В каких проблемах вам поможет икона Святой Троицы

Икона «Святой Троицы». Значение. В чем помогает. Куда вешать. Как молиться и от чего оберегает

В православной религии почитание изображений с ликами святых находится на одном из главных мест после вознесения молитв. На иконах могут быть представлены образы, как одного Святого, так и целые религиозные сюжеты. Встречаются экземпляры, смысл которых понять сразу просто не возможно. Одна из таких икон созданная в честь Святой Троицы.

В православии существует несколько вариантов сюжетных изображений на данную тематику. Догмат о единстве Святой Троицы относится к одним из основополагающих в православном вероисповедании. Согласно ему, мы верим в Единого Бога, который представлен в трех лицах или ипостасях — Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Каждая из ипостасей является Богом, а Бог вмещает в себя неразрывно все три лица. Иерархии в Троице нет, Бог Сын в той же степени Бог, что и Бог Отец или Бог Дух Святой.

Рис 1 Икона представляет собой сюжет с единением Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. В православной религии они все неразрывно связаны между собой и представляют Единого Бога.

Истоки происхождения иконы Святой Троицы датируются несколькими тысячами лет назад. Церковные изображения очень символичные и несут глубокую богословскую нагрузку. На полотне изображены три ангела, сидящих за одним столом, посередине которого стоит чаша с угощением. Ангелы представляют Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. Особой мощной силой икона обладает в день празднования Святой Троицы согласно церковному Календарю.

Значение святыни

В центре сюжета изображенного на полотне стоит чаша с жидкостью, олицетворяющей Божью кровь. Тем самым это указывает на нечеловеческие муки и страдания, через которые прошел Иисус Христос, даже искупить все грехи человечества. В абсолютном молчании, со склоненными головами сидят за столом три ангела, символизирующие Божью власть, благословение и смирение перед любыми страданиями.

Рис 2 Человечеству было явлено чудо лицезреть только Иисуса Христа, в то время как два других лика из Святой Троицы, всегда преподносились в символичных образах (глас с неба Всевышнего и в виде голубя от Святого Духа).

На заднем плане виднеется гора, как символ искупления, но на которую Богу еще придется взойти не один раз. Как известно, Бога Отца и Бога Святого Духа, человеку так и не удалось лицезреть. Согласно православным канонам человеческий облик был только у Иисуса Христа, поэтому его так часто изображают на иконах. Полотно Святая Троица – это только симоволическое представление Небесного царя. Господь только посылал с небес свой глас, а Святой Дух спускался в виде голубя, но не более того.

Когда следует молиться иконе «Святая троица»

Чудотворный образ изображения Святой Троицы среди православных верующих характеризуется своими целебными и защитными свойствами, которые подтверждают множеством уникальных историй. Например, во время правления царя Ивана Грозного произошло событие, которое иначе, как чудом назвать нельзя.

Правитель перед сложным военным походом на Казанское государство отправился для молитвенного вознесения к иконе в Троице-Сергиеву Лавру. Он длительно и слезно молился перед Святыней, взывая в помощи и благословении на боевые действия. В результате, несмотря на малочисленное войско и близкое поражение, Казань была завоевана. Иван Грозный сразу же по приезде из похода горячо молился в многочасовом молебне и благодарил Святыню за помощь.

Рис 3 Икона Святой Троицы помогает в самых сложных и запутанных жизненных ситуациях. Молитвенное вознесение совершенное возле святыни В Троице-Сергиевой Лавре помогает изменить судьбу и полностью восстановить свои душевные силы.

В церковных летописях и благодарственных книгах зафиксированы тысячи событий подтверждающих чудодейственную силу иконы. Это и спасение целых городов от длительной засухи, исцеление от эпидемий холеры и чумы. Множество историй связано с чудесами выздоровления от смертельных заболеваний и душевных недугов.

В древней реликвии, которая и по сей день находиться в Троице-Сергиевой Лавре приезжают паломники с разных концов света для того, чтобы вознести прошение на изменение своей судьбы. Молиться перед иконой рекомендуется в период сложных жизненных ситуаций, когда справиться без помощи небесных покровителей уже невозможно. Просить о помощи рекомендуется после покаяния и вознесение хвалы Господу.

Куда правильно вешать в доме

Изображение Святой Троицы является одним из самых почитаемых в христианстве. Считается, что ее верховенство должно цениться выше любых других икон, зримо определяя могущество и верховенство Господа. Поэтому при размещении домашнего иконостаса это полотно рекомендуется помещать в центре других изображений. Допускается использование только одной иконы Троицы.

Важно! В православии совершать молитвенные вознесения нужно лицом к востоку. Наши предки по этой причине всегда вешали все церковные изображения в восточной стороне дома. По канонам современной церкви подобных правил не существует, главное чтобы иконостас находился в свободном доступе для молебнов.

Икону Святой Троицы можно вешать в изголовье кровати. Это будет служить дополнительной мощной защитой от темных сил и негатива. У православных также принято помещать церковное полотно вблизи входной двери. Это предотвращает попадание в квартиру негативной или колдовской энергетики. Бытует мнение, что мощная защита, исходящая от иконы нейтрализует даже самого злого гостя и все его черные намерения в отношении семьи или хозяев улетучиваются в один миг.

Рис 4 Икона Святая Троица может помещаться в любом месте и в любой комнате. Важно, чтобы само помещение было просторным, светлым и чистым. Необходимо расположить иконостас так, чтобы всегда была возможность подойти и прочитать молитву при зажженной свече.

Размешается икона Святой Троицы на полке или в специальном шкафу. При наличии нескольких изображений икону с Троицким сюжетом ставят выше остальных. Опытные прихожане утверждают, что правильный порядок расстановки икон в доме помогает быстрее отрыть истинный путь к Богу и повысить свой духовный уровень.

Не рекомендуется ставить икону вблизи:

  • бытовой техники, телевизора;
  • рядом с фотографиями умерших родных;
  • картин, художественных книг, сувенирной продукции;
  • идолов и икон, относящихся к другому вероисповеданию.

Икону лучше помещать на специальную подставку или на застеленный белой скатертью стол. При возможности используют для этого вышитые в народном или церковном стиле рушники. Помещение для хранения икон должно быть светлым и просторным, чтобы модно было быстро сосредоточиться на прочтении молитвы.

Священники акцентируют внимание верующих на том, что не главное где и как будет висеть икона Святой Троицы в доме. Важное то, насколько искренне человек будет молиться перед ней и соблюдать все заповеди Божие. Главное правило здесь – это благоговейное отношение к месту, где размещаются церковные святыни. Оно не должно выглядеть запущенным и неаккуратным. Тогда любая молитва, даже прочитанная своими словами обязательно будет услышана Небесными Покровителями.

Молитва иконе «Святая троица»

Читать обращение к Святой Троице можно, как в храме, так и в домашних условиях. Перед началом молитвы нужно очистить свои мысли, настроится на понимание глубокого смысла вознесения к Господу, и совершить крестное знамение. Трижды перекреститься нужно и по окончании молитвы.

Читайте также:
Молитвы на удачную торговлю Серафиму Саровскому и Николаю Чудотворцу

Сокращенная молитва Святой Троице звучит следующим образом:

“Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имени Твоего ради.”

Священные слова из оригинального текста более сложные для восприятия современного человека и требуют длительного заучивания. Поэтому начинающим разрешается использовать переписанный текст на листок.

Рис 5 Молитва на церковнославянском языке считается сложной для запоминания, поэтому новичкам рекомендуется читать ее с листков, чтобы правильно расставлять ударения и произносить все слова и тем самым не исказив суть святого прошения.

Наши предки заучивали все слова молитвы наизусть, так как многие из них не владели грамотой. Сейчас можно воспользоваться молитвословом, в котором собраны все православные молитвы. В свободной продаже в церковных лавках имеются миниатюрные копии икон с молитвами на обратной стороне. Многие из верующих носят их при себе, как дополнительный оберег и защиту.

Рис 6 Обращаться за помощью к Святой Троице можно посредством нескольких молитв, каждая из которых является правильной, если от чистого сердца и с искренней верой.

От чего оберегает

Существует мнение, что в православии, молиться тому или иному Святому можно только по строго определенным вопросам. Однако подобный подход не является правильным и в некотором смысле даже противоречит православной вере. В череде неприятностей и жизненных неурядиц человек, прежде всего, обращается за помощью к Господу Богу. Святые, являются небесными покровителями человека и помощниками Бога. При обращении к одному из них, они вместе с прихожанами просят Всевышнего оказать помощь молящемуся.

Вознесение прошений к тому или иному покровителю, не что иное, как сложившаяся традиция на основании многолетнего опыта и мнений самих верующих. Поэтому перед любой иконой можно просить о чем угодно и за каждую просьбу, перед Царем Небесным, будут вступаться Святые.

Важно! Обращаясь к иконе Святой Троицы, верующий человеке может просить о любой помощи или защите. Главное условие – это избавление от греховных и злобных мыслей. Обращение с негативными просьбами во вред другим людям никогда не будет принято Всевышним, а скорее, наоборот, в скором времени за такой проступок можно сильно поплатиться своим благополучием.

К иконе Святой Троице люди идут с просьбами избавления от душевных мук и финансовых проблем. Кому-то требуется поддержка в период решения сложного вопроса, кто-то нуждается в работе. К образу Святой Троицы обращаются за исцелением от рака и бесплодия. Многие просят помощи в борьбе с алкоголизмом и наркоманией.

Рис 7 Вознесение молитвенного обращение с целью исцеления имеет наибольшую силу в день праздника Святой Троицы.

Молитва перед иконой Святой Троицы помогает очистить и возвысить душу. Человек после молитвы получается успокоение и надежду, избавляется от страхов, тревог и переживаний. Некоторые доверяют святыне свои планы на будущее, с целью получения благословения и поддержки от Всевышнего. В результате регулярных вознесений человек приходит к раскаянию, находит выход из сложных ситуаций и начинает по-новому ценить жизнь, соблюдая все заповеди Божие.

Оцените пожалуйста статью ☺

Нажмите по звездочке ↓

Средний рейтинг: 2.9 / 5. Количество голосов: 7

Проголосуйте первым!

Икона Пресвятой Троицы

Неотъемлемой частью православного вероучения является почитание святых икон. На них могут изображаться как отдельно взятые святые, так и сам Господь наш Иисус Христос, его Пречистая Матерь, Ангелы. Однако в православной иконописи встречаются образа, глубокий смысл которых сразу понять не так-то просто.

Один из таких примеров — икона Святой Троицы. Мало того, что существует несколько различных вариантов этого образа, так еще и не всегда понятно, кто же именно на ней изображен. Попробуем разобраться в этом непростом богословском вопросе.

Кто такая Святая Троица и какие бывают ее иконы

Догмат о единстве Святой Троицы — один из наиболее сложных и в то же время основополагающих постулатов православной веры. Согласно ему, мы верим в Единого Бога, который представлен в трех лицах или ипостасях — Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Каждая из ипостасей является Богом, а Бог вмещает в себя неразрывно все три лица. Иерархии в Троице нет, Бог Сын в той же степени Бог, что и Бог Отец или Бог Дух Святой.

Полностью понять данное учение простому мирянину не под силу, над этим ломают головы лучшие богословы всего христианского мира. Для обычного рядового человека, верующего в Господа нашего Иисуса Христа, достаточно понимать, что у Единого Бога есть три лица, каждое из которых одинаково является Богом. Канонически на иконах можно изображать лишь то, что было явлено людям. Так, человечеству было явлено большое чудо лицезреть Самого Господа Иисуса Христа, поэтому мы имеем большое количество икон с его святым ликом.

Об иконах Иисуса Христа:

Что касается Бога Отца и Бога Святого Духа, то видимо они никогда не являлись людям. В Библии есть места, где Господь посылал с Небес свой глас, а также Святой Дух спускался в виде голубя. Это все физические проявления двух других ипостасей, которыми располагает человечество. В связи с этим нет иконы, которая в естественном виде изображала бы Святую Троицу (как, например, есть иконы Христа, достоверно повторяющие Его внешность).

Все изображения Троицы — глубоко символичны и несут в себе большую богословскую нагрузку. Один из наиболее известных образов — «Гостеприимство Авраама». На нем изображена сцена из книги Бытия, когда Аврааму был явлен Господь под видом трех ангелов. Именно тогда один из ангелов возвестил Аврааму о скором рождении у него сына.

На этом изображении мы видим трех ангелов, сидящих за столом, и Авраама и Сарру, которые им прислуживают. На заднем плане виден Мамврийский дуб, дом самого Авраама и горы. Суть этого изображения в том, что символично Аврааму и Сарре под видом трех ангелов была явлена тайна Троичного Господа.

Икона преподобного Андрея Рублева

Наиболее полно суть троической Божественной природы раскрыта в образе преподобного Андрея Рублева. Пожалуй, это наиболее известная и почитаемая икона Святой Троицы в нашей церкви. Художник отказывается от образов Авраама и Сарры, ангелы сидят за столом одни. Они уже не вкушают пищу, а как будто благословляют ее. Да и пищи как таковой на столе уже нет — осталась одна чаша, которая символизирует причастие и Святые Дары.

Многие исследователи пытались разгадать, в какой же последовательности преподобный Андрей Рублев изобразил каждую ипостась Господа. Большинство специалистов сошлись во мнении, что для того чтобы подчеркнуть единство Троицы, художник не стал указывать, где кто изображен.

По большому счету, для простого верующего христианина нет никакой разницы, где какая сущность расположена. Мы все равно молимся Единому Богу, и невозможно помолиться Сыну, не молясь при этом Отцу или Святому Духу. Поэтому, глядя на икону, лучше всего воспринимать образ в целом, не разделяя его на три разных фигуры.

Читайте также:
Святая Великомученица Варвара: житие, молитвы, в чем помогает

Даже само изображение как бы подчеркивает единство всех персонажей — фигуры всех трех ангелов вписываются в невидимый круг. В середине находится Чаша, которая символически указывает на Христову Жертву ради всего человечества.

Необходимо упомянуть, что встречаются различные неканонические попытки изобразить три ипостаси Божии. Загадка христианского понимания Бога всегда привлекала множество исследователей, и не всегда они согласовывали свои взгляды с канонами православия. Поэтому верующим людям нужно тщательно избегать увлечения подобными изображениями. В храмах таких икон встретить нельзя, не нужно их иметь и дома.

Где должна находиться икона Святой Троицы и как перед ней молиться

Если говорить о храмах, то в большинстве из них можно найти этот святой образ. Если храм освящен в честь Святой Троицы, то главная икона будет находиться на аналое, на видном месте. Любой верующий христианин может прийти в такой храм и приложиться к святыне.

Перед образом могут служиться молебны, может быть освящена вода. Такие небольшие службы даруют большое утешение православным, которые молятся на них о том, что волнует их души. Можно подавать записочки с именами родных и близких, тогда священник вознесет прошения к Богу и о них.

Важно! Основой любого молебна является не сам факт подачи записочки с именами, а искреннее обращение к Богу верующего человека. Поэтому очень желательно присутствовать на молебне лично.

Икону Святой Троицы можно иметь и дома, чтобы в личной домашней молитве обращаться к Господу. Для этого дома можно оборудовать специальные полки для образов — домашний иконостас. На нем располагают все имеющиеся в семье иконы. Стоит помнить, что при оформлении иконостаса центральное место должны занимать иконы Господа и Пресвятой Богродицы, а следом за ними почитаемых в семье святых.

По христианской традиции все иконостасы принято оборудовать на восточной стене или углу дома. Однако если по каким-то объективным причинам это сделать невозможно (например, восточная сторона занята большим окном или дверью), то нет никакого греха в том, чтобы разместить домашние святыни в любом другом подходящем месте.

Главное правило — отношение к месту, где хранятся образа, должно быть благоговейным. Нужно содержать его в чистоте, своевременно вытирать пыль, менять салфетки. Совершенно недопустимо, когда хозяева поддерживают порядок, к примеру, на кухне, но при этом святой угол выглядит запущено и неухожено.

Православный интернет-магазин Svyatsy — иконы Пресвятой Троицы.

В чем помогает икона

В околохристианской среде нередко можно встретить мнение, что перед теми или иными святынями можно молиться строго по определенным вопросам. Нередко можно услышать подобные советы даже перед опытными прихожанами и старожилами храмов. Такой подход не совсем верно отражает суть православной веры.

О других известных православных иконах:

Во всех бедах и скорбях, в которых мы просим духовной помощи, подать ответ нам может только лишь один Господь Бог. Святые являются нашими помощниками, которые вместе с нами могут упросить Господа подать нам все необходимое для нашей жизни. Просто складывается такая традиция, что молитвы перед определенными образами помогают в той или иной ситуации. Но это нестрогое правило, и человек перед любой иконой может попросить о чем угодно.

Важно! Вера в то, что помощь исходит именно от иконы, перед которой человек молится, является языческим подходом и искажает суть православной веры.

Поэтому, молясь перед иконой Святой Троицы дома или в храме, человек может попросить обо всем, что лежит у него на душе. Стоит только не забывать, что к Господу нельзя идти с греховными мыслями, нечестными или заведомо плохими просьбами.

Большинство святых отцов церкви говорят, что настоящая молитва та, которая ничего не просит, а только лишь благодарит Бога и возлагает на Него заботу о жизни человеческой. В Евангелии сказано, что и волос не упадет с головы человека, если на то не будет Божьей Воли. Поэтому лучше всего предстоять перед святыней с покаянным сердцем, смирением, и желанием исправить свою жизнь по Божьей воле. Такое обращение всегда будет услышано и человек ощутит благодать и духовную помощь в жизни.

ОТЛИЧИЕ ПРАВОСЛАВНОГО КРЕСТА ОТ КАТОЛИЧЕСКОГО

Среди всех христиан, только православные и католики, почитают кресты и иконы. Крестами украшают купола церквей, свои дома, носят на шее.

Причина, почему человек носит нательный крестик, у каждого своя. Кто-то таким образом отдает дань моде, для кого-то крест – красивое ювелирное изделие, кому-то он приносит удачу и используется как талисман. Но есть и те, для кого одетый при крещении нательный крестик действительно является символом их бесконечной веры.

Сегодня магазины и церковные лавки предлагают большое разнообразие крестов различной формы. Однако очень часто не только родители, собравшиеся крестить ребенка, но и продавцы-консультанты не могут разъяснить, где православный крест, а где католический, хотя отличить их, на самом деле, очень просто. В католической традиции – четырехугольный крест, с тремя гвоздями. В православии имеются кресты четырехконечные, шести и восьмиконечные, с четырьмя гвоздями для рук и ног.

Форма креста

Четырехконечный крест

Итак, на Западе наиболее употребительным является четырехконечный крест . Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

Восьмиконечный православный крест

Для Православия форма креста не имеет особого значения, гораздо больше внимания уделяется тому, что на нем изображено, однако наибольшую популярность получили восьмиконечные и шестиконечные кресты.

Восьмиконечный православный крест наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос. Православный крест, который чаще всего используется Русской и Сербской православными церквями, содержит, кроме большой горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя символизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский» (ИНЦИ, или INRI на латыни). Нижняя косая перекладина – подпорка для ног Иисуса Христа символизирует “мерило праведное”, взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа, ещё более усугубил свою посмертную участь и попал в ад. Буквы IС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа.

Святитель Димитрий Ростовский пишет, что “когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе”. Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19:18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф. 27:35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27:37).

Читайте также:
Утренние и вечерние молитвы: как читать на церковно славянском, текст

Восьмиконечный крест с давних времен считается самым мощным защитным средством от различного рода не́чисти, а также видимого и невидимого зла.

Шестиконечный крест

Широкое распространение среди православных верующих, особенно во времена Древней Руси, имел также и шестиконечный крест . В нем также имеется наклонная перекладина: нижний конец символизирует нераскаянный грех, а верхний — освобождение покаянием.

Однако не в форме креста или количестве концов заключается вся его сила. Крест славится силой распятого на нем Христа, и вся символичность и чудотворность его в этом.

Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита — «крест всякой формы есть истинный крест» и имеет неземную красоту и животворящую силу.

«Нет существенной разницы между латинским, католическим, византийским, и православным крестами, как и между какими-либо другими крестами, использующимся в службе христианами. В сущности, все кресты одинаковы, отличия лишь в форме», – говорит Сербский Патриарх Ириней.

Распятие

В католической и православной Церквях особое значение придается не форме креста, а образу Иисуса Христа на нем.

До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мертвого Христа.

Да, мы знаем, что Христос умер на кресте. Но мы знаем и то, что потом Он Воскрес, и что страдал Он добровольно из любви к людям: чтобы научить нас беречь бессмертную душу; чтобы мы тоже могли воскреснуть и жить вечно. В Православном Распятии эта пасхальная радость присутствует всегда. Поэтому на православном кресте Христос не умирает, а свободно простирает руки, ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он — не мертвое тело, а Бог, и весь его образ говорит об этом.

У православного креста над основной горизонтальной перекладиной есть ещё одна, поменьше, которая символизирует табличку на кресте Христа с указанием проступка. Т.к. Понтий Пилат не нашел, как описать вину Христа, на табличке появились слова «Иисус Назорей Царь Иудейский» на трех языках : греческом, латинском и арамейском. На латыни в католицизме эта надпись имеет вид INRI , а в православии – IHЦI (либо ІНHІ, «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»). Нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног. Также она символизирует двух разбойников, распятых слева и справа от Христа. Один из них перед смертью раскаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же перед смертью хулил и поносил своих палачей и Христа.

Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА»Победитель.

На крестчатом нимбе Спасителя обязательно писали греческие буквы ООН , означающие — «истинно Сущий», потому что «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий» (Исх. 3:14), открыв этим самым Свое имя, выражающее самобытийность, вечность и неизменяемость существа Божия.

Кроме того, в православной Византии хранились гвозди, которыми Господь был прибит к кресту. И было точно известно, что их четыре, а не три. Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.

Православное Распятие Католическое Распятие

В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. Католики изображают Христа мертвым, иногда с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и ребрах (стигматы). В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью. Распятие в православии как раз таки символизирует это торжество. Кроме того, ноги Спасителя прибиты одним гвоздем.

Значение крестной смерти Спасителя

Возникновение христианского креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по вынужденному приговору Понтия Пилата. Распятие на кресте было распространённым способом казни в Древнем Риме, позаимствованным от карфагенян — потомков финикийских колонистов (считается, что впервые распятие использовалось именно в Финикии). Обычно к смерти на кресте приговаривали разбойников; многие ранние христиане, подвергавшиеся гонениям, начиная с времён Нерона, также были казнены таким образом.

Распятие на кресте у римлян

До страданий Христовых крест был орудием позора и страшного наказания. После же Его страданий он стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием бесконечной Божьей любви, предметом радости. Воплотившийся Сын Божий Своею кровью освятил крест и сделал его проводником Своей благодати, источником освящения верующих.

Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа — это выкуп всех , призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45:22).

Читая Евангелия, мы убеждаемся, что крестный подвиг Богочеловека является центральным событием в Его земной жизни. Своими крестными страданиями Он смыл наши грехи, покрыл наш долг перед Богом или, на языке Писания, нас “искупил” (выкупил). В Голгофе сокрыта непостижимая тайна бесконечной правды и любви Бога.

Сын Божий добровольно взял на Себя вину всех людей и пострадал за нее позорной и мучительнейшей смертью на кресте; потом на третий день воскрес как победитель ада и смерти.

Почему для очищения грехов человечества понадобилась именно такая ужасная Жертва и существовала ли возможность спасти людей другим, менее мучительным путем?

Христианское учение о крестной смерти Богочеловека нередко является “камнем преткновения” для людей с уже сложившимися религиозно-философскими понятиями. Как многим евреям, так и людям греческой культуры апостольских времен представлялось противоречивым утверждение, что всемогущий и вечный Бог сошел на землю в образе смертного человека, добровольно претерпел биения, оплевания и позорную смерть, что этот подвиг мог принести духовную пользу человечеству. “Это невозможно!” – возражали одни; “Это не нужно!” – утверждали другие.

Св. апостол Павел в своем послании к Коринфянам говорит: “Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость”(1 Кор. 1:17-24).

Читайте также:
Икона Божией Матери «Державная»: описание, значение, история + фото

Иными словами, апостол разъяснял, что то, что в христианстве некоторыми воспринималось как соблазн и безумие, фактически является делом величайшей Божественной мудрости и всемогущества. Истина искупительной смерти и воскресения Спасителя является фундаментом для многих других христианских истин, например, об освящении верующих, о таинствах, о смысле страданий, о добродетелях, о подвиге, о цели жизни, о предстоящем суде и воскресении умерших и других.

При этом, искупительная смерть Христа, будучи событием необъяснимым в понятиях земной логики и даже “соблазнительным для погибающих,” обладает возрождающей силой, которую чувствует и к которой стремится верующее сердце. Обновленные и согретые этой духовной силой, с трепетом преклонялись перед Голгофой как последние рабы, так и самые могущественные цари; как темные невежды, так и величайшие ученые. После сошествия Св. Духа апостолы личным опытом убедились в том, какие великие духовные блага им принесла искупительная смерть и воскресение Спасителя, и они делились этим опытом со своими учениками.

(Тайна искупления человечества тесно связана с целым рядом важных религиозных и психологических факторов. Поэтому для уяснения тайны искупления надо:

а) понять, в чем собственно состоит греховное повреждение человека и ослабление его воли для сопротивления злу;

б) надо понять, как дьявольская воля, благодаря греху, получила возможность влиять и даже пленять человеческую волю;

в) надо понять таинственную силу любви, ее способность положительно влиять на человека и облагораживать его. При этом, если любовь больше всего обнаруживает себя в жертвенном служении ближнему, то, несомненно, что отдача за него жизни есть высшее проявление любви;

г) от понимания силы человеческой любви надо возвыситься до понимания силы Божественной любви и того, как она проникает в душу верующего и преображает его внутренний мир;

д) кроме того, в искупительной смерти Спасителя есть сторона, выходящая за пределы человеческого мира, а именно: На кресте произошло сражение между Богом и гордым Денницей, в котором Бог, скрываясь под видом немощной плоти, вышел победителем. Подробности этого духовного сражения и Божественной победы остаются для нас тайной. Даже Ангелы, согласно ап. Петру, не вполне понимают тайну искупления (1 Петр. 1:12). Она – запечатанная книга, которую мог раскрыть только Агнец Божий (От. 5:1-7)).

В православной аскетике есть такое понятие, как несение своего креста, то есть терпеливое исполнение христианских заповедей на протяжении всей жизни христианина. Все трудности, как внешние, так и внутренние, именуются “крестом.” Каждый несёт свой жизненный крест. О необходимости личного подвига Господь так сказал: “Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня” (Мф. 10:38).

«Крест хранитель всей вселенной. Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва», — утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.

Мотивы возмутительного осквернения и похуления святого Креста сознательными крестоненавистниками и крестоборцами вполне объяснимы. Но когда видим христиан, втянутых в это гнусное дело, тем более молчать нельзя, ибо — по слову святителя Василия Великого — «молчанием предается Бог»!

Различия католического и православного креста

Таким образом, имеются следующие отличия католического креста от православного:

Католический крест Православный крест

  1. Православный крест чаще всего имеет восьмиконечную или шестиконечную форму. Католический крест – четырехконечный.
  2. Слова на табличке на крестах одинаковы, лишь написаны на разных языках: латинском INRI (в случае католического креста) и славяно-русском IHЦI (на православном кресте).
  3. Еще одной принципиальной позицией является положение ног на Распятии и количество гвоздей . Ноги Иисуса Христа расположены вместе на католическом Распятии, и каждая пригвождена по отдельности на православном кресте.
  4. Различным является изображение Спасителя на кресте . На православном кресте изображен Бог, открывший путь к вечной жизни, а на католическом – человек, испытывающий муки.

Православный крест: значение перекладин

Крест – один из самых древнейших символов, который появился ещё задолго до возникновения христианства. Данный знак использовался во многих культурах и имел разные значения. Он присутствовал при проведении различных ритуалов и обрядов, изображения крестов находили при раскопках, а также с этим символом связано множество мифов, сказаний, легенд и суеверий. Уже на протяжении более двух тысяч лет крест является главным символом православной веры. И мало кто из нас знает, откуда он взялся и какое значение имеет. Чаще всего мы имеем дело с восьмиконечным православным крестом. Что он означает и какие ещё существуют виды крестов, узнаете из нашей статьи.

Символ крест: немного истории

В древние времена практически в каждой культуре крест выполнял функцию оберега, а также означал вечную жизнь. Его использовали во многих древних государствах – Ассирии, Персии, Индии, Скандинавии др. Крест четырёхконечный берёт своё начало из Древних Халдеев. Также он присутствовал в качестве религиозного символа и у соседей, в том числе в Египте, где символизировал сиро-финикийского бога Таммуза, являющегося божеством воды и плодородия.

В Египте используют крест с петлёй. Такой символ имеет название “анкх” (“анх”), что означает жизнь, неиссякаемую жизненную силу, вечность, мудрость и бессмертие. Ассирийский крест заключён в круг. Он символизирует Ашшура, солнечное божество. Вавилонский олицетворяет Ану, бога неба.

Христианский крест возник после распятия Христа и его мученической смерти. Такая казнь была широко распространена в те времена и считалась позорной, но Христос принял свою смерть ради очищения всего человечества от грехов, освятил своей кровью орудие позора и сделал его священным символом Божьей Благодати, победы жизни над смертью, добра над злом, света над тьмой.

Виды христианских крестов и их значение

В христианстве насчитывается несколько видов крестов. Основными считают:

  • четырёхконечный крест;
  • шестиконечный символ;
  • восьмиконечную святыню;
  • афонский крест;
  • христианский крест с полумесяцем;
  • Георгиевский крест;
  • просфорный крест;
  • мальтийский крест.

Четырёхконечный крест

Одной из наиболее древних форм является четырёхконечный православный символ. Именно на таком кресте и был распят Иисус Христос, и такие его изображения были найдены в раннехристианских катакомбах, хотя большинство источников утверждает, что распятие сына Божьего имело подпорку для ног в виде нижней косой перекладины и верхнюю короткую перекладину. Четырёхконечный символ в основном применяется в западном христианстве, то есть популярен среди католиков, но и у восточных христиан данный знак также считается священным.

Читайте также:
Молитва за мужа Николаю Чудотворцу

Шестиконечный православный крест

Шестиконечный православный крест является каноническим распятием. Выглядит он следующим образом – вертикальная перекладина, пересечённая двумя другими, верхняя из которых – длинная, а нижняя – короткая и выполнена наискось. Именно нижняя планка, правая часть которой направлена вверх, а левая – вниз, символизирует мерило, оценивающее чистоту души человеческой, внутреннее состояние каждого живущего. Тот конец нижней планки, что устремлён вниз, олицетворяет нераскаянные грехи, а, направленный вверх, является символом покаяния.

У католиков такой крест – показатель духовного сана.

Восьмиконечный символ

Данный знак является наиболее распространённым в настоящее время. Во многих источниках говорится, что этот крест по внешнему виду наиболее приближён к тому, на котором был распят Спаситель. Вертикальная полоса пересечена в этом случае тремя планками. Верхняя-короткая считается тем местом, где Понтием Пилатом было начертано “Иисус-Назарянин – Иудейский Царь.” Средняя-длинная – распятие для рук, а нижняя косая – подпорка для ног. Также нижняя планка выступает в роли весов, измеряющих грехи человеческие.

В Римской Церкви данный крест является священным атрибутом Папы Римского.

Крест Афонский

Над верхней короткой планкой имеются буквы “ИС” – Иисус и “ХС” – Христос. Над концами длинной средней перекладины начертаны слова “СНЪ” – сын, “БЖIЙ” – Божий, а под ними – “ЦРЬ” – Царь, “СЛВЫ” – Славы. Слово “НИКА”, в переводе с греческого на русский обозначающая “Победа”, расположено в середине креста под средней перекладиной. Под словом “ЦРЬ” начертана литера “К”, символизирующая копьё, которым Спасителю проткнули печень, а под надписью “СЛВЫ” – литера “Т”, олицетворяющая трость и губку, при помощи которой Христу смачивали губы уксусом. Само распятие возвышается на небольшом холмике – Голгофе. Под холмиком изображён череп с перекрещенными костями, который является символом Адама, праотца человечества, по приданиям похороненного на месте казни Христа. Считается, что Иисус Христос своей смертью очистил нашего прародителя и всех нас от грехов человеческих и тем самым открыл ему и всему человечеству дорогу в рай. С одной стороны холмика-Голгофы присутствуют буквы “МЛ”, то есть Место Лобное, а с другой стороны – “РБ” – Распят Бысть. По сторонам от черепа расположены буквы “Г” и “А” – Голгофа. Середина Афонского креста обведена кругом – терновым венцом, который одели на голову Спасителя перед казнью. Венец этот является символом мук и страданий, которые перенёс на кресте наш Господь.

Крест с полумесяцем

Данным символом украшают купола соборов и храмов. Представляет собой шестиконечный крест, а внизу, где должна находиться косая короткая планка, расположен полумесяц рожками вверх. Существует несколько значений этой реликвии. Первое из них, что полумесяц символизирует чашу, наполненную кровью Христа, из которой восстаёт Благодать Божья в виде креста. Другая версия – рождение Христа, ибо крест символизирует Спасителя, а полумесяц – Матерь Его, Деву Марию.

Георгиевский крест

Этот четырёхконечный крест имеет правильную форму. Все концы данного символа – одинаковой длины, узкие у центра расширяются к краям, напоминая треугольники. В центре расположен круг, в котором изображён двуглавый орёл. Этот знак использовали в качестве награды для унтер-офицеров и солдат, отличившихся в бою.

Крест просфорный (Константиновский)

Данный символ также имеет четыре конца, по внешнему виду похож на Георгиевский, только имеет надписи. Над поперечной планкой с одной стороны начертаны буквы “ИС” – Иисус, с другой “ХС” – Христос. Под перекладиной написано слово “НИКА”, то есть победа жизни над смертью, добра над злом. Этот крест символизирует освобождение или выкуп грешников из ада или цену, которую заплатил Христос за спасение человечества.

Мальтийский крест

Эта реликвия является восьмиконечной. Она некогда олицетворяла рыцарский орден госпитальеров (данный орден, называемый также орденом святого Иоанна, был основан в Палестине в 11 веке). Четыре основных луча такого знака символизировали главные православные добродетели – силу духа, справедливость, благоразумие и воздержание. Восемь же концов соответствовали основным качествам истинного рыцаря – смирению, искренности, терпению, справедливости, безгрешию, милосердию, вере и истине.

Как отличить православный крест от католического

Эти два креста различаются надписями и изображениями, а также количеством перекладин. Католические кресты, как правило, четырёхконечные. Самым наглядным отличием является надпись на оборотной стороне креста “Спаси и Сохрани”. Такие надписи наносят только на православных символах. Также на католических знаках надписи сделаны латинскими буквами. Например, слова “Иисус-Назарянин – Иудейский Царь” у католиков выглядят следующим образом – “INRI”, а на православных крестах – “IНЦI” или IННI”.

Сильно отличаются изображения Спасителя на этих двух святынях. На православной Господь изображён, как победитель над смертью, то есть руки его расположены ладонями вверх и спокойно разведены в стороны. Создаётся впечатление, будто он обнимает всё человечество. Очи его открыты, а вокруг головы находится нимб святого. Ноги его либо прибиты к центральной перекладине, а если есть косая поперечина, то стоят на ней.

На католическом кресте Иисус изображён с поникшей головой и закрытыми глазами. Запястья прибиты гвоздями, а ладони свисают вниз. Вся фигура также свисает, а на голову надет терновый венок, из-под которого по лицу струится кровь. Также отличием является то, что православный крест является плоским, а католический – выпуклым.

Какие кресты носят на теле

Православные христиане носят нательные крестики, которые они получают во время обряда крещения. Такая святыня носится исключительно под одеждой в соприкосновении с обнажённым телом. Именно в этом случае священный символ способен максимально защищать своего владельца от сил зла. В церквях в настоящее время продаётся множество разновидностей православных крестов, но, как правило, популярностью пользуются восьмиконечные крестики с фигуркой Спасителя в центре, хотя в наличии имеются и без изображения Господа. До сих пор служители духовенства не могут определиться, какой крест уместнее носить на груди, с фигурой Христа или без неё, поэтому, выбор стоит за нами, православными верующими.

Приметы и суеверия, связанные с крестами

После того как человека окрестили, ему на шею надели крестик, который необходимо носить на протяжении всей жизни, не снимая. Особо верующие так и делают, даже моются и спят с крестами. А вот потерять священный символ считается дурным знаком, которого многие люди боятся как огня. Какие приметы и суеверия в отношении нательных крестов существуют:

  • утеря креста – жди беду. Чтобы избежать несчастья, верующие молятся, идут на исповедь и приобретают другой крестик, который обязательно должен освятить и благословить батюшка;
  • чужой крест нельзя не только носить, но и подбирать на улице, ибо считается, что беря в руки чужую реликвию, человек берёт на себя судьбу того человека и его несчастья;
  • драгоценные кресты нельзя передавать по наследству всё по той же причине.
Читайте также:
Архангел Рафаил: молитвенное обращение, в чем помогает

Значение креста для христиан

Крест почитается верующими как символ победы Иисуса Христа над смертью. Также данный знак символизирует вечную жизнь. Он является незаменимым оберегом от сил тьмы и помогает во всех благих делах и начинаниях. Во время процесса крещения крестик надевают на православного верующего, тем самым, отдавая его во власть Господа Нашего, Иисуса Христа. Мы носим крест не только как защиту и талисман, но и как напоминание о том, какую жертву принёс наш Спаситель, чтобы искупить грехи всего человечества.

Православным христианам не рекомендуется носить кресты католические, ибо они имеют несколько иное значение, чем православные. При выборе святыни учитываются личные предпочтения, но, самым главным является то, чтобы крестик был куплен в храме или церковной лавке, а также освящён священнослужителем. Одев реликвию на своё тело, мы соединяем свою душу и плоть с Божественной Благодатью, однако, эта Благодать спускается не на всех, а лишь на тех, кто истинно верит в Господа и живёт праведной жизнью.

О формах и символе креста

«Возьми крест свой, и следуй за Мной»
(Мк. 8, 34)

О том, что Крест в жизни каждого православного человека играет большую роль известно всем. Это касается и Креста, как символа крестных страданий православного христианина, которые он должен переносить со смирением и упованием на волю Божью, и Креста, как факта исповедания христианства, и великой силы, способной защитить человека от вражьих нападков. Стоит отметить, что Крестным знамением совершались многие чудеса. Достаточно сказать, что одно из великих Таинств совершается Крестом — Таинство Евхаристии. Мария Египетская, осенив воду крестным знамением, перешла через Иордан, Спиридон Тримифунтский превращал змею в золото, крестным знамением исцеляли больных и бесноватых. Но, пожалуй, самое главное чудо: крестное знамение, наложенное с глубокой верой, ограждает нас от власти сатанинской.

Сам Крест, как страшное орудие позорной казни, избранное сатаной знаменем смертоносности, вызывал непреодолимый страх и ужас, но, благодаря Христу-Победителю, он стал желанным трофеем, вызывающим радостные чувства. Поэтому и святой Ипполит Римский — муж Апостольский — восклицал: «и у Церкви есть свой трофей над смертью — это Крест Христов, который она носит на себе», и святой Павел — Апостол языков — писал в своем Послании: «желаю хвалиться (. ) только крестом Господа нашего Иисуса Христа»

Крест сопровождает православного человека в течение всей жизни. «Тельник», так назывался нательный крест на Руси, возлагается на малыша в Таинстве Крещения во исполнение слов Господа Иисуса Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).

Недостаточно просто надеть на себя крест и считать себя христианином. Крест должен выражать то, что есть в сердце человека. В одних случаях это глубокая христианская вера, в других — формальная, внешняя принадлежность к христианской Церкви. Это желание часто не является виной наших сограждан, а лишь следствием их недостаточной просвещенности, годами советской антирелигиозной пропаганды, отступничества от Бога. А ведь, Крест — это величайшая христианская святыня, видимое свидетельство нашего искупления.

С нательным крестом сегодня связано очень много различных непониманий и даже суеверий, мифов. Давайте попробуем вместе разобраться в этом непростом вопросе.

Нательный крест потому так и называется, что его носят под одеждой, никогда не выставляя напоказ (снаружи крест носят только священники). Это не означает, что нательный крест необходимо скрывать и прятать при любых обстоятельствах, но все же нарочито выставлять его на всеобщее обозрение не принято. Церковным уставом установлено целовать свой нательный крест по окончании вечерних молитв. В минуту опасности или когда на душе тревожно, не лишним так же будет поцеловать свой крестик и прочесть на его обороте слова «Спаси и сохрани»

Крестное знамение надо творить со всем вниманием, со страхом, с трепетом и с крайним благоговением. Полагая на чело три большие перста, нужно говорить: «во имя Отца», потом, опустив руку в том же виде на грудь «и Сына», перенося руку на правое плечо, затем на левое: «и Святого Духа». Сделав на себе это святое знамение креста, заключить словом «Аминь». Можно так же во время наложения Креста произносить молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного. Аминь».

Канонической утвержденной соборами формы нательного креста не существует. По выражению прп. Феодора Студита — «крест всякой формы есть истинный крест». Святитель Димитрий Ростовский еще в XVIII веке писал: «Не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по самому Христу, Пресвятою Кровью, Которого обагрился. Проявляя чудодейственную силу, какой-либо Крест не сам собой действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием Пресвятого Имени Его». Православная традиция знает бесконечное разнообразие видов крестов: четырех-, шести-, восьмиконечные; с полукружием внизу, лепестковые, каплевидные, криновидные и другие.

Каждая линия Креста имеет глубокое символическое значение. На обороте креста чаще всего делают надпись «Спаси и сохрани», иногда встречаются молитвенные надписи «Да воскреснет Бог» и другие.

Восьмиконечная форма православного креста

Классический восьмиконечный крест — самый распространенный в России. Форма этого Креста более всего соответствует тому Кресту, на котором был распят Христос. Поэтому такой Крест уже не только знамение, но и образ Креста Христова.

Над длинной средней перекладиной такого креста находится прямая короткая перекладина — табличка с надписью «Иисус Назорей Царь Иудейский», прибитая по приказу Пилата над главой Распятого Спасителя. Нижняя косая перекладина, верхний конец которой обращен на север, а нижний — на юг — символизирует подножие, призванное служить для увеличения мучений Распятого, так как обманчивое ощущение некоторой опоры под ногами побуждает казнимого невольно пытаться облегчить свою тяжесть, опираясь на нее, чем только продлевается мучение.

Догматически восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой — это жизнь будущего века, Царство Небесное, потому один из концов такого Креста указывает вверх, в небо. Это значит также, что путь в Небесное Царство открыт Христом через Его Искупительный Подвиг, по слову Его: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6).

Косая перекладина, к которой были прибиты ноги Спасителя, таким образом, означает, что в земной жизни людей с пришествием Христа, ходившего по земле с проповедью, оказалось нарушенным равновесие пребывания всех без исключения людей под властью греха. Когда на восьмиконечном Кресте изображен распятый Господь Иисус Христос, Крест в целом становится полным образом Распятия Спасителя и потому содержит в себе всю полноту силы, заключенной в крестном страдании Господа, таинственное присутствие Христа распятого.

Читайте также:
Молитва Животворящему Кресту Господню на русском языке

Есть два основных вида изображения распятого Спасителя. Древний вид Распятия изображает Христа простершим руки широко и прямо вдоль поперечной центральной перекладины: тело не провисает, а свободно покоится на Кресте. Второй, более поздний вид, изображает Тело Христа провисшим, руки подняты вверх и в стороны. Второй вид представляет взору образ страдания Христа ради нашего спасения; здесь видно страдающее в муках человеческое тело Спасителя. Такой образ более характерен для католического Распятия. Но такой образ не передает собою всего догматического смысла этих крестных страданий. Смысл этот заключен в словах самого Христа, сказавшего ученикам и народу: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12, 32).

Широкое распространение среди православных верующих, особенно во времена Древней Руси, имел шестиконечный крест. В нем также имеется наклонная перекладина, но смысл вкладывается несколько иной: нижний конец символизирует нераскаянный грех, а верхний — освобождение покаянием.

Четырехконечная форма креста

Дискуссия о «правильном» кресте возникла не сегодня. Спор о том, какой крест правильный, восьмиконечный или четырехконечный, вели православные и старообрядцы, причем последние называли простой четырехконечный крест «печатью антихриста». В защиту четырехконечного креста выступил святой Иоанн Кронштадтский, посвятивший этой теме кандидатскую диссертацию «О Кресте Христовом, в обличение мнимых старообрядцев».

Св. Иоанн Кронштадтский объясняет: «„Византийский“ четырехконечный крест на самом деле есть крест „русский“, так как, согласно церковному Преданию, святой равноапостольный князь Владимир вывез из Корсуни, где крестился, именно такой крест и первым установил его на берегу Днепра в Киеве. Подобный четырехконечный крест сохранился в Киевском Софийском соборе, высеченный на мраморной доске гробницы князя Ярослава Мудрого, сына святого Владимира». Но, защищая четырехконечный крест, св. Иоанн делает вывод, что почитать надо равно и тот и другой, так как принципиальной разницы сама форма креста для верующих не имеет.

Энколпион — крест-мощевик

Мощевики, или энколпионы (греч.), пришли на Русь из Византии и предназначались для хранения частиц мощей и других святынь. Иногда энколпион использовался для сохранения Святых Даров, которые первые христиане в эпоху гонений получали для Причащения в своих домах и имели при себе. Самыми распространенными были мощевики выполненные в форме креста и украшенные иконами, так как соединяли в себе силу нескольких священных предметов, которые человек мог носить на груди.

Крест-мощевик состоит из двух половинок с углублениями на внутренней стороне, которые образуют полость, куда помещаются святыни. Как правило, в таких крестах находится кусочек ткани, воска, ладана, либо просто пучок волос. Будучи заполненными, такие кресты обретают великую защитную и целительную силу.

Крест схимнический, или «Голгофа»

Надписи и криптограммы на Русских крестах всегда были гораздо разнообразнее, чем на Греческих. С XI века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста появляется символическое изображение головы Адама, причем кости рук, лежащие перед головой, изображаются: правая на левой, как при погребении или Причащении. По преданию Адам был погребен на Голгофе (по-евр. — «лобное место»), где и был распят Христос. Эти его слова проясняют сложившуюся на Руси к XVI веку традицию производить около изображения «Голгофы» следующие обозначения:

  • «М.Л.Р.Б.» — место лобное распят бысть
  • «Г.Г.» — гора Голгофа
  • «Г.А.» — глава Адамова
  • Буквы «К» и «Т» означают копие воина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста.

Над средней перекладиной помещаются надписи:

  • «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа;
  • а под ней: «НИКА» — Победитель;
  • на титле или около нее надпись: «СНЪ» «БЖIЙ» — Сын Божий,
  • но чаще «I.Н.Ц.I» — Иисус Назорей Царь Иудейский;
  • надписание же над титлой: «ЦРЪ» «СЛВЫ» — означает Царь Славы.

Такие кресты положено вышивать на облачении монахов, принявших схиму — обет соблюдать особо строгие аскетические правила поведения. Крест «Голгофа» также изображается на погребальном саване, который знаменует сохранение обетов, данных при Крещении, подобно белому савану новокрещаемых, означающему очищение от греха. При освящении храмов и домов также используется изображение Креста «Голгофа» на стенах здания по четырем сторонам света.

Как отличить православный крест от католического?

Католическая церковь использует только один образ Креста — простой, четырехугольный с удлинением нижней части. Но если форма креста чаще всего не имеет значения для верующих людей и служителей Господу, то положение Тела Иисуса является принципиальным разногласием этих двух религий. В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела, по лицу и с ран на руках и ногах струится кровь. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью. Православная же традиция изображает Спасителя символически, облик Его выражает не крестную муку, а торжество Воскресения. Ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он Бог, и весь его образ говорит об этом.

Еще одной принципиальной позицией является положение ног на Распятии. Дело в том, что среди православных святынь имеются четыре гвоздя, которыми предположительно и был пригвождён Иисус Христос к кресту. А значит, руки и ноги были прибиты по отдельности. Католическая церковь не согласна с этим утверждением и хранит свои три гвоздя, которыми был закреплен на кресте Иисус. В католическом Распятии ноги Христа сложены вместе и прибиты одним гвоздем. Поэтому когда Вы приносите крестик в храм на освящение, его будут внимательно рассматривать на предмет количества гвоздей.

Отличается также и надпись на табличке, прикрепленной над головой Иисуса, где должно было быть описание его проступка. Но так как Понтий Пилат не нашел, как описать вину Христа, на табличке появились слова «Иисус Назорей Царь Иудейский» на трех языках: греческом, латинском и арамейском. Соответственно на католических крестах Вы увидите надпись на латыни I.N.R.I., а на русских православных — I.Н.Ц.I. (встречается также И.Н.Ц.И.)

Освящение нательного крестика

Еще один очень важный вопрос — это освящение нательного крестика. Если крест приобретен в храмовой лавке, то он, как правило, освящен. Если крест куплен в другом месте или имеет неизвестное происхождение, то его надо отнести в церковь, попросить кого-то из служителей храма или работницу за свечным ящиком передать крест в алтарь. После осмотра креста и при соответствии его православным канонам священник отслужит положенное в этом случае чинопоследование. Обычно священник освящает кресты во время утреннего водосвятного молебна. Если речь идет о крестильном крестике для младенца, то возможно освящение и во время самого Таинства Крещения.

При освящении креста священник читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он влил в крест небесную силу и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов и от всяких злых сил. Вот почему на многих нательных крестах есть надпись «Спаси и сохрани!».

Читайте также:
Молитва на всякое начинаемое дело

В завершение, хочется отметить, Крест нужно почитать своим правильным, православным к нему отношением. Это не просто символ, атрибут веры, но и действенная защита христианина от сатанинских сил. Крест нужно почитать и поступками, и своим смирением, и посильным, насколько это возможно для ограниченного человека, подражанием подвигу Спасителя. В чинопоследовании монашеского пострига сказано, что монах всегда должен иметь перед глазами страдания Христовы — ничто так не заставляет человека собраться, ничто так ясно не показывает необходимость смирения, как это спасительное воспоминание. Неплохо и нам бы к этому стремиться. Именно тогда в нас через изображение крестного знамения на самом деле будет действовать благодать Божия. Если мы будем совершать его с верой, то воистину почувствуем Божию силу и познаем Божию премудрость.

Православные кресты: виды и значение

Крест – символ древний и значимый. И в православии он имеет огромное значение. Здесь это и знак веры, и указание на принадлежность к христианству. История возникновения креста в православии довольно интересна. Чтобы узнать об этом подробнее, рассмотрим православные кресты: виды и значение.

Православный крест: немного истории

Крест как символ используется во многих мировых верованиях. Но для христиан он изначально имел не очень хорошее значение. Так, провинившихся евреев казнили сначала тремя способами, а затем прибавили еще один, четвертый. Но Иисусу удалось изменить этот порядок в лучшую сторону. Да и распят он был на столбе с перекладиной, напоминающем современный крест.

Так сакральный знак прочно вошел в жизнь христиан. И стал настоящим обережным символом. С крестом на шее человек на Руси вызывал доверие, а с теми, кто нательного крестика не носил, старались не вести никаких дел. И говорили про них: «Креста на них нет», имея в виду отсутствие совести.

Кресты разного формата мы можем видеть на куполах храмов, на иконах, на церковной атрибутике и в качестве украшений на верующих людях. Современные православные кресты, виды и значение которых могут разниться, играют важную роль в трансляции православия по всему миру.

Виды крестов и их значение: христианство и православие

Существует огромное множество видов православных и христианских крестов. Большинство из них бывает следующей формы:

  • прямолинейные;
  • с расширенными балками;
  • квадратом или ромбом посередине;
  • криновидными окончаниями балок;
  • треугольными концами;
  • окружностями на концах балок;
  • процветшим оформлением.

Последняя форма символизирует Древо Жизни. И обрамлена растительным орнаментом, где могут присутствовать лилии, виноградные лозы и иные растения.

Помимо различий по форме, у православных крестов есть отличия по видам. Виды крестов и их значение:

    Георгиевский крест. Утвержден Екатериной Великой как наградный символ для священнослужителей и офицеров. Этот крест с четырьмя концами считается одним из тех, чья форма признана правильной.

Виноградная лоза. Этот крест с восьмью концами украшен изображениями лозы винограда. В центре может иметь изображение Спасителя.

Семиконечный крест. Был распространен на иконах 15-го века. Встречается на куполах старых храмов. В библейские времена форма такого креста служила подножием алтаря священнослужителей.

Терновый венец. Изображение колючего венца на кресте означает муки и страдания Христа. Этот вид можно встретить на иконах 12-го века.

Виселицеобразный крест. Популярный вид, встречающийся на стенах храмов, на одежде церковных служащих, на современных иконах.

Мальтийский крест. Официальный крест ордена святого Иоанна Иерусалимского на Мальте. Имеет равносторонние лучи, расширяющиеся на концах. Этот вид креста выдается за воинское мужество.

Просфорный крест. Похож на георгиевский, но имеет надпись на латыни: «Иисус Христос – победитель». Изначально такой крест был на трех церквях в Царьграде. Согласно православной традиции древние слова с известной формой креста печатаются на просфорах, символизируя выкуп грехов.

Каплевидный четырехконечный крест. Капли на концах балок трактуются, как кровь Иисуса. Такой вид был нарисован на первом листке греческого Евангелия, датируемого 2-м веком. Символизирует борьбу за веру до конца.

Восьмиконечный крест. Самый распространенный вид сегодня. Форму крест принял после распятия на нем Иисуса. До этого он был обычным и равносторонним.

Последняя форма креста в продаже встречается чаще других. Но почему этот крест так популярен? Все дело в его истории.

Православный восьмиконечный крест: история и символизм

Этот крест напрямую связывают с моментом распятия Иисуса Христа. Когда Иисус нес на гору крест, на котором его должны были распять, его форма была обычной. Но после самого акта распятия на кресте появилась подножка. Она была сделана воинами, когда они поняли, куда достанут ноги Иисуса, после казни.

Верхняя планка была сделана по распоряжению Понтия Пилата и представляла собой табличку с надписью. Так и зародился православный восьмиконечный крест, который носят на шее, устанавливают на надгробия, украшают церкви.

Кресты с восемью концами ранее использовались как основы для наградных крестов. Например, во времена правления Павла Первого и Елизаветы Петровны на такой основе изготавливались наперсные кресты для священнослужителей. И форма восьмиконечного креста даже была закреплена законодательно.

История восьмиконечного креста ближе всего к христианству. Ведь на табличке над головой Иисуса была надпись: «Сей есть Иисус. Царь Иудейский». Уже тогда, в минуты смерти, Иисус Христос получил признание от своих мучителей и от своих последователей. Поэтому восьмиконечная форма так значима и распространена среди христиан всего мира.

Какой крест считается нательным в православии?

В православии нательным крестом считают тот, который носится под одеждой, ближе к телу. Нательный крест не выставляется напоказ, не одевается поверх одежды и, как правило, имеет восьмиконечную форму. Сегодня в продаже имеются кресты и без перекладин сверху и снизу. Они тоже допустимы к ношению, но имеют четыре конца, а не восемь.

И все же каноничные кресты – это восьмиконечные изделия с фигурой Спасителя в центре или без таковой. Давно ведутся споры о том, стоит ли покупать распятия с Иисусом Христом, изображенным на них. Одни представители духовенства считают, что крест должен быть символом воскрешения Господня, и фигура Иисуса в центре недопустима. Другие же думают, что крест можно считать знаком страданий за веру, и изображение распятого Христа вполне уместно.

Приметы и суеверия, связанные с нательным крестом

Крест человеку вручается во время крещения. После этого таинства церковное украшение нужно носить, почти не снимая. Некоторые верующие даже моются в своих нательных крестах, боясь их потерять. Но что значит ситуация, когда крестик все же теряется?

Многие православные люди считают, что потеря креста – знак приближающейся беды. Чтобы ее отвести от себя, православные усердно молятся, исповедаются и причащаются, а затем приобретают в церкви новый освященный крестик.

Читайте также:
В каких случаях поможет икона Живоносный Источник

Еще одна примета связана с тем, что нельзя носить чужой крестик. Бог дает каждому человеку свою ношу (крест, испытания), и, надевая чужой нательный знак веры, человек берет на себя чужие трудности и судьбу.

Сегодня члены семьи так же стараются не надевать кресты друг друга. Хотя раньше крест, украшенный драгоценными камнями, передавался из поколения в поколение и мог стать настоящей семейной реликвией.

Найденный на дороге крест не поднимают. Но если подняли, то стараются отнести в церковь. Там его освящают и очищают заново, отдают нуждающимся.

Все вышеперечисленное многие священники называют суевериями. По их мнению, крест можно носить любой, но нужно следить, чтобы он был освящен в церкви.

Как выбрать нательный крест для себя?

Нательный крест можно выбирать, исходя из собственных предпочтений. При его выборе действуют два главных правила:

  • Обязательное освящение креста в церкви.
  • Православный вид выбранного креста.

Все, что продается в церковной лавке, несомненно, относится к православной атрибутике. А вот католические кресты православным христианам носить не рекомендуется. Ведь у них совсем иное значение, отличное от остальных религиозных направлений.

Если вы являетесь верующим человеком, то ношение креста становится актом соединения с Божественной благодатью. Но защита Бога и благодать даются не всем, а только тем, кто истово верит и искренне молится за себя и ближних. А также ведет праведный образ жизни.

Многие православные кресты, виды и значение которых разобраны выше, лишены ювелирных изысков. Ведь они не являются украшением в полном смысле этого слова. В первую очередь крест – это знак принадлежности к христианству и его нормам. И лишь потом – бытовой атрибут, который может украсить любой наряд. Конечно, иногда нательные кресты и кресты на кольцах священников изготавливают из драгоценных металлов. Но и здесь главным является не стоимость такого изделия, а его сакральный смысл. И этот смысл намного глубже, чем может показаться изначально.

Крест: что символизируют христианские распятия

В мире существовало и существует огромное количество крестов: древнеегипеткий Анх, кельтский крест, солнечный, латинский, православный, византийский, армянский («цветущий»), Андреевский и другие кресты – это всё геометрические символы, использовавшиеся в различные эпохи для выражения разных смыслов. Большинство крестов так либо иначе связаны с христианством.

В христианской традиции почитание креста берёт начало от предания о мученической смерти Иисуса Христа. Казнь через распятие существовала и до Христа – так распинали обычно разбойников, – однако в христианстве крест приобретает смысл не только орудия казни, но спасения христиан через смерть Иисуса.

Разновидности христианских крестов

В раннехристианской восточной церкви имели распространение около 16 видов крестов. Каждый из крестов почитаем церковью, и, как говорят священники, крест любой формы свят как древо, на котором был распят Иисус.

Самые распространённые виды крестов:

  • Шестиконечный православный крест
  • Восьмиконечный православный
  • Четырёхконечный латинский (или католический)

В чём разница между этими крестами?

Шестиконечный крест

Это крест с одной горизонтальной перекладиной и нижней наклонной.

Данная форма креста бытует в православии наряду с восьмиконечной, являясь, по сути, её упрощённой формой. Нижняя перекладина шестиконечного креста символизирует подставку для ног, деталь, которая имела место в действительности.

Крест, на котором распинали Христа, был четырёхконечным. Ещё одна перекладина в ногах прикреплялась к кресту перед установлением креста в вертикальном положении, после распятия, когда становилось очевидным место на кресте, где располагаются ступни распятого.

Наклон нижней перекладины имеет символический смысл «мерила праведности». Более высокая часть перекладины располагается с правой стороны. По правую руку от Христа, по преданию, был распят раскаявшийся и потому оправданный разбойник. По левую сторону, где перекладина обращена вниз, был распят разбойник, который хулением Иисуса ещё более усугубил своё положение. В широком смысле эта перекладина трактуется как символ душевного состояния человека.

Восьмиконечный крест

Восьмиконечный крест – это более полная форма православного креста.

Верхняя перекладина, отличающая крест от шестиконечного, символизирует табличку с надписью (титлом), которая была прибита к кресту также после распятия, по приказу Понтия Пилата, римского префекта Иудеи. Отчасти в насмешку, отчасти для указания «вины» распятого, на табличке на трёх языках было указано: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» (I.Н.Ц.I.).

Таким образом, по смыслу шестиконечный и восьмиконечный кресты одинаковы, но восьмиконечный крест более насыщен символическим содержанием.

Восьмиконечный крест-Голгофа

Наиболее полный вид православного креста – это крест-Голгофа. В этом символе собрано множество деталей, отражающих смысл православного вероучения.

Восьмиконечный крест стоит на символическом изображении горы Голгофы, на которой, как написано в Евангелии, совершилось распятие Христа. Слева и справа от горы размещают буквенные подписи Г.Г. (гора Голгофа) и М.Л. Р.Б. (Место Лобное Распят Бысть или, по другой версии, Место Лобное Рай Бысть – по преданию, на месте казни Христа когда-то был Рай и здесь же похоронен праотец человечества, Адам).

Под горой изображены череп и кости – это символическое изображение останков Адама. Христос своей кровью «омыл» его кости, избавив человечество от первородного греха. Кости расположены в той последовательности, в которой складываются руки во время причастия или погребения, а буквы Г.А., расположенные возле черепа обозначают слова Голова Адама.

Слева и справа от креста изображены орудия казни Христа: слева копьё, справа губка с соответствующими буквенными подписями (К. и Г.). Согласно Евангелию, губку на трости, пропитанную уксусом, воин поднёс к губам Христа, а другой воин копьём пронзил его рёбра.

За крестом обычно расположен круг – это терновый венец Христа.

По сторонам от креста-Голгофы нанесены надписи: Ис. Хс. (сокращённая форма от Иисус Христос), Царь Славы, и Ни Ка (что означает Победитель).

Как видим, крест-Голгофа – наиболее полная по символическому содержанию форма православного христианского креста.

Четырёхконечный крест

Четырёхконечный крест – один из самых древних вариантов христианской символики. Крест Армянской церкви, в которой христианство впервые в мире было признано государственной религией ещё в начале 4 века н.э., был и остаётся четырёхконечным.

Кроме того, кресты не только на древних, но и на известнейших православных соборах имеют четырёхконечную форму. Например, на соборах Святой Софии в Константинополе, Успенском соборе во Владимире, Спасо-Преображенском соборе в Переславле, Петропавловском православном храме в Санкт-Петербурге.

Так же можно встретить кресты с полумесяцем. Полумесяц на кресте, по разным версиям, символизирует якорь (Церковь, как место спасения), Евхаристическую Чашу, колыбель Христа или крещенскую купель.

Однако если в православных храмах четырёхконечная форма креста встречается не часто, то в католической церкви используется только один вариант креста – четырёхконечный, иначе называемый латинский крест.

Отличие православного и католического распятия

Кроме разности формы креста восточных и западных христиан, существуют также отличия в самом распятии. Зная важные отличительные черты православных и католических распятий, можно легко определить к какому направлению христианства принадлежит данный символ.

Читайте также:
Постриг — это обряд или церковное таинство

Отличия православного и католического распятий:

  • Число гвоздей, визуально различимых в распятии
  • Положение тела Христа

Если в православной традиции на распятии изображены четыре гвоздя – для каждой руки и ноги отдельно, то в католической традиции ноги Христа скрещены и прибиты одним гвоздём, соответственно на распятии три гвоздя.

Православие объясняет наличие четырёх гвоздей тем, что привезённый царицей Еленой из Иерусалима в Константинополь крест, на котором был распят Христос, имел следы от четырёх гвоздей.

Католики обосновывают свою версию о трёх гвоздях тем, что в Ватикане хранятся все гвозди креста, на котором был распят Христос, а их всего три. Кроме того, изображение на Туринской плащанице отпечатано таким образом, что ноги распятого скрещены, потому можно предположить, что ноги Христа прибивались одним гвоздём.

Положение тела Христа на православном распятии немного неестественно, тело Иисуса не висит на руках, как должно было происходить по физическим законам. На православном распятии руки Христа простираются по кресту в стороны, как бы призывая «все концы земли» (Ис. 45;22). В распятии нет попыток отразить боль, оно более символично. Православие объясняет такие особенности распятия тем, что крест – это, прежде всего, орудие победы над смертью. Распятие в православии – это символ победы жизни над смертью, и, как ни парадоксально, почти предмет радости, потому как содержит идею Воскресения.

На католическом распятии положение тела максимально приближено физиологическому: тело провисает на руках под собственной тяжестью. Католическое распятие более реалистично: часто изображается истекающая кровь, стигматы от гвоздей, копья.

  • 2353 просмотра

Материалы по теме

А вот ещё:

Чем занимаются экзорцисты в XXI веке

Казалось бы, в XXI веке человечество должно было далеко уйти от средневековых охот на ведьм, однако профессия экзорциста (изгоняющего дьявола) остается востребованной до сих пор. По мнению католического священника Франческо Бамонте, президента Международной ассоциации экзорцистов, интерес к изгнанию дьявола в последнее время явно возрос.

Правда, сами священники признают, что далеко не все люди, обращающиеся в церковь с такой необычной нуждой, действительно одержимы, и многим просто нужен психиатр.

Ученые считают, что вера во вселяющегося агента очень древняя. С незапамятных времен людям было проще представить себе болезнь как некое существо, поселившееся внутри и сжирающее больного. В любой проблеме всегда легче обвинить кого-то злобного извне, чем самого себя. Такие особенности человеческой психики приводят к тому, что вера в злых духов, способных поселиться в человеке, в той или другой форме существует почти во всех религиях. И, соответственно, в каждой конфессии есть специалисты, избавляющие от этой напасти.

Сегодня во всем мире действуют несколько сотен католических священников-экзорцистов. Одним из самых известных представителей этой специальности в XX веке был Габриэле Аморте – итальянский католический священник и официальный экзорцист Римской епархии. Аморте вступил в эту должность в 1986 году и за 30 лет своего служения провел десятки тысяч обрядов.

Знаменитый специалист по изгнанию дьявола считал, что основными причинами «поражения» являются секты, экстрасенсы, различные спиритические опыты и СМИ. Вина последних, по мнению главного экзорциста Ватикана, заключается в замалчивании фактов.

Преподобный Габриэль Аморт, бывший до 2016 года главным экзорцистом Ватикана

Привести к одержимости, по мнению Аморе, может и «дьявольская музыка» (как пример он приводил творчество Мерелин Мэнсона), и опасная идея о существовании «белой магии», так что Гарри Поттера можно считать крайне опасной книгой. Любимым фильмом отца Габриэле Аморта была американская лента «Изгоняющий дьявола» 1973 года.

Действующий экзорцист считал, что, несмотря на спецэффекты, этот фильм корректный и во многом реалистичный. В интервью он подчеркивал, что кинокартина демонстрирует широким массам суть его работы — «люди обязаны понимать, что мы делаем». Смерть знаменитого защитника человеческих душ в 2016 году многие восприняли как трагедию мирового масштаба.

Ритуал экзорцизма в Италии, 1952 год

Признаки одержимости во всех религиях описываются примерно одинаково: неспособность молиться и враждебное отношение к религиозным ритуалам, боль от прикосновения к священным предметам, зловоние, конвульсии, а также демонстрация сил и умений, превосходящие обычные человеческие способности – например, разговор на чужом языке.

Впрочем, психиатры называют множество расстройств, имеющих такие же симптомы, поэтому католические экзорцисты перед тем, как начать «лечение», сначала должны удостовериться, что человек не страдает психическим заболеванием. Для этого его уговаривают пройти обследование у врачей.

Боб Ларсон, экзорцист Церкви Духовной Свободы и телеведущий

А вот самый знаменитый протестантский экзорцист, пастор Церкви Духовной Свободы и телевангелист Боб Ларсон, всегда связывает успех изгнания беса с эмоциональным (душевным) исцелением и считает, что его пациентам психиатрическая помощь часто требуется наравне с духовной.

Начиная с 1980-х этот опытный священник и, по совместительству, шоумен весьма эффективно изгоняет дьявола непосредственно в прямом эфире своей телепередачи «Talk Back». Обычно в каждом выпуске находится один дозвонившийся, который затем вполне успешно «принимает Христа». Основным злом нашего мира Боб Ларсон считает рок-музыку.

В православии у священников нет единого мнения по вопросу изгнания бесов из человека, но, тем не менее, практика экзорцизма существует. Для этого совершается отчитка – особый молебен, во время которого священник, имеющий на это благословение архиерея и духовную силу, читает заклинательные молитвы на изгнание из человека падших духов. По традиции, отчитка должна совершаться один на один с бесноватым, однако в последние годы священники проводят их массово.

Для распознавания «одержимых» применяется следующий нехитрый способ: перед человеком ставят два стакана – со святой и простой водой. Если он несколько раз подряд выбирает простую воду, значит ему требуется помощь.

Православная отчитка в Среднеуральском женском монастыре, 2017 год

Даже в советские времена, когда большинство церквей в нашей стране были закрыты, в Псково-Печерском монастыре действовали два православных экзорциста, архимандрит Адриан и схиархимандрит Мирон. Сегодня же священников, практикующих отчитку, гораздо больше, причем популярными становятся именно «групповые занятия». Справка от психиатра для начала таинства не требуется, хотя православные священники также отмечают, что чаще всего имеют дело с психически больными людьми.

Остается надеяться, что для нездорового сознания, одержимого религиозными идеями, молитва является не самым большим злом. Гораздо хуже, если люди в таком состоянии вместо врачей обращаются к экстрасенсам, магам и оккультистам. Известны действительно ужасные случаи, когда подобные «обряды» проводились самостоятельно, «на дому», причем применяли духовное «самолечение» и к детям.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: