­зы­ваться как на духов­ном, так и на физи­че­ском здо­ро­вье чело­века.

В духов­ном отно­ше­нии страсть чре­во­уго­дия опасна тем, что служит при­чи­ной фор­ми­ро­ва­ния ряда прочих гре­хов­ных стра­стей, таких, напри­мер, как уныние, блуд.

Одна из раз­но­вид­но­стей чре­во­уго­дия, пьян­ство, может спо­соб­ство­вать совер­ше­нию самых раз­но­об­раз­ных пре­ступ­ле­ний против Бога и ближ­него (лжи, сквер­но­сло­вия, свя­то­тат­ства, бого­хуль­ства, раз­до­ров, вражды, воров­ства, наси­лия, гра­бе­жей, раз­боев, убийств).

Будучи не увра­че­ван­ной, страсть чре­во­уго­дия низ­во­дит веру­ю­щего до уровня идо­ло­по­клон­ника ( Флп.3:19 ). Алго­ритм такого паде­ния хорошо рас­крыт Мои­сеем на при­мере Изра­иля: «И [ел Иаков, и] утуч­нел Изра­иль, и стал упрям; утуч­нел, отол­стел и раз­жи­рел; и оста­вил он Бога, создав­шего его, и пре­зрел твер­дыню спа­се­ния своего» ( Втор.32:15 ).

В отно­ше­нии физи­че­ского здо­ро­вья чре­во­уго­дие может при­во­дить к серьёз­ным функ­ци­о­наль­ным рас­строй­ствам телес­ных орга­нов и систем; к тяже­лым забо­ле­ва­ниям.

В Свя­щен­ном Писа­нии чре­во­уго­дие обо­зна­чено как один из наи­бо­лее вре­до­нос­ных плот­ских грехов.

Так, Книга Исхода отме­чает, что при­вя­зан­ность сынов Изра­иля к вкус­ной и сытной пище до того затме­вала их разум, что одна­жды, утра­тив воз­мож­ность есть досыта, они не только дерз­нули на ропот, но и при­ня­лись воз­ды­хать о хотя и раб­ской, без­бож­ной, но зато вполне сытой жизни в Египте ( Числ.11:4–6 ). Впо­след­ствии пророк Иезе­ки­иль поста­вил чре­во­уго­дие в один ряд с гор­до­стью и празд­но­стью ( Иез.16:49 ). Иисус, сын Сира­хов, счёл нужным отме­тить, что от зло­упо­треб­ле­ния яст­вами бывает бес­сон­ница, рези в животе и даже холера ( Сир.31:23 ). Нако­нец, Спа­си­тель прямо запо­ве­до­вал апо­сто­лам воз­дер­жи­ваться от объ­еде­ния и пьян­ства ( Лк.21:34 ).

Доб­ро­де­тели, про­ти­во­по­лож­ные чре­во­уго­дию:

Методы борьбы:

Методы борьбы с чре­во­уго­дием могут вклю­чать как духов­ные, аске­ти­че­ские, так и пси­хо­ло­ги­че­ские сред­ства.

Поскольку всякий грех может быть пре­одо­лен не иначе как с помо­щью Божьей, постольку понятно, что на первом месте должна стоять молитва и пока­я­ние. Кроме того, важную роль здесь играет моби­ли­за­ция воли, сми­ре­ние, бого­угод­ный труд, само­дис­ци­плина.

В каче­стве част­ных при­ё­мов уместно обо­зна­чить сле­ду­ю­щие: ста­раться, насколько воз­можно, при­дер­жи­ваться пра­виль­ного раци­она пита­ния (упо­треб­лять более или менее про­стую пищу); поки­дать тра­пезу прежде пол­ного насы­ще­ния; соста­вить режим пита­ния и стре­миться его испол­нять; избе­гать лишних засто­лий; соблю­дать уста­нов­лен­ные Цер­ко­вью посты; воз­дер­жи­ваться от алко­голя.

“Знай, что часто бес при­се­дит желудку, и не даёт чело­веку насы­тится, хотя бы он пожрал все снеди Египта, и выпил всю воду в Ниле”.
прп. Иоанн Лествич­ник

О вреде чревоугодия и борьбе со страстью

Притча о богаче и Лазаре. Икона
Фото сайта alchevskpravoslavniy.ru

Протоиерей Олег Безруких. Беседа 2. Откуда в человеке появляются греховные страсти? Зачем нужна вкусная пища? В чем суть греха чревоугодия? Вред чревоугодия. Чревоугодник грешит перед Богом. Чревоугодник наносит вред окружающим. Чревоугодник вредит самому себе. Внешние признаки чревоугодия. Средства борьбы с чревоугодием. Потребности и желания.

Откуда в человеке появляются греховные страсти?

Одни полагают, что мы такими созданы. Конечно, объедение, похотливость, жажда похвал, раздражительность, леность не одобряются в обществе, но вместе с тем снисходительно оцениваются как естественные слабости, свойственные человеческой природе. Другие объясняют причину абсурдных поступков влиянием нечистой силы. Третьи уверены, что зарождению греховных страстей способствуют дурные обычаи, получившие распространение в обществе. Став привычными, они как заразные болезни передаются от одного к другому. Оказавшись, например, в коллективе, где нецензурные слова и злобная брань приняты за норму, человек незаметно для себя и сам становится злоречивым.

Читайте также:
Благословение дочери перед свадьбой - слова матери дома

Во всех трех суждениях есть своя правда. Опыт христианских подвижников свидетельствует, что каждый человек находится под воздействием трех источников искушений – мира, плоти и диавола. Неслучайно угодники Божии начинали путь переустройства внутренней жизни с противодействия им: удалялись от мирских соблазнов, искушения плоти преодолевали строгим воздержанием, против диавольских наваждений вооружались постом и молитвой.

Но все же ключ к пониманию причин правильного или греховного поведения таится не в искушениях, исходящих из вне, а самоопределении человека – будет ли он потворствовать греховной страсти, или противостоять ей.

Библия возвещает нам, что в мире, созданном Богом, «все хорошо весьма» (Быт. 1, 31). Даже диавол первоначально был светлым ангелом, пока самопроизвольно себя не исказил. Вот и греховные страсти, при всей своей отвратительности, большей частью представляют собой испорченные человеком добрые свойства, дарованные ему изначально Самим Богом. Наглядным примером тому является греховная страсть чревоугодия.

Зачем нужна вкусная пища

Бог Творец наделил человека потребностью питаться, чтобы тот в пище получал необходимую энергию для своего телесного роста, мог жить, трудиться. Сам процесс поедания пищи и последующего переваривания имеет малопривлекательный вид, отнимает достаточно много времени, и чтобы побудить человека не отказываться от еды, Творец соединил с приемом пищи приятные вкусовые ощущения и чувство насыщения.

В чем суть греха чревоугодия

Грех начинается тогда, когда человек по сластолюбию злоупотребляет потребностью питаться и ест не для подкрепления своих жизненных сил и здоровья, а исключительно ради получения приятных вкусовых ощущений и удовольствия своего чрева. Происходит коварная подмена, меняются местами цели и средства. Вкус из средства побуждения к приему пищи становится самоцелью, а пища превращается в средство доставления приятных ощущений.

Различают три вида чревоугодия:

1) чревобесие – страсть к обжорству (прием пищи прежде времени, торопливость и неумеренность в приеме пищи);

2) гортанобесие – страсть к лакомству, гурманство;

Вред чревоугодия

Чревоугодник грешит перед Богом

Любители многоедения не мыслят жизни без возможности поглощать множество обильной и вкусной пищи. Она для них – все. Поэтому они готовы угождать чреву больше, нежели Богу. О чревоугодниках апостол Павел метко сказал: «Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном» (Фил. 3, 19). Чрево диктует им правила поведения, оскверняя чистоту души.

Чревоугодник наносит вред окружающим

Ссоры из-за еды возникают уже в детском возрасте. Дети капризничают, отнимают друг у друга сладости, едят в тайне от всех, не желая ни с кем делиться. С годами это приобретает все более уродливые и опасные формы. Сытый чревоугодник равнодушен и ленив, голодный – не остановится ни перед чем ради насыщения. В погоне за вкусовыми наслаждениями чревоугодие готово подвергнуть свою жертву немыслимым страданиям. Например, ради острых ощущений гурмана некоторые деликатесы китайской или корейской кухни повар готовит из еще живого животного.

В поисках любых способов умножения пищи, генетиками производятся эксперименты по искусственному воздействию на наследственные механизмы растительной и животной природы, нарушающие замысел Божий о творении. И уже сейчас врачи бьют тревогу о губительном воздействии на организм геномодифицированных продуктов.

Чревоугодник вредит самому себе

Объедением человек расстраивает свое собственное здоровье, ибо «от многоядения бывает болезнь, и пресыщение доводит до холеры; от пресыщения многие умерли», – говорит премудрый Сирах (Сир. 37, 32). Во времена Калигулы и Нерона римские патриции на многочасовых пиршествах обязаны были доказывать свое превосходство над плебсом способностью поглощать огромное количество пищи. Наевшись «до отвала», они время от времени выходили из пиршественного зала, искусственно вызывали у себя рвоту и изрыгали всё съеденное наружу, потом возвращались к застолью и набивали желудок новой едой. Так повторялось десятки раз. На императорских празднествах нужно было перепробовать все блюда, не пропуская ни одного, пусть даже организм от такого извращения приходит в полное расстройство.

Чревоугодник, требуя себе много дорогой, всякий раз новой и необычной пищи, истощает средства к жизни, растрачивает свое имущество, расстраивает всё внешнее благосостояние, доводит себя до нищеты (Притч. 21, 17). Ни в чем не отказывая своему чреву и становясь все более тучным, он подавляет свою душевную деятельность, притупляет разум, огрубляет сердце, истребляет стыд и всякое высокое чувство, делает сердце холодным и нечувствительным к добру, дух свой порабощает плоти, опускается ниже скотского состояния, выглядит смешным в глазах других людей.

Читайте также:
Самоисцеление от всех болезней силой мысли: возможно ли?

Связанные с чревоугодием грубые чувственные увеселения, непристойные песни, зрелища, пляски, шутки, смех, разжигают похоть и увлекают человека в грех сладострастия.

Внешние признаки чревоугодия

Грех проникает в нашу жизнь постепенно, чтобы не вызвать с нашей стороны решительного и своевременного отпора. Чревоугодие, предлагая душе сделать то одно, то другое маленькое послабление для плоти, незаметно шаг за шагом захватывает господствующее положение в душе. Если мы не хотим допустить тиранического господства плоти над духом, то по некоторым внешним признакам можем заметить начинающееся зарождение этой греховной страсти.

– Желание постоянно что-то есть.
– Ночные пиршества в одиночестве (тайноедение).
– Склонность к уменьшению физических нагрузок, сокращение пешей ходьбы, уклонение от выполнения домашних дел.
– Увеличение веса более чем на 5% в течение месяца.
– Одышка при подъеме на 4-й этаж в среднем темпе.
– Частые периоды плохого настроения.
– Чувство бессилия от невозможности победить начавшееся ожирение.

Средства борьбы с чревоугодием

К сожалению, сегодня многие, даже поняв всю пагубность греха чревоугодия, пытаются бороться лишь с внешними его следствиями – потерей хорошей физической формы. Их внимание остается устремленным к телу, а не к очищению сердца от страсти, которая продолжает там гнездиться, препятствуя жизни души.

Для того, чтобы властвовать над чревом, а не быть его слугой важно:

1. Прибегать к помощи Божией в молитвах, Таинствах Исповеди и Причащения.

2. Понимать маловажность, кратковременность и ничтожность удовольствий от объедения.

3. Помнить о худых последствиях этого порока, как в земной жизни, так и в будущей.

4. Осознать необходимость и пользу воздержания, пережить опыт радостного господства духа над плотью, соблюдая посты Православной Церкви.

5. Приучить себя к умеренному употреблению самой простой пищи и к отказу от дорогой, лакомой еды; избегать пиршеств и любых поводов к невоздержности.

Потребности и желания

Необходимо различать потребности человека и его желания. Потребностей у нас не так уж много. Главные телесные потребности – дыхание, питание, утоление жажды. Желаний же человеческих невозможно сосчитать. В чем тут дело? Дело в том, что каждое желание – это один из способов удовлетворения потребности. Потребность одна, а способов ее удовлетворения может быть сколько угодно. Когда, например, у грудного младенца возникает потребность в пище, мать кормит его своим молоком. Ребенок подрос, мать начинает прикармливать его соком, кашей.

С годами в нашем житейском опыте накапливается очень много способов удовлетворения потребности в пище и питье. И когда появляется чувство голода, тысячи желаний разрывают нас на части: хочется супа, борща, ухи, пельменей, котлет, колбасы, шашлыка, жареной рыбы, жареной картошки, картофельного пюре, каши гречневой, перловой, манной, гороховой, молока, компота, кофе, чаю, морса, просто воды и т.д. и т.д. И бывает очень трудно сделать между ними правильный выбор – съесть ту пищу и в таком количестве, чтобы утолить голод без вреда для здоровья и чрезмерного пресыщения.

Православные подвижники с помощью поста сводили к разумному минимуму количество своих желаний. Многие из них обходились простым хлебом и водой, свидетельствуя, что для поддержания телесной жизни требуется совсем немногое. Впрочем, преподобный Иоанн Лествичник рекомендовал не отказываться от некоторого разнообразия в пищи, но употреблять ее умеренно. Этим советом богомудрого старца мы и завершим нашу беседу.

Протоиерей Олег Безруких, кандидат богословия,
преподаватель отделения теологии ЛГПУ

О страсти чревоугодия

Босх. Страсть чревоугодия

Грех Адама, передающийся от поколения к поколению, заключает в себе потенциал всех человеческих грехов. Святые отцы, прошедшие многолетний опыт аскезы, видели глубины человеческой души – этого тайника, где зарождаются мысли и желания. Из сложной мозаики грехов они выделили и описали восемь главных страстей – восемь язв души, восемь рек мертвой воды, текущих из ада, от которых как ручейки и потоки берут начало остальные грехи. Русла этих рек словно меридианы опоясывают землю, а их истоки и устья соединяются в преисподней.

Восемь страстей связаны друг с другом как звенья цепи, которой диавол оковывает людей и влечет за собой как победитель пленников. Это восемь глав гидры, с которой должен вступить в борьбу каждый христианин; это невидимая сеть, в которую сатана уже восьмое тысячелетие стремится поймать, как зверолов добычу, земной шар.

Первое звено этой цепи – чревоугодие. Многим людям оно кажется невинной слабостью, не внушающей особого опасения, тем более что последствия этого греха, как струпья проказы, проявляются не сразу, а спустя годы. Но надо помнить, что после грехопадения Адама, нарушилась гармония между душой и телом человека. Тело – инструмент души и органическая часть человеческой личности – стало субстратом страстей и похоти. Тело – рабыня духа. Эта рабыня, будучи обласкана душой, захотела повелевать ей. Она, как Ева Адама, то обольщает ум мнимой сладостью страстей, а сердце очаровывает темной мистерией греха, то, как мятежник восстает против духа, стараясь свергнуть его с престола и самой стать царицей человеческой тримерии – духа, души и тела.

Читайте также:
Техники исполнения желаний - правила и рекомендации

Тело – это злой друг и добрый враг. Без тела не формируется человеческая личность. Без тела дух и душа не могут проявить себя вовне через слова и деяния. Лукавая плоть всегда готова предать душу диаволу за медные гроши низменных наслаждений – как Иуда за тридцать сребреников продал на смерть своего Учителя. Тело – коварный спутник души на тернистом пути к небесному царству, который то покорно следует за ней, то старается увлечь ее на широкую, выложенную камнем дорогу, ведущую к вечной смерти. Можно сравнить душу и тело с всадником и диким конем: если всадник ослабит удила, то конь помчится, куда глядят глаза, и оба свалятся в яму.

Чревоугодие – победа тела над духом; это широкое поле, на котором бурно растут все страсти; это первая ступень отвесной, скользкой лестницы, ведущей в преисподнюю. В библейской Книге Бытия написано, что Бог взглянул на землю и увидел, что все люди плоть, и Дух Его не может пребывать в них. Допотопное человечество не выполнило своего предназначения: плотское начало победило духовное, как бы поглотило его. Это был триумф плоти, который стал началом конца. Человечество не только погрузилось в болото материальности, но забыло Бога; став земным прахом, оно воздвигло себе из праха идолов – новых мертвых богов. По всей земле стало распространяться как чума идолопоклонение, волшебство, магия, разврат и людоедство. Культ плоти превратил историю человечества в бесконечную оргию. Уже до всемирного потопа человечество духовно погибло в потопе своих страстей. Всемирный потоп только как могильщик вырыл общую могилу для мертвецов и сделал дно океана кладбищем всякой плоти. Тела чревоугодников поглотило морское чрево, а души демоноугодников – ненасытное чрево преисподней.

История повторяется. Господь сравнил времена Ноя с последним временем. Снова плоть начинает торжествовать над духом, а демон – над плотью, растлевая, развращая ее, и всячески глумясь над ней.

Чревоугодие уродует человека. При виде чревоугодника невольно вспоминается рынок, где висят окровавленные туши животных, привезенных с бойни. Кажется, что тело чревоугодника висит на его костях, как ободранные туши на железных крюках.

Чрево, отяжелевшее от пищи, погружает ум в мрачную дремоту, делает его ленивым и тупым. Чревоугодник не может глубоко мыслить и рассуждать о духовном. Его чрево, как свинцовая гиря, тянет оземленную душу вниз. Особенно остро ощущает такой человек свою немощь во время молитвы. Ум не может войти в молитвенные слова, как тупой нож – резать хлеб. В этом смысле чревоугодие – постоянное предательство своей молитвы.

Следует отметить, что чревоугодие помрачает также интеллектуальные и творческие силы человека. Почти никто из выдающихся поэтов и художников не отличался чревоугодием и не имел тела, напоминающего пивную бочку. Как на исключение можно указать на поэта Апухтина, похожего на картину Гаргантюа. Однажды ребенок, увидев в своем доме среди гостей Апухтина, удивленно закричал: «Мама, что это за человекообразное существо!».

Нередко чревоугодник, уставший от груза собственного тела, доводящего до одышки и изнеможения, и от необходимости постоянно преодолевать как преграду размеры собственного живота, когда необходимо нагнуться, чтобы поднять вещь с пола или завязать шнурки на туфлях, решает объявить войну бесу чревоугодия и уничтожить как врага собственный жир. Он выписывает диеты из журналов, и объявляет своим близким, что скоро его фигура будет походить не на фламандскую живопись, а на статую Аполлона. Однако такой чревоугодник, севший на диету, чаще всего оказывается в роли гладиатора, который без оружия вступил в схватку с диким зверем: в первую минуту он еще сопротивляется, но затем падает, растерзанный когтями и клыками хищника. Первое время чревоугодник придерживается строгой диеты и смотрит на окружающих победоносно, как Геракл после очередного подвига, но затем, не выдержав скребущей боли в желудке, набрасывается на пищу, словно хочет наверстать упущенное.

В чревоугодии можно различить две страсти: чревобесие и гортанобесие. Чревобесие – это ненасытное желание пищи, это агрессия тела против души, постоянное домогательство чрева, которое, как жестокий мытарь, требует от человека непомерной дани, это безумие чрева, которое без разбора поглощает пищу, как голодная гиена добычу. Желудок такого человека подобен мешку, куда скупой хозяин запихивает без разбора вещи, собираясь в дальнюю дорогу, а затем с трудом волочит ненужный груз.

Гортанобесие – постоянное желание лакомой и изысканной пищи, это сладострастие гортани. Человек должен есть, чтобы жить, а здесь он живет, чтобы есть. Он заранее составляет меню с таким озабоченным видом, как будто решает ребус или математическую задачу. Он тратит на лакомства все деньги, как игрок в азарте проигрывает свое состояние.

Читайте также:
Как заново влюбить в себя мужа - советы психолога и сексолога

Есть еще другие виды чревоугодия, это: тайноядение – стремление скрыть свой порок; раноядение – когда человек, едва проснувшись, принимается за еду, еще не испытав чувства голода; поспешное ядение – человек старается быстро наполнить чрево и глотает пищу не разжевывая, словно индюк; несоблюдение постов, употребление из-за похоти гортани вредных для здоровья продуктов. Древние аскеты считали чревоугодием также чрезмерное употребление воды.

Как избавиться от чревоугодия? Вот несколько советов. Перед трапезой надо втайне помолиться, чтобы Господь дал воздержание и помог положить предел домоганиям чрева и гортани; помнить, что наше тело, падкое до пищи, рано или поздно само станет пищей для червей, взятое из земли – горстью земного праха; представить, во что превращается пища в чреве. Нужно мысленно определить для себя количество пищи, которую хотелось бы съесть, а затем отнять от нее четвертую часть и отложить в сторону. В первое время человек будет испытывать чувство голода, но когда организм привыкнет, то надо снова отнять от пищи четвертую часть – так советует преподобный Дорофей в своих поучениях. Здесь принцип постепенного уменьшения пищи до необходимого для жизни количества. Часто демон искушает человека, пугая, что от недостатка пищи он ослабеет и заболеет, не сможет работать и станет обузой для других. Домашние также будут волноваться и с тревогой смотреть в его тарелку, настойчиво убеждая, чтобы он поел побольше.

Святые отцы советуют вначале ограничить употребление пряной и раздражающей аппетит пищи, потом сладкой, услаждающей гортань, затем жирной, утучняющей тело. Следует есть не спеша – так скорее появляется чувство насыщения. Вставать с трапезы надо тогда, когда утолен первый голод, но еще хочется есть. В старое время был обычай трапезничать молча. Посторонние разговоры отвлекают внимание, и человек, увлекшись беседой, может машинально съесть все, что лежит на столе. Старцы также советовали во время еды читать Иисусову молитву.

Насчет меры употребления воды следует помнить, что жажда бывает естественная и ложная. Чтобы различить их, надо подержать во рту немного воды, не проглатывая ее: если жажда ложная, то она проходит, а если остается – то естественная.

Все страсти связаны друг с другом; их сочетание представляет собой как бы цветную мозаику или причудливые узоры ковра. Так чревоугодие может сочетаться со страстью гнева. У некоторых людей в состоянии гнева, и вообще волнения и тревоги, появляется желание что-нибудь жевать, чтобы отвлечь свои мысли; а так как гневливый человек почти всегда в волнении, то он привыкает постоянно класть пищу в рот. Чревоугодники оправдывают свою страсть психическим состоянием – стремлением выйти из стресса. Но в результате они приобретают не спокойствие, а лишние килограммы.

Чревоугодие иногда сочетается со скупостью. Такой человек готов поглощать испорченную, заплесневевшую пищу, только бы не выбросить ее. Скупые чревоугодники хранят продукты как реликвии, радуясь, что у них есть запасы на долгое время. Только когда продукты начинают портиться и гнить, тогда они решаются использовать их в пищу. Скупцы, угощая гостей, в душе ненавидят их как захватчиков, и переживают мучения за каждый съеденный кусок. Но сами они любят ходить к знакомым на обед, и даже составляют расписание – когда и к кому идти.

Чревоугодие, соединенное с тщеславием, порождает тайноядение. Тщеславный боится показаться обжорой. Он при людях ест воздержанно, но когда остается один, то спешит удовлетворить свою страсть. У него имеется заветное место, где он прячет пищу от посторонних глаз. Оглядываясь по сторонам и убедившись, что никого нет, он подходит к шкафу, как скупой рыцарь – к сундуку с сокровищами, достает еду и быстро пожирает ее. Надо сказать, что славянское слово «пожирать» означает «приносить жертву». Чревоугодник приносит жертву своему чреву как язычник идолу.

Есть грехи, родственные чревоугодию, например трапеза без молитвы, ропот на пищу, злоупотребление алкоголем, непристойные шутки, сквернословие, брань, споры и ссоры во время еды. На такие застолья слетаются бесы, как мухи на мед, и оскверняют невидимыми нечистотами пищу.

Можно сказать, что грех чревоугодия представляет собой постепенное поедание телом души, в результате чего в человеке меркнет небесное, духовное начало, и он становится слепой плотью.

Грех чревоугодия и борьба с ним

Чревоугодие в православии занимает первую ступень в списке смертных грехов. Почему Церковь так строго судит повышенную потребность человеческого организма в питании? Если Бог дает яства и питье для поддержания во здравии тела, храма Божьего, а человек с благодарением Всевышнему принимает пищу, то почему чревоугодие грех? Об этом далее в статье.

Читайте также:
Как выглядит домовой: фото настоящие, видео

Исторический аспект

Угождение плоти свидетельствует о победе плоти над духовностью, позволяя всем страстям расцветать в христианском теле.

Именно страсти погубили землю перед потопом, когда Творец не увидел в людях Божьего отражения, Он уничтожил Свое творение. Чревоугодие делает человека безобразным, уродуя храм Божий, что есть большой грех. Наполненное чрево становится тяжелой гирей для духовной души, тянет ее постоянно вниз, к страстям.

В Древнем Риме верхушка знати настолько погрязла в угождении своей плоти, что через чревоугодничество о горнем и не вспоминали. В некоторых случаях поклонению животу доходило до абсурда, когда организм уже не мог принимать пищу, а горло требовало продолжения банкета, обжоры вызывали рвоту специальными перьями и продолжали набивать себя едой.

Чем отличается обычное принятие пищи от чревоугодия

Принимая здоровую пищу каждый день, сообразуясь с постами и ограничениями, установленными Церковью, да еще делая это в кругу семьи и друзей, мы укрепляемся не только телесно, но и душевно. Некоторые священники называют принятие пищи христианами в совместной молитве благодарения продолжением Литургии.

После вознесения Иисуса, в ожидании схождения Утешителя, Духа Святого, первые поклонники Христа ежедневно собирались все вместе для вечеров любви, проводя время в принятии пищи и воспоминаниях о земной жизни Христа.

В обычном принятии пищи и небольшого количества вина нет греха, если при этом соблюдается мера. Как определить грань, много или достаточно? Где пределы обжорства и нормального количества еды?

Еда не может быть грехом, грешным становится отношение к ней.

Апостол Павел в послании Филиппийцам дал четкое определение чревоугодникам, написав, что чрево стало их богом, которому обжоры поклоняются, ставя еду на первое место в своей жизни. (Фил. 3:19)

Чревоугодие относится не только к пище, под это определение попадают несколько позиций:

  • чрезмерное принятие пищи;
  • упивание вином и другими спиртными напитками;
  • принятие пищи втайне;
  • несоблюдение воздержания во время постов;
  • сладкоедение в больших количествах.

К угождению плоти относится пьянство, наркотики, табак, для некоторых при этом сразу меркнет грех злоупотребления едой. Однако все это является пороками греховной страсти, зависимости, которая управляет человеком, не давая ему избавиться от греха самостоятельно.

Вино само по себе не грех, оно веселит сердце (Псалом 103:15) и способствует пищеварению (1 Тим.5:23), но при чрезмерном употреблении заканчивается распутством. (Ефес. 5:18).

Важно! Библия предупреждает, что зависимые от еды, алкоголя и других пагубных привычек грешники в Царство Божье не войдут. (1Кор. 6:10).

Церковь разделяет чревоугодие на два подвида:

  1. При чревобесии угодник уже не обращает внимания на качество и разнообразие принимаемых продуктов, для него главное впихнуть в себя как можно большее количество еды.
  2. Гортанобесие захватывает в свой плен более изысканных грешников, которые буквально поклоняются гурманству, создавая культ некоторых продуктов.

При гортанобесии человек готов выложить любые деньги и потратить время на приготовление любимого блюда, невзирая на бедность, нужды других людей или пост.

По словам священников, порой из-за угождения своему чреву рождаются страсти или блудливая похоть. Преподобный Нил Синайский сравнивает целомудрие при чревоугодничестве с соломой, пожираемой огнем.

Сопутствующие «друзья» чревоугодничества

Все грехи связаны между собой. При покаянии человек очищает свою душу для Иисуса, но постепенно леность отодвигает на второй план поклонение Богу, делая человеческий храм пустым, открытым для бесов, которые поспешат там поселиться. (Мат.12:42)

  1. Гнев. Чревоугодники оправдывают гнев, в который часто впадают, своим ожирением. Входя в состояние волнения, начинается заедание стресса, приобретается при этом не покой, а накопление жира.
  2. Длительное обжорство нагнетает страх остаться без еды, рождается скупость. Грешащий человек начинает копить пищу, употребляя даже испорченные продукты, которые жалко выбросить. Скупцы часто доедают оставленную другими еду, презирая себя за это, но при этом ничего поделать не могут. Бес сильнее их жалкой плоти.

Молитвы в помощь страждущему:

Последствия угождения чреву

  1. Утяжеленная чрезмерным количеством пищи душа не способна войти в молитвенное состояние и думать о Боге больше, чем о еде.
  2. Обжорство поражает как интеллектуальные, так и творческие способности грешного человека.
  3. Растолстевший человек начинает себя ненавидеть, появляется комплекс неполноценности.
  4. Физическое тело становится непослушным из-за постоянного ношения ненужного жира, одышка и изнеможение преобразуются в постоянные спутники не только пожилых, но и молодых людей.

Первое, за что хватается чревоугодник, это диеты и некоторое подобие спорта, с которыми трудно справиться обленившемуся разуму. И разочарование снова приводит к неуемному поглощению еды.

Как избавится от греха чревоугодничества

В Евангелии от Матвея написано, что беса можно выгнать только одним путем, постоянно пребывая в молитве и посте. Святые отцы учат любому греху противопоставить добродетель, так пьянство побеждает трезвость, блуд — чистота; чревоугодничество — пост. Это настоящее блаженство иметь силу духовного, душевного и телесного воздержания.

Пост

Находиться в посте сейчас модно. Рестораны пестрят постными блюдами, кондитеры предлагают конфеты и печенья, приготовленные якобы без применения жиров животного происхождения.

Суть поста не в отказе от продуктов животного происхождения, а в усмирении своей плоти. Если человек одну вкусняшку заменил другой, то это не пост, а видоизменение продуктов питания. Во время поста суетная жизнь как бы замедляет свой темп, уделяя больше времени общению с Богом в храмах и кругу христиан.

Читайте о постах:

Пост для чревоугодника — подвиг, на который только Творец дает силы. В постные дни приносится жертва Всевышнему, но не в виде приношений. Богу нужно сердце, дух сокрушенный, смиренный. Ущемляя свои желания, чревоугодники учатся бороться со страстями, и в этом им обязательно поможет духовный наставник.

Господь видит нашу слабую волю. Упав, не выдержав испытания, не стоит оставаться лежать, следует встать и все начать сначала. Все можно преодолеть в укрепляющем нас Иисусе. ( Фил .4:13)

Молитва дает силу

Святые угодники прекрасно знают о человеческой слабости. В книге «Лестница» преподобного Иоанна Лествичника чревоугодие поставлено на четырнадцатой ступени духовного возрастания из тридцати. Удивительно, но для победы над этой демонической страстью прежде следует расстаться с такими страстями:

  • ленью;
  • унынием;
  • злословием;
  • клеветой;
  • ленностью;
  • гневом;
  • многословием.

Преподобный Иоанн советует при возникновении мыслей о еде и перед принятием пищи постоянно пребывать в молитве.

Отче наш, Иже ecu на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждъ нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.

Богородице Дево, радуйся. Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила ecu душ наших.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Благослови.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил ecu нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел ecu, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без нетления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Аминь.

Помилуй мя Боже, яко немощен есмь! Даруй мне обуздать свое чрево и приобрести добродетель воздержания.

Помилуй мя Боже, яко немощен есмь! Помоги мне обуздать мою леность! Даруй мне ревность о спасительных деланиях и о стяжании необходимых мне добродетелей! Даруй мне силу трудиться и нести свой крест!

Во время моления следует четко уяснить, что за всякий грех придется дать ответ на суде.

Важно! С помощью духовного наставника для борьбы с чревоугодием в православии человек сам должен научиться устанавливать для себя наказание в виде физического труда и поклонов.

Маленькие советы от святых отцов

Для достижения победы над пагубной привычкой священники рекомендуют перед каждой трапезой молиться.

(читается устно после молитвы на принятие пищи )

Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на земле.

Господи, сладчайшее Брашно наше, никогдаже гиблющее, но прибывающее в живот вечный: очисти раба Твоего от скверны чревообъядения, всего плоть сотворившегося и чуждаго Духу Твоему, и даруй ему познать сладость Твоего животворящего духовнаго брашна, еже есть Плоть и Кровь Твоя и святое, живое и действенное Слово Твое.

О Христов угодниче, святый человече Божий Алексие! Призри милостивно на нас, раб Божиих (имена), и простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои, и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, мирную и христианскую жития кончину и добрый ответ на Страшнем суде Христове. Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя, по Бозе и Богородице, возлагаем; но буди нам помощник и покровитель во спасение; да твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа и твое святое заступление, ныне и присно и во веки веков.

О великий и пречудный угодниче Христов, святителю отче Игнатие! Милостиво приими молитвы наша с любовию и благодарением тебе приносимыя! Услыши нас, сирых и безпомощных (имена), к тебе с верою и любовию припадающих и твоего теплаго предстательства о нас пред Престолом Господа Славы просящих. Вемы, яко много может молитва праведника, Владыку умилостивляющая. Ты от лет младенческих Господа пламенно возлюбил еси и Ему Единому служити восхотев, вся красная мира сего ни во что же вменил еси. Ты отвергся себе и, взем крест твой, Христу последовал еси. Ты путь узкий и прискорбный жития иноческаго волею себе избрал еси и на сем пути добродетели великия стяжал еси. Ты писаньми твоими сердца человеков глубочайшаго благоговения и покорности пред Всемогущим Творцом исполнял еси, грешников же падших мудрыми словесы твоими в сознании своего ничтожества и своея греховности, в покаянии и смирении прибегати к Богу наставлял еси, ободряя их упованием на Его милосердие. Ты николиже притекавших к тебе отвергал еси, но всем отец чадолюбивый и пастырь добрый был еси. И ныне не остави нас, усердно тебе молящихся и твоея помощи и предстательства просящих. Испроси нам у Человеколюбиваго Господа нашего здравие душевное и телесное, утверди веру нашу, укрепи силы наша, изнемогающия во искушениих и скорбех века сего, согрей огнем молитвы охладевшая сердца и, помоги нам, покаянием очистившим христианскую кончину живота сего получити и в чертог Спасов преукрашенный внити со всеми избранными и тамо с тобою покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.

Не следует забывать, что человек взят из праха и в него же превратится, при этом пища в желудке постоянно преобразуется в испражнения.

Необходимо научиться ненавидеть тот зловонный груз, разлагающийся в собственном теле.

При накладывании еды в тарелку следует каждый раз убирать из нее постепенно четвертую, третью, а затем и половину порции, которую можно будет скушать через 2 — 3 часа, если возникнет голод, но он не возникает так быстро.

Дьявол будет шептать на ухо, что ограниченный прием пищи вредит здоровью, но это только его ложь.

Совет! Домашние и близкие люди должны поддержать чревоугодника в его борьбе, перейдя вместе с ним на правильное питание.

Что такое чревоугодие и почему оно так опасно

Чревоугодие выступает ненормальной страстью к употреблению смачных и вредных товаров, также несоблюдением постов. Грех чревоугодия представляет собой основную причину всех страстей, она предшествует всем остальным видам пороков и даже носит заглавие «коренной страсти».

Чревоугодие проявляется в виде объядения, гортанобесия (мощного желания услаждаться определёнными вкусами, гурманством, заменой постной продукции на соевые и остальные со похожими качествами во время поста, тягой к наркотика и алкоголю и тайноядением).

Грех чревоугодия нарушает 2-ю заповедь и выступает одной из разновидностей поклонения кумиру. У обжор 1-ое пространство отведено под чувственное удовольствие, то животрепещущими становится изречение апостола Павла «их божеством является чрево».

Добродетель-антипод чревоугодия – это умеренность с постничеством.

В которых разновидностях проявляется чревоугодие

Существует несколько форм, в каких может проявляться чревоугодие, а конкретно:

  • человек испытывает желание потреблять очень много еды, еще больше, чем это необходимо организму;
  • завышенное желание к разным пищевым изыскам, гурманство;
  • желание учавствовать в застольях;
  • чувство лишнего влечения к спиртным напиткам;
  • чувство лишнего влечения к определенным продуктам питания (сладостной еде, запечённой, напиткам с ароматизаторами, шоколаду и так дальше);
  • не соблюдение постов;
  • тайноядение.

Чем чреват данный порок?

Отрицательное воздействие греха чревоугодия повлияет как на духовное, так и на физиологическое состояние здоровья индивидума.

В духовных вопросцах чревоугодие каверзно тем, что провоцирует разные другие греховные пороки – например, угнетение, блуд и остальные.

Алкоголизм также представляет собой одну из вариантов чревоугодия. А оно чревато выполнением различных злодеяний против Всевышнего и собственных близких (ереси, ругательств, кощунства, богохульства, споров, вражды, краж, насилия, напад, разбоев и убийств).

Если не биться со страстью, то она непременно опустит человека на уровень идолопоклонничества.

А физически патологическая тяга к еде вызывает серьёзные многофункциональные расстройства телесных систем и органов, почти все тяжёлые патологии.

Священное Писание именует чревоугодие одним из самых вредных плотских страстей.

В чём разница меж ублажение голода от чревоугодия?

Человек испытывает природную потребность в еде, как в источнике энергии, который дозволяет поддерживать нормальную жизнедеятельность тела. И если люди рассудительно, здраво и равномерно употребляют еду, то в этом нету ничего отвратительного.

Порок чревоугодие начинает возникать тогда, когда человек очень злоупотребляет ублажение данной потребности. Тогда страсть начинает извращать, гиперболизировать природное желание, покоряет людскую волю. Осознать то, что страсть начала развиваться и покорять можно по неизменному рвению быть сытым.

Употребление пищи по прихоти значит желание есть, которое не мотивируется физической потребностью. Но это не относится к редчайшим желаниям человека вкусить конкретно сладостной, солёной, острой либо копчённой еды. Если такие желания не повторяются очень нередко – это гласит просто о нехватке в рационе какого-то вкуса.

Но постоянное желание употреблять какую-то определенную еду, причём делая это весьма похотливо – выступает истинной прихотью и делает человека рабом чревообъедения.

Как осознать, что страсть стопроцентно овладела личностью? Все его мысли напрочь заняты только думами о еде и желанием употреблять её, причём в огромных количествах. Если человек будет биться с данным губительным рвением и начнёт употреблять еду равномерно, исходя из собственных физических потребностей, то это недозволено будет отнести к чревообъедению.

Почему страсть чревоугодия является смертным грехом?

В 2003-м году ведущими ассоциациями французских кафе и ресторанов было ориентировано воззвание к Отцу Римскому Иоанну Павлу Второму, в каком просили его убрать чревоугодие из перечня грехов. Мотивировалось воззвание тем, что нет ничего отвратительного в том, чтоб баловать себя при помощи неповторимых блюд. Разве это греховно?

У почти всех людей может вправду появиться вопросец, по какой причине желание есть причислено к грехам? Ведь нас окружает огромное количество вещей, которые призваны намного больше заходить в «почётную семёрку», чем просто страсть к обжорству. Учёные именуют голод типичным маяком, который говорит о нехватке энергии в организме. Но, это кажется только с первого, весьма невнимательного взора.

Главные людские пороки были определены Фомой Аквинским, как источник грехов таковым образом: «основной порок является таковым, который владеет очень вожделенной целью, так что в состоянии вожделения её индивидум способен совершать разные грехи, берущие начало в данной для нас страсти и выступающие их главный предпосылкой».

Нашим далёким праотцам не было понятно понятие «дофамин», но они верно отмечали, что «жадность людская беспредельна». И если человек начинает удовлетворять нехватку положительных чувств в собственной жизни при помощи пищи, тогда в его организме появляются серьёзные нарушения дофаминовой системы.

В главном эта система контролирует больше наказания, чем заслуги организма, которые появляются в перекрывании дофамина. В схожих ситуациях наблюдается понижение дофамина (как, например, когда человек голодает) и он мотивируется тем к активным действиям.

Потом дофаминовая система быстро возвращает дофамин и человек ощущает себя отлично. Данный механизм будет работать при победах, например, на спортивных соревнованиях, похвале либо осуждению окружающих и так дальше.

Когда характеристики дофамина понижаются, человек подгоняется к достижению собственной цели за счёт перенапряжения и стресса.

Потому, когда вы употребляете еду, испытывая реальное чувство голода – работа дофаминовой системы не нарушается. Это не является чревоугодием. Как лишь вы начинаете есть с целью получить наслаждение – это станет традиционным дофаминовым катализатором.

Потому можно утверждать, что всё, что начинает провоцировать лишнее выделение дофамина – относится к чревоугодию. Пожалуй, более пользующейся популярностью стимуляцией дофамина является завышенное употребление сладкого.

Сахар по-настоящему ничем не различается от наркотических веществ и способен приводить к зависимости, в особенности у тех, кто на генном уровне или социально предрасположен к ней.

Потому все те, кто привык повсевременно есть конфетки, печеньки либо остальные виды сладостей в реальности ничем не различаются от конкретных курильщиков. Мозг человека в обоих вариантах будет реагировать идиентично. Желание перекусывать выступает абсолютным аналогом желания выкурить сигарету либо испить бутылочку пива.

Вследствие серьёзного нарушения дофаминовой системы начинается деформация личности человека, как и в случае с реальными наркоманами. Потому не стоит относиться к страсти чревоугодия просто и не придавать ей значимого внимания, ведь в реальности она весьма небезопасна.

Как одолеть данный порок

Борьба с чревоугодием состоит, как из духовных, аскетических, так и из психических способов.

С хоть каким грехом можно совладать только с божьей помощью, потому 1-ое пространство в борьбе с чревоугодием отводится молитве и искреннему покаянию. Кроме этого, немаловажная роль отводится мобилизации воли, смирению, богоугодному труду и самодисциплине.

Также поможет убрать губительную страсть последующее:

  • верный рацион питания;
  • употребление очень обычной еды;
  • окончание трапезы до того, как вы испытаете полное насыщение;
  • составление режима питания и желание его придерживаться;
  • отказ от излишних застолий;
  • соблюдение постов, установленных Церковью;
  • отказ от потребления алкогольных напитков.

В окончание темы советуем к просмотру увлекательный направленный на определенную тематику видео-материал:

Чревоугодие — смертный грех?

Чревоугодие в православии

Чревоугодие — это чрезмерное пристрастие к угождению плоти, которое становится для человека выше и важнее Бога. Именно грех чревоугодия в православной традиции относится к «смертным» грехам. Это не значит, что Господь карает за них смертью. Человек сам ставит себя на край гибели, когда не пытается побороть пагубные пристрастия. Часто православные люди с особым и даже излишним рвением берутся за борьбу со смертными грехами, в число которых входит чревоугодие. Это приводит к тому, что беременная женщина во время поста может придерживаться таких суровых ограничений, что это наносит вред ее будущему ребенку. А кто-то возьмет на себя непосильный подвиг аскетизма в еде, который приведет к обострению хронических заболеваний. Но Бог не ждет от нас членовредительства или полного отказа от пищи, иначе Он не создал бы наши тела с потребностью в еде.

Чем же отличается чревоугодие от обычного принятия пищи? Где та грань, которая отделит грех от удовлетворения естественных потребностей организма?

Проявления чревоугодия: чем отличается от обычного принятия пищи

К чревоугодию относятся те случаи, когда человек пытается получить от еды особенное наслаждение и поиск этого удовольствия становится выше отношений с Богом. Например, человек, не имеющий никаких проблем со здоровьем берет на себя подвиг поста. Но никак не может удержаться от желания съесть не постную пищу и каждый вечер объедается. К чревоугодию относятся также грехи курения и винопития.

«Неужели нельзя пить вино? Многие Библейские персонажи пьют вино и сам Иисус превратил воду в вино на свадьбе, а наоборот?», — спросит нас читатель. Можно. Умеренное винопитие не является грехом чревоугодия. Но ключевым словом здесь будет «умеренное». Чрезмерное потребление спиртного может перейти в опасное заболевание, зависимость — алкоголизм.

Таким образом, Господь оберегает нас. Определенные ограничения ставятся для нашего же блага. Грех чревоугодия стал грехом не потому что Господь хочет запретить нам есть сладкое. Небесный Отец знает нас лучше нас самих и чрезмерное увлечение сахаром, например, может спровоцировать развитие телесных недугов.

Возможные последствия чревоугодия для души и тела

Даже светские врачи однозначно выступают против чревоугодия. Конечно, слова «чревоугодие» вы, скорее всего, не услышите в больнице. Но диетологи предупреждают, что склонность к обильному употреблению жирной, острой и сладкой пищи ведет к развитию:

  • Ожирения;
  • Диабета;
  • Сердечно-сосудистых заболеваний;
  • Гастриту.

И это лишь неполный список того, что может ждать человека, который переедает или курит, злоупотребляет спиртными напитками. Грех чревоугодия «смертный» в прямом смысле этого слова.

Если говорить о душе человека, то все, что становится между Богом и человеком не принесет никакой пользы душе. Объедаясь человек сам мучается от чувства вины, страсть к пьянству разрушает семью, дружбу, а потом и личность человека, «убивая» его душу.

Как избавиться от греха чревоугодия

Борьба человека с грехами — трудный вопрос, и тут нет универсальных советов. Всегда можно обратиться к своему духовнику, почитать о том, что святые говорят о чревоугодии. Иногда требуется помощь специалиста: врача-диетолога, психиатра, который работает с зависимостью от алкоголя и курения. Грех может завладеть человеком настолько сильно, что самому ему уже не справиться. Но то, что не по силам человеку — по силам Богу, поэтому молитва, исповедь и Причастие, упование на милость Господа помогут бороться с грехом чревоугодия. Апостол Павел писал, что чревоугодие — грех, потому что еда становится Богом, которому поклоняется человек. Мы же знаем, что у нас один Бог — Господь наш Иисус Христос.

Читайте также — Зависть — русский грех

Совет от преподобного Амвросия:

«Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание – чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство – чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость – чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения.

Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, – здоровый и больной».

Преподобный Лев говорил:

«Удерживай себя от снеди и пищи, сколько можно, и старайся кушать умеренно легкой и известной пищи».

Вы прочитали материал о чревоугодии. Читайте также:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: