Воздвижение Креста Господня: когда произошло, что значит для христиан

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Праздник Воздвижение Креста Господнего приметы и что означает

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Крест в православии имеет огромное значение: он защищает от зла, нечистых помыслов и деяний, выступает в роли веры в силу Всевышнего и его могущества. Каждый верующий человек, заходя в церковь, молясь перед иконами и находясь на богослужении, накладывает на себя крест, как знак истинной веры в его защиту. При крещении, как взрослого, так и ребенка надевают нательный крестик, который он носит всю свою жизнь.

В наше время есть разные виды крестов и материалов, с которых они изготовлены. Каждый выбирает для себя материал, из которого он изготовлен и форму (четырех, шести, восьмиконечный и с полукругом внизу), церковь это не запрещает. Но ближе всего по значению, для верующего человека, деревянный нательный крестик, как часть деревянного креста, на котором был распят Иисус Христос.

Именно поэтому, для увековечения креста и его жизненной энергии, которой он заряжает всех людей – 27 сентября церковь отмечает православный праздник Воздвижения Креста Господня.

Что означает Воздвижение Креста Господня

Этот праздник имеет свою древнюю историю, наполненную интересными событиями, которые открыли человечеству много тайн. После распятия Иисуса Христа, его мученической смерти и предсказанного воскрешения. Несмотря на то, что враги уничтожили все зацепки, которые могли помочь в поиске Животворящего Креста Господня, глубоко верующие люди стремились, во что бы то ни стало, найти его.

Великий Римский император Константин, получив послание Божье в виде лика Креста перед важным сражением, сумел победить своих врагов, понял, что его избрали для исполнения важной миссии – найти Крест Господний.

Его мать Елена, начала поиски с того места где закончил свой жизненный путь на Земле Спаситель всего человечества. После долгих расспросов, ей удалось отыскать священное место. Было найдено три Креста, и определить, какой из них Животворящий было сложной задачей.

Но один мудрец, дал дельный совет: дотрагиваться найденными Крестами до больного человека. Таким образом, удалось исцелить безнадежно больную женщину и воскресить умершего человека. Находящиеся рядом люди увидели портящий их результат и тоже захотели прикоснуться и поцеловать уникальный Крест.

На этом месте был построен уникальный в своем роде храм на честь воздвижения честного и животворящего креста господня. Многие люди едут именно туда, чтобы прочувствовать атмосферу таинства Воскрешения Спасителя.

Праздник Воздвижение Креста Господнего, особенности

От всех других церковных праздников он отличается радостью за то, что Крест, на котором распяли сына Божьего, спустя много лет был найден и символизировал память всего человечества, о тех страшных страданиях, которые выпало ему пережить, оставаясь до последних минут своей жизни, преданным церковным традициям и своему Отцу.

Многие сомневались в правильности его поступка и возможно осуждали, но большинство верило в то, что он не жалея себя, ценой собственной жизни искупил грех всех людей на Земле. Праздник Воздвижения честного и животворящего Креста Господня дань человечества Иисусу Христу, символ православной веры и чести.

Многие люди считают, что Крест имеет огромную силу, исцеляет от многих недугов и защищает от нечистой силы. Он дарит возможность впустить в свое сердце надежду и любовь, наполнить мир добротой, чистотой душ и смирением, а также познать все прелести мира Божьего, и оценить его деяния, силу любви к людям и всем живым существам.

У каждого человека есть свое предназначение в жизни, и через какие жизненные преграды нужно пройти, чтобы найти свое место в этом мире, никому не известно. Все мы несем свою ношу, которая кажется нам порой неподъемной и несправедливой.

Но если, хоть на одну минуту, представить себе, какой смелый и сильный духом был Иисус, что сумел с достоинством вынести всю горечь своего жизненного пути, то все яснее понимаем, что наши проблемы не такие тяжелые, как нам кажутся и они даются нам для обучения.

К этому великому празднику, все готовятся заранее, читают молитвы дома, посещают церковное богослужение и молятся перед иконой Воздвижение Креста Господня. На ней изображено место нахождения чудотворного Креста царицей Еленой. Эта икона помогает просящим излечится от хронических недугов, бесплодия, проблем с суставами, зубами, и постоянной головной боли.

Приметы на Воздвижение Креста Господня

Готовясь к этому празднику, наши предки чтили религиозные традиции:

  • В этот день в церкви, на богослужении, покупали три свечи, которыми потом крестили углы в доме, читая при этом молитву;
  • наносили крест на двери дома, а для защиты домашних животных хозяин вещал обереги, которые приносили достаток в дом;
  • придерживались строгого поста, запрещались продукты животного происхождения и рыба. Их можно было заменить разнообразными блюдами из чечевицы, грибов и капусты. Из последней делали пироги, вареники, пирожки, а также капустные запеканки, голубцы с грибами и перец начиненный капустой. Считалось, что если ты раздашь милостыню нуждающимся, то исцелишь душу от греха и злых помыслов;
  • В народе, в этот день было принято сватать молодую невесту. Она читала особую молитву, в которой просила о счастливой семейной жизни, взаимопонимании и поддержке. Молодежь собиралась на массовые гулянья, а при плохой погоде, друг к другу в гости ходили;
  • К 27 сентября крестьяне старались зачистить свои земельные участки и подготовить их к пахоте;
  • Старейшины замечали, что когда приходит этот праздник, нужно готовиться к зиме. Летняя теплота будет радовать все реже и реже, а облачная и дождливая погода – все чаще.

В великий церковный праздник Воздвижение Креста Господня, что нельзя делать, чтобы не нагрешить и не быть наказанным за непослушание и предвзятое отношение к Богу:

  • Нельзя начинать что-то новое – закончиться неудачей, ссорой или серьезным конфликтом;
  • Нельзя повышать голос и сквернословить;
  • Нельзя заниматься рукоделием;
  • Нельзя открывать двери в доме или сараях, чтобы не забрались туда ужи, змеи, гадюки для зимней спячки.

Епархия.инфо

Православный календарь на сегодня, завтра, месяц, год

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня- всё о празднике

Праздник Воздвижения Креста Господня

Иерей Максим Горожанкин рассказывает о празднике Воздвижения Креста Господня. О его истории, значении, о том, как надлежит этот день проводить православным христианам. О правилах поста в этот день и о том, как важно для верующего носить нательный крестик.

Читайте также:
Обряды на Троицу на замужество

Только спустя 300 лет промыслом божиим были вновь обретены верующими и открыты для поклонения две великие христианские святыни- Животворящий крест и Гроб Господень. Это произошло во времена правления равноапостольного императора Константина, великого первого римского императора, прекратившего гонения на христиан.

Ежегодно 27 сентября Православная Церковь отмечает великий двунадесятый праздник —
«Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня». В 2021 году 27 сентября приходится на понедельник.

-Отец Максим, каково значение этого христианского праздника?

-Значение праздника Воздвижения Креста Господня весьма велико в православной традиции. И надо
сказать, что, собственно, Крест Христов всегда являлся одной из главнейших святынь православной церкви. Потому что на кресте на горе Голгофа совершилось спасение рода человеческого. Крест стал как бы тем мостиком, который соединяет теперь нас с Богом. На кресте был распят сам Христос. Сам Бог настолько возлюбил нас, что принял смерть, чтобы мы могли жить вечно. И вот орудием казни Господа нашего Иисуса Христа явился крест. И крест всегда почитался христианами даже еще до обретения.

История потери и возвращения Крестя Господня

Мы в катакомбах римских можем видеть начертания Креста Христова. Римская империя была очень долгое время языческой, и многие императоры по-разному относились к христианству. И так получалось, что самые деятельные императоры римской империи воздвигали самые большие гонения на христиан. И вот один из императоров, Адриан, он делает на месте Голгофы городскую свалку. Крест Христов закапывается и бывает потерян.

Император Адриан — фото из Википедии

И вот когда в четвертом веке император Константин становятся единым державным правителем в империи, его мать Елена изъявляет желание отыскать великую христианскую святыню — Крест Христов. Она направляется в Иерусалим, который из себя представлял уже жалкое зрелище. Город был полностью разрушен дважды после распятия Христа, и он из себя действительно представлял небольшие поселения, а в основном это и были городские свалки.

Елена находит человека, который помнил по рассказам своих предков где была та свалка, куда бросили три креста- крест Христов и два креста разбойников, распятых со Христом. Они находят то место, раскапывают эту свалку, и действительно находят три креста и дощечку на которой написано: «Иисус Назорей, Царь иудейский». Невозможно было определить- какой из трёх крестов тот самый, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. И вот Епископ иерусалимский Макарий предлагает помолиться Богу, чтобы Господь сам указал где его крест.

И вот когда начали совершать молитвы, то мимо проносили умершего человека. Шла похоронная процессия. И Святейший Патриарх архиепископ Макарий с верой в Бога предложил покойного приложить к каждому из крестов, веря что Господь вот таким великим величайшим чудом поможет узнать, где его крест. И действительно, когда приложили к тому кресту который был Крест Христов — мертвец воскрес. И патриарх Макарий торжественно совершил поднятие Креста Христова, для того чтобы его видел весь народ, который собрался. И вот это- первое основание для праздника Воздвижения честного Креста Господня.

Эпизод Обретения Креста изобразил на своей картине Аньоло Гадди (Agnolo Gaddi)

В этот день вспоминается еще одно событие, связанное с Крестом господним. Да, действительно, праздник Воздвижения- он как бы двусоставный. И второе благочестивое воспоминание, которое мы имеем- это то, когда Крест Христов был захвачен персами. Персы ворвались 6 веке в Иерусалим и разграбили его. Самая главная Святыня христианская была пленена вместе с иерусалимским патриархом Захарией. И крест и патриарх были уведены в плен. В начале седьмого века император Ираклий по договоренности с персами освобождает Честной Крест, освобождает патриарха Захарию. Его плен длился 12 лет.

Патриарх Захария приносит Честной Крест, император Ираклий берет его на свои плечи, несет его, и не может войти в храм. Какая-то сила его останавливает. Он недоумевает, а патриарх и говорит: «Господь вошел в Иерусалим на осле в униженном виде. Видимо в этом есть и для тебя какой-то знак.» И действительно, когда император снимает с себя императорские регалии, облачается в простую одежду, он берет крест и вносит его в храм господень. Вот это также празднуется в день Воздвижения Креста Христова. Потому что действительно это величайшее событие, когда такая великая святыня могла быть утеряна навсегда, потому что персы были язычниками. Но Господь сохранил Крест Христов и он был возвращен.

И по сей день мы можем (кто имеет возможность) прикладываться на святой земле, да и в любом православном храме, где есть изображение Христова распятия. Мы благоговейно можем подходить и
прикладываться, потому что верим что Господь каждому кресту даруют великую благодать. Здесь главное- Вера. Приходить, прикладываться и получать освящение.

Богослужение на праздник Воздвижения

-Как церковь отмечает это важное историческое событие?

— Богослужение праздника Воздвижения весьма торжественно. В контексте богослужения исполняются песнопения, стихиры, посвященное Честному Кресту. И вот об этом надо сказать немножко отдельно. Очень у многих, особенно у сектантов,вызывает недоумение: почему мы поклоняемся Кресту и почему молитвенно обращаемся, чтобы он нам помог, неодушевленный предмет? Вот на это всегда стоит ответить, что когда мы поклоняемся кресту, мы поклоняемся тому распятию, на котором Христос. Это очень четко церковь всегда знала и помнила: на распятии всегда Христос. Мы поклоняемся вот такому кресту, на котором распят Господь наш Иисус Христос. Не просто две деревянные перекладины. Всегда, когда мы целуем распятие, когда молимся — мы молимся тому, кто на нем распят. И это естественно возводит нас к самому Господу. Мы Господу молимся, чтобы Господь, который взошёл на Голгофу… чтобы он и наши грехи помог нам исправить… чтобы мы отошли очищенными из Храма Божия в этот праздник.

А богослужение праздника очень торжественно. На утрене выносится Честной Крест и предстоятель,
либо архиерей, либо настоятель храма (особенно это часто совершаются в кафедральных соборах), стоя на кафедре поднимает его. И при пении многократном «господи помилуй» осеняет им народ.
При этом на распятие разливается вода с маслом благовонным, и его украшают цветами, которые впоследствии раздаются верующим в память о таком событии.

О ношении нательного крестика

И мы должны помнить, что Воздвижение Честнаго Креста- это один из 12 главных праздников, на котором
обязательно необходимо быть. Особенно потому что мы себя считаем христианами. Крест- это и наш символ, потому что каждый христианин всегда носит крестик. И вот об этом также нужно сказать. Очень многие
люди преуменьшают назначение ношения нательного крестика, а оно весьма велико. Нательный крестик нельзя с себя снимать, его нужно носить всегда, постоянно. И когда купаемся, и когда спим.

Читайте также:
Заклинание на удачу — как привлечь фортуну в свою жизнь

А у нас зачастую вот так бывает: когда купаемся- снимаем, когда спим- снимаем, забывая о том, что он — наша главная защита. И на руси не случайно говорили: «не мы крест носим, а он нас». И это действительно так, это правда. Это самая наша ближайшая защита. И к кресту своему нательному необходимо прикладываться перед сном- целовать его и осенять себя крестным знамением. Необходимо и ложась на постель, готовясь уснуть и когда проснулись- первое наше действие- осенить себя крестным знамением.
Потому что это действительно то, что может нас защитить от каких-то грехов, в первую очередь от грехов. Мы распятием прогоняем бесов, которые искушают нас. И вот праздник Воздвижения, он для нас этим важен. Каждый кто носит крестик, обязан прийти в этот день в храм, чтобы перед Богом засвидетельствовать свою Веру. Поблагодарить Бога — спасителя, создателя нашего, за то что Господь на кресте взял на себя все наши грехи. Нам остается только покаяться и Господь простит. И мы увидим, какая это радость- быть православными.

Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня

-Чуть позже, 4 октября, отмечают отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня.

-В православной церкви существует целый ряд праздников, которые именуются двунадесятыми. Это самые значимые наши православные праздники, все они имеют дни отдания. То есть мы празднуем не один день, скажем Воздвижение, а несколько. И вот несколько дней мы празднуем после самого праздника, а потом совершается как в случае с праздником Воздвижение, занесение Честного Креста в алтарь. Если другой
праздник — или господский или богородичный- то в алтарь заносится икона, которая во все эти от праздника до отдания пребывает в центре храма. То есть церковь таким образом обозначает свои самые главные праздники, самые главные события священной истории. Чтобы православные могли назидаться в течение какого-то периода не один день. И вот Распятие Христово будет несколько дней лежать центре храма, чтобы каждый мог подойти, приложиться помолиться, подумать о том, какие грехи есть, в чем покаяться.

Пост во время Воздвижения

Необходимо нам помнить, что день Воздвижения Честного Креста- это еще и день постный. В этот день скоромная пища не вкушается. То есть молоко, яйца, сыр, мясо не вкушаются. Об этом надо сказать обязательно, потому что очень многие наши братья и сестры к сожалению не соблюдают православный пост.
и однодневные и многодневные посты остаются в пренебрежении. А это очень важная сторона христианской жизни.

Недавно мы праздновали память преподобного Макария Оптинского, и вот у него в творениях, его письмах есть одно письмо. Когда у него духовная дочь спрашивает: «как мне поступать, если я прихожу в гости к своим родственникам, а там скоромный стол в то время когда день постный?» Он пишет так: «не смущайся просить у своих родственников себе постной пищи, потому что этим ты их побудишь к раскаянию, и может быть кто-то захочет поститься вместе с тобой. А если и ты не будешь поститься, то кого то может быть и соблазнишь». И заканчивает свое письмо такими словами: «разве ты не знаешь что бывает, когда человек оставляет пост?»— такой вопрос нам задает и оставляет его
без ответа.

А мы знаем что бывает: скорби, когда человек не способен на подвиг, на малый подвиг поста, вот тогда его
начинают обуревать скорби. Когда мы богу ничего не жертвуем, а только просим, нарушается духовный баланс в нашей жизни. И необходимо свои традиции четко знать, ценить и соблюдать. В день Воздвижения Честного Креста будем поститься, помня о том, какую великую жертву принёс Господь наш Иисус Христос
ради нашего спасения.

Видео: о празднике Воздвижения с иереем Максимом Горожанкиным

Воздвижение Креста Господня

27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста Господня — один из 12 главных, или двунадесятых праздников Православной Церкви.

Воздвижение Креста Господня: история

В день Крестовоздвижения вспоминают, как равноапостольная царица Елена нашла Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос. Крест был обретен в 326 году около горы Голгофы в Иерусалиме. C VII века с этим днём стали соединять память о возвращении Животворящего Креста из Персии византийским императором Ираклием (629).

Праздник называется Воздвижением Креста, потому что и при обретении, и при возвращении Креста предстоятель поднимал (Воздвигал) крест три раза, чтобы все могли его видеть.

Равноапостольный царь Константин пожелал построить храмы Божии на священных для христиан местах в Палестине, (т. е. на месте рождения, страданий и воскресения Господа Иисуса Христа и др.) и найти Крест, на котором был распят Спаситель. Исполнить желание царя взялась, с великою радостью, его мать, св. равноапостольная царица Елена.

В 326 году царица Елена с этою целью отправилась в Иерусалим. Много труда положила она, чтобы отыскать Крест Христов, так как враги Христовы скрыли Крест, зарыв его в землю. Наконец, ей указали на одного престарелого еврея, по имени Иуду, который знал, где находится Крест Господень. После долгих расспросов и уговоров его заставили сказать. Оказалось, что святой Крест брошен в одну пещеру и завален мусором и землею, а сверху выстроен языческий храм. Царица Елена приказала разрушить это здание и откопать пещеру.

Когда откопали пещеру, то нашли в ней три креста и отдельно лежащую от них дощечку с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Нужно было узнать, который из трех крестов есть Крест Спасителя. Иерусалимский патриарх (епископ) Макарий и царица Елена твердо верили и надеялись, что Бог укажет святой Крест Спасителя.

По совету епископа стали подносить кресты один за другим к одной тяжело болящей женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда, когда же возложили третий крест, то она тотчас стала здоровой. Случилось, что в это время мимо несли умершего, для погребения. Тогда стали возлагать кресты один за другим и на умершего; и когда возложили третий крест, умерший ожил. Таким образом узнали крест Господень, через который Господь совершил чудеса и показал животворящую силу Своего Креста.

Читайте также:
Обряды и ритуалы в новый год на исполнение желаний

Царица Елена, патриарх Макарий и окружавшие их люди с радостью и благоговением поклонились Кресту Христову и целовали его. Христиане, узнав об этом великом событии, собрались в бесчисленном множестве к месту, где был обретен (найден) Крест Господень. Всем хотелось приложиться к святому животворящему Кресту. Но так как из-за множества народа это сделать было невозможно, то все стали просить по крайней мере показать его. Тогда патриарх Макарий встал на возвышенном месте и, чтобы всем было видно, несколько раз воздвигал (поднимал) его. Народ же, видя Крест Спасителя, кланялся и восклицал: «Господи, помилуй!»

Св. равноапостольные цари Константин и Елена, над местом страданий, погребения и воскресения Иисуса Христа построили обширный и великолепный храм в честь Воскресения Христова. Построили также храмы на Елеонской горе, в Вифлееме и в Февроне у Дуба Мамрийского.

Царица Елена часть Креста Господня принесла своему сыну, Царю Константину, а другую часть оставила в Иерусалиме. Этот драгоценный остаток Креста Христова и до настоящего времени хранится в храме Воскресения Христова.

Иконы Воздвижения Креста Господня

Самый распространенный сюжет иконы Воздвижения Креста Господня сложился в русской иконописи в XV-XVI веках. Иконописец изображает большое скопление людей на фоне одноглавого храма. В центре на амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом. Под руки его поддерживают диаконы. Крест украшен веточками растений. На первом плане — святители и все, кто пришел поклониться святыне. Справа — фигуры царя Константина и царицы Елены.

Равноапостольные Константин и Елена. Храм Святой Софии, Константинополь

Святые равноапостольные Константин и Елена XII век, Полоцк

Равноапостольные Константин и Елена. Мозаика Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге

Раноапостольные Константин и Елена

Миниатюра менология императора Василия II. Хранится в Ватикане. 11 век.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Византийская миниатюра 12 века.

Императрица Елена находит животворящий крест. Капелла Сан-Сильвестро XIII века в римском монастырском комплексе Санти-Куаттро-Коронати

Молитвы

Тропарь, глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя /
и благослови достояние Твое, /
победы православным христианом на сопротивныя даруя /
и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Спаси, Господи, людей Твоих / и благослови наследие Твоё, / победы верным над неприятелями даруя / и Крестом Твоим сохраняя народ Твой.

Кондак, глас 4

Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству, / щедроты Твоя даруй, Христе Боже, /возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, / победы дая нам на сопостаты, /пособие имущим Твое оружие мира, /непобедимую победу. Вознесенный на Крест добровольно, / соименному Тебе новому народу / милости Твои даруй, Христе Боже; / возвесели силою Твоею верных людей Твоих, / подавая нам победы над врагами, /в помощь имеющим от Тебя, / оружие мира, непобедимую победу.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

Припевы

Величай, душе моя, пречестный Крест Господень.

Ирмос 9-й песни

Таин еси, Богородице, рай, / невозделанно возрастивший Христа, / Имже крестное живоносное на земли насадися Древо. / Тем, ныне возносиму, / покланяющеся Ему, Тя величаем. Ты, Богородица, – таинственный рай, / невозделанно произрастивший Христа, / Которым на земле насаждено / Креста живоносное древо; / потому ныне, при воздвижении его, / поклоняясь Ему, мы Тебя величаем.

Песнопения Кресту Господню

Тропарь Кресту

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивные даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Причастен Крестовоздвижению и в Неделю Крестопоклонную

Кондак Кресту

Вознесыйся на крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имуще Твое, оружие мира, непобедимую победу.

Кресту Твоему

Радуйся Живоносный Kресте

Радуйся живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение, имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным, oружие непобедимое, бесов сопротивоборче: слава мучеников, преподобных яко воистинну удобрение: пристанище спасения, даруяй миру велию милость.

Молитвы Честному и Животворящему Кресту Господню

Молитва первая

Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.

Молитва вторая

О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя — утверждение, христиан всех — упование, царей — держава, верных — прибежище, Ангелов — слава и воспевание, демонов — страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных — посрамление, праведных — услаждение, обремененных — ослаба, обуреваемых — пристанище, заблудших — наставниче, одержимых страстьми — раскаяние, нищих — обогащение, плавающих — кормчий, слабых — сила, во бранех — победа и одоление, сирых — верное покровение, вдов — заступниче, дев — целомудрия охранение, ненадеянных — надежда, недужных — врач и мертвых — воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты — одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь.

Воздвижение Креста Господня. Святейший Патриарх Кирилл, храм Христа Спасителя, 2011

Богослужение Воздвижения Креста Господня

В день Крестовоздвижения положено совершать Всенощное бдение и Литургию. Но сейчас всю ночь редко где служат, поэтому центральным становится праздничное Богослужение накануне праздника — бдение.

Воздвижение — это Господский (посвященный Господу Иисусу Христу) двунадесятый праздник. Поэтому его служба не соединяется ни с какой другой службой. Например, память Иоанна Златоуста переносится на другой день.

Читайте также:
Как снять венец безбрачия самостоятельно - молитва на икону и платок

Интересно, что во время Утрени на Крестовоздвижение Евангелие читается не на середине храма, а в алтаре.

Воздвижение креста в Константинополе. 2012 год. Патриарх Варфоломей.

Кульминационный момент праздника — когда первенствующий священник или епископ, одетый в фиолетовое облачение, выносит Крест. Все молящиеся в храме целуют святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем. Во время общего поклонения Кресту поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Крест лежит на аналое до 4 октября — дня отдания Воздвижения. На отдание священник уносит крест в алтарь.

Воздвижение Креста. Сирия.

Чин Воздвижения Креста

Чин Воздвижения Креста совершается на утрене после великого славословия и пения тропаря Спаси, Господи, люди Твоя…, состоит из пятикратного осенения Крестом и возвышения его на стороны света (на восток, юг, запад, север и снова на восток). Важным изменением, по сравнению со студийскими памятниками, является добавление в чин пяти диаконских прошений (соответствующих пяти осенениям Крестом), после каждого из которых поется стократное Господи, помилуй. Кроме того, согласно Иерусалимскому уставу, прежде, чем возвысить Крест, предстоятель должен склониться к земле так, чтобы его голова отстояла от земли на пядь (греч. spithame, около 20 см). В ходе исправления богослужебных книг в Русской Церкви во 2-й пол. XVII в. был изменен порядок осенения сторон света во время чина: Крест воздвигается на восток, запад, юг, север и снова на восток. Такой порядок сохраняется до настоящего времени.

Чин Воздвижения Креста является неотъемлемой частью богослужения праздника Крестовоздвижения. Об этом говорит, в частности, разнообразие в описаниях чина в тех или иных памятниках: одни описывают как чин совершается при служении Патриарха с сонмом духовенства, другие — лишь священника с диаконом. В частности, в ответ на вопрос епископа Сарайского Феогноста отцы Константинопольского Собора 1301 г., сославшись на правила прп. Феодора Студита, разрешили возглавлять этот чин не только архиерею, но и игумену, а свт. Киприан Московский в своем послании от 1395 г. к новгородскому духовенству писал, что в день Крестовоздвижения Крест следует воздвигать во всякой церкви, пусть там будет даже только один священник. С другой стороны, в монастырском рукописном Типиконе ГИМ. Син. № 335, нач. XVII в., отмечено, что чин Воздвижения Креста в соборных храмах бывает ежегодно, а в других — только в те годы, когда Крестовоздвижение приходится на субботу или воскресенье.

В старопечатном московском Типиконе 1641 г. появилось указание о том, что Крест воздвигают только в соборных храмах и монастырях, а в обычных приходских храмах на Крестовоздвижение бывает лишь поклонение Кресту, по чину Крестопоклонной недели (Л. 153). Это указание было перенесено и в исправленный Типикон 1682 г. и с тех пор печатается во всех изданиях русского Типикона. В современной практике Русской Церкви чин Воздвижения Креста совершается в соборах, а в монастырях и на приходах — по благословению правящего архиерея. В современной практике греческих Церквей, напротив, чин Воздвижения может совершаться во всех храмах без исключения.

Проповеди и статьи на тему Воздвижения Креста Господня

  • Митрополит Антоний Сурожский: Господь умер – неужели останемся мы безучастны?
  • Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): О честный Кресте!
  • протоиерей Александр Ильяшенко: Воздвижение Креста Господня: не бесплодно ли наше страдание?
  • Схиархимандрит Авраам (Рейдман): Какой силой освящен Крест
  • Священник Федор Людоговский: Чтобы верующий не погиб
  • Протоиерей Александр Шмеман: Воздвижение Креста Господня – где победа?
  • Священник Филипп Парфенов: Крест как безумие
  • Сергей Аверинцев: «Ты не можешь назвать ни одного мучения, которого бы я уже не взял на Себя»
  • Священник Константин Кравцов: Возьми крест свой
  • Воздвижение Креста: Кто жаждет – иди ко Мне и пей
  • Христианство – это весть о смертном Боге
  • Протоиертей Александр Авдюгин: Сила крестная
  • священник Феодор Людоговский: Несение креста
  • Протоиерей Алексий Уминский: Жизнь без Креста – жизнь без надежды
  • Священник Сергий Круглов: Родинка
  • Священник Александр Дьяченко: Краеугольный камень
  • Священник Димитрий Шишкин: Слово о Кресте

Воздвижение Креста Господня: история, традиции и приметы

  1. Большой православный и народный праздник
  2. История обретения
  3. Что нужно сделать в этот день
  4. Народные приметы
  5. Крестовоздвиженский храм в Вязниках

Большой православный и народный праздник

27 сентября верующие отмечают Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня — один из 12 главных праздников православной церкви. Установлен он в честь обретения в 326 году распятия, на котором умер Иисус Христос. Воздвижением этот праздник называют потому, что и при обретении, и при возвращении крест трижды воздвигали, чтобы все могли его увидеть. В народной традиции этот день связан с окончанием уборки урожая, подготовкой к зиме и осенним равноденствием.

История обретения

После распятия, погребения, воскресения и вознесения Иисуса Христа крест, ставший орудием его казни, был утерян. В IV веке византийский император Константин, бывший ревностным христианином, решил во что бы то ни стало найти этот крест, и отправил на поиски в Иерусалим свою мать — царицу Елену.

По преданию, после длительных расспросов и тщательных поисков Елена нашла возле Голгофы три креста, на одном из которых был распят Иисус Христос. Также при раскопках были обнаружены четыре гвоздя, которыми, как полагали те, кто их нашел, Иисус был прибит к кресту, и дощечка с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», сделанной по приказу Понтия Пилата.

Вопрос, какой из трех найденных крестов является тем, на котором погиб Спаситель, отпал сам собой, потому что настоящий крест оказался целительным и животворящим — после приложения к нему исцелилась тяжелобольная женщина и ожил покойник, которого в этот момент несли мимо.

В честь обретения святого креста император Константин распорядился установить в Иерусалиме знаменитый храм Воскресения Христова, в котором размещается и Голгофа, и Гроб Господень. Строился он около 10 лет. Царица Елена не дождалась его освящения, она умерла в 327 году, а храм был освящен только в 335 году. Это произошло 13 (26) сентября, а на следующий день, 14 (27) сентября, был установлен праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста.

Василий Сазонов «Святые Константин и Елена вокруг Животворящего Креста Господня». Фото: agia-ksenia.kz

Что нужно сделать в этот день

Накануне, 26 сентября, в церкви совершается всенощное бдение. В кульминационный момент праздника епископ или священник, одетый в фиолетовое, выносит Крест. Собравшиеся целуют святыню, а предстоятель помазывает их елеем.

В день праздника положено соблюдать строгий пост — запрещено употреблять продукты животного происхождения: мясо, молоко, яйца и рыбу. Заправлять пищу можно только растительным маслом.

Читайте также:
Чистый четверг перед Пасхой: приметы, обычаи, заговоры и молитвы

Как и во всякий крупный церковный праздник, на Воздвижение не стоит заниматься трудоемкой домашней работой — ремонтом, шитьем, уборкой. Считалось, что ничего нового и важного на Воздвижение не надо совершать, потому что все пойдет прахом. Нельзя кричать и ссориться, особенно с близкими людьми.

Это день, когда змеи выползают и в поисках тепла могут забраться в жилище человека, поэтому двери в дома крепко-накрепко запираются. А вот небеса, наоборот, открываются, особо трепетно внимая каждой молитве верующего.

Народные приметы

Согласно народному календарю в этот день заканчивается сбор урожая и начинается подготовка к зиме, в частности квашение капусты. Из-за этого в некоторых регионах праздник называется Капустником или Капустицы. Другие местные названия: Ставров день, Битва правды и кривды, Здвиженье, Третьи осенины, Вздвиженьев день.

По славянскому поверью, на Воздвижение происходит битва между «честью» и «нечистью», «правдой» и «кривдой», светом и тьмой, но все плохое отступает перед божьим крестом. Поэтому в деревнях крестьяне защищали свои дома, хозяйство и домашний скот связанными крест-накрест ветками ивы или рябины. Также кресты рисовали и выжигали на дверях и воротах, чтобы уберечься от бед.

Воздвижение считалось окончанием бабьего лета и началом осенних холодов. Последние птицы в этот день улетают на зимовку в теплые края, а медведи в своих берлогах впадают в спячку. Верили, что, если увидеть в этот день последнюю стаю птиц, улетающих на юг, и загадать при этом желание, то оно обязательно сбудется.

Крестовоздвиженский храм в Вязниках

Этот день является престольным праздником для всех церквей, построенных в честь Воздвижения Креста Господня. Храм в Вязниках считается старейшим из них. Построена она в 1794 году на средства вязниковского купца Василия Иустиновича Водовозова и прихожан Троицкой церкви.

Церковь снаружи очень яркая и красивая. По стилю это позднее барокко, переходящее в классицизм. Примыкающая к трапезной невысокая колокольня появилась без малого век спустя — в 1863 году. В целом облик получился довольно традиционным: длинный храм, построенный «кораблем», где восьмерик с одним куполом уравновешен на другом конце близкой по высоте колокольней.

В настоящее время это главный действующий храм города. Кроме того, единственная церковь, которая действовала в Вязниках в советское время. Потому-то и главная местная святыня — чудотворная икона Казанской Божией Матери 1622 года — хранится именно здесь.

На территории церкви находится Крестовоздвиженское кладбище с братскими могилами воинов, погибших от ран в госпиталях города в годы Великой Отечественной войны.

Подготовила Татьяна Лысова

Церковный праздник Воздвижения креста Господня — 27 сентября 2020 года

Православный праздник Воздвижения Креста Господня отмечается Православной Церковью 27 сентября по новому стилю (по старому стилю — 14 сентября). Ему предшествует предпразднство (26 сентября). После него идут 7 дней попразднства — до 4 октября. Это значит, что в эти дни в богослужения вносятся соответствующему этому празднику элементы — читаются особые молитвы. В сам праздник совершается чин Воздвижения Креста, но только если службу ведет архиерей.

Чему посвящен праздник

Праздник Воздвижения посвящен важному событию — обнаружению римской императрицей Еленой в ходе раскопок Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос.

Затем патриарх Макарий, став на возвышении, поднимал (воздвигал) Крест, чтобы предоставить возможность как можно большему числу народа хотя бы увидеть святыню. От этого действия произошло название — Воздвижение.

Обратите внимание: В православном церковном календаре самыми главными праздниками являются двунадесятые (они названы так потому, что их двенадцать).

Двунадесятые праздники делятся на господские и богородичные, соответственно тому, посвящены они Господу Иисусу Христу или Пресвятой Богородице.

Читайте о Господских двунадесятых праздниках:

Воздвижение — Господский праздник. В отличие от некоторых других двунадесятых праздников, он непереходящий, то есть каждый год отмечается в одно и то же число — 27 сентября.

История праздника

А начиналось все так. Император Константин Первый, сын Елены, был подчиненным соправителем в Римской Империи. В государстве сложилось сложное положение с властью — было сразу несколько правителей. В Риме властвовал нечестивый Максенций, сын Максимиана. Максенций путем восстания в 306 году пришел к власти. Он угнетал народ большими налогами, а собранные средства расходовал на пышные развлечения и праздники. Христиан он гнал и убивал. Но его армия была велика, и Константин колебался в решении пойти войной на него.

Интересно: Максенций был язычником и искал помощи у ложных богов и идолов.

Константин же вспомнил, как его отец, Констанций, поклонялся Единому Богу, и решил молиться Ему. После нескольких часов усердной молитвы Константина посетило видение — ярко сияющий Крест на небе с надписью, которую можно перевести как «сим победиши». Знамение видели и многие приближенные воины. Затем на императора нашел глубокий сон, в котором он увидел Самого Спасителя, пообещавшему ему успехи в военных действиях, если он будет прибегать к помощи Креста и Его изображения. Проснувшись, император отдал приказ о повсеместном распространении изображения Креста — на доспехах, щитах и мечах воинов, на знаменах и т.п.

С того момента Константин молился перед битвами с войсками Максенция и стал одерживать победу за победой. Решающее сражение произошло в окрестностях Рима, у Мильвийского моста. Войска Максенция не выдержали и побежали с поля боя, сам он утонул в реке Тибр.

Императрица Елена отправляется на поиски святыни

Придя к власти, Константин объявил свободу вероисповедания и прекратил гонения на христиан. Позднее он принял решение найти одну из главных святынь христианской религии — Животворящий Крест, то есть Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос. Также было принято решение построить храм на священном месте Воскресения Христова.

Реализацией этих намерений занялась императрица Елена — мать Константина, с которой он состоял в тесных отношениях. Под влиянием сына она тоже приняла христианство.

Главная дата: В 326 году Елена начала путешествие в Иерусалим.

К тому времени облик Иерусалима претерпел значительные изменения по сравнению с периодом земной жизни Спасителя. В ответ на восстания против Римской власти 66 года полководец Тит захватил и разрушил Иерусалим. Великий храм был сожжен. Позднее пришел император Адриан, придерживавшийся древнеримской религии. Им был на священном месте установлен храм римской богини сексуальных наслаждений Венеры (Афродиты).

Все священные реликвии оказались под землей. Поэтому Елене пришлось предпринять трудные поиски.

Поначалу евреи лукавили и не хотели показывать местонахождение Креста Господня. Но под угрозой применения силы они указали на старика по имени Иуда, который обладал нужными сведениями. Иуда тоже долго сопротивлялся, но под пытками из него удалось выбить нужные сведения. Он указал место, на котором стоял храм Венеры и прочие языческие капища. Языческий храм был разрушен, и в этих местах были произведены тщательные раскопки.

Читайте также:
Заговоры и гадания в Крещенский Сочельник

Интересно: Вскоре появилось благоухание, указывающее, что поиски идут в правильном направлении.

Места Распятия и Воскресения Христова были обретены. Три креста и дощечка с надписями были найдены вблизи Голгофы.

Сведения из Евангелия

Согласно Евангелию, Иисус Христос был казнен вместе с двумя разбойниками, чьи кресты стояли слева и справа. Один из разбойников покаялся перед Господом и был прощен.

Древнееврейские обычаи предписывали орудие казни погребать вместе с казненным преступником. Но Господь был предан на казнь в соответствии с римским правом. Кроме того, погребение Его совершали ученики — ранние христиане. Они, конечно, не положили Крест в пещеру — Гроб Господень.

Испытание Креста

Теперь трудно было определить, на каком из крестов был распят Спаситель. Вопрос был решен путем испытания, предложенного патриархом Макарием.

В окрестностях жила одна женщина, уже долгое время страдавшая от неизлечимой болезни и находящаяся при смерти. Ее принесли, и сначала к ней приложили первые два креста, но ей не стало лучше. После приложения третьего Креста она мгновенно исцелилась (по другим данным, исцеление произошло, как только ее осенила тень от Креста).

Существует также версия, что при прикосновении к Святому Кресту воскрес умерший человек, уже приготовленный к погребению.

Столь убедительные доказательства не оставляли сомнений. Интересно, что старик Иуда, указавший место, сам принял христианство и впоследствии даже стал Иерусалимским патриархом, преданным на мучение при императоре Юлиане Отступнике.

Традиции поклонения

С того момента началось поклонение Животворящему Кресту. Вначале патриарх поднимал Его, чтобы как можно большее число людей смогло Его увидеть. При этом люди произносили одну из основных христианских молитв: «Господи, помилуй». На этой основе впоследствии был разработан чин поклонения Кресту в соборах, когда святыню поднимает над головой архиерей.

Из истории: Елена начала строить храмы в Иерусалиме и по всей святой земле.

Первой была построена церковь Воскресения на месте обретения Животворящего Креста. Всего было построено восемнадцать храмов в разных священных для христиан местах.

Точных сведений о последующей судьбе святыни нет. Известно, что она была разделена на частицы и разошлась по храмам во всем христианском мире. Первоначальное разделение на две части было осуществлено Еленой, которая часть отослала к Константину, а часть оставила заключенной в драгоценный ковчег на поклонение для народа в Иерусалиме. Толпы народа приходили в храм и прикладывались ко Древу. Возглавлял поклонение епископ. Но, несмотря на принятые строгие меры, разделение Древа на частицы продолжалось.

Из истории войны с Персией

В 7 веке, при императоре Фоке, святыня была похищена в ходе персидского нашествия и перевезена в Персию. Но преемник Фоки, император Ираклий, восстановил порядок. Вначале его военные действия против персидского царя Хозроя не увенчались успехом. Тогда он прибегнул к молитвам, постам и богослужениям.

Важно: Господь помог благочестивому правителю, и победа над персами состоялась.

В 628 году Святой Крест был возвращен в Иерусалим.

Тогда совершилось очередное чудо. Древо в храм понес на плечах сам Ираклий. Он был одет в царское облачение. Но при подходе к Лобному Месту почему-то царь не смог идти дальше. Тогда к патриарху Захарии пришло откровение, что мученический Крест надлежит нести в простой одежде и с босыми ногами. Ираклий переоделся в простую одежду и смог продолжить движение.

Крест был возложен на свое прежнее место в храме.

Дальнейшая судьба святыни

Можно утверждать, что Он пребывал там до времен крестоносцев (до 13 века). Дальнейшую Его судьбу проследить трудно.

На сегодняшний день только сохранились сведения, что многочисленные частицы Креста хранятся в различных христианских храмах и монастырях по всему миру. Точная достоверность каждой из частиц сегодня полностью доказана быть не может. Остается только принимать их как объект для поклонения.

Вот список храмов и монастырей, в которых хранятся частицы, в России:

  1. Александро-Свирский монастырь;
  2. Благовещенский монастырь (Нижний Новгород);
  3. Крестовоздвиженский монастырь (Нижний Новгород);
  4. Богоявленский собор в Елохове;
  5. Воскресенско-Фёдоровский монастырь;
  6. Крестовоздвиженский монастырь (Екатеринбург);
  7. Покровский Александро-Невский монастырь;
  8. Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры;
  9. Церковь Анастасии Узорешительницы (Псков);
  10. Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь;
  11. Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.

Самая большая по размерам из частиц хранится в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Ее размеры составляют: 635 мм в длину, 393 мм в ширину, 40 мм в толщину. Частицы, пребывающие в России, имеют гораздо меньшие размеры.

Воздвижение — постный день

В простонародной речи название праздника на протяжении веков подвергалось разным искажениям — крестьяне называют его Вдвижением, Сдвижением и т.п. Смешавшись с народной памятью о языческих традициях, праздник оброс в среде крестьян многочисленными поверьями, не имеющими богословской ценности.

Важно: По церковному уставу, Воздвижение — это постный день, запрещены к употреблению продукты животного происхождения — мясо, птица, рыба, яйца, молочное.

Но, в отличие от некоторых других постов, растительное масло разрешено. На Руси особенно популярна в этот день квашеная капуста, приправленная растительным маслом.

Смысл и традиции богослужения в этот день

Смысл этого праздника для православного христианина отличается от смысла Страстной Седмицы. В седмицу Страстей Христовых православные строго постятся и со страхом вспоминают о страданиях Спасителя. А на Воздвижение надлежит пребывать в духовной радости по поводу своего искупления и спасения Господом.

Важно! В день Крестовоздвижения служатся Всенощное Бдение и Литургия. Соединение этого господского праздника с памятью какого-то другого святого недопустимо, поэтому память святителя Иоанна Златоуста совершается в другой день.

Во время Утрени Евангелие читается в алтаре. В определенный момент священник или епископ выносит Крест. Это, конечно, не сам Животворящий Крест, а его символ. Но в этот день от него исходит особая благодать. Прихожане по очереди прикладываются к нему, а священник помазывает их святым елеем.

Крест остается лежать на аналое до 4 октября — дня отдания праздника.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Архиерейский Собор-2021
  • Архиерейский Собор-2017
  • Архиерейский Собор-2016
  • Архиерейский Собор-2013
  • Архиерейский Собор-2011
  • Поместный Собор-2009
  • Архиерейский Собор-2009
  • Патриарх
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Синодальные учреждения
  • Московская Патриархия
  • Епархии и Экзархаты
  • Поместные Церкви
  • Церковь и государство
  • Церковь и общество
  • Наука и образование
  • Издательства и СМИ
  • Памятные даты
  • Межрелигиозные отношения
  • Гонения на христиан
  • Инославие
  • Старообрядчество
Читайте также:
Ритуалы в день рождения на деньги, удачу и счастье

Главные новости

В праздник Собора Московских святых Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
Святейший Патриарх Кирилл наградил специального представителя Коптской Патриархии доктора Антона Милада орденом Славы и чести
Святейший Патриарх Кирилл принял заместителя председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами иерея Олега Овчарова
Святейший Патриарх Кирилл принял заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления архимандрита Герасима (Шевцова)
В праздник Успения Пресвятой Богородицы Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

27 сентября — Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня

Событие обретения Честнаго Креста. После того как свершились величайшие события в истории человечества — Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, св. Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 г. Святые места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых были построены языческие храмы.

Обретение Честнаго Креста имело место в царствование св. равноапостольного Императора Константина Великого. По сообщениям церковных историков IV в., мать Константина, св. равноапостольная Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также св. Крест, чудесное явление которого явилось для св. Константина знаком победы над противником.

Сохранились три различные версии предания об обретении св. Креста. Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V в. Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и других и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского (IV в.)), Честный Крест находился под языческим святилищем Венеры. Когда святилище было разрушено, обнаружились три креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди, которыми Он был пригвожден к орудию казни. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, Иерусалимский епископ Макарий (+ 333) предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и Честный Крест был поднят епископом Макарием для всеобщего обозрения.

Вторая версия предания об обретении Честнаго Креста, возникшая в Сирии в 1-й пол. V в., относит это событие не к IV, а к III в. и говорит о том, что Крест был найден Протоникой, женой имп. Клавдия II (269–270), а затем спрятан и вновь найден в IV в.

Третья версия, также, видимо, возникшая в V в. в Сирии, сообщает, что св. Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место — храм Венеры. Св. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены 3 креста; явить Крест Христов помогло чудо — воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима.

Несмотря на наибольшую древность первой версии предания об обретении Честнаго Креста, в средне- и поздневизантийскую эпоху наиболее распространенной стала третья версия; в частности, на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник Крестовоздвижения согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви.

Точная дата обретения Честнаго Креста неизвестна; по-видимому, оно имело место в 325 или 326 г. После обретения св. Креста Император Константин начал строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей Святому городу торжественностью. Около 335 г. была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня большая базилика Мартириум. День Обновления (т. е. освящения) Мартириума, а также ротонды Воскресения (Гроба Господня) и других построек на месте Распятия и Воскресения Спасителя 13 или 14 сентября стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения Честнаго Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления.

Установление праздника Крестовоздвижения связано, таким образом, с праздниками в честь освящения Мартириума и ротонды Воскресения. Согласно «Пасхальной хронике» VII в., чин Воздвижения Креста был впервые совершен в ходе торжеств при освящении иерусалимских храмов.

Уже в кон. IV в. праздник Обновления базилики Мартириума и ротонды Воскресения был в Иерусалимской Церкви одним из трех главных праздников года, наряду с Пасхой и Богоявлением. По свидетельству паломницы кон. IV в. Эгерии, Обновление праздновалось в продолжение восьми дней; каждый день торжественно совершалась Божественная литургия; храмы украшались так же, как на Богоявление и на Пасху; на праздник в Иерусалим приходило множество людей, в том числе и из отдаленных областей — Месопотамии, Египта, Сирии. Эгерия подчеркивает, что Обновление праздновали в тот же день, когда был обретен Крест Господень, а также проводит параллель между событиями освящения иерусалимских церквей и ветхозаветного храма, построеннго Соломоном («Паломничество». Гл. 48–49).

Выбор 13 или 14 сентября как даты праздника Обновления мог быть обусловлен как самим фактом освящения храмов именно в эти дни, так и сознательным выбором. По мнению ряда исследователей, праздник Обновления стал христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей, одного из трех главных праздников ветхозаветного богослужения (Лев 34. 33–36), отмечавшегося на 15-й день 7-го месяца по ветхозаветному календарю (этот месяц примерно соответствует сентябрю), тем более что освящение Соломонова храма также произошло во время Кущей. Кроме того, дата праздника обновления 13 сентября совпадает с датой освящения храма Юпитера Капитолийского в Риме, и христианский праздник мог быть установлен взамен языческого (эта теория не получила большого распространения). Наконец, возможны параллели между Воздвижением Креста 14 сентября и днем Распятия Спасителя 14 нисана, а также между Крестовоздвижением и праздником Преображения, празднуемым за 40 дней до того. Вопрос о причине выбора именно 13 сентября как даты празднования Обновления (и соответственно 14 сентября как даты праздника Крестовоздвижения) в современной исторической науке окончательно не решен.

Обновление и Крестовоздвижение. В V в., по свидетельству церковного историка Созомена, праздник Обновления отмечался в Иерусалимской Церкви по-прежнему очень торжественно, в продолжение 8 дней, в течение которых «преподавалось даже таинство Крещения» (Церковная история. 2. 26). Согласно сохранившемуся в армянском переводе иерусалимскому Лекционарию V в., на второй день праздника Обновления Честный Крест показывали всему народу. Тем самым, первоначально Крестовоздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий собой основное торжество в честь Обновления — аналогично праздникам в честь Божией Матери на следующий день после Рождества Христова или св. Иоанна Крестителя на следующий день после Крещения Господня.

Читайте также:
Вербное воскресенье: история праздника, правила, традиции и приметы

Начиная с VI в. Крестовоздвижение стало постепенно делаться более значительным праздником, чем праздник Обновления. Если в Житии прп. Саввы Освященного, написанного в VI в. прп. Кириллом Скифопольским, еще говорится о праздновании Обновления, но не Воздвижения (гл. 67), то уже в Житии прп. Марии Египетской, традиционно приписываемом свт. Софронию Иерусалимскому (VII в.), говорится о том, что прп. Мария направилась в Иерусалим на празднование именно Воздвижения (гл. 19).

Само слово «воздвижение» (ypsosis) среди сохранившихся памятников впервые встречается у Александра Монаха (527–565), автора похвального слова Кресту, которое должно читаться на праздник Крестовоздвижения согласно многим литургическим памятникам византийской традиции (включая современные русские богослужебные книги). Александр Монах писал, что 14 сентября — это дата празднования Воздвижения и Обновления, установленного отцами по повелению императора (PG. 87g. Col. 4072).

К VII в. тесная связь праздников Обновления и Крестовоздвижения перестала ощущаться — возможно, по причине нашествия персов на Палестину и разграбления ими Иерусалима в 614 г., повлекшего за собой пленение Честнаго Креста персами и частичное разрушение древней иерусалимской литургической традиции. Так, свт. Софроний Иерусалимский в проповеди говорит, что он не знает, почему в эти два дня (13 и 14 сент.) Воскресение предшествует Кресту, то есть — почему праздник Обновления храма Воскресения предшествует Воздвижения, а не наоборот и что причину этого могли знать более древние епископы (PG. 87g. Col. 3305).

Впоследствии именно Крестовоздвижение стало основным праздником; праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения, хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, сделался предпраздничным днем перед Крестовоздвижением.

Праздник Крестовоздвижения в соборном богослужении Константинополя IX–XII вв. В Царьграде праздник Обновления иерусалимских церквей не имел такого значения, как в Иерусалиме. С другой стороны, почитание Честного Древа Креста Господня, начавшееся еще при св. равноапостольном Императоре Константине и особенно усилившееся после победного возвращения св. Креста Императором Ираклием из персидского плена в марте 631 г. (с этим событием связаны также установление календарных памятей Креста 6 марта и в Крестопоклонную неделю Великого поста), сделало Крестовоздвижение одним из великих праздников литургического года. Именно в рамках константинопольской традиции, которая в послеиконоборческий период стала определяющей в богослужении всего православного мира, Воздвижение окончательно превзошло праздник Обновления.
По различным спискам Типикона Великой церкви, отражающего послеиконоборческую соборную практику Константинополя IX–XII вв., празднование Крестовоздвижения представляет из себя пятидневный праздничный цикл, включающий четырехдневный период предпразднства 10–13 сентября и день праздника 14 сентября. Особое значение придается также субботним и воскресным дням до и после Воздвижения, которые получили свои литургийные чтения.

Поклонение Честному Кресту начиналось уже в дни предпразднства: 10 и 11 сентября для поклонения приходили мужчины, 12 и 13 сентября — женщины. Поклонение совершалось между утреней и полуднем.

В день праздника 14 сентября богослужение отличалось торжественностью: накануне совершали праздничную вечерню с чтением паремий; ради праздника служили паннихис (торжественная служба в начале ночи); утреня совершалась по праздничному чину («на амвоне»); после великого славословия совершался чин Воздвижения Креста. По окончании Воздвижения и поклонения Кресту начиналась Божественная литургия.

В византийских послеиконоборческих монастырских Типиконах устав праздника Крестовоздвижения получил свой окончательный вид. Корпус песнопений праздника по этим Типиконам в целом один и тот же; праздник имеет пред- и попразднство; литургийные чтения праздника, суббот и недель перед и по Воздвижением заимствованы из Типикона Великой церкви; из константинопольской же кафедральной традиции заимствован и чин Воздвижения Креста на праздничной утрене, по сравнению с той несколько упрощенный. В Иерусалимском уставе начиная с ранних его редакций XII–XIII вв. появляется указание на пост в день Крестовоздвижения. Прп. Никон Черногорец (XI в.) в «Пандектах» писал о том, что пост в день Воздвижения нигде не обозначен, но является общепринятой практикой.

Согласно принятому ныне в Православной Церкви Иерусалимскому уставу, праздничный цикл Крестовоздвижения состоит из предпразднства 13 сентября (соединенного с праздником Обновления иерусалимского храма Воскресения), праздника 14 сентября (в XX–XXI вв. — 27 сентября по новому стилю) и семи дней попразднства, включая отдание 21 сентября.

Песнопения праздника. По сравнению с гимнографией других двунадесятых праздников, далеко не все песнопения Крестовоздвижения связаны именно с этим событием, многие из них входят в состав крестных песнопений Октоиха (на службах сред и пятниц всех гласов), а также в последования других праздников в честь Креста: Происхождения Честных Древ 1 августа, Явления знака Креста на небе 7 мая, Крестопоклонной недели Великого поста, то есть составляют единый корпус гимнографических текстов, посвященных Кресту Господню.

Ряд песнопений в последовании праздника В. традиционно включают моления за Императора и прошения о даровании ему и его воинству победы. В современных русских изданиях многие строки, содержащие прошения об Императоре, или удалены, или переформулированы, что было обусловлено историческими обстоятельствами. Причину появления таких прошений следует видеть в православном понимании Креста как знамения победы (что сделало Крест частью византийской воинской символики), а также в том, что обретение Креста и установление праздника Воздвижения состоялось благодаря, в первую очередь, святым равноапостольным Константину и Елене. Последнее подтверждается наличием особой памяти св. Константина и Елены в Синайском Канонаре IX–X вв. 15 сентября, то есть на следующий день после Воздвижения (установление этой памяти выражает ту же идею, что и установление памяти Пресвятой Богородицы на следующий день после Рождества Христова или памяти св. Иоанна Предтечи на следующий день после Крещения Господня — сразу после события прославляются те лица, которые имели первостепенное значение для его осуществления).

Гимнографическое последование Крестовоздвижения содержит тропарь Спаси, Господи, люди Твоя. , кондак Вознесыйся на Крест волею. , канон прп. Космы Маюмского, большое количество стихир (22 самогласна и 5 циклов подобнов), 6 седальнов и 2 светильна. Канон в последовании Крестовоздвижения только один, но девятая песнь в нем включает не один, а два ирмоса и два цикла тропарей, причем четыре последние буквы акростиха из восьмой песни и первой группы тропарей из девятой песни канона продублированы во второй группе тропарей девятой песни. Необычность такой структуры канона объясняет предание, сохранившееся на Афоне, согласно которому прп. Косма Маюмский, придя в Антиохию на праздник Крестовоздвижения, услышал в одном храме, что его канон поют не на тот напев, который он сам имел в виду, составляя канон. Прп. Косма сделал певцам замечание, но они отказались исправить ошибку; тогда преподобный открыл им, что он и есть составитель канона, и в доказательство составил еще одну группу тропарей девятой песни. В рукописях сохранились византийские толкования на этот сложно написанный канон, на основе которых написал свое толкование (имеющее большую известность в греческих Церквах) прп. Никодим Святогорец.

Читайте также:
Ритуалы на Новый 2021 год: заговоры, обряды, магия

По материалам статьи диакона Михаила Желтова и А.А. Лукашевича
«Воздвижение Креста Господня» из 9 тома «Православной Энциклопедии»

Праздник Крестовоздвижения

  1. Крестовоздвижение: история праздника
  2. Крестовоздвижение среди двунадесятых праздников
  3. История Воздвижения Креста
  4. Иконы Крестовоздвижения
  5. Сдвижение змей
  6. Молитва на Крестовоздвижение
  7. Что нельзя есть на Крестовоздвижение
  8. Крест Христов и крестное знамение

Крестовоздвижение: история праздника

  1. Молитвы Матроне Московской разные
  2. Молитвы перед Причастием и Исповедью
  3. Икона Оптинских старцев
  4. Ченстоховская икона Божией Матери

Один из первых двунадесятых праздников в церковном году — 27 сентября, Крестовоздвижение, память находки Креста господня на Голгофе царицей Еленой в III веке. Церковный год начинается и заканчивается индиктом — новолетием, которое отмечается 14 сентября.

Известно, что в Православной Церкви ежедневно совершается память святого или праздник в честь важного для учения Христова исторического события. Каждый церковный праздник имеет особый назидательный, воспитательный смысл. Праздники Церкви сохраняют истинное назначение праздников — это обновление жизни, напоминание об особых событиях, а не просто пьяное веселье, разнузданные потехи.

Крестовоздвижение среди двунадесятых праздников

  1. Сильные молитвы Николаю Чудотворцу в болезни, в беде
  2. Сорокоуст о здравии и за упокой — как правильно заказать
  3. Молитвы Серафиму Саровскому разные

В годовом церковном круге есть двенадцать праздников, называемых «двунадесятыми» (по-церковнославянски двенадцатеричными). Это дни, посвященные важнейшим событиям земной жизни Христа и Пресвятой Богородицы, а также важнейшим историческим событиям Церкви.

Традиции их празднования складывались веками, и сегодня они празднуются во всем мире, причем, благодаря своей распространенности, охватывают даже жизнь не религиозных людей. Это церковная проповедь, слава имени Христа, которая идет и за церковной оградой.

В каждой православной стране эти праздники отражают традиции, национальный менталитет и исторически сложившуюся культуру. Так, в России и Греции в разные праздники приносятся на благословение земные плоды. Элементы славянской обрядовости сохранились, например, в традициях колядования на праздник Рождества на Украине, в России и Беларуси.

Благодаря терпимости и любви Православной Церкви множество древних добрых традиций дошло до наших дней.

Эти дни — словно духовные светлые вехи года. Вспоминая то или иное событие, вознося хвалу Господу и Богородице, мы радуемся любви Божией к людям и вновь смотрим на себя со стороны, стараясь быть достойными этой любви. Верующие стараются исповедаться и причаститься в двунадесятые праздники.
Двунадесятые праздники делятся по содержанию:

Господские (Господние) — восемь праздников,

дни памяти священных событий.

По торжественности богослужения, определяемой Уставом:

По времени и дате празднования:

Отметим, что к двунадесятым праздникам не относится Светлая Пасха Господня. Это «праздников праздник и торжество из торжеств». По сравнениям церковных писаний, двунадесятые дни – словно звезды, Рождество Христово из них можно сравнить с луной, а Святая Пасха – Солнце, без него (без Воскресения Христова) и жизнь невозможна, и звезды меркнут.

О Пасхе нужен отдельный обстоятельный рассказ. В Пасхальную ночь во всех храмах совершаются торжественные крестные ходы, люди стараются прийти на службу хотя бы ненадолго. Однако ночное богослужение зачастую совершается и на Рождество Христово, а в некоторых приходах и в другие праздники.

История Воздвижения Креста

Известно, что в первые века по Рождении Христовом — их еще называют первохристианскими временами — многие тысячи людей отдали свою жизнь за Христа, отказавшись отречься от него, и стали мучениками. Дело в том, что императоры Рима в то время исповедовали язычество, а главное — в сонме языческих богов обязательно находился и сам император, ему возносились молитвы (хотя как он мог их слышать?) и приносились жертвы. Причем император объявлялся богом по праву трона: неважно, каков был уровень его нравственности, праведна ли была его жизнь и справедлив ли он был. Напротив, из истории мы знаем об императорах-убийцах, развратниках, предателях. Зато императора нельзя было свергнуть — только убить. Итак, ученики Христа отказывались поклоняться богам, называя Богом Одного Христа, за это их, как не повинующихся императору-богу, пытали и убивали.

Но однажды, услышав проповедь учеников Христа, крестилась мать императора Константина Первого — царица Елена. Она воспитала своего царственного сына честным и праведным человеком. После Крещения Елена захотела найти Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос и который был зарыт на горе Голгофе. Она понимала, что Крест объединит христиан, станет первой великой святыней христианства. Со временем и Константин Великий принял христианство.

Крест Христов был найден в 326 году царицей Еленой, искавшей его вместе со священниками и епископами, в числе других крестов — орудий казни — на горе Голгофе, где Господь был распят. Как только Крест был поднят из-под земли, воскрес умерший, которого проносили мимо в похоронной процессии: поэтому Крест Христов сразу стали называть Животворящим. Именно с таким большим крестом и изображается на иконах царица Елена.

На протяжении своей дальнейшей жизни она помогала императору Константину в распространении и проповеди христианства по всей Римской империи: воздвигала храмы, помогала нуждающимся, рассказывала об учении Христа.

Иконы Крестовоздвижения

Икона Воздвижения Креста — иллюстрация великого исторического события, в честь которого установлен и праздник Крестовоздвижения. После земной жизни Христа и Его Крестной смерти само орудие Его казни — но и оружие человеческого избавления от грехов, Святой Господень Крест был утерян.

Этот образ был очень распространен в русских церквях в XV веке.

На иконе изображено множество людей на фоне храма. В центре — Патриарх в черно-белых одеждах с Крестом, который он держит над головой поднятым. По правую руку от него стоят святые равноапостольные Константин и Елена. Остальные люди — это молящиеся Богу православные христиане.

Церковное предание гласит, что икона праздника Воздвижения Животворящего Креста была написана византийскими иконописцами еще в IV веке, когда произошло одно из величайших чудес в истории: император Византии Константин узнал о христианстве и, в отличие от своих царственных предшественников, не стал воздвигать гонения на учеников Христа, а в сердце своем обратился к Господу Иисусу. И перед одной из страшных битв после сокровенной молитвы император увидел сияющий Крест на небе над полем битвы и услышал Божий глас: «Сим победиши!» — то есть «победишь с помощью этого знамения». Так Крест стал военным знаменем целой Империи, и под знаком Креста долгие века процветала Византия. Константин же был назван Великим и после смерти канонизирован как святой равноапостольный царь — за свои дела и за свою веру.

Читайте также:
Ритуал на любовь мужчины или парня

Святая Церковь в этот день напоминает верующим не только об обретении Креста святой царицей Еленой в Иерусалиме, но и о возвращении Животворящего Креста из плена в VII веке императором Ираклием: святыня была захвачена персами, а потом возвращена христианами.

В этот день вспоминаемся также Крестная смерть Господа и в знак почитания страданий Христа верующие люди держат строгий пост (без пищи животного происхождения: мяса, молока, яиц, рыбы). Если вы хотите почтить этот святой день, но никогда не постились, стоит воздержаться хотя бы от мяса и вкусных лакомств, сладостей, деликатесов.

За богослужением в этот день выносится на середину храма большой Крест, к котором прикладываются верующие.

Сдвижение змей

Многие церковные праздники стали поистине народными, к ним приурочили приметы, стали приносить на освящение, то есть благословение Богом в церкви определенные сезонные плоды, молиться об определенных вещах, связанных с праздником.

С Крестовоздвижением связано начало приготовлений к зиме, первые заморозки. В это время на Руси обычно заготавливали капусту, говорили, что у хорошего хозяина пирог в этот день будет с капустой. Можно приурочить к празднику семейное квашение капусты.

Примета сдвижения змей на Крестовоздвижение — народное поверье, что в этот день нельзя ходить в лес, потому что змеи выползают из своих нор. Православные христиане не верят в заговоры, но прислушаться к поверьям быть не помешает, ведь приметы — это кладезь народной мудрости.

Молитва на Крестовоздвижение

Частицы Животворящего Креста сегодня находятся во многих храмах мира. Возможно, и в вашем городе есть частица Животворящего Креста Господня, и вы можете приложиться к этой великой святыне. Крест зовут Животворящим — творящим и дарующим жизнь, то есть имеющим великую силу.
В утренних и вечерних молитвах, находящихся в каждом православном молитвослове есть молитвы, призывающие силу Божию, происходящую от Креста Господня. Православные христиане, таким образом, ограждают себя на каждый день и на каждую ночь силой Креста Господня.

Обратитесь с молитвой ко Господу, оградите себя крестным знаменем и искренней верой в Бога — и вы увидите, как изменится ваша жизнь.

Читать краткую молитву Кресту можно наизусть и онлайн, особенно важно это в момент опасности:

Огради меня, Господи, силой Честного и Животворящего Твоего Креста и убереги меня от зла.
Спаси, Господи, людей Твоих и благослови Церковь Твою, победы православным христианам на врагов подавая и Твоих сохраняя крестом Твоим людей верующих.

Вера, дарованная Господом, знание о Его помощи должны умножаться среди людей. Поэтому, в отличие от заговоров, которые распространяют служители темных сил и которые должны «читаться тайно», вы можете и должны делиться своей верой, рассказывать о чудесной помощи Божией и его милости. Благие дела, которые творятся с призыванием Божией благодати, будут совершены всегда успешно.

Что нельзя есть на Крестовоздвижение

В Православной Церкви соблюдение постов и постных дней — одна из важнейших традиций. Верующие люди по возможности, в соответствии со здоровьем, соблюдают календарь постных дней и следят за ним.

Полного церковного Устава о посте, пожалуй, могут придерживаться только монахи, однако по вашему усердию вы можете соблюсти такой пост хотя бы в день Воздвижения, а на длительные посты уже нужно брать благословение священника. Нельзя есть на Крестовоздвижение

В длительные посты в понедельник, среду и пятницу уставом запрещаются рыба, вино и елей и разрешается принимать пищу без растительного масла (сухоядение) только после вечернего богослужения. В остальные же дни – вторник, четверг, суббота и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом.

Важно понимать, что пост – не цель, а средство для смирения своей плоти, чтобы очиститься от грехов через воздержание в пище. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов в отношении пищи каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту.

Продолжительность и мера поста могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния христианина, а также объективных условий его жизни. В частности, при острых или хронических заболеваниях, требующих особого режима питания, пост в отношении пищи может быть сокращен, облегчен или отменен. Это же касается и христиан, на временной или постоянной основе пребывающих в условиях светского общежития, предполагающего общее питание (войсковые подразделения, больницы, интернаты, спецшколы, места заключения).

Крест Христов и крестное знамение

Нательные кресты различных форм и из различных материалов носят все христиане.
Неважно, из чего изготовлен крест, в разные века существовали разные традиции, и сегодня крест может быть изготовлен из металла или из дерева; из ниток или бусин; быть эмалевым или стеклянным; чаще всего выбирают тот, который удобно носить, долговечный — обычно это серебряные или золотые кресты; можно выбирать кресты черненого серебра — никаких особых примет они не несут.

Церковь рекомендует выбирать кресты с Распятием — то есть фигурой Христа и надписью «Спаси и сохрани», которая идет обычно с обратной стороны. Они продаются в храмах. Обращение к силе Животворящего Креста Господня — великая защита для каждого человека. Известно, что крестным знамением останавливается демоническое воздействие: диавол и его слуги не могут выносить правильного креста, поэтому зачастую пытаются над ним глумиться (именно таково происхождение сатанинских символов перевернутого креста).

Правильное крестное знамение совершается правой рукой, сжатыми большим, указательным и средним пальцами (они символизируют силу и всемогущество Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого — Нераздельной Святой Троицы). Вначале пальцы нужно прижать ко лбу, затем к животу (примерно на уровне талии), к правому и затем к левому плечу.

Да хранит вас Господь силой Честного и Животворящего Креста!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: