Перун – бог грома, молнии и войны в культуре славян

Перун — славянский Бог Воев, Справедливости, Грома

Перун – это славянский Бог Воев, Справедливости и Грома. Рожден Сварогом, Отцом Небесным и Ладой – Матерью Небесной. Посылает людям славянский Бог Перун отвагу, мужество, силы и умения для защиты своей родной земли, семьи и Родины. Поэтому так много оберегов и знаков, обращенных к Нему. Бог Перун является одним из значимых Богов в старинной северной системе гадания – «Славянских Резах Рода». В День Перуна люди вспоминают Его силу, да о справедливости и защите просят.

Бог Перун в пантеоне славянских Богов

Бог Перун является братом:

  • Велеса – Бога Целительства и Волхования;
  • Стрибога – Бога Устремлений, Страстей, Ветров.

Узнайте больше
о Боге Перуне:

  • Книга«Боги и люди». О том, как похитил Скипер-Змей Бога Перуна и как смог молодой Бог победить страшное чудовище.
  • Книга «Приключение Ярого Бога». О том, как обучал Перун Бога Ярило воинскому делу.

Легенды и мифы о славянском Боге Перуне

Темное и загадочное место есть в Архангельской области – это гора Карасова и ее близлежащие территории. Издавна люди туда не ходят, считают гиблыми местами. Науке не все ведомо, что прознали уже давно наши предки и передают из поколения в поколение. Есть одна легенда, которую ведающие увязывают с горой Карасова, полагая, что это и есть настоящий могильник Скипер-Змея, которого Перун Могучий схоронил после боя. Вот отрывок из легенды:

…а Перун же ударил копьем и пригвоздил Скипер-Змея к земле. Тот корчится, вырывается, а Перун обрубил ему ядовитые когти мечом–кладенцом. Подоспели тут братья Сварожичи и заковали Черного Скипер-Змея заговоренным железом.

Разом он силу свою колдовскую утратил, но злость и черную ненависть ко всему светлому при себе держит. И погнали братья ненавистного врага впереди себя, а еще быстрее, впереди них бежала молва о том, что пленен мучитель и враг людской. Слуги Скипер-Змея разбежались, спасаясь от гнева людского. А земля, освобожденная от черного колдовства, начала цвести и плодоносить.

Выбрали братья место подходящее, выкопали яму в 90 сажен глубиной, да 30 сажен шириной. Сколотили гроб дубовый, обшили его обручами железными, затолкали туда Кара-Скипера, и наложил Велес, мудрый Бог, заклятие: «чтобы спал в этом гробу мертвым сном Кара-Скипер-зверь, но каждые триста лет и три года просыпался, вспоминал, как хотел погубить он ребенка малого, как Перун, освобожденный братьями, выполнил то, что Макошь начертала. И вспомнив это, бился бы в бессильной злобе, не в силах разорвать цепи и разбить дубовый гроб». А после закрыли эту яму дубовыми щитами, скрепили железными обручами, сверху еще камней наложили, и на них нанес заклятье мудрый Велес.

А Стрибог, Бог устремлений и ветра, призвал своих сыновей, и они, стрибы- буйные, со всех четырех сторон Яви, набрали песка всякого: и крупнозерного желтого с берегов рек, серого, мелкого с берегов озер и со всяких еще разных мест. Высыпали этот песок на яму, где помещен был Кара-Скипер-зверь, и образовалась гора. И опять Велес наложил заклятье и на эту гору: «Гора эта, под названием Караскиперова гора, каждой своей песчинкой будет сторожить лютого врага нашего, чтобы не мог он вырваться из позорного плена. И напоминать будет гора людям, что если они позволят злу поселиться у них в головах, то тогда Скипер-Змей может разбить оковы и выйти на свободу. И гора эта должна быть заповедной и нерушимой, чтобы зло, источаемое зверем, не просачивалось наружу в людские головы.

А что было дальше или подробнее хочется узнать, то уже непременно почитайте в книге О.Бояновой «Боги и люди».

Оберег символ Бога Перуна

Не один оберег имеется в обиходе у славян, которыми они к Перуну обращаются. С их силою соединена мощь Бога грозы и Справедливости.

Секира Перуна – это оберег, направленный на получение твердости в различных делах, принятии решений, карьерной славы и успеха.

Громовник несет мужчинам силу, умение владеть воинским мастерством. Защищает человека от зла и бедствий, от дурных намерений от чужих людей.

Щит Перуна имеет больше отражательные функции, поэтому символ больше служит в качестве защитного оберега, чем орудия для нападения. Он отражает все плохое, за счет этого отражения всякое зло попросту рассеивается рядом с таким щитом. Поэтому тот человек, кто носит этот оберег, может быть уверен в полной защите от всяких дурных сил.

Какие бывают обереги,
дающие защиту Бога Перуна?

Проявление Бога Перуна для славян

Для славян Бог Перун – это Покровитель воинов. Имя Перуна нужно для того, чтобы мальчики были сильными и крепкими. Почитают Перуна и как Бога, который научит, как быть сильнее, терпеливее, крепче духом, душой и телом.

Атрибуты Бога Перуна

Призвание – Бог войны и Справедливости.

Значение имени – «Перунъ» обозначает – Первый, Познавший руны, Поражающий.

ОН покровитель – князей, воинов.

Его Стихия – гром, молния, землетрясения.

Животное с ним связанное – конь боевой.

Птица – орёл.

Геральдика, предметы – щит, меч, топор, секира.

Растение (в мифологии) – Перунов цвет.

Дерево – дуб, дубравы.

Треба (подношение) – хлеб, соль.

Места установки храмов, капищ, идолов (чуров) – верхушки холмов.

Славянская Реза Рода Перун в северном гадании

Реза Бога Перуна включается в северный оракул «Славянские Резы Рода. Предсказание. 40 шт». Реза Бога Перуна также входит в магический набор «Славянские Резы Рода. Исполнение чаяния. 21шт»

На Резе изображён Бог Перун, восседающий на вздыбленном коне, держащий двуручное копье наготове. Бог в самом разгаре боя, волосы взметнулись назад, взгляд устремлен вперед, прямо на врага. Глядя на картинку, можно одним словом описать Перуна Громовержца – Поражающий!

Символ-оберег Бога Перуна — Громовник выступает одновременно и символом Резы. Знак располагается в серёдке яркого многолучевого Солнца. Внизу под фигурой Бога и коня находится земля Яви, которую Он всегда защищает. Еще ниже – Имя Бога.

Его число – 1 (один, раз-разящий, первый).

Номер резы – 18.

Гадание. Вопрошание Бога. «Настала победа!» — вот весть этой Резы Спрашивающему. Именно эта реза появляется в раскладе, когда Спрашивающий ждёт окончания своей битвы. Человеку предлагается использовать свою отвагу и мужество, немедля привлечь сторонников к своему делу. Однако и сам Спрашивающий может стать поддержкой для нуждающихся в этом.

В разделе «Славянские Резы Рода»: знания про то, как, где и зачем Бог Перун встречается в северной магической традиции, волошбе да гадании.

Славянский Бог Перун в северной магии

Девиз Бога Перуна: «Лови момент! Делай, что сейчас можешь, остальное отложи на время». Реза Бога Перуна используется в обрядах, когда нужен быстрый и сильный результат.

Три повода обратиться к Богу Перуну:

  • Снятие наговоров и уроков-призороков (порчи). Своими огненными стрелами Он отстрелит все темное и недоброе!
  • Защита воина, идущего на войну, призвать к нему смелость и неуязвимость.
  • Зажечь огонь любви между мужчиной и женщиной. Вторая сторона силы Перуна — его мужская привлекательность. Он – сын Лады, Царицы Небесной, и также умеет огонь между людьми зажигать.

Праздники, где чествуют Бога Перуна

  • Зимний День Перуна 12 января, где почитался Перун как мудрый и справедливый Бог славян. Это День Перуновой Справедливости, Огненного Меча. В этот день, также как и в День Громницы, очень важно было босым пробежаться по снежку ранним утром, на утренней зоре. Могли даже некоторые смельчаки снегом утираться, обтираться, умываться. Считалось, что это могучую силу телу даст и очистит душу человека.
  • 2 августа. В этот период отмечали воины свой праздник, сопровождали его освящением своего оружия, оберегов, да учиняли обрядовые бои. Не даром в этот день в современной Росии отмечают свой праздник и воины ВДВ.

Сила в этих праздниках несомненная, сегодня многие люди, кто попробовал в эти дни почтить Перуна, уже на себе прочувствовали Его очищающие и благотворные благословения!

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Бог Перун

Бог Перун — славянский Бог грома и покровитель воинов. Он считается одним из самых главных персонажей славянского пантеона Богов. Перун почитался многими народами. Культ Бога Перуна был засвидетельствован у южных славян. У полабских же славян он отразился в названии дня недели четверг — «perendan», так же, как, например, Thursday (четверг) — день Тора. К слову, и Тор и славянский Перун являются богами громовержцами, и не случайно их именами называется один и тот же день недели. Перун — бог воины. Сегодня так считают многие. Но на самом деле это не совсем так.

Легенда о Перуне

Существует множество современных источников, в которых рассказываются Легенды о Перуне. Но ключевое слово здесь “современные”. Нет древних книг, из которых можно вдохновиться мифами о боге громовержце. Все, что описывается сегодня в литературе, скорее всего, является выдумкой современников. Что же нам предлагают? Пишут о том, что бог Перун был сыном Сварога и Лады. Легенда гласит, что рождение Сварожича сопровождалось землетрясением и грозой:

“Загремели тогда громы на небе, Засверкали тогда в тучах молнии, и явился на свет, словно молния, Сын Сварога Перун Громовержец”

Еще в младенчестве Бог Перун вместе со своими сёстрами богинями Живой, Мареной и Лелей был похищен Скипер-зверем (получеловек-полускорпион) охранником потустороннего мира. Зверь погрузил младенца в вечный сон, а богинь превратил в чудищ. Старшие сыновья Лады отправились спасать своего брата, обернувшись в вещих птиц — Сирина, Алконоста и Стратима по всему белому свету. Долго искали они младенца, но никак не могли найти его. Совсем уже отчаялись Сварожичи, но вдруг заметили Скипер-зверя у входа в подземелье. Тот при виде Сварожичей сразу скрылся. Устремились братья в подземелье, нашли Бога Перуна, спящего непробудным сном. За минувшие годы он вырос и возмужал, но не могли братья пробудить его ото сна. Тогда послали Сварожичи птицу Гамаюн в Репейские горы за святой сурьей — живой водой. Обмыли ею брата, и тот встал живой и здоровый. Как пришёл в себя Бог громовержец, так сразу и сказал, что отомстит Скипер-зверю и освободит сестёр. Немало препятствий преодолел славянский Перун прежде, чем добраться до логова Скипер-зверя. Отыскал он сестёр своих и расколдовал. Сам же отправился к Скипер-зверю, дабы уничтожить чудище. Долго бились они, но наконец поднял Бог громовержец своего врага и бросил его оземь. Расступилась Земля и навсегда поглотила Скипера. После этой победы Бог Перун вернулся в мир Прави.

Много еще легенд связано с Покровителем воинов. Как бился с Морским чудищем, чтобы доказать свою доблесть отцу будущей Жены, как Диву-Додолу обратил в божию коровку за предательство, как в мир Нави ходил с детьми Чернобога биться и многое другое.

Бог Грома и Молнии у славян

Имя бога Перуна происходит от праславянского “перунъ”, что означает “разить, поражать”. Громовержец почитался у значительной части индоевропейских племен древности. Его ведение можно условно разделить на 2 составляющие. Первая составляющая была связана с земледелием, вторая – с покровительством воинства. Учитывая стремление славян к земледелию, Бог Перун был божеством, оберегающим урожай и приумножающим его. Рассекая мечом тучи, он проливает на поля дождь, который обеспечивает хороший рост посевов. От Бога Грома зависело, будет у славян голодный год или сытый, поэтому наши предки так почитали его. Иногда можно услышать, что Перуна считают богом огня. Это не совсем так. Полноправным богом огня является Сварог. Но отчасти Бог грома и молнии позаимствовал огненные способности. Ведь молния тоже символизирует огонь.

Покровитель воинов

Из-за частых набегов врагов на земли славян, наши предки полагались на защиту Громовержца-Защитника. И тем самым бог громовержец получил еще одну важное предназначение — быть покровителем воинов. Он мечет огненные стрелы и разит недругов огненным мечом-молнией. Особую роль Славянский Перун играл в покровительстве княжеской дружины. Не удивительно, что такая характерная черта бога Перуна, как красный плащ, стала неотъемлемым знаком князей-военочальников. Что же касается образа бога грозы и молнии, то представляли его высоким, статным, светловолосым воином с голубыми глазами. В золотых доспехах, красным плащем, как мы уже говорили, и с топором в руках. Иногда в бою им использовался щит и копье. Появление его сопровождалось раскатами грома и молний. Он оберегал славянских воинов на поле битвы, но не являлся богов войны. Покровитель воинов не жаждал битв, как, например, древнегреческий Арес. Он был только оберегом для воинов Руси.

Историческим примером того, как славянская дружина почитала бога Перуна, можно привести фрагмент договора 945 года Руси с Византией, упомянутого в “Повести временных лет”:

“И иже помыслять отъ страны Русьскыя раздрушити таку любъвь… елико ихъ есть не крьщено, да не имуть помощи отъ Бога, ни отъ Перуна, да не ущитяться щиты своими, и да посечени будуть мечи своими и отъ стрелъ и отъ иного оружия своего, и да будуть раби въ сь векъ и въ будущии”

Культ Перуна

Говоря о боге Грома, как покровителе князя и его дружины, следует упомянуть о том периоде, когда славянский Перун по своей значимости вышел на одно из первых мест среди остальных Богов. Период этот относится ко времени Киевской Руси, когда правил Князь Владимир, сын Святослава Игоревича. Русская летопись называет богов, культ которых Владимир “Красное Солнышко” учредил в 980 г. – это Перун, Стрибог, Даждьбог, Хорс, Симаргл и Богиня Макош:

“Нача къняжити Володимер в Кыеве един.

И постави кумиры на хълме въне двора теремьнаго:

Перуна древяна, а главу его сьребряну, а ус злат,

И жьряху им, наричюще я богы и привожаху сыны своя и дъщери

и жьряху бесом и осквьрняху землю требами своими”

Зачем Владимир выделил и поставил определенных богов выше остальных остается большим вопросом. Возможно, что такими мерами он пытался заручиться поддержкой этих божеств, чувствуя вину за те проступки, которые известны всем, кто знаком с историей Киевской Руси. Князь Владимир сошел с праведного пути и, не найдя поддержки среди богов своих предков, попытался найти поддержку в другой вере? Может поэтому он решил принять христианство.

Про бога Перуна и Илью Пророка

После прихода христианства, бога Перуна заменил Илья Пророк, ездящий на огненной колеснице по небу. Именно он получил обязанности бога Громовержца и Защитника. Многие знают, что 20 Июля отмечается Ильин день. В свою очередь на “Глиняном календаре” черняховской культуры 20 июля, отмечен “громовым знаком” (колесом с шестью спицами), который является символом покровителя воинов. Такие громовые знаки в XIX веке вырезали на причелинах изб, чтобы оберегать их от ударов молний. После того, как Владимир принял христианство, богу громовержцу оказали особую почесть. Идола Перуна с серебряной головой и золотыми усами не сожгли, как других идолов, а эскортом из 12 дружинников проводили по Днепру до порогов, где потом возникло село Перуново.

Атрибуты и знаки Перуна

Самым известным атрибутом бога Перуна является Дуб. Он является крепчайшим и наиболее долговечным деревом. Поэтому именно Дуб является священным деревом Покровителя воинов. Вплоть до XVIII-XIX веков дуб сохранял ведущую роль в обрядности. Так, например, Н. М. Гальковский писал в своих работах, что деревенские свадебные поезда после венчания трижды объезжали одиноко стоящий дуб. Словом “Дуб” книжники наших предков называли не только конкретную породу деревьев, но и деревья вообще. Чаще всего это встречается в переводах святых писаний, когда русский переводчик, воспитанный в почитании дуба, считал необходимым именовать всякое дерево дубом. Поэтому лес в подобных переводах именовался дубравами.

Константин Багрянородный в 948 году писал о поклонении русов Перунову дубу на острове Хортице:

“Пройдя это место (переправу), они достигают острова, называемого Святым Григорием, и на этом острове совершают свои жертвоприношения, так как там расти огромный дуб. Они приносят в жертву живых петухов, кругом втыкают стрелы, а иные приносят куски хлеба, мясо и что имеет каждый, как требует их обычай. Насчет петухов они бросают жребий – зарезать ли их (в жертву), или съесть или пустить живыми. “.

Это место называлось “Перуня рень”. По преданиям именно сюда был выброшен на берег деревянный идол Перуна, который был спущен на воду Князем Владимиром. Даже сегодня у речки Верхней Хортицы можно видеть дуб, возраст которого насчитывает множество сотен лет. Ствол обхватом больше 6 метров, высота около 36 метров — это потрясающее зрелище не оставит равнодушным никого. Такое дерево дает прекрасное представление о Великом Священном Дубе Славянского бога Громовержца и Защитника Перуна.

Если статья Вам понравилась, воспользуйтесь кнопками социальных сетей и поделитесь информацией со своими друзьями! Заранее Благодарны!

Перун — бог грозы, молнии и грома

Бог Перун — славянский Бог грома и покровитель воинов. Он считается одним из самых главных персонажей славянского пантеона Богов. Перун почитался многими народами. Культ Бога Перуна был засвидетельствован у южных славян. У полабских же славян он отразился в названии дня недели четверг — «perendan», так же, как, например, Thursday (четверг) — день Тора. К слову, и Тор и славянский Перун являются богами громовержцами, и не случайно их именами называется один и тот же день недели. Перун — бог воины. Сегодня так считают многие. Но на самом деле это не совсем так.

Легенда о Перуне

Бог Перун был сыном Сварога и Лады. Легенда гласит, что рождение Сварожича сопровождалось землетрясением и грозой. В «Книге Коляды» написано:

«Загремели тогда громы на небе, Засверкали тогда в тучах молнии, и явился на свет, словно молния, Сын Сварога Перун Громовержец»

Еще в младенчестве Бог Перун вместе со своими сёстрами богинями Живой, Мареной и Лелей был похищен Скипер-зверем (получеловек-полускорпион) охранником потустороннего мира. Зверь погрузил младенца в вечный сон, а богинь превратил в чудищ. Старшие сыновья Лады отправились спасать своего брата, обернувшись в вещих птиц — Сирина, Алконоста и Стратима по всему белому свету. Долго искали они младенца, но никак не могли найти его. Совсем уже отчаялись Сварожичи, но вдруг заметили Скипер-зверя у входа в подземелье. Тот при виде Сварожичей сразу скрылся… Устремились братья в подземелье, нашли Бога Перуна, спящего непробудным сном. За минувшие годы он вырос и возмужал, но не могли братья пробудить его ото сна. Тогда послали Сварожичи птицу Гамаюн в Репейские горы за святой сурьей — живой водой. Обмыли ею брата, и тот встал живой и здоровый. Как пришёл в себя Бог громовержец, так сразу и сказал, что отомстит Скипер-зверю и освободит сестёр.

Немало препятствий преодолел славянский Перун прежде, чем добраться до логова Скипер-зверя. Отыскал он сестёр своих и расколдовал. Сам же отправился к Скипер-зверю, дабы уничтожить чудище. Долго бились они, но наконец поднял Бог громовержец своего врага и бросил его оземь. Расступилась Земля и навсегда поглотила Скипера. После этой победы Бог Перун вернулся в мир Прави.

Много еще легенд связано с Покровителем воинов. Как бился с Морским чудищем, чтобы доказать свою доблесть отцу будущей Жены, как Диву-Додолу обратил в божию коровку за предательство, как в мир Нави ходил с детьми Чернобога биться и многое другое.

В.И. Даль пи­шет о нем так:

«В Бе­лорус­сии — это вы­сокий, пле­чис­тый го­ловач, чер­но­волос, чер­ноглаз, бо­рода зо­лотая, а в пра­вой ру­ке лук, в ле­вой кол­чан со стре­лами; он ез­дит по не­бу в ко­лес­ни­це, пус­ка­ет ог­ненные стре­лы».

Пе­рун по­ража­ет «гро­мовой стре­лой» — мол­ни­ей сво­его зак­ля­того вра­га Ве­леса, по­хитив­ше­го у Пе­руна скот. Бе­зус­пешно пы­та­ет­ся спря­тать­ся Ве­лес от «гро­мовых стрел» в де­реве, кам­не, в че­лове­ке, жи­вот­ных и во­де. И лишь в под­земном ми­ре Ве­лес об­ре­та­ет убе­жище.

Кресть­яне в Твер­ской гу­бер­нии еще на ру­беже XIX–XX ве­ков го­вори­ли так:

«Ес­ли Бог сжи­га­ет мол­ни­ей де­рево, то он же­ла­ет унич­то­жить чер­та, пря­чуще­гося в его вет­вях. Ес­ли мол­ния по­пада­ет в че­лове­ка, то толь­ко для то­го, что­бы убить спря­тав­ше­гося в нем чер­та. За это Он наг­ражда­ет уби­того на том све­те».

Древние славяне были язычниками до тех пор, пока князь Владимир не крестил Русь в 988 году. Однако процесс этот был длительным и болезненным, так как всех волхвов и тех, кто не желал отказаться от веры отцов и дедов, казнили. Огнем и мечом, как говорил летописец, в государстве насаждалась новая религия, предавалась забытью старая. Свирепый бог грома и молнии, главный персонаж в языческом пантеоне славян, ничего не мог сделать…

В XVII ве­ке Адам Ор­ле Арий в «Пу­тешес­твии в Мос­ко­вию и Пер­сию» пи­сал: «Нов­го­род­цы, ког­да бы­ли еще языч­ни­ками, име­ли идо­ла, на­зывав­ше­гося Пе­руном, т. е. Бо­гом ог­ня, ибо рус­ские на­зыва­ют огонь «пе­рун». На том мес­те, где сто­ял их идол, пос­тро­ен мо­нас­тырь, удер­жавший имя идо­ла и наз­ванный пе­руно­вым мо­нас­ты­рем. Бо­жес­тво это име­ло вид че­лове­ка с крем­ни­ем в ру­ке, по­хожим на гро­мовую стре­лу (мол­нию) или луч. В знак пок­ло­нения это­му бо­жес­тву со­дер­жа­ли не­уга­симый ни днем, ни ночью огонь, рас­кла­дыва­емый из ду­бово­го ле­са. И ес­ли слу­житель при этом ог­не по не­раде­нию до­пус­кал огонь по­тух­нуть, то на­казы­вал­ся смертью».

ПЕ­РУНО­ВО СВЯ­ТИЛИ­ЩЕ

Бог грома и молнии у славян, как и у эллинов, считался главным. Когда наступала весна, Перун, по преданиям, сверкая молниями, оплодотворял землю щедрыми дождями. А после этого выводил из-за черных туч ласковое солнце. Пробуждая после зимнего сна природу, бог будто в очередной раз создавал мир, поэтому его часто именовали творцом. Бог грома и молнии возбуждал страх и трепет, поскольку он был карающей силой. Наказывал смертных стрелой огненной, вызывающей пожары, а также посылал ливни, бури и град, голод, болезни, неурожай. Но были в его арсенале и громовые стрелы, которые падали с туч и глубоко входили в землю. Через определенное время (три–семь лет) они снова возвращались на земную поверхность в виде камней продолговатой формы темно-серого или черного колера. Это белемниты – сосульки, которые образовываются в песке от удара молнии. Их люди носили как талисман, который способен уберечь от пожара и грозы.

По­доб­ные пред­став­ле­ния о «не­гаси­мом ог­не» Пе­руна под­твержда­ют и дан­ные ар­хе­оло­гии. В.В. Се­дов в се­реди­не XX ве­ка рас­ко­пал под Нов­го­родом в уро­чище Пермнь круг­лую пло­щад­ку с ямой от стол­ба в цен­тре. Вок­руг пло­щад­ки имел­ся ров с вось­мью рас­ши­рени­ями, ко­торые, по мне­нию уче­ных, яв­ля­лись кос­три­щами для воз­жи­гания ог­ня.

Из­вес­тно, что в Нов­го­роде, как и в Ки­еве, идо­лы Пе­руна сто­яли на хол­мах. Так, в треть­ей нов­го­род­ской ле­топи­си (988 г.) мож­но про­честь: «… и треб­шца ра­зори и Пе­руна по­сече, что в ве­ликом Но­вег­ра­де сто­ял на Пе­рыни». Оче­вид­но, что Се­дов об­на­ружил древ­нее свя­тили­ще Пе­руна, о ко­тором шла речь в ле­топи­си.

На ки­ев­ском хол­ме идол Пе­руна сто­ял еще во вре­мена кня­зя Иго­ря. Как со­об­ща­ет ле­топись 945 го­да: «На сле­ду­ющий день Игорь приз­вал пос­лов и при­шел на холм, где сто­ял Пе­рун, по­ложил ору­жие свое и щи­ты, и зо­лото…». Да­лее идет речь о клят­ве, ко­торую да­ют ру­сы, зак­лю­чая до­говор с Ви­зан­ти­ей. Сог­ласно обы­чаю ру­сы кля­лись сво­ими бо­гами — Пе­руном и Ве­лесом.

Ли­тов­ский бог-гро­мовер­жец, Пер­ку­иас, по пре­данию так­же жил на вы­сокой го­ре, ко­торая так и на­зыва­лась Пер­кун-го­ра.

ПЕ­РУНОВ ДУБ, ПЕ­РО И ТА­БУ

Из жи­вот­ных Пе­руну пос­вя­щали ко­ня, а из де­ревь­ев — дуб. По всей об­ласти рас­се­ления древ­них сла­вян из­вес­тны наз­ва­ния воз­вы­шен­ностей и гор, на­зыва­емых пе­руно­выми. Из­вес­тны так­же наз­ва­ния «Пе­руно­ва ро­ща» и «Пе­рунов дуб». Имен­но в та­ких мес­тах и рас­по­лага­лись свя­тили­ща Пе­руна. Так, в да­тиру­емой 1302 го­дом дарс­твен­ной гра­моте га­лиц­ко­го кня­зя Ль­ва Да­нило­вича го­ворит­ся: «…а от той го­ры до Пе­руно­ва Ду­ба го­ре скло­не бысть вла­дени­ям епис­ко­па Пе­ремышль­ско­го». Как ви­дим, и вла­дения епис­ко­пов мо­гут ог­ра­ничи­вать язы­чес­кие то­пони­мы.

Объ­яс­не­ние зна­чения сло­ва «и­ерун» пред­став­ля­ет не­кото­рую слож­ность для сов­ре­мен­ных ис­сле­дова­телей. Так, В.И. Даль при­водит кры­латые вы­раже­ния на этот счет: «Ка­бы те­бя пя­руном трес­ну­ло!», «Кру­гом его, из об­ла­ков, гре­мящие пе­руны бле­щут». Даль при­водит од­но­корен­ные сло­ва: «пе­реть, по­пирать, пря». И в са­мом де­ле, сох­ра­нились вы­раже­ния: «ку­да прешь?», «впе­ривать взгляд», «пыр­нул но­жом». Оче­вид­но, они ука­зыва­ют на смыс­ло­вую бли­зость к за­быто­му сло­ву «пе­рун».

Не­кото­рые ис­сле­дова­тели пред­по­лага­ют, что Пе­рун про­ис­хо­дит от сло­ва пе­ро, от­сю­да пер­на­тый. Пред­по­лага­ет­ся, что в бы­лые вре­мена Пе­рун имел об­раз не че­лове­ка, а пти­цы (по­хожий об­раз: жар-пти­ца).

Од­на­ко дру­гие ис­сле­дова­тели ука­зыва­ют, что сло­во «пе­рун» яв­ля­ет­ся зву­копод­ра­жани­ем зву­ку гро­ма. В до­каза­тель­ство при­водят сла­вян­ские ана­логи Пе­руна: Пе­реру­на, Пе­реру­га, Пре­перу­да, При­ору­ша. Оче­вид­но, ис­тинное имя Бо­га-гро­мови­ка та­бу­иро­валось.

Внешность и атрибуты

Перун – славянский бог грома и молнии. У римлян он именовался Юпитером, у древних греков – Зевсом. Они и внешне похожи, и функции выполняли практически одинаковы. Но у наших предков он все же был ближе к людям, чем в Средиземноморье.

Бог грома и молнии у славян выглядел как статный и зрелый мужчина высокого роста. У него была длинная борода золотого оттенка и черные прямые волосы. Восседал он на пламенной колеснице, запряженной крылатыми жеребцами, грохот которой арийцы считали громом, либо на лошади верхом. Всегда при нем был лук и колчан, наполненный стрелами. Также он мог иметь большую палицу, камни, топор. Священными животными Перуна являлись конь, тур (его облик бог часто принимал, когда путешествовал по земле), ворона и сорока.

Летописец Нестор утверждал, что идол бога Перуна, который Владимир воздвиг в Киеве во время своей первой религиозной реформы, был из дерева. Но голова его отлита из серебра и украшена золотыми усами. Бог покровительствовал воинам, правителям, но также его представляли как пахаря и кузнеца. Атрибутами Перуна был сошник и камень, символом – раскаленное железо и кипучая вода. Деревом главного бога считался дуб, из которого можно было добыть живой огонь, а цветком – голубой ирис. Именем Громовержца клялись, и нарушить эту торжественную присягу было никак нельзя, ведь это могло повлечь за собой гнев бога. Чтобы задобрить Перуна, ему приносили жертвы – домашнюю птицу (петуха), скот, а в более ранние времена и людей – пленных или детей.

«ПЕ­РУНО­ВЫ СТРЕ­ЛЫ» И «ГО­ЛУБЫЕ БЕ­РЕТЫ»

Глав­ным ору­жи­ем Пе­руна бы­ли стре­лы и то­поры, а так­же кам­ни пе­руно­вы (у по­ляков), на­зыва­емые ны­не бе­лем­ни­тами. Все эти пред­ме­ты язы­чес­ко­го куль­та с по­зиций древ­не­го пра­вос­ла­вия на­зыва­лись «бо­гомер­зки­ми ве­щами». Меж­ду тем ору­жие для древ­них во­инов име­ло боль­шую цен­ность. Бог гро­зы уже в ин­до­ев­ро­пей­ской тра­диции на­делял­ся во­ен­ной фун­кци­ей. На Ру­си он счи­тал­ся пок­ро­вите­лем во­ен­ной дру­жины и ее пред­во­дите­ля — кня­зя.

В хрис­ти­ан­ской тра­диции фун­кции Пе­руна час­тично пе­рехо­дят к Илье про­року. Не­даром этот свя­той и се­год­ня счи­та­ет­ся пок­ро­вите­лем де­сан­тни­ков. Мо­жет быть, нес­прос­та де­сан­тни­ки ку­па­ют­ся в фон­та­нах в свой день. Этим са­мым они не­воль­но ожив­ля­ют дав­нюю тра­дицию во­до­ос­вя­щения на Иль­ин день. «Ку­лач­ные бои», ко­торые так­же ре­гуляр­но ус­тра­ива­ют де­сан­тни­ки, на­поми­на­ют древ­ние мо­лодец­кие иг­ри­ща в честь Пе­руна.

Пер­во­началь­но в древ­ней ико­ног­ра­фии Илья про­рок изоб­ра­жал­ся на ко­лес­ни­це или на ко­не. Он по­ража­ет сво­им гроз­ным ору­жи­ем зме­евид­но­го вра­га, ко­торо­му со­от­ветс­тву­ет древ­ний Ве­лес, а в бо­лее поз­дних ва­ри­ан­тах ми­фа — Зми­улан. Та­ким об­ра­зом, Илья Му­ромец из рус­ских бы­лин име­ет все шан­сы счи­тать­ся пре­ем­ни­ком Древ­несла­вян­ско­го Пе­руна.

ПЕ­РУН И ИЛЬ­ИН ДЕНЬ

День вет­хо­завет­но­го про­рока Илии на­зыва­ют Иль­иным днем. Он от­ме­ча­ет­ся по но­вому сти­лю 2 ав­густа, а по ста­рому от­ме­чал­ся 20 и­юля. Кресть­яне в этот день ста­рались не ра­ботать. Они ве­рили, что то­го, кто на­рушит этот зап­рет, по­разит мол­ния. В цер­ковь в этот день при­носи­ли в ка­чес­тве жер­твоп­ри­ноше­ния ба­ранью но­гу, но­вый мед, ко­лосья све­жей ржи, зе­леный го­рошек. В этот день ос­вя­щали во­ду. Не­ред­ко про­води­лись ри­ту­алы с об­ли­вани­ем во­дой жен­щин. Как счи­та­ют ис­то­рики, эти ри­ту­алы в сво­ей ос­но­ве вос­хо­дят к язы­чес­ким куль­там, свя­зан­ным с вы­зыва­ни­ем дож­дя и да­же с че­лове­чес­ки­ми жер­тва­ми. Пос­ле Иль­ина дня зап­ре­щалось ку­пать­ся. До сих пор кое-где прак­ти­ку­ют­ся ри­ту­алы вы­зыва­ния дож­дя. Для этой це­ли от­лавли­ва­ют змею, раз­ру­ба­ют ее вдоль и ве­ша­ют на де­рево. В этих ри­ту­алах как в кап­ле во­ды прос­матри­ва­ет­ся ве­ра в древ­ний миф. Че­ловек, убив­ший змею, упо­доб­ля­ет­ся Бо­гу, убив­ше­му змея. По­доб­ное при­тяги­ва­ет по­доб­ное. И идет дождь. Иног­да для то­го, что­бы выз­вать дождь, на ок­ра­ине по­ля раз­во­дят кос­тер и ки­да­ют в не­го уби­тую змею. Оче­вид­но, та­кие дей­ствия вос­про­из­во­дят древ­ний ри­ту­ал пок­ло­нения Пе­руну.

Перун – бог славян, покровитель воинов и кузнецов

Б ог Перун занимал центральное место в пантеоне славянских богов и на закате язычества был одной из ключевых фигур. Рожденный Сварогом с Ладой под раскаты небесного грома, Перун был символом отваги, чести, мужества и силы. Страшен в гневе и полон непоколебимой решимости по былинам и мифам бог грозы покровительствовал князьям-воеводам, защищавшим свои земли.

Б ог Перун в пантеоне славянских богов

Перун занимал главенствующее место в пантеоне, как бог обладающей великой силой позволяющей защищать свои земли и свободу. И дол Перуна устанавливался в каждом капище в наиболее возвышенном и светлом месте (в отличие от идола Велеса).

В случае если на пригорке рос мощный дуб, он и становился местом поклонения богу-громовержцу, считалось что он сам благословил это место для святилища. Помимо дуба священной считалась и дубовая роща, где воины возносили молитвы и жертвы богу молний при победе в бою или накануне тяжелой битвы.

Это интересно, После внедрения христианства бог Перун стал Ильей-Пророком, олицетворяющим громовержца и обладающий огромной мощью .

К ак выглядит Перун

Бог грома и молнии древних славян имел свои отличительные признаки в изображениях каждого отдельного рода, однако есть ряд общих черт.

Образ бога грозы — высокий, широкоплечий, статный мужчина зрелого возраста с грозным взглядом . По представлениям о цвете глаз и волос имеются отличии: для одних Перун был русоволосым воином с голубыми глазами, по другим источникам седовласым и сероглазым.

Во многих капищах кумир изображен с золотой бородой (при этом цвет волос разнится от черного, как вороново крыло, до седого).

По характеру Перун силен, воинственен, несдержан и склонен к распитию хмельного меда и неистовой любви. Бог грома не прощает предательства и измены, а также слабость духа.

О собый почет воинственному Перуну объясняется частыми войнами, где в почете была сила, воинское мастерство и удаль вместе с отсутствием высоких моральных принципов воинов. Княжеские дружинники вне битв в больших количествах распивали хмельные напитки и предавались любовным утехам.

Атрибуты бога Перуна

Каждый бог древних славян имел ряд атрибутов обозначающих силу в мире реальном (Яви). Символы Перуна, сохранившие свое значение в наши дни:

  • призвание громовержца: Бог войны и справедливости;
  • значение имени : разящий, сражающий, поражающий;
  • покровительство распространяется на воинов и кузнецов;
  • огненная стихия имеющая следующие символы: молния, гроза, разгул стихии;
  • животное : богатырский конь (на котором бог шел в битву) и волк (по некоторым приданиям бог грозы мог обращаться в волка);
  • птица: орел являющийся символом силы;
  • боевые предметы : секира, топор, меч и щит, по некоторым источникам еще булава;
  • растение : перунов цвет (ирис, перуника) являющийся символом любви;
  • дерево : дуб (дубрава). В дубовой роще проводили посвящение юношей в воины, освящали воинское оружие, просили наставления в тяжелой ситуации ;
  • подношение (треба) : хлеб с солью, живой петух или бык;
  • день недели : четверг. В Перунов четверг проводили ритуалы очищения дома от колдовства и низших (навьих) сущностей, купали больных.

Наибольшую силу будет иметь оберег Перуна изготовленный (или приобретенный) в четверг.

Чур (идол) Перуна устанавливался на возвышенном, светлом месте. Преимущественно в дубраве.

Значение и действие оберегов Перуна

Бог Перун всегда давал покровительство сильным духом воинам, имеющим благородное происхождение. Ношение оберегов разящего бога дарует защиту в трудных житейских ситуациях.

Перуница

Символ перуница считается универсальным, может стать оберегом мужчин либо женщин. Подходит людям, находящимся перед необходимостью принятия сложного выбора. Сила оберега направлена на выбор правильного пути. Считается символом удачи, силы духа и непоколебимости своим принципам.

жена Перуна – Перуница

Перуница — молния. Изображение может быть одно или в сочетании со звездой инглии. Точное происхождение перуницы не известно, по одним преданиям она являлась дочерью, по другим — женой Перуна.

Г ромовик ( колесо Перуна)

Громовик относится к мужскому солярному символу имеющему 6 лучей. В древности встречается на одежде и оружии воинов да в капищах. Также есть примеры применения на дверном проеме. Символ оказывает защитное действие против применения сил загробного мира (порчи).

Женщинам использовать нельзя. Действует разрушительно на женскую энергетику.

П ерунов цвет

Цветок папоротника (перунов цвет) бог грозы подарил на свадьбу Купале как знак чистой и сильной любви. Сила оберега в защите счастливой жизни от темного. Ношение оберега помогает приобрести удачу в делах и разных начинаниях. Помогает преодолеть препятствия, ограждает от сглаза и порчи.

С екира ( топор) П еруна

Оберег секира Перуна подходит сильным духом и смелым мужчинам способным отстаивать свою семью и права.

Защитные свойства оберега распространяются на приворотную магию. Мужчина находящийся под действием оберега не подвержен привороту.

М еч бога грозы

Меч Перуна — обережный символ от магического влияния. Защищает от духов Нави (бесов и другой нечести).

Подойдет человеку который может быть атакован магическими обрядами или часто подвергается сглазу.

Обладает силой направленной на восстановление здоровья. Если человек борется с недугом — меч Перуна также будет хорошим выбором.

Щит Перуна

Обережный знак «щит Перуна» относится к сильному амулету обладающему защитными свойствами, действует по принципу рассеивания негативной энергии.

Ношение шита Перуна помогает приобрести уверенность в собственных силах, укрепить духовную и физическую мощь, привлечь удачу и сохранить здоровье.

Щит Перуна относится к мужским оберегом, однако при необходимости оградить женщину от действия темных сил и болезней подходит и взрослой женщине. Ношение такого амулета не должно быть длительно, только в период серьезных испытаний.

Звезда

Знак «звезда Перуна» может использоваться в виде нательного оберега или наноситься на предметы быта. Символизируя солнце, звезда дает энергию для продолжения любого дела до его завершения. Однако не стоит использовать людям разорвавшим связь со своим родом.

Птица

Птица Перуна изображалась в полете с языками огня и распушенным хвостом, использовали в декоре одежды или в виде украшений.

Сила обережной птицы:

успех в решении финансовых вопросов;

развитие пытливого ума и способности находить выход и сложившихся ситуаций;

  • формировала такую черту, как смелость и мужество.
  • О берег руна Перуна

    Руна подходит всем мужчинам, не связанным с воинским долгом. Помогает добиться успеха и лидерства в случае если деятельность направленна на пользу своему народу.

    Перунов день

    Перунов день — день благодарности за помощь в победе и время для заговора оружия и оберегов, в перунову сречу вся работа должна быть отложена. Празднуется с 20 июля по 4 августа, точная дота зависит от географического расположения славян. Некоторые считаются что все 2 недели относятся к времени празднования и проведения обрядов. Кто то говорит о 2 самостоятельных праздниках: июльском и августовском. Более точную информацию установить не удалось.

    Перун — славянский Бог Грома и Справедливости

    Перун – это славянский Бог Справедливости и Грома. Рожден Сварогом, Отцом Небесным и Ладой – Матерью Небесной. Посылает людям славянский Бог Перун отвагу, мужество, силы и умения для защиты своей родной земли, семьи и Родины. Поэтому так много оберегов и знаков, обращенных к Нему. Бог Перун является одним из значимых Богов в старинной северной системе гадания – «Славянских Резах Рода». В День Перуна люди вспоминают Его силу, да о справедливости и защите просят.

    Бог Перун в пантеоне славянских Богов

    Бог Перун является братом:

    • Семаргла – Бога Огня;
    • Стрибога – Бог Ветра и Воздуха.
    • Леля и Полеля – двух Богов, отвечающих за любовь и крепкий семейный союз;
    • Морены – Богини Зимы и Смерти;
    • Лёли – Богини Весны, Любви и Красоты;
    • Живы – Богини Жизни и Лета.

    Узнайте больше
    о Боге Перуне:

    • Книга«Боги и люди». О том, как похитил Скипер-Змей Бога Перуна и как смог молодой Бог победить страшное чудовище.
    • Книга « Приключение Ярого Бога». О том, как обучал Перун Бога Ярило воинскому делу.

    Легенды и мифы о славянском Боге Перуне

    Темное и загадочное место есть в Архангельской области – это гора Карасова и ее близлежащие территории. Издавна люди туда не ходят, считают гиблыми местами. Науке не все ведомо, что прознали уже давно наши предки и передают из поколения в поколение. Есть одна легенда, которую ведающие увязывают с горой Карасова, полагая, что это и есть настоящий могильник Скипер-Змея, которого Перун Могучий схоронил после боя. Вот отрывок из легенды:

    …а Перун же ударил копьем и пригвоздил Скипер-Змея к земле. Тот корчится, вырывается, а Перун обрубил ему ядовитые когти мечом–кладенцом. Подоспели тут братья Сварожичи и заковали Черного Скипер-Змея заговоренным железом.

    Разом он силу свою колдовскую утратил, но злость и черную ненависть ко всему светлому при себе держит. И погнали братья ненавистного врага впереди себя, а еще быстрее, впереди них бежала молва о том, что пленен мучитель и враг людской. Слуги Скипер-Змея разбежались, спасаясь от гнева людского. А земля, освобожденная от черного колдовства, начала цвести и плодоносить.

    Выбрали братья место подходящее, выкопали яму в 90 сажен глубиной, да 30 сажен шириной. Сколотили гроб дубовый, обшили его обручами железными, затолкали туда Кара-Скипера, и наложил Велес, мудрый Бог, заклятие: «чтобы спал в этом гробу мертвым сном Кара-Скипер-зверь, но каждые триста лет и три года просыпался, вспоминал, как хотел погубить он ребенка малого, как Перун, освобожденный братьями, выполнил то, что Макошь начертала. И вспомнив это, бился бы в бессильной злобе, не в силах разорвать цепи и разбить дубовый гроб». А после закрыли эту яму дубовыми щитами, скрепили железными обручами, сверху еще камней наложили, и на них нанес заклятье мудрый Велес.

    А Стрибог, Бог ветра, призвал своих сыновей, и они, ветры буйные, со всех четырех сторон Яви, набрали песка всякого: и крупнозерного желтого с берегов рек, серого, мелкого с берегов озер и со всяких еще разных мест. Высыпали этот песок на яму, где помещен был Кара-Скипер-зверь, и образовалась гора. И опять Велес наложил заклятье и на эту гору: «Гора эта, под названием Караскиперова гора, каждой своей песчинкой будет сторожить лютого врага нашего, чтобы не мог он вырваться из позорного плена. И напоминать будет гора людям, что если они позволят злу поселиться у них в головах, то тогда Скипер-Змей может разбить оковы и выйти на свободу. И гора эта должна быть заповедной и нерушимой, чтобы зло, источаемое зверем, не просачивалось наружу в людские головы.

    А что было дальше или подробнее хочется узнать, то уже непременно почитайте в книге О.Бояновой «Боги и люди».

    Символы и обереги Бога Перуна: секира, щит, перунов цвет.

    Не один оберег имеется в обиходе у славян, которыми они к Перуну обращаются. С их силою соединена мощь Бога грозы и Справедливости.

    Секира Перуна – это оберег, направленный на получение твердости в различных делах, принятии решений, карьерной славы и успеха.

    Громовник несет мужчинам силу, умение владеть воинским мастерством. Защищает человека от зла и бедствий, от дурных намерений от чужих людей.

    Щит Перуна имеет больше отражательные функции, поэтому символ больше служит в качестве защитного оберега, чем орудия для нападения. Он отражает все плохое, за счет этого отражения всякое зло попросту рассеивается рядом с таким щитом. Поэтому тот человек, кто носит этот оберег, может быть уверен в полной защите от всяких дурных сил.

    Какие бывают обереги,
    дающие защиту Бога Перуна?

    Проявление Бога Перуна для славян

    Для славян Бог Перун – это Покровитель воинов. Имя Перуна нужно для того, чтобы мальчики были сильными и крепкими. Почитают Перуна и как Бога, который научит, как быть сильнее, терпеливее, крепче духом, душой и телом.

    Атрибуты Бога Перуна

    Призвание – Бог войны и Справедливости.

    Значение имени – «перунъ» обозначает – разить, колоть, сражать, поражать.

    Покровитель – воинов и земледельцев.

    Стихия – гром, молния, землетрясения.

    Животное – конь боевой.

    Птица – орёл.

    Геральдика, предметы – щит, меч, топор, секира.

    Растение (в мифологии) – Перунов цвет.

    Дерево – дуб, дубравы.

    Треба (подношение) – живой петух, хлеб, соль.

    Места установки капищ, идолов (чуров) – верхушки холмов.

    Славянская Реза Рода Перун в северном гадании

    Реза Бога Перуна включается в северный оракул «Славянские Резы Рода. Предсказание. 40 шт». Реза Бога Перуна также входит в магический набор «Славянские Резы Рода. Исполнение чаяния. 21шт»

    На Резе изображён Бог Перун, восседающий на вздыбленном коне, держащий двуручное копье наготове. Бог в самом разгаре боя, волосы взметнулись назад, взгляд устремлен вперед, прямо на врага. Глядя на картинку, можно одним словом описать Перуна Громовержца – Разящий!

    Символ-оберег Бога Перуна — Громовник выступает одновременно и символом Резы. Знак располагается в серёдке яркого многолучевого Солнца. Внизу под фигурой Бога и коня находится земля Яви, которую Он всегда защищает. Еще ниже – Имя Бога и его число – 18.

    Номер резы – 18.

    Гадание. Вопрошание Бога. «Настала победа!» — вот весть этой Резы Спрашивающему. Именно эта реза появляется в раскладе, когда Спрашивающий ждёт окончания своей битвы. Человеку предлагается использовать свою отвагу и мужество, немедля привлечь сторонников к своему делу. Однако и сам Спрашивающий может стать поддержкой для нуждающихся в этом.

    В разделе «Славянские Резы Рода»: знания про то, как, где и зачем Бог Перун встречается в северной магической традиции, волошбе да гадании.

    Славянский Бог Перун в северной магии

    Девиз Бога Перуна: «Лови момент! Делай, что сейчас можешь, остальное отложи на время». Реза Бога Перуна используется в обрядах, когда нужен быстрый и сильный результат.

    Три повода обратиться к Богу Перуну:

    • Снятие наговоров и уроков-призороков (порчи). Своими огненными стрелами Он отстрелит все темное и недоброе!
    • Защита воина, идущего на войну, призвать к нему смелость и неуязвимость.
    • Зажечь огонь любви между мужчиной и женщиной. Вторая сторона силы Перуна — его мужская привлекательность. Он – сын Лады, Царицы Небесной, и также умеет огонь между людьми зажигать.

    Праздники, где чествуют Бога Перуна

    • 12 января почитался Перун как мудрый и справедливый Бог славян. Это День Перуновой Справедливости, Огненного Меча. В этот день, также как и в День Громницы, очень важно было босым пробежаться по снежку ранним утром, на утренней зоре. Могли даже некоторые смельчаки снегом утираться, обтираться, умываться. Считалось, что это могучую силу телу даст и очистит душу человека.
    • 2 февраля. Большой праздник почитания славянского Бога Перуна – Громница, В этот день изготавливали громничные свечи и заговаривали их силой Бога-Громовержца на весь год.
    • 20 июля-2 августа. В этот период отмечали воины свой праздник, сопровождали его освящением своего оружия, оберегов, да учиняли обрядовые бои.

    Сила в этих трёх праздниках несомненная, сегодня многие люди, кто попробовал в эти дни почтить Перуна, уже на себе прочувствовали Его очищающие и благотворные благословения!

    Перун

    Один из главных богов древних славян, означает светоносное начало; божество грома и молнии. Огонь был священной принадлежностью богослужения Перуну; само слово «перун» на многих языках означает огонь. В Киеве и Новгороде перед идолом Перуна горел негасимый огонь из дубовых поленьев. Перун был также богом войны и мира, к подножию его идолов клали оружие и клялись его именем при составлении договоров.

    У Перуна в руке был меч или огненный камень. В мифах бог-громовержец ездил по облакам в колеснице, запряженной двумя козлами-великанами. Перун кресал из туч молнии и гром, орошая землю дождем, что было залогом будущего урожая. Упоминаем Перун как бог дождя, изображают его воином и охотником. Имеет он лук и стрелы. На рассвете едет на охоту или на войну. Славянские воины возили впереди своего войска деревянного Перуна, голову которого украшали козьи рога. Этот атрибут, очевидно, возник из мифа про козу, выкормившую Перуна своим молоком. С тем же мифом связана «мистерия с козой» (на праздник Щедрого вечера парни водят козу и поют ритуальные песни).

    Перун наделяет человека активностью, храбростью, упрямством, смелостью, рыцарством, откровенностью, честью, достоинством и гордостью, смекалкой. День Перуна – четверг, дерево Перуна – дуб. Перуну приносили в жертву черных петухов, псов, быков.

    «И стал Владимир княжить в Киеве сам. И поставил деревянных богов на горе за теремным двором: бога молний, грома и туч дождевых Перуна; тело его было высечено из дерева, голову имел вылитую из серебра, усы золотые, ноги железные, в руках держал камень с подобием перуна пылающего, украшенного рубинами и карбункулом, а перед ним огонь всегда горел, и когда по недосмотру жреца случилось бы тому огню погаснуть, жреца того карали на смерть, яко ворога Богу своему» («Повесть временных лет»).

    По представлению белорусов, Перун был высокий, с черными волосами и длинной бородой (борода – символ туч, закрывающих небо). Считали гром грохотом Перуновой колесницы, а слепящие молнии – его стрелами. Как божество, насылающее дожди, Перун считался творцом земных урожаев, покровителем хлеборобов. На зиму Перун замыкает небо и засыпает, а весной своим могущественным молотом разбивает зимние путы, освобождает землю, и все опять оживает. По поверьям, будит Перуна кукушка, которая прилетает из вырея, потому кукушку и зовут вещей птицей.

    Своим первым громом Перун воскрешает землю. Этот гром дает силу не только земле, но и людям. Во время грома запрещалось свистеть или петь, есть или спать, потому, что гром побьет. Злые силы боятся грома и ищут себе спасение в человеческих жилищах, под деревьями. Жилища в грозу закрывали, чтобы нечисть не вскочила; под деревьями не становились, чтобы Перун, охотясь на нечисть, не попал.

    С принятием христианства культ Перуна был перенесен на святых громовержцев: Илью, Михаила, Пантелеймона (Паликопу) и др. Больше всего функций Перуна перенял популярный святой – Юрий. Заговоры, в которых персоной был Перун, перешли на святого Юрия; он змееборец, как и главный бог язычников.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Продолжение на ЛитРес

    Читайте также

    Перун

    Перун Каприще «збручского идола» Рисунок архитектора Д. П. Сухова. 1945 г.Главнейший бог славянского пантеона, основной бог земледельческого культа, олицетворение грома и молнии. Он почитался славянами, поскольку именно от него зависело появление дождей, необходимых для

    ПЕРУН

    ПЕРУН Лунный ворог побежденный Еле светится внизу. Бог Перун на мир смущенный мечет светлую грозу. С. М. Городецкий. Перун, 1907 Кто он всё-таки, Перун: бог воинов, властителей или земледельцев? Вот в чём вопрос.По распространённому в отечественной науке мнению,

    2. СОВЕТСКИЙ ПЕРУН

    2. СОВЕТСКИЙ ПЕРУН Язычество в потоке советской политики. Очень важной для начала XX в. в изучении языческой религии в России была методологическая переориентировка — перенос центра исследовательских интересов с истории на этнографию и археологию. Это четко выразил

    1. ПЕРУН НА КАВКАЗЕ

    1. ПЕРУН НА КАВКАЗЕ Что в долине утеряно, в горах найдется.Акакий

    18. Перун, Перунова

    18. Перун, Перунова Бог грома и молний, как небесного огня, упомянут в летописях в договорах русов и славян с ромеями (кн. Олег — 907 г, кн. Игорь — 945 г., кн. Святослав — 971 г.). Сварожич (Перун — в русских летописях, Перунова, Перун, то есть Юпитер — в «Mater Verborum», Пероун — в

    Перун

    Перун Перун — начальнейший и первостатейный славянский бог, его признавали производителем грома, молнии, дождя, облаков и прочих всех небесных действий: стан его был вырезан искусно из дерева, голову имел серебряную, усы и уши золотые, ноги железные, в руках держал камень,

    Перун

    Перун Найвиразніше з усіх поганських богів України зарисовується в нашому уявленні бог лискавки-грому – Перун. В Густинському літопису говориться, що Перун був найстаршим з богів; його зображували в виді чоловіка з дорогоцінним каменем у руках і йому, як головному богові,

    Перун Сварожич

    Перун Сварожич Перун – славянский Бог Грозы, Бог грома и молнии. Его представляли себе немолодым разгневанным мужем с рыжей клубящейся бородой. Сразу отметим, что рыжая борода – непременная черта Бога Грозы у самых разных народов. В частности, рыжебородым считали своего

    Перун

    Перун Один из главных богов древних славян, означает светоносное начало; божество грома и молнии. Огонь был священной принадлежностью богослужения Перуну; само слово «перун» на многих языках означает огонь. В Киеве и Новгороде перед идолом Перуна горел негасимый огонь

    Перун

    Перун И хмелясь победным пиром, За лучом бросая луч, Бог Перун владеет миром, Ясен, грозен и могуч! Сергей Городецкий, «Перун» Перун (Перен, белорусс. Пярун, словацкое Паром и т. д.) – пожалуй, самое известное Божество славян – хотя бы по пушкинскому «покорный Перуну

    Русские Боги. Перун.

    2 августа (серпеня) ещё одна дата, которая считалась одной из важнейших на Руси, и широко праздновалась, как Перунов день. Перун, это тот Бог, который удостоился собственного дня. А надо заметить, что вопреки устоявшемуся мнению, народный календарь славян имеет не так уж много праздников, посвящённых Богам.

    Перунов день
    Тот факт, что Перунов день считался одним из важнейших праздников дохристианской Руси, говорит об особом отношении наших предков к Перуну. И «отменить» празднование Перунова дня, церковь так и не смогла. Она его лишь переименовала, назначив на второе августа — День святого пророка Илии. А святой Илия, как известно, быль тенью истинного виновника торжества – Перуна. Кто же такой Перун?

    Перунъ, он же Пярун, у литовцев — Perkunas, латышей – Pērkons, поляков Piorun, скандинавов – Thor, а у индусов — Parjánya. Сын Лады и Сварога, т.е. внук Рода (Спаса/Слова). Замечу, что здесь мы снова сталкиваемся с уникальным явлением, которое нехарактерно ни одной из религий или мифологий, кроме славянской. У наших предков слово «Бог», вовсе не означало что-то идеалистическое или мистическое. К своим Богам славяне относились не как к всемогущим, почти гипотетическим силам, а как к реальным персонажам прошлого – своим предкам, от которых ведется родословная целых народов.
    источник

    Так, отцом – основателем всех современных русских, белорусов, украинцев, поляков, чехов, словаков, народов бывшей Югославии, Прибалтики, Пруссии и Скандинавии, считался Сварог. Мы все – сварожьи много раз «пра» — внуки. Отсюда и отношение ко всем славянским Богам. Они для нас не потусторонние силы, а реальные предки, которых необходимо чтить. Почитание предков – одна из важнейших составляющих цивилизации восточного типа, к которой мы, несомненно, принадлежим. И знание своей родословной, понимание основ мировоззрения наших предков залог нашего выживания и процветания в будущем.

    А у нас сложилась совсем иная ситуация. Культурологи не в состоянии даже понять этимологию имени «Перун». Те версии, которые описаны в литературе и научных работах, настолько неуклюжи, запутанны, и подчас нелепы, что упоминать о них даже не хочется. Мне представляется, что рассматривать серьёзно можно лишь две самые простые версии:

    — от существительного «перо» (пернатый),
    — от числительного «первый».

    Оба варианта имеют право на жизнь. Перуна ведь описывали как высокого крепкого мужчину со светлыми волосами и бородой, голубыми глазами, облачённого в золотые доспехи и червонный (красный) плащ, с топором и палицей в руках и крыльями за спиной.

    Тут необходимо пояснить, что «товарищ», это не друг, не приятель, и не обращение к человеку времён СССР. Товарищ, это воинское звание, принятое в некоторых армиях, в основном в гусарии (лёгкой кавалерии) и инфантерии (пехоте). И соответствовало оно современному званию ефрейтора, т.е. старшего солдата. В Российской империи существовало до начала девятнадцатого века.

    И ещё один момент: — лёгкая кавалерия называлась гусарией, а военнослужащие таких частей назывались изначально гусариями, а не гусарами, как это повелось в более поздние времена. Отсюда неизбежно напрашивается версия о том, что слово «гусар», вовсе не венгерского происхождения, как это сейчас принято считать официально. Корень слова – ГУС. Вполне вероятно, что от слова «гусь», что соответствует сути гусарии, тактика которой заключалась во внезапном быстром налёте на противника, и стремительном отходе. Т.е. налетели, как гуси. Отсюда и антураж с крыльями за спиной, призванный усилить психологическое давление на врага.

    Происхождение имени Перун от числительного, также вполне объяснимо. Ведь Перун был хоть и не старшим сыном Сварога, зато первым, кто был во плоти, и неотличим внешне от своего отца. Он как и человеки, был создан по образу и подобию Бога Рода.

    Говорят, что когда Лада рожала первенца, в Ирии разразилась настоящая буря с громами и молниями, и младенец Перун, в последствии многие лета ещё не мог уснуть если не сверкали молнии, и не гремели раскаты грома. Затем отрока Перуна Сварог долго учил управлять своим гневом, чтобы не допускать непроизвольного метания молний, которые могли навредить невинным, которые его окружали. Долго Перун упражнялся, бегая по облакам наперегонки с молниями. И только когда научился владеть собой, и использовать грозное оружие по своему желанию против врагов, Сварог закалил его в своей печи, где плавил железо, и сделал Перуна неуязвимым. Затем выковал для него боевой топор и повелел помогать человекам на Земле, которые защищают свою Родину от захватчиков на земле, на море и в небесах.

    Так Перун сделался главным помощником и покровителем всего русского воинства – армии и флота. Но сегодня, Перунов день отмечается как День Воздушно-десантных войск России. Вероятно, заслуженно. Ведь крылатая пехота- это гордость России, элита вооружённых сил, и она заслужила право быть правопреемницей крылатого Бога – воителя и громовика. Подобно молниям Перуна воздушный десант обрушивается на головы врагов прямо из облаков.

    Капища Перуна существовали отдельно от тех, на которых славили прочих Богов. И были они повсеместно, наряду с капищами Велеса, который был вечным соперником Перуна, даже врагом, но при этом существовать друг без друга Перун с Велесом, как родные братья не могли. Поэтому славили их на разных капищах, но находились эти капища непременно где-то неподалёку. Самыми крупные центрами Перуна были Новгород на Волхове и город, носивший имя Перуна на берегу нынешнего Рижского залива в Балтийском море. Перунов Град позже стал называться Пернов, а сегодня его название – Пярну (Эстония).

    Празднование Перунова дня непременно проходило на капищах, и с точки зрения христианина, выглядело, мягко говоря, нецивилизованно. Описаний празднования славянами Дня Перуна сохранилось достаточно много, и по ним не составляет труда реконструировать обрядовую сторону с высокой степенью достоверности.

    Так назывался главный обряд жертвоприношения Перуну, который проводили повсеместно второго августа. Нет, раньше в фонтанах не купались. Раньше было куда как интересней.

    В этот день все мужчины, участвующие в Зачине, обязаны были иметь при себе оружие: — щиты, мечи, топоры, палицы, кистени, секиры, бердыши, булавы и прочее холодное оружие. Шли к капищу строем, и пели боевые песни во славу Перуна. Придя на капище выстраивались в круг, и положив оружие к подножию Кумира Перуна, начинали его освещение. Для этого приносился в жертву бык, кровью которого окроплялось оружие, а волхв мазал ею чело и ланиты (лоб и щёки) воинов. После помазания, мужчины надевали на голову красную ленту, которой прибирались волосы перед боем. А над жертвенным огнём освящались воинские обереги.

    Следом за освещением оберегов начинался обрядовый бой между участниками Зачина, поделившимися на две группы. По окончании боя, мясо жертвенного быка складывалось в ритуальную ладью, которую ставили на краду (погребальный костёр). Краду поджигал самый опытный воин, разоблачившись перед этим донага, и покрыв всё тело кровью жертвенного животного.

    После того, как крада с ладьёй полностью сгорали, погребальное место засыпали землёй, и устраивали на этом месте тризну, — обрядовый бой на могиле. По окончании тризны, начиналась страва.

    Страва, это поминание всех воинов, погибших при защите города, или в походах. На страву обязательными были говядина (обычно оставшаяся после жертвоприношения), курятина, дичь, и различные каши. Из напитков – пиво, квас, мёд и красное вино.

    Только после завершения обряда, к празднованию допускалась молодёжь. Однако участвовали в игрищах только отроки и юноши, не успевшие стать воинами. И заключались они в кулачных боях до крови, Взятии городка, Царе горы, и играх в лапту и городки. Угощалась молодёжь только мясом со стола, оставшимся после стравы. Девицы в празднике участвовали только в роли помощниц и наблюдателей.

    Анализируя празднование Перунова дня, как части всех дохристианских ритуалов на Руси, с точки зрения сегодняшних представлений, можно с уверенностью утверждать, что всё это было единой системой «начальной военной подготовки» молодёжи. Такие праздники и игры воспитывали патриотизм, отвагу, чувство локтя и взаимовыручку, умение превозмогать боль и усталость, закаляли бойцовский характер, стойкость, мужество и смекалку. При таком тотальном воспитании защитников Родины, русская армия была поистине непобедима. Каждый мальчик воспитывался воином как физически, так морально и духовно. И плоды эффективности такого воспитания нам всем известны из истории.

    Спрашивается: — какая польза от христианского учения для русской армии, ежели она насаждает смирение и покорность? Не за этим ли на Русь было осуществлено столько крестовых походов, направленных на то, чтобы обратить нас в христианство, и сломить боевой дух? Полагаю, что вопрос актуальный. Причём, по сей день.

    Любопытно, что даже при том чудовищном забвении традиций предков, какие то следы преемственности всё равно сохраняются, и находят своё отражение в современных традициях и символике. Изменилась форма, но не содержание. По прежнему, воины соревнуются в удали, силе и сноровке. По прежнему поминают павших, и славят победителей. Даже ничего не зная о Перуне, современные ветераны ВДВ считают добрым знаком, если второго августа случается гроза с громом и молниями. Случайно, или нет, но 02.08.2017г. празднование Дня ВДВ в городе десантников – Пскове, началось с оглушительной грозы и проливного дождя.

    Так Перун выразил своё удовлетворение своими славными потомками, — военнослужащими 76-й Гвардейской Десантно-штурмовой Черниговской Краснознамённой Ордена Суворова дивизии воздушно-десантных войск России.
    Всем мир:)

    Читайте также:
    Как перестать беспокоиться и начать жить счастливо?
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: