Седмицы Великого Поста: история происхождения и значение

Великий пост: время духовного обновления

Великий пост для верующих христиан — время обновления, духовная весна. Это время подвига, усиленной работы над душой. О посте упоминается в Евангелии, в частности, в Евангелии от Матфея. У Господа спрашивают, почему ученики Иоанновы постятся, а его нет. На что Иисус Христос отвечает, что сыны чертога брачного будут поститься, когда у них отнимется Жених.

Весь Великий Пост является подготовкой к величайшему событию в мировой истории — Воскресению Бога. Чтобы воскреснуть вместе с Христом, нужно очистить свою душу, приготовить ее к Празднику. Следовательно, Великий пост — это средство, которым православные христиане достигают цели — соучастие распятию и воскресению Иисуса Христа.

  1. Продолжительность и сроки
  2. Празднование Пасхи в католической и протестантской конфессиях
  3. Седмицы Великого поста
  4. Первая седмица
  5. Вторая седмица
  6. Третья седмица
  7. Четвертая седмица
  8. Пятая седмица
  9. Шестая седмица
  10. Страстная седмица
  11. Особенности богослужений Великого поста
  12. Питание в Великий пост

Продолжительность и сроки

Церковь называет Великий пост Святой Четыредесятницей. Однако он длится немного дольше — к 40-ка дням поста добавляются Лазарева суббота и Вербное воскресение, а также Страстная седмица, — всего 48 дней.

Даты Пасхи чередуются, подчиняясь сложному солнечно-лунному календарю, принятому в древности у евреев. Согласно библейскому повествованию, Господа распяли в дни празднования иудейской Пасхи, совершаемой в память об исходе евреев из Египта. Православная Пасха привязана к иудейской, и никогда не бывает раньше ее.

Иудейская Пасха зависит от дня весеннего равноденствия. В дни земной жизни Иисуса Христа этим днем было 21 марта. Еврейская Пасха следовала в первое полнолуние после 21 марта, в период с 14 по 21 месяца авива (нисана). И сейчас еврейскую Пасху начинают отмечать в первое полнолуние после весеннего равноденствия, а православную — в первое воскресенье после первого полнолуния. Если полнолуние приходится на 21 марта и воскресенье, то православная Пасха совершается 28 марта.

Полнолуние после весеннего равноденствия приходится на период с 21 марта по 18 апреля. Поэтому Пасха по православному обряду может праздноваться с 4 апреля по 8 мая (по новому стилю). Если полнолуние приходится на воскресенье 18 апреля, то Пасха отмечается через неделю, 25 апреля.

Празднование Пасхи в католической и протестантской конфессиях

Римо-Католическая церковь определяет время празднования Пасхи по григорианскому календарю и также принимают за точку отсчета день весеннего равноденствия 21 марта, но по новому стилю. В связи с этим католики отмечают Пасху в период с 22 марта по 25 апреля. В некоторых случаях католическая Пасха может совпадать с еврейской, и даже предшествовать ей, что противоречит евангельскому повествованию. Такое совпадение происходит из-за того, что евреи не изменили исторический календарь, и отсчитывают 14 нисана от 21 марта по юлианскому календарю, что соответствует 3 апреля по григорианскому календарю.

Седмицы Великого поста

Пост перед Пасхой длится неполных 7 недель, каждая из которых наполнена своим духовным смыслом. Все седмицы имеют свои названия, известные и в народе, и в церковной среде.

Первая седмица

Первая неделя поста называется неделей Православия. В это время положен строгий пост. Первые четыре дня в церквах на великом повечерии читают покаянный канон Андрея Критского. Этот канон называют также и Великим, так как в нем содержится примерно 250 тропарей (обычно в каноне их 30). Великое повечерие с чтением канона Андрея Критского называют “малым стоянием”, в отличие от среды Крестопоклонной недели, когда на вечернем богослужении прочитывается весь канон и житие Марии Египетской.

В субботу совершается память святого Феодора Тирона. Накануне, на вечерней службе освящается коливо — вареные зерна пшеницы с медом. По благочестивой традиции ревностные христиане стараются не есть вареную пищу всю первую неделю поста, и уже в пятницу едят коливо.

Заканчивается первая седмица праздником Торжества Православия. После воскресной литургии в церквях служится молебен. По окончанию молебна хор поет “Вечную память” почившим верным чадам Церкви Христовой, а затем многолетие ныне здравствующим христианам.

Вторая седмица

На второй неделе поста Церковь молится о благодатном озарении верующих. Все богослужебные моления второй седмицы пронизаны сокрушением о греховной природе человечества, его несовершенстве и указывают на пост, как на верное средство внутреннего преображения и светоносного озарения. Вторая седмица называется неделей светотворного поста, или неделей Григория Паламы.

Святитель Григорий Палама известен своими богословскими трудами о Нетварном свете Преображения, отличного от тварного света. Вкратце это богословское учение заключается в том, что мы веруем в Бога, как сказано в Символе веры, “Света от света”. Бог Свет создал другой свет — тварный, как написано в Бытии: “Сказал Бог, да будет свет”.

В субботу второй седмицы, а затем на третьей и четвертой неделях поста, служится заупокойная служба. Великопостные родительские субботы — время особенного поминовения умерших. Накануне совершается Парастас — заупокойная всенощная служба с чтением 17 кафизмы и панихидой.

Третья седмица

Третья неделя называется крестопоклонной. Обычно в начале поста все полны сил, имеют благое расположение и стремятся на подвиг. Уже к третьей неделе силы иссякают, и верующие нуждаются в духовном утешении. В субботу на утрене выносится из алтаря Крест — для подбодрения постящихся и укрепления в дальнейшем прохождении поприща поста.

Четвертая седмица

Четвертая неделя поста — неделя Иоанна Лествичника. Преподобный Иоанн жил в 6-м веке и прославился перед Богом подвигом уединения. С юности до сорока лет угодник Божий Иоанн провел в одиночестве на Синайской горе, а затем перешел в синайскую пустыню Фола, где подвизался в строгом посте и непрестанной молитве еще 40 лет.

Всё время святой постился, употребляя самую малость постной еды, разрешенной Уставом, но непреклонно воздерживался от движения страстей.

Преподобный Иоанн написал “Лествицу” — духовное руководство для хотящих взойти на небо. Книга разделена на ступени — по степеням духовных совершенств.

Духовный смысл четвертой седмицы состоит в утверждении того, что пост и молитва могут открыть лестницу в рай и привести к духовному совершенству, как в случае с преподобным Иоанном.

Читайте также:
Молитва перед иконой "Нечаянная радость": текст на русском, как правильно читать

Воскресное Евангелие четвертой седмицы благовествует верным, что “род сей изгоняется только постом и молитвой” и возвещает радостную весть грядущего Воскресения Господа.

Пятая седмица

Пятая неделя поста известна как неделя преподобной Марии Египетской. На утрене четверга (на практике — в среду вечером) в церкви читают Великий канон Андрея Критского и житие святой Марии Египетской. Это богослужение называют Мариино стояние. Церковь показывает на примере Марии Египетской, как путь покаяния преображает человеческую душу, изводит ее из глубины греховного мрака к совершенной святости бесплотных ангелов.

Суббота пятой седмицы известна под название Похвала Пресвятой Богородицы или Суббота Акафиста. Богослужение совершается в память о заступлении Царицы Небесной города Константинополя от нашествия врагов в 7 веке.

Шестая седмица

Шестая неделя известна как неделя Ваий, или Вербная. В пятницу ваий оканчивается Святая Четыредесятница. В субботу Церковь вспоминает чудо воскрешения праведного Лазаря. Новость о воскрешении четверодневного мертвеца мгновенно разлетелась среди иудеев. На следующий день Господь отправился в Иерусалим, где Его приветствует многочисленные толпы людей. Ликующие иудеи встречали Иисуса, как Царя и постилали Ему под ноги ветви.

Лазарева Суббота и Вход Господень в Иерусалим — это мост от Святой Четыредесятницы до Страстной седмицы. Пост является способом достичь цели: сораспяться с Господом, идти вместе с ним крестным путем, чтобы вместе с Ним воскреснуть.

На вечернем богослужении освящаются веточки вербы. Эти веточки верующие несут на воскресную литургию, чтобы символично встретить грядущего Царя славы.

Страстная седмица

Страстная седмица — это дни страдания, крестной смерти Господа, Его погребения. Каждый день страстной недели называется страстным, или великим. В эти дни не вспоминаются дни памяти святых, не поминают умерших. Духовный смысл Страстной седмицы состоит в приобщении к страстям Христовым. Несмотря на трагические события Страстной седмицы, верующие с радостью осознают возможность спасения, полученную страданиями и смертью Спасителя.

Каждый день в Церкви совершаются особенные богослужения. В четверг утром служат литургию Василия Великого в воспоминание Тайной вечери. На вечерне в этот день читают 12 страстных Евангелий. По благочестивой традиции, Евангелие слушают с зажженными свечами, а затем стараются донести огонек домой.

В Страстную пятницу на вечерней выносят Плащаницу, как символ снятия с Креста Пречистого Тела.

Особенности богослужений Великого поста

Великопостные службы значительно отличаются от совершаемых в другое время. Все молитвословия направлены на пробуждение покаянного чувства, углубленное созерцание внутренних, сокровенных чувств.

Отличительные особенности Великопостных служб:

  • нет литургии по понедельникам, вторникам и четвергам;
  • по средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных даров;
  • за неделю на богослужениях дважды прочитывается Псалтирь;
  • с понедельника по пятницу читается молитва Ефрема Сирина с 4 великими и 12 малыми поклонами;
  • на утрени поется “Аллилуйя” вместо “Бог Господь”;
  • в зависимости от гласа Октоиха и дня недели подбираются троичны, седальны по первом стихословии и светильны;
  • на вечерне провозглашают 2 прокимна и читают 2 паремии;
  • на великом Повечерии поются особые песнопения “С нами Бог”, “День прешед”, “Господи сил с нами буди”;
  • по субботам 2, 3 и 4 седмиц служат заупокойные службы;
  • по воскресеньям служат литургию Василия Великого.

Богослужения Страстной седмицы имеют свои особенности, как и Лазаревой субботы и Входа Господа в Иерусалим.

Питание в Великий пост

В последнее время сложилось мнение, что пост — это ограничения по питанию, и огромное внимание уделяется именно этой стороне великопостной аскезы. Однако пост предполагает внимание к душе, в первую очередь. Пост не цель сам по себе, а средство достижения духовных плодов — смирения, покаяния, кротости.

Однако после долгих лет безбожия были утрачены традиции проведения поста мирянами. Монашествующие руководствуются Уставом своей обители, могут ослаблять или усиливать его по благословению духовника. Миряне, не имеющие духовного руководства, подобны щепке в бушующем море — их швыряет из крайности в крайность. Следует заметить, что церковные календари подчас содержат самые противоречивые ограничения. Лучше всего новоначальным христианам идти царским, срединным, путем.

В Почаевской лавре, например, паломники и послушники постятся по такой схеме:

  • понедельник и вторник первой седмицы — сухоядение;
  • среда, четверг и пятница первой седмицы — вареная еда без масла;
  • суббота и воскресенье — вареная еда с маслом;
  • все остальные недели поста — вареная еда с маслом;
  • понедельник, вторник, среда Страстной седмицы— вареная еда без масла;
  • четверг Страстной седмицы — вареная еда с маслом;
  • Великая пятница — воздержание от пищи;
  • Великая суббота — вареная еда с маслом.

Пройти поприще Великого поста несложно, если иметь решимость в самом начале. Если бы сомневающиеся знали, что ожидает их на Пасху, как духовная радость и ликование переполняют душу, изливаются на все вокруг, то без сомнения последовали бы за Христом, терпеливо сражаясь со своими духовными недомоганиями.

Великий Пост — выражение благодарности Христу. — Осипов А.И.

История и календарь Великого поста, что можно и нельзя есть в это время

Масляничная неделя и Прощеное воскресенье предваряют начало одного из самых продолжительных постов – Великого. Но не все верующие до конца понимают суть этого важного для каждого христианина периода. Полезно также ознакомиться с историей появления Великого поста. К тому же, нужно знать структуру постничества. Без этого будет сложно выдержать многодневное воздержание.

Что такое Великий пост

Великий пост – это время, необходимое для подготовки души и тела к празднованию Светлова Христова Воскресения – Пасхи. Длится он 48 дней. Период постничества меняется каждый год, так как зависит от даты начала Пасхальных праздников.

Читайте также:
Оберегающие молитвы "Семь крестов" для всей семьи

Пост представляет собой период добровольного лишения определенных житейских благ. Причем в это время действуют более строгие ограничения, чем во время других однодневных и многодневных постов.

В христианском смысле Великий пост означает освобождение от всего обветшалого и омертвелого, мешающего жить, для обретения новой жизни – более глубокой и интенсивной.

Полный календарь Великого поста

Великий пост включает в себя два периода: святую Четыредесятницу, состоящую из 40 дней, и Страстную Седмицу – последнюю неделю перед Пасхой.

Святая Четыредесятница, в свою очередь, состоит из 6 недель, посвященных:

  • Торжеству православия.
  • Святителю Григорию Паламе.
  • Крестопоклонной.
  • Преподобному Иоанну Лествичнику.
  • Преподобной Марии Египетской.
  • Входу Господню в Иерусалим.

Чтобы правильно рассчитать свои силы, необходимо ознакомиться с календарем принятия пищи на все дни постничества, представленного в таблице:

На первой неделе
Понедельник Полный отказ от приема пищи
Вторник Черный хлеб, вода, квас
Среда-четверг Сухоядение (сырые фрукты, овощи)
Пятница-суббота Дополнение рациона орехами
Воскресенье Блюда на постном масле, немного вина из красного винограда
На второй неделе
Понедельник Прием сырой пищи
Вторник Отварные овощи, каши на воде
Среда Холодная пища – овощной или капустный салат, сваренная накануне каша
Четверг Вареные, запеченные, пропаренные блюда без масла
Пятница Едят один раз в день, холодные блюда.
Суббота-воскресенье Едят дважды в день, горячую пищу на постном масле, пьют немного красного вина из винограда
На третьей, четвертой и пятой неделях сухоядение чередуют с горячими блюдами. В субботние и воскресные дни делается послабление – разрешается добавить растительное масло и красное вино
На шестой неделе
Понедельник Сухоядение
Вторник Печеные овощи, каши, супы без масла
Среда Натуральные продукты
Четверг Горячие супы, каши без масла
Пятница Натуральные продукты, не подвергнутые тепловой обработке
Суббота Горячая пища, немного красного вина
Воскресенье Субботнее меню разбавляется рыбой и морепродуктами
На седьмой неделе
Понедельник Сухоядение
Вторник Горячая пища и напитки, приготовленные из ягод
Среда Сырые, сушеные, квашеные, моченые продукты
Четверг Каши, сваренные на воде без масла
Пятница Вода и черный хлеб
Суббота Небольшое количество горячей пищи с постным маслом
Воскресенье Пасха и окончание Великого поста

Первая неделя – самая важная. От того, как проведут ее, зависит, сможет ли постящийся пройти весь путь до конца.

Как правильно войти и соблюдать

К многодневному посту нужно тщательно подготовиться. Особенно это касается тех, кто впервые решил поститься. Важное значение имеет психологический настрой. Не каждый человек может выдержать жесткие ограничения. Неадекватная оценка своих возможностей и сил часто приводит к разочарованию в постничестве, а иногда и в православии. Чтобы этого не произошло, рекомендуется для начала пообщаться со священником. Возможно, батюшка благословит на соблюдение нестрогого поста. Тем, кто собрался поститься, нужно обязательно исповедаться и причаститься.

Подготовка к длительному воздержанию начинается недели за 2 до поста и состоит из следующих этапов:

  • Постепенного снижения в рационе животных продуктов, увеличения растительной пищи.
  • Насыщения организма белками, чтобы исключить недостаток вещества на период поста.
  • Приучения организма к клетчатке, так как постный рацион состоит из овощей и фруктов. Для этого ежедневное меню дополняют свежими салатами, фруктовыми и овощными перекусами.
  • Нормализации микрофлоры кишечника во избежание дискомфорта после смены состава ежедневного меню. Делается это с помощью кисломолочной продукции (йогуртов, кефира, простокваши), употребляемых дней за 7 до начала постничества, ежедневно.

Калорийность постных блюд низкая. Чтобы постящегося не беспокоило чувство голода, рекомендуется первые дни принимать пищу чаще, чем обычно, а также увеличить порции.

Не нужно афишировать соблюдение постных дней. Не каждый сможет понять и принять такое решение. Желательно, чтобы постились все члены семьи. В противном случае придется организовать питание так, чтобы не доставлять неудобства родным.

Ограничения во время поста касаются не только пищи. В этот период придется отказаться от посещения увеселительных мероприятий, просмотра развлекательных программ, уменьшить общение в социальных сетях. Больше времени следует уделять молитвам, чтению духовной литературы. Нужно избегать ссор, ругани. Поэтому нужно примириться со всеми окружающими, избавиться от негативных мыслей. Таким образом удастся подготовить к посту не только тело, но и душу.

Суть и история Великого поста

Великий пост ведет свое начало еще с апостольских времен. Первое время он длился день-два. В эти дни полностью отказывались от пищи. Чаще всего очищение происходило по средам и пятницам.

К середине III века некоторые поместные церкви стали устанавливать шестидневные посты, напоминающие о последних днях земной жизни Иисуса Христа. 40-дневного поста первоначально должны были придерживаться язычники, желающие креститься. В те времена крещение проходило перед Пасхой.

Обязательным для всех длительный пост стал к концу IV, началу V века.

Прообразом стало 40-дневное воздержание Христа, постящегося в пустыне. Отказывающихся его соблюдать на некоторое время отлучали от церкви.

Основная цель постных дней – научиться воздержанию. Воздерживаясь от пищи, развлечений, человек учится сдерживать свои страсти. Некоторые люди в этот период начинают проявлять агрессивность, раздражительность. Лишение житейских удобств заставляет проявляться скрытым грехам и страстям. Это хорошая возможность начать борьбу с ними, сделав себя чище и лучше.

Что можно и нельзя есть

Согласно церковному уставу, на дни постничества из рациона полностью исключаются продукты животного происхождения.

Меню постящегося может состоять из:

  • свежих, соленых, моченых, маринованных овощей, фруктов;
  • бобовых культур;
  • растительного масла;
  • хлеба, постных хлебобулочных изделий;
  • рыбы, морепродуктов – по определенным дням;
  • зелени;
  • грибов;
  • сухофруктов;
  • свежих, мороженых ягод;
  • меда;
  • постных сладостей – халвы, козинаков, леденцов.

Запрещается есть яйца, молочную продукцию, употреблять алкогольные напитки. Исключение делается для красного виноградного вина. При составлении меню учитывают рекомендации, прописанные в календаре. По согласованию с батюшкой, возможны небольшие послабления. Особенно это касается беременных, кормящих женщин, тяжело больных людей, детей.

Читайте также:
Значение Тихвинской иконы Божией матери

Часто задаваемые вопросы

У многих верующих, решивших поститься, часто возникают вопросы, касающиеся ограничений в этот период. Самые распространенные из них:

  • Крестят ли детей во время поста? – Крещение разрешено на протяжении всех дней года.
  • Разрешается ли проводить свадьбы? – Таинство венчания в дни поста не совершается, поэтому можно лишь оформить официальный брак в государственном учреждении, а обвенчаться – после окончания поста.
  • Как отмечать дни рождения? – Рекомендуется воздержаться от шумных посиделок, танцев, употребления крепких алкогольных напитков. Можно просто посидеть в кругу семьи, поздравив именинника.
  • Как быть, если в гостях на застолье отсутствуют постные блюда? – В таких случаях разрешается съесть немного запрещенной пищи, но на следующий день желательно возложить на себя более строгие ограничения.
  • Можно ли поминать умерших? – Разрешается ежедневное поминание усопших келейно. Церковь поминает усопших в субботние и воскресные дни.
  • Разрешается ли чтение светской литературы? – Особые запреты отсутствуют, но рекомендуется больше внимания уделять чтению книг с духовным содержанием.

Великий пост – это жертва Богу и возможность проверить себя. Ограничивая себя в малом, христианин приобретает нечто более важное, приближающее его к Господу.

Схима: вид, образ или «схема» ангела

“Толковый словарь” с Юрием Пущаевым

Схима, высшая ступень православного монашества, подразделяется на малую и великую. Еще эти монашеские ступени называют малый ангельский образ и великий ангельский образ. Почему же их именно так называют, нам в рубрике «Толковый словарь» поможет понять греческий язык.

Вообще система монашества в Православной Церкви имеет тройственную структуру. То есть, монашеский постриг делится на рясофор, малую схиму (мантию) и великую схиму. Если говорят про схиму без уточнения, то имеют в виду как раз великую схиму.

Итак, схима с ее двумя ступенями, низшей и высшей, следует сразу после рясофора (по-гречески это слово означает «носящий рясу») или послушника. Когда постригают в рясофора, то читают определенные молитвы и крестообразно постригают волосы, при этом постригаемый не дает монашеских обетов и порой даже не меняет имени. Теперь его зовут рясофорным монахом или иноком. На этой ступени он готовится к принятию малой схимы.

Как говорили святые отцы, постриг в рясофора можно сравнить с записью в войско Небесного Царя и беспрестанным изучением боевого дела для будущих походов и сражений. Рясофорному монаху, как следует из самого названия, дозволяется носить рясу и камилавку. Ряса (дословно по-гречески это слово значит «вытертая», «поношенная»), повседневное длиннополое одеяние черного цвета с широкими рукавами и наглухо застегнутым воротом, символизирует отречение от мира, плач и покаяние.

Самая же высшая ступень, великая схима, означает как можно более полное, предельное отчуждение от мира и отвержение его ради соединения с Богом. Схимники еще раз дают те же обеты, но в более строгой форме, что обязывает их к еще более строгому соблюдению, и им еще раз меняют имя. Так у схимников становится больше небесных покровителей, святых.

Схимники в монастырях обычно живут отдельно от других монахов и не имеют никаких послушаний кроме служения литургии и духовничества. Епископы-схимники складывают с себя управление епархией (тогда их называют схиепископы), монахи-священники тоже освобождаются ото всех других обязанностей. Великосхимники или просто схимники носят рясу, аналав (особый параман), куколь (остроконечную шапочку с крестами), мантию, чётки, сандалии, пояс, хитон.

Таким образом, православное монашество невозможно представить без его высшей степени – великой схимы. По мысли святых отцов, великий схимнический образ — это и есть самая-самая вершина монашества… «Принятие схимничества, или великой схимы, — по пониманию Церкви, — есть не что иное, как высшее обещание Креста и смерти, есть образ совершеннейшего отчуждения от земли, образ претворения и преложения живота, образ смерти и предначатия иной, горней жизни».

Интересно посмотреть, как о трех ступенях монашества писал преподобный Нил Мироточивый:

«Принятие рясофора есть вписание себя в войско и беспрестанное изучение боевого дела.

Мантия же есть выступление в поход, подобно тому, как при наступлении войны войска выступают на войну и шествуют военным походом.

Принятие же великого образа схимы есть вступление в решительное сражение, когда войска достигнут места боя и приведут себя в полную боевую готовность».

Но почему же схиму называют ангельским образом, малым или великим? Дело в том, что древнегреческое слово τό σχῆμα (shēma) означает вид, образ, фигуру и т.д. От него произошло и всем известное слово «схема». В данном случае же имеется в виду, что постригающиеся в малую или великую схиму приобретают вид или образ ангела, поскольку умирают для мира ради единения с Богом. Принесение ими обетов и следование им можно метафизически толковать так, что они призваны стать своего рода бесплотными ангельскими «схемами» или образами.

И еще одна интересная словесная и смысловая перекличка. Слово τό σχῆμα является однокоренным с глагольной формой σχεῖν, образованной от глагола ἔχω – иметь, сдерживать. Получается, что схема – это некий остов, сдерживающее или все держащее на себе начало. И о том, что схима является великим удерживающим средством от греха, писал тот же Нил Мироточивый:

«Воину, ради воинства его, присваивается право на ношение великолепных царских доспехов, которыми царь благоволил украсить войско свое; воин, видя себя украшенным царскими доспехами, очень бережется, чтобы не опозорить царских доспехов, чтобы не прикоснуться к чему-либо, от чего могли бы они запятнаться, дабы не подвергнуться Страшному Суду и не услышать страшного гласа Судящего: “Рабе лукавый и ленивый! – где одежда брачная?” Точно так же и монах, препоясанный обетованным спасением и благолепием веры, во все продолжение монашеской жизни или монашеского подвига весьма остерегается злых дел, дабы не опозорить ими своего крещения и не запятнать Великой Ангельской схимы.

Читайте также:
Архангел Михаил: какое значение имеет его икона, в чём помогает

Человек покусился бы сделать тысячи и тьмы зол, но, при воззрении на свою схиму, удерживается от многих грехов, вспоминая, что дал обет и не может его нарушить… Поэтому-то я и говорю тебе: не снимай с себя схимы, дабы не овладели тобою противники твои и не стать тебе пищею великого отступника».

Схима монашеская — что это и для чего

Схима монашеская: что это?

Верующие Православной Церкви делятся на церковнослужителей (духовенство) и мирян. Отдельную категорию составляют монахи, которые отличаются и от тех и от других. Монашество — не священнический сан, монахи не всегда являются священниками. Принявшие монашество еще именуются иноками, то есть ведущие иной образ жизни. Некоторых монахов называют схимниками. В связи с этим нередко возникают вопросы: что такое схима?Схимники — это кто? Чем они отличаются от монастырской братии? И вообще, схима монашеская — что это?

Схимник — это кто?

Каждый христианин самостоятельно выбирает свой путь к духовному спасению. Это может быть и супружеская жизнь в христианском браке, и целомудренная безбрачная жизнь (монашество).

Как отдельный вид христианской жизни монашество оформилось в 4 веке в Египте. К этому времени относится появление первых монашеских общин. Их участники вели образ жизни, который отличался от поведения остальных верующих. Отличия этих отшельников относились как к внутренним изменениям (постоянная молитва, смирение), так и к внешним атрибутам (например, особое одеяние монаха). В греческом языке «схима» означает «образ». Первоначально такое понятие относилось только к одежде. Со временем схимой стали называть само монашество. Поэтому схимник — это монах, давших обеты (обещания) послушания, нестяжания и целомудрия.

«Монашество по своему замыслу является подражанием образу жизни Христа. Евангельский Христос открывается нам как идеал совершенного монаха: Он не женат, свободен от родственных привязанностей, не имеет крыши над головой, странствует, живет в добровольной нищете, постится, проводит ночи в молитве. Монашество – стремление в максимальной степени приблизиться к этому идеалу, устремленность к святости, к Богу, отказ от всего, что удерживает на земле и препятствует вознестись на небо. Одиночество есть неполнота, ущербность, в браке оно преодолевается обретением другого. В монашестве этот другой – Сам Бог» (митрополит Волоколамский Иларион Алфеев).

Степени монашества

В Православной Церкви монашество делится на рясофор и схиму.

Рясофорный монах (с греческого — «носящий рясу») — это послушник. При посвящении в рясофор читаются определенные молитвы, крестообразно стригуться волосы. Однако посвящаемый в рясофор не дает монашеские обеты, ему не всегда даже меняют имя. С момента пострига рясофорный монах готовится принять схиму.

В Русском Православии выделяется низшая и высшая степень схимы: малая (мантийная) и великая. Но если речь идет о схиме, не уточняя какой, то в настоящее время подразумевается великая схима.

Малая схима

Во время пострижения в малую схиму новопостриженный приносит обеты (обещания) соблюдать послушание, нестяжание и целомудрие. Святые Отцы считают, что во время пострига монаху дается особая благодать, это своего рода второе крещение. При постриге человеку дается новое имя.

Внешне монахи малой схимы отличаются своим облачением, которое имеет символическое значение. Облачение малой схимы: хитон, параман, ряса, мантия, клобук, сандалии.

Ряса является повседневной верхней длинной одеждой, имеющей длинные широкие рукава. Ее черный цвет символизирует внутренний покой, бесстрастие и отрешение от мирской суеты.

Хитон представляет собой одежду из грубой ткани. Его носят под рясой. Это символ вольной нищеты и нестяжания.

Параманом называется квадратный плат с изображением креста и с написанными словами:

“Аз бо язвы Господа Иисуса на теле моем ношу” (Послание к галатам апостола Павла, 6:17).

Параман носится на теле под одеждой. По его углам пришиты четыре шнура. Эти шнуры на спине образуется четырёхугольник, а спереди — крест. Духовный смысл парамана — непрестанное напоминание монаху о желании следовать за Христом:

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Евангелие от Марка, 8:34).

Мантия, сандалии, четки

Для торжественных случаев монах надевает мантию — длинный плащ без рукавов. Просторная мантия — это как бы ангельские крылья, которые напоминают о готовности монаха на совершение Божьего дела.

«Люблю, чтоб все бегом, быстро. Монашество — это ангелы. Они должны летать» (архиепископ Антоний Голынский-Михайловский, 1889-1976).

Клобук — это монашеский головной убор, имеющий форму расширенного кверху цилиндра. Его называют духовным «шлемом спасения» и «покрывалом послушания».

При постриге монах надевает сандалии, чтобы он, по словам святителя Симеона Фессалоникийского (14-15 век),

«неуклонно поспешал по пути евангельскому, как бы бежал горe, где он сподобится назначенной нам жизни небесной».

Также монахи всегда имеют при себе четки для непрестанного творения молитвы. Это их духовный меч. Преподобный Паисий Святогорец (1924-1994) называл четки «оружием против диавола».

«Есть такие моторы, для запуска которых используется веревка с ручкой на конце; так что, когда хочешь завести мотор, берешь веревку и несколько раз с силой дергаешь ее, пока не разойдется застывшее масло. Так же и четки — это веревка, за которую мы дергаем один, два, пять, десять раз; расходится масло и запускается духовный мотор непрестанной молитвы, так что потом сердце само работает в молитве» (преподобный Паисий Святогорец).

Великая схима

Великая схима в Православии — высшая степень монашества. Даются те же обеты как для малой схимы, но их исполнение является более строгим. Это предельное отчуждение от мира и отвержение его ради соединения со Творцом. Монахам великой схимы еще раз меняется имя. Их называют великосхимниками. В монастырях они как правило живут отдельно от остальной братии. Они несут только послушания служения на Литургии и духовничества. Если епископ принимает великую схиму, то он удаляются от управления епархией. Великосхимники носят хитон, аналав, рясу, мантию, куколь, четки, сандалии.

Читайте также:
Сильные молитвы на быструю и выгодную продажу автомобиля

Аналав — небольшой четырехугольный плат с изображением страстей Господних. Символически аналав свидетельствует о полной смерти для мира и всего мирского.

Отличительной деталью одежды великосхимники является головной убор — куколь. Это черный остроконечный капюшон с изображениями крестов, серафимов и текстом Трисвятого. Его две длинные полосы материи закрывают спину и грудь. Куколь является напоминанием о необходимости иметь младенческое незлобие во свидетельство слов Господа: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Евангелие от Матфея, 18:3). Также куколь символизирует благодать Божию, покрывающую ум монашествующего и помогающая ему бороться со страстями.

Известные схимонахи

Антоний Печерский

Основоположником русского монашества является основатель Киево-Печерского монастыря преподобный Антоний Печерский (10-11 век). В Русской Православной Церкви он почитается как «начальник всех русских монахов». С юных лет у преподобного появилось вле­че­ние к выс­шей ду­хов­ной жиз­ни. Монашеский постриг он принял на Афоне (Греция). Вернувшись на Русь, он поселился на берегу реки Днепр под Киевом, где вел отшельнический (одинокий) образ жизни. К нему стали собираться ученики, образовалась монашеская община. По его благословению был построен каменный Успенский Собор.

Мощи преподобного Антония находятся в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря. На иконах преподобный Антоний Печерский изображается в облачении великосхимника. По греческой традиции монашеский постриг бывает только двух степеней: рясофор и следующий за ним монашеский постриг, при котором дается сразу обеты великой схимы.

Амвросий Оптинский

В 19 веке широкую известность имел схимонах Авмросий Оптинский (1812-1891), в миру Александр Михайлович Гренков. Родом он был из Тамбовской губернии. Учась в духовной семинарии, во время тяжёлой болезни дал обет уйти в монастырь. Однако по окончании семинарии сначала стал работать учителем в семье помещика, а затем преподавал в духовном училище.

Во время повторения болезни, преподобный посетил Троице-Сергиеву Лавру (Московская область), где от старца получил указание идти в Оптину пустынь (Калужская область). Там он в 1841 году был пострижен в рясофор, а в 1842 году принял малую схиму с именем Амвросий. В 1848 году его здоровье сильно ослабло. Было принято решение о постриге в великую схиму без изменения имени. Прославился преподобный Амвросий как прозорливый старец, который помог многим людям. В 1988 году Русская Православная Церковь причислила его к лику святых.

Серафим Вырицкий

Одним из известных схимонахов 20 века является преподобный Серафим Вырицкий (1866-1949), в миру Василий Николаевич Муравьев. В мирской жизни он был крупным мехоторговцем, имел семью. Затем по совместному согласию они с женой ушли в монастырь: Василий — в Александро-Невскую Лавру (Санкт-Петербург) с именем Варнава, Ольга — в Воскресенский Новодевичий монастырь (Санкт-Петербург) с именем Христина.

В 1926 году преподобный принял схиму с именем Серафима. Долгое время он был духовником Александро-Невской Лавры. По состоянию здоровья ему пришлось переехать в поселок Вырицу (Ленинградская область), отчего он и известен как Вырицкий. К нему за советом и молитвенной помощью приезжали многие верующие. В 2000 году Русская Православная Церковь прославила его в лике святых.

Что такое схима: схимонахи в православии

Люди, которые ощущают особую связь с Богом, порой выбирают нелегкий жизненный путь — монашество. Однако стать монахом совсем непросто. Нужно пройти ряд испытаний, чтобы получить высшую степень монашеского пострига.

Рясофор, малая и великая схимы — три этапа монашества, которые выделяет Православная Церковь. Высшей степенью монашества в православии является облачение в великую схиму. Если про нее говорят без уточнения, то подразумевается как раз великая. Многие далекие от монашеской жизни люди хотели бы узнать, кто такие схимонахи.

  1. Что такое схима
  2. Происхождение слова и значение понятия
  3. Историческая справка
  4. Первые схимонахи и схимонахини
  5. Дальнейшая судьба схимонашества
  6. Современное положение
  7. Виды схим
  8. Малая
  9. Великая
  10. Кто такой монах-схимник
  11. Внешний вид
  12. Правила поведения
  13. Обеты
  14. Принятие схимы
  15. Для чего нужно
  16. Постриг в рясофор
  17. Постриг в малую схиму
  18. Постриг в великую схиму
  19. Видео

Что такое схима

Схи́ма (от древне-греческого слова «σχῆμα» — образ, внешний вид) — это зарок соблюдать суровые монашеские правила поведения. Одежда монаха имеет аналогичное название.

Происхождение слова и значение понятия

Для того, чтобы понять значение слова, нужно обратиться к его истокам. Древнее греческое слово shēma переводится как образ, фигура, вид. Производной от этого слова является «схема».

Умирая для простой земной жизни ради соединения с Богом, постригающиеся в схиму приобретают ангельский вид, то есть после принесения обетов они становятся бесплотными ангельскими образами, «схемами». То есть, схема удерживает человека от грехопадения, как некий остов.

Историческая справка

В III-V вв. н. э. на египетских и сирийских территориях появились первые монахи. Целью их являлось обретение спасения через жизнь во Христе. Первые христиане, отрекаясь от мирской суеты, понимали заповеди Христа и учение апостолов буквально. Поэтому, уходя в Египетские пустыни, они зачастую жили отшельниками.

При отсутствии возможности поселиться вдали от людей, монахи давали обет вселения в затвор, закрываясь в одиноких пещерах как в гробу и тем самым полностью отказывались для мира, оставаясь наедине с Богом. Они и стали называться схимонахами.

Некоторые из них стали основывать монастыри или присоединяться к уже существующим. Таким образом затворничество перестало быть основным обетом.

Первые схимонахи и схимонахини

В практике восточного монашества начала IX века окончательно установилось трехступенное деление монашествующих.

Они разделялись на:

  • новоначальных (послушников);
  • малосхимников;
  • великосхимников.

Уставом патриарха Алексия монахов разных степеней различали друг от друга по одежде.

В России разделение монахов на степени ввел преподобный Феодосий Печерский .

  1. С XII по XIV век в богослужебной практике русской церкви господствовала сербская редакция посвящения в ангельский образ, которая шла с Афона и отличалась от греческого оригинала.
  2. С XV в. чин малой схимы был исправлен по греческим молитвословам .
  3. Чинопоследование великого ангельского образа подверглось значительному сокращению лишь в XVII веке.
Читайте также:
Протестанты, гугенты, православные и католики - в чем разница

Иноки — древнее русское название монахов, которое происходит от слова «иной». Чернецом (черницей) иногда называли монахов (монахинь) из-за черного цвета одежды.

Преподобный Пахомий Великий — один из первых схимонахов. Он упорядочил чин пострижения. На четвертом Вселенском Соборе произошло закрепление системы монашества, благодаря которой пустынники, жившие в монастырях, стали называться схимонахами, или затворниками. К лику святых были причислены многие из этих затворников.

Дальнейшая судьба схимонашества

В XVIII-XIX вв. государственная политика была такова, что пострижение в схиму прекратилось. Но в 1887 г. игумения Евфрасия (Лихарева) из Успенского женского монастыря осмелилась просить Владимирскую Духовную Консисторию о пострижении трех монахинь, отличавшихся высокой духовной жизнью, в великую схиму.

Прошение приняли с неподдельным удивлением. В июне того же года после разъяснительной переписки Архиепископом Феогностом (Лебедевым) пострижение было разрешено.

Благодаря сохранившимся в монастыре документам, об этих монахинях-схимницах Евфрасии, Анастасии и Анатолии имеются довольно подробные сведения.

Современное положение

Термин «малосхимники» не употребляют в современном православии. Постриженника в малую схиму называют просто — монах. Великосхимник — это идеальный образ монаха, путь обретения совершенства.

Первоначально схимонахи почти не общались ни с кем и без устали читали молитвы. Но в XIX–XX вв. в мужских и женских монастырях многие старцы и старицы (схимонахи) в самоотречении обретали дар предвиденья, особой премудрости. По этой причине правящий архиерей благословил схимонахов на утешение приходящего народа.

К схимонахам в Оптину Пустынь, Почаевскую лавру, Псково-Печерский монастырь, Лавру Преподобного Сергия и другие монастыри стали приезжать люди.

Многие схимонахи были причислены к лику святых после своей смерти. Самыми знаменитыми обителями являются Оптина Пустынь и Спасо-Бородинский монастырь.

В ХХ веке в России великий ангельский образ приняли многие монахини. Одна из принявших постриг в 1969 году в Вильнюсе — матушка Варвара, настоятельница Пюхтицкого монастыря. Обычно при постриге дают новое имя, но матушке Варваре оставили ее монашеское имя в честь святой великомученицы Варвары.

Виды схим

Существует два вида монашеских схим — малая и великая.

Малая

Мантия, надеваемая поверх рясы, является отличительной особенностью малосхимника. Облачение его составляют ряса, параман, клобук, мантия, сандалии и четки.

Великая

Великая схима в Православии подразумевает под собой совершеннейшее отрешение от мира для духовного соединения с Богом.

Облачение состоит из рясы, аналава, куколя, мантии, четок, пояса и хитона. Схимонахи в русских монастырях освобождаются от всех монашеских послушаний, кроме литургии и духовничества.

Кто такой монах-схимник

Монаха, принявшего «великий ангельский образ», называют схимником.

Внешний вид

Все одежды монаха предназначены для духовной борьбы (брани) с миром, плотью и дьяволом.

Они являются всеоружием Божьим:

  1. Власяница, или хитон, является напоминанием клятвы нестяжания.
  2. Параман — небольшая четырехугольная плащаница , носимая на спине (хребте), на которой изображены восьмиконечный православный крест , Адамова голова и орудия Христовых страданий. Надпись гласит: “Азъ язвы Господа моего Iисуса Христа на тѣлѣ моемъ ношу “. Ношение этого плата постоянно напоминает о кресте, который взял на себя монах.
  3. Ряса (риза радования) — напоминает об обете послушания.
  4. Пояс кожаный знаменует подпоясание силой истины, обновление духа и умерщвление плоти.
  5. Мантия (паллий) знаменует охраняющую монаха силу Божию, а само облачение называется ангельским.
  6. Клобук (наглавник) — это шлем, который монах, словно воин, надевает для защиты от врагов (искушений) как надежду на спасение. Этот головной убор снимается на шестой день после пострижения. Новопостриженного из храма переводят в келью.
  7. Сандалии знаменуют готовность инока на всякое дело благое и послушание.
  8. Четки (вервица) называются мечом духовным, так как указывают иноку на постоянное пребывание в молитве. Также они нужны для совершения молитвенного правила.
  9. Кукуль (в переводе с древнегреческого означает «чепец, колпак») знаменует шлем спасения и указывает на высшую степень совершенства — младенческое беззлобие. Он является кругообразно расположенным капюшоном, скрывающим голову и плечи, имеет остроконечный верх и украшен крестами. Всего пять крестов: на челе, на груди, на обоих плечах и спине.
  10. Аналав — это украшенная крестами широкая длинная полоса с прорезью посередине. Носится на спине и груди, а надевается через голову. По сути, это то же, что параман для малосхимника.

Правила поведения

У схимонахов остается только одно послушание — духовничество и отправление литургии. То есть, кроме молитвенного служения, они ничем не занимаются.

Рясофор, наоборот, проходит испытание на выдержку, выполняя в обители разноплановые работы наравне с трудниками (проживающими в монастыре работниками).

Обеты

Монах дает при постриге три обета.

  1. Обет нестяжания (бедности) подразумевает полный отказа от какого-либо личного имущества.
  2. Обет целомудрия — это не только безбрачие, но и отрицание пола вообще.
  3. Обет послушания — отказ от собственной воли.

Принятие схимы

Существует три чина пострижения.

  • в рясофор — последование во одеяние рясы и камилавки;
  • в мантию;
  • в схиму.

Для чего нужно

Святой Православной Церковью выделяемы три состояния монашеского подвига: послушничество, монашество, схимничество.

Эти состояния определяются как приготовление к подвигу, сам подвиг и высшее исполнение подвига:

  1. Первая ступень — испытания послушников, готовящихся к принятию самого подвига (монашества). Новоначальные живут много лет в монастыре как послушники, изучая все, что должен знать каждый монах, усердно трудясь и пребывая в молитвах.
  2. Монашествующих второй ступени называют малосхимниками, или совершенными.
  3. Третья ступень — это схимонахи, или совершеннейшие.

Постриг в рясофор

Схима с ее двумя ступенями следует сразу после рясофора (по-гречески «носящий рясу») или послушника. При пострижении в рясофор никакие обеты послушником не даются. Над послушником читают специальные молитвы, а волосы крестообразно постригают. При этом постригаемый порой даже не меняет имени. Теперь его зовут рясофорным монахом (иноком).

Читайте также:
Какой иконе молиться, чтобы забеременеть и родить здорового ребенка

Послушник получает право носить рясу, которая символизирует:

  • покаяние;
  • плач;
  • отречение от мирской суеты.

Слово «ряса» с греческого переводится как «ветхая, потертая».

Облачение инока состоит из:

  • подрясника;
  • рясы;
  • камилавки;
  • пояса;
  • четок.

На этой ступени инок готовится к принятию малосхимничества.

Постриг в малую схиму

Малая схима (мантия) — это, собственно, и есть монашество.

Продолжительный постриг делится на две части — оглашение и пострижение:

  1. Первая часть состоит из увещания, принесения обетов послушания, нестяжания, целомудрия и аскетизма, наставлений давшему обеты, молитвы и наречения новым именем.
  2. Во второй части обряда совершается сам постриг и облачение в одежды.

Пострижение власов является основным действием при этом постриге и этим самым напоминает собой обряд Крещения. Надевая не один, а два креста (большой деревянный на грудь и второй (параман) на спину), постригаемого нарекают новым христианским именем. В руки дается третий крест. Этот постриг называют вторым крещением.

Монашество — это призвание, а не выбор человека. И если настоятель монастыря не увидит в человеке этого призвания, то постриг может не состояться. Так как ответственность за постриг ложится именно на настоятеля, то он должен определить правильность выбора пути и намерений послушника.

Преподобный Антоний Печерский — один из самых первых монахов на Руси, основавший Киево-Печерский монастырь.

Постриг в великую схиму

Постриг в великий ангельский образ величествен и долог. При пострижении монах дает крайне суровые клятвы: отречение от земной жизни выражено еще сильнее, чем при постриге в малосхимники, ведь монах полностью отрекается от мира. Этот постриг является образом смерти для мирской жизни и начала жизни горней.

Постригаемого облачают в аналав и куколь, вновь нарекая новым именем. При этом за постригаемого теперь молится перед Богом еще один святой: он получает святого покровителя.

Куколь снимается только на восьмой день после пострижения, об этом произносится специальная молитва настоятелем. Это делают для того, чтобы вернуться к телесному труду и рукоделию. Снова надевается он без повторного благословения настоятеля.

Видео

Постриг в великую схиму можно увидеть в этом видеоролике.

Первый иноческий постриг со времени возрождения Спасского женского монастыря г. Кобрина — в следующем видео.

Кто такой монах схимник и чем он отличается от инока

Чем отличается священник от монаха, и кто таковая схимница? У моей знакомой отпрыск решил предназначить свою жизнь Христу и ушел в монастырь. Дама очень переживала за разлуку с единственным отпрыском, и я решила выяснить о посвящениях в монахи подробнее. Схимник — это крайняя и наивысшая ступень посвящения и отречения от мира, но поначалу неофит просто живет при монастыре и является послушником. Почему православные христиане стают монахами, что вдохновляет отрекаться от мира? О этом я расскажу для вас в статье.

История монашества

В старину схимников называли отшельниками либо пустынниками, потому что они жили поначалу в пустыне. В V веке отшельничество сменилось затвором, и монахи стали жить в монастырях. Но со временем затвор закончил быть неотклонимым условием схимничества. Отличить схимника можно было по одежке, потому и заглавие «схима» относилось конкретно к одежке. Потом к одежке и аскетическому виду жизни прибавились обеты.

В наши деньки великосхимника реально отличить по особенной остроконечной шапочке, которая именуется куколь.

1-ые монахи возникли в Сирии и Египте в IV и III веках нашей эпохи. Целью монашества было обретение спасения через жизнь во Христе. 1-ые христиане практически соображали заповеди Христа и напутствия апостолов, потому отрекались от мирской суеты на сто процентов. По воззрению первых христиан мир заполнен злом, а источником зла является бренное тело. Конкретно тело поддается бессчетным соблазнам, которые можно преодолеть постом и молитвой.

Монах воспринимал на себя обеты:

  • нестяжания (бедности);
  • целомудрия (безбрачия);
  • повиновения (отказ от своей воли).

    Обет нестяжания подразумевает полный отказ от какой-нибудь принадлежности. Монаху не принадлежит даже пишущая ручка, у него ничего нет. Это добровольческий отказ от всех вещей мира, поэтому что они стают ненадобными. Это утрата всякого энтузиазма к земным вещам из-за их ненадобности. Монах пользуется вещами лишь по последней необходимости.

    Обет безбрачия не попросту подразумевает отказ от совместной жизни с супругом (ой), но отрицание пола совершенно. Другими словами, для человека имеет значение лишь душа, а она пола не имеет.

    Обет повиновения обозначает, что у человека больше нет собственных желаний. Остается лишь одно желание — повсевременно пребывать с Господом. В монастырской жизни обет реализуется в безоговорочном повиновении настоятелю монастыря. Но безоговорочное повиновение подразумевает не безропотное послушание против своей воли, а удовлетворенное служение.

    1-ые монахи уходили в пещеры либо пустынные места, чтоб проживать вдалеке от мирских соблазнов. С течением времени они стали создавать монашеские общины — монастыри. Они воспринимали новейших членов общины и проводили их через тесты, чтоб проверить твердость намерения жизни во Христе. Тесты подразумевали полное повиновение и отречение от своей воли.

    Монашество на Руси

    На Руси монахов назвали иноками. Это российское заглавие, образованное от слова «другой». Также монахов и монахинь называли чернецом и черницей (из-за темного цвета одежки). Почему люди на Руси уходили добровольно в монахи и отрекались от мира? Поэтому что он терял для их свою привлекательность и смысл. 1-ые монахи были отшельниками и пустынниками, они добровольно уходили от людей в собственный «райский уголок». Пещера для их являлась райскими кущами, заполненными благодатью и особенным смыслом.

    Если человек чувствует снутри себя особую близость к богу, он воспринимает решение уйти в монастырь на служение. Монашество имеет три ступени посвящения:

    Читайте также:
    Молитвы на удачу и успех во всем: в работе, учебе, любви
  • рясофор (инок);
  • малая схима;
  • величавая схима.

    При пострижении в иноки монашеского обета не произносят, это степень послушника в монастыре. Инок готовится к постригу в схимники, он изучает божье слово и осваивает азы монашества. Послушник получает право носить рясу, которая символизирует покаяние и плач, также отречение от мирской суеты. Дословно с греческого слово «ряса» переводится как «ветхая, потертая». Но рясофор может и не получить новейшего имени.

    Одним из первых узнаваемых монахов на Руси был Антоний Печерский, основавший Киево-Печерский монастырь.

    Малая схима подразумевает получение новейшего духовного имени, монах дает обет бедности (нестяжания), девства и повиновения. Малосхимника реально отличить от рясофора наличием специальной накидки без рукавов (мантии), которая одевается поверх рясы. С момента пострига в малую схиму монах дает обет грозного аскетизма.

    У монаха схимника возникают новейшие святые покровители, их намного больше, чем у обычного верующего либо рясофора.

    Величавая схима — это самая высочайшая ступень монашеского посвящения, достигнуть которой может не любой монах. Величавая схима подразумевает полное отчуждение от мирской жизни ради единения с Христом. Величавую схиму именуют Величавым Ангельским Образом. Монах произносит те же обеты, но должен их делать в наиболее грозной форме. Также при Величавой Схиме дают новое духовное имя.

    Преподобный Нил Мироточивый о монашестве:

    Почему схиму именуют ангельским образом? Поэтому что постригающиеся получают подобие ангелов, потому что на сто процентов отрекаются от мира (вроде бы погибают для него). Они избрали стать схожими ангелам, на сто процентов потерять контакты с миром людей ради общения с богом.

    Благодать схимы называется святыми отцами вторым крещением.

    Для что схимонах получает новое имя? Поэтому что он погибает для земного мира и рождается для новейшего — горнего. Новое имя монах слышит в первый раз при пострижении, его дает духовный наставник. Получив новое имя, монах понимает себя совсем остальным человеком.

    Служение схимников

    Чем отличается повиновение схимников от повиновения рясофоров? У их остается лишь одно повиновение — духовничество и отправление литургии. Одним словом, великосхимники не занимаются ничем, не считая молитвенного служения. Рясофор делает в монастыре различные работы вровень с трудниками (живущими в обители работниками). Он проходит собственного рода искус — испытание на выдержку.

    Опосля того как искус пройден удачно, начинаются посвящения. Поначалу человека постригают в иноки, потом в схимники. Эти посвящения различаются друг от друга числом даваемых обетов и чертами аскетического поведения. Схимники на сто процентов оставляют все земные дела и заботы, чтоб предназначить себя молитве. Молитва в христианстве является высшей добродетелью, потому что дозволяет соединяться духом с Господом.

    Схимонах и схимонахиня стараются во всем уподобиться в собственной жизни виду Богочеловека — Иисуса Христа. Это является самым основным и весомым в их жизни. Все другое блекнет по сопоставлению со светом Господа и его благодатью.

    Но период послушничества может растянуться на почти все годы, и человек может умереть послушником. Почему так происходит? Поэтому что монашество — это не выбор человека, а призвание. Если настоятель монастыря не лицезреет призвания у человека, постриг так и не состоится. Человек быть может на сто процентов уверен в собственном избрании, но через пару лет может и усомниться в этом. Поэтому ответственность за постриг ложится на настоятеля монастыря, который должен найти истинность целей и выбора пути послушника.

    Кто такой монах схимник и чем он отличается от инока

    Отличие иеромонаха от «обычного» монаха в одном: иеромонах может вести богослужение, а монах нет. Или иными словами: иеромонах это священник, который является еще и монахом.

    Иеромонах может служить литургию, причащать, исповедовать, отпевать, соборовать, служить молебен и т.д. Иных отличий от монаха у него нет — ни в обетах, ни в одежде-облачении.

    Подобные «составные» названия санов — как иеромонах или иеродиакон — происходят от того, что монашество и право служить никак друг с другом не связаны. То есть:

    • монах это не всегда человек, который может вести службу,
    • а священник, который ведет службы, совершенно не обязательно является монахом и может быть мирским, женатым (или, как принято говорить, «белым» священником).

    Черный и белый священник — в чем отличие?

    Название черного и белого священства происходит от того же: является священник монахом или нет.

    Черный священник это иеромонах (у монахов — черное облачение, от этого — черный).

    Белый священник — это священник не монах. То есть, священник, который имеет семью и не имеет монашеских обетов.

    Это абсолютно не значит, что священник-монах в чем-то лучше белого священника. Наоборот, в некоторых случаях, — например, в вопросах семейной жизни и некоторых ее сторон — лучше сможет дать совет именно священник, имеющий опыт жизни в семье и в мире — то есть не монах. Просто хотя бы потому, что он с ней сталкивался воочию — с практической стороны.

    И те, и те становились в истории Церкви великими подвижниками и канонизировались как святые.

    Не поленитесь: найдите и почитайте о них или их творения — это удивительные примеры духовной жизни:

    Известные «белые» священники в XX веке:

    • святой праведный Иоанн Кронштадтский
    • святой праведный Алексий Мечев
    • святой протоиерей Сергей Мечев

    Известные иеромонахи в XX веке

    • архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
    • архимандрит Кирилл (Павлов)
    • игумен Никон (Воробьев)
    • схиигумен Иоанн (Алексеев)

    Святой Праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1909) — один из самых известных пастырей в истории Русской Церкви. Пример, как можно жить святой жизнью, не уходя в монастырь.

    Люди, которым нельзя в монастырь

    Выше рассказывается о том, как стать монахом в монастыре. Однако ступить на этот путь смогут далеко не все желающие. Каждый духовник скажет, что людям нельзя прощаться с мирской жизнью, если у них сохранились обязательства перед родственниками, друзьями. Иначе говоря, уйти в монастырь человек сможет только после того, как разберется со всеми обязательствами по отношению к другим людям.

    Читайте также:
    Икона «Знамение» Божией Матери: в чем помогает

    Скажем, монахом нельзя стать, имея престарелых родителей, о которых некому позаботиться. Это же касается и близких родственников, не способных к самообслуживанию из-за инвалидности. Также запрещено отказываться от маленьких детей, оставлять их в детских домах.

    Наконец, не может уйти в монастырь лицо, страдающее тяжелым заболеванием, так как в его стенах не будет качественного медицинского обслуживания. Это же правило относится и к инвалидам, которые не способны ухаживать за собой собственными силами. В подобных ситуациях священники рекомендуют людям молиться о своем выздоровлении.

    Кто может стать иеромонахом?

    Решение о том, что вот именно этот монах может служить и исповедовать, принимает только настоятель монастыря, руководствуясь своим духовным опытом и рассуждением.

    Это не значит, что монах, которого рукоположили в иеромонахи, лучше «простого» монаха — это значит, всего-лишь, что по тем или иным качествам или обстоятельствам этот монах может или должен служить таинства в монастыре. Например, потому что больше некому. Или потому что — хоть кто-то должен.

    Для монастыря все в братии равны, и монах, который внимательно следит, допустим, за кухней или за состоянием огорода/зданий, так же важен, как монах, который служит Литургию.

    Как «в миру» — ученый, доктор, пожарный: это разные профессии, каждая из которых важна и кто-то должен быть врачом, а кто-то — пожарным.

    Как стать монахом: начало пути

    С чего начать человеку, у которого появляется стремление оставить позади суету мирской жизни и уйти в монастырь? Задаваясь вопросом о том, как стать монахом, необходимо в первую очередь понять, что это означает. Тот, кто принимает подобное решение, должен приготовиться к кардинальным переменам в жизни. Ему больше не будут доступны блага цивилизации, к которым привыкли все жители 21-го века, — сотовые телефоны, компьютеры, телевизоры и прочие достижения технического прогресса останутся в прошлом.

    Важно осознать, что жизнь монаха посвящена Богу, проходит в труде и молитвах. Люди, принявшие постриг, должны будут оставить за стенами монастыря привычные развлечения. Отказаться придется и от контактов с противоположным полом. Наконец, далеко не каждый человек готов смириться с тем, что ему придется редко видеться с близкими людьми – родственниками и друзьями. Именно разлука с родными заставляет многих изменить свое решение.

    Иеромонах — где он служит?

    Иеромонах, как и любой монах, живет (или как принято говорить: является насельником) монастыря — является частью его братии. Там же он и служит.

    Однако настоятель монастыря может отправить любого монаха (и иеромонаха) жить или служить в другое место: если это будет полезно или для духовной жизни самого монаха.

    Например иеромонаха могут отправить служить и восстанавливать храм в какое-нибудь дальнее село страны.

    Один из самых замечательных пастырей-монахов в XX веке — архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

    Детство иеромонаха Фотия

    Виталий Мочалов (в будущем Иеромонах Фотий) появился на свет 11 ноября 1985 года в городе под названием Горький, который со временем переименовали в Нижний Новгород. С раннего возраста мальчик увлекался музыкой и глубоко в душе знал, что его жизнь будет связана с творчеством.
    В 7 лет молодой человек мог похвастаться неплохой игрой на фортепиано и хорошим голосом. Базовые навыки он получил в местной музыкальной школе, которая длительное время не хотела обучать талантливого юношу, мотивируя это тем что у него неподходящие пальцы. Справившись со всеми трудностями, ему все же удалось окончить школу по классу фортепиано.


    Виталий Мочалов (Фотий) в детстве

    Чтобы улучшить свои навыки парень записался в школьный хор, а также при каждом удобном случае подпевал своей маме. Она, кстати, в свое время закончила ту же самую музыкальную школу. Занимаясь любимым делом Виталий даже и не подозревал, что уже совсем скоро его голос начнет «ломаться».

    Как только это произошло он решил посещать церковную школу и продолжать петь в хоре. Дни пролетали, мальчик взрослел и все дальше отдалялся от своих одноклассников. Закончив 9 классов, Виталий подал документы в музыкальное училище, где надеялся получить новые знания.

    Иеромонах Фотий в юности

    Проучившись всего 1 год, был вынужден оставить обучение и переехать с родителями в немецкий город Кайзерслаутерн. Чтобы не растерять то, чему он выучился, парень продолжал заниматься музыкой и пением, но на этот раз вместо фортепиано он выбрал орган.

    В это время Фотий начал активно выступать на концертах, а также часто принимал участие в церковных службах, зарабатывая таким образом свои первые деньги. Годы шли, но юноша так и не смог привыкнуть к чужой стране, поэтому в 2005 году он решил вернуться на родину.

    Иеромонах Фотий и шоу «Голос»

    Иеромонах Фотий должен был участвовать в проекте «Голос» еще в 2013 году, его даже пригласили на кастинг, но на тот момент он был не готов идти за благословением. На самом деле, он не сразу отважился отправить заявку, так как считал, что богослужителю не место на таком шоу.
    Иеромонах Фотий пришел на шоу «Голос»

    Спустя некоторое время парень все переосмыслил и понял, что «Голос», в первую очередь, конкурс талантов, а уж потом телешоу. Собравшись с мыслями, он отправился на серьезный разговор с духовниками и митрополитами, чтобы убедить их отпустить его на конкурс. В целом, ему понадобилось 2 года, ведь вновь подать заявку он осмелился лишь в 2015 году.

    Попав на шоу Фотий всячески пытался не запятнать честь монастыря и достоинство всей церкви. Возможно справиться со всеми трудностями ему помогла вера, а быть может многочисленные молитвы настоятелей и духовных отцов. На самом деле придя на шоу парень хотел не славы и всеобщего признания, а наоборот подтолкнуть и призвать всех людей к самосовершенствованию через музыку.

    Читайте также:
    Именные иконы по дате рождения и имени: как выбрать правильно

    Оказавшись впервые на большой сцене, иеромонах не растерялся и шикарно исполнил арию из Евгения Онегина. К сожалению, его творчество впечатлило лишь Григория Лепса, ведь именно он повернулся к участнику.

    Иеромонах Фотий «Спокойной ночи, господа»» (Финал — Голос) Как позже признался сам Фотий, он мечтал попасть в команду к Александру Градскому, но судьба распорядилась иначе. Несмотря на это, его кумир все же уделил ему внимание и даже согласился исполнить с ним арию Ленского из оперы «Евгений Онегин».

    Поначалу члены жюри даже и не догадывались что священнослужителю удастся дойти до финала, но глубоко в сердце они были рады этому. В финале проекта Григорий Лепс очень гордился своим подопечным, так как ему удалось оправдать все его ожидания. Сразиться за главный приз шоу «Голос» посчастливилось четверым конкурсантам: Эре Канн (команда Басты), Михаилу Озерову (команда Александра Градского), Ольге Задонской (команда Полины Гагариной) и Иеромонаху Фотию (команда Григория Лепса).

    В декабре 2015 года священнослужитель исполнил песню Per te («Для тебя») и покорил ею всех телезрителей. Во время прямого эфира за него проголосовало более 900 000 телезрителей. В итоге он одержал феноменальную победу заполучив 75% всех голосов. Официально став победителем, ему вручили ключи от новенького автомобиля.

    Фотий в финале шоу «Голос» — Per te В своей последней речи он отметил, что, возможно, не достоин называться победителем, так как рядом с ним на проекте было очень много талантливых и действительно профессиональных певцов. Несмотря на это, впервые победителем 4 сезона проекта «Голос» стал священнослужитель. В честь такого знаменательного события иеромонаха поздравил сам патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

    Белые и чёрные священники

    В Русской православной церкви существует две разновидности священства: белое и чёрное. Белые – это те служители церкви, которые не принимали монашеский постриг, а чёрные – это священнослужители в монашестве. По некоторым данным, существует традиция, когда выпускникам семинарий, перед тем, как стать священниками предлагается либо жениться, либо стать монахом. Из числа иеромонахов выбирают всё высшее духовенство Русской православной церкви.
    Иеромонахи – это явление, которое получило широкое распространение лишь в двадцатом столетии. У древних христиан монахов, которые носили священный сан, не было. Если не считать обязанностей служителя церкви, то жизнь иеромонаха ничем не отличается от жизни обыкновенного монаха. Он проживает в монастыре, носит монашеское облачение.

    Главные занятия иеромонахов и монахов вообще – это труд и молитва. Обитатели монастырей обязаны трудом добывать себе всё необходимое для существования.

    Белое духовенство – это женатое духовенство. Черное – это монахи в священническом сане. Существует три иерархических ступени священства и в каждой из них своя иерархия: дьякон, священник, епископ. Дьяконом и священником может быть как женатый священник, так и монах. Епископ же может стать только монах.

    Таинство Священства совершается, только когда кандидат возводится на очередную из трех ступеней. Что же касается иерархии званий внутри этих ступеней, то они в древности были связаны с особыми церковными послушаниями, а сейчас – с административной властью, особыми заслугами или просто сроком служения Церкви.

    I. Епископы (архиереи) – высший священный чин

    Архиепископ – наиболее заслуженный епископ

    Митрополит – епископ, руководитель митрополии

    Викарий – помощник другого епископа или его наместник

    Патриарх – главный епископ в Поместной Церкви

    II. Иереи – второй священный чин

    1) Иерей (священник; от греч. hieros – священный) / Пресвитер (от греч. presbyteros, буквально – старейшина).

    2) Протоиерей (первый священник) / Протопресвитер (первый старейшина).

    1) Иеромонах – монах в сане священника.

    2) Архимандрит – (от греч. аrсhоn – глава, старший и mаndrа – овчарня; буквально – старший над овчарней), то есть старший над монастырем. Словом “мандра” в Греции называли монастыри. В древности только настоятель одного из крупнейших монастырей (в современной Константинопольской и Элладской Церкви эта практика сохраняется, однако архимандритом может быть и сотрудник Патриархии, и помощник епископа).

    ! Игумен – (от греч. hеgumеnоs, буквально – идущий впереди, вождь, полководец), в настоящее время настоятель монастыря (им может быть и иеромонах, и архимандрит и епископ). До 2011 года в Русской Православной Церкви – заслуженный иеромонах. При оставлении должности настоятеля звание игумена сохраняется. Также это звание остается у получивших его ка награду до 2011 года и не являющихся настоятелями монастырей.

    III. Дьякон – низший священный чин

    1. дьякон
    2. протодьякон
    1. иеродьякон
    2. архидиакон

    Особняком стоят слова поп и протопоп. На Руси эти слова не имели никакого отрицательного смысла. Видимо, происходят они от греческого “паппас”, что означает “папочка”, “батюшка”. В русский язык это слово (ввиду его распространенности у западных славян) пришло, вероятно, из древневерхненемецкого: pfaffo – священник.

    Что касается обращений к священникам, то они существуют официальные и неофициальные. Неофициально священников и диаконов обычно называют отцами: “отец Георгий”, “отец Николай” и т. д. Или просто “батюшка”. В официальных случаях диакона называют – “Ваше Благоговение”, пресвитера – “Ваше Преподобие”, протопресвитера – “Ваше Высокопреподобие”.

    Обращаясь к епископу, говорят “Владыка” (Владыка Георгий, Владыка Николай). В Русской Православной Церкви при официальном обращении к епископу, его называют “Ваше Преосвященство”, архиепископа и митрополита “Ваше Высокопреосвященство”. К Патриарху всегда обращаются: “Ваше Святейшество”. Все эти обращения относятся не к личности человека, а к его служению.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: