Дхарма: что это такое, её основные особенности

Дхарма

Дха́рма, дха́мма (санскр. धर्म dharma IAST , пали धम्म dhamma IAST ) — индийский философский и религиозный термин, одно из важнейших понятий в индийской культуре. Дхарму можно описать как совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка. Понятию дхармы трудно найти эквивалент. Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» (от санскритского корня дхар — «поддерживать»). В зависимости от контекста, дхарма может означать «нравственные устои», «религиозный долг», «универсальный закон бытия» и т. п.

Дхарма играет первостепенную роль в доктринах индийских религий, каждая из которых исповедует и практикует дхармические принципы. В индийских религиозных традициях принято считать, что люди, живущие в согласии с устоями дхармы, способны достичь мокши или нирваны. В индуистском обществе дхарма представляет собой религиозно-моральную доктрину о правах и обязанностях каждого индивида.

Дхарма, в своём общем значении, имеет определённое сходство с дао и даосизмом. Антонимом дхармы является адхарма. Символ дхармы — дхармачакра — центральный мотив в национальном флаге Индии.

Содержание

Употребление слова

В священном тексте индуизма — «Риг-веде» — слово употребляется в варианте дхарман dhárman- IAST и имеет ряд значений, включая «что-то установившееся или утвердившееся», или в значении «сторонник», «приверженец», «поклонник» (Бога), а также в абстрактном значении, имеющем семантическое сходство с греческим ethos, «установленный статус или закон».

В «Атхарва-веде» и классическом санскрите — ( dhárma- IAST , деванагари: धर्म), а на пали слово принимает форму дхамма. В современных индийских языках и диалектах слово часто употребляется как дхарам. Оно используется во всех дхармических религиях, к которым относятся индуизм, буддизм, джайнизм и сикхизм. Трудно дать одно точное определения термина «дхарма» — у него существует долгая и разнообразная история и оно имеет ряд сложных значений и толкований.

В контексте большинства современных индийских языков, таких как хинди или бенгали, «дхарма» просто означает «религия». Индуизм, буддизм, джайнизм и сикхизм соответственно называют «санатана-дхарма», «будда-дхарма», «джайн-дхарма» и «сикх-дхарма».

Дхарма в индуизме

Статья по тематике
Индуизм

Портал «Индуизм»

Историческое развитие концепции дхармы в индуизме

В «Риг-веде», вера в то, что естественная упорядоченность и гармония пронизывает природу и мир, проявляется в ведийской концепции риты, которая выступает как законы природы, как определённый установленный порядок вещей во Вселенной. Рита имеет определённое сходство с древнекитайским понятием дао и гераклической, или стоической концепцией логос. Этот порядок вещей во Вселенной, отражённый в ведийской религии, явился историческим предшественником понятия дхармы. Идея риты была изложена в ведийских гимнах и выступила как фундамент для дхармы в классическом индуизме. Дхарма упоминается в следующем стихе «Риг-веды»:

О Индра, веди нас по пути риты — истинному пути, следуя которому мы сможем преодолеть зло. [1]

Переход от риты к современной идее дхармы происходит в «Брихадараньяка-упанишаде». В Упанишадах дхарма рассматривается как вселенский закон, порядок вещей, гармония, истина, которые проявляются из Брахмана. Дхарма выступает как управляющий моральный принцип во Вселенной. Это сат — истина, один из основных принципов индуизма, который происходит от концепции «единой истины» (экам-сат), изложенной в «Риг-веде». Сат выступает в Ведах как одно из качеств Брахмана — сат-чит-ананда (истина-знание-блаженство). Дхарма это не просто закон или устой — это изначальная истина. В «Брихад-араньяка-упанишаде» это объясняется следующим образом:

Дхарма тождественна истине. Человек, который говорит истину, «говорит дхарму». [2]

В «Махабхарате» Кришна определяет дхарму как поддерживающую порядок вещей как в материальном мире, так и в мире духовном. [3]

Дхарма как одна из пурушартх

Продвигаясь по четырём ступеням духовного развития (ашрамам) ведийского общества, которыми являются брахмачарья, грихастха, ванапрастха и санньяса, индивид одновременно осуществляет и четыре основные пурушартхи, или цели — дхарму, артху (экономическое развитие, материальные обретения и мирские заслуги), каму (чувственное удовлетворение), и мокшу (освобождение из сансары — круговорота рождения и смерти). Конечная цель, мокша, является самой важной в последних двух ашрамах жизни, тогда как пурушартхи артхи и камы в основном практикуются в грихастха-ашраме. Дхарма, однако, играет ключевую роль на всех четырёх ступенях духовной жизни.

Бог дхармы

Яма, которого также называют Дхармараджа, выступает как дева, управляющий дхармой и следящий за её соблюдением. Описывается, что он родился из груди Брахмы и женился на десяти дочерях Дакши. Он является отцом Шамы, Камы и Харахсы, а также Нара-Нараяна риши.

В «Махабхарате», Видура описывается как воплощение Ямы. [4] Также, Кунти вызывает Яму и зачинает от него своего старшего сына Юдхиштхиру. Поэтому, Юдхиштхира также получил известность под именем Дхармапутра («сын дхармы»). [5]

В специальной литературе

В специальной литературе, например, по санскритской грамматике, дхарма также означает «собственность», а дхармин — «обладающий собственностью». В таких санскритских фразах, как шабдо нитья ( shabdo ‘nityaḥ IAST ) — «звук непостоянен», «звук» является носителем качества «непостоянности». Подобным же образом, во фразе иха гхатах ( iha ghataḥ IAST ) — «здесь есть горшок», «здесь» выступает как носитель «существования горшка».

Дхарма в буддизме

В переводе на:
Пали: dhamma
Санскрит: धर्म
dharma
Китайский:
Японский:
Тибетский: chos
Корейский: 法 (법)
Портал Буддизм
  1. универсальный закон бытия, открытый Буддой;
  2. буддийское учение;
  3. явление, далее неделимая составляющая бытия. Элементарный «кирпичик» сознания и мира (о мире самом по себе, независимо от сознания, буддизм ничего не говорит): «круглое», «длинное», алчность, не-алчность, мысль, сознание и т. п. Дхармы мгновенны, непрерывно появляются и исчезают, их волнение и образует человека (или другое существо), воспринимающего мир. Чем больше человек обуреваем страстями, тем меньше среди дхарм благих и больше неблагих, что по закону кармы ведет к усилению страдания, испытываемого человеком. Если человек ведет нравственную жизнь, почитает наставления Будды или божеств других религий, то в его «потоке сознания» преобладают благие дхармы, и он в этой и последующих жизнях испытывает мало страданий и даже может родиться небожителем. Но и небожители подвластны закону кармы и смертны. Чтобы полностью прекратить волнение дхарм, нужно осознать, что нет ничего неизменного — ни мира самого по себе, ни Бога-Творца, ни вечной души. Когда это все не только понято, но и осознано, процесс «бывания» прекращается, и достигается нирвана — состояние, которое нельзя назвать ни вечным бытием, ни полным уничтожением: все наши понятия непригодны для описания нирваны. Дхарма считается одной из центральных и вместе с тем одной из наиболее сложных категорий буддийской мысли. По Ф. И. Щербатскому, природа дхармы непостижима [6] .
Читайте также:
Как начать новую жизнь и изменить себя: 30 рекомендаций

Дхарма — категория абхидхармы

Описание дхарм как элементов бытия (см. выше) изложено в третьей части буддийского канона, Абхидхарме. Их детальной классификации посвящён труд «Абхидхармакоша».

Все дхармы можно разделить на два базовых класса омрачённые (сасрава) и неомрачённые (анасрава).

Омрачённые

К омрачённым (сасрава) относятся все обусловленные (санскрита) за исключением истины пути (марга — одна из четырех благородных истин).

Особенностью обусловленных дхарм является их загрязненность (клеша). Обусловленные дхармы делятся на пять групп (скандха). А именно:

  • форма (рупа)
  • ощущения (ведана)
  • представления (санджня)
  • воля (санскара)
  • сознание (виджняна)

В свою очередь рупа делится на пять органов чувств (индрия), пять видов объектов (вишая) и непроявленное (авиджняпти). Индрия это органы зрения (чакшу), слуха (шротра), вкуса (джихва), обоняния (гхрана), осязания (кая). Вишая это зрительные (рупа), слуховые (шабда), вкусовые (раса), обонятельные (гандха), осязательные (спраштавья) данные. Итого десять органов чувств и объектов.

Тройная классификация дхарм

Дхармы были классифицированы Буддой тремя способами: по группам (скандха), по базам (аятана) и по элементам (дхату). Васубандху объясняет причину необходимости тройной классификации следующим образом:

Сознательные существа заблуждаются в трояком отношении: одни заблуждаются относительно психических явлений, считая их за «я»; другие опять заблуждаются относительно явлений чувственных; третьи полагают, что явления психические и чувственные вместе составляют «я». Кроме того, проницательность людей различна, а также их склонности: одни в состоянии понять или любить только краткое; другие — среднее; третьи — пространное. [7]

Поэтому для первых предназначена классификация дхарм по пяти группам, для вторых — по 12 базам, а для третьих — по 18 элементам.

Таким образом, эти же десять органов чувств и объекты, перечисленные выше, присутствуют и в списках дхарм, входящих в базы (аятана) и элементы (дхату). А именно:

Для скандха Для аятана Для дхату
чакшур индрия чакшур индрия аятана чакшур дхату
шротрендрия шротра индрия аятана шротра дхату
джихвендрия джихва индрия аятана джихва дхату
гхранендрия гхрана индрия аятана гхрана дхату
кайендрия кая индрия аятана кая дхату
рупа вишая рупа вишая аятана рупа дхату
шабда вишая шабда вишая аятана шабда дхату
раса вишая раса вишая аятана раса дхату
гандха вишая гандха вишая аятана гандха дхату
спраштавья вишая спраштавья вишая аятана спраштавья дхату
Неомрачённые

К неомрачённым (анасрава) относятся истина пути (марга), акаша и два прекращения (ниродха): пратисанкхьяниродха и апратисанкхьяниродха.

См. также

  • Дхармачакра
  • Рита
  • Варнашрама-дхарма
  • Индийская философия
  • Философия индуизма
  • Буддизм

Примечания

  1. RV 10.133.6
  2. «Брихад-араньяка-упанишада» 1.4.14
  3. «Dhaaranaad dharma ity aahur dharmena vidhrtaah prajaah, Yat syaad dhaarana sanyuktam sa dharma iti nishchayah» «Махабхарата» 12.110.11
  4. The Mahābhārata: Book 11: The Book of the Venus Book 12: The Book of Peace, Part 1 By Johannes Adrianus Bernardus Buitenen, James L. Fitzgerald pg.124
  5. The Mahābhārata: Book 11: The Book of the Women Book 12: The Book of Peace, Part 1 By Johannes Adrianus Bernardus Buitenen, James L. Fitzgerald pg.124
  6. Щербатской Ф. И.Центральная концепция буддизма и значение термина дхарма // Щербатской Ф. И. Избранные труды по буддизму. — М.: Наука, 1988. С. 169—170.
  7. Перевод О. О. Розенберга.

Литература

  • Lingat, Robert (1973), «The Classical Law of India», University of California Press, ISBN 0520018982 ,
  • Rosen, Steven (2006), «Essential Hinduism», Greenwood Publishing Group, ISBN 0275990060 ,

Ссылки

Статьи: История – Хронология • Школы • Тексты • Страны • Культура • Храмы • Категории: Терминология | Люди

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • История письменности
  • Коммутируемый доступ

Смотреть что такое “Дхарма” в других словарях:

ДХАРМА — (санскр. dharma, пали dhamma) фундаментальная универсалия инд. культуры, не поддающаяся однозначному переводу на европейские языки по причине своей принципиальной многозначности, но в самом общем виде означающая порядок, норму, закон… … Философская энциклопедия

дхарма — учение, закон, мораль Словарь русских синонимов. дхарма сущ., кол во синонимов: 5 • долг (19) • закон … Словарь синонимов

“ДХАРМА” — термин, которым в индуизме охватывается круг налагаемых на человека законами и обычаями его касты религиозных, нравственных, общественных, семейных обязанностей, выполнение которых обеспечивает счастливое переселение души. В более общем понимании … Юридический словарь

ДХАРМА — (санскритское закон, порядок, долг, справедливость, качество, характер, природа), Понятие древнеиндийской мысли: некий образец, которому надлежит следовать как норме, вечный закон; в более узком смысле долг, добродетель. Понятие дхармы… … Современная энциклопедия

ДХАРМА — (санскр.) 1) одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, имеющее несколько значений: вечный моральный закон (аналог абсолюта); нравственно социальное установление для правильной жизни (долг) в этом смысле каждый человек… … Большой Энциклопедический словарь

ДХАРМА — (санскр. dharma, тиб. chos, кит. fa., яп. ho закон, религия, долг, доктрина, благочестие, основа, порядок мироздания, качество, характер, истина) одно из важнейших понятий индуистской и буддийской философий. В индуизме Д. истинная реальность,… … Новейший философский словарь

Дхарма — (муж.) религия, путь к Богу Древние индийские имена. Словарь значений … Словарь личных имен

Дхарма — (санскр. закон, порядок, долг, справедливость, качество, характер, природа), одно из важнейших понятий древне индийской философии. В самом общем виде некое установление положительного характера, образец, которому надлежит следовать как норме,… … Религиозные термины

ДХАРМА — (санскр. dharma, пали dhamma): 1) в индуистской мифологии сначала божественный мудрец, затем бог справедливости, персонифицирующий понятие «дхармы» закона, морального правопорядка, добродетели. Д. в мифах либо сам сын Брахмы и один из Праджапати … Энциклопедия мифологии

Дхарма — (санскритское закон, порядок, долг, справедливость, качество, характер, природа), понятие древнеиндийской мысли: некий образец, которому надлежит следовать как норме, вечный закон; в более узком смысле долг, добродетель. Понятие дхармы… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Предназначение и Дхарма на жизненном пути человека

В этой статье мы разберём такое понятие как «Дхарма». Как её рассматривают в разных традициях.

Понятие Дхармы. Концепция Дхармы в буддийской традиции

Понятие «Дхарма», или «Дхамма» существует как буддийской так и в ведической традиции. Будда Шакьямуни воспитывался в традиционном индийском обществе с его нерушимыми догматами и кастовым устройством, что и послужило достаточной причиной для неприятия сложившихся устоев и началу поиска чего-то нового, что, в свою очередь, привело к отказу от кастовой системы и впоследствии послужило тому, что мы сейчас именуем философской системой под названием «буддизм».

Однако, несмотря на радикальный отход от существовавших в тот момент взглядов, многие понятия из Вед и Веданты плавно перешли в новую систему знаний. Среди них такое основополагающее и, вероятно, одно из самых широкотрактуемых и вызывающих наибольшие споры среди последователей дхармических религий (джайнизм, сикхизм и т. д.) понятие Дхармы.

В древней Индии Дхарма была идентична законам Рита. Напомним, что законы Рита — это естественные законы природы. Следование им и есть выполнение законов Рита. Дхарма часто переводится как ‘универсальный закон бытия’, ‘религиозный долг’, ‘то, что поддерживает космический порядок’. Также считается, что Дхарма — это одновременно и свод нравственных правил; в некоторых духовных традициях под Дхармой принято понимать метод в целом.

Таким образом, вы уже поняли, что трактовка понятия Дхармы может варьироваться в зависимости от контекста, источника, где вам встретилось это понятие, а также от познаний и наклонностей тех, кто интерпретирует этот термин. В Сутре Белого Лотоса, которая была записана в I веке н. э. в традиции Махаяны (Большая колесница), Будда говорит о Ливне Дхармы, когда дождь Дхармы проливается на всё сущее, и оно начинает развиваться в согласии со своей собственной природой.

Законы Дхармы едины, но они могут быть реализованы только в согласии с внутренней природой того, кто воспринимает Дхарму.

Одним из главных и основополагающих определений Дхармы считается следующее: «то, каким всё является на самом деле». В различных источниках мы находим многочисленные описания того, что такое Дхарма, но вышеприведённое выглядит как наиболее ёмкое и широкое по смыслу. Оно также в наибольшей мере отражает мировоззрение буддийской традиции, где смысл состоит в том, чтобы избавиться от иллюзии (чем и является наш мир) и перейти в мир необусловленный, неиллюзорный, тот, который и есть истина.

Для этого мы должны познать и проявить истинную природу самих себя, а поддержкой на пути и будет служить Дхарма, помогая выполнять нравственный долг.

Понятие Чатурдхармы в философии адвайты

Понятие Чатурдхармы, или четырёх видов Дхармы, разработано и понятным образом представлено в философии адвайты, одном из ответвлений философии буддизма. Нам известно из литературы Вед, что практика Дхармы осуществляется на протяжении всей жизни, а периоды жизненного пути, согласно ведическим писаниям, носят название «ашрамы». В жизни обычного человека эпохи Кали-юги различают четыре ашрама, на каждый из которых условно отводится по 20–25 лет жизненного пути: брахмачари — до 25 лет — период учения и целомудрия; грихастха — с 25 до 50 лет — когда человек посвящает свою жизнь миру и семье и на первый план выходят материальные и чувственные ценности; ванапрастха — с 50 до 70 (75) лет — постепенный отход от дел и социальной активности; санньяси (последний период) — 70 (75) + — когда человек становится религиозным аскетом-отшельником и учителем для всех остальных групп людей.

Таким образом, в четыре раздела Дхармы входят:

  • Законы Вселенной (Рита);
  • Социальная Дхарма (Варна-дхарма), принадлежность к определённой социальной группе;
  • Человеческая Дхарма (Ашрама-дхарма);
  • Личная, индивидуальная Дхарма (Свадхарма).

Такого деления придерживаются некоторые школы адвайты, и во многом они правы, подразделяя Дхарму на разделы, т. к. понятие Дхармы очень глубоко и может прослеживаться в различных областях жизни. Так, например, Варна-дхарма, это выражение социального статуса. В эпоху Вед и в настоящее время в некоторых странах она выражена кастовым устройством общества. Т. е. Варна-дхарма — это в первую очередь подчинение социальному устройству общества и выполнение своих обязанностей в соответствии со своим социальным статусом.

Что такое Ашрама-дхарма, вы уже знаете. Личной Дхарме, или Свадхарме, мы посвятим отдельный раздел нашей статьи.

Также Дхарма является частью четырёх главных Пурушартхи человеческой жизни, где Дхарма — нравственный закон, артха ответственна за мирские заслуги и всё материальное, кама как эмоционально-чувственный аспект жизни и мокша (также может именоваться нирваной) приносит освобождение и преимущественно практикуется в двух последних ашрамах — ванапрастха и санньяси.

То, что мы видим во всех этих разделениях и интерпретациях Дхармы, во многом подтверждает наше первоначальное суждение о том, что Дхарма пронизывает человеческое бытие: она может выступать в качестве универсального закона, регулирующего жизнь и развитие Вселенной, на более частных уровнях она может выступать в качестве морального закона, а также может быть интерпретирована в качестве закона, регулирующего социальную активность людей и наделяющего смыслом жизненный путь или, лучше сказать, структурируя его, что мы и видим на примере Ашрама-дхармы.

Как узнать свою Дхарму: Дхарма мужчины и Дхарма женщины

Каким образом узнать свою дхарму? Таким вопросом задаются многие начинающие адепты буддизма, потому что они, вероятно, находятся под воздействием современных тенденций и трактовок этого термина. Мы уже не раз упоминали, что значение слова «Дхарма» может интерпретироваться весьма разнообразно, и в том числе в наше время иногда его понимают в качестве индивидуального предназначения человека в жизни.

Во-первых, это не совсем так, и для понятия поиска и нахождения индивидуального предназначения в жизни существует другой термин. Во-вторых, с точки зрения того, что мы уже описали выше, было бы большой недооценкой полагать, что понятие Дхармы сводится лишь к выяснению и нахождению индивидуального пути, что к тому же связано с эго и в целом с желанием. Это бы изначально противоречило самому учению Будды, в основе которого лежит разотождествление с обусловленностью, желаниями эго и т. д. Именно желания удерживают человека от окончательной, внутренней свободы и перехода в нирвану, т. е. отделяют его от перехода из мира обусловленности в мир необусловленности.

Понятие Свадхармы

Давайте всё-таки продолжим тему индивидуального предназначения, и если ошибочно приписывать термину Дхармы такую трактовку, то для нахождения собственного предназначения в жизни существует ещё одно понятие, и оно созвучно дхарме — это Свадхарма, или личная Дхарма (ещё один перевод).

Изначально в Ведах мы не встречаем подобное понятие. Впервые мы узнаём о нём из Бхагавад-гиты, когда Кришна говорит Арджуне о том, что «исполнение своего собственного долга, пусть даже и посредственное, предпочтительнее, чем исполнение чужих обязанностей, хотя бы и отличное. Лучше умереть в Свадхарме; Парадхарма полна страха и опасности». Так, мы понимаем, что у каждого в жизни есть долг, или обязанность, сообразная с его собственной природой. Её-то человек и должен прожить, воплотить в жизнь.

Далее приведём отрывок из лекции Шри Шри Рави Шанкара, которая проходила в Бангалоре в 2013 году. На вопрос присутствующих о том, каким образом можно трактовать Свадхарму, он ответил следующим образом: «Любое действие, которое не заставляет вас почувствовать страх или беспокойство, — это Свадхарма. Такое действие, когда вы чувствуете, будто что-то побуждает вас его сделать и без выполнения которого вы чувствовали бы беспокойство — это Свадхарма».

Действие, которое производится в наибольшем согласии с вашими внутренними глубинными установками, талантами и наклонностями становится Свадхармой. Поэтому выяснение индивидуальной Свадхармы — это в большей мере осознание и понимание своей собственной сути, наклонностей и позволение себе действовать и жить согласно своим наклонностям.

Неправомерность вопроса о разделении на мужскую и женскую Дхарму

Из всего этого можно заключить, что вопросы о существовании Дхармы женщины или Дхармы мужчины как минимум излишни, потому что в древних священных текстах изначально не давалось каких-либо конкретных рекомендаций, касающихся различий между Дхармой женщин и мужчин. Скорее, такое разделение было предпринято значительно позднее с целью описать круг обязанностей и законов для обоих полов, но человеку, изучающему Веды, веданту или буддизм, вряд ли стоит сосредоточивать внимание на подобного рода информации, т. к. любое разделение, категоризация и т. д. — это по большому счёту лишь ещё одно добавочное затемнение реальности, ещё одна иллюзия, созданная умом человека.

Наша задача состоит в том, чтобы свести количество самскар к минимуму, а не приумножать их, создавая различного рода надстройки в и без того уже отягощённой трактовками и комментариями философской системе. Ведь даже вышеописанные классификации понятия Дхармы на различных уровнях — это творения человеческого ума. Поэтому цель состоит в том, чтобы постараться воспринять и различить истину, суметь её увидеть среди прочей мишуры, постоянно удерживая внимание на том, что дхарма — это «то, каким всё является на самом деле». За многочисленными отражениями мы должны увидеть реальный образ, и лишь тогда, когда мы научимся видеть то, что есть (а не то, что мы хотим увидеть, или то, что нам хотят показать), тогда мы будем жить в соответствии с Дхармой.

Итак, подведём некоторые итоги по этой обширной теме, к которой мы только прикоснулись (и отнюдь не претендуем на полное описание и презентацию темы Дхармы). Ведь, как известно, Дхарма — это то, что пронизывает все аспекты человеческой жизни, при этом, по одной из трактовок, сама Дхарма выступает в качестве одного из главных её аспектов. Однако, возможно, стоит прислушаться к тому, о чём говорят Веды и смрити: что, придерживаясь выполнения Дхармы, человек продвигается по направлению к необусловленности, к Истине и, следовательно, к освобождению.

Дхарма изначально предполагает своего рода «волю к свободе», которая довольно точно отражена в представленной метафоре: «Человеческий ум как зеркало: ни за что не цепляется, ничего не отрицает. Он принимает, но не удерживает». Эта цитата напрямую связана с принципом непривязанности и пустоты (шуньяты), на котором базируется учение буддизма, что в первую очередь определяет состояние ума. Но это уже тема другой статьи…

Дхарма: что означает и как проявляется в обычной жизни

Санскритское слово «дхарма» имеет множество значений и смысловых оттенков. Это – космический закон, это долг и справедливость, это – и выполняемые должным образом предписанные должностные обязанности, а также – закономерность, Божественное предначертание, отчасти – смысл жизни, предназначение данного земного воплощения. Источник – Эзотерика. Живое Знание

Наиболее точными переводами слова «дхарма», с учетом российской специфики, будут следующие: «правильная жизнь», «правильность», «праведность». Ну а привычно русское «правильный мужик» будет означать «человек с образом жизни, соответствующей дхарме».

Дхарма имеет множество аспектов, сосуществующих в многомерных полях человеческой ауры и его высшего личностного начала (Атмана). Один из них – один из наиглавнейших аспектов – самопознание. Дхарма в этой группе аспектов – тот путь, следуя которому человек познает свою вечную природу Атмана и свою вечную связь с Богом.

Смысл земной жизни человека – чтобы полюбить Бога; и разнообразные современные научные трактовки типа концепции уменьшения энтропии, квантовых переходов и проч., часто только затуманивают эту простую истину. Потому что Бог, в величественной неописуемости Своего личностного начала, не подчиняется никаким научным теориям, концепциям и интеллектуальной логике.

И пока человек не познает Атмана внутри себя, или Искру Божью, ложно отождествляя себя с телом, чувствами, эмоциями и мыслями, – до тех пор он и будет воплощаться на земле снова и снова. Так утверждает Шри Кришна в Бхагавад-Гите, и это – непреложный закон космического бытия.

Дхарма учит людей жить в гармонии и согласии с самими собой и другими людьми, со всеми живыми существами. Вот почему добродетельные люди имеют больше шансов на счастье и спокойную жизнь, чем те, кто служит только своим мимолетным желаниям. И если бы все следовали дхарме, не было бы ни конфликтов, ни сражений, ни политических конфронтаций.

Дхарма основана на пяти обобщающих принципах:

  1. Знание.
  2. Любовь.
  3. Справедливость.
  4. Преданность.
  5. Терпение.

Дополнительные принципы дхармы описаны во многих Священных Писаниях. Например, читаем в Лесной книге Махабхараты [МХБ , Араньяка-парва , 2, 72-76] :

“Принесение жертв, учение, даре­ния, подвижничество, правдивость, всепрощение, смирение, нестяжательство — таков, говорят, восьмеричный путь дхар­мы. Первые его четыре ветви ведут путем предков; но только все предписанные действия надлежит совершать бескорыстно, а не из себялюбия. Остальные (четыре ветви) — это путь бо­гов [devayana], по которому всегда шествуют праведники. Кто очистил свой дух, пусть идет восьмеричным путем.

Допуская только благие помыслы; обуздав должным образом чувства; ревностно исполняя (тягчайшие) обеты; угождая, как положено, настав­никам; строго соблюдая правила питания; преуспевая, как по­добает, в учении; отрешившись полностью от плодов деяний; навсегда пресекши (деятельность) мысли — только так должен жить тот, кто желает превозмочь сансару!”

И если человек защищает дхарму, то дхарма – как вселенская сила – начинает защищать этого человека. Хотя силы зла бывают очень велики и кажутся несокрушимыми, гарантия безопасности (хотя бы в духовном смысле) исходит от самого Бога, чьи благие принципы защищаются человеком, вставшим на путь дхармы.

Но дхарма – это в то же время – не застывший свод предписаний и не следование косным традициям; дхарма – это свойство самой Жизни, а Жизнь постоянно меняется. Так, по крайней мере, утверждает Шри Кришна в Махабхарате.

Перемены лежат в основе жизни, и каждый обязан действовать во благо всего мира.

Времена меняются, меняются не только правители, но и целые страны исчезают, и появляются новые государства. Но эти принципы дхармы – вне времени, и они должны соблюдаться в любой части земного шара в любом столетии.

И если служебные обязанности двусмысленны или сомнительны с точки зрения морали – у человека есть свобода выбора – принимать их на себя или нет. И если любой из перечисленных принципов-основ страдает – результаты всегда окажутся сомнительными и неоднозначными. И тогда говорили раньше «дхарма в ущербе»…

К сожалению, в наше время человек очень часто должен выбирать между большим злом и меньшим злом – об этом предупреждал несколько раз Шри Кришна в «Махабхарате» еще 5 000 лет назад (!).

Более того, некоторые люди со временем могут начать гордиться своей праведностью, и тогда они начинают делать одну ошибку за другой, принося страдания не только себе, но и близким. Это – грех гордыни, и иногда говорят, и считается, что гордыня хуже убийства.

В то же время, стоит понимать, что морализм и взывания к нравственности не только иногда преследуют лишь эгоистические интересы других людей, но потому могут быть ограничены изначально. Вспомните, как во времена СССР ценились честность и отвага, но эта честность должна была быть такой, чтобы укреплять социалистический строй, а отвага признавалась отвагой только для защиты того тоталитарного строя, который царил при генсеках ЦК КПСС.

Морализм и призывы к нравственности всегда будут ограничены и слепы, пока человек не поймет, что самые лучшие качества человеческие – они исходят от Атмы (Высшего «Я»), являются проявлениями Атмы и коренятся в той самой Божественной искре, что в зародышевом или более-менее развитом состоянии пребывает в духовном сердце каждого существа.

Поэтому дхарма всегда основана и должна быть основана и сопровождаться духовным знанием.

Если дхарма приносит страдания самому человеку и его близким – стоит подумать, а дхарма ли это вообще?

Люди очень часто обсуждают, когда кто-то не выполняет свои обязанности, но сами порой далеки от честного выполнения своего собственного долга, не только на работе, но и в семье. Более того, недалекие в духовном отношении люди склонны объявлять религии и вообще человеческие добродетели – уделом слабых, ни на что не способных людей.

Эта уверенность в себе, конечно, хороша, но для ослепленных границами материальной жизни и отсутствием духовных знаний такие люди становятся опасными для других людей и даже всего общества.

Увы, но их деструктивные воззрения не осознаются обществом в полной мере. Принципы вроде «обязательности плюрализма мнений» или «все мнения хороши» не дают распознавать последние по уровням духовной зрелости, глубине погружения в высшую реальность. В массовых масштабах убеждения типа «государство есть орудие угнетения» или «политика – дело грязное», как и воззрения о расовом превосходстве, опасны тем, что часто служат оправданию самых гнусных преступлений и злоупотреблений со стороны власть имущих. Последние, более того, сами заинтересованы в целях сохранения своей власти в общественной путанице умов, создавая иллюзию плюрализма, демократии и прогресса мысли.

Дхарма пребывает вне времени. Аналогичным образом для нее нет деления на расы или национальности. Но, в зависимости от общих условий существования цивилизации, формы проявления и конкретные ее предписания могут изменяться и различаться.

Для людей недалеких и не склонных к добродетели именно изменение общих условий нашей жизни чаще всего выступает основным предлогом, чтобы оправдывать свои эгоистические замыслы и пагубную их реализацию для других людей. Дескать, условия сейчас не те, жизнь меняется, а значит, мы можем делать то-то или другое, потому что мы так хотим. Еще горше видеть, что общей заботой о государственных якобы интересах надо принять и утвердить тот или иной разорительный закон.

В общем, часто договариваются до того, что само понятие «добродетель» устарело, морально-нравственные ценности обесценились, а потому весь хаос и бардак – явление естественное (?!).

Но любая дхарма находится в поле проявления Любви, и если нет Любви – дхармических принципов или нет, или они извращены, или под их именем творится полное беззаконие и дела тьмы.

Дхарма сама по себе не ведет к бессмертию, она не продлевает жизнь, не дает молодости в старости… Внешне люди, проповедующие и следующие дхарме, умирают, как обычные люди.

Поэтому – на фоне обязанностей перед Богом и своим Высшим «Я» – человек имеет выбор и в своих духовных желаниях. И только горячо устремленный к Знанию может получить его.

Бесплатный курс по астрологии

Дхарма: как жить по ее законам для обретения счастливой жизни?

Дхарма: как жить по ее законам для обретения счастливой жизни?

Что такое дхарма? Как жить по ее законам, чтобы обрести гармонию и счастье? Как идеальный путь личности приведет вас к успеху? Читайте в нашей статье от именитого ведического Гуру!

Гириш Кумар Джоши, потомственный астролог, Гуру, брахман, Учитель Института Лакшми

Понятие «дхарма» — одно из важнейших в восточной философии. Вы наверняка уже сталкивались с ним, изучая лекции по ведической астрологии, хиромантии или васту. Рассмотрим, что такое « дхарма » и как изучение ее законов может помочь нам, современным людям, в реализации своего предназначения в этой жизни.

С точки зрения священных писаний дхарма – это закон существования каждого живого существа в этом мире, который позволяет наиболее полно развиваться, соблюдая космические и божественные принципы.

В переводе с санскрита «дхарма» — это не что иное, как «закон» или «учение». Звучит довольно обобщенно, не так ли? По сути, дхарма это универсальная сила, действующая на всех уровнях Вселенной. Дхарме подчиняются космос, время, все стихии, природа. Она является важной движущей силой всех духовных процессов, в которые вовлечена джива (душа). Личность, которая следует своей дхарме, находится в резонансе со Вселенной.

4 вида дхармы

Дхарма — это всеобъемлющее явление, ее принято делить на несколько уровней, а именно:

Рита дхарма – это универсальный закон Вселенной;

Варна-дхарма – главный закон социума;

Ашрама-дхарма – этапы развития личности;

Свадхарма – это индивидуальная дхарма личности.

Рассмотрим каждый из уровней и то, по какому принципу действуют законы дхармы.

Рита-дхарма или Вселенский закон

Можно сказать, что Рита-дхарма, это мелодия, под которую кружится наша Вселенная. Рита упорядочивает космос, время, все планеты и звезды, потому что представляет собой замысел Бога Творца. Этот вид дхармы не что иное, как судьба Вселенной, если мы (люди) живем в гармонии с космическими законами, то находимся в созидательном потоке Риты.

Рите подчиняются процессы созидания и разрушения миров, наступление новых эпох, круговорот рождений и смертей, путешествие душ из одного тела в другое. Этот вселенский порядок поддерживают полубоги , выступающие хранителями стихий и законов природы: Брахма, Вишну, Шива, Индра, Сома, Варуна, Сурья, Агни, Дхарма, Кубера.

Варна-дхарма – закон построения общества

Как я написал в начале статьи, дхарма распространяется на все и на всех в этом мире. Общество – не исключение. Варна-дхарма объясняет, как следует жить каждому человеку с учетом его позиции в социуме. Законы дхармы подразумевают общественные отношения в рамках семьи, нации, религиозного сообщества и человечества в целом. Важно уважать свою дхарму, придерживать моральных норм и законов социума, в котором мы живем. Качественное исполнение дхармы ведет к духовному росту, более того, развиваются и люди, которые находятся рядом с вами.

В священных писаниях говорится, что если человек правильно исполняет свою дхарму, то дхарма его защищает. То есть, следуя своему предназначению, можно преодолеть жизненные трудности и добиться успеха в материальном и духовном плане.

Есть еще один интересный закон дхармы – если человек чувствует, что проживает не свой жизненный сценарий, то дхарму рекомендуется поменять, но сначала избавиться от долгов «прежней жизни» .

Ашрама-дхарма: этапы взросления

Этот аспект дхармы, возможно, не слишком применим к современному обществу. Но все же следует упомянуть и о нем. Ашрама-дхарма описывает конкретные этапы, которые переживает душа в физическом теле. Подразумевается рождение, взросление, зрелость, старость и уход из мирской жизни. В ведическом обществе личность проходит 4 основных этапа взросления:

  • Ученичество (с 12 до 24 лет);
  • Семейственность (с 24 до 48 лет);
  • Удаление от дел (с 48 до 72 лет);
  • Религиозное отшельничество, аскеза (с 72 лет).

Свадхарма (свой путь, индивидуальная дхарма)

И вот мы пришли к самому интересному – индивидуальному пути личности, который называется свадхарма. Это выбор, который обуславливает движение индивидуума по жизни. Такая дхарма – это свобода воли, внутренний закон, которым человек руководствуется в своих поступках.

Свадхарма зависит от «плохой» и «хорошей» кармы, от соотношения проступков и добрых дел. Каждый человек, как вы понимаете, индивидуален с точки зрения свадхармы. Более того, на индивидуальную дхарму влияют и три вышеуказанные дхармы – вселенская, общественная и человеческая. У свадхармы есть задача – указывать на закономерности развития человека, в зависимости от его кармы. Тут можно провести параллель с флорой: из семени вырастает дерево, которое покрывается цветами, дает плоды и новые семена.

Для познания индивидуальной дхармы рекомендуется обращаться за помощью к божеству Ганеше, он ведает тайнами времени, кармы, памяти и прошлых жизней, а значит, может указать путь для наиболее корректного проживания свой дхармы.

Зная свою дхарму и следуя по пути ее реализации, человек обретает счастье. Таким образом, страдания, разочарования и беды – это не что иное, как следствие несоблюдения дхармы либо проживания не своей дхармы.

Дхарма мужчины и женщины: в чем отличие?

У женщин и мужчин изначально совершенно разные задачи. Безусловно, мужчина может заниматься воспитанием детей, а женщина – руководить крупным коллективом и оба они будут счастливы, во всяком случае, на первый взгляд. Мы живем в Кали-югу, время, когда многое происходит не совсем так, как было задумано. Предлагаем вам ознакомиться с ведическим взглядом на дхарму женщины и мужчины и оценить, насколько вам близка эта концепция.

Женская дхарма – служение и забота

Согласно священным писаниям, в компетенции женщины находился дом и уход за ним, поддержание чистоты и создание уюта – стирка, приготовление пищи, мытье посуды. Дхарма женщины – быть красивой и ухоженной, чтобы радовать своим внешним видом любимого мужчину и вдохновлять его .

Еще одна важная обязанность женщины – это воспитание детей. Мама должна привить детям доброту, милосердие, уважение к старшим.

На плечи женщины возложена дхарма врачевания членов семьи. Кроме того, она должна давать моральную поддержку супругу, разделять его жизненные ценности.

И последнее – на женщине лежит важная роль хранительницы домашнего очага. Она несет ответственность за то, чтобы построить теплые эмоциональные отношения с родственниками и друзьям семьи, а также хранить верность мужу.

Мужская дхарма – покровительство и материальное обеспечение

Мужские обязанности не менее серьезные: в первую очередь, это духовный рост членов семьи, нравственное воспитание детей. Дхарма мужчины предписывает материальное обеспечение семьи, защиту от внешних проблем, покровительство всех домочадцев и эмоциональную поддержку женщины.

Важная задача мужчины – позаботиться о счастье женщины. Он должен обеспечить ее средствами для покупки всего необходимого для дома, потому что жилище – это среда обитания женщины. Если женщина будет удовлетворенной, то она сможет осчастливить и своего супруга.

И последний пункт: мужчина просто обязан баловать свою женщину! Он должен одаривать ее подарками, украшениями, сладостями, нарядной одеждой. Веды говорят, что дом, в котором обитает счастливая женщина, никогда не покинет богиня Лакшми. Супруга Вишну отвечает не только за удачу, но и за материальное процветание. Таким образом, чем больше мужчина угождает своей жене, тем более богатым и успешным он становится.

Друзья, обязательно приходите ко мне на обучение ведической астрологии в Институт «Лакшми-Амея»! Вы научитесь не просто управлять своей жизнью с помощью ведических учений и построения личного гороскопа, но и сможете научиться профессии астролога, проводить личные консультации, зарабатывать и работать на благо человеческой гармонии. Жду вас!

Дхарма — что это такое, и что мы упускаем? Виды и цели дхармы.

Раз вы задаетесь вопросом что такое дхарма, тогда наверняка Вы уже продвинулись достаточно глубоко, что бы не тратить время на такое понятие, как карма, реинкарнация и так далее. И не будем этого делать, сразу перейдем к сути вопроса. Если же интересует, например, вопрос кармы, то можно все узнать здесь «Что такое карма простыми словами».

  • 3 составляющих драхмы
  • Для чего нужна человеку дхарма
  • Выполняет ли троечник свою дхарму?
  • Каким человек не должен быть в старости.
  • Главная цель дхармы

Понятие дхармы и виды дхармы

Дхарма — что это простыми словами, по самой сути? Дословно, дхарма — это закон, следование законам общества. Это достаточно общее понятие, оно включает в себя несколько составляющих, как варна-дхарма, ашрама-дхарма и сва-дхарма. Мы кратко разберем эти виды дхармы, чтобы пойти дальше. Эта информация крайне будет важна для дальнейшего понимания темы.

Варна — это также слово из санскрита, что значит социальный уклад общества по виду деятельности, где люди распределяются по четырем ее видам:

  • Врачи, ученые, священники, юристы, учителя, социальные служащие
  • Военные, управленцы, гос.служащие.
  • Бизнесмены, предприниматели, финансисты и фермеры.
  • Ремесленники, рабочие. Все те, чья работа связана с ручным трудом. А также в эту категорию входят, актеры и артисты

Ашрама-дхарма также распределяется на 4 ступени, именно ступени взросления человека по возрасту.

  • Ученический возраст, примерно — до 24 лет.
  • Социально ответственный возраст, примерно — до 50 лет
  • Постепенный отход от дел и обучение других, примерно — до 75 лет
  • И далее, до смерти, возраст духовной зрелости и отречения от мирского.

Сва-дхарма, это индивидуальный путь человека в жизни. Поиск себя и своего предназначения.

Дхарма — что это простыми словами. Суть дхармы

Здесь еще кое-что важное, потерпите немного, мы обязательно дойдем до развязки. Итак, можно сказать, что дхарма, это тот путь человека, который должен пройти честно «от и до». От маленького ребенка еще ничего не ждут.

А вот когда он будет готов к школе, его самой важной драхмой будет учеба.

Каждый родитель скажет своему ребенку — самое главное для тебя в этом возрасте учиться и только учиться.

Чем усердней молодой человек выполнил свою главную обязанность или драхму — учиться, тем лучше он прошел этот этап. Соответственно, молодой человек больше получил благословений и похвалы от родителей. И конечно, больше пользы принес для самого себя.

Здесь отмечу, что уровень оценок играет второстепенную роль, поскольку зависит от способностей ученика.

А точнее, если ученик однозначно может учиться на 4 и 5, но не делает этого, тогда уже с детства не выполняет, что должен, то есть — драхму. Если же его потолок это тройки, и он усерден в своей учебе, тогда выполняет дхарму.

Далее, интереснее.

После окончания учебы молодой человек вступает сразу на две ступеньки. Он должен чем-то зарабатывать на хлеб, то есть определиться, кто он по профессии. И, второе — вступает в семейные узы.

От девушки здесь ожидают уют в доме, заботу о детях, материнство. Это ее дхарма. От юноши- обеспечение достатка в доме и защита семьи. Давайте здесь оттолкнемся, как в геометрии, от противного.

Закон и суть дхармы на примерах

Не редко бывает так, что молодой человек пренебрегает своими обязанностями, как в профессиональном росте, так и в семейной жизни. От этого известные проблемы. Недовольство от второй половины и личная неудовлетворенность. То есть близкие, и свои ощущения подсказывают, что не выполняем свои обязанности. Не делаем, что должны.

Если сейчас скажем, почему я кому-то что-то должен, то можно дальше не читать, поскольку пока не готовы к основам личного и духовного роста.

Здесь слово «должен» имеет то значение, которое закладывается при достижении цели.

Спортсмен должен усиленно тренироваться, ученик — учиться, врач — лечить, жена обеспечивать, сама или организационно, хотя бы минимальный уют в доме, а мужчина кормить семью и так далее.

На сколько ученик въедался в гранит науки относительно своих способностей, и насколько в течение следующих 25-30 лет человек хорошо выполнял свой долг, настолько он подойдет к тому возрасту, когда пожинают плоды своего труда.

Не только материальные, но и как зрелая личность.

Здесь мы подбираемся к самому интересному.

Теперь представим иную картину, когда человек выполнял все свои домашние обязанности и честно выполнял свою работу в профессиональной сфере. Согласитесь, к 50 годам, будут два разных человека, кто шел по пути драхмы, а кто считал что он ничего никому не должен. Жил, как придется.

Одному было не очень легко. Вся жизнь в труду и обязанностях, однако есть некое моральное и материальное удовлетворение. Второй плыл по течению, но к середине своей жизни понимает, что приплыл в тупик.

Успех — понятие больше социальное. В плане вселенских законов, успех, это рост над самим собой, а не в глазах других

Что в итоге?

Например, женщина, которая все силы тратила на комфорт в доме, и мужчина, который, в меру своих способностей к заработку — зарабатывал и честно приносил заработок домой. На этом этапе, как муж жена внутри себя благословляют друг друга. Можно слышать — какой (какая) ты у меня умница!

Это имеет большую силу с точки зрения кармы.

Кроме того, за исполненный закон дхармы, за честно прожитый отрезок времени — их благословляет Бог. Да, у людей может не быть полного материального достатка, но они своими честно исполняемыми обязанностями зарабатывают очень хорошую карму на свою следующую жизнь.

В следующей жизни Господь им предоставит куда лучшие и комфортные условия для жизни и труда в свое удовольствие.

Цель дхармы, во многом выполнена.

Но это далеко не все. Далее еще интереснее.

Дхарма — что это простыми словами. Развязка.

Переходим к третьему этапу жизни человека, когда наш возврат перевалил за 50-55 лет. Как говорят еще и в Японии:

первая часть жизни — учеба,

вторая усердная работа и семья,

третья — обучение других.

Что сможет после 50 лет тот, кто не шел по пути драхмы, пути следования своим обязанностям? Чему полезному он может научить? Какие дать зрелые и ценные советы?

Никаких! Такой человек, по самой сути бесполезен. Такой человек в конфликте сам с собой. Его путь закончен. Может я сейчас жесток, но это только для акцента проблемы.

И наоборот. Тот, кто шел по пути своей драхмы, всегда может быть полезным обществу, как специалист своего дела, так и в житейских вопросах. Лучшие дедушки и бабушки именно такие люди.

Дхарма возраста 50-70 лет — учить других. Мы не говорим, что все педагоги по жизни. Мы говорим, что каждый, кто честно трудился, шел по пути выполнения своих профессиональных и семейных обязанностей, может передать свой опыт молодым поколениям. Такой человек может еще работать, но должен понимать, что от него, на этом этапе, требуется две вещи.

Первое. Как уже сказали — передача опыта, обучение.

Второе. Осознанный подход к четвертому, или заключительному этапу своей жизни. Человек не доживает свою жизнь. А в этом возрасте делает переход от бурной, ритмичной жизни к духовным ценностям. Свободное время тратит не на праздность и потехи как в молодости, а на шаги его одухотворяющие.

Человек ни в коем случае не гаснет. Наоборот. Позитив, это качество, которое может и должно быть в течение всей жизни. Более того, позитив, признак целостной личности.

В конце жизни превратиться в разочарованного и мелочного старика — считаю, это трагедия. Должно быть ровно все наоборот.

Старость не обреченность, а достоинство и мудрость. Таков должен быть венец жизни.

Что в конечном счете дхарма дает человеку?

Дхарма — это не просто морально-нравственный путь. Дхарма — это последовательный духовный рост человека путем честного выполнения своих обязанностей, как в семье, так и в обществе, в т ч перед старенькими родителями. Деятельность, которая поднимают его на духовную ступень развития.

По сути, Иисус Христос в своих заповедях и проповедях также давал путь дхармы. Честный труд и максимальная свобода от греха.

И по той же сути, это подцель всех религий, следуя путем благочестия и честного труда, заботясь о семье, ко второй половине жизни подойти к еще более высоким ценностям. На Востоке или Кавказе, традиция уважения стариков возникла не просто так. Человек должен уже к 50-55 годам подойти целостной личностью, не обремененный только материальными заботами. А к 70-75 годам, быть в прямом смысле слова духовным учителем для других, а не скрягой или брюзгой.

Счастье и востребованность после 50 и 70 лет, это прямой признак выполнения своей дхармы

Выполнение закона дхармы дает человеку основу для дальнейшего роста. Не только как профессионала, а потом учителя. Это все ступени, важные, но ступени, к главной цели — духовный рост человека.

А духовный рост не возможен без честности.

В данном случае, повторимся, честности в части выполнения своего долга, как ученика, супруга, родителя, специалиста своего дела. Мы не идеальны, порой мы обманываем себя и других. Однако, одно дело, когда мы понимаем свою слабость и стремимся избегать этого в будущем, другое — перекладывать все на других.

Заключение

А теперь представьте себе, что каждый выполняет свою дхарму. Это почти рай на Земле! Чиновник не ворует, врач лечит, учитель учит, полицейский защищает закон, муж порядочен, жена -заботлива. Сказка? А как на счет Бога? Что у нас по царству Божьему? =)) Мы жили — не тужили и потом в рай? Не так все просто.

Идея дхармы именно в том, что мы начинали всему этому учиться именно здесь, а не там. А к Богу возвращаемся полностью подготовленными.

Понимаете? К Богу можно вернуться только целостной, одухотворенной личностью, честно выполнив свой долг от А до Я.

Никак не иначе.

Если Вам интересна тема Бога более, чем в общеизвестном смысле, то читайте мою статьи «Кто такой Бог» и «Цели религии от А до Я» . Надеюсь я смог донести тему, дхарма — что это простыми словами. Рад буду Вашим вопросам, комментариям, вступайте в мою группу Вк . И будьте счастливы!

Теперь немного рекламы =)). Я сделал максимум, чтобы реклама не мешала Вашему чтению.

Что такое дхарма в буддизме — как найти путь к просветлению

Приветствуем вас, дорогие читатели.

Наша беседа сегодня посвящена одному из ключевых понятий буддизма – дхарме. У нее много форм и толкований. Это древнеиндийское слово, происходящее из санскрита. В тесно связанном с ним языке Пали Дхарма принимает форму Дхаммы. Но перевести слово для западного человека не так просто.

Рассматривая, что такое дхарма в буддизме, можно узнать, что ее определяют как фактор, составляющий опыт. Это указывает на каждый элемент, являющийся частью материальных и физических аспектов мира.

Отсюда следует, что все существует как дхарма либо включает ее. То есть из нее состоят атомы, мысли, облака, искусство, автомобили, звезды и утконосы. Дхамму также описывают как естественный ход вещей (универсальный закон) и учения Будды, которые указывают на эту истину и описывают Путь к ее реализации (другими словами, просветление).

Определения

Прежде всего, Дхарма представляет собой одну из трех драгоценностей буддизма. Это идеалы, которых следует придерживаться для вдохновения и приверженности практике. Три драгоценных камня – это Будда (совершенство просветления разума), Дхарма (учения и методы) и Сангха (пробужденные существа, которые руководят и поддерживают на Пути).

Дхамма иногда используется для обозначения высказываний Будды и его ранних учеников. В более широком смысле она включает появившиеся впоследствии толкования и дополнения, разработанные различными школами, чтобы помочь объяснить и расширить учения.

Альтернативно дхамму можно рассматривать как высшую и трансцендентную истину. Она полностью выходит за пределы мирских вещей и относится к «закону» или конечной реальности (природе вещей).

Один из самых важных символов буддизма – это колесо Дхармы. Оно олицетворяет собой учения Будды. Тибетский термин для этого символа «колесо трансформации». Его движение служит метафорой для ускоренного духовного изменения благодаря учениям Будды.

Так, беседа учителя в Сарнатхе считается «первым поворотом колеса дхармы». Его проповеди в Раджгире и Шравасти олицетворяют второй и третий обороты. Восемь спиц – это символ Благородного восьмеричного пути.

Колесо также олицетворяет бесконечный цикл сансары или возрождения, которого можно избежать только с помощью буддийских учений. Некоторые последователи религии рассматривают основные части этого элемента как символы «трех навыков» в практике:

* Ось – это моральная дисциплина, которая стабилизирует разум.

* Спицы означают мудрость, которая применяется для поражения невежества.

* Обод представляет собой концентрацию, которая держит все остальное вместе.

Иногда Будду сравнивают с опытным и умелым врачом, а Дхарму с подходящим лекарством. Но даже с самым замечательным доктором или эффективным препаратом пациент не излечится, если не следует курсу лечения. В этом смысле практика Дхаммы – единственный способ достичь окончательного освобождения, то есть нирваны.

Характеристики

Те, кто следуют по пути дхармы, должны развить в себе 10 важных качеств, неотъемлемо связанных с ней. Первое – это дхарти или терпение. В духовной сфере нереалистично ожидать немедленных результатов после начала практики. Другие качества:

* Кшама. Это момент, в который цикл действия и реакции прекращается по собственной инициативе человека.

* Дама. Это состояние достижения контроля над внутренними врагами, включая отказ от желаний.

* Астея. Буквально означает отказ от кражи, физической или умственной.

* Шаоча. Это чистота, внешняя и внутренняя. Первая относится к телу, одежде и окружающей среде. Внутренняя чистота – это ум.

* Индрийяниграха. Есть десять индрий или органов: пять сенсорных и пять моторных. Поскольку они осуществляют контроль над физическими действиями, их называют доминирующей сущностью. Индрии в свою очередь находятся под контролем умственной и духовной силы.

* Дхи. Если человеческий интеллект недостаточно развит, он становится разрушительным. Дхи означает доброжелательный разум, помогающий возродить общество, принося пользу не только людям, но и всем существам.

* Видья. Это внутреннее усвоение внешних целей. Делится на 2 типа: видья и авидья. Первая связана с внутренней жизнью, вторая – с внешней. Видья и авидья помогают добиться успеха в материальной и духовной сферах.

* Сатьям или истина, которая соблюдается в личной и общественной жизни.

* Акродха. Это отказ от гнева, который представляет собой пребывание под воздействием нервных клеток, а не более тонких слоев разума, поэтому он очень опасен. Гнев можно проявлять, только чтобы остановить нечестивые деяния грешных людей.

Дхарма и карма, которые связаны с концепцией справедливости, служат основой для буддийской этики. Они образуют космический путь, который ведет душу через реинкарнацию к конечной цели просветления. Два понятия связаны между собой: дхамма учит людей жить в ладу с миром, позволяя накапливать позитивную карму. Это дает возможность испытать благоприятные события в этой и следующей жизни.

Естественное состояние мира гармонично, и люди должны делать все, что в их силах, чтобы сохранить это. Деяния, нарушающие естественный баланс, такие как война или кража, безнравственны. Карма – космическая сила, которая сопровождает как хорошее, так и плохое действие. Если люди не могут наблюдать дхарму и действовать в своих собственных интересах, они набирают плохую карму, что приводит к негативным событиям в будущем.

Дхамма – это своего рода очевидная истина в буддизме. Это естественное состояние всех вещей, и приверженцы узнают его через изучение писаний и медитации. Дхарма объединяет буддийский принцип Четырех благородных истин:

* Путь к прекращению страдания.

Карма, с другой стороны, представляет собой естественную причинную силу. Она пронизывает космос и направляет душу через многие жизни. Она учит, что у каждого действия есть последствия, а у каждого решения – результат.

Буддизм также включает определение «Дхарма человеческих существ». Эта концепция известна как «5 принципов». Они основаны на моральном поведении, которое и делает мир людей терпимым. Эти заповеди помогают буддисту удержаться от плохих поступков и служат основой для дальнейшего роста дхаммы.

1. Я беру на себя обязательство воздерживаться от уничтожения живых существ. Это предписание распространяется на всех созданий, не только на людей. Все существа имеют право на свою жизнь, и его следует уважать.

2. Я беру на себя обязательство воздерживаться от взятия того, что не дано. Эта заповедь шире, чем просто отказ от воровства, так, следует избегать идей, если не уверены, что они предназначены для вас.

3. Я беру на себя обязательство воздерживаться от сексуальных проступков. Это предписание часто неверно интерпретируется как относящееся только к насилию. Оно охватывает любые чувственные излишества, даже чревоугодие.

4. Я беру на себя обязательство воздерживаться от неправильной речи. Помимо предупреждения лжи и обмана, эта заповедь охватывает клевету, а также разговоры, которые не приносят пользы другим людям.

5. Я беру на себя обязательство воздерживаться от опьяняющих напитков и наркотиков, которые приводят к беспечности. Эта заповедь относится к особой категории, поскольку она не предполагает внутреннего зла, например, в алкоголе, но злоупотребление им может быть причиной нарушения других четырех заповедей.

Буддизм учит, что эта жизнь – лишь одна из многих, но все они разные. Дхарма помогает людям избежать множества судеб. Придерживаясь принципа естественной гармонии, человек не только обеспечивает благоприятное перерождение, но и движется к буддийской цели. Это нирвана – состояние радости, в котором люди, наконец, освобождаются от цикла жизни и смерти.

Найдены возможные дубликаты

Духовные практики Востока

191 пост 687 подписчиков

Правила сообщества

Говорим обо всем, что ведет к Просветлению.

Я только одну дхарму знаю

первая мысль) дхарма инишиэйтив

так то про буддистскую этику более доходчиво поясняют фотографии тибетских рабов освобожденных кровавыми китайскими комуняками https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=тибетские рабы

В Тибете как раз очень сложный микс буддизма и добуддийских верований типа Бон.

ога и в Таиланде, Бирме, Корее, Индии где одни буддисты увлеченно пиздятся с другими буддистами тоже буддизм неправильный?

Да, 2.500 лет хранить традицию в чистоте не удается никому. В какой-то степени он везде неправильный.

типа назвал человека буддистом и опс. всё сразу стало хорошо?

У этих рабов просто дхарма не той системы.

О, Синьхуа подъехали:)

Все религии не только одинаково бесполезны, но еще и вредны.

Спасибо, что держите в курсе. Можно теперь попросить вас отойти в другой конец туалета?

Заявления, где присутствует слова “все” и “одинаково”, как правило, говорят о полной некомпетентности и оголтелом фанатизме ничем не лучше религиозного.

Кто-то научный атеизм (историю мировых религий) в универе прогуливал?

Небезызвестный диакон Кураев в свое время выбрал на философском факультете кафедру истории и теории научного атеизма.

Если племянница, учась в меде по специальности “лечебное дело”, шпарила буддийскими терминами (как и терминами других религий и философских течений) лучше, чем анатомическими на латыни, то что говорить про философский факультет.

Верить или не верить – дело личное, а продать талант надо уметь. Кураев – сумел.

Верить или не верить – дело личное

Что бы было “логически непротиворечиво”, надо просто разные понятия разложить по разным извилинам мозга.

– Сирота?
– Сирота (плачет)
– А папа-мама есть?
– Папа-мама есть.(радуется)

И никакого противоречия.

А вот внутри одной извилины противоречия не дадут покоя и испортят жизнь.

Вывод – плохо, когда извилина одна.

Как то на очередной лекции наш Учитель рассказал, что только что к нему приходили “продвинутые” посетители. Может из ДС даже, но не суть. И Лама сетовал, что говорят ,- Всё же пустота!, зачем тогда вообще что-то делать, практиковать?.
Лама вздохнул и покачал головой и сказал, что в если с вами будут спорить примерно так, то спросите сначала, – А что вы изучали, какие тексты ?
Так что проходите далее дорогой товарищ, я с утра не занимался ещё и потому сильно расстраиваюсь от такого. /дада, не читать газет за завтраком, но это ещё сложнее/

А вы придите к пустоте, тогда поговорим. А тексты можно изучать бесконечно – их не писали только неграмотные, потому что диктовали.

Уже было думал не отвечать, но как то вы слишком вежливы.

А вы придите к пустоте, тогда поговорим.

Это предупреждение или просьба?

А тексты можно изучать бесконечно – их не писали только неграмотные

Так вы всё же интересовались вопросом – не пойму? Во первых издать текст это довольно сложно/дорого, т.к. вырезалось на досках. Но главное то что его ещё надо было защитить в диспуте, а вот тут fake не прошёл бы. Не ну были конечно случаи, но то всё равно не ординарные товарищи зажигали.

Вариант, что он не продает литературный и публицистический талант, а верит искренне, вы не рассматриваете изначально?

Скажем так – рассматриваю с вероятностью погрешности. Александра Мéня вот жалко.

Думаю тот, кто дочитает до конца, познает дзен и впадет в нирвану. Я не осилил.

Нейрофизиология и буддийские истины о страдании и его прекращении

В буддизме есть разные течения и секты, но вот эти четыре благородные истины – с ними согласен любой буддист. Если не согласен – то автоматически не буддист. Вкратце они звучат так:

1. Страдание существует. “Вся жизнь есть страдание” – некорректная интерпретация. Но страдание бывает, тут следует согласиться.

2. Причина страдания – страстное желание.

3. Существует состояние, в котором полностью нет страдания, оно называется нирвана (ниббана).

4. Существуют способы достичь ниббаны, например благородный восьмеричный путь или прямое постижение пустотности (не путать с пустотой).

Если проще, то наше страдание вызвано хотением, и если прекратить хотение, то исчезнет и страдание – наступит абсолютное счастье. Но эта формулировка уже не совсем точна.

Вопрос: Че вы тут втираете, я ваще не страдаю и никогда не страдал!

Ответ: Ты пока погуляй, а когда начнешь страдать, тогда и приходи – поможем.

Вопрос: Что входит в страдание? Физическая боль – это страдание?
Ответ: Самое основное – ощущение нехватки чего-либо. Также тревожные расстройства, депрессии, фобии. Боль складывается из ее непосредственного ощущения и страдания по этому поводу.

У страдания есть непосредственный источник – скопление нейронов в промежуточном (“обезьяньем”) мозге. Эта колония работает по тупому алгоритму и не может быть переучена на другой.

В ней два типа нейронов:
1. Дофаминовые – кратковременно возбуждаются в ответ на ожидание чего-то приятного и активируют центр удовольствия.
2. ГАМК-нейроны возбуждаются вслед за дофаминовыми, но тормозят центр удовольствия.

В отличие от дофаминовых, ГАМК-нейроны возбуждаются медленно, но всерьёз и надолго, таким же образом тормозя центр удовольствия. Это значит, что вслед за страстным желанием всегда следует страдание. Так работает наш мозг, теперь это объективная истина и если вы доверяете науке, то автоматически становитесь буддистами. Добро пожаловать. Кстати, мой паблик: vk.com/neurobuddhism

Поскольку ГАМК-нейроны возбуждаются не сразу, нетренированный ум не видит страдание, как лягушка не чувствует медленно закипающую воду. Но это страдание имеет дурное свойство накапливаться и отравлять жизнь. Когда у меня была депрессия, каждое возможное действие, каждая идея казалась бесконечно плохой – о чем бы я не подумал, результат виделся как неизмеримо неприятный, бессмысленный и крайне нежелательный.

А что если просто вколоть в мозг дофамин?

Ничего. У нас в организме и так много дофамина. Название “дофаминовые нейроны” означает, что для передачи импульса по синапсам они используют дофамин, которого всегда достаточно в окружающих тканях. Вещества, используемые для терапии депрессии, повышают его концентрацию в синапсах (местах соединений нейронов), но их эффект никак нельзя назвать счастьем.

А если затормозить ГАМК-нейроны?

Мыши, у которых уничтожали эти нервные клетки, демонстрировали маниакальное поведение – мало спали, много бегали, жрали и дрались за доминирование. Быстро дохли, конечно. Похоже, совсем не хандрили. Но были ли они по-настоящему счастливы?

Что же такое нирвана, полное прекращение страдания? Пока точно не ясно. Но если полагать причиной деятельность мозга (а почему нет?), то первым кандидатом будет прекращение деятельности и дофаминовых, и ГАМК-нейронов.

Но не все так просто. При удалении вентральной покрышки мозг просто засыпает. Для ниббаны, похоже, должен быть очень сильно прокачан альтернативный центр мотивации – передняя поясная извилина.

Благородный восьмеричный путь прекращения страдания очень жестко требует развивать этику с моралью, концентрацию (самадхи) и распознавание (випассану).

Если открыть справочник по мозгу, то там будет написано, что ППИ отвечает за мораль, концентрацию и распознавание ошибок.

Если мы посмотрим на мозг медитатора через современную аппаратуру, то увидим, что больше всех активирована передняя поясная извилина. Бинго!

Впрочем, это все равно не дает ответов за нирвану, но по крайней мере, подсказывает, что для эффективной практики нужно развивать не только концентрацию, но и мораль.

То есть, благородный восьмеричный путь тоже основан не на пустом месте. Воздержание от воровства, лжи и грубости так же важно для прекращения страдания, как и оба вида медитации, самадхи и випассана.

Без этого ППИ не прокачается, и человек останется мотивирован исключительно дофаминовым центром хотения-страдания.

Что такое дхарма в буддизме — как найти путь к просветлению

Приветствуем вас, дорогие читатели.

Наша беседа сегодня посвящена одному из ключевых понятий буддизма – дхарме. У нее много форм и толкований. Это древнеиндийское слово, происходящее из санскрита. В тесно связанном с ним языке Пали Дхарма принимает форму Дхаммы. Но перевести слово для западного человека не так просто.

Рассматривая, что такое дхарма в буддизме, можно узнать, что ее определяют как фактор, составляющий опыт. Это указывает на каждый элемент, являющийся частью материальных и физических аспектов мира.

Отсюда следует, что все существует как дхарма либо включает ее. То есть из нее состоят атомы, мысли, облака, искусство, автомобили, звезды и утконосы. Дхамму также описывают как естественный ход вещей (универсальный закон) и учения Будды, которые указывают на эту истину и описывают Путь к ее реализации (другими словами, просветление).

Определения

Прежде всего, Дхарма представляет собой одну из трех драгоценностей буддизма. Это идеалы, которых следует придерживаться для вдохновения и приверженности практике. Три драгоценных камня – это Будда (совершенство просветления разума), Дхарма (учения и методы) и Сангха (пробужденные существа, которые руководят и поддерживают на Пути).

Дхамма иногда используется для обозначения высказываний Будды и его ранних учеников. В более широком смысле она включает появившиеся впоследствии толкования и дополнения, разработанные различными школами, чтобы помочь объяснить и расширить учения.

Альтернативно дхамму можно рассматривать как высшую и трансцендентную истину. Она полностью выходит за пределы мирских вещей и относится к «закону» или конечной реальности (природе вещей).

Один из самых важных символов буддизма – это колесо Дхармы. Оно олицетворяет собой учения Будды. Тибетский термин для этого символа «колесо трансформации». Его движение служит метафорой для ускоренного духовного изменения благодаря учениям Будды.

Так, беседа учителя в Сарнатхе считается «первым поворотом колеса дхармы». Его проповеди в Раджгире и Шравасти олицетворяют второй и третий обороты. Восемь спиц – это символ Благородного восьмеричного пути.

Колесо также олицетворяет бесконечный цикл сансары или возрождения, которого можно избежать только с помощью буддийских учений. Некоторые последователи религии рассматривают основные части этого элемента как символы «трех навыков» в практике:

  • Ось – это моральная дисциплина, которая стабилизирует разум.
  • Спицы означают мудрость, которая применяется для поражения невежества.
  • Обод представляет собой концентрацию, которая держит все остальное вместе.

Практика

Иногда Будду сравнивают с опытным и умелым врачом, а Дхарму с подходящим лекарством. Но даже с самым замечательным доктором или эффективным препаратом пациент не излечится, если не следует курсу лечения. В этом смысле практика Дхаммы – единственный способ достичь окончательного освобождения, то есть нирваны.

Характеристики

Те, кто следуют по пути дхармы, должны развить в себе 10 важных качеств, неотъемлемо связанных с ней. Первое – это дхарти или терпение. В духовной сфере нереалистично ожидать немедленных результатов после начала практики. Другие качества:

  • Кшама. Это момент, в который цикл действия и реакции прекращается по собственной инициативе человека.
  • Дама. Это состояние достижения контроля над внутренними врагами, включая отказ от желаний.
  • Астея. Буквально означает отказ от кражи, физической или умственной.
  • Шаоча. Это чистота, внешняя и внутренняя. Первая относится к телу, одежде и окружающей среде. Внутренняя чистота – это ум.
  • Индрийяниграха. Есть десять индрий или органов: пять сенсорных и пять моторных. Поскольку они осуществляют контроль над физическими действиями, их называют доминирующей сущностью. Индрии в свою очередь находятся под контролем умственной и духовной силы.
  • Дхи. Если человеческий интеллект недостаточно развит, он становится разрушительным. Дхи означает доброжелательный разум, помогающий возродить общество, принося пользу не только людям, но и всем существам.
  • Видья. Это внутреннее усвоение внешних целей. Делится на 2 типа: видья и авидья. Первая связана с внутренней жизнью, вторая – с внешней. Видья и авидья помогают добиться успеха в материальной и духовной сферах.
  • Сатьям или истина, которая соблюдается в личной и общественной жизни.
  • Акродха. Это отказ от гнева, который представляет собой пребывание под воздействием нервных клеток, а не более тонких слоев разума, поэтому он очень опасен. Гнев можно проявлять, только чтобы остановить нечестивые деяния грешных людей.

Мораль

Дхарма и карма, которые связаны с концепцией справедливости, служат основой для буддийской этики. Они образуют космический путь, который ведет душу через реинкарнацию к конечной цели просветления. Два понятия связаны между собой: дхамма учит людей жить в ладу с миром, позволяя накапливать позитивную карму. Это дает возможность испытать благоприятные события в этой и следующей жизни.

Естественное состояние мира гармонично, и люди должны делать все, что в их силах, чтобы сохранить это. Деяния, нарушающие естественный баланс, такие как война или кража, безнравственны. Карма – космическая сила, которая сопровождает как хорошее, так и плохое действие. Если люди не могут наблюдать дхарму и действовать в своих собственных интересах, они набирают плохую карму, что приводит к негативным событиям в будущем.

Дхамма – это своего рода очевидная истина в буддизме. Это естественное состояние всех вещей, и приверженцы узнают его через изучение писаний и медитации. Дхарма объединяет буддийский принцип Четырех благородных истин:

  • Существование страдания.
  • Происхождение страдания.
  • Прекращение страдания.
  • Путь к прекращению страдания.

Карма, с другой стороны, представляет собой естественную причинную силу. Она пронизывает космос и направляет душу через многие жизни. Она учит, что у каждого действия есть последствия, а у каждого решения – результат.

Убеждения

Буддизм также включает определение «Дхарма человеческих существ». Эта концепция известна как «5 принципов». Они основаны на моральном поведении, которое и делает мир людей терпимым. Эти заповеди помогают буддисту удержаться от плохих поступков и служат основой для дальнейшего роста дхаммы.

  1. Я беру на себя обязательство воздерживаться от уничтожения живых существ. Это предписание распространяется на всех созданий, не только на людей. Все существа имеют право на свою жизнь, и его следует уважать.
  2. Я беру на себя обязательство воздерживаться от взятия того, что не дано. Эта заповедь шире, чем просто отказ от воровства, так, следует избегать идей, если не уверены, что они предназначены для вас.
  3. Я беру на себя обязательство воздерживаться от сексуальных проступков. Это предписание часто неверно интерпретируется как относящееся только к насилию. Оно охватывает любые чувственные излишества, даже чревоугодие.
  4. Я беру на себя обязательство воздерживаться от неправильной речи. Помимо предупреждения лжи и обмана, эта заповедь охватывает клевету, а также разговоры, которые не приносят пользы другим людям.
  5. Я беру на себя обязательство воздерживаться от опьяняющих напитков и наркотиков, которые приводят к беспечности. Эта заповедь относится к особой категории, поскольку она не предполагает внутреннего зла, например, в алкоголе, но злоупотребление им может быть причиной нарушения других четырех заповедей.

Буддизм учит, что эта жизнь – лишь одна из многих, но все они разные. Дхарма помогает людям избежать множества судеб. Придерживаясь принципа естественной гармонии, человек не только обеспечивает благоприятное перерождение, но и движется к буддийской цели. Это нирвана – состояние радости, в котором люди, наконец, освобождаются от цикла жизни и смерти.

Заключение

На этом пора прощаться, дорогие читатели. Надеемся, этот материал был полезен для вас. Не забудьте поделиться в соцсетях накопленными знаниями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: