Славянская мифология: существа и духи в народных поверьях

Bestiary.us

Быстрый переход

  • Средневековые бестиарии Бестиарии практически составляли особый жанр в средневековой литературе, совмещавший в себе черты естественнонаучного сочинения, теологического трактата и художественных произведений, и рассказывающий нам о представлениях средневековой Европы о животных и чудовищных племенах.
  • Белорусский бестиарий Мифические существа, духи и демоны белорусского фольклора.
  • Бестиарий «Волчонка» Материалы портала посвящены мифологии сериала “Волчонок” (Teen Wolf), различным легендам и поверьям о вервольфах и других существах, встречаемых в сериале.
  • Unread
    • Latest Updates
    • Newest art
  • Encyclopedia
    • Alphabetical Index
    • Full list of articles
  • Gallery
    • Main gallery
    • Creatures galleries
    • Galleries by authors
    • Movie galleries
    • Games Galleries
    • Illustration geography
  • Library
    • Film collection
  • Tales and Legends
  • Hall of Fame
  • Forum
    • English speaking thread
  • Community
  • Calendar
  • Creatures Map
  • Непрочитанное
    • Последние обновления
    • Свежие статьи
    • Новые иллюстрации
  • Энциклопедия
    • Алфавитный указатель
    • Список статей
    • Культуро-географическая классификация существ
    • Классификация существ по ареалу обитания
  • Галерея
    • Общая галерея
    • Галереи существ
    • Галереи авторов
    • Галереи фильмов
    • Галереи игр
    • География иллюстраций
  • Сказки и легенды
  • Библиотека
    • Зал славы
    • Фильмотека
  • Сообщество
    • Сообщество ВКонтакте
    • Сообщество в Facebook
  • Порталы
    • Рождественский бестиарий
    • Белорусский бестиарий
    • Бестиарий «Ведьмака»
    • Бестиарий «Волчонка»
    • Городские легенды
    • Игра престолов
    • Мир Гарри Поттера
    • Мифы Ктулху
    • Сверхъестественное
    • Средиземье
    • Средневековые бестиарии
    • Японская мифология
  • Сервисы
    • Транслятор имен
    • Календарь
  • Карта
  • Форум

Русская мифология и фольклор

в славянской мифологии райская птица с женским ликом и сладостным голосом

в русских поверьях дух амбара

в восточнославянской мифологии мелкий бес, чертенок с утиными чертами и лысой как у татарчонка головой

в славянской мифологии и фольклоре живущая в лесу старуха-чародейка

у славян страшный старик, которым пугают детей

в русском фольклоре злая старуха, сходный с бабаем женский образ

в русской глубинке одна из страшилок для детей, бабай

по славянской мифологии дух бани, как правило, стоящей на отшибе

в современной русскоязычной среде, озорной домашний дух, которому приписывают действия, связанные с полтергейстом

в русском фольклоре фантастическое страшилище, которым пугают детей, бабай; таинственное существо в пустых постройках, в лесной глухомани

в восточно-славянском фольклоре лесной дух, который сбивает с дороги путников, заставляет их плутать по лесу, заводит в болото или чащу

таинственные природные явления или мифологические существа, наблюдаемые по ночам на болотах, полях и кладбищах

по русским поверьям большеголовый и неуклюжий дух леса, живущий в ягодных местах, норовящий обманом запрыгнуть на шею и голову петлей стянуть

по славянской мифологии сестра русалкам, живущая на болоте, в белоснежном цветке кувшинки с котел величиной

в славянском фольклоре персонаж, которым пугают непослушных детей; бука, бабай

в русском фольклоре страшилище, которым пугают детей, бабай; таинственное существо в лесу, в пустых постройках

в русском фольклоре сказочное страшилище, которым пугают детей, фантастическое существо в доме

в русском фольклоре одна из страшилок для детей, бабай, фантастическое существо вроде домового

в русском фольклоре мифическое существо в подполье дома; страшилище, которым пугают детей

в русском фольклоре нечистая сила неопределенного облика

в восточнославянских сказках чудовищное агрессивное лесное создание, которое убивает объединённая группа людей, животных и предметов

воспетый Гоголем персонаж восточнославянского фольклора, чей смертоносный взгляд скрыт под огромными веками

в славянском фольклоре персонаж, которым пугают непослушных детей, бабай, бука; также покойник, являющийся во сне

в славянской мифологии злой дух, воплощение стихий воды как отрицательного и опасного начала

в славянской мифологии оборотень, чeлoвeк, вынужденный принимать oблик вoлка

в русском фольклоре нечистый дух или черт; змей, который посещает женщин, превращаясь в красивого парня, отсутствующего мужа

в русском фольклоре злой дух, который стрелой мчится по проезжим дорогам за душой умирающего грешника

в русском фольклоре нечистая сила, которой пугают детей; возможно, она сходна с букой

в русском фольклоре (точнее, в пушкинской интерпретации фольклорных текстов) упырь

в поверьях Костромского края тоскующая, “ноющая” душа непогребенных костей

в русском фольклоре разновидность домового, дух, ведающий домашним хозяйством

в белорусской и русской мифологиях дух-хранитель гумна (места и/или помещения для сушки и обмолота зерна)

у славян дух-хранитель двора и хозяйственных построек

понятие народной демонологии, обозначающее различных лесных существ чудесной, “дивной” природы

у славян (а также в ряде других культур) дух-хранитель дома

в фольклоре Терского Берега Белого моря, «хозяин» моря и зверей, предсказывающий каким будет промысел

в русском фольклоре сказочный зверь, питающийся воздухом

в белорусской и русской мифологии проклятые колдуны, обреченные после смерти возвращаться упырями, вредить людям или друг другу

у русских Архангельской области персонаж, которым пугали детей перед Великим постом, персонификация поста

в фольклоре Вологодской области, существо, живущее в гороховом поле, в огороде, персонификация полуденного жара

в фольклоре Русского Севера, живущий в подовине у печки злой дух, который показывается в огненном сиянии

в белорусском фольклоре страшное пугало в облике бабы-жабы с железным крюком, живущее в полях и огородах и хватающее детей, которые без разрешения бегают за горохом

в приграничных с Беларусью районах России старуха-пугало с железными грудьми

персонаж славянской мифологии, нечистая сила, очень длинный и худой дух, бродящий ночью по улицам

по поверьям жителей Урала подземная кошка, охраняющая клады

в русских поверьях дух мертворожденного или умершего до крещения младенца, безрукий и безногий урод

в русском фольклоре разновидность домового, дух, который подшучивает над людьми

по славянской мифологии могучий подвид единорога, способный разгулявшись “всколдыбать” всю вселенную

некое фантастическое существо, неодно­кратно изображавшееся на русских лубочных картинках, речной ящер неясного происхождения

в славянской мифологии беспокойный домашний дух исключительно женского пола, жена или сестра домового

морское чудовище средневековых бестиариев

в поверьях русского севера водяной дух в обличье женщины с рыбьим хвостом, обитающий в реке Кице

согласно славянских поверий, дух, охраняющий клады

в славянской мифологии фантастическое существо, которым пугают детей

Читайте также:
Славянские имена: особенности выбора и примеры

в восточнославянской мифологии помощники ведьмы, колдуна или домового, накапливающие в себе достаток и приносящие его в дом

в русском фольклоре разновидность домового, “хозяин” колодца

в русских сказках маленькая горбатая лошадка со сверхъестественными способностями

персонаж русских волшебных сказок, обладающий волшебным усыпляющим голосом

в мифологии и фольклоре восточных славян злой колдун, омерзительный старик, обитающий в тридевятом царстве на краю света

по поверьям Урала и Пермского края маленький нечистый дух, чертик

в фольклоре жителей Вологодщины водяной чертенок

в русских поверьях дух в облике женщины, обитающий в углу (в куте) дома

согласно славянским поверьям: дух, превращающийся в пса и лаем охраняющий клады

по славянским поверьям дух, который слетает на землю падучей звездой и, принимая знакомый человеческий образ, вступает в связь со своими жертвами

в славянской мифологии дух леса

у восточных славян воплощение злой доли в образе одноглазой старухи

в русском фольклоре демонический персонаж, уродливая старуха, которая бродит по белому свету, разыскивая погубленного ею сына

в русском фольклоре привидение или дух

в ряде культур (как правило северных: скандинавы, финно-угры, балты, славяне) люди, превращающиеся в медведей, и наоборот

персонаж славянского фольклора, известный в русских и сербских сказках, получеловек-полумедведь

дух-хозяин мельницы в фольклоре жителей русского севера

в русском фольклоре домашний дух, оставляющий на полу мокрые следы

по славянской мифологии дух мшистых болот, самый маленький из лесных духов

в славянской мифологии чудесная птица с четырьмя ногами

в русском фольклоре зловредный женского пола дух бани

по славянской мифологии один из усадебных духов, охранитель хлебных запасов, живущий в овине

в фольклоре жителей русского севера, полевой дух в образе старухи, прибегающей погреться к кострам на выжигании старой травы при бороновании

по славянской мифологии демон-искуситель и дух-добытчик

дух, обитающий в речных и озерных омутах; водяной

в южносибирских поверьях фантастическое существо, “оплетающее” людей, чудовище, похожее на человека и питающееся его кровью

в фольклоре Беларуси и северо-запада России женский дух поля

ребенок нечистой силы (эльфов, русалок, леших, чертей и других), подброшенный вместо похищенного новорожденного

в славянской мифологии дух поля, маленький старичок с волосами и бородою из колосьев и травы

легендарный богатырь или чудовище-людоед, русский лубочный аналог кентавра

в славянской мифологии дух жаркого полудня, настигающий тех, кто вопреки народному обычаю работает в поле в полдень

духи полуночи; персонификация болезни и бессонницы

в поверьях Нижегородской губернии злой дух, живущий в полях, на земле

в русском фольклоре мелкий бесенок, живущий вблизи людей

в белорусском фольклоре подменыш, созданный колдуном или русалкой из полена или вырезанной из него куклы

зооморфные персонажи, имеющие человеческое тело и голову собаки либо волка, славянская интерпретация кинокефалов

в русском фольклоре нечистый дух в пустом доме; кикимора

в славянском фольклоре фантастическое существо (“зверь-женщина”), обитающее в ржаном поле или в коноплях; русалка

в славянской мифологии духи водоемов, в которых превращаются умершие девушки, утопленницы, некрещёные дети

по сказаниям русскоустьинцев, дух-хранитель тундры (от “сендуха” — русское диалектное название тундры)

древнерусское языческое божество, предположительно покровитель семян и корней, охранитель растительности, входившее в пантеон князя Владимира

в славянских мифах райская птица с ликом девичьим, песней своей погубить способная

злобное существо из локальной былички, записанной в деревне Верхополье Брянской области России

в русских поверьях суровый дух-хранитель степи

в русском фольклоре духи, караулящие сено на сенокосе

на Русском Севере и Поволжье колдунья-пережинщица

у литовских русинов опасный лесной божок, под видом тура или оленя с золотыми рогами или копытами заманивающий путников в лес или болото

в фольклоре русских жителях берегов реки Ояти покойник-ератник-упырь, встающий по ночам из могилы и пугающий беременных женщин

согласно распространенным в Архангельской губернии поверьям, подмененный лешим ребенок

в русском фольклоре чудесное существо, похожее на птицу, живущее в воде

в русском фольклоре лесные духи, эхом отзывающиеся на человеческий голос

в русском фольклоре чудесное существо, напоминающее большую рыбу, бегающую утром по росе

в славянском фольклоре маленький чертенок, помощник домового

огромная птица, поедающая людей и скот, обитавшая в окрестностях Семипалатинска

по сказаниям русскоустьинцев, мифическая народность, представители которой впадали в зимнюю спячку и умирали, если до весны ломалась сосулька из их соплей

в славянском фольклоре злые духи

в русском фольклоре чудесный народ белоглазых великанов, обитавших на севере

в поверьях Архангельской губернии нечистые духи, изгоняемые по окончании Святок

в русском фольклоре мелкие пакостные демоны, на Святки выходящие из проруби на свет

русский женский демонический персонаж, дух пустого дома, связанный с прядением и схожий с пустодомкой

Славянские духи рядом с человеком: кто живёт в доме

Как много существует славянских духов, и какие черты характеризуют этих мифических существ? Ответы на эти вопросы найдёт здесь каждый, кто интересуется мифологией северных славян. Легенды о духах – неотъемлемая часть культуры. Они главные персонажи сказок и былин. Кому-то о духах домашнего очага рассказывали деды. А кто-то знает о них не понаслышке. Домовой и Домаха, Люб, Клетник и Барабашка – кто они такие и чего от них стоит ожидать?

Домашние божества и духи у славян

Славяне всегда верили в духов! В хороших и плохих, злых и безобидных. На деле, домашних духов гораздо больше, чем многие привыкли думать. Всем хорошо известны такие духи домашнего очага, как Домовой и Домаха. А вот все ли знают, что у хозяина дома есть помощник – Клетник? Всего в доме может находиться с десяток духов. Кто-то из них главней, а кто-то почти незаметен и, тем не менее, выполняет свою важную задачу.

Еще больше интересной информации вы сможете узнать из книги «Люди и Духи».

Читайте также:
Богиня Мара в славянской мифологии

Добрые домашние духи

Задачей некоторых домашних духов является защита дома и его хозяев. Они всячески помогают людям и берегут их от потустороннего зла.

Домовой – самый главный в доме. Хранит дом, следит за порядком в нём и покровительствует другим домашним сущностям.

Домаха – жена Домового и хозяйка дома. Она оберегает семью, сохраняет очаг.

Люб – хранитель брачного ложа. Он присматривает за комнатой супругов и отгоняет злого Нелюба и прочую нечисть, которая может навредить отношениям мужа и жены.

Запечник – славянский дух очага, дух тепла. Он охраняет тепло и уют в доме. Живёт за печкой.

Клетник – живет в клети, кладовой. Он верный помощник Домового, которому отведена роль хранителя вещей и ценностей.

Славянские духи-шалуны

Есть у славян духи не злые, но иногда очень даже пакостливые. Это персонажи славянской мифологии, которые вреда причинить не должны, но своими мелкими шалостями могут здорово напугать.

Жировик – обитает на кухне. Он не злой, но ему б только блинчик стянуть, да тарелку немытую лизнуть. Ночью шумит посудой и крадёт со стола.

Кикимора – скрюченная старушонка. Может появляться в местах захоронения неупокоенных душ. Пугающее, но почти безобидное существо. По ночам прядёт, если хозяйка не убрала нити и веретёна, да всё только портит пряжу.

Мокруха – по ночам прядёт шерсть. Обнаружить сложно. Разве что можно увидеть мокрые следы присутствия в доме.

Барабашка – мелкий, шкодливый, шумит по ночам и днём. Живёт в домах, где часто скандалят или происходит что-то неладное. Барабашка приходит, когда худо, и уходит, если лад в доме восстановился.

— Как же так, деда! Ты сам ведь Большак в нашей семье, без тебя порядка не будет. Так и среди Духов Домовых. Запечник-то точно обрадуется без Большака духова. Норов у парня огненный, так и смотри, чтобы делов не наделал. Жировик без присмотра всю печь закапает, скажет, что так и было, потом оттирать себе дороже. Кутиха матушке прясть не даст, нитки напутает, а Кикимора домашняя только поможет пряжу запутать, им это в радость.

Из книги Ольги Бояновой «Люди и Духи».

По-настоящему злые и опасные славянские духи

Есть и злые духи в славянской мифологии. Например, Букачка – живёт там, где ссоры. Разжигает скандалы, распаляет ревность.

Злыдни – это мелкие пакостники, которые на первый взгляд в доме незаметны. Но некоторые происшествия (битая посуда, воспламенение, пропажа вещей) могут быть действительно их работой.

Полуночница – вредный обитатель Нави, что крадёт сны у младенцев. Это представитель нечисти, который мешает детям спать, всячески пугает, отвлекает от сна.

Пустодомка – злая Кикимора, которая живёт в заброшенном доме. Она может недобро влиять на человеческую судьбу.

Коли есть опасение, что завелась в доме какая мелкая нечисть, следует жилище очистить от худа.

Подробнее о славянской мифологии:

Образы славянских духов из мрамора

Славянская мифология: существа и духи в народных поверьях

Природа в воображении славян не была безликой и пустой. Каждый ее уголок был населен фантастическими таинственными существами. Пытливый ум не оставлял без внимания ни одного явления, стремился проникнуть в самые отдаленные точки мироздания и дать всему увиденному свою оценку. По мере освоения мира славяне заселяли его духами, бесами, лешими, чертями. Они воспринимались реально существующими, каждому из них человек определил место обитания, обязанности и забавы. В воде поселил берегинь, русалок, водяных; в лесу – Бабу Ягу, лешего, вовкуна; в доме и вокруг него – домового, кикимору, банника, чертей, овинника, упырей; в поле – полевика. Вокруг самого человека жили и поджидали его Доля, Недоля, Горе, Злосчастие, Беда, а у порога караулили Карачун, Навья, Смерть. Природа виделась людям огромной родовитой общиной, населенной существами человеческого типа, находящимися с ними в тех или иных родственных отношениях.

Персонажами низшей мифологии являются различные духи природы (домовые, полевые, водяные, лесные и т.д.), не имеющие божественного статуса. Верования наших предков в повсеместную населенность природы разными духами приводили к тому, что в повседневной жизни человек зависел от них больше, чем от богов высшей мифологии. Связь персонажей низшей мифологии с бытовой магией способствовала сохранению представлений о них, после принятия христианства перешедших в разряд суеверий. Кроме того, они стали главными персонажами многих сказок и быличек, составив бесчисленный сонм “нечистой силы”.

IV.1 Домовой и другие домашние духи

Следы низшей мифологии сохранились в народных верованиях. Поверья о домовом как покровителе дома распространены и сейчас в русской деревне. Наиболее распространенные названия домовогохозяин, хозяинушко, дедко, дедушка; в некоторых местах его зовут иносказательно: доброхот, доброжил, жировик, лизун, суседко, сысой, батанушка, скотный, кормилец, постен, карнаухий, некошный, другая половина, или просто – он, сам, тот-то. Так называли его у великорусов. Белорусские названия – хатник, господарь; украинские – хатный дидко, домовык, домовой, дидко. Сходные поверья о духах дома известны у западных славян и многих других народов. Образ домового довольно устойчиво сохраняется у русских и белорусов, у украинцев он сильно побледнел и утратил свою определенность и значение в верованиях (см.Приложение2).

Считалось, что домовой находился в каждом доме. Домовой, как описывает В.И.Даль, – дух-хранитель и обидчик дома. Он стучит и возится по ночам, проказит. Душит ради шутки сонного, гладит мохнатой рукой. Он особенно хозяйничает на конюшне, заплетает любимой лошади гриву в колтун, а нелюбимую вгоняет в мыло, разбивает параличом, даже протаскивает в подворотню. Местонахождение домового указывают по-разному: под печкой и за печкой, под порогом, в подполье, на чердаке, в чулане, в печной трубе, на полатях, в углу; по ночам он навещает конюшню и хлев, за пределы дома или усадьбы не выходит. За печь надо было бросать мусор, чтобы домовой не перевелся.

Читайте также:
Сварожий Круг: славянский Зодиак и его характеристика

Домовой покровительствует рачительным, трудолюбивым хозяевам, которые его уважают и умеют ему угодить. Ленивых и беспутных хозяев, которые не оказывают ему почтения, домовой не любит и может довести до разорения. Чаще всего милость или немилость домового проявляется в его отношении к скоту, особенно к лошадям. У каждого домового есть любимая масть лошади: один любит гнедых, другой – чалых и т.п. В этом случае домовой ухаживает за ней, заплетает ей ночью гриву; если же лошадь нелюбимой масти, то домовой замучает ее или заставит хозяина переменить лошадь.

Рассердившийся на что-либо домовой вымещает свой гнев не только на лошадях. Он не дает хозяину покоя, возится за печкой, ночью наваливается на спящих и душит их. Согласно другим поверьям, эти проделки домового вызваны не гневом, а желанием пошутить. Умилостивить домового можно было, оставляя ему хлеб и соль, иногда горшок каши, табак. В.И.Даль отмечал обычай закармливать на Ефрема Сирина (28 января) домового, давая ему каши на загнетке. Жертвы домовому (немного еды) приносили в хлев.

Домового стараются умилостивить заговорами: “Суседушко, домоседушко, раб к тебе идет, низко голову несет; не томи его напрасно, а заведи с ним приятство; покажись ему в своем облике, заведи с ним дружбу да сослужи ему легку службу”.

Верили в то, что домовой может предсказать счастливые и несчастливые события. Он предупреждает о них разными звуками, плачем, оханьем, стонами (к горю), песнями, прыжками (к радости), чаще же – прикосновением к ночной темноте: если прикоснется домовой мохнатой или теплой своей лапой, – это к добру, если голой или холодной, – не к добру. Он может ответить и просто человеческим голосом.

При переезде в новый дом надлежало совершить обычные обряды, чтобы уговорить домового переехать вместе с хозяевами. Считали, что без необходимого приглашения он не пойдет, так как очень привыкает к старому жилью. Для перевода домового на новое жилье применялись разные способы: его переносили в горшке с углями, на хлебной лопате, в мешке, заманивали горшком каши, сопровождая этот обряд приглашениями: “Милости просим, дедушка, к нам на новое жилье”, “Домовой, домовой, пошли домой”, или “Кланяюсь тебе, хозяин батюшка, и прошу пожаловать в новые хоромы” или “Кормильчик, приходи в новый дом хлеба здесь кушать и молодых хозяев слушать”.

Считалось, что домовой вообще невидим и обнаруживает себя лишь звуками. В.И.Даль записал поверье, согласно которому домового можно увидеть в ночь на Светлое воскресенье в хлеву; он космат, но более этой приметы нельзя упомнить ничего, он отшибает память. Домовой может показаться кому-нибудь из домашних и по своей воле , предупреждая их о беде.

Домовой представлялся человеком на одно лицо с хозяином дома или небольшим стариком с лицом, покрытым шерстью. Крестьяне различных областей России по-разному описывали домового. Во Владимирской губернии домовой одет в свитку, всегда носит большую лохматую шапку, волосы на голове и бороде у него длинные. В Пензенской губернии это был маленький старичок, словно обрубок или кряж, но с большой седой бородой. Домовой Орловской губернии – здоровый, как медведь, на голове шапка. Во многих местах рассказывают, что домовой имеет вид умершего хозяина дома, а иногда живого; хозяин спит, например, в избе, а его в то же время видят в конюшне среди лошадей. По поверьям, домовой мог превращаться в кошку, собаку, корову, иногда змею, крысу или лягушку( см. Приложение 2: Д.ВВеневитинов, А.С.Пушкин ).

Сущность и происхождение образа домового обычно связывают с культом предков. Домовой – дух-покровитель семьи. Вяч. Вас. Иванов и В.Н.Топоров пишут о связи духа дома со “скотьим богом” Велесом. Они считают, что некоторые обряды, относящиеся к домовому, раньше были связаны с Велесом, а с исчезновением его культа были перенесены на домового.

По мнению А.Н.Афанасьева, вера в домового тесно связана с языческим поклонением огню и культом умерших предков. Такая связь обусловила удивительную крепость веры в домового. Славянин-язычник, обожествляя силу света и тепла как условие всякой жизни, естественно, должен был перенести поклонение этой силе в домашнюю сферу, в круг семьи. Огонь необходим в домашнем очаге для тепла и приготовления пищи. Сначала, считает А.Н.Афанасьев, наши предки поклонялись самому очагу, но потом пришли новые верования, – они олицетворялись в пластическом и наглядном образе домового. Об этом свидетельствуют сохранившиеся обряды.

Столь широкое распространение веры в домового в народе нашло отражение в художественной литературе. Домовому посвятили свои стихотворения А.С.Пушкин, Д.В.Веневитинов и другие поэты. В повести М.Горького “Детство” дано описание обращения к домовому в связи с переездом в новую квартиру: “Когда переезжали на квартиру, бабушка взяла старый лапоть на длинном оборе, закинула его в подпечник и, присев на корточки, начала вызывать домового: “Домовик-родовик, вот тебе сани, поезжай-ка с нами на новое место, на иное счастье. “

От домового как главного хранителя дома и хозяйства отдифференцировались в народных поверьях другие духи – покровители отдельных частей крестьянского двора-усадьбы: запечник, подпечник, клецник, дворовой, гуменный (гуменник), сарайчик (или сараяшник), конюшник, овинник (или подовинник), рижный хозяин, банник (или баенник), кикимора. Эти духи отмечены главным образом в поверьях северных великороссов, хозяйственные постройки которых были сложны и разнообразны.

Местопребывание и сущность дворового, банника, овинника, полевика и других сходных духов легко определяются из названия. Дворовой – фигура очень близкая к домовому. Главное его занятие – уход за скотом. Дворовому иногда приписывается недобрый нрав сравнительно с домовым. Домовой обычно доброжелателен к человеку, дворовый обычно недоброжелателен к домашним животным, которых он мучает (исключение составляют собака и козел). В народе существовало поверье, что дворового можно увидеть на Пасху (как и домового). Кто хочет видеть дворового, должен первый получить от священника по окончании заутрени на Св. Пасху красное яичко и взять из церкви свечку, с которой стоял у заутрени; затем ночью, до петухов, взяв в одну руку зажженную свечу, а в другую красное яйцо, должен стать перед отворенной дверью хлева и сказать: “Дядя дворовой, приходи ко мне не зелен, как дубравный лист, не синь, как речной вал, приходи таким, каков я, я тебе христово яичко дам”. Дворовой выйдет, внешне уподобившись произносившему заклятие.

Читайте также:
Симаргл (Семаргл) - Бог славян

Банник (его еще называют баянник, банный байник, баинник) известен только на Севере. Банника нужно было благодарить при выходе из бани словами: “Спасибо те, байнушка, на парной байничке”. Это проказливый, опасный, злой дух. Считалось, что в бане нельзя стучать и говорить громко, иначе байнушка рассердится и напугает; нельзя мыться в бане в третий пар, “третий пар” оставляется для самого банника. Четвертого пара все боятся: в эту пору моются черти, лешие, овинники, русалки. Сунется неосторожно человек, – “он” накинется, начнет бросаться горячими камнями, плескаться кипятком, может совсем запарить, а все будут думать, что просто угорел человек. Пар выживает банника из его бани временно, а в нетопленной бане он живет всегда. Банник не любит родильниц (как известно, на Руси роды принимали в бане), поэтому их нельзя было оставлять в бане одних. Баня издревле считается нечистым местом, а баннище и вовсе поганым .

Славянский хоррор: самые страшные существа мифов и легенд

Некогда забытый отечественный фольклор сегодня возрождается в литературе и кинематографе. На экраны уже вышло несколько фильмов о русалках, домовых и прочей нечисти, а в сюжеты романов проникли кикиморы, черти и лесные духи. И то ли еще будет! Мы решили вспомнить, кого боялись наши предки и их соседи.

А если вам некогда читать, то посмотрите короткое видео по теме этого материала.

Полудница и Нощница

Два женских демона-антагониста, персонифицированные выражения переломного времени суток как периода, опасного для человека. Как видно из имен, одна появлялась в середине дня, другая — в середине ночи.

Род деятельности. Полудница наказывает тех, кто работает в полдень. Нарушителю может отрезать голову, а беременных женщин и детей, вышедших в поле, замучить до смерти. Оставленного без присмотра младенца обязательно заменит своим собственным.

Издевается над детьми и нощница, из-за которой, судя по поверьям, малыши не спят по ночам.

Внешность. Полудница и Нощница разные не только по времени появления, но и по внешности. Если первая появляется в образе красивой девушки или даже юноши в прозрачных одеждах (реже — косматой старухи), то вторая — в виде уродливой когтистой бабы в черном. Жители Польши представляли себе Нощницу как птицу или летучую мышь, а белорусам она казалась черным мохнатым червяком.

Способ защиты. Спасти от обоих демонов могут только заговоры и обереги. Охотиться бессмысленно, только проблем наживете.

Баба Яга

Фольклорно-сказочный персонаж, встречающийся у западных, южных и восточных славян. Несмотря на то, что в адаптированных сказках для детей Яга оказывается почти комическим героем, изначально — это демон, служащий проводником в мир мертвых. Отсюда и костяная нога, помогающая ей переходить в «тридевятое царство».

Род деятельности. Ворует детей и пытается зажарить их в печке или поджидает добрых молодцев в избушке на курьих ножках. Образ самой избушки связывают с домовинами, в которых хоронили умерших многие северные народы, — этим и объясняется то, что у Бабы Яги «нос в потолок, губы на притолоке висят». Часто персонаж выступает волшебным дарителем, но только после того, как герой пройдет испытание в ее избе. «Добры молодцы», приходящие к ней за помощью, проходят своеобразный обряд, который исследователи связывают с погребальным. Они парятся в бане (омовение умершего) и едят приготовленную Ягой стряпню (поминальная трапеза). Таким образом они временно умирают и перерождаются уже в другом качестве и с другими способностями.

Внешность. Как мы уже сказали, главным атрибутом Бабы Яги является костяная нога. Также известно, что это горбатая старуха с большим крючковатым носом, вечно растрепанная и не подпоясанная (верх неприличия!). На лубочных картинках она изображается в зеленом платье, лаптях и брюках.

Способ защиты. Его нет! Единственный совет — не соваться на опушку темного леса и бежать сломя голову от избушки на курьих ножках.

Стржига

От лат. strix, др.-греч. στρίξ, στρίγξ «сова-вампир»), мужской эквивалент strzigůń (стржигун) — персонаж силезских, хорватских, сербских, а также молдавских и румынских мифов.

В одних регионах — это демон, в которого превращаются повешенные (чаще такое существо называется стригоем), в других — стржигами рождаются. Известны случаи, когда за них принимали младенцев, появившихся на свет с прорезавшимися зубами.

Род деятельности. Обычно стржиги пили кровь, но, если были не очень голодны, могли просто наслать на людей кошмары. Считалось, что после собственной смерти они морили всю семью, а также вставали из гроба и убивали односельчан. Укушенный стржигой человек превращался в такого же демона.

Внешность. Согласно некоторым легендам эти существа были рыжими и голубоглазыми. По другой версии, они могли принимать любую внешность. В албанской мифологии, куда проникла история о стржигах или стригоях, подобную нечисть вообще сложно выследить, так как визуально она ничем не отличалась от остальных. У стржиг два сердца и две души, одна из которых остается в теле после смерти.

Способ защиты. Самый популярный и, видимо, действенный метод — вбить осиновый или дубовый кол в сердце, но иногда в Румынии находят могилы с железными кольями. Вычислить могилы стржиг довольно просто: надо провести по кладбищу лошадь и там, где она встанет и откажется идти вперед, вы обязательно найдете стржигу.

Читайте также:
Сварог - Верховный Бог в славянском пантеоне

Лихо (одноглазое)

Воплощение зла и всех бед, которые только могут свалиться на голову человека. Образ этого демона восходит к мифу о циклопах.

Внешность. Лихо имеет общий корень со словом «лишение». У разных народов изображается с физическими недостатками. Самый распространенный вариант Лиха — одноглазое, но есть однорукие и одноногие персонажи. Этимология имени также включает в себя значения «остаточный», «лишний», и в связи с этим Лихо могло оказаться с лишними пальцами или лишними зубами. Считалось, что люди, родившиеся с такими недостатками, приносят несчастье.

Род деятельности. Этот демон может выступать и как плотоядное жестокое существо, готовое сожрать незваного гостя, и как злой дух, привлекающий беды, просто находясь рядом. Лихо несло ответственность и за падеж скота, и за внезапную смерть хозяина, и за пожары.

Способ защиты. В случае, если Лихо — это глуповатый злой великан, то все советы даны в мифе об Одиссее и Полифеме, а также в русской сказке, удивительно похожей на греческую легенду. Но если это бестелесный демон, то, по поверьям наших предков, помочь могли только амулеты, привлекающие удачу и отпугивающие сглаз.

Водяные русалки и мавки

Мифологические существа, когда-то бывшие людьми, но умершие не своей смертью. Водными русалками (есть еще лесные и полевые) часто именуют девушек-утопленниц, а мавками становятся некрещеные младенцы и дети, проклятые своими матерями.

Род деятельности. Сказка о русалочке, созданная Хансом Кристианом Андерсеном, навсегда закрепила за этими существами славу несчастных страдалиц. Но в фольклоре русалки вовсе не были такими милыми и добросердечными. Это же относится и к смертельно опасным мавкам. Считалось, что русалки заманивали и топили в водоемах молодых мужчин, могли защекотать путника до смерти или же забросать камнями и шишками. Девушек русалки на дух не переносили и прогоняли их из леса. Мавки же нападали на всех незащищенных людей, мстя за свою раннюю смерть, и воровали младенцев.

Внешность. Часто русалки и мавки выглядят как молодые девушки. В северных регионах речные русалки могут быть с рыбьим хвостом. Мавки иногда похожи на детей, впрочем, детские персонажи-демоны в фольклоре редкость, так что они, видимо, вырастали, но не старились.

Способ защиты. Было несколько способов избавиться от русалки. Самый действенный из них — не снимать нательный крестик. Но если это не помогало, то на помощь приходили заговоры. Один из них записан этнографом Павлом Шейном:

«Водяница, лесовица, шальная девица! Отвяжись, откатись, в моем дворе не кажись; тебе тут не век жить, а неделю быть. Ступай в реку глубокую, на осину высокую. Осина трясись, водяница уймись. Я закон принимал, златой крест цаловал; мне с тобой не водиться, не кумиться. Ступай в бор, в чащу, к лесному хозяину, он тебя ждал, на мху постелюшку слал, муравой устилал, в изголовьице колоду клал; с ним тебе спать, а меня крещенного тебе не видать»

Славянские мифологические существа. Часть первая (от А до Д)

Славянские мифологические существа были важной частью для славян. Они гармонично вписывались в жизнь славян.

Содержание:

Авось

Обитает обычно у ленивых и нерасторопных людей. Победить его можно усердием и трудолюбием.

Алконост

Райская птица бога Хорса, является популярным славянским мифологическим существом. Она обитала в Ирии, славянском рае. Алконост в представлении славян была похожа на юную деву. Считалась отменной волшебницей и отлично справлялась с управлением погодой.

Амбарник

Положительный дух. Охранял хлеб и муку от грызунов и от нечистой силы.

Анчутка

Бес Анчутка по легендам более напоминает чертенка.

Встретить его можно близ водоемов. Анчутка живет в небольших озерцах, неглубоких речушках и болотах.

В языческом контексте «анчутка» сильно напоминает литовское выражение «маленький утенок» — «anciute».

Умел передвигаться по воздуху и воде.

Обычно Анчуткой старухи пугали своих внуков, приговаривая: «Э-э-э, пострел, не бесись. А-то Анчутка в болото утянет. ».

В унисон этому пошло поверье, согласно которому на Руси издавна запрещалось болтать ногами во время еды.

Славяне верили, что стоит только начать болтать ногами без особой надобности, как тут же на колени прыгнет Анчутка.

Анцыбал (Анцыбул, Анчибал или же Анчибил)

Болотный черт Анцыбал по поверьям Орловской и Курской губерний топил в болотах всех, кто забредал туда без всякой надобности. Особенно, когда сгущались сумерки. И даже крепкий человек не мог противостоять Анцыбалу…

Дух леса, любил завести путника в глубокую чащу. Отзывается эхом со всех сторон, чем сбивает с толку потерявшегося человека.

Ахоха

Это существо очень пугливое, обитает в гороховом стручке.

Бабай

Уродливым стариком Бабаем до сих пор пугают маленьких детей. А в стародавние времена пугали и не только чад несмышленых, но и вполне зрелых мужей.

Ежели взглянуть на слово «бабай» с точки зрения языковеда, то станет очевидной схожесть со словом «баба». В переводе с тюркского — именно старик. Бабай в древней славянской мифологии — существо, не имеющее какого-нибудь запоминающегося внешнего облика.

Но горе будет тому, кто ввечеру вдруг услышит стук палки Бабая оземь. Ну, а ежели сдуру угораздит узреть и самого старика, то наступит немедленная и очень мучительная смерть.

Баба-Яга

В ранних славянских мифах являлась волшебницей и помощницей. Но со временем превратилась в отрицательного персонажа. Одна нога у нее костяная. Живет в избушке на курьих ножках. Передвигается по воздуху в ступе. Похищает детей.

Балбешка

Некий аналог Пиноккио. Это выструганный из дерева мальчик. Особенность его в том, что пока с ним играют-он игрушка. А как перестают, он превращается в живого мальчика.

Читайте также:
Касикандриэра - жена Люцифера, роковая красотка, внешность

Славянские существа банники

Бани на Руси считались священным местом. В ней можно было не только отвести дух от трудовых или ратных будней, но и в полную меру набраться сил.

Встреча с банником не судила ничего хорошего. Иногда даже кое-кто, повстречавшийся с Банником, погибал. Потеря сознания в бане — это только минимум того, на что способен этот коварный демон.

А противостоять Баннику могли, пожалуй, лишь Домовой или Овинник. Это тоже духи, но очень уж положительных качеств, надо сказать.

Для задабpивания Банника нужно было оставлять в бане хороший парок. Положить на лавку отменный веник и, конечно, налить полную лоханку холодной колодезной воды. Банник это все очень сильно любил. А потому нередко и помогал людям. Вернее, тем, кого скручивали сильные недомогания или особо тяжкие болезни. Стоило только положить смертельно больного человека в баню, как он вдруг совсем скоро уже вставал на ноги.

Барабашки

Барабашки в славянской мифологии — не очень приятные домашние духи. Обычно они крадут какие-нибудь вещи, стучат посудой, палят, а иногда просто надоедают. В целом это хулиганистые существа.

Баранец

Баранец на Руси называли гневным живым растением. Росло оно, по поверьям, где-то в районе Волги.

Бахарь

Это сказитель, который завораживал слушателей своей речью. Также он напускал необычные видения.

Бедовик

Согласно славянским легендам — страшный горбатый карлик. Прикосновение к нему насылало на человека беды. Его начинали преследовать злобные существа.

Бесы — злые духи, славянские существа, докучающие людям. Согласно поверьям, Бесы имеют крылья — потому и летают. Их тело покрыто толстой шерстью, а позади тащатся длинные хвосты.

Бесы умеют превращаться в людей на свой вкус. При любых случившихся неудачах славяне обычно говорили: «Бес попутал!».

Берендеи

Это человек, обернувшийся медведем. В мифах славян часто встречаются описания Берендеев и как людей, овладевших тайнами оборотничества.

Бирюк

Сказочный персонаж с телом человека и головой волка. Проживал в лесной чащобе.

Блазень

Призрак и наваждение. вызывает несуществующие видения у человека.

Бродница

В славянской мифологии Бродницы — охранительницы бродов. Особенно часто Бродницы спасали детей от утопления

Богатырь

Сказочный персонаж, защитник Руси. Обычно обладает гиперболистичной силой.

Боли-башка

Лесной дух, живущий на клюкве и бруснике. Его не стоит тревожить, иначе может завести глубоко в лес.

Болотник

Хозяин болот. Любит пугать путников и заманивать их в болото. Может создать видимость твердой поверхности, а по факту под ней болото.

Боровичок

Дух бора и рощи. Ему подчиняются старички-боровички, хозяева грибов.

Бродник

Хозяин бродов. Состоит во вражде с водяным и русалками.

Славяне им пугали детей. Сверхъестественные существа небольшого роста, живущие, как правило, под детскими кроватками. Очень злобные и кровожадные. Известны лишь случаи, когда Буку видели только дети. Взрослым людям эти демоны никогда не попадаются на глаза. Бука, как вампир, боится прямых солнечных лучей. Поэтому ходит только ночью. При любом удобном случае выскакивает из-под кровати и, схватив за ноги, волоком утаскивает детей в свое мрачное логово.

Букарка

Пугает детей во сне. Напускает страшные видения и плохие мысли. Единственный способ от него избавиться-это проснуться.

Вазила

Получеловек-полумедведь. Проживает в чаще, обладает необыкновенной силой.

Ведьма

Это колдуньи, которые умели накладывать заклятия. Обладают способностью летать на метле. Ещё могли летать на свиньях и козлах. Могли предвидеть будущее. Темные дела вершат ночью, до пения петухов.

Великан

Славянские предания сохранили память о могучих великанах. Так, богатырь Буря сражался с ветрами. Богатырь Горыня сдвигал с места горы. Дубыня вырывал дубы. А по усу богатыря Усыни люди передвигались словно по мосту!

Василиск

У Василиска была петушиная голова, жабьи глаза и крылья летучей мыши. Часто Василисков путали с
драконами. И все потому, что тело у этих сверхъестественных существ по строению действительно напоминает драконье. На свет Василиски появляются из яиц, снесенных ужасными жабами.
это существо можно при помощи зеркала. От его взгляда каменеет любое существо.

Верлиока

У славян это чудовище, по легендам, живущее в непроходимых лесах. Славяне верили, что Верлиока способна уничтожить почти все живое. Люди представляли себе Верлиоку высоким, одноглазым существом. На лице у нее густая щетина, при ходьбе опирается на клюку. Убить Верлиока могла любого, кто встретится ей на пути.

Вертун

Существо, которое могло так завертеть путника, что он не мог уже идти.

Весна-Весенница

Дочь Даждьбога и богини Живы. Она олицетворяла живые силы природы, вешние воды и цветение молодых побегов.

Ветряник

Дух обочины дороги. На путников насылает вихри и ветра.

Вешница сорока

Вешница сорока — птица-оборотень, злая предсказательница смерти, как полагали славяне.

Вий считался в славянской мифологии царем и полноправным владыкой подземного мира. Недаром же Чернобог за исключительные коварство и злобу ко всему живому назначил Вия главным надсмотрщиком в своей обители.

Легенды говорят, что глаза у этого славянского демона скрывали длинные веки. Образ Вия лучше всех живописал Николай Васильевич Гоголь. В «Вие» повествуется о житии Хомы Брута.

Водяницы

Водяницы — сверхъестественные существа женского пола. Обитают в реках, в озерах, в болотах и даже в давным-давно заброшенных колодцах. В славянском фольклоре — довольно забавные проказницы. Но дальше проказ у них обычно не доходило.

Водяной

Водяной — престарелый обитатель вод. Покровитель рыбаков, обычно с ним делились частью улова.

Помощниками Водяного были: сомы, карпы, лещи, ундины, русалки, утопленники.

Водяник

В образе щуки живет на мельничном колесе. Разрушает запруды, обитает в омутах.

Волкодлак

Волкодлаки популярные славянские существа. Считался грозным солдатом-оборотнем из армий таких славянских богов, как Велес и Ярило. Волкодлак тот или иной человек или не Волкодлак, определяли в раннем детстве. Когда волосы у детей не слишком уж еще вырастали. Щетина же, обнаруженная на голове ребенка, считалась явным признаком волкодлачества. Эти мифические существа нападали на людей и при любом удобном случае не отказывали себе в желании поесть человечины. После смерти Волкодлак становился Упырем. Посему человека, уличенного в превращении в волкодлака, хоронили либо с завязанным ртом, либо с серебряной монетой во рту.

Читайте также:
Астарот - демон тайных знаний и умений

Волосатка

Жена Домового, заведала хозяйством.

Волот

Это легендарный Великан, но еще и не менее легендарный богатырь.

Вострух

Отличался острым слухом. Следит за всем, что происходит в лесу.

Вурдалак

По поверьям — человек, способный одной только силой воли перевоплощаться в какую-нибудь дикую животину. Есть мнение, что Вурдалаку очень нравится на вкус человеческая кровь. Тем самым Вурдалак напоминает вампиров.

Вытьянка

В славянской мифологии так называли души почивших людей. Когда человека не отцевал церковный батюшка, завывал вытьянка. В такие минуты можно услышать звук, напоминающий вой ветра в дымоходе.

Гаркун

Хромой старик с огромным мешком на спине. В него он прятал похищенных детей и уносил их в лес.

Маленькое существо, обитает под землей. Ростом с ребенка. Но обладает могучей силой. Владеет несметными сокровищами.

Гремяха

Судя по легендам, это существо поднимает необыкновенный шум.

Грозовик

Повелитель грома, тумана и града. Собирает тучи в стада и может наслать,куда захочет. Своим посохом насылает бурю.

Грохало

Раньше жил среди богов. Но потом был лишен руки ног и сброшен на землю.

Грызозуб

Появился из зуба духа Худича, когда тот лишился при падении своего зуба. Из этого зуба и появился Грызозуб.

Дворовой

Дворовые согласно славянской мифологии — самый типичные домашние славянские существа. Присматривал за домашним скотом. Водил крепкую дружбу с Овинником и Банником. Днем ходит в облике змеи с петушиной головой, а ночью имеет вид хозяев. его местом во дворе были подвешенная сосновая или еловая ветка.

Дергунок

Необычный зверек. Он охраняет траву, которая снимает усталость. А ещё песочное дерево, плоды которой не дают утонуть. Питается только утренней росой и всегда голодный.

В восточнославянской мифологии — очень коварный и злой демон по отношению к людям.

Дива-Додола

Сверхъестественное существо женского пола. В славянской мифологии известна под замысловатым именем Дива-Додола, считалась на Руси покровительницей обрядов вызывания волхвами дождя.

Персонаж сновидений. Напускает на спящего наваждение, отчего тот не понимает, что явь, а что сон.

Доманька

Проказливый дух. Крутится на кухне, все время пытается слизнуть сметану с блинов. Ночью вылизывает посуду.

Домовой

Домовые были распространенные славянские существа. Живут исключительно в старых домах, а вот новые строения они обходят стороной. Живет на чердаке возле трубы, за печью или под печным порогом. Досаждает воем, шумом по ночам. Творит пакости по дому.

Дракон

В славянской мифологии живет на болотах. Он ворует золото у людей и уносит его в самую топь. В питании неприхотлив. Но излюбленным его лакомством является человечина. Обожает воровать самых красивых девушек.

Дух, иногда — призрак. Почти всегда Дух — бестелесное сверхъестественное существо. Славяне также духами называли и нечистую силу, а еще — призраков.

Славянская мифология — боги и другие персонажи в картинках с пояснениями

Категория: Веды

| Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 23 154, фото: 14

Перуница в славянской мифологии — это дочь громовержца Перуна, облачная дева — прекрасная, крылатая, воинственная, напоминающая скандинавских Валькирий. Сердце ее навеки отдано воинам, богатырям. На поле брани Перуница подбадривает сражающихся воинственными кликами, ее золотой шлем сверкает на солнце, вселяя радость и надежду в сердца. Ну а если воин пал от удара вражеского меча или пронзенный стрелою, Перуница осенит его своими крылами, коснется охладелых уст — и даст выпить воды из золотой чаши. Отведавший живой воды Перуницы отправится в Ирий, в райские чертоги, — для жизни вечной, где и средь неземного блаженства вечно помнит он последний поцелуй Магуры-Перуницы.

Лебединые девы в народных славянских сказаниях это существа особой красоты, обольстительности и вещей силы. Они исполняют трудные, сверхъестественные задачи и заставляют подчиняться себе самую природу. Имя “лебедь”, употребляемое в народной речи большею частью в женском роде, означает, собственно: белая (светлая, блестящая); такое коренное его значение впоследствии подновлено постоянным эпитетом: белая лебедь. Царевна-лебедь — наиболее прекрасный образ русских сказок.

В сказке о Морском царе и его премудрой дочери юный Иван-царевич отправляется в подводное царство, приходит к морю и прячется за кусты. На ту пору прилетели туда двенадцать голубок или уточек, сбросили свои крылышки (или перышки), обернулись красными девицами и стали купаться: это были водяные красавицы, дочери Морского царя. Иван-царевич подкрался потихоньку и взял крылышки Василисы Премудрой. Девицы испугались, похватали крылышки и улетели; осталась одна Василиса Премудрая. Начала она упрашивать доброго молодца возвратить ей крылья, и царевич отдает их с условием, чтобы она согласилась быть его женою.

Лель — маленький бог страсти у древних славян, до сих пор о нём напоминают слово “лелеять”, то есть нежить, любить. Он сын богини красоты Лады, а красота, естественно, рождает страсть. Изображался он в виде златовласого, как и мать, крылатого младенца: ведь любовь свободна и неуловима. Лель метал из рук искры: ведь страсть — это пламенная, жаркая любовь! Он то же, что греческий Эрос или древнеримский Амур, только те поражают сердца людей стрелами, а Лель возжигал их своим ярым пламенем.

Леший — дух в восточнославянской мифологии, воплощение леса, хозяин леса и зверей. Его представляют одетым в звериную шкуру, иногда со звериными атрибутами — рогами, копытами. У него левая сторона одежды запахнута на правую, левый лапоть надет на правую ногу и т.п. Леший может пугать людей своим смехом, увести ребенка, сбить с пути. Для защиты от лешего уведенный им человек ничего не должен есть, потому что всякое угощение лешего заставляет терять память о доме, или должен носить с собой лутовку (очищенный от коры кусок липового дерева).

Читайте также:
Язычество на Руси: не забыто, а живёт до сих пор

Мавки — это злые духи (часто смертоносные) в восточнославянской мифологии, русалки. По украинским поверьям, в мавок превращаются умершие до крещения дети: имя мавки (навки) образовано от “навь” — образ посмертного бытия. Мавки спереди имеют человеческое тело, а спины у них нет, поэтому видны все внутренности.

Мара — злой дух, первоначально, как и Марена, воплощение смерти, мора в славянской мифологии. Позднее Мара отчасти утратила связь со смертью, но сохранила свой вредный для человека характер, способность к оборотничеству и т.п.

Марена в славянской мифологии — это богиня, связанная с воплощениями смерти, с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы, а также с ритуалами вызывания дождя. В весенних обрядах западных славян Мареной называлось соломенное чучело — воплощение смерти (мора) и зимы,которое топили, сжигали, что призвано было обеспечить урожай.

Морена (Мора) По представлениям древних славян, богиня бесплодной, болезненной дряхлости, увядания жизни и неизбежного конца ее — смерти. Недаром слово “мор” обозначает поголовную и внезапную смерть целых народов и государств. В нем сохраняется память об этой жестокой, неумолимой богине, которой неугодны никакие жертвы, кроме увядших цветов, сгнивших плодов, опавших листьев и угасших человеческих жизней. На Украине сохранился обряд-оберег против этой злой силы. Накануне Иванова дня делают соломенного идола Купалы — иногда величиною с ребенка, а иногда в настоящий рост человека. На него надевают женскую сорочку, плаху, мониста м венки из цветов. Тогда же срубают дерево, обвешивают его лентами и венками и устанавливают на избранном для игрища месте. Дерево это называют Мореною; под ним ставят наряженную куклу, а подле нее стол с разными закусками и напитками. Затем зажигают большой костер и начинают прыгать через него попарно (молодцы с девицами), держа в руках купальскую куклу. Игры и песни продолжаются до рассвета. На другой день куклу и Морену приносят к реке, срывают с них украшения и бросают ту и другую в воду, чая избавить себя на ближайшую пору и от болезней, и от смерти, и, конечно, от меньших неприятностей.

Макошь — единственное женское божество древнерусского пантеона, чей идол в Киеве стоял на вершине холма рядом с кумирами Перуна и других божеств. Мокошь представлялась как женщина с большой головой и длинными руками, прядущая по ночам в избе: поверья запрещают оставлять кудель, “а то Мокоша опрядет”. Непосредственным продолжением образа Мокоши после принятия православия стала Параскева Пятница.

Перун — это грозный славянский бог. Перун почитался производителем всех воздушных явлений:рука его управляла громом и молниями. Кумир сего божества был сделан не из одного вещества: стан вырезан из дерева; голова вылита из серебра; уши и усы изваяны из золота; ноги же выкованы из железа; в руке идол держал нечто, похожее на молнию, которую представляли вместе составленные рубины и карбункулы. Перед ним горел неугасимый пламень, за небрежение коего жрец наказывался смертью, состоящею в сожжении его как врага божества. В 988 году, когда князь Владимир принял христианскую веру, он повелел истребить все кумиры, и Перун, как важнейший из богов, получил и большее наказание перед прочими богами. В Киеве привязали его к лошадям и таким образом тащили по городу до реки, а между тем двенадцать молодых людей били его палками, потом бросили в реку. Однако жрецы его долго бежали по берегу с криками: “Выдыбай (то есть выплывай), боже! Выдыбай!”

Сварог — верховный владыка вселенной, родоначальник славянских богов. Сварог как олицетворение неба, то озаренного солнечными лучами, то покрытого тучами и блистающего молниями, признавался отцом солнца и огня. Во мраке туч он возжигал пламя молний и, таким образом, являлся творцом небесного огня; земной же огонь, по древнему преданию, был божественный дар, низведенный на землю в виде молнии. Все основные славянские боги — дети Сварога, оттого зовутся они Сварожичи.

Святогор — богатырь, особо почитаемый русским народом. Былинный герой — старейший из всей дружины богатырской. Святогор — мученик своей собственной силы. “По моей по силе богатырской я бы всю землю поднял!” — изрек он однажды и отправился тягу земную искать: решил самой Матери-Сырой Земле показать свою мощь. Ехал Святогор, ехал да вдруг встретил прохожего человека, который бросил с плеч какую-то малую сумочку. Сначала Святогор ткнул ее перстом пренебрежительно, однако не смог сдвинуть с места. Обеими руками схватился за нее богатырь — напрасно. Натужился так, что кровь из глаз пошла — “а поднял сумку он всего-то на волос, сам же по колено в сырую землю угряз!” Прохожий был не простой человек, а богатырь-оратай (пахарь) Микула Селянинович, а в его сумке была таинственная тяга — сила земная.

Стрибог — это повелитель, верховный царь ветров в славянских мифах. “Слово о полку Игореве” называет ветры Стрибожьими внуками, которые веют с моря стрелами, то есть мечут молнии из дождевой тучи. Его почитали и как истребителя всяческих злодеяний, разрушителя злоумышлений.

Чернобог — ужасное божество древних славян, олицетворение всех злоключений и бед. Чернобога изображали закованным в крепкую броню, да и сам истукан его был железный. Имея лицо, исполненное ярости, он держал в руке копье, готовое к нанесению всяких зол. Храм Чернобога был построен из черного камня, а перед статуей стоял жертвенник, всегда обагренный кровью, как и ступени храма, на которых приносили ему в жертву коней, пленников и рабов. Однако для умилостивления грозного чудища в лихую годину бросали жребий и среди жителей этих мест, чтобы новой кровью улестить Чернобога. Страшное божество услаждалось кровопролитием и неистовством, а потому хоть и мог он отвратить войны и всяческие бедствия, молились ему, не испытывая никакой благодарности и любви, а один только страх.

Читайте также:
Старославянские цифры допетровских времен: буквенная цифирь

Славянские демоны — самая знаменитая нечисть из древних легенд

Наверное, каждому из нас известны некоторые славянские демоны и нечисть. В большинстве случаев это герои дошедших до нашего времени сказок. Проверьте знакомы ли вам все древние мифических сущности славян.

Славянские демоны — Анчутка

У наших пращуров славян были различны и демоны, духи, нечисть, которая защищали, ужасали, помогали, пугали людей. Список славянской нечисти очень длинен. Однако есть особенные сверхъестественные существа, о которых нужно знать.

Некоторые с раннего детства известные людям. Это такие мифические персонажи, как Баба Яга, Банник, Кощей Бессмертный. С другими же демонами, вероятно, вы познакомитесь впервые. Например, с Анчуткой.

Это небольшой злобный дух. Рост его составляет всего несколько сантиметров. Его маленькое тело полностью покрыто темной густой шерстью, а вот на голове у него плешь. Одна из особенностей данной нечисти — это отсутствие пяток.

Люди верили, что если произнести вслух имя этой нечисти, то она тут же появится перед вами. Обитают такие существа в водоемах и на полях. Главные их враги — это дикие звери.

Самые мирные Анчутки — полевые, они практически не появляются перед людьми до тех пор, пока их не позовут. Другие же любят проказничать. Однако их шутки очень злые и опасные. Поэтому лезть на рожон не стоит. Особенно злой дух может даже убить человека.

Основная способность данного вида нечисти — искусство становиться невидимым. Кроме этого, существо может превратиться в любого зверя либо человека. В некоторых источниках указывается, что дух может перемещаться куда угодно в пространстве.

Для того, чтобы выбраться из цепких лап Анчутки, достаточно бросить в него немного соли или дотронуться железом. Однако, если дух облюбовал какой-то дом, то выгнать его туда можно только если полностью сжечь строение.

Славянская нечисть — Аспид

Еще один известный персонаж славянской мифологии — это Аспид. Представляли наши предки его в образе огромного змея, который способен дышать огнем. Вместо пасти у него огромный птичий клюв.

Крылья у змея черного цвета. Однако при попадании на них солнечного цвета становятся они разноцветными. Живет Аспид в горах и лесах, охотится всегда на небольшом расстоянии от своего места обитания.

Рацион его питания — это свиньи и крупный рогатый скот. Однако, если змей очень проголодается, то может напасть даже на человека. Господствует нечисть на большой территории и других особей на неё не пускает.

Единственная возможность убить змея — это сжечь его. Однако он никогда не подлетает к огню и не садится на землю, только на камень. Тем не менее существует метод, позволяющий поймать чудовище. Для этого необходимо издать трубный звук, который приведет змея в ярость. В гневе он не контролирует свои движения и бросается на всё, что издает такой звук. Это поможет заманить чудовище в ловушку.

Бадзула — древняя нечисть у славян

Такой древний дух в далекие времена заставлял людей бродяжничать. В славянской мифологии зачастую этот дух был женского рода. Если Бадзула добивалась желаемого, то у человека в тот же миг начинались неприятности. Все валилось из рук, ничего не получалось, а деньги уходили из дома, начинались ссоры с друзьями и родственниками.

После этого человека впадал в депрессию, начинал много пить, тратил последние сбережения, уходил прочь из родного дома, в итоге оставался у разбитого корыта и уходил бродяжничать. А в это время Бадзула, очень довольная, питалась плодами своего труда.

Говорят, что выглядит Бадзула как престарелая женщина, прикрывающаяся старым дряхлым покрывалом. Грудь ее свисала аж до живота, а на коже виднелись глубокие рубцы.

Избавиться от неё было очень просто. Для этого человеку было необходимо хорошенько убрать в своем доме, вынести весь мусор из помещения, после чего выбросить его, став лицом на восток. В этот момент перед человеком показывался дух, который подталкивал его к бродяжничеству.

Как только вы избавитесь от своего мусора то, на мгновение появившись перед вами, Бадзула исчезнет.

Существует ли водяной?

Хозяин вод, водяной дедушка — еще один популярный персонаж славянской мифологии. Он является воплощением стихии воды, как отрицательного и опасного начала.

Чаще всего представляли себе люди его в виде обнаженного и весьма тучного старичка с большими выпученными глазами и хвостом, покрытой рыбьей чешуей. Зачастую водяной покрыт тиной, водорослями. У него длинная борода и усы.

Считалось, что этот дух мог превратиться в любую рыбу, птицу, бревно, утопленника. В некоторых источниках указывается, что домовой также мог превращаться в детей и лошадей. Обитает этот дух в болотах, реках, водоворотах, на заброшенных водяных мельницах. Каждый народ имеет свои особенные легенды, связанные с водяным.

Например, на Украине верили, что до Крещения водяной сидел в воде, а после этого переходил в лозу. Потом он выходил на сушу и сидел в прибрежной траве аж до Спаса.

Белорусы же считали, что перед Крещением этот дух ходит по селу и требует у людей сани для того, чтобы вывезти своих детей из водоема перед его освящением. Именно поэтому перед Крещением необходимо было перевернуть вверх ногами все сани для того, чтобы нечисть не могла ими воспользоваться.

Читайте также:
Религия древних славян: её особенности раньше и сейчас

Пасечники считали, что данный дух является покровителем пчел. В ночь на Яблочный спас все пчеловоды в обязательном порядке приносили дары водяному духу. Чаще всего это были мед и воск, который необходимо было бросить в пруд. Сопровождать Водяного могут Болотник и Водяницы.

Злыдень — злобный дух

Злобный дух, который может обитать в человеческих домах и в чаще леса — это Злыдень. Наши предки были уверены, что это нечисть, которая способна увести из дома все богатство и притянуть в него бедность. Считается, что где поселится этот дух, там будет царить нищета.

В былинах Злыдня идентично белому ходаку из сериала Игра Престолов

Нечисть абсолютно невидима, но вы можете услышать его. Люди верили, что он общался с теми, в чьем доме он поселился. Главный враг Злыдня — Домовой. Добрый дедушка не пускает нищету в дом. Но если ей удастся пробраться, то вытравить ее будет очень тяжело.

Иногда духи селятся по несколько особей. Бывает такое, что в одном доме обитает целых 12 существ. Чаще всего прячется Злыдень в теплых печах, в сундуках либо шкафах. Неудачи, посылаемые Злыднем, будут ходить за человеком по пятам ровно до тех пор, пока он не избавится от духа.

То, что в доме поселился Злыдень, говорит о том, что беда приключилась с Домовым. Возможно, он слишком ослаблен либо вовсе исчез из этого жилища.

Несмотря на то что Злыдни сами по себе слабые, победить их весьма непросто. Легче не дать им проникнуть в дом. Для этого наносились на дверях солнечные знаки. Считалось, что чем больше подобных символов в помещении, тем больше вероятность того, что нищета не проникнет дом.

Образ Кикиморы

Мало кому не знакома Кикимора. Ее изображали как страшную старуху с длинным носом, очень худой, одетой в порванные старые лохмотья. Она настолько маленькая и тощая, что даже не выходит на улицу, потому что боится что ветер унесет ее.

Поверья о кикиморе распространены далеко не у всех славян. Чаще всего упоминания встречаются у русских, меньше — у белорусов. Считается, что данный образ сложился под влиянием обряда почитания богини Макоши.

Есть мнение, что в Кикимору может превратиться ребенок в том случае, если он был проклят своими матерью и отцом. В некоторых источником указывается, что Кикиморой может стать ребенок, которого мать убила сама либо который умер некрещенным.

Селится такая нечисть в тех домах, где человек покончил жизнь самоубийством либо где похоронено тело ребенка. Существовало поверье, что появиться этот дух также может в том случае, если его кто-то наслал.

Обычно это делали плотники, которые хотели отомстить нерадивым работодателям. Для этого необходимо было из щепочки и лоскутков сделать фигурку и положить их между бревен дома. Считается, что призванная Кикимора самая опасная и может даже убить человека.

Избавиться от такой нечисти очень сложно. Для этого необходимо хорошенько убрать квартиру, собрать весь мусор, окурить помещение ладаном при этом сказав особенное заклинание. Однако даже после такого обряда нечисть может вернуться. Есть еще одно действенное средство — напустить на нечисть медведя. Согласно поверьям, именно этого животного она боится более всего.

Леший — дух-хранитель

Сильный, мощный и грозный хранитель леса Леший частенько был отрицательным героем народных сказок. Люди представляют его в виде высокого крепкого старика с длинной бородой. У него зеленые волосы, в которых длинные ветки и растения.

Славянский дух-хранитель леса

Среди множества различных духов именно Леший максимально похож на человека. Однако его выдают тёмно-серая кожа и цвет волос. Ночью глаза у Лешего светятся. Существо может становиться очень высоким либо очень маленьким, менять свой облик.

Обитает дух только в лесах. На самом деле это очень заботливый, любящий и добрый хозяин леса. Однако он не жалует людей, ведь они уничтожают то, что так ему дорого. Если сильно разозлить этого духа, то он появится в образе огромного медведя и сам убьет обидчика. Основные враги Лешего — это Домовой и Водяной.

Считается, что Леший способен ускорять или замедлять рост растений, умеет лечить раны. Убить данного духа невозможно, но можно спугнуть. В большинстве своем такие духи не опасны, ведь они не любят контактировать с людьми и практически никогда не нападают. А вот запутать и запугать нерадивого путника они могут с легкостью.

Злобное божество Переруг

Мелкий злобный божок Переруг очень похож на Злыдня. Однако за собой он приносит не нищету, а ссоры, склоки и агрессию. Это маленькая сущность, появившись в доме, начинает всячески пакостить и старается рассорить родственников.

Переруг невидим, услышать его также невозможно. У таких маленьких божков были даже свои капища и святилища. Славяне всячески старались задобрить этих существ для того, чтобы избежать неприятностей.

Согласно легенде, жрецы не хотели оставаться в святилищах этих божков. Всё из-за того, что они начинали без перерыва ссориться между собой. В конце концов, у одного из святилищ остался только один старец. Однако он постоянно бранился со всеми, кто приходил сюда.

Когда же никого рядом не было, он ругался с самим божеством и специально щипал себя для того, чтобы разозлиться как можно сильнее и еще больше с ним поссориться.

Славянская мифология — это кладезь удивительных легенд и сказаний. Изучая ее, можно столкнуться с самыми удивительными персонажами, которые были очень важными в жизни наших предков.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: