Сильные молитвы за сына в армии святым угодникам

Какие молитвы читать за сына в армии

Мольбы родителей, а особенно мамы, отличаются сильным действием. Они способны не просто спасти от бедствий, но и укрепить здоровье, согреть ребенка, сколько бы лет ему не было. Искренняя и усердная материнская молитва за сына, который собирается начать службу в армии или уже служит, действительно может помочь ему уберечься от невзгод, неприятностей и трудностей.

Польза молитв для служащих в армии

Часто случается так, что дети сталкиваются с трудностями, которые оказывают сильное влияние на их жизнь. Одна из таких трудностей — служба в армии. Матери всегда хотят уберечь детей от невзгод, желают им спокойной, мирной жизни. Молитва за солдата в армии — один из способов, при помощи которого можно оградить его от зла и различных неприятностей.

Очень часто можно услышать различные армейские истории, которые заставляют родителей переживать за своего сына. Никто не знает, чем обернется служба для него. А мамы всегда хотят как-то помочь сыновьям, находящимся на службе, облегчить этот период. По этой причине большинство из них обращаются за помощью к небесным силам.

Есть много разных материнских молитвенных текстов за сына, который собирается или уже отбывает службу в армии. Каждый из них позволяет обратиться к разным святым или к Богу. Можно поочередно читать их все, но важно соблюдать некоторые рекомендации. Есть общие моменты, на которые стоит обратить внимание перед тем, как начинать молиться за сына — солдата или еще только призывника. Каждое обращение мамы к небесам предусматривает свои нюансы, которым тоже важно следовать, чтобы оно не утратило своей силы и оказало нужное воздействие.

Правила чтения молитв за служащего сына

Молитва матери за сына в армии может быть прочитана не только в церкви, но и дома. Лучше приходить в храм для обращения к святым: атмосфера более располагает к этому, она помогает быстрее удалить из головы ненужные помыслы, сосредоточиться, раскрыть свое сердце. Но это вовсе не значит, что дома читать молитвы о сыне, служащем в армии, нельзя. Просто возможно будет немного сложнее настроиться. Но перед тем, как начинать, посетить церковь все-таки необходимо.

  1. Сперва подать особую записку, в ней должно быть указано имя, за здравие парня, находящегося на службе.
  2. Можно заказать сорокоуст. Делайте это каждые 40 суток до самого окончания периода армейской службы. Такие вещи всегда обладают сильной мощью, лишними они точно не будут.
  3. Обязательно нужно поставить по одной свече перед иконами Матроны Московской, Иисуса Христа, Николая Угодника. В процессе важно не забывать все время креститься. Делать это нужно усердно и искренне, от всего сердца.

Для обращения к святым дома нужно приобрести в храме свечи. Все молитвенные тексты читаются в помещении, где вы остаетесь одни. Необходимо дома иметь те же иконы, возле образов которых были поставлены свечи в храме. Если вы будете обращаться к прочим святым, то лучше иметь их образы дома, но это не обязательно. При чтении каждого священного текста перед образом святого нужно поставить церковную свечу и зажечь ее на время чтения молитвы.

На время чтения молитвы обязательно нужно зажечь церковную свечу

Самые первые тексты, которые нужно прочитать, — это Псалом 90 и «Отче наш».

Текст 90 Псалма:

«Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое».

«Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого».

Лучше всего читать их по несколько раз. Далее обязательно нужно перекреститься и четко представить находящегося на службе сына, счастливого и здорового. Затем можно приступать к чтению других текстов. Наиболее действенными считаются обращения к Господу, Иоанну-воину, Николаю Чудотворцу, Матроне Московской, Георгию Победоносцу.

Если не знаете, какую из молитв выбрать, то лучше читайте все. Каждый из этих святых покровительствует не только служащим, но и детям, людям, которым нужна защита от чего-либо. К ним можно обращаться и просто за здравие детей.

После того как вы закончите читать молитвы за службу в армии своего ребенка, нужно:

  • еще раз перекреститься;
  • обязательно поблагодарить Бога за помощь;
  • потушить все свечи, которые при чтении священных текстов в следующий раз зажигают вновь, пока не догорят.
Читайте также:
Да воскреснет бог - молитва честному животворящему кресту Господню

Лучше всего обращаться к небесным силам несколько раз в день. Делайте это утром и вечером. С утра можно посещать церковь и просить святых о помощи. При чтении каждой из молитв о защите важно очистить голову от всех посторонних мыслей. Невероятно важна искренность каждого произнесенного молитвенного слова. В этот момент думайте только о сыне. Так молитва матери о сыне в армии приобретет еще большую силу.

Чтобы молитва мамы подействовала, важна ее искренняя вера в каждое произнесенное слово

Обращенная к Господу молитва

Одна из наиболее действенных молитв о защите ребенка — та, посредством которой можно обратиться к Господу Богу. Такая молитва для служащего в армии парня должна читаться несколько раз и только при спокойном сердце. Важно, чтобы этот процесс происходил без лишней суеты. После прочтения 90 Псалма и «Отче Наш» продолжать лучше всего этой молитвой, а уже после нее переходить к молитвам, обращенным к другим небесным силам.

Текст обращения к этой святой такой:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Защити моего сына от армейской опасности, поруганий и притеснения. Закали его дух в тяжелых условиях, и ниспошли силы для их преодоления. Прости меня за материнскую слабость и сохрани здоровье сына на долгие годы. Да будет так. Аминь».

Молитва Иоанну-воину

Святой Иоанн является покровителем всех воинов, в т.ч. и солдат, поэтому за сына, который проходит службу в армии, к нему тоже можно обратиться. В храме нужно приобрести икону с его образом и читать ему молитвы каждый день по 2 раза: один раз утром, а второй — вечером или перед сном. Лучше всего читать их после того, как был прочитан текст, обращенный к Господу, но она окажет довольно сильное влияние, даже если читать ее в отдельности, как и любую другую молитву. Самое главное — это наделять силой и искренностью своей души и сердца каждое молитвенное слово.

Перекреститесь, зажгите церковные свечи, и приступайте к чтению:

«Святой Иоанн-воин! Покровитель и защитник всех солдат и воинов на Земле. Спаси, сохрани, защити и помилуй раба Божьего (имя), сына моего – солдата. Отведи от него зло, зависть, жестокость, насилие, унижения, оскорбления, побои. Замкни уста, ослепи глаза всем, кто покушается на жизнь и здоровье раба Божьего (имя). Святой Иоанн-воин! Пошли силы и терпение, укрепи дух раба Божьего (имя) и помоги ему перенести все тяготы армейской жизни и вернуться домой живым, здоровым и невредимым. Отведи от раба Божьего (имя) болезни, несчастья и всех злых людей. Благодарю тебя, святой Иоанн-воин за то, что ты слышишь материнскую мольбу и помогаешь сыну моему, рабу Божьему (имя) – солдату. Благодарю тебя от всей души, от всего материнского сердца. Аминь».

Обращение к Николаю Чудотворцу

Молитву Николаю Чудотворцу нужно читать, находясь перед его образом, а также рядом с зажжённой свечей. Во время чтения молитвы этому святому, достаточно важным является четкое представление своего сына, который служит, в этот момент счастливым и радостным. Завершением молитвы обязательно должно стать крестное знамение, которым необходимо осенить себя.

Зачем необходимо в момент чтения представлять свое чадо: это особый психологический прием, при помощи которого вы можете успокоиться сами и на мысленном уровне оградить его от опасностей своей родительской энергией. Это действительно может помочь усилить молитву, если у вас получится хорошо сконцентрироваться и сосредоточиться только на этой мысли, отметая все прочие.

Читайте такой текст каждый раз, когда вас начнут одолевать тревожные мысли, предчувствия. Перед началом зажгите свечи, осените себя крестным знамением, после чего читайте такой молитвенный текст:

«Чудотворец Николай, Защитник и Спаситель. Помоги сыну моему отслужить исправно и невредимым вернуться назад. Да будет воля твоя. Аминь».

Просьба о помощи Матроне Московской

Матрона — святая, молитвы которой всегда будут отличаться большей силой. Эта женщина была самой обычной, за исключением того, что ее лишили глаз. Она знала, как тяжело приходится людям, которые имеют какие-либо физические недостатки, в особенно хорошо она понимала тяжесть женской судьбы. У нее самой не было детей, но несмотря на это, она обладала уникальным даром — способностью помогать людям, которых настигли тяжелые ситуации. При жизни она помогала людям, вознося Господу молитвы о помощи в исцелении или решении материальных проблем, об избавлении людей от алкогольной или наркотической зависимости, молилась о людях, которые долго не могли завести ребенка.

За это она попала в списки святых после своей смерти. Сегодня люди все также обращаются к ней за помощью. Ей возносят молитвы о детях, о сыновьях по разным поводам. Один из них — служба в армии. Молитва о детях, служащих в армии, которая читается Матроне Московской, звучит следующим образом:

«Дорогой Господь Бог, я прихожу к Тебе во имя Сына Твоего Иисуса Христа, и прошу Тебя за сына своего (имя). Излечи его раны, помажь Своим драгоценным елеем, и дай в сердце сына моего (имя) Твой Божественный мир и Твою любовь, чтобы сердце его не ожесточилось, храни его в своей руке и веди по жизненным дорогам, уча и наставляя, как вести себя в сложных ситуациях, дай Твою Божественную мудрость и наполни сердце любовью к погибающему миру, храни от всякой губительной язвы, помажь его Своей драгоценной кровью. Я верю всем сердцем, что Ты всегда рядом и помогаешь преодолеть трудности. Благодарю, Отче, за Твою любовь и милость. Аминь».

Вы должны полностью сконцентрироваться и верить в то, что у вас получится благодаря этой молитве облегчить своему сыну службу в армии. Такие нехитрые действия являются подтверждением тому, что материнская любовь вместе с верой во Всевышнего смогут совершить чудо.

Читайте также:
Грехи на исповеди: перечень для мужчин, рекомендации

Молитва Георгию Победоносцу

Святой Георгий Победоносец является одним из главных заступников всех парней и мужчин, которые начинают службу в армии.

Православная молитва за сына в армии, которая читается Георгию Победоносцу, должна поизноситься каждый день. Лучше всего читать ее по утрам. После того, как зажигаются церковные свечи, перекреститесь и приступайте к чтению такого текста:

«Святой великий Георгие Победоносче, живущий на небесах! Вершишь ты Господню волю, защищая воинство от лютой напасти. Так защити же и раба Господнего (имя) от злого умысла и действия, от хвори и напасти. Укрепи его мужество, душу и тело для несения ратной службы. Пусть Господь бережет раба своего ныне и на веки вечные. Аминь».

Молитвы за сына в армии

Когда сын отправляется в армию, кроме гордости за собственного ребенка, у матери в душе поселяется тревога, ведь ее родное чадо находится вдали от дома, в незнакомой и довольно суровой обстановке. Помочь ему найти свое место на службе, обрести новых друзей, стать сильным духом и телом поможет молитва за сына в армии.

  1. Молитва Господу
  2. Молитва Николаю Чудотворцу за сына в армии
  3. Молитва Пресвятой Богородице
  4. Молитва Архангелу Михаилу
  5. Молитва Иоанну воину
  6. Как правильно молиться

Молитва Господу

Обращаясь к Господу нашему, мать вкладывает в свои слова всю силу своей любви к родному чаду и веру в Бога и в то, что она будет услышана, а ее просьбы – выполнены. Слова молитвы матери о сыне в армии направлены на заступничество, милость и помощь Божию.

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери услы́ши мя́, недостойного раба́ Твоего́ (и́мя). Го́споди, в милостивой вла́сти Твое́й ча́да мои́ (имена́), поми́луй и спаси́ и́х, и́мени Твоего́ ра́ди. Го́споди, прости́ и́м все́ согреше́ния вольные и невольные, совершенные и́ми пред Тобо́ю. Го́споди, наста́ви и́х на и́стинный пу́ть Твои́х за́поведей и ра́зум просвети́ све́том Твои́м, во спасе́ние души́ и исцеле́ние те́ла. Го́споди, благослови́ и́х на ка́ждом ме́сте Твоего́ влады́чества. Го́споди, сохрани́ и́х си́лою Честного и Животворящего Креста́ Твоего́, под кро́вом Твои́м святы́м, от летящей пули, стре́лы, меча́, огня́, от смертоносной ра́ны, водного потопле́ния и напрасной сме́рти. Го́споди, огради́ и́х от вся́ких ви́димых и неви́димых враго́в, от вся́кой беды́, зо́л, несча́стий, преда́тельства и пле́на. Го́споди, исцели́ и́х от вся́кой боле́зни и ра́ны, от вся́кой скве́рны, и облегчи́ и́х душе́вные страда́ния. Го́споди, да́руй и́м благода́ть Ду́ха Твоего́ Свята́го на мно́гие го́ды жи́зни, здра́вие и целому́дрие во вся́ком благоче́стии и любви́, в ми́ре и единоду́шии с окружающими и́х начальствующими, бли́жними и дальними людьми́. Го́споди, умно́жь и укрепи́ и́х умственные спосо́бности и теле́сные си́лы, здра́вы и благополучны возврати́ и́х в роди́тельский до́м. Всеблаги́й Го́споди, да́руй мне́, недосто́йному и гре́шному рабу́ Твоему́ (и́мя), роди́тельское благослове́ние на ча́д мои́х (имена́) в настоя́щее вре́мя у́тра (дня́, ве́чера, но́чи), и́бо Ца́рство Твое́ ве́чно, всеси́льно и всемогущественно. Ами́нь.

Молитва Николаю Чудотворцу за сына в армии

Среди святых, к которым обращается мать за помощью и заступничеством своего сына, находящегося в армии, особое место занимает Николай Чудотворец. Слова молитвы будут услышаны, когда они произносятся от чистого сердца и с добрыми намерениями.

Чудотворец Святой Николай, Божий Угодник.Обращаюсь я к тебе с материнской мольбой о том, чтобы ты помог моему сыну успешно преодолеть все тяготы армейские и в скором времени вернуться в добром здравии домой. Прошу тебя в тяжелые минуты избавить моего сына от уныния, а мне помоги избавиться от излишнего волнения. Аминь.

Молитва Пресвятой Богородице

Кто лучше поймет тревоги и печали матери? Конечно, мать. Именно поэтому многие из тех, чьи дети проходят службу в армии, обращают слова сильной молитвы перед иконой Пресвятой Богородицы. Все самые сокровенные мысли и пожелания, касающиеся родного чада, адресуются Богородице. При этом стоит помнить, что нельзя просить наказания человеку, который осложняет жизнь и службу сына, нельзя посылать проклятия в его адрес. Наоборот, нужно попросить прощения за грехи, направив основные мысли и просьбы на защиту своего ребенка.

К Богородице обращаются по разным поводам, в том числе – в случае болезни детей. Если сын заболел, будучи в армии, обращение к Божьей Матери будет эффективным и результативным.

О Пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим моих чад (имена), всех отроков, отроковиц и младенцев, крещеных и безымянных и во чреве матери носимых. Укрой их ризою Твоего материнства, соблюди их в страхе Божием и в послушании родителям, умоли Господа моего и Сына Твоего, да дарует им полезное ко спасению их. Вручаю их Материнскому смотрению Твоему, яко Ты еси Божественный Покров рабам Твоим. Матерь Божия, введи меня во образ Твоего небеснаго материнства. Уврачуй душевные и телесные раны чад моих (имена), моими грехами нанесенные. Вручаю дитя мое всецело Господу моему Иисусу Христу и Твоему, Пречистая, небесному покровительству. Аминь.

Молитва Архангелу Михаилу

С просьбами о легкой службе, удаче во всех делах можно обращаться с молитвой матери о сыне служащем в армии, к Архангелу Михаилу. Она является сильным оберегом от сложностей армейской жизни, помогает укрепить дух не только молодого бойца, но и его матери.

О Господи Боже Великий, Царю Безначальный, пошли, Господи Архангела Твоего Михаила на помощь рабу твоему (имя) изъяти мя от враг моих видимых и невидимых! О Господень Архангел Михаиле, излей миро влагостыни на раба своего (имя). О Господень Михаиле Архангеле, демонов сокрушителю! Запрети всем врагам, Борющимся со мною, сотвори их яко овцы и сокруши их, яко прах пред лицем ветра. О Господень великий Михаиле Архангеле, шестикрылатый первый княже и воеводе невесных сил, Херувим и Серафим! О Господень угодный Михаиле Архангеле! Буди ми помощь во всем: в обидах, в скорбях, в печалех, в пустынях, на распутиях, на реках и на морях тихое пристанище! Избави, Михаиле Архангеле, от всякия прелести диавольския, егда услышиши мя, грешнаго раба своего (имя), молящегося тебе и призывающего имя твое святое, ускори на помощь мою, и услыши молитву мою, о Великий Архангеле Михаиле! Поведи вся противящиеся мне силою честнаго животворящего креста Господня, молитвами Пресвятые Богородицы и Святых Апостол, и Святаго Николая Чудотворца, Святаго Андрея Юродивого и Святаго Пророка Божия Илии, и Святых великомученик Никиты и Евстафия, Преподобных Отец всех святителей и мученик и всех святых небесных сил. Аминь.

Молитва Иоанну воину

Надежной защитой сыну, который проходит службу в армии, будет молитва, адресованная Святому Иоанну воину. Он покровительствует всем, кто проходит службу, помогает в решении проблем с армейским начальством, укрепляет волю и дух служащего.

О, му́чениче Христо́в, Иоа́нне во́ине! Хра́брый еси́ во бра́нех, и враго́м прогони́тель, и оби́димым засту́пник, всем правосла́вным христиа́ном. О, вели́кий засту́пниче и уго́дниче Христо́в, Иоа́нне вои́нственниче! Поми́луй нас, гре́шных и недосто́йных, и заступи́ в беда́х и в ско́рбех, и в печа́лех и во вся́кой злой напа́сти, и от вся́каго зла́го и оби́дящаго челове́ка, тебе́ бо дана́ бысть такова́я благода́ть от Бо́га, е́же моли́тися за ны, гре́шныя, в беда́х и напа́стех зле стра́ждущия. Изба́ви у́бо нас от оби́дящих и ненави́дящих, бу́ди нам побо́рник кре́пок на вся ви́димыя и неви́димыя враги́ на́ша. О, вели́кий побо́рниче, Иоа́нне во́ине! Не забу́ди нас, всегда́ моля́щихся тебе́, прося́щих по́мощи и неоску́дныя ми́лости твоея́, и сподо́би нас, гре́шных и недосто́йных, получи́ти от Бо́га неизрече́нная блага́я, я́же угото́ва лю́бящим Его́. Я́ко подоба́ет Ему́ вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Как правильно молиться

Обращаться с просьбами за сыновей, проводящих воинскую службу, можно и к другим святым: Георгию Победоносцу, Александру Невскому, святой Матроне Московской и другим. Главное при обращении к ним – чистые помыслы и горячая вера в то, что слова молитвы обязательно будут услышаны, а помощь и поддержка будет получена.

Читайте также:
Как вернуть любимого человека после расставания молитвами

Обращаться за покровительством и помощью можно в храме перед иконами, а если такой возможности нет – молиться дома, поставив перед собой иконку святого. Однако слова, идущие от самого сердца и согретые теплом ее души, достигнут Высших сил, даже если к ним обращаются без стоящих рядом икон. Важно понимать, что лики святых помогают, но не заменяют внутреннюю силу материнской молитвы. Желательно молиться за сына утром и вечером ежедневно.

Рождество Твое, Христе Боже наш. Главные молитвы Рождества: перевод и текст

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

Тропарь Рождества

Главный гимн Рождества в Православной Церкви – это тропарь Праздника, который датируют IV веком. Его поют во время рождественского богослужения и еще несколько дней спустя – вплоть до 13 января. Во время рождественской службы он исполняется несколько раз, и хору подпевает весь храм.

Этот гимн говорит о познании Бога человеком. Пути к этому познанию могут быть разными – в том числе через научное исследование звезд, как это произошло с волхвами. А именование Христа «Солнцем правды» указывает на Спасителя как на Источник жизни и света, чистоты и праведности:

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся. Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

Русский перевод:

Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо через него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!

Кондак Рождества

В рождественские дни в храме исполняется особый кондак, гимн – «Дева днесь Пресущественнаго раждает». Он был написан святым Романом Сладкопевцем в начале VI века. Как гласит предание, святой Роман в юности не имел музыкального слуха и певческого голоса, за что подвергался насмешкам собратьев по церковному хору. Но однажды во время рождественского богослужения он обратился к Пресвятой Богородице со слезами и молитвой, чтобы научиться петь. После молитвы он задремал и видел во сне Божию Матерь. А когда Роман проснулся, то вышел на середину храма, чего никто от него не ожидал, и стал вдохновенно петь сочиненный им гимн «Дева днесь». До сих пор эта молитва считается одной из вершин церковной поэзии:

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит;Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.

Русский перевод:

Дева в сей день Сверхсущественного рождает, и земля пещеру Неприступному приносит; Ангелы с пастухами славословят, волхвы же со звездою путешествуют, ибо ради нас родилось Дитя младое, Предвечный Бог.

Рождественские стихиры

В православном богослужении уже во время Рождественского поста исполняются специальные песнопения – стихиры, которые напоминают о приближающемся празднике. Вот пример одной такой стихиры – из Всенощной службы под память святителя Николая (19 декабря):

Вертепе благоукрасися, Агница бо грядет чревоносящи Христа: ясли же подимите словом разрешившаго от безсловеснаго деяния нас земнородных. Пастырие свиряюще свидетельствуйте чудеси страшному: и волсви от Персиды, злато и ливан и смирну царю принесите, яко явися Господь из Девы Матере. Емуже и приникши рабски Мати поклонися, и привещаше к держимому на объятиих Ея: како всеялся еси во Мне, или како прозябл еси во Мне, избавителю Мой и Боже?

Русский перевод:

Читайте также:
Старовер - в чём его отличия от православного и старообрядца

Благоукрашайся, пещера, ибо Агница (то есть овечка, кроткое, смиренное животное, с которым принято сравнивать покорных Богу людей; в данном случае Агница – это Дева Мария, Та, Которая родит Христа) грядет, нося во утробе Христа. Ясли же, поднимите словом освободившего от бессмысленных деяний нас, земнородных. Пастухи, на свирелях играющие, свидетельствуйте о чуде устрашающем; и волхвы из Персии, золото, ладан и смирну царю принесите, ибо явился Господь от Девы Матери. И пред Ним, смиренно припав, сама Мать поклонилась, обращаясь к Тому, кто был в Ее объятьях: «Как Ты был зачат во Мне? Или как возрос во Мне, избавитель Мой и Боже?»

В ходе Всенощного бдения самого праздника Рождества Христова читается отрывок из Евангелия, после которого поется самая известная рождественская стихира:

Слава в Вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем седящаго присно со Отцем, днесь Ангели Младенца, рожденнаго боголепно, славословят: слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.

Русский перевод:

Слава в вышних Богу и на земле мир! В этот день принимает Вифлеем Сидящего вечно с Отцом. В этот день Ангелы рожденного Младенца как Бога славословят: «Слава в вышних Богу и на земле мир, среди людей благоволение!»

Послушать тропарь:

anchiktigra

СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги.

Автор: Аня Скляр, кандидат философских наук, психолог.

Ночь перед Рождеством. Традиции и каноны. Рождественский сочельник.

У народов Европы дни рождественских торжеств совпадали с двенадцатидневным циклом языческих празднеств, посвященных зимнему солнцестоянию, знаменовавшему начало новой жизни и обновление природы (сатурналий у романских народов, зимние святки – у русских, коляда – у украинцев и т.д.). Поэтому в разных странах праздник Рождества впитывал в себя многие обряды и обычаи этих празднеств. К ним относятся колядки – костюмированные шествия со звездой и песнопениями, вечерняя трапеза в сочельник, состоящая из 12 постных блюд. Украина

В Украине празднование Рождества начинается на Свят вечер – 6 января. Вечерняя трапеза накануне Рождества сопровождается многими традициями и обрядами. Накануне Рождества церковь предписывала строгий пост – целый предрождественский день верующим нельзя было есть и пить. Ужин на Свят вечер был для них первой трапезой в этот день – им и заканчивался 40-дневный предрождественский пост. За стол можно было садиться с появлением на небе первой звезды, в память о Вифлеемской звезде, возвестившей пастухам о рождении Христа.

Главными блюдами на украинский Святой вечер являются «кутя – пшеничная или рисовая каша с медом, маком и изюмом, и узвар – компот из сухофруктов. Всего на столе в Свят вечер должно быть 12 постных блюд, среди которых в старину готовили постный борщ с грибами, горох, капустник, рыбные блюда, вареники с капустой, кашу гречневую, голубцы с рисом, постные блины, грибы, пироги.

В первый день Рождества – 7 января, в гости почти не ходили. Только женатые дети (с невесткой или зятем) должны были посетить после обеда своих родителей, говорили, что везут «деду ужин». Издавна в Украине на Рождество колядовали – пели колядки. Колядки – величальные обрядовые песни зимнего цикла – популярны и в современной Украине.

Также среди молодежи распространены рождественские гадания. В Украине считается, что именно в «святые» дни можно наиболее точно предсказать будущее. Поэтому девушки пользуются моментом и стараются предугадать свою судьбу.

В Беларуси , как и в Украине, православное Рождество отмечается как государственный праздник. Рождественский сочельник или Навечерие Рождества Христова отмечают 6 января. Название «сочельник» происходит от особой пищи, предписываемой на этот день церковным уставом – сочива: размоченных и разваренных зерен пшеницы или риса, чаще с медом, а также бобов, гороха и овощей.

Согласно традиции, ужин в сочельник щедрый, но постный, состоящий из 12 блюд в честь двенадцати апостолов. В этот день по приходу из храма после утреннего богослужения верующие воздерживаются от принятия пищи до появления на небе первой звезды, которая символизирует звезду, взошедшую над Вифлеемом в момент рождения Христа.

В ночь с 6 на 7 января в православных храмах совершаются рождественские богослужения. Традиционно с дохристианских времени в Беларуси 6-7 января – Первая Коляда – конец шестидневного поста, начало праздничных дней и вечеров. Этот праздник всем известен под названием «Большая кутья», который отмечался в честь зимнего солнцестояния (24 декабря по старому стилю).

Вторая кутья (Щедрая или Богатая Кутья) отмечалась через неделю в предвестие Нового года 31 декабря по старому стилю. Третья Кутья завершала праздники Коляды 6-го января по старому стилю. Россия

Похоже празднование Рождества и в России . Рожеству предшествует Сочельник. По монастырскому уставу в этот день полагалось на трапезе вкушать только сочиво – вареную пшеницу (или рис) с медом. От этого блюда и происходит название праздника.

В день накануне Рождества пищу и питье нельзя было употреблять до первой звезды. Как только звезда появлялась на небе, начинался предпраздничный ужин. Стол застилали чистой скатертью, ели в торжественном и строгом молчании. По давней традиции на рождественском столе должно быть непременно 12 блюд.

На Святки в России испокон веков было принято рядиться, устраивать веселые игры, ходить по домам, будить спящих, поздравлять всех встречных с поворотом солнца на лето, а позже, после принятия христианства, с Рождеством, шутить, петь песни. Заканчивались колядки всеобщей потехой, катанием с горок, общим пиром.

Читайте также:
Молитва Символ веры: текст с ударениями, слушать аудио

В Армении Рождество празднуют 6 января, в этот же день отмечают и Крещение Христово. Подготовка к Рождеству начинается вечером 5 января, когда служится Литургия Сочельника. В этот день верующие зажигают свечу в церкви и несут ее домой, для освещения дома и подготовки к празднику Рождества Христова. На следующий день, 6 января, утром служится рождественская литургия. Далее осуществляют праздник крещения Христа с церемонией освящения воды.

Традиционно на Рождество в Армении на стол подаются рисовый плов с изюмом, рыба и красное вино.

В Грузии на Рождество верующие совершают крестный ход «Алило» в соответствии с традицией, имеющей многовековую историю. Главными действующими лицами праздничного шествия являются «несущие благую весть». Они одеты в белые одежды и песнопениями оповещают всех прохожих о рождении Спасителя.

В Сербии и Черногории Рождественский сочельник, 6 января, называется в «Баднидан». Среди религиозных праздников он занимает почетное второе место после Пасхи, а вот среди семейных праздников Рождество для сербов на первом месте. Рождество Христово в Черногории (так называемый Божич) – праздник родителей и детей.

В этот день до восхода солнца глава семьи и его старший сын выстрелом из ружья перед домом объявляют о походе в лес за «бадняком». Бадняк – это полено срубленного молодого дуба, которое должна обязательно иметь во время рождественских праздников в своем доме каждая сербская семья. Полено выбирается такого размера и веса, чтобы глава семьи сам, на своих плечах смог принести его в дом. По традиции, оно должно гореть в семейном очаге в течение всех трех дней праздника.

Оставшиеся в доме члены семьи на рассвете разжигают огонь и начинают жарить на вертеле специально откармливавшегося к Рождеству поросенка – «печеницу», женщины готовят рождественский пирог, торты и другие блюда.

В ночь перед Рождеством ужин должен быть постным. На рассвете звонят колокола храмов, люди надевают праздничную одежду и идут в церковь на Рождественскую литургию. После службы в дом берется просфора. Все приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», а в ответ слышат: «Воистину родился!» Это приветствие соблюдается вплоть до праздника Богоявления (19 января).

Все члены семьи в ожидании рождественского обеда угощаются горячей ракией и сухими фруктами. Затем хозяин выносит на стол печеницу. Печеница должна принести в дом здоровье и благополучие. Из блюд к столу подаются квашеная капуста, тушенная капуста с копченым свиным мясом, пирог с каймаком, «пребранац» – вареная фасоль с растительным маслом и луком и т. д.

Кульминация празднования Рождества – преломление «погачи» – домашнего рождественского плоского пирога из пресного теста. Хозяйка утром замешивает тесто для пирога и кладет в него золотую или серебряную монетку.

Хозяин отрезает левую часть печеницы, достает из нее сердце и раздает его по кусочкам всем членам семьи, которые сразу его поедают. Перед началом обеда хозяин дома зажигает свечу, которая стоит на столе, или кадило и обносит ими иконы и всех присутствующих, а ребятишки обносят кадило по всему дому. Затем все поют праздничный тропарь или «Отче наш».

После приходит время разламывать погачу. Ее сначала вертят по кругу, затем делают надрез в виде креста и в полученный разрез наливают вино, только после этого она разламывается. Каждый получает по куску пирога, и тот, в чьем куске оказалась монетка, будет, как считается, счастлив целый год.

В городах, где нет открытых очагов, печей и бадняка, на рынках и на улицах продаются перед праздником небольшие «букеты» из дубовых веток, обвязанные пучком соломы.

В Албании заметный процент населения в стране исповедует православный тип христианства, поэтому Рождество отмечается достаточно широко. Присутствуют все характерные для праздника атрибуты – елка, подарки, застолья. Праздник отмечается 7 января.

Греческое Рождество (Кристоугенна) также впитало в себя популярные суеверия и народные поверья. В канун Рождества распространены колядки. Греческие детишки идут от дома к дому и поют песни, возвещающие приход Спасителя.

Рождество в Греции отмечается в кругу семьи, главная часть праздника – обильный стол. По православной традиции празднику Рождества предшествует пост продолжительностью несколько недель.

Греция – одна из немногих стран, где существуют свои зловредные рождественские духи. По поверью, калликанцарос, зловредные эльфы с неприятной внешностью, в течение 12 дней после Рождества приносят в дом хаос. Защиту от духов дарует горящий ладан или небольшое подношение. Также во многих семьях небольшой деревянный крест украшают базиликом и окунают в плоскую чашу с водой. По поверью, вода становится святой после этой процедуры, и тогда ее разбрызгивают по углам дома, чтобы отпугнуть злых духов.

Святки (7-19 января). Что за дни такие? Святки всегда являлись основным зимним праздником на Руси. В Святки, все 12 дней, никто не брался ни за какую работу, боясь несчастья. Традиционно Святки делились на две части – “святые вечера” (от Рождества до Васильева вечера 7-14 января) и “страшные вечера” (с ночи под Новый год и до Крещения Господня 14-19 января).
Ночь перед Рождеством. Разгул нечисти. Именно в ночь перед Рождеством, по народным поверьям, господствуют две силы: добра и зла. К какой человек примыкал, та и творила с ним чудеса.
Видео Счастливого Рождества!
Ночь перед Рождеством. Лучшие рождественские истории. Нет ни одного более радостного праздника, чем Рождество, когда любой человек ожидает, что в его жизни тоже произойдет чудо, сбудутся самые невероятные мечты! Праздника, подарившего людям надежду и спасение! Тема Рождества не осталась без внимания в русской литературе, и сложилась целая традиция рождественских и святочных рассказов. Это рассказы, которые хорошо читать в январский зимний вечер, укрывшись теплым одеялом и заварив чашечку горячего шоколада. Прекрасно вдохновляет перед Рождеством и настраивает на Особый Рождественский Дух. Душевные рассказы :)

Читайте также:
Сильные молитвы Иоанну Воину о защите и возвращении вещей

Навече ́ рие Рождества Христова (Рождественский сочельник)

Историческое содержание

  • “Возсия мирови свет разума” (Заметки в Сочельник о некоторых традициях)В. Кутковой
  • Навечерие праздника Рождества Христова и его богослужебные особенностисхиархим. Иоанн (Маслов)

Ка­нун празд­ни­ка Рож­де­ства Хри­сто­ва – 24 де­каб­ря – на­зы­ва­ет­ся Навече́рием празд­ни­ка. Обы­чай со­вер­шать На­ве­че­рие пе­ред празд­ни­ком Рож­де­ства Хри­сто­ва, несо­мнен­но, древ­ний. Это вид­но из то­го, что уже в IV ве­ке бы­ло опре­де­ле­но, как празд­но­вать На­ве­че­рие, ес­ли оно слу­чит­ся в день вос­крес­ный (Фе­о­фил Алек­сан­дрий­ский, прав. 1).

Ес­ли На­ве­че­рие слу­чит­ся в сед­мич­ный день, кро­ме суб­бо­ты и вос­кре­се­ния, то в этот день утром со­вер­ша­ют­ся Ве­ли­кие (или Цар­ские) ча­сы и за­тем ве­чер­ня с ли­тур­ги­ей свя­то­го Ва­си­лия Ве­ли­ко­го.

Как пра­виль­но про­ве­сти Рож­де­ствен­ский со­чель­ник?

Протоиерей Дионисий Свечников

6 января – Навечерие Рождества Христова или Рождественский сочельник – последний и особый день Рождественского поста. Особенность сочельника проявляется как в постной традиции, так и в богослужебной.

Какое богослужение совершается в Рождественский сочельник?

Богослужебными особенностями сочельника, если он не выпадает на субботний или воскресный день, являются чтение Царских часов, восьми паремий на вечерне, и соединение вечерни с литургией. Царские часы совершаются трижды в году: в навечерии, т. е. накануне, Рождества Христова и Богоявления, или Просвещения, и в Великую пятницу. Они называются «царскими» потому, что в древней Византии обычно совершались в присутствии царя и оканчивались многолетием царю (и патриарху). Царские часы, сохраняя структуру обычного прочтения часов, имеют особенность – дополняются стихирами, паремиями, прокимнами, а также чтением апостольских посланий и Евангелия. Вслед за чтением часов и изобразительных начинается вечерня. Так сложилось, что в современной практике вечерня совершается не вечером или во второй половине дня, а утром, соединяясь с литургией. На вечерне читаются восемь (вместо трех обычных) паремий, раскрывающих суть праздника Рождества. Бывает литургия свт. Василия Великого. После окончания литургии на середине храма, перед иконой Рождества Христова, совершается славление – поются тропарь и кондак, особые торжественные песнопения, посвященные празднику.

Как поститься в сочельник?

Существует обычай не вкушать пищи до появления на небосклоне первой звезды, в память явления волхвам путеводной звезды. Однако, этот обычай никак не отражен в уставе, который предписывает в этот день строгий пост до окончания вечерни, когда на середину храма выносится свеча, символизирующая Вифлиемскую звезду. Вкушать пищу можно после окончания вечерни. Существует и традиционное блюдо, которое подают к столу в сочельник. Это сочиво (или коливо) – размоченные или вареные зерна пшеницы, ржи, овса или других злаков, с добавленным медом, сухофруктами. Как полагают, само название «сочельник» происходит от «сочиво». Однако, вкушение сочива не является обязательным, каждый может по мере сил и возможностей вкусить иную постную пищу.

Можно ли в этот день строго поститься, не вкушая вообще никакой пищи?

Церковь не требует от своих чад такого усердия. Тем более, что сочельник, хоть и не является праздничным днем, но имеет определенные атрибуты праздника, о которых было сказано выше – появление «звезды» на центре храма и славление – пение праздничных песнопений. Будет нелогичным причаститься за Божественной литургией, пропеть радостные рождественские песнопения и уйти домой поститься дальше. Физические силы необходимо подкрепить, поскольку предстоит еще и ночное Рождественское богослужение – всенощное бдение и литургия. А вот после этой службы уже можно вкушать праздничную скоромную пищу. И если не кушать до этого момента, то можно сильно перегрузить организм и вместо радости праздника получить проблемы с желудком или кишечником. Поэтому не стоит создавать свой устав, лучше следовать общепринятому.

Можно ли гадать в Рождественский сочельник?

Ни в сочельник, ни на Святках, ни в какое-либо другое время гадать нельзя! «Не ворожите и не гадайте» (Лев.19:26) – сказано в Священном Писании. Этот прямой запрет игнорируют те, кто занимается богопротивным делом в святые дни, думая, что это всего лишь народная забава. Гадание – это вовсе не забава, а обращение к злым духам за помощью. Последствия у такого занятия могут быть самые непредсказуемые, а цена за «открытое будущее» самая неожиданная. То, что преподносится как народная традиция, вроде сжигания чучела на масленицу, имеет языческие корни, а у язычества с верой в Бога нет ничего общего. Например, колядки – это народное творчество также имеет языческие корни и не имеет ничего общего с славлением Христа на Рождество. На Стоглавом Соборе (1551 г.) отмечалось: “В Навечерии Рождества Христова мужи и жены и дети в доме и по улицам отходя и водам глумы творят всякими играми и песньми сатанинскими и многими видами скаредными”. Колядовщики наряжались всякой нечистью, одевали языческие маски, ходили в таком виде по дворам и пели. Люди не пускали их в дом, старались откупиться на улице. А вот славильщиков, тех, кто прославлял Новорожденного Христа церковными гимнами и праздничными песнопениями, с радостью в дом пускали и угощали. Нынче же благообразные рождественские песнопения почему-то стали именовать колядками, ссылаясь на «народное творчество». Происходит подмена понятий – вроде бы песнопения христианские, рождественские, а обозначаются языческим понятием «колядки». Также и с гаданием – бесовское занятие, а гадать предлагается в сочельник и на Святки. Так незаметно лукавый проникает в самое святое и творит свои козни. Православным христианам должно держаться от этого подальше и вразумлять тех, кто по незнанию или неосторожности попадает в бесовские сети.

Читайте также:
Иерусалимская икона Божьей Матери - какой силой обладает

Почему рождественская Литургия служится ночью?

Этому есть две причины. Первая – это делается в воспоминание того, что Христос родился ночью. На ночном небе была явлена Вифлиемская звезда. Среди ночи ангелы явились пастухам и возвестили о рождении Богомладенца, Которому они пришли поклониться. И вторая причина – церковный богослужебный устав, который берет свое начало от уставов древних монастырей. Там богослужение в канун праздника совершалось ночью. Служба, которая начинается ночью и заканчивается к рассвету, представляющая их себя совмещение вечерни и утрени, именуется всенощным бдением. После всенощного бдения совершается Божественная литургия. В современной приходской практике, которая отлична от древней монастырской, всенощное бдение совершается с вечера, а Божественная литургия – утром. И лишь на некоторые праздники, один из которых – Рождество Христово, всенощное бдение и литургия совершаются ночью.

На какую службу лучше пойти: ночью или утром в сам день Рождества?

Если есть возможность пойти на ночное богослужение, то стоит сделать это. Ведь Рождество Христово бывает раз в году, а ночные службы можно посчитать по пальцам одной руки. Но если нет возможности попасть на ночную службу, то не стоит расстраиваться, утром во многих городских храмах совершается вторая, поздняя литургия. Однако, это возможно только на приходах где служит, как минимум, два священника. Православный священник имеет право совершать только одну литургию в сутки. Поэтому, если на приходе всего один священник, служба совершается ночью, и есть желание причаститься на праздник за праздничной литургией, то это можно сделать только на ночном богослужении. Есть приходы, в основном отдаленные и малочисленные, куда священник приезжает только на праздники и бывает это, как правило, утром. На таких приходах участие в праздничной службе возможно лишь по приезде священника.

Сколько длится евхаристический пост (пост перед Причастием), если причащаться ночью?

Литургический (евхаристический) пост, или пост перед причащением заключается в том, что с полуночи накануне перед причастием ничего не едят и не пьют, ибо принято приступать к Святой Чаше натощак. В дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество Христово) можно руководствоваться определением Св. Синода от 1968 года о посте накануне Литургии Преждеосвященных Даров, определённом не менее 6 часов. Для больных людей, чья болезнь требует особого режима питания и приема лекарств, а также беременных и кормящих женщин эта мера может быть изменена. Для младенцев и людей с острыми хроническими заболеваниями, требующими неопустительного приема пищи или лекарств, требования евхаристического поста могут вовсе не применяться. Все эти послабления лучше согласовать со священником заранее. Однако, если есть острая необходимость и не было возможности поговорить со священником заранее, стоит поступать так, как получается. Болезнь, прием лекарств и пищи в необходимое по состоянию здоровья время, не являются препятствием для участия в литургии и причащении Святых Христовых Тайн.

Живое Предание

Рождественские молитвы

Священник, лайф-коуч, филолог.

Мы должны знать, как и о чем мы молимся на рождественской службе. Священник Федор Людоговский дает обзор наиболее важных церковных молитв разных жанров. Переводы на русский язык, если не оговорено иное, принадлежат иеромонаху Амвросию (Тимроту) .

Ветхий Завет о Рождестве Христовом

Тексты из ветхозаветных книг звучат во время богослужения ежедневно. Чаще всего используется Псалтирь – книга, содержащая псалмы – молитвенные поэтические произведения, которые были написаны израильским царем Давидом и, возможно, другими авторами.

В канун Рождества Христова особое значение приобретают книги пророков, живших до пришествия Спасителю на землю. На вечерне , которая совершается накануне праздника, читаются паремии (фрагменты ветхозаветных книг), содержащие пророчества о Христе, о Его рождении от Девы. Здесь и книги, написанные, согласно церковному преданию, Моисеем, и книги других пророков – Михея, Исаии, Варуха и Даниила.

Первая из паремий – это самое начало самой первой книги Библии – Бытия . Здесь перед нами разворачивается повествование о сотворении Богом мира: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была невидима и не устроена, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». Далее в этом фрагменте еще довольно много говорится о воде. Тема воды возникает по той причине, что накануне самых больших праздников – Пасхи, Богоявления, Рождества Христова – в древней Церкви во время чтения паремий совершалось массовое крещение. Именно поэтому данная паремия из книги Бытия читается и в рождественский сочельник, и в крещенский, и в Великую субботу.

На великом повечерии торжественно звучат пророческие слова Исаии о Боге-Младенце:

Младенец родился нам, Сын, и дан нам.

И называется имя Его: Великого Совета Ангел.

Бог Крепкий, Властитель, Начальник мира.

Отец будущего века.

Рождественские стихиры

Это довольно древний жанр церковных песнопений. Одна стихира – это один абзац, одна строфа. На рождественской службе мы слышим стихиры разных авторов. Один из них – это святитель Герман, патриарх Константинопольский . Приведем ту его стихиру, с которой начинается рождественская вечерня:

Придите, возрадуемся о Господе,

изъясняя нынешнее Таинство:

разделявшая нас с Богом стена разрушена,

пламенный меч обращается вспять

и Херувимы отступают от древа жизни

и я приобщаюсь к блаженствам рая,

из которого был изгнан за ослушание.

Ибо неизменный Образ Отца

и Начертание вечности Его

облик раба принимает,

от не испытавшей брака Матери произойдя,

не потерпев при этом изменения.

Ибо Он остался, чем был – Богом истинным,

и принял на Себя то, чем не был,

человеком сделавшись по человеколюбию.

«Боже, рожденный от Девы, помилуй нас!»

Другой автор, имя которого хотелось бы назвать, – это не патриарх и даже не мужчина. Знаменитая стихира «Августу единоначальствующу на земли…», которая поется на великой вечерне во время входа, принадлежит перу Кассии – поэта, гимнографа, композитора, монахини и основательницы монастыря в Константинополе. Приведем полностью текст этой стихиры в русском переводе:

Читайте также:
Икона "Умиление" Серафимо-Дивеевская: значение, когда молятся

Когда Август стал единовластным на земле,

прекратилось многовластие среди людей;

и с Твоим вочеловечением от Девы чистой

идольское многобожие упразднилось.

Одному мирскому царству подчинились страны,

и в единое владычество Божества племена уверовали.

Переписаны были народы по указу Кесаря,

записались и мы, верные, во имя Божества –

Тебя, вочеловечившегося Бога нашего.

Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе!

Как видим, речь здесь идет о римском императоре Августе Октавиане, который в свое время положил конец междоусобной борьбе за власть и расширил границы империи. Христос родился в Иудее как раз во время правления Августа. И с Его рождением, по мысли Кассии, начался закат язычества и все народы стали поклоняться Единому Богу.

Рождественский тропарь

Тропарь – или, конкретнее, отпустительный тропарь – это одно из наиболее важных песнопений любого церковного праздника. Рождественский тропарь напоминает нам о событиях, описанных в Евангелии от Матфея: о пришествии Мессии и о мудрецах-звездочетах, пришедших с Востока поклониться новорожденному Младенцу. По-церковнославянски тропарь звучит следующим образом:

Рождество Твое, Христе Боже наш,

возсия мирови свет разума,

в нем бо звездам служащии

Тебе кланятися, Солнцу Правды,

и Тебе ведети с высоты востока.

Господи, слава Тебе.

А вот его русский перевод:

Рождество Твое, Христе Боже наш,

озарило мир светом знания,

ибо чрез него звездам служащие

звездою были научаемы

Тебе поклоняться, Солнцу правды,

и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило.

Господи, слава Тебе!

Приведем также перевод, выполненный в Свято-Филаретовском институте:

Рождество Твоё, Христе Боже наш,

озарило мир светом познания,

ибо тогда звёздам служащие

звездою были научены

поклоняться Тебе, Солнцу Правды,

и познавать Тебя, Зарю свыше, –

Господи, слава Тебе!

Тропарь Рождества Христова многократно звучит во время праздничного богослужения: на вечерне, повечерии, утрене, литургии, а также в течение нескольких дней, следующих за первым днем праздника.

Рождественские каноны

В состав одной из рождественских служб – утрени – входят два канона. Канон – это гимнографическое произведение, образованное восемью-девятью песнями, в каждой из которых обычно имеется по две-три и более поэтических строфы. Первая строфа в каноне называется ирмосом, прочие именуются тропарями. (Не следует путать тропари канона с отпустительным тропарем, о котором говорилось выше.)

Один из канонов на праздник Рождества Христова написан гимнографом сирийского происхождения по имени Мансур ибн Серджун ат-Таглиби. Он жил в VIII веке и в молодости служил при дворе дамасского халифа. Христианскому миру он известен как Иоанн Дамаскин .

Другой канон (в порядке пения – первый) был написан другом и свободным братом Иоанна – святителем Космой, епископом Маюмским .

Канон Космы Маюмского открывается радостными, ликующими словами ирмоса:

Христос рождается – славьте!

Христос с небес – встречайте!

Христос на земле – воспряньте!

Пой Господу, вся земля

и с веселием воспойте, люди,

ибо Он прославился!

Впрочем, эти слова написал не сам Косма – он лишь перефразировал и немного расширил то, что несколькими столетиями ранее было сказано святителем Григорием Богословом в одной из его проповедей.

Приведем также фрагмент канона Иоанна Дамаскина. Первый тропарь второй песни этого канона отсылает нас к Евангелию от Луки, где описывается явление ангелов Вифлеемским пастухам, которые затем отправились посмотреть на младенца Христа:

Хор свирельщиков поражался,

необыкновенным образом удостоившись

узреть то, что превыше ума:

от Невесты пречистой всеблаженное рождение

и полк бесплотных, воспевавших

без семени воплощающегося Царя-Христа.

Кондак

После шестой песни второго канона в тексте рождественской утрени находится песнопение, озаглавленное словом кондак, а вслед за ним – икос. О двух этих строфах следует сказать подробнее.

Эти кондак и икос не являются частью канона. Это – всё, что осталось в нынешней службе от очень интересного произведения еще одного сирийского автора – Романа Сладкопевца . Роман родился во второй половине V века, то есть он жил позже, чем Григорий Богослов, но заметно раньше Иоанна и Космы, Германа и Кассии. Он был автором многострофных гимнографических произведений, которые мы так и назывались – кондаки. То, что мы сейчас именуем этим словом, – это лишь вступительная строфа Романова песнопения. А то, что нынче называется икосом, – это первая из ряда многих строф, содержавшихся в кондаке.

Однострофный кондак (т. е. кондак в современном смысле слова) – это, наряду с отпустительным тропарем, одно из главных песнопений любого праздника. Приведем церковнославянский текст кондака и его русский перевод.

Дева днесь Пресущественнаго раждает,

и земля вертеп Неприступному приносит.

Ангели с пастырьми славословят,

волсви же со звездою путешествуют:

нас бо ради родися

Oтроча Младо, Превечный Бог.

Дева в сей день Сверхсущественного рождает,

и земля пещеру Неприступному приносит;

Ангелы с пастухами славословят,

волхвы же за звездою путешествуют,

ибо ради нас родилось

Дитя младое, предвечный Бог!

А теперь для сравнения дадим вступительную строфу (то есть нынешний кондак) и первые две строфы основной части кондака на Рождество Христово в русском переводе иеромонаха Иакова (Цветкова), в редакции священника Михаила Желтова:

С егодня Дева рождает Превысшего всякого существа, а земля приносит вертеп Неприступному; ангелы вместе с пастырями славословят, волхвы же со звездой путешествуют: ибо ради нас родился Юный Младенец, Предвечный Бог!

В ифеем открыл [нам] Эдем — придите, увидим; мы нашли наслаждение в скрытном [месте] — придите, получим райскую [радость] внутри пещеры: там явился Корень ненапоенный [влагой], произращающий прощение; там явился Кладезь неископанный, из которого прежде сильно желал пить Давид; там Дева, родившая Младенца, тотчас утолила жажду Адама и Давида. Посему придем к этому [месту], где родился Юный Младенец, Предвечный Бог!

Читайте также:
Описание волшебства иконы Корсунской Божьей Матери

О тец Матери по Своей воле соделался [Ее] Сыном, Спаситель детей ребенком возлежал в яслях. Узнав Его, Родившая говорит: «Скажи мне, Дитя, как Ты вселился в Меня и как образовался во Мне? Вижу тебя, утроба [Моя], и ужасаюсь – ибо и молоком питаю, и остаюсь не познавшей брака. И хотя вижу Тебя, [Дитя], в пеленках, [одновременно] созерцаю девство Свое запечатанным — ибо Ты сохранил его, соблаговолив родиться [от Меня, о], Юный Младенец, Предвечный Бог!»

Всего же в основной части Романова кондака содержится 24 строфы (икоса). При этом начальные буквы строф образуют акростих – фразу, которая в переводе с греческого значит «Гимн смиренного Романа».

Следует заметить вот еще что. Все строфы кондака заканчиваются одним и тем же выражением – «Юный Младенец, Предвечный Бог» (по-церковнославянски – «Отроча младо, Превечный Бог»). Это особенность всех древних многострофных кондаков. И не только кондаков, но также и акафистов – жанра, к рассмотрению которого мы сейчас переходим.

Рождественские акафисты

Кондаки Романа Сладкопевца написаны живо и ярко – но они, к сожалению, вышли из церковного уротребления. Каноны Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина богаты своим содержанием, они отсылают нас к образам и сюжетам Ветхого и Нового Завета; но надо признать, что всё это очень непросто для восприятия недостаточно подготовленного читателя и, тем более, слушателя.

Возможно, именно по этой причине с каждым столетием и десятилетием всё большее распространение получают акафисты.

Акафист – это тоже многострофное произведение, как и древний кондак и канон. Но акафист обычно проще по языку, он имеет более четкую и понятную структуру. Первый акафист – это был акафист Богородице – появился не позднее первой четверти VII века. Имя его автора нам неизвестно. Позже стали появляться и другие акафисты – десятки, сотни, теперь уже тысячи. Изначально акафисты (кроме самого первого) не предназначались для пения в храме. Тем не менее, акафист всё чаще становится частью церковного богослужения.

На праздник Рождества Христова имеется несколько акафистов. Три из них, наиболее известные в настоящее время, были написаны русскими архиереями XX века: епископом Тихоном (Тихомировым), архиепископом Никоном (Петиным) и митрополитом Никодимом (Руснаком). Приведем хотя бы по три строфы (из 25) каждого акафиста. Они, в общем и целом, написаны на церковнославянском языке, но этот язык достаточно понятен. Что касается русского перевода акафистов, то подобные опыты нам неизвестны.

Из акафиста епископа Тихона:

В озбранный и прежде век от Отца Рожденный, Спас мира и Царь веков, яко Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам. Сей ныне волею плоть приим от Девы и, яко разумное Солнце Правды, сущим во тьме и сени смертней седящим Боголепно возсия. Приидите, возрадуемся, зряще Бога во плоти, в Вифлееме нас ради пеленами повиваема, и с волхвы и пастырьми Сему покланяющеся, велегласно возопиим: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение.

А нгели древле у врат Эдема древу жизни отпадшаго Адама стрегуще, ныне же от веси Вифлеемския радость велию земнородным благовествуют, яже будет всем людем: яко родися Спас, Иже есть Христос Господь, в яслех безсловесных плотию младенствующе. Приидите, вернии, Матерь Спасову прославим, по Рождестве паки явльшуюся Деву, и со Ангелы и пастырьми песнь достойную в вертепе от Нея Рождшемуся воспоем:

Слава Тебе, Пребезначальное Слово, Бог сый, человек явивыйся;

слава Тебе, Боже Великий и Вечный, Своего Божества не отступльше, из боку Девичу воплотивыйся.

Слава Тебе, Сыне Божий – Сыне Девы, зрак раба приимшему;

слава Тебе, Слове Божий, Неизследиме, в юдоль нашего изгнания пришедшему.

Слава Тебе, Превечное Слово, истощанием странным от Девы миру возсиявый;

слава Тебе, Премудросте Божия и Сило, нас ради по нам обнищавый.

Слава Тебе, Невесты Пречистыя пребогатое Рождество, Егоже славы полны суть Небеса;

слава Тебе, возсиявшее Солнце Правды, Имже радости исполняется вся земля.

Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение.

В идевше Творец и Зиждитель всяческих гиблема человека, егоже рукама созда, милосердствуя о нем, приклонив небеса, на землю сниде, высотою Царствуяй Небес, землею содеяся, – Егоже Отце прежде век раждает, да падшее обновит человеческое естество. Его зряще Самаго и Человека и Бога, ликовствующе со всеми небесными и земными, хвалящими предивное Божие снисхождение, вопием Ему: Аллилуия.

Из акафиста митрополита Никодима:

И збравый от всех родов пречистейшую Ангел Деву; и от Нея родивыйся плотию, Христе Боже наш, благодарственная приносим Ти раби Твои, Владыко. Ты же, яко имеяй милосердие неизреченное, от всяких нас бед свободи, зовущих:

Иисусе, Сыне Божий воплотивыйся нас ради, слава Тебе.

А нгел множество собрася во Вифлееме, видети непостижное Рождество; и видевше своего Творца, во яслех яко младенца лежаща, удивишася! И страхом благоговеюще, Рождшагося и Рождшую боголепне почитаху, поюще таковая:

Слава Тебе, Сыне Божий, прежде век от Отца рожденный.

Слава Тебе, со Отцем и Духом вся сотворивый.

Слава Тебе, спасти погибшия пришедый.

Слава Тебе, даже до рабия зрака снизшедый.

Слава Тебе, взыскателю заблудших.

Слава Тебе, Спасителю погибших.

Слава Тебе, средостение вражды разрушившу.

Cлава Тебе, рай, преслушанием затворенный, паки отверзшу.

Слава Тебе, род человеческий неизреченно возлюбившу.

Cлава Тебе, на земли вертеп Небо явившу.

Слава Тебе, рождшую Тя Деву, Престол херувимский показавшу.

Читайте также:
Молитва Символ веры: текст с ударениями, слушать аудио

Иисусе, Сыне Божий, воплотивыйся нас ради, слава Тебе.

В идяще безплотнии Ангели своего Владыку, от чистыя Девы плоть приемша, ужасошася! И друг ко другу реша: преславное сие Таинство непостижимо нам является быти: обаче дивяшеся неизреченному Того снизхождению, со страхом пояху: Аллилуия.

Из акафиста архиепископа Никона:

Р ождейся от Девы, пение небесное приявый, приими из сокровищ духовных мною возносимое Тебе песнопение: Иисусе Богомладенче, спаси нас!

О т ангелов благовестие приемше, во град Вифлеем духовно вшедше и Младенца в яслех узревше, радостно воспоим Ему:

Иисусе, ангелов ликование;

Иисусе, сердца моего взыграние.

Иисусе, всего мира ожидание;

Иисусе, небесное сияние.

Иисусе Богомладенче, спаси нас!

Ж ивущим верою путь пастырие указуют, тем же с ними и мы ликовствуя, поем Рождшемуся: Аллилуия!

Акафист архиепископа Никона содержит русский фразовый акростих: «Рождество Христово духом пою».

Смотрите также:

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

  • Подписаться на Телеграм-канал
  • Подписаться в Яндекс Дзен

Молитва на Рождество

Рождество — один из самых главных 12 Православных праздников. Можно сказать САМЫЙ светлый и значимый праздник в Христианском мире. Ещё бы, ведь в этот день родился тот, кто отдал свою жизнь за людей, спасая человечество от неминуемой гибели грехопадения и которому поклоняются верующие люди на протяжении почти 2-х тысячелетий. Православные празднуют его 7 января, Католическая Церковь 25 декабря. Очень важны правильные молитвы в Рождество, которые способны приблизить воплощение всех чаянии человека.

В этот светлый и радостный день преображается природа, сама атмосфера пропитывается волшебством, сильнейшей энергией творения и созидания и люди способны своим душевным настроем влиться в это великое энергетическое пространство, внеся помыслами и потоками биения своих сердец усиление вибраций.

В это день принято воздать дань Славе и Благодарения не только Всевышнему, но его матери Пресвятой Богородице. Излить поток любви не только на Спасителя рода человеческого, но и на своих ближних. По преданию, в эту волшебную ночь вечер ангелы спускаются на землю и прислушиваются ко всем нашим мыслям. Считается, что любое желание, загаданное под Рождество Христово, сбудется. Надо только искренне верить в это всем сердцем. Отправляясь спать, помолясь, мысленно попросить у небесных сил исполнения своих чаяний и помощи в исполнении мечты.

Самым лучшим подарком конечно же явился ваш пост, душевное очищение, благие дела и мысли наши. А потому в этот праздничный день можно просить для себя исполнения ваших желаний, делайте это смело, с верой и настойчивостью и они обязательно будут исполнены.

Молитвы на Рождество Христово

Начинают готовиться к святому празднованию с вечера 6 января, который издавна называется сочельником (от названия слова “сочиво” – зерновая каша, кутья). Она же традиционно является главным блюдом на каждом праздничном столе, лучше есть его с первой звездой, хотя это не предписано церковным уставом.

Прежде всего в эти дни обращаются с просьбами с теми чаяниями кому чего не достаёт: кому здоровья, кому успеха, материального благосостояния — денег, кому- то важно заиметь семью. Все эти молитвы можно найти в соответствующих категориях моего сайта.

Рождественская молитва “Рождество Твое”

Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо чрез него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!

Выразить особую любовь к Господу нашему в великий праздник можно через эту молитву:

Молитва на Рождество о здоровье

Следующая молитва призвана укрепить здоровье, продлить жизнь и исцелить от недугов.

Владыко, Вседержителю, святый Царю, наказуяй и не умерщвляяй, утверждаяй низпадающия и возводяй низверженные, телесныя человеков скорби исправляяй, молимся Тебе, Боже наш, раба Твоего (имя рек) немоществующа посети милостию Твоею, прости ему всякое согрешение вольное и невольное. Ей, Господи, врачебную Твою силу с небесе низпосли, прикоснися телеси, угаси огневицу, укроти страсть и всякую немощь таящуюся, буди врач раба Твоего (имя рек), воздвигни его от одра болезненнаго и от ложа озлобления цела и всесовершенна, даруй его Церкви Твоей благоугождающа и творяща волю Твою. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Ещё одна рождественская молитва

О, Премилосердый Боже, Отче, Сыне и Святый Душе, в нераздельной Троице поклоняемый и славимый, призри благоутробно на раба Твоего (имя), болезнею одержимаго; отпусти ему вся согрешения его; подай ему исцеление от болезни; возрати ему здравие и силы телесныя; подай ему долгоденственное и благоденственное житие, мирные Твои и примирные благая, чтобы он вместе с нами приносил благодарные мольбы Тебе, Всещедрому Богу и Создателю моему. Пресвятая Богородица, всесильным заступлением Твоим помоги мне умолить Сына Твоего, Бога моего, об исцелении раба Божия (имя). Все святые и ангелы Господни, молите Бога о больном рабе Его (имя). Аминь.

Молитва на Рождество на помощь и защиту

Перепишите своей рукой слова молитв и как оберег носите с собой, в нужны моменты жизни, обращаясь к ним. Эта молитва — устанавливает связь с космическими потоками.

Послушайте и прочтите в видео ещё Рождественские молитвы:

С Рождеством вас, со светлым праздником, с высшей благодатью, дарованною тем, кто появился на свет сегодня.

Если вам интересны стихи и картины художников в Рождеству, найдете их по ссылке.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: