Старовер – в чём его отличия от православного и старообрядца

Староверы и старообрядцы: в чём разница?

Староверов нередко называют старообрядцами (раскольниками) или наоборот. Многим людям и в голову не приходит, что речь идёт о совершенно разных направлениях. «Староверы и старообрядцы: в чём разница между этими людьми?» – задаются вопросом несведущие.

Как возникла путаница?

Староверы и старообрядцы имеют разное мировоззрение. Путаницу в терминологии создали не слишком образованные работники СМИ, сделав эти слова синонимами. Неправильному их употреблению также способствовал тот факт, что раскольники вынуждены были бежать на Беловодье и в Приморье после проведения реформ Никона. Староверы дали старообрядцам приют и помогли укрыться от гонений. Этих людей связала не общая вера, а принадлежность к одному этносу.

Старообрядцы и староверы: отличия

Чтобы понять, в чём отличие между этими людьми, для начала нужно уяснить, к какому мировоззрению принадлежат представители одного и второго направления. Старообрядцами называют русских христиан, отказавшихся принять реформы патриарха Никона. Людей, которые не захотели подчиниться новым правилам, называли раскольниками. Их всячески преследовали и притесняли. Многие семьи были вынуждены бежать за границу. Современных потомков старообрядцев можно встретить даже в Бразилии. Только в ХХ веке к «вероотступникам» стали относиться более снисходительно. В 1905 году Николай II подписал указ, согласно которому неполиткорректное слово «раскольник» было заменено более нейтральным «старообрядец».

Нежелание части православного населения страны принять нововведения Никона было связано со значительными изменениями в проведении обрядов. Эти изменения, по мнению раскольников, оскверняли истину:

  • В старообрядческих книгах имя Спасителя пишется с одной буквой «и», то есть, Исус. После проведения реформ имя получило современное написание.
  • До нововведений Никона креститься полагалось двумя пальцами. Согласно новому канону, крестное знамя накладывалось тремя пальцами.

  • Патриарх-реформатор постановил, что ходить вокруг церкви можно только против часовой стрелки.
  • При Никоне были переписаны богослужебные книги. Различия появились не только в проведении богослужений. Некоторые термины были заменены: слово «правоверный» было заменено на «православный». Были и другие значительные перемены.

Староверами называют приверженцев дохристианского мировоззрения. Эти люди верят в Славянские Веды. Последователей традиции не стоит считать отсталыми, невежественными людьми. Их мировоззрение намного более масштабно, чем у христиан. Староверы ближе к природе и лучше понимают её законы.

Раскольники, как и любые христиане, разделяют Творца и то, что им создано. Дохристианская традиция роднит человека с природой, заставляет вернуться к ней. Соединение с естественной средой необходимо для самопознания и нахождения своего места в этом мире. Веды зачастую называют не религией, а древним мудрым знанием. Согласно староверческому летоисчислению, в настоящее время жители планеты проходят через эпоху, которая называется ночь Сварога. Это один из самых трудных периодов в истории человечества, характеризующийся всевозможными бедствиями и кризисами. С точки зрения Славянских Вед, всё происходящее сегодня в мире вполне объяснимо и не должно вызывать удивления или недоумения.

Знания, полученные нами в школе, не всегда находят своё применение в жизни. Давая готовый материал, учитель не всегда может ответить на вопрос ученика. Например: «Староверы и старообрядцы: в чём разница?». Эти термины не синонимичны. Знание родной истории поможет избежать недоразумений.

Кто такие староверы?

Во что верят староверы и откуда они взялись? Историческая справка

Староверы в наши дни

В последние годы все большее количество наших сограждан интересуются вопросами здорового образа жизни, экологически чистых способов хозяйствования, выживания в экстремальных условиях, умения жить в гармонии с природой, духовного совершенствования. В этой связи многие обращаются к тысячелетнему опыту наших предков, сумевших освоить огромные территории нынешней России и создавших сельскохозяйственные, торговые и военные форпосты во всех отдаленных уголках нашей Родины.

Не в последнюю очередь в этом случае речь идет о староверах — людях, заселивших в свое время не только территории Российской империи, но и принесших русских язык, русскую культуру и русскую веру на берега Нила, в джунгли Боливии, пустоши Австралии и на заснеженные сопки Аляски. Опыт староверов поистине уникален: они смогли в самых сложных природных и политических условиях сохранить свою религиозную и культурную идентичность, не растерять язык и обычаи. Не случайно поэтому во всем мире так хорошо известна знаменитая отшельница Агафья Лыкова из семьи староверов Лыковых.

Однако о самих староверах известно не так много. Кто-то считает, что староверы — это люди с примитивным образованием, придерживающиеся устаревших способов хозяйства. Другие думают, что староверы — это люди, исповедующие язычество и поклоняющиеся древнерусским богам — Перуну, Велесу, Даждьбогу и другим. Третьи задаются вопросом: если есть староверы, то должна быть и какая-то старая вера? Ответ на эти и другие вопросы, касающиеся староверов, читайте в нашей статье.

Содержание

Старая и новая вера

Одним из самых трагических событий в истории России XVII века стал раскол Русской Церкви. Царь Алексей Михайлович Романов и его ближайший духовный сподвижник патриарх Никон (Минин) решили провести глобальную церковную реформу. Начавшись с незначительных, на первый взгляд, изменений — перемены в сложении перстов при крестном знамении с двуперстия на трехперстие и отмены земных поклонов, реформа в скором времени затронула все стороны Богослужения и Устава. Продолжаясь и развиваясь в той или иной мере вплоть до царствования императора Петра I, эта реформа изменила многие канонические правила, духовные установления, обычаи церковного управления, писаные и неписаные традиции. Изменениям подверглись практически все стороны религиозной, а затем и культурно-бытовой жизни русского народа.

Картина В. Г. Перова «Никита Пустосвят. Спор о вере»

Однако с началом реформ выяснилось, что значительное число русских христиан увидело в них попытку измены самого вероучения, разрушения религиозного и культурного уклада, который веками складывался на Руси после её Крещения. Против замыслов царя и патриарха выступило множество священников, иноков и мирян. Они писали челобитные, письма и воззвания, обличая нововведения и защищая веру, хранимую сотни лет. В своих сочинениях апологеты указывали, что реформы не просто насильно, под страхом казней и гонений, перекраивают традиции и предания, но и затрагивают самое главное — разрушают и меняют саму христианскую веру. О том, что реформа Никона является отступнической и изменяет саму веру, писали практически все защитники древлецерковного предания. Так, священномученик протопоп Аввакум указывал:

Заб­лудили и отступили от истинныя веры с Никоном отступником злокозненным пагубником еретиком. Огнем, да кнутом, да висилицею хотят веру утвердить!

Он также призывал не бояться мучителей и пострадать за «старую христианскую Веру». В том же духе выражался известный писатель того времени, защитник Православия Спиридон Потёмкин:

Тщаться веру истинную повредит прилогами (прибавлениями) еретическими, чтобы не поняли верные христиане, но да прельстились на обман.

Потемкин осуждал Богослужение и обряды, совершаемые по новым книгам и новым чинам, которые называл «злой верой»:

Еретицы суть крещающии во злую свою веру, крестят хуляще Бога во Святой Троицы единаго.

О необходимости защиты отеческого предания и старой русской веры писал исповедник и священномученик диакон Феодор, приводя многочисленные примеры из истории Церкви:

Еретик, благочестивых людей, страждущих от него за старую веру, в ссылках морил гладом…И аще старую веру оправит Бог единым попом пред всем царством, всем властями срам бу­дет и поношение от всего мира.

Иноки-исповедники Соловецкого монастыря, отказавшиеся принять реформу патриарха Никона, писали царю Алексею Михайловичу в своей четвертой челобитной:

Повели, государь, нам быти в той же нашей Старой Вере, в которой отец твой государев и все благоверные цари и великие князи и отцы наши скончались, и преподобные отцы Зосима и Саватий, и Герман, и Филипп митрополит и все святии отцы угодили Богу.

Так постепенно и стало говориться, что до реформ патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, до церковного раскола была одна вера, а после раскола — уже другая вера. Дораскольное исповедание стали называть старой верой, а послераскольное реформированное исповедание — новой верой.

Читайте также:
Чаша Грааля: что это такое, история легенды

Такое мнение не отрицали и сами сторонники реформ патриарха Никона. Так, патриарх Иоаким на известном диспуте в Грановитой палате говорил:

Прежде мене заведена новая вера; по совету и благословению святейших вселенских патриархов.

Еще будучи архимандритом он утверждал:

Не знаю я ни старой веры, ни новой веры, но что начальники велят то и творю.

Так постепенно и появилось понятие «старая вера», а людей, исповедующих её, стали называть «староверы», «староверцы». Таким образом, староверами стали называть людей, отказавшихся принять церковные реформы патриарха Никона и придерживающихся церковных установлений древней Руси, то есть старой веры. Принявших же реформу стали называть «нововеры» или «новолюбцы». Впрочем, термин «нововеры» надолго не прижился, а термин «староверы» существует и поныне.

Староверы или старообрядцы?

Долгое время в правительственных и церковных документах православных христиан, сохраняющих древние Богослужебные чины, старопечатные книги и обычаи, называли «раскольниками». В вину им ставилась верность церковному преданию, которая якобы повлекла церковный раскол. Долгие годы раскольников подвергали репрессиям, гонениям, ущемлению в гражданских правах.

Однако во времена правления Екатерины Великой отношение к староверам стало меняться. Императрица посчитала, что староверы могут быть весьма полезны для заселения необжитых районов расширяющейся Российской Империи.

По предложению князя Потемкина Екатерина подписала ряд документов, предоставляющих им права и льготы на проживание в особых районах страны. В этих документах староверы были поименованы не как «раскольники», а как «старообрядцы», что если и не было знаком благорасположения, то, несомненно, указывало на ослабление отрицательного отношения государства к староверам. Древлеправославные христиане, староверы, однако, не вдруг согласились на употребление этого названия. В апологетической литературе, постановлениях некоторых Соборов указывалось, что термин «старообрядцы» не вполне приемлем.

Писалось, что наименование «старообрядцы» подразумевает, что причины церковного разделения XVII века заключаются в одних церковных обрядах, а сама вера осталась совершенно неповрежденной. Так Иргизский староверческий собор 1805 года назвал «старообрядцами» единоверцев, т. е. христиан, употребляющих старые обряды и старопечатные книги, но подчиняющихся Синодальной Церкви. Постановление Иргизского собора гласило:

Иные отступили от нас к отщепенцам, называемым старообрядцами, которые, якоже и мы содержат старопечатныя книги, и по них службу отправляют, но со всеми сообщение во всем имеют незазорно, как в молитве, так и в ястии и питии.

В исторических же и апологетических сочинениях древлеправославных христиан XVIII — первой половины XIX века продолжали использоваться термины «староверы» и «староверцы». Они используются, например, в «Истории Выговской пустыни» Ивана Филиппова, апологетическом сочинении «Диаконовы ответы» и других. Этот термин употреблялся и многочисленными новообрядческими авторами, такими как Н. И. Костомаров, С. Князьков. П. Знаменский, например, в «Руководстве к русской истории» издания 1870 года говорит:

Петр сделался гораздо строже к староверцам.

Вместе с тем с годами часть староверов все же стали употреблять термин «старообрядцы». Причем, как указывает известный староверческий писатель Павел Любопытный (1772–1848) в своем историческом словаре, наименование староверцы более присуще безпоповским согласиям, а «старообрядцы» — лицам, принадлежащим к согласиям, приемлющим бегствующее священство.

И действительно, согласия, приемлющие священство (белокриницкое и беглопоповское), к началу XX века вместо термина «староверы, «староверцы» всё чаще стали употреблять «старообрядцы». Вскоре наименование старообрядцы было закреплено на законодательном уровне известным указом императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». Седьмой пункт этого документа гласит:

Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам.

Однако и после этого многие старообрядцы продолжали называться староверами. Особенно тщательно сохраняли это название безпоповские согласия. Д. Михайлов, автор журнала «Родная старина», издаваемого староверческим кружком ревнителей русской старины в Риге (1927 г.), писал:

О «старой христианской вере» говорит протопоп Аввакум, а не об «обрядах». Вот почему нигде во всех исторических постановлениях и посланиях первых ревнителей древлего православия — нигде не встречается наименования «старообрядец.

Во что верят староверы?

Староверы, как наследники дораскольной, дореформенной Руси, стараются сохранять все догматы, канонические положения, чины и последования древнерусской Церкви.

Читайте также:
Петров день: символизм праздника, какого числа в 2020 году

В первую очередь, конечно, это касается главных церковных догматов: исповедания св. Троицы, воплощения Бога Слова, двух ипостасей Исуса Христа, искупительной его Крестной Жертвы и Воскресения. Главным же отличием исповедания староверов от других христианских исповеданий является употребление форм богопочитания и церковного благочестия, характерных для древней Церкви.

Среди них — двуперстное крестное знамение, погружательное крещение, унисонное пение, каноническая иконопись, специальная молитвенная одежда. Для Богослужения староверы используют старопечатные богослужебные книги, изданные до 1652 года (главным образом изданные при последнем благочестивом патриархе Иосифе. Староверы, однако, не представляют собой единого сообщества или церкви — в течение сотен лет они разделились на два основных направления: поповцы и безпоповцы.

Староверыпоповцы

Староверыпоповцы, помимо прочих церковных установлений, признают трехчинную старообрядческую иерархию (священство) и все церковные таинства древней Церкви, среди которых наиболее известны: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Священство, Брак, Исповедь (Покаяние), Елеосвящение. Помимо этих семи таинств в староверии есть и другие, несколько менее известные таинства и священнодействия, а именно: пострижение в иноки (равночестное таинству Брака), большое и малое Освящение воды, освящение масла на Полиелеосе, священническое благословение.

Староверы-безпоповцы

Староверы-безпоповцы считают, что после церковного раскола, учиненного царем Алексеем Михайловичем, благочестивая церковная иерархия (епископы, священники, диаконы) исчезла. А потому часть церковных таинств в той форме, в которой они существовали до раскола Церкви, упразднилась. Сегодня все староверы-безпоповцы определенно признают только два таинства: Крещение и Исповедь (покаяние). Некоторые безпоповцы (Древлеправославная Поморская Церковь) признают еще и таинство Брака. Староверы часовенного согласия также допускают Евхаристию (Причащение) с помощью св. даров, освященных в старину и сохранившихся до наших дней. Также часовенные признают Большое освящение воды, которую в день Богоявления получают путем вливания в новую воду воды, освященной в старину, когда, по их мнению, еще оставались благочестивые священники.

Староверы или старообрядцы?

Периодически среди староверов всех согласий возникает дискуссия: «А можно ли им именоваться староверами?» Некоторые доказывают, что необходимо наименоваться исключительно христианами потому, что никакой старой веры и старых обрядов не существует, равно как и новой веры и новых обрядов. По мнению таковых, есть только одна истинная, одна правая вера и одни истинные православные обряды, а все остальное — это еретическое, неправославное, кривославное исповедание и мудрование.

Другие, как уже говорилось выше, считают непременно обязательным именоваться староверами, исповедующими старую веру, поскольку считают, что разница между древлеправославными христианами и последователями патриарха Никона не только в обрядах, но и в самой вере.

Третьи считают, что слово староверы нужно заменить на термин «старообрядцы». По их мнению, никакой разницы в вере между староверами и последователями патриарха Никона (никонианами) нет. Разница лишь есть в обрядах, которые у старообрядцев правильные, а у никониан — поврежденные или вовсе неправильные.

Есть и четвертое мнение относительно понятия староверов и старой веры. Его разделяют главным образом чада синодальной церкви. По их мнению, между староверами (старообрядцами) и нововерами (новообрядцами) нет не только разницы в вере, но и в обрядах. И старые, и новые обряды они называют одинаково равночестными и равноспасительными. Употребление тех или иных является лишь делом вкуса и историко-культурной традиции. Об этом гласит постановление Поместного собора Московской Патриархии от 1971 года.

Староверы и язычники

В конце XX века в России стали появляться религиозные и квазирелигиозные культурные объединения, исповедующие религиозные воззрения, не имеющие отношения к христианству и вообще к авраамическим, библейским религиям. Сторонники некоторых подобных объединений и сект провозглашают возрождение религиозных традиций дохристианской, языческой Руси. Чтобы выделиться, отделить свои воззрения от христианства, полученного на Руси во времена князя Владимира, некоторые неоязычники начали называть себя «староверами».

Христиане и язычники

И хотя употребление этого термина в данном контексте неправильно и ошибочно, в обществе стали распространяться воззрения, что староверы — это действительно язычники, которые возрождают старую веру в древних славянских богов — Перуна, Сварога, Дажьбога, Велеса и прочих. Не случайно поэтому, например, появилось религиозное объединение «Древнерусская инглиистическая церковь православных староверов-инглингов». Ее глава, Патер Дий (А. Ю. Хиневич), именовавшийся «патриархом Древнерусской Православной церкви староверов», даже заявлял:

Старообрядцы — это сторонники старого христианского обряда, а староверы — это старая дохристианская вера.

Существуют и другие неоязыческие общины и родноверческие культы, которые могут ошибочно восприниматься обществом как староверческие и православные. Среди них «Велесов круг», «Союз славянских общин славянской родной веры», «Русский Православный Круг» и другие. Большинство этих объединений возникли на почве псевдоисторической реконструкции и фальсификации исторических источников. На самом деле, кроме фольклорных народных поверий, никаких достоверных сведений о язычниках дохристианской Руси не сохранилось.

Читайте также:
Икона «Знамение» Божией Матери: в чем помогает

В какой-то момент, в начале 2000-х годов, термин «староверы» стал весьма широко восприниматься как синоним язычников. Однако благодаря широкой разъяснительной работе, а также ряду серьезных судебных процессов против «староверов-инглингов» и других экстремистских неоязыческих группировок, популярность этого лингвистического феномена сегодня пошла на спад. В последние годы подавляющее большинство неоязчников предпочитают все же называться «родноверами».

Псалом 103: значение, православное толкование, в чем помогает

Псалом Давиду, о мирстем бытии. Не надписан у евреев .

В предыдущем псалме научив приступающих к вере людей возносить песнопения Богу, в настоящем излагает учение о Божием во всем промышлении, потому что простирает Бог промышление Свое не только на то, что на небе и в воздухе, но и на земные вещи, даже самые малозначительные, так что не презирает и самых ничтожных живых существ, но промышляет и о них.

Пс.103:1 . Благослови душе` моя Господа.

Учит душу благословлять Бога за великое Его промышление, как в предыдущем псалме учил благословлять за избавление от грехов.

Господи Боже мой, возвеличился еси зело .

Взирая на промышление Твое, Владыко, с изумлением величаем «высоту» Твоего Промысла. А таким образом, как бы в некую ризу, облекаем в наше «исповедание и в велелепоту» , т. е. хвалу и славословие.

Пс.103:2 . Одеяйся светом яко ризою.

Начиная с мысленного света, слагает песнь Богу. Но как в другом месте сказано, что Бог живет «во свете. неприступнем» ( 1Тим. 6, 16 ), так здесь именуется облекающимся в сей самый свет.

Простираяй небо яко кожу .

Вторым делом Промысла полагается – это распростирать небо, подобно чему-либо протяженному в руках художника, а этим вместе объясняется и образ действия, и удобство, с каким совершает оное Зиждитель. Как не трудно человеку растянуть кожу, так легко и Богу создать не существовавшее прежде небо. Но Давид в тоже время наводит нас и на другую высокую мысль, а именно, что мы теперь на пути к иной жизни, что настоящее есть тень грядущего и мы не вступили еще во святилище, но пока, в настоящей жизни, пребываем в скинии; скиния же есть нечто разрушаемое, и притом вскоре. Так и по изменении неба будет иной образ жизни, и жребий лучший настоящего, потому что будут небо новое и земля новая. Но послушаем, что о небе говорят пророки, чтобы заградить уста высоко думающим о бороде, которые, говоря все, что ни приходит на ум, утверждают, будто бы и под землею есть небо. Им противостав, пророк сказал: «простираяй небо яко кожу» . А кожа не есть какой-либо шар, как они суесловят. Напротив того, уподобил оное никоему полукружию и полушарию. Поэтому и другой пророк, тоже выражая, сказал: «поставивый небо яко камару, и простер е яко скинию обитати» ( Ис. 40, 22 ). И еще о том, что небо не колеблется, но стоит твердо, пророк говорит так: «водрузивый. небо» ( Ис. 42, 5 ). Изображая же крайнюю утонченность неба, сказал: «понеже небо яко дым утвердися» ( Ис. 51, 6 ).

Пс.103:3 . Покрываяй водами превыспренняя Своя.

Показывает, что не напрасно носятся в воздухе собрания вод, потому что Бог сам Промыслом Своим устраивает это, чтобы часть неба казалась покрытою стройными кучами облаков.

Полагаяй облаки на восхождение Свое .

Как бы еще яснее показывает, что Бог промышление Свое простирает на самые облака; ибо слово «восхождение» употребил вместо слова «промысл».

Ходяй на крилу ветреню .

Дает видеть, что и стремление ветров не случайно, но сам Бог, восходя на крыла их, Делается как бы их браздодержцем.

Пс.103:4 . Творяй Ангелы Своя духи ,

т. е. творит Ангелов легкими и выспренними.

И слуги́ Своя пламень огненный .

Так, Моисей видел глаголющего ему Ангела «в пламени огненне» ( Исх. 3, 2 ).

Пс.103:5 . Основаяй землю на тверди.

Показав Промысл Создателя о небе, переходит к Промыслу Его о том, что на земле, и именно к тому, что земля, будучи тверда и тяжела, сотворена в веществе влажном.

Пс.103:6 . Бездна яко риза одеяние ея.

Разумеет самую земную стихию. Говорит же, что, как ризою, облек землю бездною, всю окружив отвне водами.

На горах станут воды ,

т. е. воды бездны, поднявшись высоко, станут подобно горам, как бы угрожая потопить землю; но по Твоему мановению пред силою Твоею, которая означается словом: «гром» ( Пс.103:7 ), они отступят. Или, может быть, разумеет, что и громы бывают для того, чтобы совершаемым в мире самые воды бездны приводимы были в некий страх. А если и с ними бывает это, то кольми паче подобное сему должны ощутить мы.

Пс.103:8 . Восходят го́ры, и нисходят поля́.

Возвысившиеся воды уподобляются горам, а потом «опадшие» от страха Твоего делаются как бы полем и земною равниной. Ибо основал Ты им место, которого не могут переступить. Это-то и значит сказанное:

Пс.103:9 . предел положил еси, егоже не пре́йдут .

Потому, не могут наводнить землю. Подобно сему и сказанное морю пророком: «до сего до́йдеши и не пре́йдеши, но в тебе сокрушатся волны твоя» ( Иов. 38, 11 ).

Пс.103:10 . Посреде́ гор про́йдут во́ды.

Псалмопевец славословить Божий Промысл, входить в подробности, дивится Божией благости, премудрости и непрестанной попечительности о бессловесных животных, потому что, создав их, Бог и кормит и поит. А для сего рассек горы и устроил в них проход водам.

Читайте также:
Икона «Знамение» Божией Матери: в чем помогает

Пс.103:11 . Напаяют вся звери сельныя.

О бессловесных животных, о пресмыкающихся и зверях столько промышляет, что подает им необходимое для жизни.

Ждут онагри в жажду свою .

И то дело Твоего Промысла, что даны воды не только в долинах и местах зеленеющихся, для украшения берегов потока, но и среди гор, чтобы животные кроткие убегали от диких, и покоились на местах красивых.

Пс.103:13 . Напаяяй го́ры от превыспренних Своих.

Ибо горы и поля напаяет не из источников, которые в долинах, и не из рек текущих по земле, но свыше подавая обильные дожди.

От плода дел Твоих насытится земля .

Как даровал обилие вод, так и пищу уготовал от земли.

Пс.103:14 . Прозябаяй траву скотом и злак на службу человеком.

«Службою человекам» называет животных кротких, каковы – вол, осел и тому подобные.

Извести хлеб от земли .

Для того, говорит, позаботился Ты о скотах, чтобы, когда ими возделана будет земля, нашли мы себе необходимое для жизни. Ибо во всем этом благодетельствует Бог ради нас.

Пс.103:16 . Насытятся древа́ польска́я.

Пророк показывает, что и в лесах растущие дерева, каковы кедры и другие, возрастают по мановению Божию. Растут же они, как для многих других целей, известных нам из опыта, так и для того, чтобы птицы на них имели гнезда.

Пс.103:17 . Еродиево жилище предводительствует ими.

Пророк говорит, что гнездо еродия предводительствует самыми птицами, потому что еродии, выбрав самые высокие дерева, гнездятся всего чаще на елях, как на деревьях, которые выше всех других.

Пс.103:18 . Го́ры высо́кия еленем.

И оленям дал прибежищем горы, где могли бы они укрыться от животных свирепых.

Камень прибежище заяцем .

Как дал горы на спасение оленям, так каменныя пещеры зайцам. А потому и они, спасаясь в них, как сказано выше,

Пс.103:12 . от среды́ ка́мения дадя́т глас ,

очевидно, восхваляя Спасающего.

Пс.103:19 . Сотворил есть луну во времена.

Возвращается опять к Промыслу о небесном и говорит, что луна создана не для иного чего, как для счисления и различения месяцев и дней.

Солнце позна запад свой .

И оно повинуется Божию повелению.

Пс.103:20 . Положил еси тму, и бысть[f] нощь.

Говорит это, чтобы не подумали мы, будто бы иной Творец дня, а иной – ночи.

Пс.103:23 . Изыдет человек на дело свое.

Звери днем препятствовали бы людям идти в путь и возделывать землю, а теперь выходят они ночью, «взыскати себе пищу от Бога» , потому что не для них земля прозябает траву или злак.

Пс.103:24 . Яко возвеличишася дела Твоя, Господи.

Кончив речь о Промысле, обращается к песнословию Создавшего, как бы упокоевая тем слух. А потом снова переходит к другой части дел Промысла, низводя нас к влажной стихии, которой бы не было, если бы не управлял в мире Божий Промысл.

Вся премудростию сотворил еси .

Чудно же, что премудрость, которою все сотворил Ты, есть Господь, потому что Христос – Божия сила и Божия премудрость.

Пс.103:26 . Змий сей, егоже создал еси ругатися ему .

К слову о море мимоходом присовокупил упоминание о змие, сказав, что произведен он не для другого чего, а для того единственно, чтобы «ругатися ему» ******* .

Пс.103:27 . Вся к Тебе чают.

И люди, и стаи диких зверей, и скоты, и пресмыкающиеся не могли бы пропитаться, если бы Бог не снабжал их необходимым для жизни.

Пс.103:29 . Оты́меши дух их, и исчезнут.

Показывает этим, что Бог – Владыка и смерти и жизни.

Пс.103:31 . Возвеселится Господь о де́лех Своих.

Какое же дело Его? То, которое совершил, обновив нашу природу. Ибо пророк дает этим разуметь будущее боговедение людей, когда возвеселится Бог не о том, что поклоняются Ему, но о том, что узрит спасаемых.

Пс.103:32 . Призираяй на землю, и творяй ю трястися.

Присовокупляет слово и о всеобщем суде, который внушить страх всем живущим на земле. Ибо нет человека, который бы не убоялся того страшного Божественного судилища.

Прикасаяйся горам, и дымятся .

Горами называет сопротивные силы, которые Бог попалит во время суда, знамением чего и служить дым.

Пс.103:34 . Да услади́тся Ему беседа моя.

Сказано «беседа» вместо «выбор мой». Сказывает же, что им избрано, а именно – желание песнословить только Бога, – что и будет угодно самому Песнословимому.

Пс.103:35 . Да исчезнут грешницы от земли ,

очевидно, в то время суда. Ибо услышат: «идите от Мене , про́клятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его» ( Мф. 25, 41 ).

И беззаконницы, якоже не быти им ,

т. е. исчезнут они в сонме благословляющих Бога.

Благослови душе` моя Господа ,

потому что Господь удалит их от жребия лукавых, и сподобит жребия святых.

Ср. Иов.40 – «поруган быти ангелы» , об этом см. у бл. Августина потому что вся жизнь наша исполнена некоей горечи, отовсюду возмущается и обуревается свирепыми волнами. Редакция «Азбуки Веры»

Вам может быть интересно:

  1. Толкование на Псалтирь – Псалом 103 – профессор Александр Павлович Лопухин
  2. Толковая Псалтирь – Псалом 103 – Евфимий Зигавинос (Зигабен)
  3. Толкование на сто пятьдесят псалмов – Изъяснение псалма 103-го. – блаженный Феодорит Кирский
  4. Объяснение священной книги псалмов – Псалом 103 – протоиерей Григорий Разумовский
  5. Толкование на Псалмы – Псалом 103 – епископ Палладий (Пьянков)
  6. Беседы на Псалмы – Беседа 50 на псалом 140 – святитель Иоанн Златоуст
  7. Беседы на псалмы – святитель Василий Великий
  8. Избранные псалмы, истолкованные святителем Феофаном Затворником – Псалом тридцать третий, истолкованный святителем Феофаном Затворником – святитель Феофан Затворник
  9. Толкования на Книги Ветхого и Нового Завета – святой Беда Достопочтенный
  10. Послание к Маркеллину об истолковании псалмов – святитель Афанасий Великий
Читайте также:
Чаша Грааля: что это такое, история легенды

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Что означает и для чего читают псалом 103 в православном христианстве

История написания

Достоверной информации о создании псалма не дошла до нашего времени. С учетом хвалебного содержания, ученые предполагают, что написанию предшествовала победа Божьего помазанника над неверными или его избавление от испытаний. На страницах еврейского варианта Писания песнь не содержит подписи. Однако начинается она с тех же слов, что и псалом 102: «Благослови, душа моя, Господа».

Псалом 103 наполнен хвалебными строками

В греческом варианте 103 песнь в Псалтыре имеет авторскую подпись, которая указывает на Давида. Славянский перевод добавляет также краткое описание текста: «Псалом Давиду, о мирстем бытии» («Псалом Давида, о сотворении мира»). Главная идея текста – восхваление Всевышнего, который сотворил землю.

Подробное содержание и толкование псалма

Песнь содержит много отсылок к книге Бытие, поскольку показывает создание Земли за 6 дней. Она прославляет Господа в его премудрости и величии. Толкование каждого текста несет хвалебное послание:

  • Стих 1-4. Подчеркивает, что каждый предмет в мире свидетельствует о величии и славе Господа. Все его создания (природа и животные) безмолвно прославляют его своей красотой. Текст содержит множество метафорических образов, а также описаны природные явления, которые показывают силу Бога.
  • Стих 5-9. Красной линией проходит послание о сотворении мира, который Бог возвел из хаоса с помощью своей руки и фантазии. Обратить его творение в первоначальное состояние никому не под силу.
  • Стих 10–24. Солнце, луна и звезды показаны безмолвными слугами Создателя. В мире царит порядок, все части взаимодействуют без сбоев.
  • Стих 25–26. Автор перечисляет всех тварей, созданных Богом. Теологи утверждают, что они существовали на самом деле (левиафан, чудища).
  • Стих 27–30. Мир полностью зависит от Творца, который управляет всеми его процессами. Тут также показана его забота о своем творении.
  • Стих 31–35. Представлен хвалебными словами, обращенными к Богу и благодарящими за его заботу обо всем живом в нашем мире.

Видео «Чтение псалма 103»

В этом видео представлена аудиозапись написанной царем Давидом молитвы.

В чем помогает и как читать

В церквях псалом служит открытием суточного богослужебного круга, поскольку его читают в начале вечери. Благодаря этой особенности псалом получил название «предначинательный».

Песнь читают без дополнительных обрядов, однако в канун православных праздников текст произносят с особой торжественной интонацией.

Молящимся в домашних условиях можно произносить псалом на русском языке. Перевод с церковнославянского помогает лучше понять истину послания и способствует укреплению веры. В момент вознесения молитвы на душе не должно быть тяжелых помыслов, а в сердце – обиды. Псалом читают негромким голосом, прося помощи и наставления в финансовом благополучии.

Текст псалма 103 на русском языке

Приведенный ниже текст псалма 103 подан на русском языке для удобства произношения и осознания, заложенного в нем глубокого смысла. Произнесенный в час нужды, он способен принести облегчение терзающейся душе.

1 Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием;

2 Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер;

3 устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра.

4 Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий.

5 Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки.

6 Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее, на горах стоят воды.

7 От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят;

8 восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них.

9 Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю.

10 Ты послал источники в долины: между горами текут [воды],

11 поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою.

12 При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос.

13 Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля.

14 Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу,

15 и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека.

16 Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил;

17 на них гнездятся птицы: ели – жилище аисту,

18 высокие горы – сернам; каменные утесы – убежище зайцам.

19 Он сотворил луну для указания времен, солнце знает свой запад.

20 Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери;

21 львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе.

22 Восходит солнце, [и] они собираются и ложатся в свои логовища;

23 выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера.

24 Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих.

25 Это – море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими;

26 там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем.

27 Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время.

Читайте также:
Утренние молитвы: текст на русском, как правильно читать

28 Даешь им – принимают, отверзаешь руку Твою – насыщаются благом;

29 скроешь лице Твое – мятутся, отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаются;

30 пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли.

31 Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих!

32 Призирает на землю, и она трясется; прикасается к горам, и дымятся.

33 Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь.

34 Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе.

35 Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия!

В православной вере большое значение отдается псалму 103, который наполнен глубокой благодарностью и почитанием к Всевышнему. Люди восхваляют его деяния и силу, которая сотворила, и контролирует все сущее на свете.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Псалом Давида 103: «Благослови, душе моя, Господа»

Царь Давид — это уникальная личность в Библии, несмотря на то что падал перед Господом неоднократно, неправильно поступал, грешил при этом никогда не переставал верить в Него и уповать. Псалом 103 — это яркий пример царя-помазанника, который прославляет своего Творца и не устает петь Ему хвалебные гимны.

История написания

К сожалению, информации об истории написания данного текста не сохранилось, хотя исходя из его хвалебной темы, он мог быть написан после очередной победы Божьего помазанника или его избавления рукой Творца от испытаний и трудностей. Еврейский вариант Писания не содержит никакой подписи, но начинается так же, как и 102 псалом: «Благослови, душа моя, Господа».

А вот греческий вариант Псалтири имеет надписание в 103 песни, где указывается авторство Давида, а вот славянский перевод не только содержит информацию об авторстве, но и краткое описание текста: «Псалом Давиду, о мирстем бытии» (или «Псалом Давида, о сотворении мира»).

Другие псалмы Давида:

Главная идея песни — прославление Господа Бога за все Его дела, за чудно созданную землю. Акцент текста — сотворение мира за 6 дней, поэтому псалом 103 содержит много отсылок к первым главам книги Бытие.

Текст также имеет свои особенности:

  • впервые за весь Псалтирь используется слово «аллилуйя»;
  • он начинается и заканчивается одинаковой фразой-благословением Творца;
  • использовано множество эпитетов, которые указывают на особую торжественность текста;

Важно! Поэтическая песнь царя Давида звучит в христианских собраниях на протяжении многих веков. Псалом читают, им молятся, его поют, на основе его строк сочиняют христианские гимны.

Толкование псалма

Как уже было сказано выше, псалом является благословляющей песней к Творцу, в тексте воспеваются деяния Всевышнего, Его мудрость и величие. Каждый стих в тексте — хвалит Бога:

  1. Стихи 1-4: каждый предмет в этом мире является свидетельством величия и славы Господа. Вся природа и животный мир своим существованием и красотой хвалят Всевышнего, пусть и без слов. В тексте использовано множество сравнений и метафор: свет — одеяние Всевышнего, небо — шатер, горние чертоги — высокие места (сравнивается с наиболее почитаемой комнатой в еврейском доме, которая находилась на верхнем этаже). Также приведены примеры действия Бога, которые выражаются в природных явлениях.
  2. Стихи 5 — 9: описывается история сотворения мира. Бог из хаоса упорядочил и создал все, что вокруг, и теперь ничто не может обратить ее в хаос вновь. Божья рука и фантазия — это основа всего.
  3. Стихи 10-24: природные светила изображены как безмолвные слуги Творца, призванные служить людям по Его повелению. Мир показан упорядоченным — по велению Божьему все взаимодействует без сбоев.
  4. Стихи 25 — 26: Давид перечисляет различных зверей, которые были созданы Богом. Толкователи и исследователи говорят, что звери, которые перечислены в тексте, на самом деле существовали (левиафан, чудища и пр.).
  5. Стихи 27-30: весь мир находится в зависимости от Господа. Он управляет всем, благодаря Всевышнему весь мир правильно функционирует. При этом отображена и постоянная забота Творца о своем творении.
  6. Стихи 31 — 35: строки хвалы Богу за то, что Он создал и продолжает созидать весь мир, за безграничную милость. Давид завершает песнь желанием угодить текстом Богу, прославить Его, пусть и слова не могут описать всей славы Небесного Отца.

Данный псалом является уникальным по силе его языка, точности, ярких выражений и рельефности речи.

Правила чтения

В православном богослужении данный псалом читают вначале суточного круга церковных богослужений. Православная церковь поет этот гимн во время великой вечерни на церковном наречии:

Благослови, душе моя, Господа. Господи, Боже мой, возвеличился еси зело. Во исповедание и в велелепоту облеклся еси. Одеяйся светом, яко ризою, простираяй небо, яко кожу. Покрываяй водами превыспренняя Своя, полагаяй облаки на восхождение Свое, ходяй на крилу ветреню. Творяй Ангелы Своя — духи и слуги Своя — пламень огненный. Основаяй землю на тверди ея, не преклонится в век века. Бездна, яко риза, одеяние ея, на горах станут воды. От запрещения Твоего побегнут, от гласа грома Твоего убоятся. Восходят горы и нисходят поля в место, еже основал еси им. Предел положил еси, егоже не прейдут, ниже обратятся покрыти землю. Посыляяй источники в дебрех, посреде гор пройдут воды. Напаяют вся звери сельныя, ждут онагри в жажду свою. На тых птицы небесныя привитают, от среды камения дадят глас. Напаяяй горы от превыспренних Своих, от плода дел Твоих насытится земля. Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли. И вино веселит сердце человека, умастити лице елеем, и хлеб сердце человека укрепит. Насытятся древа польская, кедри ливанстии, ихже еси насадил. Тамо птицы вогнездятся, еродиево жилище предводительствует ими. Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем. Сотворил есть луну во времена, солнце позна запад свой. Положил еси тьму, и бысть нощь, в нейже пройдут вси зверие дубравнии. Скимни рыкающии, восхитити и взыскати от Бога пищу себе. Возсия солнце и собрашася и в ложех своих лягут. Изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси! Сие море великое и пространное, тамо гады, имже несть числа, животная малая с великими. Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время. Давшу Тебе им — соберут, отверзшу Тебе руку — всяческая исполнятся благости. Отвращу же Тебе лице — возмятутся, отымеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся. Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли. Буди слава Господня во веки, возвеселится Господь о делех Своих. Презираяй на землю, и творяй ю трястися, прикасаяся горам — и дымятся. Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь. Да усладится Ему беседа моя, аз же возвеселюся о Господе. Да исчезнут грешницы от земли, и беззаконницы, якоже не быти им. Благослови, душе моя, Господа.

Статьи о православном богослужении:

Любой христианин помимо чтения и пения гимна в храме, может читать его дома на привычном современном русском языке:

1 Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием;

2 Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер;

3 устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра.

4 Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий.

5 Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки.

6 Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее, на горах стоят воды.

7 От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят;

8 восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них.

9 Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю.

10 Ты послал источники в долины: между горами текут [воды],

11 поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою.

12 При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос.

13 Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля.

14 Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу,

15 и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека.

16 Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил;

17 на них гнездятся птицы: ели — жилище аисту,

18 высокие горы — сернам; каменные утесы — убежище зайцам.

19 Он сотворил луну для указания времен, солнце знает свой запад.

20 Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери;

21 львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе.

22 Восходит солнце, [и] они собираются и ложатся в свои логовища;

23 выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера.

24 Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих.

25 Это — море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими;

26 там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем.

27 Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время.

28 Даешь им — принимают, отверзаешь руку Твою — насыщаются благом;

29 скроешь лице Твое — мятутся, отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются;

30 пошлешь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли.

31 Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих!

32 Призирает на землю, и она трясется; прикасается к горам, и дымятся.

33 Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь.

34 Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе.

35 Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия!

Совершенно неважно на каком языке читается псалом, главное — попытаться испытать то величие и радость, которую испытывал Давид, сочиняя этот текст и восхищаясь Невероятным Великим Господом.

Псалом Давида 103: «Благослови, душе моя, Господа»

История грехопадения царя Давида

Прогуливаясь, Давид увидел женщину именем Вирсавия, которую возжелал. Надо заметить, в те времена позволялось содержать гарем, и царь уже имел достаточно много жен. Муж красавицы находился на войне, и являлся препятствием для задуманного Помазанником. Он вызвал Урию (ее супруга) во дворец, и вручил письмо к одному из своих военачальников с указанием: послать подателя бумаги на самый опасный участок, где его скорее убьют.

Так и случилось. Урия вскоре погиб, и жена стала свободной. Давид вступил с ней в брак. Родился ребенок. Никто о подноготной поступка не знал. Царь сам не видел ничего предосудительного в своих делах. Никаких законов не нарушил, все требования благочестия соблюл. Прошел год. К нему пришел пророк Нафан, чтобы открыть неправду. Обличение начал с иносказания.

Притча Нафана

В одном городе жили богач и бедняк. У последнего всего имущества было – одна овечка, которую безмерно любил: кормил, ухаживал, лелеял. У богача были огромные стада разных животных. Когда понадобилось приготовить угощение, он отнял овечку у бедняка, а своих не тронул. И Нафан спрашивает: Царь, что, по-твоему, он заслуживает?

Возмущенный Давид произнес: Смерти, и несчастному должен возместить утрату в 70 раз. Тогда Нафан сказал прямо: Царь, слово, которое ты произнес, касается тебя. Ибо этим богачом являешься ты сам. И смертный приговор вынес о себе.

Определение Господа о Давиде

Так как, пророк пришел, и лично передал слова Божьи, свидетельствует о том, что дар, бывший у Царя, поврежден. Бог не говорит с ним напрямую, как раньше. Связь частично утрачена, поэтому в псалме звучат просьбы: обновить Дух правый. Грех лишает человека Благодати, он остается беззащитен перед злом. Вот, какое определение вынес Господь:

  • Я все тебе дал: богатство, царство, власть.
  • Если не хватало, стоило только попросить, все получил бы.
  • Ты нарушил Закон.
  • Презрел слово Божие.
  • За это умрет ваш с Вирсавией сын.

Чтобы искупить беззаконие, придется претерпеть «наказание» во очищение, понести болезнь, скорбь или смерть. Нам Христос принес спасительное покаяние. Вот почему всегда, когда что-то не ладится, надо, в первую очередь, исповедаться, искренне, как Давид раскаялся в своих злодеяниях. Нафан возвестил еще одно определение о царе: Убив Урию мечом…, теперь оружие и война не отойдут от дома царя израильского. Страх такой перспективы еще больше понуждает к полному очищению от беззакония, чтобы последствия падения не отразились на состоянии государства, родных и личности помазанника Божия.

Христианский псалом 103

Сибирская ведьма рассказала гороскоп на ИЮЛЬ, к сожалению месяц будет тяжелым, но 3 знака… ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Слепая баба Нина: Деньги и удача приходит к тем, кому они действительно нужны, возьмите…. ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ

Торжественным призывом любви к Господу начинается очередное творение царя Давида — псалом 103

. Священники богословы считают, что этот и предыдущий 102 псалом — два взаимодополняющих произведения, которые имеют сходство в поэтических приемах и содержании.

Псалом 103 — возвышенная хвала Всевышнему как Торцу и Вседержителю. Главное обращением автора направлено на творческое могущество Бога, на Его мудрость в управлении всем земным, которое Он сотворил. Псалмопевец Давид изображает Господа подобно шатру, который простирается над миром. Он говорит о том, что творение Господа совершенно. Все что создал Он, живет и обновляется действием Его Духа. В молитве псалма 103 Давид просит, чтобы Бог искоренил грешников, которые нарушают гармонию, созданную Им.

Толкование псалма 103

Начинается псалом 103 восхвалением и благословением имени Господа. Пророк Давид очень поэтично описывает это величие. Псалмопевец изображает образ Бога, который шествует по облакам, названным Его колесницей. Природные стихии в виде ветра и огня представляются как ангелы, служащие Богу. Псалом сто три передает краткое описание истории создания земли.

Как говорит царь Давид в псалме 103

, земля стояла на твердых основах, была покрыта водами бездны, вершин гор не было видно из-под воды. Затем воды стали собираться в океаны, реки, моря и потекли в места своего назначения. Далее Давид описывает разнообразные формы жизни, которые свидетельствуют о мудрости Господа и Его предусмотрительности в творении земной жизни. Давид возносит хвалу премудрому правлению Господа.

Мысль о Боге Вседержителе в псалме 103

В последних стихах псалма 103 содержится одна из главных мыслей — мысль о Боге Вседержителе, о его вечном присутствии в создании мира, о вечной Его активности в нем. Без Его участия все живое превращается в прах. Одним Его прикосновением в мире происходят землетрясения и извержения вулканов, все то, что называется круговоротом в природе. Так, все созидается и обновляется и сегодня, благодаря творениям Господа. Эта часть псалма 103 является молитвой о торжестве и гармонии в мире, который находится под неустанным контролем и покровительствам Всевышнего. Псалмопевец говорит о своем желании петь Господу всю жизнь. Завершается псалом 103 торжественным восклицанием : Аллилуйя!- Восхвалите Иегову.

90% проблем человека происходит из-за отсутствия удачи, и как следствие денег и счастья. Чтобы отменить посыл о бедности, нужен сильный энергетический заряд. Денежный Ритуал позволит найти постоянный источник дохода исполнить мечту, для этого нужно взять… Читать далее…

Текст на русском языке псалма 103 Давида о сотворении мира

Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием; Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер; устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра. Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий. Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки. Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее, на горах стоят воды. От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят; восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них. Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю. Ты послал источники в долины: между горами текут воды, поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою. При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос. Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля. Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу, и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека. Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил; на них гнездятся птицы: ели — жилище аисту, высокие горы — сернам; каменные утесы — убежище зайцам. Он сотворил луну для указания времен, солнце знает свой запад. Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери; львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе. Восходит солнце, и они собираются и ложатся в свои логовища; выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера. Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. Это — море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем. Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время. Даешь им — принимают, отверзаешь руку Твою — насыщаются благом; скроешь лице Твое — мятутся, отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли. Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих! Призирает на землю, и она трясется; прикасается к горам, и дымятся. Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь. Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе. Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия!

Слушать на видео псалом 103 на русском языке

С тегами: легенды молитва религия христианство

Псалом 103

Непосредственно за искренним, воодушевленным и трогательным изображением Промысла Божия в судьбе человека, в нравственном мире, Давид рисует и высоко поэтическую картину промыслительной деятельности Бога в жизни мира физического.

Благослови, душа моя, Господа, благого Творца и Промыслителя над миром. Ты сотворил свет, облако, огонь и все стихии физического мира (первый и второй дни творения, 1-4); образовал воду и землю, и той и другой назначил пределы (5-9); Ты произвел источники, растения и животных (10-13); Ты создал нужное для питания скота и человека, и всему существующему назначил соответствующие места обитания (14-18). Днем и ночью воды и земли полны жизни и движении (19-26) и все существующее живет и питается Твоими дарами и поддерживается Твоей милостивой силой (27-32). Буду всегда петь Господа и да не будет более беззаконных на земле (33-35).

Пс.103:1. Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием;

Пс.103:2. Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер;

Пс.103:3. устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра.

Пс.103:4. Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий.

Господь велик во всем своем творении; все предметы видимого мира говорят о Его «величии и славе», т. е. своим существованием, красотою и разнообразием они безмолвно восхваляют Господа, являясь величественным внешним выражением Его силы. Свет — является как бы Его одеянием, небо — шатром, раскинутым над всей землей; Ты обитаешь над водами («горние чертоги» — верхняя комната, самая почетная в еврейских домах); управляешь облаками, по которым ходишь (древние в тучах видели образ явления Бога), как и по ветрам так, как человек по земле. Стихии мира, напр., ветер и огонь, являются такими же быстрыми и точными исполнителями Твоей воли, как и ангелы. Здесь указания на многочисленные чудеса, совершаемые Богом при посредстве внешней природы, напр., через землетрясения, грозы, огонь и т. п.

Пс.103:5. Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки.

Пс.103:6. Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее, на горах стоят воды.

Пс.103:7. От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят;

Пс.103:8. восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них.

Пс.103:9. Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю.

Изображается кратко история творения земли. Земля утверждена Богом непоколебимо: ничто уничтожить и обратить ее в прежнее хаотическое состояние не может, хотя в начале миросоздания твердая масса земли была окружена «бездною, как одеянием», так что вершины гор закрыты были водою. По творческому же повелению («от прещения», «от гласа грома» — образы силы Божественного приказания) воды отошли от земли, обнаружились горы, и появились поля в назначенных им местах; воды же сосредоточились в определенных пределах, из которых они сами собой не могут вылиться.

Пс.103:10. Ты послал источники в долины: между горами текут [воды],

Пс.103:11. поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою.

Пс.103:12. При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос.

Пс.103:13. Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля.

Но земля не лишилась совершенно воды. В долинах и среди гор появились источники, дающие воду живущим там всяким зверям и диким ослам. Последние были многочисленны на Востоке и любили жить среди гор. Около водных источников появились и деревья, а на них гнездятся разноголосые птицы, оживляющие своим пением все горы и долины.

Пс.103:14. Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу,

Пс.103:15. и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека.

Пс.103:16. Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил;

Пс.103:17. на них гнездятся птицы: ели — жилище аисту,

Пс.103:18. высокие горы — сернам; каменные утесы — убежище зайцам.

Земля производит хлеб, вино и елей человеку; на ней же появляются и сады при долинах, и роскошные кедры на Ливане; там же селятся птицы, выше всех гнездо свивает аист; на горах же живут серны, а среди камней укрываются зайцы. Таким образом — всюду жизнь и движение.

Пс.103:19. Он сотворил луну для указания времен, солнце знает свой запад.

Пс.103:20. Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери;

Пс.103:21. львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе.

Пс.103:22. Восходит солнце, [и] они собираются и ложатся в свои логовища;

Пс.103:23. выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера.

Пс.103:24. Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих.

Солнце и луна исполняют данное Богом назначение, служить указателями времени, и солнце знает свой срок («знает запад» — знает свой закат, когда перестает светить). Когда солнце прекращает светить, настает ночь, вместе с тем начинается и особенная жизнь; тогда хищные звери (львы) и все, селящиеся в дубравах (лесах и рощах) выходят искать себе соответственной их инстинктам и физическому строению пищи. С восходом же солнца они скрываются в логовищах; тогда выступает со своими дневными занятиями человек. Как величествен и премудр весь мир, так устроенный Богом и полный кипучей и разнообразной жизни в каждый момент дня и ночи!

Пс.103:25. Это — море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими;

Пс.103:26. там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем.

Не безжизненно и море: там невозможно пересчитать всех гадов и разнообразных животных от малых до великих; там плавают корабли по поверхности воды, как громадные чудовища, свидетельствующие о великой силе творческого ума человека, а под водою играет левиафан (крокодил), (см. Иов. 40:20-27, 41:1-26), для которого не страшны ни другие обитатели вод, ни самая бездна морей.

Пс.103:27. Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время.

Пс.103:28. Даешь им — принимают, отверзаешь руку Твою — насыщаются благом;

Пс.103:29. скроешь лице Твое — мятутся, отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются;

Пс.103:30. пошлешь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли.

Все это многообразие тварного нуждается в Боге, все ждут от Него пищи себе в нужное время, ее и дает им Господь. Но весь этот мир тварей неминуемо гибнет, когда Господь «сокроет лице», не дает им пищи, и возрождается, когда Господь «посылает свой дух», когда снова возвращает всему живущему свою милость.

Здесь выражено возвышенное учение о постоянном промышлении Бога над миром, своей силой и ниспосылаемыми Им дарами поддерживающего и питающего все тварное.

Пс.103:31. Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих!

Пс.103:32. Призирает на землю, и она трясется; прикасается к горам, и дымятся.

Пс.103:33. Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь.

Пс.103:34. Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе.

Пс.103:35. Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия!

Пусть будет слава Богу от всего Его творения, которое да радует Его своим благоговением («да веселится») к Нему, как всемогущему существу, второе так заботится («призирает») о нем (тварном) и Который так всемогущ, что может сотрясти и уничтожить землю и воздымить горы, т. е. образовать вулканы. Давид заключает псалом желанием, чтобы это слабое изображение величия Божия было угодно Ему, и чтобы нечистое, греховное исчезло с земли и не оскверняло святости творения.

102-й псалом — пятый в шестопсалмии. Указав и раскрыв ранее (Пс. 87) тяжесть и гибельность отверженного от Бога состояния, Церковь здесь побуждает человека дорожить и заботиться о своем спасении, указывая словами этого псалма на великую любовь Бога к человеку, на Его долготерпение и снисхождение, дающее возможность каждому грешнику надеяться и искать Божественной помощи.

103-й псалом называется предначинательным, так как им полагается начало вечерни. Указанием на величие миросоздания и Промысл Божий над ним, всякий молящийся располагается к серьезному и внимательному отношению ко всему содержанию богослужения, как руководству для него со стороны Великого, всемогущего и любвеобильного Существа.

По силе языка, его точности, яркости и образности выражений, а отсюда и особенной рельефности изображения предмета речи, этот псалом многими древними и современными исследователями его считается выдающимся по своей художественности эпическим произведением во всей мировой литературе.

«Иов, пророки, Экклезиаст, и особенно псалмы, наполнены величественными описаниями». Псалом «Благослови, душа моя, Господа» представляет шедевр этого рода. Гораций остается далеко позади этой поэзии (Шатобриан). «Можно сказать, что 103 псалом заключает в себе единственный эскиз мира» (А. Гумбольт).

комментарии Лопухина на Псалтирь, псалом 103

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: