Мшелоимство в православии: толкование и значение

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Мшелоимство — что это за грех

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Даже те люди, которые не являются глубоко верующими имеют некоторое представление о смертных греховностях, однако при этом далеко не все знают, что означает слово мшелоимство в молитве, а ведь такое пристрастие способно не только пагубно отразиться на самом человеке, но также и оказать негативное действие и на его близкое окружение. В этой статье, вы сможете ознакомиться со значением этого слова, высказываниями священнослужителей и о том, как же побороть эту пагубную пристрастью.

Что такое мшелоимство в православии

Следует отметить, что мшелоимство происходит от старорусского слова «мшель» то есть вещь, или вещи которые покрываются мхом (мшелом). Само греховное деяние представляет собой разновидность такого пристрастия как сребролюбие. Это прегрешение заключается в тяготении к получению или покупке все большего количества новых вещей, не имея при этом какой-либо особой надобности для себя, собирательство ненадобных вещей.

Высказывания Святцев о том, что это загрех мшеломство — мания к собиранию различного имущества, излишнее накопление, стяжание ненадобных вещей, а также корыстолюбие и мздоимство именуемое мшелоимством, Святые Отцы трактуют следующим образом:

Священнослужитель Павел Гумеров: «Такая черта как пристрастие к накоплению и жадность присуща не только людям с хорошими достатками. Такого рода греховное деяние выражается в корыстолюбии к ненадобному человеку вещам, когда они от длительного бездействия и хранения своего рода обрастают мхом. Также таким пристрастием могут быть увлечены и довольно бедные люди, то есть покупая и накапливая одежду, посуду или любые другие предметы, наполняя ими полки, кладовые, шкафы и даже часто запамятовавши где что находится»;

Священник Лев Оптинский: «Что касается такого греховного деяния (то есть другими словами переизбыток различных предметов) и вещелюбия, то бишь согласно рассуждению, Святых отцев такая немощь пребедственнее и горестнее нежели сребролюбие».

Как бороться с греховным пристрастием

Для того чтобы не допустить накапливания в доме излишних вещей, следует чаще проводить ревизию в местах где они хранятся в наибольшем количестве. Однако одной только ревизии недостаточно, нужно начать менять внутренне, на духовном уровне и постигнуть умение расставаться с вещами без жалости.

Если в доме находятся ненужные и неиспользуемые предметы, то лучше всего отдать их тем, кто действительно в них нуждается, а такие люди или даже целые семье могут найтись и в вашем доме. Также те вещи, которые уже не используются можно принести и в церковь или же в приемные пункты для сбора обуви, одежды и других предметов для бедствующих.

О том, что обозначает слово мшелоимство вы смогли ознакомиться выше, а упоминание его можно услышать в ежедневной вечерней молитве, в которой можно попросить прощения за содеянную греховность. Текст самой молитвы выглядит следующим образом:

«Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому, славимому и покланяемому Отцу, и Сыну, и Святому Духу, вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего, и на всякий час, и в настоящее время, и в прошедшия дни и нощи, делом, словом, помышлением, объядением, пиянством, тайноядением, празднословием, унынием, леностию, прекословием, непослушанием, оклеветанием, осуждением, небрежением, самолюбием, многостяжанием, хищением, неправдоглаголанием, скверноприбытчеством, мшелоимством, ревнованием, завистию, гневом, памятозлобием, ненавистию, лихоимством и всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, и прочими моими грехи, душевными вкупе и телесными, имиже Тебе Бога моего и Творца прогневах, и ближняго моего онеправдовах; о сих жалея, винна себе Тебе Богу моему представляю, и имею волю каятися; точию, Господи Боже мой, помози ми, со слезами смиренно молю Тя: прешедшая же согрешения моя милосердием Твоим прости ми, и разреши от всех сих, яже изглаголах пред Тобою, яко Благ и Человеколюбец.»

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о мшелоимстве в наши дни:

Что такое мшелоимство, скверноприбытчество и лихоимство в православии

Диоген – воплощение аскетизма.

  • Мшелоимство: что это за грех
  • Скверноприбытчество
  • Лихоимство
  • Исповедай грех свой…
  • Полезное видео

Если у вашей близкой подруги 12 пар обуви, и это для нее «маловато будет», и каждый свой поход в магазин она знаменует новой покупкой, смело можете заподозрить ее в грехе мшелоимства.

Впрочем, по большому счету такому же греху подвержен если не каждый смертный, то каждый второй — точно.

Мшелоимство: что это за грех

Толкование

Значение этого слова можно трактовать двояко. В первом варианте оно восходит к древнерусскому слову «мшел», означающему «корысть», в иной интерпретации — «вещь», «имущество», и в церковном контексте современного языка его можно перевести как «корыстолюбие». Вымогательство и взяточничество — из этой же категории. Корыстолюбие классифицируется православной церковью как страсть, причем порочная, греховная, сродни сребролюбию.

Второй вариант более «приземленный». Его нередко ассоциируют с замшелостью, т.е. тем, что поросло мхом, замшело. Это может означать собирательство (чаще бессмысленное) старых, уже никому не нужных — замшелых — вещей, откладывание на всякий случай (как говорится, на черный день) продуктовых запасов.

Ярким образцом мшелоимца является гоголевский Плюшкин, занимавшийся накопительством всякого хлама ради самого этого процесса.

В «Православном молитвослове» в молитвах вечернего правила есть исповедание повседневных грехов, среди которых упоминается и мшелоимство.

Молитвословы в прежние времена были составлены для монашествующих, и грех этот осуждался тогда, когда монах окружал себя красивыми или ценными вещами, собирая и накапливая их, хотя в обиходе они ему были совершенно не нужны. Не нужны они в таких масштабах и мирянину.

Читайте также:
Эгоцентризм - что это, его признаки и способы избавления от него

В чем же состоит грех? Ну собирает человек себе шмотки и никого при этом не обижает! А грешно это, с точки зрения церкви, по нескольким причинам.

  • Вещи должны использоваться для той цели, для которой они созданы, а не являться экспонатами «домашнего музея».
  • Приобретение лишних вещей — это уже угода своим слабостям.
  • Создание вещного культа — по сути это сотворение себе кумира, от чего предостерегает Библия.

Копить, хранить, беречь, коллекционировать — для этого ли создаются предметы обихода? Они должны «работать», иначе человек впадет в зависимость от них и, сам того не замечая, станет скупым, жадным.

Разновидностью греха мшелоимства является мздоимство. Что это за грех? Старинное слово «мзда» со вполне нейтральным изначальным значением все чаще употребляется с негативным оттенком, говорящим о продажности, подкупе.

Мздоимство — получение подарков, подношений с целью подкупа, откровенных взяток.

Этот вид мшелоимства со временем также превращается в коллекционирование подобных даров, любование ими и похвальбой перед знакомыми, а нередко и прямым выпрашиванием, если не вымогательством, того или иного предмета вожделения.

Страсть коллекционирования, по большому счету, то же мшелоимство. Человек отдает огромные деньги за какой-то «экспонат», который никто, кроме него, не увидит.

Мшелоимство — это вещизм.

Равным образом ко мшелоимцам можно отнести и заядлых шопоголиков, для которых шопинг — буквально смысл и цель жизни. Такие люди могут накупить столько обновок, что будут не в состоянии даже хотя бы однажды надеть их. И главное, что без них вполне можно обойтись.

Это своего рода идолопоклонство. Как, впрочем, и привычка к старым испытанным вещам (одежде, обуви).

Подводя итог сказанному, сей грех можно определить совершенно современным словом — вещизм. Его значение предельно прозрачно — патологическая любовь к вещам, порабощение ими. В этом случае временное и преходящее наносит ущерб заботе человека о его участи в Вечности.

Можно ли избавиться?

От любого греха при искреннем желании можно избавиться, покаявшись в нем на исповеди. Бороться со мшелоимством необходимо, развивая в себе противоположные добродетели:

  • бескорыстие,
  • забота о благах и дарах духовного плана, а не о тленных вещах,
  • милостыня,
  • милосердие к тем, кто нуждается,
  • нежелание накопительства, приобретения земных богатств, т.е. стяжания,
  • равнодушие к богатству,
  • щедрость.

Это что касается духовной составляющей. «Бытовая» же часть включает в себя умение расставаться с неиспользуемыми вещами, отдавая их тому, кто в этом нуждается.

Не помешает частое планомерное проведение ревизии в доме, в закромах, где могут обнаружиться залежи ненужных вещей или продуктов.

Прежде чем решиться на какую-то очередную покупку, хорошенько взвесьте, так ли уж она вам необходима.

Хорошим шагом будет вместо спорной покупки, которая, не исключено, будет потом просто перекладываться с места на место, реально помочь кому-то, возможно, в самом магазине, купив для него нечто жизненно необходимое.

Хочется привести точку зрения иеромонаха Серафима (Калугина), согласно которой, миряне в идеале могут избавиться от этого греха, в прямом смысле отдав последнюю рубашку нуждающемуся. Но поскольку далеко не все к этому морально готовы, то достаточно поделиться хотя бы вещью, которая лежит у вас на полке мертвым грузом, а кому-то она действительно нужна.

Скверноприбытчество

Что означает этот грех? Первая половина слова достаточно «говорящая»: скверно — значит нечто недостойное, «скверное приобретение». Так оно и есть, прибыль можно получать и недостойным способом, путем нечестным и неправедным. К таким относятся:

Надувательство покупателя — это скверноприбытчество.

  • обвес,
  • обмер,
  • обман,
  • обсчет.

Сюда же можно отнести и заработок, полученный в ходе, скажем, игры в карты, в казино, т.е. основанный на использовании человеческих слабостей и страстей, на их разжигании или же удовлетворении.

Скверным приобретением будет и обогащение с использованием своего авторитета, служебного положения, а если это касается церкви, то и священного сана.

Если человек подделывает или использует поддельные документы, включая проездной талон, покупает краденое, это тоже можно назвать словом скверноприбытчество.

Может показаться странным, но того же роду-племени и тунеядство. Почему? Согласно «Православному катехизису», если человек получает плату за то, что не исполняет или исполняет не должным образом и не приносит пользу, таким образом он словно крадет — и плату, и пользу.

Лихоимство

Это понятие подразумевает греховную страсть, которая заключается в получении своей пользы за счет обездоливания другого человека, пользуясь его затруднительной или безвыходной жизненной ситуацией.

Лихоимцы способны приобретать выгоду, используя чужие труд или собственность, бедственное положение ближнего:

  • назначить высокий процент кредита,
  • загрузить излишними служебными обязанностями за ту же плату,
  • завысить цены на тот или иной товар.

В более широком смысле лихоимство представляет собой элементарную жадность, сребролюбие, жажду обогащения. Св. Феофаном Затворником лихоимство классифицировалось как страсть получать все больше и больше, связанную с неразборчивостью в средствах при заключении торговых сделок, ростовщичеством, воровством, получением взяток.

Чтобы очиститься от этого греха и спастись, надо не только осознать и перестать творить его, но и вернуть полученное неправедным путем обиженному человеку, а если сделать это по каким-то причинам невозможно, просто совершать дела милосердия.

Исповедай грех свой…

Каяться за совершенные грехи надо ежедневно и делать это осознанно, анализируя каждую возникшую ситуацию. Непременно с искренним сокрушением надо исповедать их в Таинстве Покаяния в церкви, чтобы не только покаяться в них, но и получить прощение от Господа.

Приводим вечернюю молитву из «Православного молитвослова», называемую «Исповедание грехов повседневных»:

«Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому, славимому и покланяемому Отцу, и Сыну, и Святому Духу, вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего, и на всякий час, и в настоящее время, и в прошедшия дни и нощи, делом, словом, помышлением, объядением, пиянством, тайноядением, празднословием, унынием, леностию, прекословием, непослушанием, оклеветанием, осуждением, небрежением, самолюбием, многостяжанием, хищением, неправдоглаголанием, скверноприбытчеством, мшелоимством, ревнованием, завистию,

гневом, памятозлобием, ненавистию, лихоимством и всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, и прочими моими грехи, душевными вкупе и телесными, имиже Тебе Бога моего и Творца прогневах, и ближняго моего онеправдовах; о сих жалея, винна себе Тебе Богу моему представляю, и имею волю каятися; точию, Господи Боже мой, помози ми, со слезами смиренно молю Тя: прешедшая же согрешения моя милосердием Твоим прости ми, и разреши от всех сих, яже изглаголах пред Тобою, яко Благ и Человеколюбец».

Полезное видео

Посмотреть на себя со стороны и увидеть в своем образе мшелоимца или иного грешника из этого ряда, можно внезапно и ярко: достаточно побывать на похоронах и увидеть, что с собой уносит на тот свет покойник — много ли дорогой одежды и драгоценностей, денег. Никто не спорит с тем, что вещи нужны, но это должно восприниматься однозначно: вещи (в разумных количествах) должны служить человеку, а не человек — вещам.

Читайте также:
Творческое мышление: для чего нужно, как развить

Мшелоимство

Мшелои́мство – гре­хов­ная страсть, заклю­ча­ю­ща­яся в стрем­ле­нии при­об­ре­тать все новые и новые вещи, без их види­мой пользы для себя, соби­ра­ние ненуж­ных вещей, болез­нен­ное веще­лю­бие. Раз­но­вид­ность стра­сти среб­ро­лю­бия.

Из лите­ра­тур­ных героев был зара­жён этой стра­стью поме­щик Плюш­кин из “Мёрт­вых душ” Гоголя. В совре­мен­ном языке людей, стра­да­ю­щих этим неду­гом, назы­вают шопо­го­ли­ками (онио­ма­нами).

Мше­ло­им­ство есть форма веще­лю­бия, когда вещи при­об­ре­та­ются ради самих вещей. «Что же каса­ется веще­лю­бия и мше­ло­им­ства (сиречь изли­ше­ства раз­лич­ных вещей), то сия немощь, по рас­суж­де­нию святых отцев, горше и пре­бед­ствен­нее среб­ро­лю­бия», – учит св. пре­по­доб­ный Лев Оптин­ский.

Мше­ло­им­ство, по слову св. Игна­тия Брян­ча­ни­нова – это заве­де­ние раз­лич­ных пред­ме­тов при­хоти и рос­коши. Виды мше­ло­им­ства раз­но­об­разны – от взяток вещами, при­стра­стия к подар­кам, бес­по­лез­ного кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­ния до соби­ра­ния хлама.

В любом случае чело­век под­вер­жен­ный стра­сти пора­бо­ща­ется вещам (от древ­не­рус­ского мшель – вещь, иму­ще­ство; в цер­ков­но­сла­вян­ском – мзда, корысть, при­быль), то есть вре­мен­ному и пре­хо­дя­щему в ущерб заботе о своей участи в веч­но­сти. Чело­веку надо пом­нить, что «чей ум при­вя­зан к какой-либо земной вещи, тот не любит Бога» (Св. Максим Испо­вед­ник). Все вещи пре­хо­дящи, и только бла­жен­ное соеди­не­ние с Богом вечно.

про­то­и­е­рей Сергий Прав­до­лю­бов:
Один старый батюшка объ­яс­нял это слово от при­ла­га­тель­ного «зам­ше­лый» – порос­ший мхом: заплес­не­ве­лый хлеб в хлеб­нице, старое молоко в холо­диль­нике, про­горк­лая крупа, кото­рую хра­нили «на черный день», старые ненуж­ные вещи – всякое бес­смыс­лен­ное и разо­ри­тель­ное нако­пи­тель­ство в духе Плюш­кина. Это часто бывает грех коры­сти не только бога­того, но и бед­ного.

свя­щен­ник Павел Гуме­ров:
Страсть к нако­пи­тель­ству, ску­пость – черта, при­су­щая не только бога­чам. Довольно часто люди задают вопрос: «Что такое мше­ло­им­ство?», про кото­рое мы читаем в испо­ве­даль­ной вечер­ней молитве. Мше­ло­им­ство – это стя­жа­ние ненуж­ных для нас вещей, когда они от дол­гого хра­не­ния и без­дей­ствия как бы покры­ва­ются мхом. Этим грехом могут стра­дать и люди весьма бедные, при­об­ре­тая и копя посуду, одежду, любые другие пред­меты, запол­няя ими все шкафы, полки и кла­довки и часто забы­вая даже, что где лежит.

св. Тихон Задон­ский (Плоть и дух, 27):
«Вели­кое безу­мие – любить созда­ние бес­смыс­лен­ное и бес­чув­ствен­ное, кото­рым вза­имно любимы быть не можем. Вещь бес­чув­ствен­ная, бес­смыс­лен­ная, мерт­вая любить нас не может: и нам не подо­бает ее любить, но одного Бога любя­щего нас, и ближ­него, по образу Его создан­ного.
…Если скажет кто, что, мол, созда­ния все сотво­рены ради чело­века, – ему отве­чаю:
Первое. Тем самым созда­ния должны чело­веку слу­жить и рабо­тать, а не чело­век созда­ниям; служит же им тот, кто к ним при­леп­ля­ется серд­цем и любо­вью.
Второе. Должно их упо­треб­лять, а не зло­упо­треб­лять ими, – упо­треб­лять уме­ренно, а не излишне, ради нужды, а не ради сла­до­стра­стия.
Третье. Созда­ния эти подобны неким следам и сви­де­тель­ствам, по кото­рым Созда­теля познаем и к Нему при­хо­дим: от созда­ния познаем Созда­теля и Его учимся и убеж­да­емся любить, почи­тать, что такое дивное ради нас сотво­рил.
Чет­вер­тое. Созданы слу­жить нам, чтобы мы Богу слу­жили; а когда не служим Богу, то и их слу­же­ние нам бес­по­лезно бывает, а Богу оттого вели­кая небла­го­дар­ность про­ис­те­кает. Чело­век, как разум­ный и по образу Божию создан­ный, есть бли­жай­ший Божий слуга, и как посред­ник между Богом и созда­ни­ями, упо­треб­ляя их слу­же­ние, Бога бла­го­да­рить и слу­жить Ему должен. Так, напри­мер, рабы гос­по­дину своему служат для того, чтобы он монарху и обще­ству служил; а если не служит, то и их слу­же­ние, его нера­де­нием, тщетно бывает: так и созда­ния чело­веку служат, чтобы он Богу служил как разум­ный, и за всех них Бога бла­го­да­рил и хвалил. А когда чело­век этого не испол­няет, то и созда­ния напрасно исполь­зует, и потому Созда­телю своему небла­го­дар­ным явля­ется…».

В молит­во­слове в “Испо­ве­да­нии грехов повсе­днев­ных” име­ну­ются грехи – мше­ло­им­ство, сквер­но­при­быт­че­ство. Опи­шите, пожа­луй­ста, что под этим под­ра­зу­ме­ва­ется?
иеро­мо­нах Сера­фим (Калу­гин):

Оба эти греха свя­заны с обо­га­ще­нием, накоп­ле­нием мате­ри­аль­ных цен­но­стей.

Сквер­но­при­быт­че­ство, (сквер­ное при­об­ре­те­ние) – это исполь­зо­ва­ние для обо­га­ще­ния слу­жеб­ного поло­же­ния, авто­ри­тета или даже свя­щен­ного сана. Пре­ду­пре­ждая об этом, Апо­стол Павел пишет в посла­нии к Титу: «Суть бо мнози непо­ко­риви, суе­словцы и умом пре­льщени, наи­паче же сущии от обрe­за­ния, ихже подо­бает уста заграж­дати: иже вся домы раз­вра­щают, учаще яже не подо­бает, сквер­наго ради при­бытка… обли­чай их нещадно, да здрави будут в вeрe» ( Тит. 1, 10 – 13 ). Я спе­ци­ально при­вожу сла­вян­ский текст, чтобы это слово зву­чало так же, как в молит­во­слове (на рус­ский оно пере­ве­дено: «ради постыд­ной коры­сти»). В данном случае апо­стол гово­рит об учи­те­лях, кото­рые в корыст­ных целях в угоду слу­ша­те­лям извра­щают цер­ков­ное учение.

Читайте также:
Каббала для начинающих: основы доктрины, символы и их значение

Мше­ло­им­ство – это такой вид греха, точнее, такой гре­хов­ный образ жизни, когда у чело­века есть нечто, что ему самому не нужно, но это нечто, ему ненуж­ное он тем не менее под себя кладет, а другим не отдает. Здесь на ум сразу при­хо­дит зна­ме­ни­тый гого­лев­ский пер­со­наж, к кото­рому “и дороги-то знать не сове­то­вали”.

Слово «мше­ло­им­ство» про­ис­хо­дит от ста­рин­ного корня «мшель» – при­быль (сло­варь прот. Г. Дья­ченко). В Тол­ко­вом сло­варе В.И. Даля «мшель» – мзда, корысть.

Надо пом­нить, что молит­во­словы состав­ля­лись при­ме­ни­тельно к мона­ше­ской жизни. Тогда это слово обо­зна­чало соби­ра­ние мона­хом в своей келии ненуж­ных ему в оби­ходе кра­си­вых, ценных пред­ме­тов, нако­пи­тель­ство.

Один из мона­ше­ских уста­вов гово­рит: «Мона­ше­ству­ю­щим не должно заво­дить в келье лишних вещей, впа­дать в грех мше­ло­им­ства. Лучшим укра­ше­нием ино­че­ской кельи служат святые иконы и книги Свя­щен­ного Писа­ния, а также тво­ре­ния Святых Отцов. Келья монаха содер­жит край­ний мини­мум всего, без чего нельзя обой­тись в ней. Келья должна быть крас­ной не вещами, а духом веры и молитвы живу­щего в ней инока. Свет­ские же и мир­ские вещи и при­над­леж­но­сти не должны нахо­диться в келье» (Из устава Свято-Тро­иц­кого муж­ского мона­стыря).

Святые отцы-подвиж­ники довольно строго выска­зы­ва­ются об этом гре­хов­ном состо­я­нии. Пре­по­доб­ный Лев Оптин­ский (1768–1841) гово­рит: «Что же каса­ется веще­лю­бия и мше­ло­им­ства (сиречь изли­ше­ства раз­лич­ных вещей), то сия немощь, по рас­суж­де­нию святых отцев, горше и пре­бед­ствен­нее среб­ро­лю­бия». А пре­по­доб­ный старец Паисий Свя­то­го­рец (1924–1994) так объ­яс­няет пагуб­ность при­стра­стия к вещам: «Само по себе сер­деч­ное поже­ла­ние не явля­ется злым. Но вещи, пусть даже и не гре­хов­ные, пленяя частичку моего сердца, умень­шают мою любовь ко Христу. Если я желаю полу­чить что-то полез­ное, напри­мер, книгу, и это полез­ное пле­няет частичку моего сердца, то такое поже­ла­ние недобро. Почему книга должна пле­нять часть моего сердца? Что лучше – хотеть книгу или вожде­ле­вать Христа»?

Это гово­рят монахи. А как же быть про­стым Пра­во­слав­ным? Нужно всегда пом­нить, что путь спа­се­ния миря­нина по сути ничем не отли­ча­ется от мона­ше­ского. Монахи уда­ля­ются в пустыню лишь для того, чтобы удоб­нее про­хо­дить этот путь, кото­рый для всех – и мона­хов, и мирян состоит в испол­не­нии Хри­сто­вых запо­ве­дей. Конечно, мы пока еще далеки от того, чтобы отдать и верх­нюю одежду, и послед­нюю рубашку, по слову Хри­стову. Однако каж­дому из нас наша хри­сти­ан­ская совесть должна под­ска­зать, не нуж­да­ется ли кто-либо больше меня в той вещи, кото­рая мне совер­шенно не нужна, и если нуж­да­ется, то с легким серд­цем пойти и отдать ее.

Мшелоимство — что это за грех

Задаваясь таким вопросом — скверноприбытчество что это за грех, как с ним бороться, следует отметить, что такое понятие в христианской религии представляет собой получение какого-либо дохода неправедным, то бишь скверным способом.

Позиция православия

Человек в погоне за прибылью часто забывает о справедливости, любви к ближним и заповедях, которые нельзя нарушать. Смертных грехов всего семь, но наказание может последовать и за другие проступки, которые осознанно совершаются людьми. Несмотря на то, что вред от смертных проступков наносит небольшой вред самому грешнику, церковь осуждает их. Что такое грех мшелоимства в православии? Это проступок, который вредит не только окружающим, но и тому, кто его совершает.

В некоторых случаях мшелоимство является патологической проблемой. Страсть к приобретению и накоплению новых вещей, их обмену не поощряется священнослужителями, так как является последствием алчности и корыстолюбия. Те, кто страдает от подобного недуга, испытывают страх потерять накопленные предметы. Их собирают, коллекционируют, прячут. Люди, поддавшиеся мшелоимству, никогда не совершат следующих действий:

не продадут ненужные вещи;
не станут дарить их близким и друзьям;
не будут их даже использовать по назначению, так как от этого предмет станет непригодным.

Грешники не только самостоятельно приобретают или обменивают вещи, но и получают их в виде взяток. После это заказывают специальные шкафы, стеллажи, полки и сейфы для их хранения, прячут их от глаз окружающих. Обычно происходит коллекционирование предметов одного назначения — оружия, посуды, игрушек, часов, чучел животных. Годами все это покрывается пылью, ведь не может быть в полной мере использовано.

Церковь одобряет использование каждого предмета по его прямому назначению. Мшелоимство, в свою очередь, этого не подразумевает. Нарушение этого порядка приравнивается к игнорированию библейских заповедей. Хранение и коллекционирование вещей, которые были куплены, подарены или найдены, таится под понятием мшелоимства. Значение слова происходит от термина «мшел» — мох, ведь неиспользованные вещи покрываются пылью и мхом.

Церковь говорит о том, что каждая вещь должна приобретаться только по необходимости, а не для удовлетворения патологических греховных наклонностей. Одна из заповедей запрещает создавать себе кумиров, а храня вещь и поклоняясь ей, человек делает из неё идола.

Определение понятий

Существует несколько похожих определений, которые касаются получения какой-либо прибыли неправильным путем, обманом. Несмотря на синонимичность, есть несколько различных определений этому:

Скверноприбытчество — приобретение прибыли или финансов плохим, неправедным путем. Сюда следует отнести любой обвес или обмер, который сделан неправильно и является обманом. Также это определение подходит для заработка средств, который был осуществлен путем разжигания страстей человеческих.

Сюда можно отнести:

накрутка весов;ложный перевес;заработок на алкоголе, сигаретах, азартных играх, порнографии;подделка документов или использование их;приобретение краденых вещей;тунеядство (получение зарплаты за фиктивную должность).

Читайте также:
Мандала для раскрашивания и обозначение каждой мандалы

Мшелоимство — это чрезмерная любовь к деньгам, получение «мшела» или корысти. Т.е. процесс, в результате которого человека вымогает себе деньги или другие блага.

К этому понятию можно отнести:

вымогательство;взяточничество;бессмысленное накопительство;складирование ненужных вещей.Православная церковь осуждает взяточничество

Лихоимство — процесс нарушения прав и свобод человека, в результате которого получают физические блага. К этому понятию относят:

незаконное использование чужого труда;заработок на чужой беде;одалживание денег под проценты;изнуряющий бесплатный или малооплачиваемый труд.

У лихоимства есть и более широкое понятие — это любостяжание или жадность, т.е. чрезмерная любовь к финансам, которая толкает человека на плохие поступки. Об этой страсти часто пишет апостол Павел в посланиях к колоссянам и евреям.

Еще о грехах в православии:

Почему играть в карты — грехГрех тщеславия и борьба с нимО грехе злословия Важно! Независимо от того, к какому определению относится поступок, он является грехом, по утверждению Православной Церкви.

Молитва об исцелении и здоровье

В случае болезней своих или Ваших родных людей, используйте Божественную силу слов. Молите Господа или Святых великомучеников о покровительстве над Вами и о здоровье.

Верьте, целители Небесные услышат каждого просящего и страждущего. Они оказывают свою помощь, избавляя от физических мук и даруя силу духа.

Молитва

Молитвы о здравии хворого человека обладают поистине огромной силой. Нужно, чтобы он был крещенным в церкви. Произносить слова молитвенные Вы можете в Храме или у себя дома, обращаясь к образам.

Значение скверноприбытчества

Само понятие подразумевает любое обвешивание, обмер, мошенничество, в том числе и всякая прибыль, которая способна принести людям зло, к примеру, основываясь на разжигание или же удовлетворении греховных пристрастий.

К совершению такого греховного деяния можно также причислить:

скупку по дешевке краденных вещей,подделывание или же использование любого вида фальшивых документов (таких как, к примеру, проездной билет).тунеядство, то есть когда человек получает оплату за какое-либо дело или жалование за занимаемую должность, однако при этом ни дела, ни самых должностных обязанностей не исполняет, то бишь ворует плату/жалование, а также пользу, что могли бы принести своим трудом тому, для кого необходимо было выполнить работу или же обществу в целом.

Борьба с грехом

Мшелоимство — что это за грех и как с ним бороться? Сначала нужно признать для самого себя греховность своих поступков и необходимость избавиться от подобной страсти. Борьба с грехом заключается в следующем:

необходимо провести генеральную уборку в местах хранения накопленных вещей;
действительно ненужные вещи, которые хранятся в помещениях только в качестве аксессуаров, лучше выбросить;
предметы, которые ещё можно использовать, необходимо отдать нуждающимся — отвезти в детские дома или подарить инвалидам, престарелым, пожертвовать церкви.

Искупить грех можно только при полном осознании и раскаянии в содеянном. Грешник должен сам себе дать зарок о последующем приобретении любого предмета только в случае крайней нужды. Каждый вечер для искупления своей вины нужно читать молитву:

«Исповедую Богу моему и Творцу, Святой Троице — Отцу, сыну и Святому Духу, грехи свои, совершённые за всю жизнь в делах, мыслях, мечтах. Пьянство, уныние, праздность, ревность, гнев, зависть, алчность, клевета, осуждение, небрежность, объедание, мшелоимство, злопамятность, сквернословие, ненависть, лихоимство и другие грехи, коими прогневил я Тебя, о коих жалею я, прости мне, господи Боже мой! Помоги мне, Господи, со слезами молю Тебя, прости мои прегрешения, избави меня от них. Аминь».

Церковь требует от своих прихожан не создавать себе идолов, приобретать и использовать каждую вещь только по нужде, не нарушать заповеди библейские и держать свою душу чистой и безгрешной.

Православное понимание

Православная Церковь имеет стойкие убеждения, что лихоимство — это грех, независимо от мотивов человека. Если человек забирает чужое, присваивает имущество близкого — он согрешает перед церковью и Господом, и является лихоимцем. Библия характеризует этот грех и однозначно высказываются касательно него.

Свод законов Писания (10 заповедей) категорично говорят: «Не укради», а лихоимство, в широком его понятии, можно отнести к кражам. По поводу этого можно найти много текстов в Екклесиасте и Притчах.

Заповедь «Не кради»«Не сотвори себе кумира»Заповедь «Не поминай Господа в суе»

Православные проповедники полностью соглашаются с ветхозаветными авторами и говорят о греховности взяток, заработке на страстях человека и прочих неправедных прибылях. Сегодня взятки и вымогательство окружают человека со всех сторон (учеба, медицина, работа и пр.), но это не значит нормальность или приемлемость этих явлений.

Важно! Лихоимец по церковным канонам — это человек, который дает взятку, и который берет ее. Таким образом, в грехе повинны обе стороны.

Оба человека нарушают закон Господа, причем апостол Павел даже не рекомендует кушать за одним столом с этим человеком.

Чем опасен грех лихоимства

Любой грех отравляет дух человека и, казалось бы, даже небольшой проступок, например, небольшой обвес при торговле может повлечь за собой серьезные последствия.

Что побуждает человека обманывать других с целью заработка? Любовь к деньгам. И как любая страсть, при ее удовлетворении человек лишь больше разжигает это греховное желание в себе. Попутно он подавляет свою совесть, нарушает Божьи заповеди и забывает о любви к ближним. Все это приводит лишь к более глубокому падению.

В Писании указано всего 8 смертных грехов, но жадность — один из них. А лихоимство обычно приводит к страстной жадности, ведь денег становится все больше. В любом случае, наказание будет, даже если человек однажды кого-либо обманул.

Также и мшелоимство оказывает развращающее действие на душу человека. Это скорее грех бедных людей, ведь они начинают осознанно копить вокруг себя множество различных вещей, что позже перетекает в серьезную страсть. Любая страсть, кроме страсти по Господу и Его слову, считается греховной. Так что следует проверять себя и в стяжании предметов, а не только в обмане окружающих. Не следует из денег или предметов делать идолов.

Читайте также:
Христианский эгрегор: особенности, достоинства, опасность

Сильная православная молитва-оберег всем святым о помощи, в благодарность, на все случаи жизни: текст

Православных молитв великое множество: о здоровье, замужестве, от глаза дурного и т.д. В трудные времена читаем мы их, обращаясь к Помощникам Небесным.

А есть молитвы «универсальные», обереги на все жизненные ситуации. Действенность слов их усилена временем. Выучите такие молитвы сами и научите им своих детей. Объясните, что молитва – это общение с Господом нашим.

Очень сильной молитвой-оберегом, настоящим «щитом» даже в очень опасных ситуациях, является такая:

Молитва-оберег

Защищает также человека от беды лихой обращение к Ангелу-хранителю своему:

Молитва Ангелу-Хранителю

Молитвенная просьба 12 апостолам о помощи:

Молитва

Такие молитвы-обереги допускается читать матери над своим ребенком, если он слишком мал, чтобы понимать значения молитвенных слов.

Что такое мшелоимство, скверноприбытчество и лихоимство в православии

Мшелоимство: что это за грех

Толкование

Значение этого слова можно трактовать двояко. В первом варианте оно восходит к древнерусскому слову «мшел», означающему «корысть», в иной интерпретации — «вещь», «имущество», и в церковном контексте современного языка его можно перевести как «корыстолюбие». Вымогательство и взяточничество — из этой же категории. Корыстолюбие классифицируется православной церковью как страсть, причем порочная, греховная, сродни сребролюбию.

Второй вариант более «приземленный». Его нередко ассоциируют с замшелостью, т.е. тем, что поросло мхом, замшело. Это может означать собирательство (чаще бессмысленное) старых, уже никому не нужных — замшелых — вещей, откладывание на всякий случай (как говорится, на черный день) продуктовых запасов.

Ярким образцом мшелоимца является гоголевский Плюшкин, занимавшийся накопительством всякого хлама ради самого этого процесса.

В «Православном молитвослове» в молитвах вечернего правила есть исповедание повседневных грехов, среди которых упоминается и мшелоимство.

Плюшкин — наглядный пример.
Молитвословы в прежние времена были составлены для монашествующих, и грех этот осуждался тогда, когда монах окружал себя красивыми или ценными вещами, собирая и накапливая их, хотя в обиходе они ему были совершенно не нужны. Не нужны они в таких масштабах и мирянину.

В чем же состоит грех? Ну собирает человек себе шмотки и никого при этом не обижает! А грешно это, с точки зрения церкви, по нескольким причинам.

  • Вещи должны использоваться для той цели, для которой они созданы, а не являться экспонатами «домашнего музея».
  • Приобретение лишних вещей — это уже угода своим слабостям.
  • Создание вещного культа — по сути это сотворение себе кумира, от чего предостерегает Библия.

Копить, хранить, беречь, коллекционировать — для этого ли создаются предметы обихода? Они должны «работать», иначе человек впадет в зависимость от них и, сам того не замечая, станет скупым, жадным.

Разновидностью греха мшелоимства является мздоимство. Что это за грех? Старинное слово «мзда» со вполне нейтральным изначальным значением все чаще употребляется с негативным оттенком, говорящим о продажности, подкупе.

Мздоимство — получение подарков, подношений с целью подкупа, откровенных взяток.

Этот вид мшелоимства со временем также превращается в коллекционирование подобных даров, любование ими и похвальбой перед знакомыми, а нередко и прямым выпрашиванием, если не вымогательством, того или иного предмета вожделения.

Страсть коллекционирования, по большому счету, то же мшелоимство. Человек отдает огромные деньги за какой-то «экспонат», который никто, кроме него, не увидит.

Мшелоимство — это вещизм.

Равным образом ко мшелоимцам можно отнести и заядлых шопоголиков, для которых шопинг — буквально смысл и цель жизни. Такие люди могут накупить столько обновок, что будут не в состоянии даже хотя бы однажды надеть их. И главное, что без них вполне можно обойтись.

Это своего рода идолопоклонство. Как, впрочем, и привычка к старым испытанным вещам (одежде, обуви).

Подводя итог сказанному, сей грех можно определить совершенно современным словом — вещизм. Его значение предельно прозрачно — патологическая любовь к вещам, порабощение ими. В этом случае временное и преходящее наносит ущерб заботе человека о его участи в Вечности.

Можно ли избавиться?

От любого греха при искреннем желании можно избавиться, покаявшись в нем на исповеди. Бороться со мшелоимством необходимо, развивая в себе противоположные добродетели:

  • бескорыстие,
  • забота о благах и дарах духовного плана, а не о тленных вещах,
  • милостыня,
  • милосердие к тем, кто нуждается,
  • нежелание накопительства, приобретения земных богатств, т.е. стяжания,
  • равнодушие к богатству,
  • щедрость.

Это что касается духовной составляющей. «Бытовая» же часть включает в себя умение расставаться с неиспользуемыми вещами, отдавая их тому, кто в этом нуждается.

Не помешает частое планомерное проведение ревизии в доме, в закромах, где могут обнаружиться залежи ненужных вещей или продуктов.

Прежде чем решиться на какую-то очередную покупку, хорошенько взвесьте, так ли уж она вам необходима.

Хорошим шагом будет вместо спорной покупки, которая, не исключено, будет потом просто перекладываться с места на место, реально помочь кому-то, возможно, в самом магазине, купив для него нечто жизненно необходимое.

Хочется привести точку зрения иеромонаха Серафима (Калугина), согласно которой, миряне в идеале могут избавиться от этого греха, в прямом смысле отдав последнюю рубашку нуждающемуся. Но поскольку далеко не все к этому морально готовы, то достаточно поделиться хотя бы вещью, которая лежит у вас на полке мертвым грузом, а кому-то она действительно нужна.

Что означает это слово буквально

Происхождение этого понятия, обозначающего одну из множества духовных зависимостей, связано с древнерусским словоммшель», которая означает любую вещь или имущество.

В церковнославянском смысл более широк и уже соотносится с определенным действиями по отношению к предметам. Здесь «мшель» подразумевает неправедную прибыль, зловредную корысть

Читайте также:
Как обрести уверенность в себе: советы психологов

, разъедающую
душу
мзду.

В православии есть очень близкий к мшелоимству грех, который называется скверноприбытчеством. Его суть заключается в получении прибыли скверным, греховным путем. В этом грехе повинны те, кто получает прибыль, обманывая других: мошенники, аферисты, те кто общитывает и обвешивает людей.


Что за значение греха «лихоимство» и что о нём говорит православие?

Проще говоря, мшелоимство

– это страстное отношение к приобретению чего-либо, порочная зависимость от собирания вещей, рабство, в которое попадает всякий, неумеренно тратящий свои средства и целую жизнь исключительно на материальные ценности и мирские удовольствия, превращаясь в коллекционера преходящих наслаждений.

Мшелоимство часто связано с корыстными целями, а берущий «мшель» значит поступающий исключительно в соответствии со своими эгоистическими, плотскими

интересами. Отсюда вырастают, как сорняки, все злачные виды бесстыдного вымогательства.

Производное «замшелый» равно покрытое мхом или испорченное, пропавшее, что-то с плесенью. Причем необязательно этим отрицательным качеством заражаются только богатые люди. От мшелоимства не застрахован и бедный собиратель никчемного хлама.

Интересный факт

В молитвословах мшелоимство указывается в череде грехов распространенных, чуть ли не ежедневных падений. А так как в древние времена сборники
молитв
применялись только в
иноческом
обиходе, это понятие адресовалось тем
монахам
, которые заполняли свои жилища различными ценностями.

Так, в официальном документе для упорядочения монашеского быта в Свято-Троицком мужском монастыре

Это интересно: Как победить коварный грех лени

Скверноприбытчество

Что означает этот грех? Первая половина слова достаточно «говорящая»: скверно — значит нечто недостойное, «скверное приобретение». Так оно и есть, прибыль можно получать и недостойным способом, путем нечестным и неправедным. К таким относятся:

Надувательство покупателя — это скверноприбытчество.

  • обвес,
  • обмер,
  • обман,
  • обсчет.

Сюда же можно отнести и заработок, полученный в ходе, скажем, игры в карты, в казино, т.е. основанный на использовании человеческих слабостей и страстей, на их разжигании или же удовлетворении.

Скверным приобретением будет и обогащение с использованием своего авторитета, служебного положения, а если это касается церкви, то и священного сана.

Если человек подделывает или использует поддельные документы, включая проездной талон, покупает краденое, это тоже можно назвать словом скверноприбытчество.

Может показаться странным, но того же роду-племени и тунеядство. Почему? Согласно «Православному катехизису», если человек получает плату за то, что не исполняет или исполняет не должным образом и не приносит пользу, таким образом он словно крадет — и плату, и пользу.

Отличие от скверноприбытчества и мшелоимства

Скверноприбытчеством можно назвать обвес покупателей на рынке или в магазине. Только когда продавец делает это сознательно: настраивает весы на обвес. Если продавцу поставили неправильные весы, и он об этом не знает, — грех не засчитывается.

Также к скверноприбытчеству относится всё, что является прибылью на разжигании человеческих страстей. Сюда относится индустрия секса, азартные игры, продажа алкогольной/табачной продукции, продажа поддельных документов, скупка краденого, тунеядство, изготовление фальшивых денег. Это всё основано на сознательном обмане ради прибыли и обогащения. Но от лихоимства отличается отсутствием эксплуатации труда: человек как бы добровольно позволяет себя обманывать и даже чувствует себя счастливым.

Мшелоимство — это вымогательство. Человек настолько одержим страстью к деньгам, что только о них и думает. К мшелоимству относится не только грех взяточничества и вымогательства, но также чрезмерного накопительства и складирования ненужных вещей. Это прототип гоголевской Коробочки. Мшелоимство не нарушает права и свободы другого человека, как лихоимство, но тоже относится к грехам.

Как мы видим, мшелоимство и скверноприбытчество не эксплуатируют людей напрямую, а действуют обманом либо ставят перед выбором, как взяточники. Но в любом случае, человек может отказаться взаимодействовать с этими нечестными людьми, и ни в чем не пострадает. Лихоимство намного опаснее, оно манипулирует людьми и использует их зависимое положение. Человек понимает, что его жестоко эксплуатируют, но выбора другого у него нет — работает на лихоимца.

Лихоимство

Взятка — это тоже лихоимство.
Это понятие подразумевает греховную страсть, которая заключается в получении своей пользы за счет обездоливания другого человека, пользуясь его затруднительной или безвыходной жизненной ситуацией.

Лихоимцы способны приобретать выгоду, используя чужие труд или собственность, бедственное положение ближнего:

  • назначить высокий процент кредита,
  • загрузить излишними служебными обязанностями за ту же плату,
  • завысить цены на тот или иной товар.

В более широком смысле лихоимство представляет собой элементарную жадность, сребролюбие, жажду обогащения. Св. Феофаном Затворником лихоимство классифицировалось как страсть получать все больше и больше, связанную с неразборчивостью в средствах при заключении торговых сделок, ростовщичеством, воровством, получением взяток.

Чтобы очиститься от этого греха и спастись, надо не только осознать и перестать творить его, но и вернуть полученное неправедным путем обиженному человеку, а если сделать это по каким-то причинам невозможно, просто совершать дела милосердия.

Как бороться с греховным пристрастием

Для того чтобы не позволять накапливаться в доме лишним вещам и предметам, надо чаще проводить ревизию, генеральную уборку в местах где эти вещи хранятся в наибольшем их количестве. Ревизии, конечно, будет недостаточно без осознания того, что с хламом надо расставаться без сожаления.
Если у вас в доме имеются ненужные предметы, которыми вы давно не пользовались, то лучше отдать их тем, кому они действительно нужны. Часто мы ничего и никого не видим вокруг себя, а ведь нуждающаяся старушка или даже семья живёт с вами на одной лестничной площадке. Ещё все вещи, которыми вы не пользуетесь, можно отнести и в ближайшую церквушку, дом инвалидов или дом престарелых. Кому-то эти вещи действительно пригодятся.

Исповедай грех свой…

Каяться за совершенные грехи надо ежедневно и делать это осознанно, анализируя каждую возникшую ситуацию. Непременно с искренним сокрушением надо исповедать их в Таинстве Покаяния в церкви, чтобы не только покаяться в них, но и получить прощение от Господа.

Читайте также:
Как очистить ауру от энергетических загрязнений

Приводим вечернюю молитву из «Православного молитвослова», называемую «Исповедание грехов повседневных»:

«Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому, славимому и покланяемому Отцу, и Сыну, и Святому Духу, вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего, и на всякий час, и в настоящее время, и в прошедшия дни и нощи, делом, словом, помышлением, объядением, пиянством, тайноядением, празднословием, унынием, леностию, прекословием, непослушанием, оклеветанием, осуждением, небрежением, самолюбием, многостяжанием, хищением, неправдоглаголанием, скверноприбытчеством, мшелоимством, ревнованием, завистию,

гневом, памятозлобием, ненавистию, лихоимством и всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, и прочими моими грехи, душевными вкупе и телесными, имиже Тебе Бога моего и Творца прогневах, и ближняго моего онеправдовах; о сих жалея, винна себе Тебе Богу моему представляю, и имею волю каятися; точию, Господи Боже мой, помози ми, со слезами смиренно молю Тя: прешедшая же согрешения моя милосердием Твоим прости ми, и разреши от всех сих, яже изглаголах пред Тобою, яко Благ и Человеколюбец».

А почему это грешно?

Священнослужители называют несколько причин, из-за которых этот человеческий изъян причислен к грехам. Основной из них считается неиспользование вещей по их прямому предназначению. А мшелоимство – это просто коллекционирование и хранение собранных, купленных, найденных или подаренных вещей, которые должны служить человеку в жизни, быту и на работе. Нарушая предназначения – это уже пренебрежение библейскими заповедями. Там пишется, что вещи должны покупаться по необходимости, а не для удовлетворения своей болезненной наклонности. Получается, когда человек привязывается к вещам, делает из них культ, идола. Человек должен служить только Богу и не создавать себе кумиров.

Дышу Православием

О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии

ПОПУЛЯРНОЕ

  • Алчущие и жаждущие правды — кто они и почему блаженны?
  • Православная семья — вопросы и ответы
  • Смирение — смирять или смиряться?
  • Пасочница — как делать пасху
  • Суббота — как Церковь относится к субботе?
  • Странно
  • Причастие. Почему не допускают к Причастию?
  • Уныние — что такое уныние и как с унынием бороться?
  • Смирение — 20 советов для смирения
  • Коленопреклонение – почему мы не встаем на колени по воскресным дням?
  • 10 советов постигающим веру
  • Адриан Пошехонский, священномученик. Житие
  • Анатолий Баданов — Чтение молитвенного правила по Феофану Затворнику
  • Православная миссия — найди 10 отличий
  • Православное воспитание детей. Тайна воспитания
  • Церковные суеверия. Как искажается христианство
  • Без любви не может быть Церкви
  • С чего начинается обращение ко Христу
  • Аврамий Болгарский, мученик. Житие
  • Ушел из жизни иеросхимонах Силуан (Сухаревский)
  • Депрессия — грех или болезнь?
  • Исповедь — о записках на исповеди
  • Агафия, мученица. Житие
  • Зачем перечитывать Библию?
  • Монах. Фильм Аркадия Мамонтова

Наши друзья

Что такое мшелоимство и скверноприбытчество ?

В молитвослове в «Исповедании грехов повседневных» именуются грехи – мшелоимство, скверноприбытчество. Оба эти греха связаны с обогащением, накоплением материальных ценностей.

Скверноприбытчество, (скверное приобретение) – это использование для обогащения служебного положения, авторитета или даже священного сана. Предупреждая об этом, Апостол Павел пишет в послании к Титу: « Суть бо мнози непокориви, суесловцы и умом прельщени, наипаче же сущии от обрeзания, ихже подобает уста заграждати: иже вся домы развращают, учаще яже не подобает, сквернаго ради прибытка… обличай их нещадно, да здрави будут в вeрe » (Тит. 1, 10 – 13).

Я специально привожу славянский текст, чтобы это слово звучало так же, как в молитвослове (на русский оно переведено: «ради постыдной корысти»). В данном случае апостол говорит об учителях, которые в корыстных целях в угоду слушателям извращают церковное учение.

Мшелоимство – это такой вид греха, точнее, такой греховный образ жизни, когда у человека есть нечто, что ему самому не нужно, но это нечто, ему ненужное он тем не менее под себя кладет, а другим не отдает. Здесь на ум сразу приходит знаменитый гоголевский персонаж, к которому “и дороги-то знать не советовали”.

Слово «мшелоимство» происходит от старинного корня «мшель» – прибыль (словарь прот. Г. Дьяченко). В Толковом словаре В.И. Даля «мшель» – мзда, корысть.

Надо помнить, что молитвословы составлялись применительно к монашеской жизни. Тогда это слово обозначало собирание монахом в своей келии ненужных ему в обиходе красивых, ценных предметов, накопительство.

Один из монашеских уставов говорит: «Монашествующим не должно заводить в келье лишних вещей, впадать в грех мшелоимства. Лучшим украшением иноческой кельи служат святые иконы и книги Священного Писания, а также творения Святых Отцов. Келья монаха содержит крайний минимум всего, без чего нельзя обойтись в ней. Келья должна быть красной не вещами, а духом веры и молитвы живущего в ней инока. Светские же и мирские вещи и принадлежности не должны находиться в келье» (Из устава Свято-Троицкого мужского монастыря).

Святые отцы-подвижники довольно строго высказываются об этом греховном состоянии. Преподобный Лев Оптинский (1768-1841) говорит: «Что же касается вещелюбия и мшелоимства (сиречь излишества различных вещей), то сия немощь, по рассуждению святых отцев, горше и пребедственнее сребролюбия»

А преподобный старец Паисий Святогорец (1924-1994) так объясняет пагубность пристрастия к вещам: «Само по себе сердечное пожелание не является злым. Но вещи, пусть даже и не греховные, пленяя частичку моего сердца, уменьшают мою любовь ко Христу. Если я желаю получить что-то полезное, например, книгу, и это полезное пленяет частичку моего сердца, то такое пожелание недобро. Почему книга должна пленять часть моего сердца? Что лучше – хотеть книгу или вожделевать Христа»?

Читайте также:
Как проявляется ясновидение: характерные признаки

Это говорят монахи. А как же быть простым Православным?

Нужно всегда помнить, что путь спасения мирянина по сути ничем не отличается от монашеского. Монахи удаляются в пустыню лишь для того, чтобы удобнее проходить этот путь, который для всех – и монахов, и мирян состоит в исполнении Христовых заповедей. Конечно, мы пока еще далеки от того, чтобы отдать и верхнюю одежду, и последнюю рубашку, по слову Христову. Однако каждому из нас наша христианская совесть должна подсказать, не нуждается ли кто-либо больше меня в той вещи, которая мне совершенно не нужна, и если нуждается, то с легким сердцем пойти и отдать ее.Иеромонах Серафим (Калугин)

То есть мшелоимство это – греховная страсть, заключающаяся в стремлении приобретать все новые и новые вещи, без их видимой пользы для себя, собирание ненужных вещей. То есть форма вещелюбия, когда вещи приобретаются ради самих вещей. «Что же касается вещелюбия и мшелоимства (сиречь излишества различных вещей), то сия немощь, по рассуждению святых отцев, горше и пребедственнее сребролюбия», – учит св. преподобный Лев Оптинский.

Мшелоимство, по слову св. Игнатия Брянчанинова – это заведение различных предметов прихоти и роскоши. Виды мшелоимства разнообразны – от взяток вещами, пристрастия к подаркам, бесполезного коллекционирования до собирания хлама.

В любом случае человек подверженный страсти порабощается вещам (от древнерусского мшель – вещь, имущество; в церковнославянском – мзда, корысть, прибыль), то есть временному и преходящему в ущерб заботе о своей участи в вечности. Человеку надо помнить, что «чей ум привязан к какой-либо земной вещи, тот не любит Бога» (Св. Максим Исповедник). Все вещи преходящи, и только блаженное соединение с Богом вечно.

«Великое безумие – любить создание бессмысленное и бесчувственное, которым взаимно любимы быть не можем. Вещь бесчувственная, бессмысленная, мертвая любить нас не может: и нам не подобает ее любить, но одного Бога любящего нас, и ближнего, по образу Его созданного.

…Если скажет кто, что, мол, создания все сотворены ради человека, – ему отвечаю:

Первое. Тем самым создания должны человеку служить и работать, а не человек созданиям; служит же им тот, кто к ним прилепляется сердцем и любовью.

Второе. Должно их употреблять, а не злоупотреблять ими, – употреблять умеренно, а не излишне, ради нужды, а не ради сладострастия.

Третье. Создания эти подобны неким следам и свидетельствам, по которым Создателя познаем и к Нему приходим: от создания познаем Создателя и Его учимся и убеждаемся любить, почитать, что такое дивное ради нас сотворил.

Четвертое. Созданы служить нам, чтобы мы Богу служили; а когда не служим Богу, то и их служение нам бесполезно бывает, а Богу оттого великая неблагодарность проистекает. Человек, как разумный и по образу Божию созданный, есть ближайший Божий слуга, и как посредник между Богом и созданиями, употребляя их служение, Бога благодарить и служить Ему должен. Так, например, рабы господину своему служат для того, чтобы он монарху и обществу служил; а если не служит, то и их служение, его нерадением, тщетно бывает: так и создания человеку служат, чтобы он Богу служил как разумный, и за всех них Бога благодарил и хвалил. А когда человек этого не исполняет, то и создания напрасно использует, и потому Создателю своему неблагодарным является…».
Св. Тихон Задонский (Плоть и дух, 27)

Знакомьтесь: мшелоимство — это грех, причем очень небезобидный

Мшелоимство: что это за грех

Толкование

Значение этого слова можно трактовать двояко. В первом варианте оно восходит к древнерусскому слову «мшел», означающему «корысть», в иной интерпретации — «вещь», «имущество», и в церковном контексте современного языка его можно перевести как «корыстолюбие». Вымогательство и взяточничество — из этой же категории. Корыстолюбие классифицируется православной церковью как страсть, причем порочная, греховная, сродни сребролюбию.

Второй вариант более «приземленный». Его нередко ассоциируют с замшелостью, т.е. тем, что поросло мхом, замшело. Это может означать собирательство (чаще бессмысленное) старых, уже никому не нужных — замшелых — вещей, откладывание на всякий случай (как говорится, на черный день) продуктовых запасов.

Ярким образцом мшелоимца является гоголевский Плюшкин, занимавшийся накопительством всякого хлама ради самого этого процесса.

В «Православном молитвослове» в молитвах вечернего правила есть исповедание повседневных грехов, среди которых упоминается и мшелоимство.

Плюшкин — наглядный пример.
Молитвословы в прежние времена были составлены для монашествующих, и грех этот осуждался тогда, когда монах окружал себя красивыми или ценными вещами, собирая и накапливая их, хотя в обиходе они ему были совершенно не нужны. Не нужны они в таких масштабах и мирянину.

В чем же состоит грех? Ну собирает человек себе шмотки и никого при этом не обижает! А грешно это, с точки зрения церкви, по нескольким причинам.

  • Вещи должны использоваться для той цели, для которой они созданы, а не являться экспонатами «домашнего музея».
  • Приобретение лишних вещей — это уже угода своим слабостям.
  • Создание вещного культа — по сути это сотворение себе кумира, от чего предостерегает Библия.

Копить, хранить, беречь, коллекционировать — для этого ли создаются предметы обихода? Они должны «работать», иначе человек впадет в зависимость от них и, сам того не замечая, станет скупым, жадным.

Разновидностью греха мшелоимства является мздоимство. Что это за грех? Старинное слово «мзда» со вполне нейтральным изначальным значением все чаще употребляется с негативным оттенком, говорящим о продажности, подкупе.

Мздоимство — получение подарков, подношений с целью подкупа, откровенных взяток.

Этот вид мшелоимства со временем также превращается в коллекционирование подобных даров, любование ими и похвальбой перед знакомыми, а нередко и прямым выпрашиванием, если не вымогательством, того или иного предмета вожделения.

Читайте также:
Признаки ведьмы: как узнать о своих сверхспособностях

Страсть коллекционирования, по большому счету, то же мшелоимство. Человек отдает огромные деньги за какой-то «экспонат», который никто, кроме него, не увидит.

Мшелоимство — это вещизм.

Равным образом ко мшелоимцам можно отнести и заядлых шопоголиков, для которых шопинг — буквально смысл и цель жизни. Такие люди могут накупить столько обновок, что будут не в состоянии даже хотя бы однажды надеть их. И главное, что без них вполне можно обойтись.

Это своего рода идолопоклонство. Как, впрочем, и привычка к старым испытанным вещам (одежде, обуви).

Подводя итог сказанному, сей грех можно определить совершенно современным словом — вещизм. Его значение предельно прозрачно — патологическая любовь к вещам, порабощение ими. В этом случае временное и преходящее наносит ущерб заботе человека о его участи в Вечности.

Можно ли избавиться?

От любого греха при искреннем желании можно избавиться, покаявшись в нем на исповеди. Бороться со мшелоимством необходимо, развивая в себе противоположные добродетели:

  • бескорыстие,
  • забота о благах и дарах духовного плана, а не о тленных вещах,
  • милостыня,
  • милосердие к тем, кто нуждается,
  • нежелание накопительства, приобретения земных богатств, т.е. стяжания,
  • равнодушие к богатству,
  • щедрость.

Это что касается духовной составляющей. «Бытовая» же часть включает в себя умение расставаться с неиспользуемыми вещами, отдавая их тому, кто в этом нуждается.

Не помешает частое планомерное проведение ревизии в доме, в закромах, где могут обнаружиться залежи ненужных вещей или продуктов.

Прежде чем решиться на какую-то очередную покупку, хорошенько взвесьте, так ли уж она вам необходима.

Хорошим шагом будет вместо спорной покупки, которая, не исключено, будет потом просто перекладываться с места на место, реально помочь кому-то, возможно, в самом магазине, купив для него нечто жизненно необходимое.

Хочется привести точку зрения иеромонаха Серафима (Калугина), согласно которой, миряне в идеале могут избавиться от этого греха, в прямом смысле отдав последнюю рубашку нуждающемуся. Но поскольку далеко не все к этому морально готовы, то достаточно поделиться хотя бы вещью, которая лежит у вас на полке мертвым грузом, а кому-то она действительно нужна.

Сила смирения

Почему же проявление кротости считают слабостью? Ответ прост — люди считают, что победить другого важно и это проявление силы. На самом деле, нет более опытного и опасного врага для человека, чем он сам

Поэтому победа над самим собой должна оцениваться выше победы над ближним.


Смирение всегда исполнено духовной силой, преображающей человека и все вокруг


Грехи в православии: 5 категорий

Для проявления смирения человеку требуется недюжинная храбрость, ведь всегда есть опасение, что из-за уступок его посчитают слабым. Но если всмотреться в суть смирения, становится понятно, что только человек сильный и крепкий в Господе может поступить так. Простить, уступить всегда сложнее, чем бороться и принижать другого. Также и в отношениях с Господом — принять Его волю всегда сложнее, чем кажется.

Важно! Человек должен полностью довериться Богу, ведь не всегда путь, который Он приготовил, нравится. Чаще происходит наоборот, вместо благословений приходят испытания, а череда искушений не прекращается — Творец работает над сердцем христианина, делая его мягче и чище, но это не всегда приятный процесс

Также люди привыкли решать все проблемы самостоятельно, договариваясь, находя пути и средства, и тем сложнее бывает довериться и отдать все в руки Бога.

Христос как пример смирения

Главным примером для христианина, безусловно, является Иисус Христос. Он представляет собой идеал смиренного человека, но при этом никто не может назвать Иисуса слабым. Если изучить описания в Евангелиях момента его ареста и допроса у фарисеев, то можно понять, что Христос был покорным как в отношениях с людьми, так и в отношениях с Богом.

Когда он предстал перед синедрионом, он не спорил со священнослужителями, не кричал и не доказывал свою правоту. Таким же он был перед царем и перед Понтием Пилатом. Вопросы, которые Христос задавал были простые и не звучали надменно или презрительно. В Его словах была покорность и не было вызова, Он не проявлял неуважение или желание усугубить конфликт.

Смиренность Христа Божьей воли несмотря на то что хотел ее избежать, можно увидеть, прочитав Его молитвы в Гефсиманском саду (Матф. 6:39)

Понимая важность и необходимость своей смерти, Он испытывал страх как любой человек и хотел бы, чтобы Бог Его избавил от нее. Тем не менее он с покорностью признает авторитет Бога выше Своего и говорит: «Но пусть будет Твоя воля»


Иисус Христос обладал удивительным смирением и кротостью

Даже зная, что Его ждет, Христос покорен Богу. Однако нет в Его словах или поступках слабости. Именно поэтому для верующих людей нет лучшего примера кротости. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:29).

  • Искусство наблюдать: как понять, что нравишься мужчине

Скверноприбытчество

Что означает этот грех? Первая половина слова достаточно «говорящая»: скверно — значит нечто недостойное, «скверное приобретение». Так оно и есть, прибыль можно получать и недостойным способом, путем нечестным и неправедным. К таким относятся:

Надувательство покупателя — это скверноприбытчество.

  • обвес,
  • обмер,
  • обман,
  • обсчет.

Сюда же можно отнести и заработок, полученный в ходе, скажем, игры в карты, в казино, т.е. основанный на использовании человеческих слабостей и страстей, на их разжигании или же удовлетворении.

Скверным приобретением будет и обогащение с использованием своего авторитета, служебного положения, а если это касается церкви, то и священного сана.

Если человек подделывает или использует поддельные документы, включая проездной талон, покупает краденое, это тоже можно назвать словом скверноприбытчество.

Читайте также:
Психология отношений между мужчиной и женщиной: этапы

Может показаться странным, но того же роду-племени и тунеядство. Почему? Согласно «Православному катехизису», если человек получает плату за то, что не исполняет или исполняет не должным образом и не приносит пользу, таким образом он словно крадет — и плату, и пользу.

А почему это грешно?

Духовные отцы приводят несколько причин, по которым такой порок причислен к грехам. Главной из них считается неупотребление вещей по прямому назначению. Ведь мшелоимство – это просто хранение собранных, купленных или подаренных предметов, которые были созданы с целью служения людям. Нарушение предназначения – это пренебрежение Господними указаниями. Далее: вещи должны приобретаться в случае необходимости, а не ради удовлетворения болезненной склонности. А самое главное – человек привязывается к предметам, начинает служить им и своему пристрастию, хотя должен служить Богу. Здесь уместно вспомнить про «не создай себе кумира», а такое безудержное накопление уже вполне подобно поклонению искусственно созданному идолу.

Лихоимство

Взятка — это тоже лихоимство.
Это понятие подразумевает греховную страсть, которая заключается в получении своей пользы за счет обездоливания другого человека, пользуясь его затруднительной или безвыходной жизненной ситуацией.

Лихоимцы способны приобретать выгоду, используя чужие труд или собственность, бедственное положение ближнего:

  • назначить высокий процент кредита,
  • загрузить излишними служебными обязанностями за ту же плату,
  • завысить цены на тот или иной товар.

В более широком смысле лихоимство представляет собой элементарную жадность, сребролюбие, жажду обогащения. Св. Феофаном Затворником лихоимство классифицировалось как страсть получать все больше и больше, связанную с неразборчивостью в средствах при заключении торговых сделок, ростовщичеством, воровством, получением взяток.

Чтобы очиститься от этого греха и спастись, надо не только осознать и перестать творить его, но и вернуть полученное неправедным путем обиженному человеку, а если сделать это по каким-то причинам невозможно, просто совершать дела милосердия.

Православное понимание

Православная Церковь имеет стойкие убеждения, что лихоимство — это грех, независимо от мотивов человека. Если человек забирает чужое, присваивает имущество близкого — он согрешает перед церковью и Господом, и является лихоимцем. Библия характеризует этот грех и однозначно высказываются касательно него.

Библия осуждает грех лихоимства

Свод законов Писания (10 заповедей) категорично говорят: «Не укради», а лихоимство, в широком его понятии, можно отнести к кражам. По поводу этого можно найти много текстов в Екклесиасте и Притчах.

Заповедь «Не кради»«Не сотвори себе кумира»Заповедь «Не поминай Господа в суе»

Православные проповедники полностью соглашаются с ветхозаветными авторами и говорят о греховности взяток, заработке на страстях человека и прочих неправедных прибылях. Сегодня взятки и вымогательство окружают человека со всех сторон (учеба, медицина, работа и пр.), но это не значит нормальность или приемлемость этих явлений.

Важно! Лихоимец по церковным канонам — это человек, который дает взятку, и который берет ее. Таким образом, в грехе повинны обе стороны

Оба человека нарушают закон Господа, причем апостол Павел даже не рекомендует кушать за одним столом с этим человеком.

Чем опасен грех лихоимства

Любой грех отравляет дух человека и, казалось бы, даже небольшой проступок, например, небольшой обвес при торговле может повлечь за собой серьезные последствия.

Что побуждает человека обманывать других с целью заработка? Любовь к деньгам. И как любая страсть, при ее удовлетворении человек лишь больше разжигает это греховное желание в себе. Попутно он подавляет свою совесть, нарушает Божьи заповеди и забывает о любви к ближним. Все это приводит лишь к более глубокому падению.

В Писании указано всего 8 смертных грехов, но жадность — один из них. А лихоимство обычно приводит к страстной жадности, ведь денег становится все больше. В любом случае, наказание будет, даже если человек однажды кого-либо обманул.

Лихоимец нарушает Божьи заповеди и забывает о любви к ближним

Также и мшелоимство оказывает развращающее действие на душу человека. Это скорее грех бедных людей, ведь они начинают осознанно копить вокруг себя множество различных вещей, что позже перетекает в серьезную страсть. Любая страсть, кроме страсти по Господу и Его слову, считается греховной. Так что следует проверять себя и в стяжании предметов, а не только в обмане окружающих. Не следует из денег или предметов делать идолов.

Исповедай грех свой…

Каяться за совершенные грехи надо ежедневно и делать это осознанно, анализируя каждую возникшую ситуацию. Непременно с искренним сокрушением надо исповедать их в Таинстве Покаяния в церкви, чтобы не только покаяться в них, но и получить прощение от Господа.

Приводим вечернюю молитву из «Православного молитвослова», называемую «Исповедание грехов повседневных»:

«Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому, славимому и покланяемому Отцу, и Сыну, и Святому Духу, вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего, и на всякий час, и в настоящее время, и в прошедшия дни и нощи, делом, словом, помышлением, объядением, пиянством, тайноядением, празднословием, унынием, леностию, прекословием, непослушанием, оклеветанием, осуждением, небрежением, самолюбием, многостяжанием, хищением, неправдоглаголанием, скверноприбытчеством, мшелоимством, ревнованием, завистию,

гневом, памятозлобием, ненавистию, лихоимством и всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, и прочими моими грехи, душевными вкупе и телесными, имиже Тебе Бога моего и Творца прогневах, и ближняго моего онеправдовах; о сих жалея, винна себе Тебе Богу моему представляю, и имею волю каятися; точию, Господи Боже мой, помози ми, со слезами смиренно молю Тя: прешедшая же согрешения моя милосердием Твоим прости ми, и разреши от всех сих, яже изглаголах пред Тобою, яко Благ и Человеколюбец».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: